Фразовая речь у ребенка | Дефектология Проф
Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее. Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались. Мы же научимся делать это правильно, весело и с пользой.
Некоторые малыши еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Кошка говорит мяу» и т.п. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики, и вы радуетесь тому, что ребенок по-настоящему говорит. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.
На самом деле фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети слагают фразы с использованием «замороженных» (неизменяющихся) морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но именно они со временем преобразуются в правильные фразы.
Прототипом фразы может быть даже конструкция из слов и жестов. Особенно, если произносить слова ребенку еще сложно. Хочет ребенок сказать: «Мама ушла», а говорит : «Мама» и показывает на дверь». Так начинается развитие фразовой речи .
Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая бежит», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.
Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов, родителям нужно комментировать действия. «Ванечка кушает», « Маша пьет», «Папа читает» и т.д.
Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо как можно чаще использовать простые фразы в игре.
Предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие фразовой речи.
Игра «Что делают игрушки?»
Благодаря этой игре ребенок учит глаголы. Нужно показывать различные действия, которые совершают игрушки и комментировать их: «Мишка топает», «Мишка спит» и т.д. То же самое могут сделать и любые другие игрушки, которые есть у малыша.
Эта игра поможет понять, что двухсловную фразу можно применять в разных ситуациях. А чтобы у ребенка был стимул говорить именно фразами, делайте вид, что вы не понимаете его, если он опять заговорит однословными предложениями.
Игра «Волшебный мешочек»
Это усовершенствованный вариант предыдущей игры. В красивый мешочек, нужно сложить игрушки, а потом доставать их и задавать правильные вопросы. Сначала родители сами будут отвечать на эти вопросы, а потом этому научится и ребенок.
Достаем мишку.
– Кто это?
– Какой мишка?
– Большой (пушистый, коричневый, добрый) мишка.
– Как мишку зовут?
– Мишку зовут Топтыжка ( Тедди, Пантелей, Барни).
Кладем мишку на бочок.
– Что мишка делает?
– Мишка спит. Потом мишка может проснуться, побежать , покушать и т.д. Благодаря этой игре ребенок научится строить фразы самостоятельно. Во время игры словарный запас малыша пополняется не только глаголами, но и существительными, и прилагательными. Также ребенок усваивает несколько типов конструкций фраз. Если вы будете так играть, то ситуация, когда ребенок не говорит фразами, не станет для вас актуальной.
Игра «Кто убежал?»
Для игры перед ребенком нужно выложить несколько игрушек. Например: куклу, мишку, зайку. Сначала попросите, чтобы ребенок показал вам нужную игрушку.
Спросите: «Где кукла? Где мишка? Где зайка?»
Потом уберите игрушку на глазах у ребенка и произнесите: «Зайка убежал».
Спросите малыша: «Кто убежал?» и дождитесь полного ответа.
Повторите игру с другими игрушками. Сначала ребенок будет повторять за вами, потом самостоятельно отвечать на вопрос.
Вы сможете усложнить игру, используя больше игрушек, или попросив ребенка закрывать глаза, когда убираете игрушку.
Можно задавать дополнительные вопросы: «Куда убежал зайка? Какой зайка убежал?» Вместо игрушек можно использовать картинки или предметы быта.
Игра «Оденем куклу»
Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.
Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.
Для этого попросите найти нужный предмет:
«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».
Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».
После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».
Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.
Игра «Стихотворный пример»
Развитие фразовой речи можно стимулировать чтением стихотворений. Для этого во время чтения знакомых стихов останавливайтесь в конце строчки. Пусть ребенок говорит последнее слово. Малыш может повторить не слово, а несколько строк. Игра расширяет словарный запас, дает пример правильного построения фраз и развивает чувство прекрасного. Рекомендую также познакомиться с другими играми на развитие словарного запаса.
Существует мнение, что мальчики начинают разговаривать фразами только после трех лет. Это не так. Девочки могут опережать мальчиков в речевом развитии, но не более чем на два-три месяца. Потому, конечно, не стоит ждать трехлетия. Овладение фразовой речью является важным этапом в когнитивном (познавательном) развитии малыша. Помогут в этом также словесные игры по развитию речи. Играйте в предложенные речевые игры регулярно, тогда и результаты будут впечатляющими и у девочек, и у мальчиков.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Формирование фразовой речи у детей с ОВЗ
Учитель-дефектолог:
Холопова Е.В.
Речь связана с коммуникативной, познавательной, регулятивной функциями, являясь средством общения, орудием мышления и произвольной регуляции поведения. Появление у ребенка фразовой речи важно потому, что только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка речь может служить целям общения и познания действительности. У части детей с ОВЗ фразовая речь не может быть полноценно сформирована без систематических и целенаправленных занятий. В таком случае речевое развитие должно осуществляться системно и в комплексе. Необходимо проводить работу над развитием понимания обращенной речи, обогащением словаря, овладением построением фразы. Первоначально необходимо формировать у ребенка потребность в эмоциональном и речевом общении: говорить выразительно, комментировать происходящее на доступном для ребенка уровне, петь песенки, рассказывать сказки, читать короткие стишки, сопровождать общение мимикой, жестами.
На начальном этапе формирования фразовой речи решаются следующие задачи:
- Развитие понимания обращенной речи.
- Формирование однословной фразы, состоящей из называния предмета или простого действия: Маша. Мишка. Гуляет.
- Формирование двусловных предложений (предмет + действие): Маша играет.
Работа ведется в форме вопрос-ответ — предложения составляются по непосредственно произведенным действиям, ситуациям, изображениям на картинке. Используются приемы отраженной и сопряженной речи. Для лучшего усвоения материала необходим контакт, желание ребенка сотрудничать со взрослым.
- Понимание обращенной речи. Ребенок выполняет простые инструкции в знакомых бытовых и игровых ситуациях: Миша, принеси собачку. Катя, возьми куклу. Петя, дай машину. Петя, покажи мишку. Митя, положи ложку. Коля, открой коробку.
- Формирование однословной фразы. В этот период речевого развития ребенок пользуется одним словом (существительным или глаголом) для передачи своей мысли без связи их в двусоставное предложение. Зная возможности детей в понимании обращенной речи, инструкций, мы создаем ситуации, игры, знакомые ребенку по социальному и игровому опыту: «Играем в куклу ( кукла гуляет, танцует, ест, моет руки, купается, готовится ко сну)», «Катаем машину», «Строим дом», «Накрываем на стол», «Идем в магазин». В процессе игры необходимо побуждать ребенка к речевому высказыванию: — Оля, принеси куклу. Что ты принесла? — Куклу. — Правильно сказала, ты принесла куклу. Данный вопрос можно варьировать (Кто принес? Что принес? Что сделал?): — Кто принес куклу? (Оля. Правильно, Оля принесла куклу) — Что ты сделала? (Принесла. Правильно, Оля принесла куклу). Формируя однословную фразу, мы даем образец правильной речи, еще не требуя от ребенка повторения полной фразы. Рассматривая картинки, можно задавать вопросы по ее содержанию. Ситуация на картинке должна воспроизводить практический опыт (Кто нарисован на картинке? Что девочка делает?). Речь взрослого подытоживает высказанную детьми мысль, она должна быть оформлена в виде простого предложения: — Правильно сказал, девочка играет.
- Формирование двусловных предложений. Двусловное предложение состоит из подлежащего (Кто/ что это?) и сказуемого (Что делает?). Вопрос взрослого формулируется так, чтобы в него входили все слова предполагаемого предложения. Это помогает детям дать правильный ответ. По- прежнему в случае затруднения, полный ответ дает взрослый. Для ребенка необходимо организовать многократное повторение материала. Так, кормить (укладывать спать, просить выполнить действие — попрыгать, побегать, спеть, танцевать) можно куклу, мишку, собачку, самого ребенка: -Кто кушает? — Мишка. — Правильно. Мишка кушает. — Что делает Мишка? -Кушает. — Правильно. Мишка кушает. (Взрослый подчеркивает нужное слово интонацией.) Подобные упражнения дополняются работой с сюжетными картинками. Внимание детей привлекается к игрушке, а затем та же ситуация рассматривается и обсуждается по картинке: Кукла спит. А вот у меня картинка. Посмотри, что на ней нарисовано. Кукла спит. — Маша, кто спит? — Кукла.
Мы рассмотрели, как может быть организована работа по формированию фразовой речи у детей с отставанием в речевом развитии на начальном этапе.
Еще раз напомним:
- Наиболее эффективное развитие речи происходит в деятельности, а язык взрослого должен соответствовать представлениям ребенка.
- Для лучшего усвоения новой речевой конструкции необходимо создавать ситуации, в которых ребенок мог многократно повторить материал.
фразовых глаголов, фразовых существительных и устной речи
Встроить делиться
Фразовые глаголы, фразовые существительные и речь
от VOA
В настоящее время нет доступных медиа-источников
0:00 0:04:43 0:00
«» Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби » — это классическая американская история.
В нем рассказывается печальная история о загадочном богаче Джее Гэтсби, который любит Дейзи Бьюкенен, замужнюю женщину.
Великий Гэтсби может преподать вам много уроков английского языка. Многие его киноверсии тоже могут.
Давайте послушаем несколько слов из версии Великого Гэтсби 2013 года.
«Все яркие, драгоценные вещи тускнеют так быстро — и не возвращаются».
Последние два слова, которые вы услышали, — это фразовые глаголы, и именно им будет посвящен сегодняшний отчет.
Мы объясним немного больше о фразовых глаголах, фразовых существительных и речи.
Давайте рассмотрим несколько определений и примеров.
Фразовые глаголы и «фразовые существительные»
Фразовые глаголы состоят из двух или более слов. Эти слова обычно представляют собой глагол вместе с одним или несколькими короткими словами, такими как in, on, out или back.
Фразовые глаголы имеют идиоматическое значение – другими словами, они имеют значение, отличное от того, что могут предложить отдельные слова.
В Великий Гэтсби фразовый глагол вернуться означает вернуться к прежнему хорошему состоянию.
Фразовые глаголы также могут иметь форму существительного. Назовем их «фразовыми существительными».
Вот пример.
Представьте, что вы слышите, как человек описывает, что он делал вчера. Они могут сказать:
Я вчера занимался.
Work out — это фразовый глагол. Это значит заниматься спортом. Как изменилось бы утверждение, если бы говорящий использовал вместо него фразовое существительное?
Вчера я хорошо потренировался.
Давайте снова послушаем два примера.
Вчера занимался.
Вчера я хорошо потренировался.
Вы заметили разницу?
В высказывании с фразовым глаголом говорящий ударил второе слово фразового глагола – слово аут.
В примере с фразовым существительным говорящий ударил первую часть слова — работа.
Прослушайте еще раз: 9.
«Все яркие, драгоценные вещи так быстро увядают — и не возвращаются».
Вы слышали, как говорящий произнес фразовый глагол вернуться ?
Она поставила ударение на слове вместо .
Представьте, как могло бы измениться предложение, если бы говорящий использовал вместо него фразовое существительное.
«Все яркие, драгоценные вещи так быстро увядают — и не возвращаются».
Хотя эта строка не так сильна, как строка, написанная Ф. Скоттом Фитцджеральдом, она дает вам представление о том, как звучат разные фразовые глаголы и фразовые существительные.
Заключительные мысли
В следующий раз, когда будете смотреть фильмы или разговаривать с американцем, постарайтесь прислушаться к тому, как он произносит фразовые глаголы и фразовые существительные. Затем попытайтесь поставить ударение в словах так, как они это делают. Со временем и с практика , ваша речь станет более понятной для носителей языка.
Мы надеемся, что вы вернетесь к нам за новыми рассказами о повседневной грамматике. Или, может быть, нам следует сказать, что повседневная грамматика вернется?
Я Джон Рассел.
А я Эшли Томпсон.
Джон Рассел написал эту историю для Learning English. Марио Риттер-младший был редактором.
________________________________________________________________
Слова в этой историисказка –n. рассказ, который может быть либо о воображаемых событиях, либо о ложных событиях, либо о чьем-то собственном опыте
яркий — прил. имеет очень светлый и насыщенный цвет; счастливый и живой; проявление интеллекта; дающий повод для надежды
драгоценный — — прил . очень ценный или важный: слишком ценный или важный, чтобы тратить его впустую или использовать небрежно
исчезнуть – v. стать менее ярким : потерять цвет; исчезать постепенно
ударение – v. большая громкость или сила, придаваемая слогу слова в речи или такту в музыке
практика – н. деятельность по повторному выполнению чего-либо, чтобы стать лучше в этом
Фразовые глаголы | Грамматика | EnglishClub
Что такое фразовые глаголы?
Фразовый глагол — это глагол типа подобрать , включить или продолжить с . Эти глаголы состоят из основного глагола + другого слова или слов . Два или три слова, составляющие фразовый глагол, образуют короткую «фразу», поэтому мы называем их «фразовыми глаголами». Но фразовый глагол остается глаголом. Смотреть — это глагол. Ищи тоже глагол — другой глагол. Они не имеют одинакового значения и ведут себя по-разному грамматически. Вы должны относиться к каждому фразовому глаголу как к отдельному глаголу и учить его, как любой другой глагол. Посмотрите на эти примеры. Вы можете видеть, что есть три типа фразовых глаголов, образованных из глагола, состоящего из одного слова:
глагол | определение | пример | ||
---|---|---|---|---|
однословный глагол | внешний вид | направьте взгляд в определенном направлении | Вы должны посмотреть перед прыжком. | |
фразовый глагол | глагол + наречие | посмотреть | искать и находить информацию в справочнике | Вы можете искать слово в словаре. |
глагол + предлог | ухаживать за | заботиться о | Кто присматривает за ребенком? | |
глагол + наречие + предлог | ждем | жду с удовольствием | Я с нетерпением жду встречи с вами. |
Фразовый глагол: ГЛАГОЛ + НАРЕЧИЕ
Структура этого типа фразового глагола:
глагол | + | наречие |
Эти фразовые глаголы могут быть:
- переходный (прямой объект)
- непереходный (без прямого объекта)
Посмотрите на эти примеры переходных и непереходных::
означает | пример предложения | |||
---|---|---|---|---|
прямой объект | ||||
переходный | отложить | отложить | Придется отложить | встреча. |
поворот вниз | отказаться | Они отказались | мое предложение. | |
непереходный | встать | подняться с кровати | мне не нравится вставай . | |
поломка | прекратить работу | Он опоздал, потому что его машина сломалась . |
Съемный
Когда этот тип фразового глагола имеет прямое дополнение, мы обычно можем разделить две части. Например, «уменьшение» — это , разделенное на . Мы можем сказать: « отклонить мое предложение» или « отклонить мое предложение отклонить ». Посмотрите на эти примеры предложений:
Они перевернули вниз мое предложение. | |
Они превратили мое предложение в минус . |
Однако, если прямым объектом является местоимение , у нас нет выбора. Мы должны отделить две части глагола и вставить местоимение. Посмотрите на эти примеры с глаголом «включить». Обратите внимание, что последнее невозможно:
Джон включил радио. | |
Джон переключил радио на . | |
Джон переключил с на . | |
|
Раздельные или нераздельные?
Во многих словарях указано, когда фразовый глагол является разделяемым. Если в словаре написано «искать (что-то) вверх», вы знаете, что фразовый глагол «искать» является разделимым, и вы можете сказать «искать что-то вверх» и «искать что-то». Когда вы изучаете новый фразовый глагол, хорошей идеей будет писать «sthg/sby» в соответствующем словаре, например:
- встать
- поломка
- перерыв шт. выкл.
- повернуть вперед/назад вниз
Это говорит вам, нужен ли глаголу прямой объект (и где его разместить).
Справочник по фразовым глаголам: сотни фразовых глаголов с определениями, примерами предложений, тестами и ответами
Фразовый глагол: ГЛАГОЛ + ПРЕДЛОГ
Этот тип фразового глагола также называется » предложный глагол ». Структура предложного глагола:
глагол | + | предлог |
Поскольку у предлога всегда есть объект, все предложные глаголы имеют прямые объекты (т. е. они переходные).
Посмотрите на эти примеры предложных глаголов:
предложный глагол | означает | пример предложения | |
---|---|---|---|
прямой объект | |||
верить в | верят в существование | я верю в | Боже. |
ухаживать за | заботиться о | Он присматривает за | собака. |
говорить о | обсудить | Вы говорили о | меня? |
ждать | ждать | Джон ждет | Мэри. |
Предложные глаголы не могут быть разделены . Это означает, что мы не можем поместить прямой объект между двумя частями. Например, мы должны сказать «присматривать за ребенком». Мы не можем сказать «присмотри за ребенком»:
Кто присматривает за ребенком? | |
|
Когда вы изучаете новый предложный глагол, рекомендуется писать «что-то/кто-то» в словаре, например:
- верить во что-то/кого-то
- ухаживать за sthg/sby
Это напомнит вам, что глаголу нужен прямой объект (и где его поставить).
Фразовый глагол: ГЛАГОЛ + НАРЕЧИЕ + ПРЕДЛОГ
Этот тип фразового глагола также называют « фразово-предложным глаголом ». Структура фразеологически-предложного глагола:
глагол | + | наречие | + | предлог |
Посмотрите на эти примеры фразово-предложных глаголов:
фразеологизм-предложный глагол | означает | пример предложения | |
---|---|---|---|
прямой объект | |||
ладно с | имеют дружеские отношения с | Он не ладит с | его жена. |
вместе с | терпеть | я не буду мириться с | ваше отношение. |
ждем | жду с удовольствием | я с нетерпением жду | увидимся. |
закончился | износ, выхлоп | У нас закончились | яиц. |
Поскольку фразовые глаголы с предлогами оканчиваются предлогом, всегда присутствует прямой объект . И, как и предложные глаголы, фразово-предложные глаголы не могут быть разделены . Посмотрите на эти примеры:
Ср закончился газ . | |
У нас кончились это. | |
| |
|
Когда вы изучаете новый фразеологический глагол с предлогом, хорошей идеей будет написать «something/somebody» в словаре, например:
- поладить с кем-нибудь
- вместе с стхг/сб
- закончились что-то
Это напомнит вам, что глаголу нужен прямой объект (и где его поставить).