Мышление и речь с точки зрения психологии
Взаимосвязь мышления и речи
Мыслительная деятельность человека характеризуется ее взаимосвязью не только с чувственным познанием, наблюдается также связь между мышлением и речью. Именно эта связь обусловила принципиальное различие между психическим развитием человека и животных. Так, мышление животных всегда элементарное, простейшее, остается наглядно-действенным и не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Такое мышление имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемым предметом, который в определенной ситуации находится перед глазами. Подобное мышление взаимодействует с предметами в наглядно-действенном плане, не выходя за его пределы. И только с появлением речи возможно отвлечь от познаваемого объекта определенное свойство с закреплением, фиксацией представления или понятия о нем в специальном слове. Мысль, облекшись в слово, приобретает необходимую материальную оболочку, становясь непосредственной действительностью как для самого человека, так и для других людей.
Мышление в любой форме невозможно без языка, ведь возникновение и развитие всякой мысли происходит в неразрывной связи с речью. Чем основательнее и глубже продумана определенная мысль, тем более ясно и точно она находит выражение в словах, в устной и письменной речи. Напротив, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка определенных мыслей, тем отчетливее и понятнее становятся они сами.
Особенности мыслей и слов
Может создаться впечатление, что существование мысли не обусловлено словесной оболочкой, поскольку некоторые мысли трудно выражаются словами. На самом деле последнее означает, что еще не произошло формирование мысли, то есть она представляет собой смутное представление. Ясная мысль всегда выражается посредством четкой словесной формулировки. Нельзя считать правильным и положение о том, что мысль и речь, по существу, одно и то же. Как и то, что мышление представляет собой речь, лишенную звучания, а речь является «озвученным мышлением». Ошибочность этих положений заключается в том, что одна и та же мысль выражается разными способами и даже на разных языках. Наряду с этим есть слова-омонимы. Они разные, но одинаково звучат и пишутся (например «корень», «коса», «ключ»). Можно сказать, что одно и то же слово способно выражать различные мысли или понятия.
Многочисленные психологические эксперименты показали, что сложности в решении задач исчезают после формулирования испытуемыми своих рассуждений вслух. После воспроизведения своих рассуждений для других, индивид формулирует их и для самого себя. Имея закрепление в слове, мысль не может исчезнуть или угаснуть, она прочно фиксируется в устных или письменных формулировках речи.
Мышление нормальных взрослых людей неразрывно связано с речью. Мысль не способна ни возникать, ни протекать, ни существовать вне вербальных единиц, вне речи. Человек мыслит в речевой форме, что обуславливает речевое мышление. Так, происходит не только формулирование мысли в речи, но и ее формирование и развитие.
Исследования мышления и речи
Психологи не оспаривают связь мышления и речи, но имеют разные мнения об их генетических корнях, а также о вопросах степени взаимосвязи и взаимовлияния. Так, первоначальные исследования мышления и речи показали, что они происходят от практической деятельности. Впоследствии Л. С. Выготский доказал, что мышление и речь психология должна рассматривать с позиции разных корней.
Лингвисты отрицали отождествление языка с поведением, выдвигая теорию, где ключевое понятие состояло в представлении о порождающей грамматике. Изучая, каким образом индивиды способны производить и понимать уникальные грамматические конструкции, ученые приходят к выводу, что для человека характерен некий доопытный механизм усвоения языка, языковые универсалии, детерминирующие процесс формирования речи. Подобные универсалии помогают овладеть естественным языком и сходными языками.
Замечание 2Именно это объясняет тот факт, что дети во всем мире осваивают языки с равной скоростью и демонстрируют при этом сходную последовательность этапов.
Анализ учеными взаимосвязи мышления и речи рассматривался и в соответствии с ведущим параметром. Можно выделить теорию лингвистической относительности Сепира – Уорфа, которая основана на позиции лингвистического детерминизма. Концепция доказывала, что структура языка формирует мышление и способ познания реальности. Последователи теории предположили, что люди, которые говорят на разных языках, по-разному мыслят и, соответственно, воспринимают мир. Язык организует индивидуальный и коллективный опыт, поэтому он может являться медиатором индивида и социума и задавать не только способы мышления, но и нормативную структуру поведения. Одновременно с этим, психология имеет доказательства того, что способность мыслить появляется раньше, чем способность реализовать мысль в языке. Доказательством этому являются эксперименты, демонстрирующие высокую степень интеллекта у животных и у детей, которые еще не владеют речью.
Главный вопрос, обсуждаемый учеными, заключается в характере реальной связи мышления и речи, их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в ходе своего развития. Существенный вклад в решение этой проблемы был внесен Л. С. Выготским, который полагал, что слово имеет такое же отношение к речи, как и к мышлению. Слово ученый представлял в виде живой клетки, содержащей в самом простом виде основные свойства, которые характерны для речевого мышления в целом. Слово нельзя считать ярлыком, наклеенным в качестве индивидуального названия на определенную вещь. Оно всегда обобщенно описывает вещь, явление или предмет, выступая как акт мышления. Но слово также представляет собой и средство общения, именно поэтому оно включено в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже нельзя отнести ни к речи, ни к мысли. Оно обретает свое значение и становится органичной частью того и другого. Выготский писал: «Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».
Речь и мышление обладают разными генетическими корнями, первоначально выполняя различные функции и развиваясь отдельно друг от друга. Исходная функция речи — коммуникативная функция, а сама речь в качестве средства общения возникает по причине необходимости разделения и координации действий в осуществлении совместного труда людей.
У ребенка и у высших животных ученые обнаружили своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением (мимика, жесты, выразительные движения). Они выражают состояние, но не являются знаками или обобщениями.
Глава 6 Речь. Общая психология
Глава 6 Речь
6.1. Речь как процесс
Речь является основным средством человеческого общения. При помощи речи человек получает, обрабатывает и передает огромное количество информации. Речь является главным источником знаний, их передачи от одного человека к другому.
Именно наличие речи ставит человека на вершину развития живых существ.Речь – форма общения людей посредством системы письменных знаков и символов, а также звуковых сигналов, создаваемых на основе определенных правил.
Речь выполняет ряд функций, среди которых выделяют следующие.
– Функция сообщения. Позволяет производить обмен информацией между людьми, обмениваться знаниями, чувствами, мыслями. Речь имеет социальное предназначение и является средством общения людей между собой. Функция сообщения обеспечивает осуществление социальных контактов между людьми.
– Функция воздействия. Позволяет посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них, к переживанию определенных чувств или желаний. Данная функция речи чаще всего реализуется посредством приказа, призыва или убеждения.
– Функция выражения позволяет добавлять речи человека выразительность и эмоциональность, обеспечивая более полную передачу чувств. С помощью речи человек выражает свое отношение к определенным объектам или предметам, к другим людям и самому себе.
– Функция обозначения. Обеспечивает возможность давать предметам и явлениям названия. Благодаря этой функции речь является средством выражения собственных мыслей, их образования и развития. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять их существенные свойства, относить предметы к определенной категории.
6.2. Формы и свойства речи
1. Внешняя речь — система используемых звуков, сигналов, письменных знаков и символов, предназначенных для передачи информации.
Виды внешней речи.
– Устная речь – общение посредством произнесения слов и их восприятия, т.е. говорение и слушание.
Формами устной речи можно считать диалог и монолог. Диалог заключается в попеременном обмене информацией двух и более человек; такая речь поддерживается взаимными репликами, возникает при непосредственном общении людей и поддерживается собеседниками. Монолог представляет собой речь одного человека и характеризуется последовательностью и связанностью. Это подготовленная, последовательная и завершенная речь, которая имеет строгую логику повествования. Монологическая речь предполагает наличие определенных навыков коммуникации.
Устная речь может быть активной и пассивной. Активная форма речи присуща говорящему человеку, слушающий же человек играет в данном диалоге пассивную роль. В онтогенезе наблюдается переход от пассивных форм речи к активным – ребенок сначала учится понимать собеседника, а уже затем говорить самостоятельно.
– Письменная речь – речь, оформленная в графическом виде. Письменная речь содержит большее число слов или символов, нежели устная, что облегчает ее понимание. Кроме того, письменная речь, как правило, имеет четкий план. К примеру, к книге можно возвращаться раз за разом, тогда как в процессе слушания устной речи уже спустя несколько предложений можно забыть, о чем велась речь в начале разговора. В письменную речь человек всегда может внести изменения, тогда как речь устная соответствует поговорке: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».
2. Внутренняя речь — лишенная звукового оформления речь, протекающая во внутреннем плане. Она представляет собой фазу планирования в практической и теоретической деятельности.
Зачастую выделяют такие формы речи, как автономная, эгоцентрическая и внутренняя речь.
Автономная речь (от греч. autonomos – самоуправляющийся) представляет собой один из наиболее ранних этапов развития речи ребенка. Слова, воспроизводимые детьми вслед за взрослыми, существенно искажаются и отличаются от оригинала. Ребенок повторяет слова в отрыве от их содержания, без причинно-следственной связи. Такая речь может сохраняться относительно долго и служить тормозом для развития речи и умственного развития в целом.
Эгоцентрическая речь (от лат. ego – я и centrum – центр) – форма детской речи, характеризующаяся отсутствием попыток занять точку зрения собеседника. На этом этапе ребенок еще не осознает, что существует различие между его собственной и чужой точками зрения.
Внутренняя речь сопровождает мышление.
Речь обладает также следующим рядом свойств.
1. Содержательность речи отражает как общее количество выраженных мыслей или чувств, так и их значимость в той или иной ситуации.
2. Понятность речи отражает степень осмысленности речи, соотношение между ее сложностью и уровнем знаний или интересов тех, кто ее воспринимает. Для того чтобы речь была понятна, она должна быть правильно выстроена, состоять из синтаксически правильно построенных предложений, а произносящий ее человек должен расставлять в ней необходимые акценты.
3. Выразительность речи предполагает эмоциональную насыщенность речи, правильные интонации, богатство используемых языковых средств и их разнообразие.
4. Действенность речи определяется возможным влиянием ее на мысли и чувства других людей, на их поступки и поведение.
6.3. Этапы развития речи
Речь проходит в своем развитии ряд этапов. Отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) выделил четыре основных этапа развития речи ребенка.
1. Подготовительный этап (до 1 года).
На данном этапе происходит подготовка для последующего развития речи ребенка. Уже при рождении младенец обладает такими голосовыми способностями, как крик и плач. С их помощью происходит развитие речевого аппарата. К третьему месяцу жизни у ребенка появляется лепет (некоторое сочетание звуков, которые произносит ребенок). В последующие месяцы ребенок старается подражать звукам взрослых. К шестому месяцу он становится способен к произнесению слогов. К десятому месяцу у ребенка формируются определенные реакции на слова взрослых, эмоциональные ответы на их речь. К концу первого года ребенок становится способен произнести свои первые слова.
2. Преддошкольный (1–3 года).
С появлением первых слов ребенок начинает активно развивать свою речь, стараясь произносить слова вслед за взрослыми. На протяжении преддошкольного этапа ребенок расширяет свой лексикон, накапливает все новые и новые слова. К полутора годам ребенок знает порядка 10–15 слов, ко второму году жизни – уже около 250–300 слов, а к концу данного этапа – тысячу слов. Пред-дошкольный этап характеризуется также формированием грамматически правильной речи.
3. Дошкольный (3–7 лет).
На данном этапе происходит увеличение словарного запаса, равно как и правильности использования того или иного слова в нужной ситуации. Предложения становятся более сложными, речь – связной, осмысленной. К пяти годам ребенок оказывается в состоянии сделать пересказ текста, состоящего из 50 предложений, как от лица автора, так и от своего лица.
4. Школьный (7–17 лет).
На данном этапе ребенок осознанно использует языковые средства. Значительно развивается письменная речь.
6.4. Расстройства речи
Существует целый ряд известных расстройств речи. Причинами расстройств речи могут являться:
– механические причины – неправильное строение органов артикуляционного аппарата;
– подражательные причины – дефекты звукопроизношения у детей зачастую связаны с аналогичными проблемами у кого-то из их ближайшего окружения – родителей, родственников или друзей;
– акустические причины – неправильное восприятие звука, перепутывание разных тонов в потоке речи;
– неврологические причины – патологии отделов мозга, отвечающих за речь;
– травмы и психические заболевания.
Все патологии речи можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся патологии личности человека, органов речи и высших психических функций. Проблемы с речью чаще всего возникают вследствие болезней или расстройств легких или гланд – паралича, инфекций дыхательных путей, рака легких или глотки. Большинство из этих расстройств приводят к затрудненной артикуляции или к ее невозможности. Что касается патологий личности, то проблемы с речью зачастую возникают у больных шизофренией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом, болезнью Альцгеймера.
Нарушения произношения звуков могут проявляться в следующих формах.
– Заикание. Данное расстройство характеризуется нарушением темпа и ритма речи из-за запинок, остановок или повторения звуков. Заикание вызывается спазмами органов речевого аппарата: языка, неба, губ. Установлено, что заикаются примерно 2–3% детей дошкольного возраста. К взрослому возрасту их количество снижается до 1% от общей популяции. При этом среди них порядка 80% составляют мужчины. Среди людей, имевших или имеющих данное речевое нарушение, – актеры Роуэн Аткинсон и Брюс Уиллис, актриса Мэрилин Монро, ученые Аристотель, Исаак Ньютон и Чарлз Дарвин, гольфист Тайгер Вудс, писатель Льюис Кэрролл и другие.
– Картавость. Данное расстройство состоит в нарушении произношения звука [р], замене его на другой звук.
– Шепелявость. Данное расстройство проявляется в виде затруднения при произнесении шипящих согласных.
– Дисфония – расстройство фонации как результат патологических изменений голосового аппарата.
– Тахилалия – патологическое ускорение темпа речи. Зачастую у больного происходит двух– или даже трехкратное ускорение речи.
– Брадилалия – патологическое замедление темпа речи. Данное расстройство является следствием затрудненной способности издавать расчлененные звуки.
– Ринолалия – нарушение тембра голоса.
– Парафазия – неуправляемое употребление отдельных звуков или букв в устной и письменной речи.
– Контаминация – объединение в одно слово слогов, относящихся к разным словам.
– Эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов.
Ко второй группе расстройств относятся локальные поражения мозга, вызывающие нарушения речи, передачи или восприятия информации. Примером таких нарушений можно считать афазии.
Афазии – нарушения речи, которые характеризуются ее полной или частичной утратой. Возникает при поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате травм, опухолей и при некоторых психических заболеваниях. У большинства людей страдает левое полушарие мозга. Афазия часто проявляется неожиданно (в случае инсульта или травмы), а иногда развивается в течение длительного периода времени (в случае опухоли). Ежегодно афазии возникают у десятков тысяч людей.
Выделяют два основных типа афазий.
– Моторная афазия, или афазия Брока, впервые описана французским антропологом и врачом Полем Брока (1824–1880) в 1861 г. Люди, страдающие данной формой афазии, говорят краткими фразами, которые даются им с огромным трудом, испытывая трудность переключения с одного слова на другое. Больные с афазией Брока способны понимать речь собеседника, а также осознают наличие у них самих проблем с речью. Зачастую данная афазия связана с правосторонним гемипарезом – параличом правой стороны тела больного.
– Сенсорная афазия, или афазия Вернике, была описана немецким врачом и психиатром Карлом Вернике (1848–1905). В основе сенсорной афазии лежит нарушение фонематического слуха, различения звукового состава слов. Люди с данной формой афазии говорят длинными предложениями, которые не имеют никакого смысла. При этом больные создают собственные «слова». Они испытывают сложность в понимании как собственной речи, так и речи других.
Другими нарушениями речи при поражениях головного мозга являются дизартрия и дислексия.
Дизартрия – нарушение речевого произношения. Причиной данного нарушения чаще всего является неврологическая травма, которая приводит к плохой артикуляции.
Дислексия – нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Люди с данным расстройством зачастую не понимают смысл текста, как если бы они читали книгу на незнакомом языке. По некоторым данным, такое нарушение может иметься у 5–10% детей. В качестве примеров людей с дислексией приводят Леонардо да Винчи, Майкла Фарадея, Уинстона Черчилля, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Киану Ривза, Орландо Блума, Киру Найтли.
Литература
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1982.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.
4. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986.
5. Кучинский Г.И. Психология внутреннего диалога. – Минск, 1988.
6. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М.: Педагогика, 1983.
8. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976.
9. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1987.
10. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1985.
11. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.: Наука, 1989.
12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 22 Стереотипная речь и эхолалия
Глава 22 Стереотипная речь и эхолалия Джошуа, живой темноглазый шестилетний мальчик с диагнозом «аутизм», довольно хорошо запоминал слова. В дополнение к домашней и школьной программе, ориентированной на методику Floortime, Джошуа проходил курс речевой терапии из-за проблем
Глава 6 Речь
Глава 6 Речь 6.1. Речь как процессРечь является основным средством человеческого общения. При помощи речи человек получает, обрабатывает и передает огромное количество информации. Речь является главным источником знаний, их передачи от одного человека к другому. Именно
Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Глава VIII. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ §44. Общее понятие о мышлении Проснувшись утром, человек подходит к окну и видит, что крыши домов мокрые. «Значит, ночью был дождь»,— думает он.Этот случай даёт нам типичный пример мыслительного процесса. Человек непосредственно не воспринимал
Глава 17. Прямя речь, или как бы это попроще… Короче… В общем – понятно
Глава 17. Прямя речь, или как бы это попроще… Короче… В общем – понятно Третьим и очень существенным компонентом, дающим или мгновенный выигрыш, способный даже спрятать прочие слабости текста, или столь же молниеносный проигрыш, приводящий к решительному краху, является
Глава первая. В которой речь идет о мятежах и бунтах
Глава первая. В которой речь идет о мятежах и бунтах Общество генов «Сообщество медоносных пчел удовлетворяет идеалу коммунистического афоризма: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Внутри него борьба за существование строго ограничена. Матка, трутни и
Глава XI РЕЧЬ
Глава XI РЕЧЬ Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь
Глава 8. Заключительная речь адвоката Барби
Глава 8. Заключительная речь адвоката Барби Вот почему игрушка должна быть не «доброй», а разной. Чтобы спасти мир от злодея, нужно как минимум иметь злодея. А если в детском «царстве игрушек» одни только хорошенькие-прехорошенькие котятки, мишутки, малютки и ни одного
ГЛАВА 7 – ГОЛОС, РЕЧЬ И БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ГЛАВА 7 – ГОЛОС, РЕЧЬ И БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное основание. Жан Фабр Звуки голоса украшают или обедняют, искажают или передают наш личностный портрет без нарушений. По еле уловимым нюансам звуков речи мы судим о личности
Глава 6 Речь и игра в развитии младенца
Глава 6 Речь и игра в развитии младенца В течение первых 3-х — 4-х лет никто и никогда не сможет и не должен подменять главного духовного воспитателя, главного духовного учителя ребенка — любящую мать. Именно в эти годы возникает глубокая ассоциация слов с живыми образами,
Глава 1. О чем идет речь
Глава 1. О чем идет речь Ограничим предмет нашего разговора, идя от общего к частному.В живой природе человек – качественно новое явление. Он – не просто социальное существо, которое может существовать, только интенсивно обмениваясь информацией с себе подобными (таков и
Речь-призыв, или Побудительная речь
Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,
Речь – обсуждение факта, или Судебная речь
Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство[3]. Судьи, прокурор, адвокаты
Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь
Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к
Психология речи с медицинской точки зрения | Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie
Skip Nav DestinationОбзор статей| 11 июня 2008 г.
Emil FroeschelsMonatsschrift für Psychiatrie und Neurologie (1956) 131 (5-6): 368–380.
https://doi.org/10.1159/000139727
История статьиОпубликовано в Интернете:
11 июня 2008 г.
Инструменты содержания- Взгляды
- Содержание артикула
- Рисунки и таблицы
- Видео
- Аудио
- Дополнительные данные
- Экспертная оценка
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
- Инструменты
Получить разрешения
Иконка Цитировать Цитировать
- Поиск по сайту
Citation
Эмиль Фрешельс; Психология речи с медицинской точки зрения. Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie 31 декабря 1956 г.; 131 (5-6): 368–380. https://doi.org/10.1159/000139727
Скачать файл цитаты:
- Рис (Зотеро)
- Менеджер ссылок
- EasyBib
- Подставки для книг
- Менделей
- Бумаги
- КонецПримечание
- РефВоркс
- Бибтекс
Расширенный поиск
Этот контент доступен только в формате PDF.
Предварительный просмотр первой страницы в формате PDF
Закрыть модальныйВ настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.
У вас еще нет аккаунта? регистр
Цифровая версия
Аренда
Эта статья также доступна для проката через DeepDyve.Точка зрения – как понимать ее употребление в устной и письменной речи
бесплатных страниц из нашей программы на английском языке
Точка зрения – определение
события связаны.Используется для утверждения, которое предлагает определенную точку зрения или взгляд на что-либо.
Эта точка зрения может принадлежать лично писателю или выступающему, но также может принадлежать намеренно созданному вымышленному персонажу.
Примеры
- Я думаю, вкус Билла в одежде ужасен.
[Моя точка зрения.] - — Я думаю, вкус Билла в одежде ужасен, — насмешливо сказал Джон.
[Точка зрения Джона.] - Она отчаянно пыталась убедить меня в честности своего мужа.
[Моя точка зрения.]
Использование
«Точка зрения» является важным понятием при анализе и понимании речи и письма.
Точка зрения может быть явной и явной, а может и неявно подразумеваться.
Часто используется для создания персонажа путем представления узнаваемых мнений.
Его также можно использовать для углубленного представления психологии путем выявления бессознательных мыслей.
Информация часто может быть представлена с определенной точки зрения без раскрытия источника, который предлагается угадать наблюдателю.
Его также можно озорно имитировать для создания иронического эффекта.
Внимание! Точка зрения — это больше, чем просто «мнение». Это также подразумевает идентифицируемый источник.
Понятие «точка зрения» по существу связано с идентификацией источника информации.
Это не всегда просто, поскольку заявления могут содержать более одной точки зрения.
В первом примере – Я думаю, что вкус Билла в одежде ужасен – нам дана только одна точка зрения: точка зрения «я», который делает заявление. У нас нет возможности поместить эту точку зрения в какую-либо другую перспективу. Строго говоря, мы не знаем, плохой у Билла вкус или нет. Мы знаем только мнение «я» по этому поводу.
Во втором примере — «Я думаю, вкус Билла в одежде ужасен», — насмешливо сказал Джон — такое же заявление делает Джон, и об этом нам сообщает кто-то другой — рассказчик. Рассказчик сообщает нам, что заявление было сделано «насмешливо». Это выставляет мнение Джона в критическом свете, потому что термин «насмешка» имеет очень негативный оттенок.
Таким образом, во втором примере мы имеем две точки зрения — Джона и рассказчика. Один передает комментарий другому. Это дает читателю больше информации, с помощью которой он может делать выводы.
В третьем примере – Она отчаянно пыталась убедить меня в честности своего мужа – опять две точки зрения, хотя вторая на этот раз менее очевидна.
Первая точка зрения — это точка зрения «я», рассказывающего о событиях. Этот человек — рассказчик — управляет тем, что мы знаем. Вторая точка зрения — это точка зрения «той», которая обсуждает своего мужа. Этот взгляд, однако, приходит к нам от рассказчика – «я».
Термины «отчаянно» и «убеждать» предполагают, что эта попытка предпринимается под эмоциональным давлением и что попытка не увенчалась успехом.
Но человек, рассказывающий об этом событии [рассказчик], может иметь какое-то предубеждение или предубеждение против женщины. Мы склонны верить, что рассказчики говорят правду, но что, если этот человек был грабителем, который только что вломился в дом и украл фамильные драгоценности?
Дело в том, что мы не можем знать, честен муж на самом деле или нет. У нас есть только две точки зрения – точка зрения жены, которая пытается убедить рассказчика, и точка зрения, которая не удалась. [Это сложный бизнес, не так ли?]
Иногда точка зрения может подразумеваться, а не высказываться прямо. Рассмотрим следующий пример из рассказа о молодой девушке, путешествующей ночью:
Слабый ветерок, дующий с воды, взъерошил под шляпой Фенеллы, и она подняла руку, чтобы сохранить ее.