Речевые стандарты примеры: Речевые штампы и языковые стандарты — МАЯК ПРО

Содержание

10. Речевые штампы и языковые стандарты

  

   Речевые штампы— это слова и выражения, лишенные образности, эмоционально тусклые, значения которых затерты частым употреблением без учета контекста. Они обедняют речь, заполняют ее шаблонными оборотами, убивают живое изложение.

   Это шаблонные метафоры, сравнения, перифразы, метонимии — «свет души», «неравнодушный и небезучастный человек», «неиссякаемый источник вдохновения», «их сердца стучат в унисон», «плащ, сотканный из лоскутьев мрака», «глаза, горящие странным огнем»…

   Из книги Я.Парандовского «Алхимия слова»:

   «Печально видеть, когда то, что некогда было смелым и свежим, со временем становится затасканным и невыносимым. «Расписной ковер цветов», «изумрудный луг», «лазурь небес», «жемчужный смех», «потоки слез»вполне могли бы сослаться на свою благородную родословную и вздыхать по утраченной молодости, однако ныне, если им случается подвернуться под безответственное перо, они на целую страницу разносят затхлый запах старого чулана».

Очень важно умение избегать штампа. Вот наиболее часто встречающиеся «газетизмы»: «а воз и ныне там»; «доколе с этим будут мириться?»; «ответ не заставил себя ждать»; «что греха таить», «за примерами далеко ходить не приходится», «труженики полей», «работники прилавка», «разведчики недр», «люди в белых халатах», «флагман индустрии», «черное золото» и т. д. Кроме лексических штампов есть еще и такие: если взгляды – то внимательные, которые бросают; если речи — то пламенные; поцелуи — звонкие; походки — мужественные; звуки — манящие; то, что в сознании, — проносится; на стуле — примостился; страстью — обуреваем и т. д.

У каждого времени свои отштампованные герои и ситуации, но кое-что и осталось от прошлого: как были сто лет назад «бирюзовые и бриллиантовые глаза, золотые и серебряные волосы, коралловые губы, золотое солнце, серебряная луна, яхонтовое море, бирюзовое небо.

В чем дело? Каков механизм рождения штампа? Штамп – это то, что заезжено, избито это и тысячу раз повторялось. Но как же не повторяться: если море синее, его ведь не назовешь оранжевым, и если луна серебряная, она была такой тысячу лет назад и будет столько же, если не больше! То есть не все, написавшие «море синее», штамповщики.? Потому что повторяемость — всего лишь внешний признак штампа. А должен быть какой-то внутренний. Штамп — это прежде всего стереотип мышления, свойство, присущее людям малоспособным, малокультурным и малознающим, спасительное средство, по крайней мере для тех, кто не умеет или не желает думать, кто берет готовое.

Повторяемость не главный критерий штампа, это всего лишь следствие, причиной которого является стереотип мышления, точнее сказать, бездумность и бесчувственность. Кроме того, штамп — это неспособность к воображению. По очень точному определению К. С. Станиславского, штамп – попытка сказать о том, чего не чувствуешь. Думается, можно добавить: или не знаешь, или не видел, или натурально не вообразил. Обращаясь к актерам, Станиславский часто восклицал: «Не верю!», поскольку актер штамповал образ.

  

   Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, кто это сделал вторым, был обыкновенным болваном.

Генрих Гейне

   Да… Так что будьте бдительны, не впадайте в банальность!

   Другие примеры штампов — свойственных публицистическому стилю. (Внимание будущим журналистам!)

   Из книги Д.Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной правке»:

   «В разных материалах встречаются одни и те же сочетания, превратившиеся в «стертые пятаки». Таковы сочетания со словом «золото» всякого цвета: «белое золото»(хлопок),«черное золото»(уголь),«голубое золото»(гидроэнергия),«жидкое золото»(нефть)… Другие примеры штампов:«большой хлеб», «большая руда», «большая нефть»(в значении «много…»)… К таким «излюбленным» сочетаниям относятся также:«люди в серых шинелях», «люди в зеленых фуражках»(лесники, егеря, пограничники?),«люди в белых халатах»(врачи? продавцы?)».

   В практической стилистике термин «речевой штамп» получил более узкое значение: так называют стереотипное выражение, имеющее канцелярскую окраску. И здесь прежде всего можно выделить такие шаблонные обороты речи:

«на данном этапе», «в данный отрезок времени», «на сегодняшний день», «подчеркнул со всей остротой»и т.п. Как правило, они ничего не вносят в содержание высказывания, а лишь засоряют речь.

   К речевым штампам относят также универсальные слова, которые используются в самых различных, неопределенных значениях:вопрос, мероприятие, ряд, проводить, разворачивать, отдельный, определенный.Например, существительное«вопрос», выступая как универсальное слово, никогда не указывает на то, о чем спрашивают. Например:«Особо важное значение имеют вопросы питания в первые 10-12 дней»(так в чем же состоит вопрос? о чем, собственно, речь?) Слово«являться», как универсальное, тоже лишнее. Предложение«Очень важным является использование для этой цели химикатов»вполне заменяется более определенным высказыванием«Для этой цели необходимо использовать химикаты».

   Речевые штампы, избавляя говорящего от необходимости искать нужные точные слова, лишают речь конкретности. «Нынешний сезон провели на высоком организационном уровне»— это предложение можно вставить в отчет и об уборке сена, и о спортивных соревнованиях, и о подготовке жилого фонда к зиме, и о сборе винограда…

   От речевых штампов следует отличать языковые стандарты.

   Языковыми стандартами называют готовые, воспроизводимые в речи средства выражения, используемые в публицистическом стиле. В их употреблении нет ничего плохого. В отличие от штампа, они обладают четким смысловым выражением, экономно выражают мысль, способствуют быстроте передачи информации. Это такие сочетания, как «работники бюджетной сферы», «служба занятости», «международная гуманитарная помощь», «коммерческие структуры», «силовые ведомства», «ветви российской власти», «по данным из информированных источников», «служба быта», «служба здоровья»

и т. д. Эти речевые единицы широко используются журналистами, так как невозможно в каждом конкретном случае изобретать новые средства выражения.

  

   Найдите штампованные выражения. Определите стилистическую функцию этих словосочетаний. Сделайте стилистическую правку.

  — Кто знает, может, следующим президентом нашей великой и могучей страны будешь именно ты.

  — Неувядаемая «Машина времени» работает над новым проектом.

  — Желаем удачи, братья по объективу!

  — «Это наше первое поражение, но у нас еще все впереди», — сказал тренер футбольной команды.

  — Меняем «белое золото» на «голубое».

  

ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ | Учебно-методический материал по русскому языку по теме:

ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ

Лексические средства описания текста

Компоненты

содержания

структуры

текста

Лексические средства

1. Тема текста (статьи), ее общая характеристика

— Темой данного текста является описание (чего)…

— Текст посвящен теме (проблеме, вопросу) …

— Текст представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)…

— Текст озаглавлен (носит название, называется, под названием, под заголовком) …

— В тексте излагается (говорится) о…

— В тексте дается (оценка, анализ, описание, обзор, обобщение)…    

— В тексте представлена точка зрения …

— Автор текста рассказывает (излагает)…  

— В предлагаемом тексте …

— В работе автора…

— Рецензируемый текст…

— В рецензируемой работе…

2. Проблема

данного текста (статьи),его актуальность

— В статье автор затрагивает (ставит, освещает)

следующие проблемы…

— Автор данной статьи останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах). ..                                

— Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)…

— Сущность проблемы, сводится к …(заключается, состоит в …)                      

— В начале текста автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)

— В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…

— Актуальность рассматриваемой проблемы,

по словам автора, определяется тем, что …

— Тема статьи представляет большой интерес…

3.Композиция статьи  

— Статья делится на…(начинается с…, состоит из…, заканчивается…)

4.Иллюстрация позиций автора

-Автор приводит пример (цитату, факты, данные)…          

— Автор ссылается на …

— Автор иллюстрирует…

— В статье (тексте) приводится (дается)…

5.Заключение, выводы автора статьи

-Автор приводит (подводит нас) к выводу(заключению)    

-Автор делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает). ..

— В итоге делается вывод …

— В заключение говорится …

— Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…

Смысловые

отношения

Лексические средства

1.Характеристика авторского изложения информации

— Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть) описывает, выдвигает (вопрос, гипотезу), останавливается, касается, отмечает, подчёркивает, утверждает, доказывает…

— Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения…

— Автор сравнивает; сопоставляет, противопоставляет…  

— Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения, аргументы, доказательства…

-Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что.

— Для того чтобы повлиять на убежден читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический), особую композицию и специально подранные изобразительно-выразительные средства русского языка.

— Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме…

— Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя (собеседника)

2. Обобщение

авторской информации

— Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)…      

— Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы…

— Важно отметить…

— Необходимо подчеркнуть….

— Особо следует выделить (следующие положения)…

— В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться). ..

3.Оценка изложенной авторской информации

-Основная (главная) ценность содержания текста(состоит, заключается)в…

— Автор данного текста предстает перед нами…

— Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора.

— Заслуга автора состоит (заключается) в том, что

— Личная позиция автора …

— В данном тексте…

— Нельзя (не) согласиться с …

— Вызывают возражения (сомнения) …

— Оценивая текст в целом …      

— Проблема, поднятая автором, имеет…

— Таким образом, анализируемый текст …

— Реализация авторского замысла достигнута (достигается)…              

— Безусловной заслугой автора является…

— Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес…          

— В тексте приводится аргументация (чего-либо против чего)… 

Выводы

— Особо хочется выделить. ..

— Необходимо остановиться на …

— Постараемся теперь объяснить…

— Далее подчеркнем…

— Как было сказано…

— Совершенно справедливо…

— Представляется, что данный текст имеет важное значение для …

— Автор сумел увидеть насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя.

Лексические и речевые средства организации связного текста

Смысловые отношения

 между частями

предложения

Лексические средства

1.Причинно-следственные

 и условно-следственные

отношения между частями информации

-и поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате;

— следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим;

-в таком случае, в этом случае, при этом условии

2. Временная соотне-

сенность частей ин-

формации

— вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас,| теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение и т.д.

3.Сопоставление и противопоставление частей информации

— так (же), таким (же) образом, точной так, совершенно так, аналогично; если… то, тогда как, в то время как; одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все-таки) же, а, но, однако, зато и т.п. 

4.Дополнение и уточнение данной информации

— и, также; при этом, причем, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности и т.п.

5. Иллюстрация, выделение частного

случая, пояснение

— например; так, например;

— именно, только, даже; лишь; ведь;

— другими словами, иначе говоря, говоря точнее          

6. Порядок перечисления информации

— во-первых, во-вторых… затем, далее, наконец и т.п.

7. Обобщение, вывод,

итог предыдущей

информации

— таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, вообще говоря, словом, следовательно, из этого следует и т.п.

8. Ссылка на предыдущую и последующую информацию

— как было сказано (показано, упомянуто, отмечено)

— как говорилось (указывалось, отмечалось)…

— как видно +рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный …

-согласно этому, сообразно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого и т.п.

9. Информация, вводящая связный текст:

А) в форме вопросительного предложения

Б) в форме императивного предложения (побуждение к действию)

— каковы преимущества такого подхода к проблеме?

— в чем заключается сущность данного вопроса, проблемы?

— рассмотрим следующие примеры автора (приведем пример, возьмем в качестве примера)

— Сравним, сопоставим…

— Перейдем к вопросу о …

— Основные преимущества данного высказывания…

Вехи развития речи и языка

Вехи развития речи и языка

  • 1-1,5 года.
  • 1½-2 года.
  • 2-2,5 года.
  • 2½-3 года.
  • 3-3,5 года.
  • 4-5 лет.
  • 5-6 лет.
  • 6-7 лет.

1-1,5 года.

Артикуляция/Речь
  • Использует интонации, подобные предложениям (жаргон)
  • Некоторая эхолалия
  • Использует большинство гласных и согласных в жаргоне
  • Пропущены конечные согласные и некоторые начальные согласные
  • В основном неразборчиво, за исключением нескольких слов
  • Появляются слова с согласной структурой гласных (bo/boat)
  • Точно имитирует некоторые слова
Рецептивный язык
  • Выполняет простые одношаговые команды
  • Баллы за признанные объекты (формирующаяся номинация)
  • Начинает претендовать на определенные объекты (возникающее владение)
  • Указывает на одну-три части тела по команде
  • Идентифицирует 2 или более объектов или изображений из группы
  • Воспринимает эмоции других
  • Распознает собственное имя
  • Понимает «нет»
  • Волны до свидания
Выразительный язык
  • Использует от 3 до 20 слов
  • Озвучивает жестами
  • Говорит «все пропало» (появляющееся отрицание)
  • Отвечает на вопрос «что это?»
  • Запрашивает «ещё» (появляющееся повторение)
  • Имитирует знакомые слова
  • Издает звуки окружающей среды, знакомые животные и машины
  • 50% высказываний являются существительными
  • Средняя длина ответов составляет от 1 до 2 слов
Игра
  • Игра в одиночку или со зрителем – игра в одиночку
  • Постоянная ходьба
  • Начинает бежать – жесткая и неуклюжая
  • Спонтанно пишет карандашом
  • Можно снять варежки, носки, шапку
  • Помещает объект в контейнеры и из них
  • Может найти способы преодоления некоторых препятствий (открытие дверей, достижение высоких мест)
  • Имитирует многие вещи (подметание, расчесывание волос – самостоятельное использование)
  • Тянет игрушки; носит или обнимает куклу, плюшевого мишку
  • Очень быстрые переключения внимания, особенно выражающиеся в крупных моторных переключениях
Социальные навыки/Прагматика
  • Приносить предметы, чтобы показать их взрослому
  • Запрашивает объекты, указывая, озвучивая или используя приближение слов
  • Привлекает внимание другого человека устно, физически и, возможно, словом («мама»)
  • Жестами запросить действие/помощь (можно отдать заводную игрушку, чтобы запросить активацию)
  • Говорит «пока» и, возможно, несколько разговорных слов, таких как «привет», «спасибо» и «пожалуйста»
  • Протестует, говоря «нет», мотая головой, отодвигаясь, хмурясь или отталкивая предметы
  • Комментарии к объекту/действию, направляя на него внимание слушателя
  • Подтверждает чужую речь по зрительному контакту, голосовому ответу или повторению слова
  • Дразнит, ругает и предупреждает, используя жесты плюс вокализацию или приближение слов

1½-2 года.

Артикуляция/Речь
  • Количество слов увеличивается, жаргон почти исчез к 2 годам
  • Задает вопросы, повышая интонацию в конце фразы
  • Улучшение разборчивости – приблизительно 65% разборчивости
  • Внешний вид слов, образованных структурой согласный – гласный – согласный (горячий)
Рецептивный язык
  • Понимает около 300 слов
  • Выполняет простые двухшаговые команды
  • Слушает, как картинки названы
  • Слушает простые истории, особенно любит те, что слышали раньше
  • Указывает на пять частей тела на себе или на кукле
  • Примерно отвечает на вопросы да/нет (качание головой)
  • Постоянство объекта полностью приобретено (знает, что что-то есть, даже когда не может этого видеть)
  • Отличает еду от других предметов (разворачивает конфету перед едой)
  • Имитирует только события, которые воспринимаются органами чувств, а не события из прошлого опыта
Выразительный язык
  • Использует около 50 распознаваемых слов
  • Использует названия наиболее знакомых объектов
  • Издает звуки животных или использует свое название
  • Вербализует потребность в туалете – может вербализовать до, во время или после акта (ближе к 2 годам)
  • Идентифицирует и называет пять или более изображений
  • Говорит свое имя по запросу – обращается к себе полным именем
  • Говорит «нет»
  • Вербализует непосредственные переживания
  • Объединяет 2 слова во фразы (~2 года) в форме существительного Глагола или существительного+прилагательного
Грамматика и синтаксис
  • Начинает использовать некоторые глаголы и прилагательные
  • Следует указаниям, используя одну или две пространственные концепции (в/в)
  • Отрицание в форме «нет» (нет кровати)
  • Притяжательное появление (папина машина)
  • Относится к себе с местоимением и именем (я, Томми)
  • 33% высказываний являются существительными
Играть
  • Начинается параллельная игра — будет играть рядом с другими, но не с ними
  • Разговаривает сам с собой во время игры
  • Небольшой социальный компромисс – мало интереса к тому, что другие говорят или делают, покупают объятия, толкают, тянут, хватают, защищают права, дергая за волосы или пиная
  • Не просит помощи; любит быстрые переключения внимания
  • Перевозит блоки в вагонетке, а не просто строит
  • Связывает действие с предметом или другим человеком – моет, кормит расчесывает куклу в дополнение к себе
Социальные навыки/Прагматика
  • Называет предметы перед другими
  • Говорит «что это», чтобы привлечь внимание
  • Начинает выражать команды, указывать на владение и выражать проблемы
  • Много словесной очередности

2-2,5 года.

Артикуляция/Речь
  • Примерно 50–70% разборчивости
  • Конечные согласные могут опускаться; уменьшает согласные смеси; заменяет одну согласную на другую
Рецептивный язык
  • Понимает около 500 слов
  • Слушает рассказ продолжительностью от 5 до 10 минут
  • Выполняет серию из двух связанных команд
  • Идентифицирует действия на картинках
  • Имеет понятия «один и все»
Выразительный язык
  • Использует примерно 50–200 понятных слов
  • Называет 6 объектов по назначению
  • Правильно повторяет два числа
  • Отвечает на вопросы «где»
  • Отвечает на вопросы «что»
  • Ответы на вопрос «Чем вы слышите?» означает, что они понимают функции частей тела?
Грамматика и синтаксис
  • Артикли «a» и «the» появляются в предложениях
  • Настоящее прогрессивное «ing» в глаголах
  • Появление правильных форм множественного числа (кот+кошки)
  • Правильное использование в/в
  • Возникновение неправильного прошедшего времени
  • Использует некоторые сокращения в заученной форме (не, нельзя, это)
  • Надлежащее использование как минимум двух местоимений
  • Задает простые вопросы («папа ушел?», «что это?»)
  • Понимает местоимения первого и второго лица (я, ты)
  • 25% высказываний — существительные, 25% — глаголы
  • Сочетает от трех до четырех слов в формате подлежащее + глагол + объект
  • Средний ответ 2-3 слова
Воспроизведение
  • Параллельное воспроизведение преобладает
  • Расставляет кукольную мебель по осмысленным группам и использует фигурки кукол для разыгрывания простых тем (творческая игра)
  • Объединяет три или более кубов в поезд; толкает поезд
  • Строит башню из шести-семи блоков
  • Имитирует рисование вертикальной линии
  • Действия в игре, связанные с последовательностями, такие как приготовление еды для куклы, кормление ее, вытирание рта
Социальные навыки/Прагматика
  • Участвует в коротких диалогах
  • Выражает эмоции
  • Использует привлекающие внимание слова, такие как «привет»
  • Уточняет и просит разъяснений
  • Начинает предоставлять описательные детали

2½–3 года.

Артикуляция/Речь
  • Еще некоторые замены и искажения согласных
  • Усвоенные согласные: m, n, ing, w, h, p, b, t, d,
  • Понятно примерно на 70-80%
Рецептивный язык
  • Понимает около 900 слов
  • Слушает 20-минутный рассказ
  • Знает свой пол и отличия
  • Знает в/на/под, большой/маленький
  • Соответствует цветам
  • Остерегается общих опасностей
  • Имеет сложные, последовательные повседневные действия; объекты для изменения
Выразительный язык
  • Выражает 500 понятных слов
  • Отвечает на 6-7 вопросов о действиях агента… «Что работает?»
  • Отвечает на простые вопросы «кто, почему, где, сколько»
  • Да/нет возникающих вопросов
  • Точно повторяет предложения из шести-семи слогов
Грамматика/Синтаксис
  • Вспомогательное «is/am + ing» (девушка бежит)
  • Использует «is» + прилагательное (мяч красный)
  • Появляются правильные глаголы в прошедшем времени (walk/walked)
  • Использует «s» для владения (папина машина)
  • Использует местоимения – я, я, ты, мой (он и она возникают)
  • Возникновение отрицательного «не»
  • Использует сокращенную форму «есть» (он бежит)
  • Использует императивы (команды: давай, не делай)
  • Наречия места появления (здесь, там)
  • Понимает маркер прилагательного «est» (самый большой)
  • Понимает местоимения третьего лица (он, она)
  • Средняя фраза 3-4 слова
Игра
  • Драматизация и воображение начинают встречаться с игрой
  • Имитирует рисование окружности/прямой линии
  • Интерес к комбинированию игрушек
  • Играет с другими в небольших группах
  • Имя собственного рисунка
  • Смотрит мультики по телевизору
  • Строит башню из блоков
Социальные навыки/Прагматика
  • Участвует в диалогах, увеличивающихся по длине
  • Выражает эмоции
  • Предоставляет описательные детали
  • Заинтересован в совместной игре

3-3,5 года.

Артикуляция/Речь
  • В большинстве случаев произносит конечные согласные слов
  • Усвоенные согласные: m, n, ing, w, h, p, b, t, d, k, g, f
  • Разборчиво примерно на 80%
Рецептивный язык
  • Понимает около 1200 слов
  • Знает «спереди» и «сзади», когда используются объекты с логическим фронтом и тылом
  • Обозначает твердый/мягкий, шероховатый/гладкий
  • Обозначает круг и квадрат
  • Отвечает на команды, включающие два действия или объекты
  • Может сочетаться по цвету
  • Знает день и ночь
Выразительный язык
  • Использует/говорит около 800 слов
  • Правильно отвечает на простые вопросы «как»
  • Может ответить на два-три вопроса: «Что ты делаешь, когда голоден/сонлив/замерз?»
  • Начало стадии постановки вопросов, в основном задаются вопросы «что» и «кто»
  • Имена от 8 до 10 изображений
  • Действия состояния «Я побежал»
  • Поставляет последнее слово строки «яблоко на… (дереве)»
  • Считает три объекта, указывая на каждый
  • Средняя длина предложения составляет от четырех до пяти слов
  • Выполняет основные команды с предложными фразами «Положи кубик под стул»
Грамматика/Синтаксис
  • Начинает использовать «is» в начале вопроса
  • Возникает настоящее время от третьего лица единственного числа «он бежит»
  • Использует сокращенные формы модальных глаголов (не будет, не может)
  • Возникающие неправильные формы множественного числа (ребенок/дети)
  • Использование «are» с существительными во множественном числе (мальчики бегут)
  • Использование «и» в качестве союза
  • Правильные формы множественного числа непротиворечивы
  • Использование is, are и am в предложениях
Играть
  • Начинает играть вместе с другими детьми
  • Аккуратно расставляет кукольную мебель и начинает использовать по-настоящему творческую игру
  • Воспроизводит пережитые события, такие как вечеринка по случаю дня рождения, выпечка печенья
  • Использует один объект для представления другого (палка = телефон или меч)
  • Принимает на себя роль другого человека (родителя, врача, учителя)
  • Запрашивает разрешение
  • Начинает использовать язык для фантазий, шуток, поддразнивания
  • Исправляет себя, восстанавливает разговор, когда другие не понимают
  • Исправление других
  • Появляется раннее повествование

4-5 лет.

Артикуляция/Речь
  • Усвоенные согласные: m, n, ing, w, h, p, b, t, d, k, g, y, f
  • Разборчиво примерно на 90%
Рецептивный язык
  • Понимает примерно 2800 слов
  • Указывает на красный, синий, желтый и зеленый
  • Распознает кресты, треугольники, круги и квадраты
  • Пребывание с одним занятием в течение 11-12 минут
  • Может следовать несвязанной команде, состоящей из двух частей
  • Знает большинство частей тела
  • Понимает понятия чисел до 3
  • Отвечает на вопросы о функциях объекта
Выразительный язык
  • Имеет разговорный словарный запас приблизительно 900-2000 слов
  • Задает много вопросов, хотя больше интересуется тем, как ответы соответствуют его собственным мыслям, а не просто объяснением
  • Длина предложения 4-8 слов
  • Рассказы о событиях в школе, в гостях у друзей и т. д.
  • Спрашивает «кто?» и почему?»
  • Начинает использовать сложные предложения
  • Использует сокращения, такие как «это» или «там»
  • Использует грамматически правильные предложения
  • Правильно использует правильное прошедшее время
  • Правильно использует формы множественного числа
  • Может связать имя и адрес с возрастом и полом
Базовые моторные вехи
  • Толкает, тянет и управляет игрушками на колесах
  • Самостоятельно пользуется туалетом
  • Переход к музыке
  • Освобождает объекты с точностью
  • Рисует круги, ромбы и кресты
  • Любит вырезать и вставлять

5-6 лет.

Артикуляция/Речь
  • Усвоенные согласные: м, н, ш, ч, инг, у, б, р, т, д, к, г, ж, в, л, ш, ч, ч, смеси
Рецептивный язык
  • Рецептивный словарный запас около 20 000 слов
  • Номера последовательностей
  • Понимает «лево» и «право»
  • Понимает большинство концепций времени
  • Понимает смысл большинства предложений
Выразительный язык
  • Определяет объекты по их употреблению («ешь вилкой»)
  • Задает вопросы «как»
  • Устно отвечает на «привет» и «как дела?»
  • Правильно использует прошедшее и будущее время
  • Использует союзы
  • Имена противоположности
  • Последовательно называет дни недели
  • Считает до 30 наизусть
  • Считает 10 объектов
  • Сокращает длину предложения до 4-6 слов
  • Обмен информацией и задает вопросы
  • Использует предложения с деталями
  • Точно передает историю
  • Поет песенки целиком и читает детские стишки
  • Легко общается со взрослыми и другими детьми
  • В большинстве случаев используется соответствующая грамматика
Основные вехи моторики
  • Печатает несколько заглавных букв
  • Строит сложные конструкции из блоков
  • Застегивает одежду, моет лицо и убирает игрушки
  • Дотягивается и захватывается одним непрерывным движением
  • Ловит мяч руками
  • Делает точные отметки карандашом, ограничивая метки небольшой областью

6-7 лет.

Артикуляция/Речь
  • Усвоенные согласные: m, n, w, h, ing, y, b, p, t, d, k, g, f, v, l, sh, ch, th, r, s, z, r-смеси, s-смеси, l-смеси
Рецептивный язык
  • Рецептивный словарный запас около 20 000 слов
  • Понимает «лево» и «право»
  • Вступает в разговор
  • Понимает большинство концепций времени
Выразительный язык
  • Называет некоторые буквы, цифры и валюты
  • Номера последовательностей
  • Использует все более сложные описания
  • Использует предложение длиной примерно 6 слов
  • Читает алфавит
  • Считает до 100 наизусть
  • Правильно использует большинство морфологических маркеров
  • Правильно использует пассивный залог
Вехи развития основных моторных навыков
  • Пониженный интерес к письму и рисованию
  • Рисует узнаваемого человека, дерево и дом
  • Пишет как по-взрослому, но медленно и с трудом
  • Рисует непропорциональные изображения
  • Цвета внутри линий
  • Указывает на устоявшуюся праворукость или леворукость
  • Платья полностью самодельные
  • Следует продвинутым ритмам

Нормы развития звуков

Какие звуки должен произносить мой ребенок?

От трех до четырех лет

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

[en Español]

Отказ от ответственности. Вехи коммуникации, включенные в продукты ASHA «Как ваш ребенок слышит и говорит», в настоящее время пересматриваются и будут опубликованы в 2023 году. Изменения включают (а) более короткие временные рамки и (б) доказательства относительно процент детей, демонстрирующих определенные вехи. Будут добавлены этапы кормления и глотания.

Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От двух до трех лет | От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение нескольких языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

 

    • Отвечает, когда вы звоните из другого номера.
    • Понимает слова для некоторых цветов, например красный , синий , и зеленый .
    • Понимает слова для некоторых фигур, например круг и квадрат .
    • Понимает слова для семьи, например брат , бабушка ,

и тетя .

 

  • Ответы на простые вопросы кто, что и где.
  • Говорит рифмующиеся слова, например шляпа кошка .
  • Использует местоимения, например I , вы , я , мы , а они .
  • Использует несколько слов во множественном числе, например игрушки , птицы и автобусы .
  • Большинство людей понимают, что говорит ваш ребенок.
  • Задает вопросы когда и как.
  • Соединяет 4 слова. Может делать ошибки, например: «Я ходил в школу».
  • Говорит о том, что произошло днем. Использует около 4 предложений за раз.

Чем я могу помочь?

    • Вырежьте картинки из старых журналов. Делайте глупые картинки, склеивая части разных картинок вместе. Например, вырезать собаку и машину. Приклейте собаку в машину в качестве водителя. Помогите ребенку объяснить, что глупо на картинке.
    • Сортируйте изображения и объекты по категориям, таким как еда, животные или формы. Попросите ребенка найти картинку или предмет, который ему не принадлежит. Например, ребенку не место среди животных.
    • Читайте, пойте и говорите о том, чем вы занимаетесь и куда ходите. Используйте рифмующиеся слова. Это поможет вашему ребенку выучить новые слова и предложения.
    • Читайте книги с простым сюжетом. Обсудите эту историю с ребенком. Помогите ей пересказать историю или разыграйте ее, используя реквизит и нарядную одежду. Расскажите ей свою любимую часть истории. Спросите ее любимую часть.
    • Посмотрите на семейные фотографии. Предложите ребенку рассказать историю по картинке.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts