Уныние духа: «Дух уныния». Прот. Алексей Уминский

Как победить уныние — Союз ЕХБ

Не дай Бог никому попасть в зависимость от злого духа. Этот дух не позволяет никому впасть в уныние, т.е. одержимые злым духом не устают, не насыщаются.

Вопрос: Как победить уныние?

Проблема очень глубокая. Уныние- это поражение духа. «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». Прит.17:22. Дух в человеке первичен. Именно дух поднимает человека на великие дела, заставляет мозг напряжённо работать в поисках решений. Именно дух вдохновляет человека и побуждает его сделать невероятное, невозможное, о чём потом поколения за поколением говорят, называя дело бессмертным подвигом. И о таких мы говорим: «Сильные духом!»

Первая и самая главная причина поражения духа – это разрыв связи с источником духовных сил – с Богом.

Отсутствие смысла жизни ведёт к унынию. Заметьте, в этом опустошении пребывает подавляющее большинство людей. Жизнь низведена к простому биологическому существованию, где дух вообще извержен из ряда ценностей. Человек, как продукт эволюции, цена жизни которого меньше чем ничто, не способен размышлять о духовности. Уныние в таком случае для него всего лишь настроение. И для многих, в силу бессмысленности жизни, вполне себе приемлемое состояние. Пол-литра на троих в таком случае достаточный возбудитель, при этом настроение праздничное налицо, и совесть молчит.

Так действует иной дух, дух злой, который возбуждает дух человека, и придаёт ему силы, но дела инициированные духом зла ведут человека в погибель. «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома». Деян.19:15,16.

Не дай Бог никому попасть в зависимость от злого духа. Этот дух не позволяет никому впасть в уныние, т.е. одержимые злым духом не устают, не насыщаются. «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью». Еф.4:18,19.

Даже люди верующие нередко переживают уныние, поражение духа. Стоит лишь увлечься временным, преходящим, поддаться влечению мирских страстей, придёт поражение и с ним уныние. Так святой апостол Пётр шагнув в море, пошёл было по воде, но взглянув на волны, убоялся и начал тонуть. Матф. 14:28-31.

Восстановить свой дух мы можем через молитву, т.е. обращение к Богу. Пётр воззвал к Иисусу, и Он незамедлительно поддержал его. Как пример такого уныния и выхода из него предлагаю молитву Давида, человека Божьего.

«Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, — и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.

Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.

Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб». Пс.142.

Убеждён в том, что никакие медикаменты для победы уныния нам не нужны. Дух поражённый восстанавливает Бог.

Если своё обращение к Богу мы сердцем прочувствуем, разумом исследуем, в свою жизнь введём как настоящее дисциплинирующее начало, мы обнаружим, как восстанавливается наш дух. Как радость приходит к нам каждое утро, когда от сна восставши, мы, сердце своё открываем Богу и испрашиваем Его милость к нам на день грядущий.

Восстановленные отношения с Богом приводят всю жизнь в порядок. Жизнь обретает высокую цель, она обретает смысл, и ценность. Даже в болезни тела, в ограничении свободы, или в притеснениях, сердце человека Божьего радостно, свободно, активно и счастливо.

Как пример современной жизни предлагаю вам свидетельство Ника Вуйчича.

 

Сайт Горловской и Славянской епархии

Вечером 21 марта, в четвёртый день Великого поста, епископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Благовещенском храме Горловки. По окончании канона владыка обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом.

В дни Великого поста мы читаем молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!..» Среди тех врагов, с которыми нам предстоит бороться в дни Святой Четыредесятницы, преподобный Ефрем Сирин называет дух уныния — дух, который восстает против души православного христианина, против нашего намерения жить по-христиански и исполнять волю Божию.

Среди людей невоцерковленных дух уныния прячется под другим названием — говорят, что у человека депрессия, плохое настроение. Ему ничего не хочется делать, никого не хочется видеть. Он не видит цели своего существования, для него вся окружающая жизнь нарисована в серых тонах, несмотря на то, что в небе ярко светит солнце. Дух уныния известен как один из самых яростных врагов, который восстает на человека, и с которым необходимо бороться.

По каким причинам уныние появляется в человеческой жизни? Причин в каждом отдельном случае может быть много, или несколько или какая-то одна. Но мы должны знать, против какой болезни какое лекарство употреблять. И, наверное, самое главное лекарство против уныния мы найдем тогда, когда будем знать главную его причину. А самая главная причина заключается в том, что унывает только гордый человек.

Смиренный человек не унывает. Гордый унывает потому, что себя видит причиной всего того хорошего, что происходит с ним в жизни. Если он с чем-то не может справиться, что-то не в его власти, что-то не получилось — вместо того, чтобы признать, что не всё от него зависит, он всё может сделать, и не такой уж он замечательный, и поблагодарить Бога за то, что Он для укрепления души посылает испытания, человек гордый начинает унывать и впадать в отчаяние.

Всё, что не во власти человека, всё, что не подчиняется его силам, его умениям, возможностям и желаниям, всё, в чем человек терпит неудачу, становится причиной уныния, которое потом может перейти и в отчаяние.

Бывает так, что человек считает, что его несправедливо среди равных обделили какой-то наградой, что не заметили его заслуг и его трудов, которые, как ему кажется, больше, чем труды других. Бывает так, что человек, приложив достаточно усилий, ожидая какого-то результата, который он сам для себя поставил как цель и задачу, и не добившись его, тоже впадает в уныние.

Лекарство здесь одно: понять, что не все зависит от тебя, а есть Бог, от Которого зависит вся твоя жизнь. И не всегда то, что ты захотел сделать, у тебя получится, даже если ты делаешь всё правильно. Бывает, что Господь посылает какое-то препятствие для нашего смирения и вразумления, или наша воля противна воле Божией. И нам надо научиться смиряться и доверять Богу.

«Господи, да будет на всё святая воля Твоя», — должны повторять мы каждый раз, когда что-то в нашей жизни происходит не по-нашему, или когда случается что-то такое, чего мы не ожидали увидеть, услышать, узнать или испытать в своей жизни.

«Да будет воля Твоя» — это и слова молитвы Господней, которую мы ежедневно произносим, вручая свою жизнь в руки Божии. Если мы будем всегда доверять Богу, не будем бояться, а будем понимать, что всё, что с нами происходит, происходит по воле Господней, уныние никогда не приблизится к нашему сердцу.

У уныния есть еще и другая причина, и именно об этом стоит особенно говорить в дни Святой Четыредесятницы. Причиной уныния могут стать неудовлетворённые страсти. Когда мы сами себя начинаем в дни поста в чем-то ограничивать, из нашей жизни уходит очень много вещей, от которых мы получали радость, и внутри мы начинаем ощущать как бы некую пустоту. Нет музыки, не смотрим телевизор, любимые фильмы, или не ходим в гости, или отказались от любимых продуктов.

Как бы наивно это не звучало, но это тоже может быть причиной уныния: человек вдруг перестал получать радость от того, от чего он ее получал постоянно. Нужно эту пустоту потерпеть, не бояться скуки, которая временна, потому что по мере того, как душа начнет согреваться молитвой, теплом от того, что ты становишься ближе к Богу, по мере того, как она начнет наполняться другим смыслом — мы чаще слышим Слово Божие, жизнеописания святых — эти холод и скука уйдут.

Чаще всего такой приступ уныния случается после первой недели Поста, когда мы усердно помолились, почитали каноны, попостились, поделали поклоны, и теперь возвращаемся к своей прежней жизни, в которой не меняется ничего, кроме того, что лежит у нас на столе.

Если мы вернулись к тому, чтобы радость получать от своих прежних привычек, от которых мы смогли с большим трудом отказаться всего лишь на неделю — это следствие того, что нас победил дух уныния.

Надо немножко потерпеть самого себя и помнить, что ничего сразу не бывает, даже насморк быстро не проходит. Тем более, нам дается не два, не три, а сорок дней поста неслучайно. Именно столько времени необходимо каждому из нас для того, чтобы в душе появились новые ростки и зацвели совсем другие цветы. Это тоже очень важно понимать, чтобы не поддаваться духу уныния, который будет с нами бороться в эти дни.

Уныние очень часто может быть следствием того, что человек что-то в жизни потерял — или кого-то дорогого и близкого, или работу, или имущество. Но с таким унынием бороться, наверное, легче, потому что человеческому сердцу и памяти свойственно забывать плохое и стремиться к хорошему.

Самое страшное, что может произойти с человеком — это когда он поддастся мыслям о том, что выхода нет, что так будет всегда, если что-то плохое со мной случилось, то ничего хорошего дальше не будет. Когда к человеку приходят такие мысли, мы должны знать, что это не наши мысли, не наша душа в этом убеждена, а это диавол пытается окончательно добить нас с помощью этой страсти, заглушить в нашей душе всякую надежду и угасить всякую веру в Бога.

Человеку, который живет вдали от Церкви, кажется, что все мысли, которые к нему приходят — его собственные. А с самим собой бороться практически невозможно. И поэтому всегда со всеми мыслями, которые пришли в голову, человек автоматически соглашается, принимает их как своё собственное, родное, как что-то ему близкое. Но люди, которые живут внимательной духовной жизнью — мы такой жизнью не живем, но мы читаем о подвижниках, которые следили за своими помыслами — говорят, что мы должны знать эту диавольскую хитрость: диавол иногда под видом нас самих чему-то нас учит и к чему-то нас принуждает.

Приходит к нам с какими-то помыслами, с какими-то желаниями, а мы не видим его козней и думаем, что это мы сами. Мы должны научиться отгонять от себя злые мысли, особенно уныние. Когда к нам приходят такие мысли, чувства, помыслы, мы должны не считать их своими собственными, а увидеть за ними замаскированного врага, который прячется за ними и хочет ввергнуть нас в пагубу, и отгонять эти мысли молитвой и надеждой на Бога.

Молитва — это самое первое и самое главное средство, которое каждый христианин должен употреблять против любой страсти и любого духовного недуга, а больше всего это средство подходит против уныния. Во-первых, потому, что, когда мы обращаемся с молитвой к Богу, мы сокрушаем свою гордыню, наносим по ней удар. Гордый человек молиться никогда не будет, потому что он со всем «справится сам» — так он сам себе говорит, так ему кажется. Во-вторых, обратившись лицом к Богу, мы не можем не согреться тем светом, тем теплом и той любовью, которые от Него исходят. Даже самая холодная душа мало-помалу начнет отогреваться.

Молиться можно и словами Священного Писания — Псалтири, и словами акафистов, церковных песнопений, и краткой Иисусовой молитвой, словами мытаря «Боже, милостив буди ми грешному», и призывать в помощь имя Пресвятой Владычицы Богородицы, небесного покровителя, Ангела Хранителя.

Можно молиться и своими словами, обращаясь к Богу так, как мы умеем, так, как ребенок обратился бы к своим родителям, если ему плохо. И Господь эту молитву обязательно услышит, и сердце согреется.

Обратите внимание на то, что со второй недели Поста в храмах начинается чтение Священного Писания. По Уставу, конечно, положено полностью прочитать Евангелие в дни Страстной седмицы, но нам было бы очень тяжело это сделать физически, поэтому мы начинаем читать его со второй недели Поста. А при унынии чтение Слова Божия, которое наполняет жизнь смыслом, содержанием, открывает новый взгляд на окружающее, на самого себя — это очень действенное средство. С его помощью можно отогнать беса уныния от своей души.

Очень полезно общение с людьми духовно опытными, более нас преуспевшими в духовной жизни. Но если такой возможности нет, то можно открыть книгу, и там мы услышим те духовные наставления и духовную мудрость, которые будут близки нашему сердцу. Например, письма Оптинских старцев, письма и творения святителя Николая Сербского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Иустина (Поповича), преподобного Паисия Святогорца, где простым, понятным языком открываются очень многие духовные вещи, и мы по-другому начинаем смотреть и на себя, и на окружающий мир.

Это тоже необходимо делать как можно чаще, чтобы не утратить трезвый христианский взгляд на жизнь.

Иногда надо отдохнуть, потому что уныние бывает естественным следствием чрезмерной усталости, или пообщаться с жизнерадостными, добрыми людьми, от общения с которыми душа наполняется радостью и светом. Это тоже хорошее средство, которым ни в коем случае не следует пренебрегать.

Обычно бес уныния приходит к человеку с такими мыслями: как я устал, как мне тяжело, или: как меня все не понимают, как меня не ценят. С этого начинается та дорожка, которая ведет в сети: когда человек оказывается как бы в тумане и не видит, куда ему дальше идти.

Конечно, есть и другие причины, по которым может возникать уныние. Бывало, что святых Господь иногда оставлял Своей благодатью, и они оказывались как бы во тьме, лишаясь самого дорогого, что было в их жизни. Но Господь Своим любимым угодникам попускал это тяжелое испытание не для того, чтобы их за что-то наказать, а для того, чтобы предостеречь их от страшной пагубы — от гордыни.

Очень часто нам кажется, что то, что мы имеем как Божий дар — это наша собственная заслуга. И вот когда человек остается без этого дара, он начинает понимать, что он сам этот дар себе никак не вернёт, если его не вернёт Господь. Это служит для большей духовной пользы. Чем больше мы терпим такую брань, чем больше мы не ропщем на Бога, а пытаемся бороться с диаволом, который к нам приступает, тем большую награду мы имеем от Бога. Так говорят нам отцы Церкви.

Поэтому в любом случае нужны терпение и молитва, чтение Слова Божия — все то, что согревает душу. И, зная коварство врага, который может приходить под разными видами и благовидными предлогами для того, чтобы нашу душу отторгнуть от подвига поста, молитвы, добрых дел, не будем поддаваться этому соблазну, а будем духа уныния побеждать молитвой, добрыми делами, милостынями и постом.

Остановить дух уныния | The Guardian Nigeria News

Уныние — это дух, и оно часто приходит, когда вы делаете правильные вещи, но получаете мало или не получаете никакого результата. Это один из инструментов дьявола, заставляющий вас чувствовать себя плохо, препятствующий вашему прогрессу и мешающий вам добиться успеха. Разочарование вообще нельзя принимать. Оно не должно овладевать нами, с ним нужно бороться, и в борьбе с ним нужна жесткость, а иногда и нежность. Иисус сказал в Иоанна 14:1 «Да не смущается сердце ваше; вы верите в Бога, верьте и в Меня».

Иисус не хочет, чтобы мы разочаровывались, на самом деле Он велел нам не разочаровываться, потому что знал, что что-то произойдет, и все будет выглядеть очень плохо.

Как перестать разочаровываться Обратитесь к Слову Божьему. В Послании к Евреям 4:12 говорится: «Ибо слово Божие живо и сильно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составного и узкого, и судит о помыслах и намерениях сердца».

Когда вы обескуражены, вам может не хотеться вдаваться в подробности, но вы должны идти против своих чувств.
Заботьтесь о своем физическом теле. Хорошо спите и хорошо ешьте. Уход за своим телом, в котором оно нуждается, поможет вам чувствовать себя менее обескураженным.

Проводите время с людьми, которые счастливы. Вы, естественно, почувствуете себя лучше, когда будете проводить время со счастливыми людьми. Придерживайтесь своего задания. Не сдавайся. Держитесь за Божье обетование и планируйте свою жизнь. Выработайте привычку благодарить. Трудно быть обескураженным с благодарным сердцем. Вспомните, что Бог сделал для вас в прошлом, и ободрите себя в Господе.
Не поддавайтесь разочарованию во имя Иисуса. Жизнь духовна, и есть дух уныния, которому мы можем сопротивляться, используя имя Иисуса.

1 Петра 5:8-9 говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания испытывает и ваша братия в мире».

Возможно, сегодня вы испытываете разочарование, знайте, что Бог с вами, и Он милостив и добр. Вы — Его самое дорогое имущество, и Он воплотит ваши мечты в жизнь. Он также дал нам Библию, чтобы у нас была надежда. Римлянам 15:4: «кто отлучит нас от любви Христовой? Будет ли скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?… Нет. Во всем этом мы больше, чем победители благодаря Тому, кто возлюбил нас».

Так что не беспокойтесь о том, что происходит. Пусть ваше сердце управляется словами Иисуса. В Евангелии от Иоанна 16:33 Он сказал: «Сие сказал Я вам, что во Мне будете иметь мир, а в мире будете иметь скорбь. Но ободритесь: Я победил мир».
• Пророк (доктор) Анене Нвачукву (Оракул Бога), Международная миссия освобождения Рема. Inc. Международный пророческий центр Рема Ласу-Игандо-роуд, автобусная остановка Church Pole, рядом с полицейским участком Иба, Иба, Лагос.

Уроки разочарования от Аггея

Джоэл Кади, декабрь 2018 г.

Вот что Я заключил с вами заветом, когда вы вышли из Египта. И мой Дух остается среди вас. Не бойся. (Аггей 2:5)

Ветхозаветная книга Аггея может многому научить нас, как противостоять разочарованию. Эти уроки имеют особое значение для тех, кто испытывает разочарование в своей работе, чтобы помочь тем, кто находится в уязвимом положении — например, социальным работникам, общественным организаторам, сборщикам средств, учителям, юрисконсультам, волонтерам и даже донорам.

В Книге Аггея мы видим, как люди, работающие над восстановлением храма в Иерусалиме, за несколько недель переходят от энергичных, хорошо обеспеченных ресурсами и эффективных людей к подавленным и побежденным. В этой книге мы видим, как разочарование происходит в реальном времени.

Все мы знаем, что такое уныние, но я хочу исследовать три вещи, которые мы узнали о том, что такое уныние, от Аггея.

1. Уныние духовно.
Когда строители храма воодушевлены и усердно трудятся, в тексте три раза говорится, что Бог возбудил их дух (1:4). Когда они впадают в уныние, Бог трижды говорит им ободриться (2:4). Почему? Они потеряли дух. Вот что такое уныние.

Но разочарование — это тоже дело Божьего Духа. Бог напоминает осажденным работникам: «Дух Мой пребывает среди вас» (2:5). Тем не менее, когда мы ободряем друг друга, мы часто сосредотачиваемся почти исключительно на человеческом духе. Мы говорим что-то вроде: «Посмотрите на всех людей, которым вы помогаете, на деньги, которые вы собрали, на цели, которые вы поставили!» Наше служение ободрения также должно работать над связью людей с Божьим Духом, используя Его инструменты Священных Писаний и молитвы.

2. Уныние связано с внешностью.
Строители храма знали, что их новый храм ничто по сравнению с великим храмом Соломона (2:3). Но вот настоящая жемчужина Аггея — хотя снаружи храм был небольшим, Бог говорит: «Последняя слава этого дома будет больше прежней» (2:9). То, чего не хватало внешнему виду храма, было восполнено присутствием Бога, пребывающим в нем в большей степени, чем в храме Соломона.

Озадачивает, однако, то, что Ветхий Завет нигде не говорит, что Бог вошел. Когда Иисус появляется в этом самом храме, Бог, наконец, приходит, и Он приходит, говоря, что даже этот храм указывает на другого — на Него Самого (Иоанна 2:13- 22). Иисус — это Последний Храм, разочаровывающий многих снаружи, но Бог во плоти (1:14).

В своей работе не зацикливайтесь на том, что лежит на поверхности, на вещах, которые вы можете оценить по тому, что замечают люди. Ищите способы работы Бога, которые вы, возможно, изначально не видели, — в сердцах, мотивах, структурах и тайне Его больших планов.

3. Бог работает над пробелами, которые нас обескураживают.
Когда строители храма разочаровались, похоже, они тоже перестали работать (2:4). Именно тогда Бог начинает работать над ними. В книге Аггея Бог является своего рода мастером. Отдельные рабочие на стройплощадке могут не понимать всего плана или того, где находится их часть, но бригадир понимает.

То же самое и с нами, когда мы разочарованы тем, что наша работа мало что дает или ничего не дает, когда мы без работы или когда мы обескуражены без видимой причины. Вы можете не понимать, как все части вашей жизни — взлеты и падения, разочарования и нежелательные паузы — вписываются в Божий план для вашей жизни и работы, но Он это делает.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts