Речь в психологии понятие: Речь: понятие, термины

Содержание

Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление — Студопедия

Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.

Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык является общим для народа, говорящего на нем, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека. Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка) и определенный звуковой состав (фонетика языка).

Выделяют 4 основные функции речи:

— выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

— содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

— понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;

— выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

— воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).

Выделяют различные виды речи.

По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми.

При этом различают три типа внутренней речи:

1) «речь про себя» – внутреннее проговаривание, наблюдаемая, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешней речи;

2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов и, соответственно, данный тип не соответствует структуре внешней речи;

3) речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.

Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данного вида речи характерны: достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение – восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование.

Говорение – процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса – объем высказываемых фраз и темп речи.

Аудирование – процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержание сообщение, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (разговорная) речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь с слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи – эгоцентрической.

Эгоцентрическая речь – речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность. По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь – своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. Т.е. сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.

Таким образом, речь, являясь средством коммуникации между людьми, выполняет и другую важнейшую функцию – выступает средством мыслительной деятельности человека. В своих работах Л. С. Выготский убедительно показал, что формирование высших психических функций (произвольности и осознанности познавательных процессов) осуществляется благодаря речи. Об этом свидетельствуют факты, когда речевые нарушения сказываются на развитии всех сторон психической организации человека, и особенно на интеллектуальной сфере.

Общая психология — Речь и ее функции. Виды речи

« Предыдущий вопрос

Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления

Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ – мыслительная опера

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.

д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые чел

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Выделяются следующие функции речи:

1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных.

Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;

2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие) что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму вне речи мысль не существует

3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь. Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями. Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Внутренняя речь – речь про себя.

Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Развитие речи | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология развития:

Когнитивное развитие · Развитие себя · Эмоциональное развитие · Развитие языка · Моральное развитие · Перцептивное развитие · Развитие личности · Психосоциальное развитие · Социальное развитие · Меры по развитию


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Артикул
  • Проверка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • сегментов
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это ящик: просмотреть • говорить • редактировать

Развитие речи является аспектом психомоторного развития и представляет собой возрастающую способность детей контролировать свои голосовые связки, чтобы говорить четко. Это отличается от развития речи.

Как правило, речь связана с развитием восприятия, поскольку ребенку необходимо различать звуки, чтобы добиться прогресса.

Содержимое

  • 1 Этапы доречевого вокального развития
  • 2 Детская вокализация
    • 2.1 0–6 недель: рефлекторная вокализация
    • 2.2 6-16 недель: воркование и смех
    • 2.3 16-30 недель: Вокальная игра
    • 2.4 6–10 месяцев: повторный лепет (или канонический лепет [3] )
    • 2,5 10–14 месяцев: лепет без повторов (или пестрый лепет [6] )
    • 2,6 12-14 месяцев
    • 2,7 16 месяцев
    • 2,8 18 месяцев
      • 2.8.1 Словесные процессы (до 3 или 4 лет)
      • 2.8.2 Процессы замещения сегментов (в младшие школьные годы)
    • 2,9 2 года
    • 2,10 4 года
    • 2,11 7 лет
  • 3 Биологические основы речевого развития детей раннего возраста
    • 3. 1 Речевой тракт младенцев
    • 3.2 Нервная система
    • 3.3 См. также
    • 3.4 Каталожные номера

Этапы предречевого развития голоса

Несмотря на то, что дети не произносят свои первые слова, пока им не исполнится примерно 12 месяцев, способность произносить звуки речи начинает развиваться в гораздо более раннем возрасте. Stark (1980) выделяет пять стадий раннего развития речи: [1]

0-6 недель: рефлекторные вокализации

Эти самые ранние вокализации включают плач и вегетативные звуки, такие как дыхание, сосание или чихание. Для этих вегетативных звуков голосовые связки младенцев вибрируют, и воздух проходит через их голосовой аппарат, таким образом знакомя младенцев с процессами, участвующими в более позднем воспроизведении речи.

6-16 недель: воркование и смех

Младенцы издают звуки воркования, когда они довольны. Воркование часто вызывается социальным взаимодействием с опекунами и напоминает произнесение гласных.

16–30 недель: Вокальные игры

Младенцы издают разнообразные звуки, похожие на гласные и согласные, которые они объединяют во все более длинные последовательности. Образование гласных звуков (уже в первые 2 месяца) предшествует образованию согласных, причем первые задние согласные (например, [г], [к]) образуются примерно в 2-3 месяца, а передние согласные (например, [ m], [n], [p]), начинают появляться примерно в 6-месячном возрасте. Что касается звуковысотных контуров в ранних высказываниях младенцев, младенцы в возрасте от 3 до 9 летмесячного возраста производят преимущественно плоские, падающие и восходящие-нисходящие контуры. Повышение контуров высоты тона потребует от младенцев повышения давления в подгортанной области во время вокализации или увеличения длины или напряжения голосовых связок в конце вокализации, или и того, и другого. В возрасте от 3 до 9 месяцев младенцы, кажется, еще не в состоянии контролировать эти движения.

[2]

6-10 месяцев: повторяющийся лепет (или канонический лепет
[3] ) , [бабаба]). На этой стадии произведения младенцев гораздо больше напоминают речь по времени и вокальному поведению, чем на более ранних стадиях. Начиная примерно с 6 месяцев дети также обнаруживают влияние окружающего языка на их лепет, т. е. лепет младенцев звучит по-разному в зависимости от того, какие языки они слышат. Например, изучение французского 9Было обнаружено, что 10-месячные дети в своем лепете произносят большую долю предварительно озвученных остановок (которые существуют во французском, но не в английском), чем младенцы того же возраста, изучающие английский язык.
[4]
Этот феномен бормотания под влиянием осваиваемого языка называется дрейфом лепетания. [5]

10-14 месяцев: Бесповторный лепет (или пестрый лепет
[6] )

Младенцы теперь объединяют разные гласные и согласные в слоговые цепочки. На этом этапе младенцы также производят различные ударения и интонационные паттерны. В этот переходный период от бормотания к первому слову дети также производят «протослова», т. е. придуманные слова, которые последовательно используются для выражения определенных значений, но которые не являются настоящими словами в изучаемом детьми языке. [7] Примерно в возрасте 12–14 месяцев дети произносят свое первое слово. Младенцы в возрасте около одного года в дополнение к плоскому, нисходящему и повышающе-падающему тональным контурам способны воспроизводить восходящие звуковые контуры. [8]

12–14 месяцев

Младенцы обычно произносят свое первое слово в возрасте 12–14 месяцев. Первые слова просты по структуре и содержат те же звуки, что и в позднем лепете. [9] Произведенные ими лексические единицы, вероятно, хранятся как целые слова, а не как отдельные сегменты, которые объединяются в сети при их произнесении. На это указывает тот факт, что дети в этом возрасте могут по-разному воспроизводить одни и те же звуки в разных словах. [10]

16 месяцев

Объем словарного запаса детей в этом возрасте обычно составляет около 50 слов, хотя объем словарного запаса у детей одной и той же возрастной группы сильно различается: от 0 до 160 слов для большинство детей. [11]

18 месяцев

Детские постановки становятся более стабильными примерно в возрасте 18 месяцев. [12] Когда их слова отличаются от взрослых форм, эти различия более систематичны, чем раньше. Эти систематические преобразования называются «фонологическими процессами» и часто напоминают процессы, типичные для взрослых фонологий языков мира (ср. повторение во взрослом ямайском креольском языке: «желто-желтый» = «очень желтый» 9 ).0105 [13] ). Некоторые общие фонологические процессы перечислены ниже. [14]

Обработка слов целиком (до 3 или 4 лет)

Удаление слабого слога : пропуск безударного слога в целевом слове, например, [nænæ] для «банан»

Удаление конечного согласного : пропуск последнего согласного в целевом слове, например, [пикʌ] для «потому что»

Повторное дублирование : образование двух идентичных слогов на основе одного из слогов целевого слова, например, [баба] для «бутылки»

Гармония согласных : согласная целевого слова приобретает черты согласной другой целевого слова, например, [gʌk] для «утка»

Сокращение группы согласных : пропуск согласной в группе целевых слов, например, [kæk] для «взломщика»

Процессы замещения сегментов (в раннем школьном возрасте)

Велярный фронт : велярный звук заменяется коронарным звуком, например, [ти] для «ключ»

Смыкание : фрикативный звук заменяется смычком, например, [ti] для «море»

Скольжение : жидкость заменяется скольжением, например, [wæbɪt] для «кролика»

2 года

Размер производственного словаря колеблется примерно от 50 до 550 слов в возрасте 2 лет. [15] Факторы, влияющие на скорость заучивания слов и, следовательно, на широкий диапазон размеров словарного запаса детей одного возраста, включают объем речи, с которой дети сталкиваются со своими опекунами, а также различия в том, насколько богат словарный запас. в речи, которую слышит ребенок. Также кажется, что дети быстрее пополняют свой словарный запас, если речь, которую они слышат, чаще связана с фокусом их внимания. [16] [17] Это может быть в том случае, если воспитатель говорит о мяче, на который в данный момент смотрит ребенок.

4 года

Исследование Gathercole and Baddeley (1989) показало важность звука для раннего значения слова. [18] Проверяли фонологическую память детей 4 и 5 лет, т. е. насколько хорошо эти дети запоминали последовательность незнакомых звуков. Они обнаружили, что дети с лучшей фонологической памятью также имели больший словарный запас в обоих возрастах. Более того, фонологическая память в возрасте 4 лет предсказывала словарный запас детей в возрасте 5 лет, даже с учетом более раннего словарного запаса и невербального интеллекта.

7 лет

Дети производят в основном взрослые сегменты. [19] Их способность воспроизводить сложные звуковые последовательности и многосложные слова продолжает улучшаться в среднем детстве. [20]

Изменения вокализации младенцев в течение первого года жизни зависят от физического развития в этот период. Физический рост речевого тракта, развитие мозга и развитие неврологических структур, ответственных за вокализацию, являются факторами развития вокальной продукции младенцев. [21]

Речевой тракт младенцев

Речевой тракт младенца меньше по размеру и первоначально имеет форму, отличную от голосового тракта взрослого человека. Язык младенца заполняет весь рот, тем самым уменьшая диапазон движений. По мере роста лицевого скелета диапазон движений увеличивается, что, вероятно, способствует увеличению разнообразия звуков, которые начинают издавать младенцы. Развитие мышц и сенсорных рецепторов также дает младенцам больший контроль над производством звуков. [22] Ограниченное движение челюсти и рта младенца может быть причиной типичного чередования согласных и гласных (CV) в лепете, и даже было высказано предположение, что преобладание слогов CV в языках мира могло быть эволюционно вызвано этим. ограниченный диапазон движений голосовых органов человека. [23]


Различия между речевым трактом младенцев и взрослых можно увидеть на рисунке 3 (младенцы) и рисунке 4 (взрослые) ниже.

File:Infantvocaltract1.jpeg

Рис. 3. Речевой тракт младенца: H = твердое небо, S = мягкое небо, T = язык, J = челюсть, E = надгортанник, G = голосовая щель; По Vihman (1996) [24]

File:Adultvocaltract.jpeg

Рис. 4. Речевой тракт взрослого человека: H = твердое небо, S = мягкое небо, T = язык, J = челюсть, E = надгортанник, G = голосовая щель ; По Vihman (1996) [25]

Нервная система

Плач и вегетативные звуки контролируются стволом головного мозга, который созревает раньше, чем кора. Неврологическое развитие высших структур мозга совпадает с определенным развитием вокализации младенцев. Например, начало воркования в возрасте от 6 до 8 недель происходит, когда начинают функционировать некоторые области лимбической системы. Известно, что лимбическая система участвует в выражении эмоций, а воркование у младенцев связано с чувством удовлетворенности. Дальнейшее развитие лимбической системы может быть причиной появления смеха в возрасте около 16 недель. Наконец, моторная кора, которая развивается позже, чем вышеупомянутые структуры, может быть необходима для канонического лепета, который начинается примерно в 6-9 лет.месячного возраста. [26] .

См. также

  • Когнитивное развитие
  • Детская вокализация
  • Фонологическое развитие
  • Задержка развития речи
  • Вокализация

Ссылки

  1. Старк, Р. Э. (1980), «Этапы развития речи в первый год жизни», в Ени-Комшян, Г. Х., Детская фонология. Том 1: Производство , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press, стр. 73–92
  2. Кент, Р. Д., А. Д. Мюррей (1982). Акустические особенности голосовых высказываний младенцев в возрасте 3, 6 и 9 месяцев. Журнал Акустического общества Америки 72 : 353–363.
  3. Оллер, Д.К. (1986), «Метафонология и младенческая вокализация», у Линдблома, Б., Precursors of Early Speech , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Stockton Press, стр. 21-35
  4. Уэлен, Д. Х., А. Г. Левитт, Л. М. Гольдштейн (2007). VOT в лепете младенцев, изучающих французский и английский языки. Журнал фонетики 35 : 341–352.
  5. Браун, Р. (1958). Как назвать вещь? Психологический обзор 65 : 14–21.
  6. Оллер, Д.К. (1986), «Метафонология и младенческая вокализация», у Линдблома, Б., Precursors of Early Speech , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Stockton Press, стр. 21-35
  7. Бейтс, Э. (1976). Язык и контекст: приобретение прагматики , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press.
  8. Кент, Р. Д., А. Д. Мюррей (1982). Акустические особенности голосовых высказываний младенцев в возрасте 3, 6 и 9 месяцев. Журнал Акустического общества Америки 72 : 353–363.
  9. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  10. Уолли, AC (1993). Роль развития словарного запаса в способности детей распознавать устные слова и сегментировать их. Обзор развития 13 : 286–350.
  11. Фенсон, Л.; П. С. Дейл, Дж. С. Резник, Э. Бейтс, Д. Дж. Тал, С. Дж. Петик (1994), «Изменчивость в раннем коммуникативном развитии», Монографии Общества исследований детского развития
  12. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  13. Гуден, С. (2003). Фонология и фонетика ямайского креольского дублирования , Колумбус, Огайо: Государственный университет Огайо, докторская диссертация.
  14. ↑ из Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  15. Фенсон, Л.; П. С. Дейл, Дж. С. Резник, Э. Бейтс, Д. Дж. Тал, С. Дж. Петик (1994), «Изменчивость в раннем коммуникативном развитии», Монографии Общества исследований детского развития
  16. Хофф, Э., Л. Нейглс (2002). Как дети используют входные данные для приобретения словарного запаса. Развитие ребенка 73 : 418–433.
  17. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  18. Gathercole, SE, AD Baddeley (1989). Оценка роли фонологических СТМ в развитии словарного запаса у детей: лонгитюдное исследование. Журнал памяти и языка 28 : 200–213.
  19. Сандер, Э. К. (1972). Когда усваиваются звуки речи? Journal of Speech and Hearing Disorders 37 : 55–63.
  20. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  21. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  22. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  23. MacNeilage, PF, BL Davis (2001). Моторные механизмы в онтогенезе речи: филогенетические, нейробиологические и лингвистические последствия. Текущее мнение по нейробиологии 11 : 696–700.
  24. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  25. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  26. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.

Развитие речи | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Психология развития: Когнитивное развитие · Развитие себя · Эмоциональное развитие · Развитие языка · Моральное развитие · Перцептивное развитие · Развитие личности · Психосоциальное развитие · Социальное развитие · Меры по развитию


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Речь
Артикул
  • Проверка речи и слуха]]
  • Речевая тревога
  • Характеристики речи
    • Артикуляция
    • Интонация
    • Произношение
    • Речевые паузы
    • Высота речи
    • Скорость речи
    • Речевой ритм
    • Тон,
  • сегментов
  • Развитие речи
  • Нарушения речи
  • Восприятие речи
  • Логопеды
  • Логопедия
  • Вокализация

Это поле: просмотр • разговор • редактирование

Развитие речи является аспектом психомоторного развития и представляет собой возрастающую способность детей контролировать свои голосовые связки, чтобы говорить четко. Это отличается от развития речи.

Как правило, речь связана с развитием восприятия, поскольку ребенку необходимо различать звуки, чтобы добиться прогресса.

Содержание

  • 1 Этапы доречевого вокального развития
  • 2 Детская вокализация
    • 2.1 0–6 недель: рефлекторная вокализация
    • 2.2 6-16 недель: воркование и смех
    • 2.3 16-30 недель: Вокальная игра
    • 2,4 6-10 месяцев: повторный лепет (или канонический лепет [3] )
    • 2,5 10–14 месяцев: лепет без повторов (или пестрый лепет [6] )
    • 2,6 12-14 месяцев
    • 2,7 16 месяцев
    • 2,8 18 месяцев
      • 2.8.1 Словесные процессы (до 3 или 4 лет)
      • 2.8.2 Процессы замещения сегментов (в младшие школьные годы)
    • 2,9 2 года
    • 2,10 4 года
    • 2,11 7 лет
  • 3 Биологические основы речевого развития детей раннего возраста
    • 3. 1 Речевой тракт младенцев
    • 3.2 Нервная система
    • 3.3 См. также
    • 3.4 Каталожные номера

Стадии доречевого вокального развития

Несмотря на то, что дети не произносят свои первые слова, пока им не исполнится примерно 12 месяцев, способность воспроизводить звуки речи начинает развиваться в гораздо более раннем возрасте. Старк (1980) выделяет пять стадий раннего речевого развития: [1]

0-6 недель: рефлекторные вокализации

Эти самые ранние вокализации включают плач и вегетативные звуки, такие как дыхание, сосание или чихание. Для этих вегетативных звуков голосовые связки младенцев вибрируют, и воздух проходит через их голосовой аппарат, таким образом знакомя младенцев с процессами, участвующими в более позднем воспроизведении речи.

6-16 недель: воркование и смех

Младенцы издают звуки воркования, когда они довольны. Воркование часто вызывается социальным взаимодействием с опекунами и напоминает произнесение гласных.

16-30 недель: Вокальные игры

Младенцы издают разнообразные гласные и согласные звуки, которые они объединяют во все более длинные последовательности. Образование гласных звуков (уже в первые 2 месяца) предшествует образованию согласных, причем первые задние согласные (например, [г], [к]) образуются примерно в 2-3 месяца, а передние согласные (например, [ m], [n], [p]), начинают появляться примерно в 6-месячном возрасте. Что касается звуковысотных контуров в ранних высказываниях младенцев, младенцы в возрасте от 3 до 9 летмесячного возраста производят преимущественно плоские, падающие и восходящие-нисходящие контуры. Повышение контуров высоты тона потребует от младенцев повышения давления в подгортанной области во время вокализации или увеличения длины или напряжения голосовых связок в конце вокализации, или и того, и другого. В возрасте от 3 до 9 месяцев младенцы, кажется, еще не в состоянии контролировать эти движения. [2]

6-10 месяцев: повторяющийся лепет (или канонический лепет
[3] ) , [бабаба]). На этой стадии произведения младенцев гораздо больше напоминают речь по времени и вокальному поведению, чем на более ранних стадиях. Начиная примерно с 6 месяцев дети также обнаруживают влияние окружающего языка на их лепет, т. е. лепет младенцев звучит по-разному в зависимости от того, какие языки они слышат. Например, изучение французского 9Было обнаружено, что 10-месячные дети в своем лепете произносят большую долю предварительно озвученных остановок (которые существуют во французском, но не в английском), чем младенцы того же возраста, изучающие английский язык. [4] Этот феномен бормотания под влиянием осваиваемого языка называется дрейфом лепетания. [5]

10-14 месяцев: Бесповторный лепет (или пестрый лепет
[6] )

Младенцы теперь объединяют разные гласные и согласные в слоговые цепочки. На этом этапе младенцы также производят различные ударения и интонационные паттерны. В этот переходный период от бормотания к первому слову дети также производят «протослова», т. е. придуманные слова, которые последовательно используются для выражения определенных значений, но которые не являются настоящими словами в изучаемом детьми языке. [7] Примерно в возрасте 12–14 месяцев дети произносят свое первое слово. Младенцы в возрасте около одного года в дополнение к плоскому, нисходящему и повышающе-падающему тональным контурам способны воспроизводить восходящие звуковые контуры. [8]

12–14 месяцев

Младенцы обычно произносят свое первое слово в возрасте 12–14 месяцев. Первые слова просты по структуре и содержат те же звуки, что и в позднем лепете. [9] Произведенные ими лексические единицы, вероятно, хранятся как целые слова, а не как отдельные сегменты, которые объединяются в сети при их произнесении. На это указывает тот факт, что дети в этом возрасте могут по-разному воспроизводить одни и те же звуки в разных словах. [10]

16 месяцев

Объем словарного запаса детей в этом возрасте обычно составляет около 50 слов, хотя объем словарного запаса у детей одной и той же возрастной группы сильно различается: от 0 до 160 слов для большинство детей. [11]

18 месяцев

Детские постановки становятся более стабильными примерно в возрасте 18 месяцев. [12] Когда их слова отличаются от взрослых форм, эти различия более систематичны, чем раньше. Эти систематические преобразования называются «фонологическими процессами» и часто напоминают процессы, типичные для взрослых фонологий языков мира (ср. повторение во взрослом ямайском креольском языке: «желто-желтый» = «очень желтый» 9 ).0105 [13] ). Некоторые общие фонологические процессы перечислены ниже. [14]

Обработка слов целиком (до 3 или 4 лет)

Удаление слабого слога : пропуск безударного слога в целевом слове, например, [nænæ] для «банан»

Удаление конечного согласного : пропуск последнего согласного в целевом слове, например, [пикʌ] для «потому что»

Повторное дублирование : образование двух идентичных слогов на основе одного из слогов целевого слова, например, [баба] для «бутылки»

Гармония согласных : согласная целевого слова приобретает черты согласной другой целевого слова, например, [gʌk] для «утка»

Сокращение группы согласных : пропуск согласной в группе целевых слов, например, [kæk] для «взломщика»

Процессы замещения сегментов (в раннем школьном возрасте)

Велярный фронт : велярный звук заменяется коронарным звуком, например, [ти] для «ключ»

Смыкание : фрикативный звук заменяется смычком, например, [ti] для «море»

Скольжение : жидкость заменяется скольжением, например, [wæbɪt] для «кролика»

2 года

Размер производственного словаря колеблется примерно от 50 до 550 слов в возрасте 2 лет. [15] Факторы, влияющие на скорость заучивания слов и, следовательно, на широкий диапазон размеров словарного запаса детей одного возраста, включают объем речи, с которой дети сталкиваются со своими опекунами, а также различия в том, насколько богат словарный запас. в речи, которую слышит ребенок. Также кажется, что дети быстрее пополняют свой словарный запас, если речь, которую они слышат, чаще связана с фокусом их внимания. [16] [17] Это может быть в том случае, если воспитатель говорит о мяче, на который в данный момент смотрит ребенок.

4 года

Исследование Gathercole and Baddeley (1989) показало важность звука для раннего значения слова. [18] Проверяли фонологическую память детей 4 и 5 лет, т. е. насколько хорошо эти дети запоминали последовательность незнакомых звуков. Они обнаружили, что дети с лучшей фонологической памятью также имели больший словарный запас в обоих возрастах. Более того, фонологическая память в возрасте 4 лет предсказывала словарный запас детей в возрасте 5 лет, даже с учетом более раннего словарного запаса и невербального интеллекта.

7 лет

Дети производят в основном взрослые сегменты. [19] Их способность воспроизводить сложные звуковые последовательности и многосложные слова продолжает улучшаться в среднем детстве. [20]

Изменения вокализации младенцев в течение первого года жизни зависят от физического развития в этот период. Физический рост речевого тракта, развитие мозга и развитие неврологических структур, ответственных за вокализацию, являются факторами развития вокальной продукции младенцев. [21]

Речевой тракт младенцев

Речевой тракт младенца меньше по размеру и первоначально имеет форму, отличную от голосового тракта взрослого человека. Язык младенца заполняет весь рот, тем самым уменьшая диапазон движений. По мере роста лицевого скелета диапазон движений увеличивается, что, вероятно, способствует увеличению разнообразия звуков, которые начинают издавать младенцы. Развитие мышц и сенсорных рецепторов также дает младенцам больший контроль над производством звуков. [22] Ограниченное движение челюсти и рта младенца может быть причиной типичного чередования согласных и гласных (CV) в лепете, и даже было высказано предположение, что преобладание слогов CV в языках мира могло быть эволюционно вызвано этим. ограниченный диапазон движений голосовых органов человека. [23]


Различия между речевым трактом младенцев и взрослых можно увидеть на рисунке 3 (младенцы) и рисунке 4 (взрослые) ниже.

File:Infantvocaltract1.jpeg

Рис. 3. Речевой тракт младенца: H = твердое небо, S = мягкое небо, T = язык, J = челюсть, E = надгортанник, G = голосовая щель; По Vihman (1996) [24]

File:Adultvocaltract.jpeg

Рис. 4. Речевой тракт взрослого человека: H = твердое небо, S = мягкое небо, T = язык, J = челюсть, E = надгортанник, G = голосовая щель ; По Vihman (1996) [25]

Нервная система

Плач и вегетативные звуки контролируются стволом головного мозга, который созревает раньше, чем кора. Неврологическое развитие высших структур мозга совпадает с определенным развитием вокализации младенцев. Например, начало воркования в возрасте от 6 до 8 недель происходит, когда начинают функционировать некоторые области лимбической системы. Известно, что лимбическая система участвует в выражении эмоций, а воркование у младенцев связано с чувством удовлетворенности. Дальнейшее развитие лимбической системы может быть причиной появления смеха в возрасте около 16 недель. Наконец, моторная кора, которая развивается позже, чем вышеупомянутые структуры, может быть необходима для канонического лепета, который начинается примерно в 6-9 лет.месячного возраста. [26] .

См. также

  • Когнитивное развитие
  • Детская вокализация
  • Фонологическое развитие
  • Задержка развития речи
  • Вокализация

Ссылки

  1. Старк, Р. Э. (1980), «Этапы развития речи в первый год жизни», в Ени-Комшян, Г. Х., Детская фонология. Том 1: Производство , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press, стр. 73–92
  2. Кент, Р. Д., А. Д. Мюррей (1982). Акустические особенности голосовых высказываний младенцев в возрасте 3, 6 и 9 месяцев. Журнал Акустического общества Америки 72 : 353–363.
  3. Оллер, Д.К. (1986), «Метафонология и младенческая вокализация», у Линдблома, Б., Precursors of Early Speech , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Stockton Press, стр. 21-35
  4. Уэлен, Д. Х., А. Г. Левитт, Л. М. Гольдштейн (2007). VOT в лепете младенцев, изучающих французский и английский языки. Журнал фонетики 35 : 341–352.
  5. Браун, Р. (1958). Как назвать вещь? Психологический обзор 65 : 14–21.
  6. Оллер, Д.К. (1986), «Метафонология и младенческая вокализация», у Линдблома, Б., Precursors of Early Speech , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Stockton Press, стр. 21-35
  7. Бейтс, Э. (1976). Язык и контекст: приобретение прагматики , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Academic Press.
  8. Кент, Р. Д., А. Д. Мюррей (1982). Акустические особенности голосовых высказываний младенцев в возрасте 3, 6 и 9 месяцев. Журнал Акустического общества Америки 72 : 353–363.
  9. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  10. Уолли, AC (1993). Роль развития словарного запаса в способности детей распознавать устные слова и сегментировать их. Обзор развития 13 : 286–350.
  11. Фенсон, Л.; П. С. Дейл, Дж. С. Резник, Э. Бейтс, Д. Дж. Тал, С. Дж. Петик (1994), «Изменчивость в раннем коммуникативном развитии», Монографии Общества исследований детского развития
  12. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  13. Гуден, С. (2003). Фонология и фонетика ямайского креольского дублирования , Колумбус, Огайо: Государственный университет Огайо, докторская диссертация.
  14. ↑ из Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  15. Фенсон, Л.; П. С. Дейл, Дж. С. Резник, Э. Бейтс, Д. Дж. Тал, С. Дж. Петик (1994), «Изменчивость в раннем коммуникативном развитии», Монографии Общества исследований детского развития
  16. Хофф, Э., Л. Нейглс (2002). Как дети используют входные данные для приобретения словарного запаса. Развитие ребенка 73 : 418–433.
  17. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  18. Gathercole, SE, AD Baddeley (1989). Оценка роли фонологических СТМ в развитии словарного запаса у детей: лонгитюдное исследование. Журнал памяти и языка 28 : 200–213.
  19. Сандер, Э. К. (1972). Когда усваиваются звуки речи? Journal of Speech and Hearing Disorders 37 : 55–63.
  20. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  21. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  22. Хофф, Э. (2005). Развитие языка , Белмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт.
  23. MacNeilage, PF, BL Davis (2001). Моторные механизмы в онтогенезе речи: филогенетические, нейробиологические и лингвистические последствия. Текущее мнение по нейробиологии 11 : 696–700.
  24. Вихман, М. М. (1996). Фонологическое развитие. Происхождение языка у ребенка , Оксфорд, Великобритания: Блэквелл.
  25. Вихман, М.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts