Развитие речи | это… Что такое Развитие речи?
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Содержание
|
Усвоение языка ребёнком
Основная статья: Усвоение языка
Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребёнку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно.
Критический возраст
Основная статья: Дети джунглей
Дети, лишённые человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет)[1].
Речевые ошибки при освоении языка
При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Возникает даже так называемый «промежуточный язык». Многие ошибки детей типичны, и зависят от их возраста и уровня языкового развития. Словотворчество детей отражает творческий характер усвоения языка и также подчиняется определённым закономерностям.
Синтаксис детской речи
Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».
Овладение значением слова
Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.
Изучение детской речи
Основная статья: Онтолингвистика
В психолингвистике последних лет изучение детской речи выделилась в отдельную отрасль: онтогенез речи ребёнка или онтолингвистика, англ. developmental psycholinguistics. По этой проблеме проводятся международные симпозиумы, пишутся специальные учебники.
Педагогические методики развития речи
Усвоение двух и более языков
См. также
- Гуление
- Лепет
- Фонематический слух
- Синтаксис
- Семантика
- Когнитивное развитие
Литература
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М., 1994.
- Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
- Пиаже Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.
- Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л. С. Выготского на книги «Речь и мышление ребёнка» и «Суждение и рассуждение ребёнка» // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.- 240 с.
Ссылки
- Глава «Возникновение и первые этапы развития речи ребенка» (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998).
- Скороговорки для развития речи и не только.
- Этапы речевого развития ребенка — статья для родителей.
- Этапы развития детской речи
- Простые игры для развития связной речи
- Логопедические видео уроки для развития речи детей
Примечания
- ↑ Белянин В. П. Психолингвистика. — М.: Флинта, 2009, с. 59.
Развитие речи: способы и пособия-помощники
Речь ребенка — это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что психические процессы у детей — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи.
Чем лучше ребёнок говорит, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги.
Основные этапы развития речи у дошкольников
Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.
Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:
- младший возраст 3-4 года,
- средний возраст 4-5 лет,
- старший возраст 5-6 лет.
Мы рассмотрим каждый этап и пособия, которые подходят для развития речи в каждом возрасте.
Младший возраст
В возрасте 3-4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть достаточно знаний о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать собственные выводы.
Для этого возраста отлично подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-4 лет. Младшая группа». Это авторская программа, в которой собраны разные форматы работы с детьми:
- пересказы текстов,
- описание игрушек и картинок,
- составление рассказов,
- стихотворения,
- инсценировки сказок,
- игры на развитие активного словаря,
- театрализованная деятельность и другие.
В этом возрасте для детей актуален игровой формат: так они лучше воспринимают новую информацию и проявляют интерес к обучению. Поэтому в пособии много развивающих игр, например, «Куклы рисуют и гуляют», в которой ребенок изучает формы слов, уменьшительно-ласкательные суффиксы и описательные прилагательные. Программа построена в форме занятий, каждое из которых выполняет определенные задачи: закрепить произношение тех или иных букв, активизировать в речи прилагательные или другие части речи и так далее.
Еще одно пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» О.С. Ушаковой. Это тетрадь, которая поможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. В ней много игр, загадок, заданий и практических упражнений. Например, на первом занятии предлагается разбор сказки «Колобок» вместе с ребенком. Он включает переcказ, совместное рассказывание сказки, где малыш продолжает за взрослым предложения, отгадывание загадок и обсуждение. Такой подход отлично развивает речь, так как ребенок не просто слушает, а включается в процесс и тоже размышляет и приходит к своим выводам.
Последнее пособие для этого возраста — «Демонстрационный материал.
Развитие речи для детей 3-4 лет» О.Е. Громовой, А.Ю. Кабушко и Г.Н.Соломатиной. Это папка с 16 яркими картинками для обсуждения с детьми. На картинках представлены лексические темы, которые развивают речь в соответствии с возрастом:- состав семьи,
- занятия членов семьи,
- части тела куклы,
- дома,
- чайная посуда и другие темы.
Красочные изображения демонстрируют разные ситуации, которые нужно обсудить с ребенком, предложить ему рассказать, что происходит на картинке.
Средний возраст
В этом возрасте дети начинают достаточно свободно общаться наречиями, прилагательными и предлогами. Но чистота произношения шипящих и сонорных звуков, а также буквы «Р» может страдать. Однако к 5 годам звуки в норме встают на место. В 4-5 лет появляется словотворчество: дети могут преобразовывать услышанные слова «красиво-красивее». Активный словарный запас увеличивается до 3-4 тысяч слов.
Для этой группы подойдет пособие О.С. Ушаковой — «Развитие речи детей 4-5 лет.
- описание с использованием овощей, муляжей или картинок;
- групповая игра «Чудесный мешочек», где ребенок достает овощи и описывает их, а остальные отгадывают;
- игра «Что растет в огороде», во время которой дети учатся отличать овощи, которые растут в огороде, от фруктов, предметов и других вещей, которым там не место.
Занятия спланированы и объединяют разные задания, чтобы дети лучше усваивали темы.
Второе пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет» О. С. Ушаковой. Его главная цель — научить детей рассказывать и связно выстраивать свои мысли. Для этого используются наводящие вопросы, яркие картинки, загадки и задания. В итоге ребенок составляет рассказ, тренирует произношение звуков, выполняет задания и изучает новые слова. Например, в занятии 2 предлагается составить рассказ о девочке Варе, у которой было много животных — кошка, собака, утка и курица. В этом упражнении ребенок повторяет, как называются дети разных животных, описывает их, придумывает собственный сюжет сказки.
Еще одно пособие — демонстрационный материал О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной «Развитие речи детей 4-5 лет». Здесь 16 карточек, по которым проводятся тематические беседы для расширения кругозора ребенка. Он учится сравнивать, обобщать и выражать свои мысли по поводу разных ситуаций. Здесь не только яркие иллюстрации, но и задания на обороте, которые помогают структурировать занятие, сделать его более познавательным. Лексические темы подобраны в соответствии с возрастом и тематикой, например, овощи в огороде, уход за садовыми цветами, летние забавы.
- беседа по картинке,
- составление простых предложений,
- тематические игры.
Старшая группа
В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.
Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа».. В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:
- пересказ сказок и текстов,
- составление рассказов по заданной теме,
- рассказ о личных впечатлениях,
- сочинения.
Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.
Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:
- род, число и падеж существительных;
- вид, время и наклонение глаголов;
- словообразование;
- монологическая речь;
- понимание смысловой стороны слов;
- формирование образной речи.
«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.
Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г. Н. Соломатиной и Е.Е. Рукавишниковой — это отличное дополнение к занятиям. Здесь, также как и в предыдущих аналогичных пособиях, большие картинки формата А4, на которых изображены разные ситуации, игры и предметы. Темы более сложные — умывание, у врача, дома и здания, продукты и другое. На картинках нарисованы предметы, которые надо переставить местами и объяснить, где ошибка. Есть задания с лабиринтами на развитие логики. Есть картинки, где нужно описать, чем занимается зайчик.
Фольклор для развития речи
Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т.М. Борменковой. Многие педагоги, например, В.А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора. Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.
Каждое занятие включает в себя:
- загадки,
- диалоги,
- стихотворения,
- дидактические упражнения,
- интеллектуальные и подвижные игры,
- описание картинок и др.
Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.
Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.
Развитие речи и языка – Библиотека медицинской информации
Обзор темы
Что такое развитие речи и языка?
Речь и язык — это навыки, которые мы используем для общения с другими людьми. Эти навыки мы формируем в течение первых лет жизни. К 6 годам большинство детей изучают основы. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком и читать ему, чтобы развивать эти навыки.
В чем разница между речью и языком?
Речь — это создание звуков, которые становятся словами — физический акт разговора.
Язык — это наша система использования слов для общения. Это включает в себя использование слов и жестов, чтобы сказать то, что мы имеем в виду, и понимание того, что говорят другие.
Когда начинается речь и язык?
Младенцы начинают учиться в утробе матери, где они слышат знакомые голоса и реагируют на них. Наиболее быстрое обучение происходит в возрасте от 2 до 5 лет.
Речевые и языковые вехи помогают определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Вехи — это определенные навыки, такие как лепетание, произнесение «мама» или «папа» или сложение двух слов. Обычно ребенку необходимо освоить одну веху, прежде чем перейти к следующей.
Младенцы обычно начинают ворковать примерно в 2 месяца, а лепетать — примерно в 6 месяцев. К первому дню рождения ребенок обычно говорит на тарабарщине, называемой жаргоном. В возрасте от 15 до 18 месяцев типичный малыш понимает гораздо больше, чем может выразить словами. Начиная примерно с 18 месяцев у многих детей начинается вспышка речи. К 24 месяцам дети, как правило, используют не менее 50 слов, а также начинают использовать фразы из двух слов.
Имейте в виду, что возраст, в котором дети достигают вех, варьируется от ребенка к ребенку. Некоторые дети, особенно девочки, развиты. Другие развиваются медленнее.
Что помогает ребенку научиться речи и языку?
Ребенок, постоянно окруженный речью и языком, обычно быстрее осваивает языковые навыки. Разговор с ребенком и чтение ему будет иметь большое влияние на то, насколько хорошо ваш ребенок сможет общаться позже. Дети, с которыми редко разговаривают или читают, обычно учатся говорить позже, чем другие дети их возраста.
Почему у некоторых детей возникают проблемы с речью и языком?
Иногда причина в том, что у ребенка проблемы с речью и языком. Например, у ребенка может быть задержка речи из-за проблем со слухом или из-за нарушения развития, такого как аутизм. Часто нет четкой причины.
Важно следить за развитием речи и языка вашего ребенка. Ребенок может преодолеть многие речевые и языковые проблемы с помощью лечения, особенно если вы обнаруживаете проблемы на ранней стадии.
Когда следует поговорить с врачом вашего ребенка?
Ваш врач проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка во время регулярных осмотров ребенка. Но звоните своему врачу в любое время, когда у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка.
Возможны легкие и временные задержки речи. Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Но если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или говорит менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом.
Что является нормальным
Хотя речь и речь продолжают развиваться в подростковом возрасте, дети обычно достигают основных вех на предсказуемых стадиях к 6 годам. Точный темп развития речи и языка у детей разный, особенно возраст, в котором они начинают говорить.
Коммуникативные навыки часто делятся на рецептивную речь и выразительную речь. Рецептивный язык – это понимание слов и звуков. Выразительный язык — это использование речи (звуков и слов) и жестов для передачи значения.
Вехи развития можно описать в зависимости от возраста.
- От рождения до 1 года:
- Младенцы начинают обрабатывать коммуникативные сигналы, которые они получают, и учатся варьировать свой плач, чтобы сообщать о своих потребностях. В первые месяцы жизни младенец обычно способен узнавать голос своей матери и активно прислушиваться к языковым ритмам. К 6 месяцам большинство детей самовыражаются посредством воркования. Это прогрессирует до бормотания и повторяющихся звуков.
- К первому дню рождения дети понимают и могут идентифицировать каждого родителя, часто по имени («мама», «папа»). Они повторяют звуки, которые слышат, и могут знать несколько слов.
- Возраст от 1 до 3 лет:
- После первого дня рождения и до 2 лет речевые и языковые основы малыша быстро развиваются. За это время годовалые дети узнают, что слова имеют значение. Они указывают на то, что хотят, и часто используют односложные или двусложные звуки, например «баба» вместо «бутылка». К 2 годам дети обычно могут произнести не менее 50 слов и узнают названия многих предметов, в том числе изображенных на картинках. Они также понимают простые просьбы и заявления, такие как «все пропало».
- Многие двухлетние дети много говорят. Обычно они могут назвать некоторые части тела (например, руки и ноги) и предметы (например, книгу). Не все их слова понятны; некоторые выдуманы и объединены с реальными словами. Помимо понимания простых просьб, они также могут им следовать (например, «положить книгу на стол»). Они должны быть в состоянии сказать по крайней мере 50 слов. Обычно они могут сказать от 150 до 200 слов, некоторые из которых представляют собой простые фразы, такие как «хочу печенье». Местоимения (например, «я» или «она») используются, но часто неправильно.
- Некоторые дети от природы более тихие, чем другие. Но ребенок, который постоянно использует жесты и мимику для общения, должен быть осмотрен врачом. Эти дети подвержены повышенному риску возникновения проблем с речью.
- Возраст от 3 до 5 лет:
- Более сложная речь и язык развиваются в возрасте от 3 до 5 лет. К 3 годам большинство детей быстро усваивают новые слова и могут следовать инструкциям, состоящим из двух частей (например, «умой лицо и расчеши волосы»). Они начинают использовать множественное число и образуют короткие полные предложения. И большую часть времени их речь может быть понята другими людьми за пределами их семьи. «Почему» и «что» становятся популярными вопросами.
- Большинство 4-летних детей используют более длинные предложения и могут описать событие. Они понимают, чем все отличается, например, различие между детьми и взрослыми. Большинство пятилетних детей могут поддержать разговор с другим человеком.
Общие опасения
Речевые и языковые задержки
У некоторых детей могут возникать легкие и временные задержки речи.
Некоторые дети учат новые слова быстрее, чем другие. Если ваш ребенок не говорит ни слова к 18 месяцам или может сказать менее 50 слов к 24 месяцам, поговорите со своим врачом. Все дети с задержкой речи должны пройти проверку слуха.
Имейте в виду, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов. Помните о распространенных заблуждениях о причинах задержки речи и языка, таких как лень или различия в развитии между мальчиками и девочками. Даже если некоторые из этих вещей способствуют тому, что ребенок начинает говорить немного позже, чем другие дети того же возраста, они не являются причиной значительной задержки речи. Истинные задержки связаны с проблемами развития или здоровья, такими как некоторые виды потери слуха или семейная история задержки речи и языка.
Тревожные сигналы для задержки речевого и языкового развития обычно основаны на установленных речевых и языковых вехах. Поговорите с врачом вашего ребенка в любое время, когда у вас возникнут проблемы. Крайне важно выявить задержки речи и языка на ранней стадии и исключить другие состояния, такие как проблемы со слухом. Ранняя диагностика позволяет врачу рекомендовать лечение, которое может помочь предотвратить долгосрочные проблемы.
Поведенческие проблемы
Во время изучения и овладения новыми языковыми навыками дети иногда говорят требовательно или невежливо. Например, ребенок может сказать: «Дай!» когда он или она хочет игрушку. Часто такое поведение является результатом неспособности детей подобрать слова, соответствующие их чувствам, или они просто повторяют то, что говорят вокруг них. Мягко напомните ребенку использовать соответствующий голос и манеры. И последовательно моделировать вежливую речь и поведение.
Некоторые родители думают, что их ребенок постоянно разговаривает или болтает. Это детский способ тренировки. Родителям не обязательно слушать и реагировать на все, что говорит болтливый ребенок, но и не следует полностью отключаться от вашего болтуна. Пение и танцы с вашим ребенком, игра на музыкальных инструментах или чтение рассказов, предназначенных для детей, помогут вашему ребенку научиться слушать и выражать себя.
Обычные ошибки
Большинство детей совершают соответствующие уровню развития «ошибки», когда впервые учатся говорить. Например, дети часто неправильно произносят слова, например, говоря «пасгетти» вместо «спагетти». Когда дети слушают других людей, они часто исправляют свои ошибки. Они учатся четко произносить слова и правильно использовать грамматику на практике.
Плановые осмотры
Во время плановых осмотров ребенка врач использует различные методы для проверки развития вашего ребенка. Вы часто будете отвечать на вопросы о том, достиг ли ваш ребенок вех для своего возраста. И врач будет использовать ваши комментарии для оценки развития речи и языка вашего ребенка. Если у вашего ребенка есть подозрение на задержку речи или языка, врач направит вашего ребенка к логопеду для проведения специальных тестов, которые измеряют невербальный интеллект, языковые навыки и словарный запас.
Проблемы со слухом могут быть серьезной причиной задержки речи и языка у детей. По этой причине проверка слуха очень важна при подозрении на задержку речевого и языкового развития. Проблемы со слухом, выявленные и вылеченные в течение 6 месяцев после рождения, могут помочь предотвратить некоторые проблемы развития, в том числе связанные с развитием речи и языка.
Целевая группа профилактических служб США рекомендует проверять всех новорожденных на предмет потери слуха. сноска 1 Большинство новорожденных в США перед выпиской из больницы проходят скрининг на предмет потери слуха. Позвоните своему врачу, если вы когда-нибудь подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы со слухом. Даже если тест новорожденных не показал потери слуха, могут возникнуть проблемы со слухом.
Когда звонить
Звоните своему врачу в любое время, когда у вас или у другого лица, осуществляющего уход, возникают проблемы с речью и развитием языка вашего ребенка. Обратите внимание на признаки, указывающие на возможную задержку развития, например, когда ваш ребенок не издает звуки, ожидаемые для его возраста.
Ваш врач проведет медицинский осмотр и задаст вопросы об истории болезни вашего ребенка. Эта информация может помочь вашему врачу определить модели развития и оценить, мешают ли какие-либо другие состояния, такие как потеря слуха, развитию.
Ваш врач может также порекомендовать другие анализы, чтобы:
- Исключить другие заболевания. Например, для исключения потери слуха может быть рекомендована проверка слуха у аудиолога.
- Оценка прогресса в развитии речи и языка. Анкеты и оценки логопеда могут помочь определить, каковы способности вашего ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста.
- Выясните, возникают ли другие проблемы, такие как поведенческие трудности или задержки развития в других областях.
Развитие навыков в домашних условиях
Разговор и чтение с ребенком, а затем и поощрение беседы являются важным вкладом в развитие речи и языка вашего ребенка. Размер словарного запаса 2-летнего ребенка напрямую зависит от того, как много родители и другие опекуны говорили с этим ребенком с младенчества.
Новорожденные запрограммированы на обучение, и большинство родителей, естественно, являются отличными учителями языка. Виды взаимодействия и разговоров, которые родители обычно ведут со своими детьми, от детского лепета до повторения слов, оказываются идеальными уроками языка. Говорить, читать, слушать и отвечать на вопросы младенцев и маленьких детей — обычно все, что нужно, чтобы помочь им научиться говорить.
Обучение языку жестов детей в возрасте 6 месяцев и старше также может помочь им несколькими способами. Жесты дают детям возможность выразить свои желания и потребности, когда они не могут говорить. И это дает вам еще один способ связи с вашим ребенком.
Начните читать своему ребенку до того, как ему исполнится 6 месяцев. И продолжайте читать своему ребенку каждый день. Чтение вашему маленькому ребенку является особенно важным учебным занятием по нескольким причинам. Во время чтения вы и ваш ребенок чувствуете утешительную близость. Вы также оба фокусируетесь на одной и той же картинке и одной и той же концепции. Ваш ребенок может задавать вам вопросы, а вы можете подкреплять его или ее наблюдения. Чтение дает детям возможность выучить новые слова, которые они обычно не встречают в повседневном разговоре. Частое чтение вашему ребенку может помочь в развитии его или ее речи, более поздних способностях к чтению и успеваемости в школе.
Если вы беспокоитесь о своих навыках чтения, поищите программу чтения для взрослых в местной библиотеке или системе государственных школ. Вы также можете просмотреть онлайн-каталог грамотности Америки, чтобы найти программы чтения в вашем районе. Адрес веб-сайта: www.literacydirectory.org.
Для поощрения и поддержки речевого и языкового развития вашего ребенка:
- Поддерживайте речевое и языковое развитие вашего ребенка. Разговаривайте, читайте, пойте и играйте с ребенком. Взаимодействие и любящая среда помогут пробудить любопытство вашего ребенка, укрепить доверие и способствовать знакомству с языком. Эти черты обеспечивают прочную основу для развития речи и языка.
- Поддерживайте речевое и языковое развитие вашего ребенка в возрасте от 1 до 2 лет. Вовлекайте вашего ребенка в разговоры и говорите о названиях любимых игрушек и других обычных предметов в доме. Говорите медленно и четко и хвалите ребенка за попытки говорить. Чтобы помочь развитию мозга вашего ребенка, играйте или читайте вместе, вместо того чтобы позволять ребенку смотреть телевизор, смотреть фильмы или играть в игры на экране. Когда вы играете или читаете с ребенком, выключайте телевизор. Даже фоновое шоу может отвлечь вас и вашего ребенка.
- Поддерживайте речевое и языковое развитие вашего ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Когда это возможно, мягко поощряйте вашего ребенка разговаривать с другими, в том числе с другими детьми того же возраста. Корректируйте речь вашего ребенка в положительную сторону, перефразируя, повторяя и переименовывая. Читайте ребенку каждый день и устанавливайте ограничения на просмотр телевизора.
Каталожные номера
Цитаты
- Целевая группа профилактических услуг США (2008 г.). Универсальный скрининг на потерю слуха у новорожденных: Рекомендация . Доступно в Интернете: http://www.uspreventiveservicestaskforce.org/uspstf08/newbornhear/newbhearrs.htm.
Кредиты
- Начало страницы
Следующий раздел:
Что нормально
Библиотека медицинской информации
Развитие речи и языка | Детская больница CS Mott
Речь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальные взаимодействия, поведение и академические навыки вашего ребенка.
Как узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка по плану?
В раннем возрасте дети любят издавать собственные звуки. Когда они становятся старше, они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, вам следует поговорить с педиатром.
Вехи, демонстрирующие нормальное развитие речи, включают:
Возраст | Языковой уровень |
Рождение | Плачет |
2-3 месяца | В ответ вам воркует, улыбается |
6 месяцев | Лепечет, поворачивается и смотрит на новые звуки |
8 месяцев | Реагирует на имя, хлопает себя по зеркалу |
10 месяцев | Кричит, чтобы привлечь внимание, повторяет слог |
12 месяцев | Говорит 1-2 слова; узнает имя; имитирует знакомые звуки; указывает на объекты |
12-17 месяцев | Понимает простые инструкции, имитирует знакомые слова, понимает «нет», использует «мама», «папа» и некоторые другие слова |
18 месяцев | Использует 10-20 слов, включая имена, начинает комбинировать 2 слова «все пропало», «пока-пока, мама», использует слова, чтобы сообщить о своих желаниях «вверх», «все готово» или «еще»; знает части тела |
2 года | Говорит предложения из 2-3 слов; имеет> 50 слов, спрашивает «что это» и «где мой» словарный запас растет; определяет части тела, называет картинки в книге, образует множественное число, добавляя «s» |
2,5 года | Дает имя; называет себя «я» вместо имени; сочетает существительные и глаголы; словарный запас 450 слов; использует короткие предложения; сочетает в себе 3-4 цвета, знает большое и малое; любит слушать повторение одной и той же истории |
3 года | Может рассказать историю; длина предложения 3-4 слова; словарный запас около 1000 слов; знает фамилию, название улицы, несколько потешек, умеет петь песенки |
4 года | Длина предложения 4-5 слов; использует прошедшее время; определяет цвета, формы; задает много вопросов типа «почему?» и кто?» Может говорить о воображаемых условиях «Надеюсь» Правильно использует следующие звуки: б, д, ж, г, ч, м, н, нг, т, ш, у (как в слове «да») |
Если ваш ребенок не достигает этих показателей, поговорите со своим педиатром. В первую очередь необходимо проверить слух вашего ребенка. Даже если они кажется, слышат очень хорошо, дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов, чтобы пройти. Важно выявить потерю слуха на ранней стадии, чтобы начать лечение как можно скорее.
Советы по развитию речи и языка вашего ребенка
- Начните разговаривать с ребенком с самого рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
- Реагируйте на воркование и лепет вашего ребенка.
- Играйте с малышом в простые игры, такие как прятки и пирожные.
- Много разговаривайте с ребенком. Расскажите им, что вы делаете, как вы это делаете.
- Читать книги вслух. Спросите у библиотекаря книги, соответствующие возрасту вашего ребенка. Если ваш малыш теряет интерес к тексту, просто говорите о картинках.
- Пойте своему ребенку и подарите ему музыку. Разучивание новых песен помогает вашему ребенку выучить новые слова и использовать навыки памяти, умения слушать и выражать мысли словами.
- Используйте жесты вместе со словами.
- Не пытайтесь заставить ребенка говорить.
- Расширьте то, что говорит ваш ребенок. (Например, если ваш ребенок говорит «Элмо», вы можете сказать: «Тебе нужен Элмо!»)
- Опишите ребенку, что он делает, чувствует и слышит в течение дня.
- Слушай своего ребенка. Смотрите на них, когда они разговаривают с вами. Дайте им время ответить. (Это похоже на вечность, но сосчитайте до 5 или даже до 10, прежде чем заполнить тишину).
- Поощряйте рассказывание историй и обмен информацией.
- Поиграйте с ребенком один на один и расскажите об игрушках и играх, в которые вы играете.
- Планируйте семейные поездки и пикники. Ваш новый опыт дает вам что-то интересное для разговора до, во время и после прогулки.
- Посмотрите на семейные фотографии и обсудите их.
- Задавайте ребенку много вопросов.
- Не критикуйте грамматические ошибки. Вместо этого просто моделируйте хорошую грамматику.
- Следуйте примеру своего ребенка, чтобы во время разговора заниматься тем, что вызывает у него интерес.
- Пусть ваш ребенок поиграет с детьми, чей язык немного лучше, чем у них.
Что вызывает проблемы с речью и языком?
- Нарушения развития речи и языка являются частой причиной проблем с речью/языком у детей. Эти расстройства обучения вызваны тем, что мозг работает по-другому. У вашего ребенка могут быть проблемы с произношением звуков речи, использованием разговорного языка для общения или пониманием того, что говорят другие люди. Речевые и языковые проблемы часто являются самым ранним признаком неспособности к обучению.
- На потерю слуха часто не обращают внимания, и ее легко идентифицировать. Если у вашего ребенка задержка речи/языка, необходимо проверить его слух.
- Экстремальные лишения окружающей среды могут вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют, и он не слышит, как говорят другие, он не научится говорить.
- Недоношенность может привести ко многим видам задержки развития, включая проблемы с речью/языком.
- Нарушение обработки слуха описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут улучшить свое состояние с помощью речевой и языковой терапии.
- Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут повлиять на мышцы, необходимые для речи.
- Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью/языком/коммуникацией часто являются ранним признаком аутизма.
- Речевая апраксия — это специфическое расстройство речи, при котором у ребенка возникают трудности с определением последовательности и выполнением речевых движений.
- Избирательный мутизм — это когда ребенок вообще не разговаривает в определенных ситуациях, часто в школе.
Как узнать, есть ли у моего ребенка языковые проблемы или он просто «поздний расцвет»?
Родителям может быть трудно определить, является ли ребенок поздно расцветающим, имеет ли он потерю слуха, расстройство выразительной речи или другую первопричину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, испытывает ли ваш ребенок задержку речи или языка. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем выше будет его прогресс. А если они окажутся поздно расцветающими, лишнее внимание к их речи ничуть не помешает.
Лечение задержек речи и языка
Важно вовремя выявить проблемы с речью/языком, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети многое знают о языке задолго до того, как произнесут первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно соответствовать его развитию и быть индивидуальным. В группу лечения вашего ребенка могут входить врач, аудиолог, логопед, эрготерапевт и/или социальный работник.
Невербальные способы общения с детьми
Дети, которые не говорят или недостаточно хорошо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, коммуникационная система обмена изображениями (PECS), а также дополнительная и альтернативная коммуникация.
Дополнительные ресурсы
- Вехи развития (Мичиганский университет)
- Позднее начало или проблема с языком? (Американская ассоциация речи, языка и слуха)
- Ресурсы для поддержки языковых, социальных и грамотных навыков у детей (Центр Ханена)
- Ресурсы для семей с апраксией (Ассоциация детской апраксии речи — CASANA)
- Задержка речевого или языкового развития (KidsHealth.org)
- Нарушения речи и языка (Центр информации и ресурсов для родителей)
- Американская ассоциация речи, языка и слуха
- Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIH)
- Развитие речи для детей с аутизмом
- Неспособность к обучению на основе языка (Американская ассоциация речи, языка и слуха)
Рекомендуемое чтение:
- The Late Talker, Мэрилин Эгин, Лиза Генг и Малкольм Николл.
- Мои разговоры с малышами: стратегии и занятия по развитию речи вашего ребенка, Кимберли Скэнлон
Проверено и обновлено Сарой Лауле, доктором медицины
Обновлено Сиднеем Рикманом, доктором медицины, февраль 2022 г.