Развитие воли у человека
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Понятие о воле.
1. Основные признаки воли как психологического явления.
2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.
3. Первичные волевые качества личности.
4. Вторичные и третичные волевые качества личности.
Т е м а 2. Теории воли.
1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.
2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.
3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.
4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.
5. Воля и мотивация.
6. Воля и рефлексия.
Т с м а 3. Волевая регуляция поведения.
1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.
2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.
Т е м а 4. Развитие воли у человека.1. Основные направления развития воли.
2. Игры детей и их значение в развитии воли.
3. Становление волевых качеств личности.
Темы для рефератов
1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
2. Основные направления и пути развития воли.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Становление волевой регуляции поведения у детей.
2. Теоретический анализ волевого действия.
Развитие воли — Психологос
01 января 2013 г., 07:46
Фильм «Аватар»
Фильм «9 рота»
Во-первых, может быть, вам этого не нужно? Дело в том, что многие хотят развить в себе волю, когда им нужна только организованность.
Во-вторых, многим людям развивать волю преждевременно и поэтому противопоказано. Просто потому, что это серьезные нагрузки. Смотрите: укреплять здоровье — необходимо каждому, но если человек болен, ему вначале нужно выздороветь. Аналогично, развивать волю — дело важное, но если у вас нет для этого базы, займитесь не развитием воли, а подготовьте для этого основу. Сюда включается:
Душевное здоровье. Психически здоровы почти все, а душевного здоровья не хватает многим. Учите себя позитиву и тренируйте спокойное присутствие. Со временем это сформирует вам гораздо большую выдержку и лучшее владение собой.
Снятие страхов. Воля блокируется страхами, поэтому одно из направлений развития воли — снятие страхов. Смотри Работа со страхом
Нет — позиции Жертвы. Воля и позиция Жертвы — две вещи несовместимые. Отучайте себя от этой дурной привычки. Изучите Словарь Жертвы и примите правильные решения. Исключите из речи (внешней и внутренней) оправдания как основание для того, чтобы что-то не делать.
Если же вы приняли решение — вперед! Развивать волю — дело не быстрое, но вполне реальное. Чтобы сделать из себя суперволевого человека, возможно, нужен отдельный талант, но просто укрепить свою волю, стать в достаточной мере волевым человеком — может каждый. Воля развивается в спорте под началом хорошего тренера и в армии под командами безжалостного сержанта. Развитие воли происходит так же, как и развитие физической силы — через обычную тренировку.
Сказал — сделал. Принял решение — выполнил. А если человек день за днем упражнялся в лени, он станет ленивым, а не волевым.
Воля — это навык и привычка, а значит, вырабатывается в процессе долгого повторения волевых усилий. Недостаточно один раз сходить на тренировку по карате, чтобы развить волю. Лень и воля всегда бьются за власть: кого из них больше, кто сильнее — тот и рулит, а второму остается только помалкивать. Сила воли или лени определяется количеством уступок тому или другому, причем потенциально лени достается всегда больше очков.
Уступил лени — +3 очка лени, сделал так, как подсказывала воля — +1 очко воле. Смотри Воля и лень
Сильные, волевые люди слабости себе не позволяют, следя за этим, как показателем сохранности внутреннего стержня своей личности. Если вам это близко, исключите маленькие слабости и лености из своей жизни. Делайте, что должно, не рассуждая и даже не думая на эту тему, ибо наши лени и слабости хитры, они обязательно вас переубедят, если вы дадите им хоть какую-то возможность и лазейку: «Сейчас не обязательно», «Оставлю на потом», «А может ну его», «Что-то нет настроения сегодня», «И так сойдет» и т. п. В таких случаях надо просто взять и сделать!
Приучайте себя к дисциплине: написал план — план сделал. При этом позаботьтесь, чтобы начало было легким и привлекательным: не грузите себя непосильными задачками. Если знаете (чувствуете), что скорее всего запланированное не выполните — лучше не планируйте. Но если уж что-то решили, решение запишите и после этого выполняйте. Тут важно не сколько вы сделаете, а сделаете ли именно то, что запланировали. Если сделали много, но без плана — вы эффективный, но еще не дисциплинированный и не волевой человек. Если наметили немного, но сделали все — вы приучаете себя к дисциплине.
Итак, научитесь писать себе простые задания — такие, которые выполнить сможете. Например, составьте себе реалистичный и привлекательный режим, но дальше начинайте его выполнять.
Утром — зарядка, на завтрак — то, что полезно, а не то, что хочется, на работу — без опозданий, спать — в 23:00 ровно, подъем в 7:00 ровно и так далее. Сразу все это сложно? Упростите. Начните хотя бы с одного: в постель ровно в 23.00. И выполните это. Это уже огромный шаг вперед!
Поживете в таком режиме месяц-другой, режим можно будет снять, организм привыкнет жить правильно и нужно будет только его поддерживать.
Развитие тела сильно помогает развитию воли, они развиваются вместе, синхронно. Подойдут любые тренировки — решение заниматься спортом уже, по сути, первое волевое усилие. Что это будет за спорт — решать вам, главное, чтобы была достаточная физическая нагрузка.
Карате, плавание, легкая атлетика — к чему душа лежит. Танцы, если ими заниматься не просто дома, а под руководством тренера — также настоящий спорт.
Для развития воли полезна практика подчинения. Каждый настоящий учитель когда-то был настоящим учеником, а все лучшие руководители умеют быть прекрасными подчиненными. Практика воли начинается с практики подчинения: научись подчиняться тому, что говорят тебе разумные люди, заботящиеся о тебе. Это могут быть твои родители, если ты считаешь их разумными людьми. Это может быть твой спортивный тренер, гоняющий тебя на тренировке. Это может быть твой руководитель, учащий тебя взрослой жизни в бизнесе.
Когда воля окрепнет, можете планировать себе ежедневные подвиги. Подвиг – это большое и трудное дело, за выполнение которого вы будете себя всерьез уважать. Итак, каждый день запланируйте себе подвиг и обязательно его выполните. Главное в тренировке воли — как и в тренировке тела — не переусердствовать и не навредить: лучше начать с простого и увеличивать нагрузку каждый день.
Сегодня встать в восемь, завтра — в семь пятьдесят. Сегодня сделать зарядку дома, завтра пойти побегать в парк.
Самое главное, чтобы подвиг оказался осуществлен. А когда возьмете и эту высоту, возьмите себе за правило: «Будь безупречен!» За что бы вы ни брались — делайте лучшее, на что вы способны. Живя так, вы каждый день будете начинать с радостью, а завершать – с гордостью. Красивая жизнь!
Развивать силу воли — важно, но не менее важно это дополнить развитием разума, взрослости и мудрости. В первом случае вырастет упрямец, во втором — мужественный человек, мужчина.
- Развитие воли
- Автор Н.И. Козлов
- Воля
Комментарии (11):
Гость, 25 февраля 2014 г. , 23:07
Большое спасибо.
vk.com/am888, 26 января 2015 г., 20:20
Полезно…
Гость, 24 мая 2016 г., 14:15
Воля — это навык и привычка???? Что что простите… как же функция как первоначальное явление и способность. А как навык и привычка это уже в процессе перековки в качество и свойство явленное в виде навыка и привычке в действии. Интересная статья, но все же в ней какая-то простота и едкость контекста.
1
ответ
Н.И. Козлов, 03 июня 2016 г., 12:03
Низшие психические функции — вполне врожденные. Высшие психические функции, согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, формируются у человека в процессе его жизни. Да?
Гость, 27 декабря 2016 г., 13:19
Ох, опять очередная статья про насилие над собой с какой-то неясной мыслью — ради чего/кого? Простите, а свои чувства, ощущения куда девать? Подавить, заморозить, игнорировать? Куда девать свою индивидуальность? Глушить «работой над собой» чтобы не слышать себя? Закидывать свои истинные потребности и желания интроектами «настоящий мужчина», «красивая жизнь», «будь безупречен», подсчетом очков и т. д. Какой-то бесчувственный мир, холодом от него веет, что-то нечеловеческое в этом есть, противоестественное…
2
ответа
Н.И. Козлов, 28 декабря 2016 г., 08:43
Вы хотите об этом поговорить? Если вдруг вас заинтересует что-нибудь еще, есть тема: «Чувства можно не только подавлять и морозить, а научиться ими управлять, чтобы они стали вашими лучшими друзьями». Очень-очень многие это уже давно освоили, и их мир стал еще теплее и ярче. Интересно?
1
ответ
Гость, 21 ноября 2017 г., 13:18
Спасибо огромное за ответ про чувства. Полностью согласна с Вами ,но никогда не умела это правильно сформулировать. И про силу воли тоже спасибо.
Гость, 16 июля 2017 г., 02:33
Зато можно как попрыгунья стрекоза чувствительно и эмоционально прыгать по полю, а потом получится: лето красное пропела, оглянуться не успела как зима катит в глаза. И тут уже другие эмоции начнутся, малоприятные. Статья об этом!
Гость, 29 сентября 2021 г., 21:34
Сколько уже жду, а статьи про «позиции Жертвы» нет, из-за этого не могу дальше продвинуться по пунктам)
1
ответ
Соколова Лилия, 30 сентября 2021 г., 08:29
Гость, 14 августа 2022 г., 22:52
А если мне нравится заниматься спортом, можно ли говорить, что я этим спортом развиваю волю? Я ведь иду тренироваться примерно с таким же ощущением, как при поедании вкусного, или просмотре интересного фильма, или при скроллинге соцсетей, на что у меня силы воли не тратится вообще. Или другими словами, для занятий спортом мне не приходится прикладывать силу воли.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Отличия мужской и женской психологии
Разница в мужской и женской психологии очевидна, неочевидны механизмы этих различий и их границы.
20Подробнее
01 янв. 2010 г.
Работа со страхом
Работа со страхом — приемы и процедуры, позволяющие предупредить страх, освободиться от страха или использовать его позитивные стороны. Работа со страхом — преимущественно психотерапевтическая процедура, уместная в ситуации, когда волевым, разумным и деятельным образом проблему страхов решить не удается.
17Подробнее
14 апр. 2014 г.
Воля
У человека есть внутренний стержень, он помнит свои планы, и у него хватает сил сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.
5Подробнее
Развитие воли: появление самодисциплины
Детский дом, Лорен, 14 ноября 2017 г.,
Доктор Монтессори рассматривала утверждение будет как решающее для развития ребенка. Воля — это способность демонстрировать саморегуляцию, контролировать импульсы и, в конечном счете, обретать внутреннюю силу, необходимую для принятия наилучших решений в любых данных обстоятельствах. Развитие воли является ступенькой для ребенка, чтобы открыть для себя правильное нравственное развитие по мере того, как он или она становится взрослым, и постоянно практикуется в классе Монтессори, от Детского дома до шестиклассников. Ниже руководитель младшей начальной школы Анна Швинд делится своими мыслями о волеизъявлении, а также о нескольких способах, которыми вы можете поддержать потребность вашего ребенка проявлять свою волю дома.
Начнем с фантастического (и мучительного) примера ребенка, прилагающего невероятные усилия, чтобы отсрочить удовлетворение; четырехлетний Тео может съесть свою конфету (здесь она называется «конфетка») сейчас или подождать десять минут и съесть ДВЕ конфеты! Десять минут, особенно для четырехлетнего ребенка, — это вечность; тем не менее, он это делает! Все способы, которыми Тео отвлекает себя в течение этих десяти минут, интересны и занимательны: он поет, скандирует, пинает ножки стола, играет с конфетами, напоминает себе разговором с самим собой о награде в В конце концов, он несколько раз меняет свое физическое положение, он даже кладет конфету (все еще в обертке) в этот рот и достает ее снова и снова — и все же он ее не ест!
Если вы узнали этот сценарий, то, скорее всего, вы знакомы со знаменитым Стэнфордским зефирным экспериментом Уолтера Мишеля 1972 года по отложенному удовлетворению. Спустя годы исследование показало положительную корреляцию между детьми, которые могли отсрочить удовлетворение, ожидая второго зефира, и общей компетентностью и более высокими баллами SAT. Здравый смысл подсказывает нам, что научиться откладывать удовольствие — это хорошая вещь .
«Доктор. Монтессори связала бы зефирный тест с волей. Она считала, что одной из важнейших целей школы должна быть помощь детям в проявлении их воли, и она понимала, что способность проявлять волю требует постоянной практики. В Расширенный метод Монтессори она писала: « Наши маленькие дети формируют свою собственную волю, когда в процессе самообразования они приводят в движение сложную внутреннюю деятельность сравнения и суждения и таким образом делают свои интеллектуальные приобретение с порядком и ясностью; это своего рода «знание», способное подготовить детей к принятию собственных решений… тогда они смогут принимать решения в каждом действии своей повседневной жизни». объясняет Анна Швинд, руководитель младших классов в Вилла-ди-Мария.
Анна продолжает: «Люди часто спрашивают, почему в Монтессори-классе недостаточно всех материалов для каждого ребенка, и хотя причин много, одна из них — дать детям возможность проявлять свою волю. Это ежедневный зефирный тест. Они учатся ждать, пока материал будет доступен, откладывать удовлетворение, проявлять терпение. Сам акт выбора материала из того, что имеется на полке, является усилием воли: почему ручная стирка, а не столовая? Почему большая рамка из бисера, а не шахматная доска? Дети учатся делать выбор, потому что выбор есть внешнее отражение внутренней воли. Воля подобна мышце, которую можно укрепить с помощью. Это восхваляемый аспект Монтессори-образования по формированию характера, который кажется таким неуловимым, но все чаще рассматривается педагогами всех мастей как критически важный для развития детей».
Класс Монтессори, независимо от возраста и стадии, полон вдумчиво созданных, осознанных примеров ситуаций и сценариев, в которых дети могут практиковать проявление своей воли. Начальный класс поощряет самостоятельное передвижение на самом базовом уровне: от ходьбы в класс на своих двух ногах до вешания собственного пальто и выбора того, с какой работы начать утром. Каждое движение поощряет контроль над телом посредством напряжения ума; воля действует самым малым и самым большим образом.
Итак, вы можете задаться вопросом, что можно сделать дома, чтобы побудить ребенка развивать свою волю? Ниже Анна делится некоторыми основными и доступными советами.
«Воля вашего ребенка — это не то, что нужно подавлять, подчинять своей собственной или сломать. Дайте им возможность использовать его безопасно. Позвольте им, например, выбрать, что будет есть вся семья в определенный будний вечер, возможно, из набора приемлемых вариантов. Затем поручите им часть приготовления еды, за которую они будут нести ответственность. Позвольте им выбрать фильм, который вы будете смотреть, или игру, в которую вы будете играть вместе, или книгу, которую вы будете читать им вслух, или какой из двух парков они предпочли бы посетить (опять же, не стесняйтесь ограничивать их выбор).
Дополнительным бонусом этих занятий является то, что они позволяют вам лучше узнать своего ребенка. Каковы их интересы? Что они любят? Ваш первоклассный ребенок может легко приготовить себе обед каждый день (или, возможно, накануне вечером, если ваше утро слишком беспокойное). Они предпочли бы сваренное вкрутую яйцо или сырную палочку из-за белка? Они хотят приготовить кесадилью для обеда?
Напоследок открою секрет о завещании. Воля людей идет дальше, когда они не знают, что она исчерпаема. Да, я знаю, я только что сгубила силу воли для всех вас, теперь вы знаете, что она может закончиться в любой момент. Но пока берегите своего ребенка от этих знаний. Не говорите им: «О, я вижу, вы не можете сделать правильный выбор, потому что вы устали/раздражены/голодны». Ожидайте, что они всегда будут делать правильный выбор. Встречайте их с состраданием, когда они этого не делают. Дайте им сон/тихое неструктурированное время/перекус, в котором они нуждаются, не сообщая им, что вы поняли, что они на пределе своих возможностей. И когда их воля обновляется и освежается (потому что она всегда освежается!) дайте им больше возможностей проявить ее».
Спасибо, Анна, за идею и участие в этой увлекательной теме!
«Мы должны помочь ребенку действовать самостоятельно, хотеть самостоятельно, думать самостоятельно; это искусство тех, кто стремится служить духу». (Доктор Мария Монтессори, «Образование для нового мира»)
Развитие воли: движения у ребенка 0-3 лет
Детский дом, Лорен, 8 марта 2018 г.,
Мы рассмотрели развитие воли в контексте формирования самодисциплины у дошкольника и младшего ребенка, но проявлять свою волю ребенок начинает гораздо раньше; на самом деле ребенок начинает развивать свою волю, как только он начинает двигать руками, пальцами, ногами, пальцами ног и головой в младенчестве! Чтобы лучше понять этот процесс и критическую взаимосвязь между движением и интеллектом у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, мы поговорили с нашим проводником Монтессори для родителей и детей, Кабом Яу, ниже.
«Для младенцев и детей раннего возраста мы говорим о связи между развитием интеллекта, воли и движения. Имея свободу движений, ребенок может взаимодействовать с миром и расширять свой интеллект. С расширением интеллекта — которое для маленького ребенка происходит почти исключительно, если не полностью, через взаимодействие с окружающей средой — ребенок может начать развивать свою волю: свою способность выбирать».
«Как он достигает этой независимости? Он делает это посредством непрерывной деятельности. Как он становится свободным? Путем постоянного усилия. …мы знаем, что развитие является результатом деятельности. Среда должна быть богата мотивами, которые вызывают интерес к деятельности и побуждают ребенка к самостоятельным переживаниям». (Мария Монтессори: Поглощающий разум)
«Это нелинейный процесс; все части полностью интерактивны и взаимозависимы. Без свободы движений ребенку запрещается как сенсорное исследование (ведущее к развитию интеллекта), так и развитие воли. Более того, поскольку очень маленькие дети на самом деле учатся двигаться (поскольку это является фундаментальной частью интеллекта, который они развивают), мы лишаем их как интеллектуального развития, так и развития их воли, не позволяя свободно двигаться».
«На самом деле мы не думаем о том, что маленький ребенок выражает свою волю, и во многих отношениях он не может выражать ее так же, как ребенок второго плана. Однако мы можем создать среду, которая позволяет развивать волю. Ключом к этому является свободное движение. Проще говоря, ребенок в этом возрасте не может научиться контролировать свои движения, пока не научится двигаться!»
«При рождении ребенок покидает человека — утробу матери — и это делает его независимым от ее телесных функций. Затем младенец наделен побуждением или потребностью смотреть в лицо внешнему миру и впитывать его. Можно сказать, что он родился с «психологией завоевания мира». Впитывая то, что он находит о себе, он формирует свою собственную личность». (Мария Монтессори: Поглощающий разум)
«Именно после этого ребенок, который теперь может ходить и чувствует уверенность в своих силах, начинает замечать действия окружающих и пытается те же вещи. В этот период он подражает не потому, что кто-то сказал ему это сделать, а из-за глубокой внутренней потребности, которую он чувствует». (Мария Монтессори: Поглощающий разум)
«Этот вид деятельности (лазание, переноска и т. д.), который не служит никакой внешней цели, дает детям практику, необходимую для координации их движений. …все, что делает ребенок, это подчиняется внутреннему импульсу». (Мария Монтессори: Поглощающий разум)
Спасибо, Кэб, за мудрые слова, и спасибо всем присутствующим родителям, которые согласились позволить нам задокументировать курс Родитель/Ребенок в действии. Если вы хотите узнать больше о курсе для родителей и детей, предлагаемом здесь, в Villa di Maria, посетите наш День открытых дверей во вторник, 13 марта, с 9:00 до 11:00 в главном здании.