Эталонные (референтные) группы.
Содержание курса лекций.>Эталонные (референтные) группы.
Референтная (эталонная) группа. Группа взаимодействия (членская группа). Воображаемая группа. Позитивная и негативная эталонные группы. Информационная группа. Группа самоидентификации. Утилитарная референтная группа. Гендер и эталонные группы. Фанатизм.
Понятие референтной группы было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе “Архивы психологии” в 1942 г. Под референтной группой он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения. Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной или эталонной группой, которая служит критерием для сравнения. Однако наиболее развернутый анализ референтных групп в контексте традиции функционализма дали Роберт Мертон и Алис Китт, в работе опубликованной в 1950 г.
Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далеко от нее. Группа взаимодействия (термин Р.Мертона) или членская группа — это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит. Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной. В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны. Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае наше группа не предлагает нам привлекательных норм и ценностей.
Эталонная группа может быть реальной социальной группой или воображаемой, являющейся результатом социального конструирования, выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Так, на протяжение многих десятилетий для многих советских людей существовала такая мифическая референтная группа как “Запад”, “Америка”. Если исключить членские референтные группы, то остальные можно определить как удаленные силовые социокультурные поля. Находясь на более или менее существенном удалении в физическом или социальном пространстве, она оказывают заметное влияние на потребительское поведение тех, кто не является их членами
Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия. Так, в докапиталистических обществах господствовало сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству. В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности.
Связь индивида с референтными группами часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть разные референтные группы. Кроме того, при выборе разных элементов стиля жизни, при совершении разных покупок индивид может ориентироваться на разные референтные группы. Например, если я спортсмен, то для меня при выборе спортивной одежды может выступать в качестве референтной группы какая-то команда или ее звезды, но если я не фанат, а просто нормальный спортсмен, то мнение спортивной звезды по вопросам, выходящим за пределы спорта, уже не являются авторитетными. И выбирая зубную пасту, я буду слушать дантиста, но не любимого чемпиона
Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. Позитивная эталонная группа — это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном. Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует. Негативная эталонная группа — это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве отталкивающего примера, это группа, контакта, ассоциации с которой стремятся избежать. “Не чистят зубы, — пишет студентка В., — только бомжи, горькие пьяницы и люди, не особенно заботящиеся о своем моральном облике и здоровье зубов”.
Набор референтных групп имеет относительный характер. Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон (“Не дай Бог быть на них похожими”). В этом случае говорят: “Ты вырядился (-лась) как…”. В нашем обществе в качестве такого “комплимента” может быть сравнение с дояркой, колхозницей, деревенским жителем, новым русским, монахиней, “крутым” бандитом и т.д.
Референтные группы делятся на несколько видов: информационные (источники надежной информации), самоидентификации,
(1) Информационная референтная группа — это та группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом не важно впадаем мы при этом в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации.
а) Носители опыта. В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие на своей шкуре данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно планируемой к покупк
б) Эксперты, то есть специалисты в данной области.. Эксперты — это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качествам явления, товара, услуги и т.д.
Когда возникает потребность в эксперте? К ним обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, то есть такая ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается (Ионин 1996: 97). Человек всю жизнь ел, не думая о зубах. И вдруг они так напомнили о себе, что он не может думать ни о чем, кроме зубов. Машина ездила ряд лет, а потом остановилась… Течение нормальной жизни нарушено, а наших знаний не хватает, чтобы выйти из проблемной ситуации.
К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни. Энциклопедисты вымерли чуть позже мамонтов, поэтому даже самые выдающиеся из наших современников — дилетанты в большинстве областей, с которыми им приходится сталкиваться. Что же говорить о массе простых людей. Естественно, что в выборе товаров и услуг нам не остается ничего иного, как полагаться на мнение экспертов. Я ничего не понимаю в медицине, поэтому выбираю зубные пасты, щетки, лекарства, полагаясь в основном на мнение врачей. Я дилетант в радиотехнике, поэтому при выборе радиотоваров полагаюсь на суждения людей, которые являются или кажутся мне экспертами. Реклама широко пользуется услугами реальных или мнимых экспертов. Schwarzkopf все свои товары предлагает со стандартным слоганом:
Оценка эксперта способна резко изменить стоимость товара. Так, большинство картин покупается дилетантами, ибо искусствоведение — это особая наука, требующая длительной профессиональной подготовки, которая в конечном счете не ведет к богатству. Те же, кто имеет достаточно денег, чтобы покупать ценные картины, не могут, как правило, совмещать свою доходную деятельность с серьезным изучением искусства. Поэтому одна и та же картина, выставленная на рынке, на Арбате или на престижной выставке имеет совершенно разную цену: в первом случае это товар без сертификата качества, во втором допуск на престижную выставку является для дилетантов знаком качества. Такая же ситуация с книгами, изданными в столичном или провинциальном издательстве. Столица для дилетантов выступает как позитивная референтная группа, а провинция — как негативная. Лишь эксперт не нуждается в заключении эксперта для выбора товара. Однако эксперт — это всегда узкий специалист и за пределами своей узкой сферы компетенции он дилетант.
(2) Референтные группы самоидентификации Это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, “с волками жить — по-волчьи выть”. Индивид принадлежит к данной группе и не может игнорировать свое членство в ней. Группа, к которой принадлежит индивид, прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как “подобающий” для члена данной группы и избегать такого стиля, который считается в ней “неприличным”, “странным”.
(3) Ценностная референтная группа
В тех случаях, когда эталоном выступает не группа, а отдельный индивид, можно говорить о феномене эталонных звезд. В данном случае один человек, обладающий мощным индивидуально-личностным полем, оказывает влияние на вкусы и реальное потребительское поведении широких масс населения, превращая немодное в модное, безвкусное – в образец утонченности, старомодное – в современное и т.д. Например, во многом благодаря Виктору Цою «косуха» (кожаная куртка с косой застежкой-молнией) вошла в массовый обиход поклонников его творчества. И не удивительно, что реклама широко использует звезд для продвижения товаров, не скупясь на расходы. Например, компания «Pepsi Cola» сняла самый дорогой в истории США ролик с участием Бритни Спирс. Он обошелся фирме в 9 млн. долл., гонорар певицы сос
Чтобы занять видное место в такой группе индивиду надо обладать целым набором социальных и индивидуальных качеств. Прежде всего, необходимо занимать видное положение в обществе с точки зрения власти, денег или престижа. Иначе говоря, человек должен быть наверху, что вынуждает остальных смотреть на него снизу вверх. Но одного положения мало. Можно быть наверху, выставляя себя на смех (что часто и случается с представителями элиты). Успех приходит, когда ресурсы сочетаются с искусством, позиция дополняется индивидуальными качествами: наличием вкуса, умением репрезентировать себя и манипулировать вниманием окружающих.
Объективно оптимальной позицией для превращения в центр эталонной группы обладают женщины, приближенные к власти. Это т.н. «первые леди», т.е. жены глав государств, в монархических государствах – королевы и принцессы. Нередко их стиль потребления, одежды, прически и т.д. превращаются в образец для подражания для массы жителей данной страны, а порою и далеко за ее пределами. Но быть женой президента – совершенно недостаточно, чтобы оказаться эталоном потребления. Основная часть «первых леди» воспринимается согражданами довольно критично. Одни видят в них «теток», демонстрирующих возможность и при наличии денег блистать отсутствие вкуса. Другие видят «кукол», наряжаемых видными модельерами и стилистами, но лишенными собственного вкуса и индивидуальности, а потому не вызывающих желания по
Однако в этой социальной категории дам нередко встречались и встречаются те, кто стали настоящими эталонными звездами, притягивавшими к себе внимание массы людей и вдохновлявших на подражание. Один из классических примеров – первая леди Америки начала 1960-х гг. Жаклин Кеннеди. Она получила не только очень высокий статус, необходимый для эталонной роли, но и соединила его с молодостью, красотой, утонченным вкусом. Жаклин быстро приобрела такой авторитет, что могла легко отходить от моды, принятых стандартов, и все это благодаря ее мощному индивидуально-личностному полю воспринималось как новое слово в потреблении, как откровение.
Другим ярким примером такой эталонной звезды стала британская принцесса Диана. Она быстро превратилась в любимицу не только британцев. Миллионы женщин во всем мире с увлечением следили за сменой ее нарядов, за смелыми экспериментами. Диана могла позволить себе очень многое в области стилевых поисков, будучи уверенной, что в любом ее шаге почитательницы обнаружат утонченный вкус и будут следовать предложенным новым эталонам.
В СССР первую попытку стать эталонной звездой предприняла во второй половине 1990 гг. Раиса Горбачева, жена генерального секретаря ЦК КПСС, а затем и президента СССР. Она была первой женой лидера Советского Союза, которая начала играть типичную для Запада роль первой леди. Мир сразу заметил изящество и утонченность часто сменяемых ею нарядов. Она стала героиней западных светских хроник (когда и в чем была одета, как выглядела). Правда, соотечественницы, замученные ужесточавшимся в этот период тотальным дефицитом, не приняли ее как свою эталонную звезду. Наоборот, она стала для широких масс дополнительным фактором и без того сильного раздражения властью.
Эталонные звезды сами по себе не появляются. Это результат сложного процесса социального конструирования звездности. Индивидуально-личностное поле человека приобретает социально значимый характер благодаря СМИ и рекламе. Индивид оказывает в центре внимания фоторепортеров, журналистов, в т.ч. тех, кто интересуется стилем жизни, внешностью и т.д. И тогда новый наряд не остается незамеченным: оператор или фоторепортер концентрируют на нем свое внимание, притягивая взгляд и зрителей, читателей. Комментаторы в устных и письменных отчетах о светских тусовках обращают внимание на изменениях в облике. Все это тиражируется на огромные аудитории. Индивидуальное потребление превращается в феномен культуры
(4) Утилитарная референтная группа. Это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, то есть способна как наградить, так и наказать индивида. В таком качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы. Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой, наступая на горло собственной песне, он не пьет водку и не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие особенности стиля потребления. Юноша подбирает такой стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей. Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.
Особенно сильно влияние референтной группы сказывается на поведение значительной части девушек и женщин. Именно среди них особенно заметна готовность идти на самые большие жертвы, неудобства ради того, чтобы вызвать восторг или просто внимание той части мужчин, которые являются референтной группой или зависеть, одобрение у других женщин, выступающих в качестве второй референтной группы. Так, давно медиками доказано, что высокие каблуки оказывают вредное воздействие на здоровье женщин. Однако вновь и вновь мода на них возвращается и миллионы одевают эту красивую, но неудобную обувь. Для чего? Как объяснил король лондонской обувной моды Маноло Бланик, “Высокие каблуки возвышают женщину, делают ее сильной для того, чтобы сводить с ума мужчин и завоевывать мир” (Маслов 6.11.97). Таким образом, ключ к пониманию женского потребительского поведения нередко лежит во вкусах мужчин.
Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. (1) Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающим или ведущих к результатам, которые не могут быть не замечены окружающими (например, покупка верхней одежды). (2) Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношении к нему (одобрение — насмешка и т.п.). (3) Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола) (Loudon & Bitta: 277).
Гендерный срез референтных групп.
Чьи глаза представляет мужчина, выбирая предметы демонстративного потребления (прежде всего, конечно, одежду)? А чьи глаза представляет женщина? На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, сексуальное притяжение другого пола оказывает мощное воздействие на потребительское поведение, которое мотивируется желанием нравиться либо всем представителям «той стороны», либо только избранным. Но с другой стороны, представители своего пола также выступают как важная референтная группа. Однако механизм воздействия этих групп разный.
Мужчины, как правило, воспринимают целостный образ замеченной (!) женщины. Отвернувшись, они часто не в состоянии вспомнить даже ключевых деталей облика. Мужчина, который не заметил новой прически, кофточки, помады и т.д. своей подруги или жены – типичное явление. В их глазах чаще всего остается общее впечатление: красиво или некрасиво выглядит данная женщина. Они замечают только те детали, которые бросаются в глаза и коренным образом меняют весь облк. Поэтому ориентация на мужчин как референтную группу не может быть примитивной. Аналогичным образом редко кто из женщин вникает в детали мужской субкультуры, например, в значки и нашивки на военном мундире, особенности конструкции мотоцикла и т.д. Правда, многие женщины внимательны к деталям повседневной мужской одежды не меньше, чем к деталям женской
Покупка теней: Довольная, я вышла из магазина, держа в руке заветную коробочку. Я испытывала неописуемое удовольствие! … Первое разочарование постигло меня, когда я пришла домой. Сообщив мужу о покупке, я ожидала от него ответной реакции. Но ничего подобного не произошло! Его совершенно не интересовало то, о чем я говорила. Будь на его месте женщина, она бы обязательно попросила меня показать тени и дать их попробовать. Тогда удовольствие от покупки продлилось бы на более длительный период времени. Ведь если женщина что-то покупает, ей хочется показать покупку, похвастаться ею. Желательно, чтобы человек, которому она откроется, имел родственную душу. Теперь, надеюсь, Вы понимаете, что весь эффект от покупки был смазан, когда я наткнулась на стену непонимания со стороны моего мужа. Именно тогда я и подумала, что совершила необдуманные траты, купила то, без чего могла бы обойтись. Оказывается, спуститься с небес на землю можно в один миг (Я.Воскресенская) |
В результате в качестве референтных групп при демонстративном потреблении выступают представители как своего, так и другого пола, но их влияние в качестве «зеркала» существенно различается. Женщина формирует свой гардероб, осознанно или неосознанно стремясь создать образ, привлекательный для мужчин (хотя и не для всех, конечно). В то же время опытные женщины понимают, что редкий мужчина заметит и оценит ее мастерство во владении языком красоты, а ведь повседневная деятельность по созданию себя красивой и разной концентрируется в основном на этом уровне. Поэтому для женщин большую роль в качестве референтной группы играют другие женщины (прежде всего своего круга). Именно они способны заметить и оценить мелкие изменения в покрое одежды, в тональности косметики, в приближении новой покупки к самым модным моделям. В результате оценивающие женские глаза играют особенно заметную роль в формировании повседневного потребительского поведения, которое нередко проявляется в почти ежедневных модификациях облика. Аналогичным образом прослеживается гендерная специфика и референтных групп, формирующих мужское потребительское поведение, хотя мужская субкультура меньше внимания уделяет деталям одежды, парфюмерии, но более концентрируется на предметах, обслуживающих профессиональную деятельность и хобби (автомобили, компьютеры, рыболовные и охотничьи принадлежности, спортивные снаряды и т.д.).
Фанатизм.
Наиболее яркой формой проявления ориентации на референтные группы или отдельных их членов является фанатизм, часто встречающийся среди спортивных болельщиков, любителей рок- и поп-музыки. Любимые игроки и звезды шоу-бизнеса превращаются в идолов, наделяемых особыми качествами. Им покланяются, им готовы следовать во всем, их хотят видеть как можно чаще (отсюда погоня за их изображениями, сопровождение на гастролях и т.д.).
Мать одной девушки-фанатки пишет в газету: «У моей дочери поехала крыша: забросив учебу, она уже почти два года мотается по стране с такими же полоумными. Часами стоят под дверями московских клубов и караулят вход (выход) своих любимцев, чтобы в течение одной минуты проорать им «Я люблю тебя!». Влюбилась она в «Иванушек International», причем во всех сразу, внезапно и всерьез…Вся ее жизнь сосредоточилась вокруг гастролей этой группы. Она только в Одессе вместе с ними побывала 7 раз. Причем деньги на эти поездки она выколачивает из матери путем душераздирающих воплей…» (Малышева и Николаева 2000).
Использование механизма референтных групп в бизнесе.
Тот факт, что потребители, осознавая или не осознавая это, оглядываются на свои референтные группы, давно замечен производителями товаров и торговыми фирмами. Многие фирмы опираются на него в продвижении своей продукции. Это проявляется прежде всего в рекламе. Во-первых, для рекламы продукта используются известные и уважаемые многими люди. Доверие к ним нередко может вызывать и доверие к рекламируемому товару («Не может же такой приличный человек рекламировать халтуру или что-то вредное»). Во-вторых, реклама часто использует экспертов (реальных специалистов в данной области или ссылки на выводы и рекомендации экспертных организаций) или псевдо-экспертов (актеров, играющих врачей, ученых и т.д.). В-третьих, в рекламных сообщениях нередко текст произносится реальными потребителями, которые делятся своим восторгом по поводу чудесного открытия данного товара. Часто в качестве реальных потребителей используются звезды. Вывод простой: «Хочешь быть такой? Делай как они!»
В журнале «Космополитен» есть рубрика «Звездный стиль». В ней предлагаются товары, используя которые потребитель может повторить тут же приводимый образ известной красавицы. «Обворожительная Мила Йовович выглядит сногсшибательно в любом имидже… Ее вечерний макияж ты сможешь повторить всего за несколько минут». («Космополитен», 2002, 11: 67). Или после описания опыта других звезд: «Бери с них пример, и восхищенные взгляды будут направлены только на тебя» (2002, 10: 76).
Ведущие телевидения – одна из наиболее публичных профессий: они всегда на виду у миллионов людей. Редко кто может соперничать с ними в этом отношении. Фирмы, занимающиеся производство и сбытом одежды, активно их используют для ненавязчивого продвижения своих товаров. С ведущими подписывается контракт о демонстрации ими предлагаемых образцов одежды. В одних случаях одежда только демонстрируется, а затем отправляется обратно в магазин. Некоторые телеведущие, которые котируются как наиболее популярные, получают демонстрационные образцы в подарок. На НТВ телеведущие получают всю одежду в подарок (АиФ.2000.№42: 24). Сибирская фирма «Чемпион-Фудс-М» подписала со знаменитым борцом Александром Карелиным контракт, в котором он дал согласие на использование своего изображения в рекламных целях. В оплату этой услуги фирма взяла на себя обязанности спонсора российской сборой по греко-римской борьбе (АиФ. 2000.№42: 24).
В свою очередь государственное регулирование потребления часто исходит из имеющихся представлений о референтных группах. Так, подготовленные в Государственной Думе Российской Федерации поправки к закону о рекламе (2002 г.) включили в себя ограничения в использовании механизма референтных групп в рекламе пива. Эта реклама не должна:
— вестись от имени общественных и политических деятелей, известных актеров, деятелей культуры и спортсменов;
— размещаться в печатных изданиях и радиопрограммах, специализирующихся на вопросах охраны здоровья, экологии, образования.
См. по этой теме также в «Хрестоматии»:
Библиография по теме «Референтные (эталонные) группы».
- Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.
- Малышева Н. и Ю.Николаева. Девочки, хватающие звезд // Аргументы и факты. 2000. №42. С.18.
- Маслов С. Женщины могут повыкаблучиваться //Комсомольская правда. 1997. 6 ноября. С.18.
- Loudon D. and A. J.D.Bitta. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. New york et al.: McGraw-Hill Bo
- Luck D.J., O.C.Ferrell, G.H.Lucas, Jr. Marketing Strategy and Plans. 3rd ed., Englewood Cliffs, New Jersey : Prentice Hall, 1989.
Следующая лекция: Мода как социальный феномен.
Роль референтных групп в выборе личностью ценностных ориентиров
Референтная группа – это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а так же источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций; это групп, цели,ценности, мнения которой в большей или меньшей степени разделяет данный человек.
Референтные связи личности с окружающими ее людьми заключаются в избирательной ориентированности человека на позицию других лиц, при одновременной выработке собственного отношения к значимым для него объектам.
Г. Хаймен обнаружил, что установки человека по отношению к значимым для него объектам зависят как от сопоставления с установками группы, членом которой он является (так называемые группы членства), так и отвнешних по отношению к индивиду групп, членом которых он не является. Хаймен установил также, что на оценку человеком своего социально-экономического статуса влияет фактор сравнения себя сопределеннымигруппами, служащими своеобразной точкой отсчета. Подобного рода группы были названы исследователем референтными.
Т. Ньюком групповые нормы, оказывающие влияние на поведение индивида вне данных групп — нормативная функция референтных гр. Т. Ньюком ввел понятие позитивных и негативных референтных групп, т.к. установки индивида могут формироваться как всоответствии с групповыми нормами, так и впротивовесим.
Итак, РГ — любая группа, с которой человек соотносит свои установки.
Г. Келли, предложив выделять два типа референтных групп — сравнительныеинормативные. Кнормативным он отнес все группы, в которых человек имеетмотивацию получить одобрение– ведет себя так же, как и члены РГ. Группы же, которые человек использует какэталон при оценке себя и других,сравнительные. По факту членства в группе – группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы – положительные и отрицательные референтные группы.
Роль референтной группы для индивида – в них происходит личностный рост, индивида.
Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная.
Группа присутствия – это референтная группа, членом которой является индивид (семья, трудовой коллектив, дворовая компания для подростка и т. д.). Группа поставляет идивиду мнения, суждения или оценки посредством устных коммуникаций. Идеальная референтная группа – это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении.
Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям.
Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце ХIХ — начале ХХ в. немецкий социолог Макс Вебер. Он считал, что не всякое поведение человека может быть предметом исследования социологии.Социолог призван изучать только рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям.
Макс Вебервыделяетчетыре типа социального действия: 1)инструментально-рациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) использует как «средства», или «инструменты» в своей стратегии действий; 2)ценностно-рациональное поведение, которое детерминируется верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет ли это поведение к успеху или нет; 3)традиционное; 4)аффективное, т. е. эмоциональное, поведение.
Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей и их действия осмысленны. Но социологическое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он — часть социального действия, т. е. такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.
Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» («аттитюдом»), без которой действие не является социальным.
Итак, социология — это исследование действий, ориентированных на поведение других. Социология какнаука о социальном действииимеет дело не с конкретно переживаемым значением, а с гипотетически типичным или средним значением. Если, например, социолог при многократном наблюдении выяснил статистически повторяющуюся связь двух поступков, то это само по себе еще мало что значит. Такая связь будет значимой с социологической точки зрения, если доказана вероятность их связи, т. е. если ученый обосновал, что действиеАс высокой долей вероятности влечет за собой действиеВи между ними существует нечто большее, чем только случайная (статистическая) связь.
При таком сочетании и возникает причинное объяснениев социологии. Правда, индивид не всегда осознает смысл своих поступков, что случается, если он действует под влиянием традиций, коллективных норм и обычаев либо если его поведение аффективно, т. е. детерминировано эмоциями. Кроме того, индивид может не отдавать себе отчета в собственных целях, хотя они существуют, но не осознаются им. Подобные действия Вебер не считает рациональными (осмысленными и обладающими целью), а стало быть социальными. Такие действия он выводит за сферу собственно социологии, их должны изучать психология, психоанализ, этнография или другие «науки о духе».
К пониманию значения того или иного действия можно прийти через сопереживание, через выбор индивидом определенных средств (если пошел в буфет, значит, проголодался). В более сложных случаях мы можем мысленно представить конечные цели или ценности, на которые, как нам кажется, ориентируется в своем поведении индивид. И все же мы не способны до конца понять его действия, поскольку ценностный мир этого человека существенно отличается от нашего. Единственный выход, полагает Вебер, принять чужие ценности как факт.
Социолог, приступая к исследованию, должен освободиться от предвзятой установки, будто в реально существующих поступках людей доминируют рациональные элементы. Что преобладает в них на самом деле, мы не знаем. Конечно, нельзя быть уверенным, что социолог не станет применять рационалистическую интерпретацию там, где она неуместна. Подобная опасность существует, и ее нельзя исключить. Но быть «соавтором» человеческих поступков, домысливать то, что люди, возможно, и не вкладывали в свои действия, для настоящего ученого непростительно. К несчастью, говорит Вебер, опыт свидетельствует, что подобная опасность существует. Не каждое действие является социальным (манипулирование с неодушевленными объектами, религиозное поведение, экономическая деятельность…).
Социальное взаимодействие и социальное действие— явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодействии — как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.
Что есть в социальном взаимодействии и что отсутствует в социальном действии? Механизм обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
Эрвин Гоффман. Различные социологические направления по-своему пытались объяснить природу и механизм социального взаимодействия. Особенно упорные попытки предпринялапонимающая социология. И неудивительно, поскольку «социология близкодействия» — это как раз то, на чем она специализируется.
Эрвин Гоффман, представитель социальной драматургии, представил реальное поведение людей так, будто оно происходит на театральных подмостках. Несмотря на проблематичность подобного подхода, ему удалось многое выяснить в поведенческом механизме.
Коммуникация это не только взаимодействие лицом-к-лицу, не только форма межличностного общения, но также способ познания социальной реальности, благодаря которому человек открывает себя и других для самого себя. Общение представляет собой не только перцептивное поле, на котором мы всматриваемся, вслушиваемся в партнера, но также и театральную сцену, к выходу на которую мы внутренне готовимся, подтягиваемся, прихорашиваемся, повторяя не раз использованные реплики, жесты, мимику. Есть свои «реплики в сторону».
Изначальным Гоффман принимает уважение друг к другу, если этот принцип нарушается, нарушается гомеостаз. Экстремальные ситуациииграют в социальном взаимодействии роль творческого катализатора. В ситуациях замешательства, конфликта, недоразумения, спора, негодования и т.п., когда нарушается привычная логика поведения и у человека исчерпывается запас готовых решений, открывается творческий горизонт, где человек должен проявить свою неординарность.
Социальное взаимодействие такого рода в обыденной жизни встречается крайне редко. Наше существование наполнено рутинными взаимодействиями, которые выполняются по заведенному социальному ритуалу: надо утром вставать, чистить зубы, завтракать, собираться на работу, провожать ребенка в школу, здороваться с соседями и т. п.
Уставшему от однообразной рутины повседневных взаимодействий человеку в глубине души хочется необычных приключений и романтики. Однако наша урбанизированная действительность предоставить их не может. И тогда на свет является «замещающая активность» — сопереживание зрителя героям ковбойского фильма, детективного романа, «крутого» боевика. Погружение в искусственный мир позволяет человеку без особого напряжения почувствовать себя тем, кем он хочет. Но в замещающей активности снимается проблема выбора в пограничной ситуации. Здесь нет борьбы на жизнь или на смерть, здесь нет реального риска, а значит, нет настоящей мобилизации инновационного потенциала личности. Наш кругозор, быть может, и расширяется, но духовный опыт вряд ли обогащается. И когда перед индивидом возникают реальные трудности, как знать, не захочет ли он уйти от них в вымышленный мир, будет ли он к ним готов?
Сторонники концепции «новой коммуникации» (Дж.Бейтсон, Р. Бердуистелл и П. Уотцлэвик) рассматривают коммуникацию скорее как оркестр, в котором каждый человек «играет всем своим телом», нежели как телеграф, служащий для простой передачи вербального сообщения одним человеком другому1. Как отмечает Бёрдуистелл, люди, по сути дела, между собой не общаются. Они лишь участвуют в коммуникации, в которой вербальный язык неотделим от невербального. Последний служит дополнением к первому и усиливает его. В этом смысле коммуникация — это единое целое, а не толькое речевое сообщение.
По оценке Мерабяна, только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, тогда как 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% — выражением лица. В любой момент времени стиль коммуникации уже сам по себе составляет сообщение, указывая на то, как следует понимать сообщаемое. Речь в этом случае идет о метакоммуникиции,т.е. о «коммуникации над коммуникацией»2.
Отличительной чертой социального взаимодействия, отличающим его от просто действия, является обмен. Любое взаимодействие — обмен. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс вывел следующиепринципы обмена:
1. Чем чаще вознаграждается действие данного типа, тем вероятнее, что оно будет повторяться. 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению.
Понятие «социальное взаимодействие» является более широким, чем понятия «межличностные контакты» или «общение». Коммуникация— технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас прежде всего интересует то,как информация передается.
Общение— социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие от телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.
Понимание и изменение социального мира
Перейти к содержимому
Цели обучения
- Описать, чем социальная группа отличается от социальной категории или социальной совокупности.
- Отличие первичной группы от вторичной.
- Определите референтную группу и предоставьте один пример такой группы.
- Объясните важность сетей в современном обществе.
Большинство из нас чувствует себя комфортно, употребляя слово «группа», не задумываясь над ним. В повседневном использовании это может быть общий термин, хотя он имеет важное клиническое и научное значение. Более того, концепция группы играет центральную роль в том, как мы думаем об обществе и человеческих взаимодействиях. Часто мы можем иметь в виду разные вещи, используя это слово. Можно сказать, что собаку видела группа детей, и это может означать 250 студентов в лекционном зале или четверо братьев и сестер, играющих на лужайке перед домом. В повседневном разговоре нет четкого различительного использования. Так как же нам более точно отточить значение для социологических целей?
Определение группыТермин группа является аморфным и может относиться к широкому кругу собраний, состоящих всего из двух человек (подумайте о «групповом проекте» в школе, когда вы сотрудничаете с другим учеником), клуба, регулярного собрания друзей или людей, которые работают вместе или разделяют хобби. Короче говоря, этот термин относится к любой группе, состоящей как минимум из двух человек, которые взаимодействуют с определенной частотой и разделяют ощущение, что их идентичность каким-то образом связана с группой. Конечно, каждый раз, когда собираются люди, это не обязательно группа. Например, митинг — это, как правило, разовое мероприятие, и принадлежность к политической партии не предполагает взаимодействия с другими. Люди, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время, но не взаимодействующие друг с другом и не разделяющие чувство идентичности, например, группа людей, стоящих в очереди в Starbucks, считаются совокупность или толпа. Другой пример негруппы — это люди, которые имеют схожие характеристики, но никак не связаны друг с другом. Этих людей относят к категории , и, например, все дети, родившиеся примерно в 1980–2000 годах, называются «миллениалами». Почему миллениалы — это категория, а не группа? Потому что, хотя некоторые из них могут разделять чувство идентичности, в целом они не часто взаимодействуют друг с другом.
Интересно, что люди из совокупности или категории могут стать группой. Во время стихийных бедствий люди по соседству (совокупность), которые не знали друг друга, могли стать дружелюбными и зависеть друг от друга в местном приюте. После того, как катастрофа закончилась и люди вернулись к простому проживанию рядом друг с другом, чувство сплоченности может сохраняться, поскольку все они разделяли опыт. Они могут оставаться группой, готовясь к чрезвычайным ситуациям, координируя поставки в следующий раз или по очереди заботясь о соседях, которым нужна дополнительная помощь. Точно так же может быть много групп внутри одной категории. Возьмем, к примеру, учителей. В рамках этой категории могут существовать такие группы, как профсоюзы учителей, учителя-инструкторы или сотрудники, участвующие в PTA.
Типы групп
Социолог Чарльз Хортон Кули (1864–1929) предположил, что группы в целом можно разделить на две категории: первичные группы и вторичные группы (Cooley 1909). Согласно Кули, первичные группы играют наиболее важную роль в нашей жизни. Первичная группа обычно довольно мала и состоит из людей, которые обычно общаются лицом к лицу в долгосрочных эмоциональных отношениях. Эта группа обслуживает эмоциональные потребности: экспрессивные функции, а не прагматические. Первичную группу обычно составляют значимые другие, те люди, которые оказывают наибольшее влияние на нашу социализацию. Лучшим примером первичной группы является семья.
Второстепенные группы часто бывают более крупными и безличными. Они также могут быть сфокусированы на задаче и ограничены во времени. Эти группы выполняют инструментальную функцию, а не выразительную, а это означает, что их роль больше ориентирована на цель или задачу, чем на эмоциональную. Классная комната или офис могут быть примером вторичной группы. Ни первичные, ни вторичные группы не связаны строгими определениями или установленными ограничениями. На самом деле люди могут переходить из одной группы в другую. Семинар для выпускников, например, может начаться как вторичная группа, сосредоточенная на текущем классе, но по мере того, как студенты будут работать вместе на протяжении всей программы, они могут найти общие интересы и прочные связи, которые превратят их в основную группу.
СОЦИОЛОГИЯ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ
Лучшие друзья, которых она никогда не встречала
Писатель Эллисон Леви работала одна. Хотя ей нравилась свобода и гибкость работы из дома, ей иногда не хватало сообщества коллег, как для практических целей мозгового штурма, так и для более социального аспекта «кулера с водой». Леви сделала то, что делают многие в эпоху Интернета: она нашла группу других писателей в Интернете через веб-форум. Со временем группа примерно из двадцати писателей, которые все писали для одной и той же аудитории, отделилась от более крупного форума и начала частный форум только по приглашению. В то время как писатели в целом представляют все гендеры, возрасты и интересы, в итоге новый форум стал собранием двадцати-тридцатилетних женщин; все они писали художественную литературу для детей и молодежи.
Поначалу форум писателей был явно второстепенной группой, объединенной профессиями участников и рабочими ситуациями. Как объяснил Леви, «в Интернете вы можете присутствовать или отсутствовать так часто, как хотите. Никто не ждет твоего появления». Это было полезное место для поиска информации о различных издателях и о том, кто что недавно продал, а также для отслеживания отраслевых тенденций. Но со временем Леви обнаружил, что это служит другой цели. Поскольку группа разделяла и другие характеристики помимо того, что они писали (например, возраст и пол), онлайн-разговор, естественно, перешел к таким вопросам, как воспитание детей, старение родителей, здоровье и физические упражнения. Леви нашел, что это было приятное место для разговоров на любые темы, а не только для письма. Кроме того, когда люди не публиковали сообщения в течение нескольких дней, другие выражали беспокойство, спрашивая, слышал ли кто-нибудь о пропавших без вести писателях. Дошло до того, что большинство участников сообщали группе, если они путешествовали или им нужно было какое-то время не в сети.
Группа продолжала делиться. Один из участников сайта, который переживал тяжелую семейную болезнь, написал: «Я не знаю, где бы я был без вас, женщины. Так здорово иметь место, где можно выговориться, и я знаю, что это никому не повредит». Аналогичные чувства разделяли и другие.
Так это основная группа? Большинство из этих людей никогда не встречались друг с другом. Они живут на Гавайях, в Австралии, Миннесоте и по всему миру. Они могут никогда не встретиться. Леви недавно написал группе, сказав: «Большинство моих «реальных» друзей и даже мой муж на самом деле не понимают, что такое писать. Я не знаю, что бы я делал без тебя». Несмотря на расстояние и отсутствие физического контакта, группа явно удовлетворяет потребность в самовыражении.
Студенты-инженеры и строители собираются на рабочем месте. Как ваши академические интересы определяют вашу группу «свою» и «чужую»? (Фото предоставлено USACEpublicaffairs/flickr) Входящие и чужие группыОдин из способов, которым группы могут стать могущественными, — это включение и, наоборот, исключение. Чувство, что мы принадлежим к элите или избранной группе, является пьянящим, в то время как чувство того, что нас не пускают внутрь или что мы соревнуемся с группой, может мотивировать по-другому. Социолог Уильям Самнер (1840–1819 гг.).10) разработал концепции своей и чужой группы, чтобы объяснить это явление (Самнер, 1906). Короче говоря, внутренняя группа — это группа, к которой человек чувствует себя принадлежащей и считает ее неотъемлемой частью себя. И наоборот, внешняя группа — это группа, к которой кто-то не принадлежит; часто мы можем чувствовать презрение или конкуренцию по отношению к чужой группе. Спортивные команды, союзы и женские клубы являются примерами своих и чужих групп; люди могут принадлежать к любой из них или быть посторонними. Первичные группы состоят как из своих, так и из чужих групп, как и вторичные группы.
В то время как групповая принадлежность может быть нейтральной или даже положительной, как в случае с командными спортивными соревнованиями, концепция своих и чужих групп также может объяснить некоторые негативные проявления человеческого поведения, такие как движения сторонников превосходства белой расы, такие как Ку-клукс-клан, или издевательства над студентами-геями или лесбиянками. Определяя других как «не таких, как мы» и низших, ингруппы могут в конечном итоге практиковать этноцентризм, расизм, сексизм, эйджизм и гетеросексизм — манеры отрицательно судить о других на основе их культуры, расы, пола, возраста или сексуальности. Часто внутренние группы могут формироваться внутри вторичной группы. Например, на рабочем месте могут быть группы людей, от топ-менеджеров, которые вместе играют в гольф, до инженеров, которые вместе пишут код, до молодых одиноких людей, которые общаются в нерабочее время. Хотя эти внутренние группы могут проявлять фаворитизм и близость к другим членам своей группы, организация в целом может быть неспособна или не желает признать это. Следовательно, стоит с осторожностью относиться к политике ин-групп, поскольку члены могут исключать других как форму получения статуса в группе.
БОЛЬШОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Запугивание и киберзапугивание: как технологии изменили игру
Большинство из нас знает, что старая поговорка «палки и камни могут сломать мне кости, но слова никогда не повредят мне» неверна. Слова могут причинить боль, и это никогда не бывает так очевидно, как в случаях издевательств. Запугивание существовало всегда и часто достигало крайней степени жестокости в отношении детей и молодых людей. Люди на этих этапах жизни особенно уязвимы для чужого мнения о них и глубоко привязаны к своим сверстникам. Сегодня технологии открыли новую эру этой динамики. Киберзапугивание — это использование интерактивных медиа одним человеком для мучений другого, и число таких случаев растет. Киберзапугивание может означать отправку сообщений с угрозами, оскорбление кого-либо на общедоступном форуме (например, в Facebook), взлом чьей-либо учетной записи и выдачу себя за него или ее, размещение в Интернете постыдных изображений и так далее. Исследование, проведенное Исследовательским центром киберзапугивания, показало, что 20 процентов учащихся средних школ признались, что «серьезно думают о самоубийстве» в результате травли в Интернете (Hinduja and Patchin, 2010). В то время как запугивание лицом к лицу требует готовности взаимодействовать с вашей жертвой, киберзапугивание позволяет хулиганам преследовать других, не выходя из дома, не наблюдая за ущербом воочию. Эта форма издевательств особенно опасна, потому что она широко доступна и, следовательно, ее легче осуществить.
Киберзапугивание и издевательства в целом попали в заголовки международных газет в 2010 году, когда пятнадцатилетняя девочка Фиби Принс из Саут-Хедли, штат Массачусетс, покончила жизнь самоубийством после безжалостных издевательств со стороны девочек в ее школе. После ее смерти хулиганы преследовались в судебном порядке, и государство приняло закон о борьбе с издевательствами. Это ознаменовало собой значительное изменение отношения к издевательствам, в том числе к киберзапугиванию, в Соединенных Штатах. В настоящее время для школ, семей и сообществ существует множество ресурсов для обучения и профилактики по этому вопросу. В марте 2011 года Белый дом провел саммит по предотвращению издевательств, и президент и первая леди Обама использовали Facebook и другие сайты социальных сетей, чтобы обсудить важность этой проблемы.
Согласно отчету, опубликованному в 2013 году Национальным центром образовательной статистики, почти каждый третий (27,8%) ученик сообщает, что подвергается издевательствам со стороны своих одноклассников. Семнадцать процентов студентов сообщили, что стали жертвами киберзапугивания.
Изменит ли законодательство поведение потенциальных киберхулиганов? Это еще предстоит выяснить. Но мы можем надеяться, что сообщества будут работать над защитой жертв, прежде чем они решат, что им придется прибегнуть к крайним мерам.
Референтные группы Спортсмены часто рассматриваются как референтная группа для молодежи. (Фото предоставлено Джонни Бивера/ВМС США/Wikimedia Commons )A референтная группа — это группа, с которой люди сравнивают себя, — она обеспечивает стандарт измерения. В американском обществе группы сверстников являются обычными референтными группами. Дети и взрослые обращают внимание на то, что носят их сверстники, какую музыку они любят, чем занимаются в свободное время, и сравнивают себя с тем, что видят. У большинства людей более одной референтной группы, поэтому ученик средней школы может посмотреть не только на своих одноклассников, но и на друзей своего старшего брата и увидеть другой набор норм. И он мог бы наблюдать за выходками своих любимых спортсменов для еще одного набора поведения.
Некоторыми другими примерами референтных групп могут быть культурный центр, рабочее место, семейное собрание и даже родители. Часто референтные группы передают конкурирующие сообщения. Например, на телевидении и в кино молодые люди часто имеют замечательные квартиры и автомобили и ведут активную общественную жизнь, несмотря на отсутствие работы. В музыкальных клипах молодые женщины могут танцевать и петь в сексуально агрессивной манере, что свидетельствует об опыте не по годам. В любом возрасте мы используем референтные группы, чтобы направлять наше поведение и показывать нам социальные нормы. Итак, насколько важно окружить себя положительными референтными группами? Вы можете не признавать референтную группу, но она все равно влияет на то, как вы действуете. Определение референтных групп может помочь вам понять источник социальной идентичности, к которой вы стремитесь или от которой хотите дистанцироваться.
СОЦИОЛОГИЯ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ
Колледж: мир своих, чужих и референтных групп
В какое братство или женское общество вы бы вписались, если таковые имеются? День набора в женский клуб предлагает студентам возможность узнать об этих различных группах. (Фото предоставлено Murray State/flickr)Для студента, поступающего в колледж, социологическое изучение групп приобретает непосредственное практическое значение. В конце концов, когда мы приезжаем в новое место, большинство из нас оглядывается, чтобы увидеть, насколько хорошо мы вписываемся или выделяемся так, как хотим. Это естественная реакция на референтную группу, а в большом кампусе может быть много конкурирующих групп. Скажем, вы сильный спортсмен, который хочет заниматься очным спортом, а ваши любимые музыканты — местная панк-группа. Вы можете обнаружить, что взаимодействуете с двумя очень разными референтными группами.
Эти референтные группы также могут стать вашими внутренними или внешними группами. Например, различные группы в кампусе могут предложить вам присоединиться. Есть ли в вашей школе братства и женские клубы? Если да, то, скорее всего, они попытаются убедить студентов — то есть студентов, которых они считают достойными, — присоединиться к ним. И если вы любите играть в футбол и хотите играть в команде кампуса, но вы носите рваные джинсы, армейские ботинки и футболку местной группы, вам может быть трудно убедить футбольную команду дать вам шанс. В то время как большинство студенческих групп воздерживаются от оскорблений конкурирующих групп, существует определенное чувство противопоставления своей группы чужой. «Их?» может сказать член. «С ними все в порядке, но их вечеринки далеко не такие классные, как наши». Или: «Только серьезные инженеры присоединяются к этой группе». Эта немедленная категоризация на свои и чужие группы означает, что учащиеся должны тщательно выбирать, поскольку любая группа, с которой они связаны, не только определяет их друзей, но и может определять их врагов.
Социальные сети
В наши дни в мире труда мы часто слышим о «нетворкинге» или использовании ваших связей с людьми, у которых есть связи с другими людьми, которые могут помочь вам найти работу. Вы не обязательно знаете этих «других людей», которые в конечном счете могут вам помочь, но вы знаете людей, которые их знают. Ваши связи с другими людьми слабы или вообще отсутствуют, но ваше участие в этой сети, тем не менее, может помочь вам найти работу.
Современная жизнь все больше характеризуется такими социальными сетями , или совокупностью отношений, которые связывают нас с другими людьми и группами и через них с еще другими людьми и группами. Некоторые из этих отношений связаны с сильными связями, в то время как другие отношения связаны со слабыми связями (Granovetter, 1983). Facebook и другие веб-сайты сделали возможными сети невообразимого размера всего десять лет назад. Социальные сети важны для многих вещей, включая получение советов, получение небольших сумм денег и поиск работы. Когда вам нужен совет или вы хотите занять 5 или 10 долларов, к кому вы обращаетесь? Ответ, несомненно, заключается в том, что некоторые участники ваших социальных сетей — ваши друзья, семья и так далее.
Косвенные связи, которые у вас есть с людьми через социальные сети, могут помочь вам найти работу или даже получить лучшее медицинское обслуживание. Например, если у вас серьезное заболевание, такое как рак, вы, вероятно, сначала поговорите со своим лечащим врачом, который направит вас к одному или нескольким специалистам, которых вы не знаете и которые не связаны с вами через других людей. вы знаете. То есть они не являются частью вашей социальной сети. Поскольку специалисты не знают вас и не знают никого другого, кто вас знает, они, скорее всего, будут относиться к вам очень профессионально, а значит, к лучшему или к худшему, безлично.
Теперь предположим, что рядом с вами есть друзья или родственники, которые являются врачами. Благодаря своим связям с другими ближайшими врачами, они могут порекомендовать вам определенных специалистов и, возможно, даже назначить вам более раннюю встречу, чем ваш лечащий врач. Поскольку эти специалисты понимают, что вы знакомы с врачами, которых они знают, они могут относиться к вам более лично, чем в противном случае. В долгосрочной перспективе вы вполне можете получить более качественную медицинскую помощь от вашей сети через знакомых врачей. Таким образом, люди, которым посчастливилось иметь такие связи, могут быть в лучшем состоянии с медицинской точки зрения, чем люди, у которых их нет.
Но давайте посмотрим на это последнее предложение. Какие люди имеют такие связи? У каких людей есть друзья или родственники, которые являются врачами? При прочих равных условиях, если бы перед вами стояли два человека, один из которых работает вице-президентом в крупной корпорации, а другой работает неполный рабочий день в ресторане быстрого питания, как вы думаете, кто из них с большей вероятностью будет знать врач или два лично? Ваш ответ, вероятно, корпоративный вице-президент. Дело в том, что такие факторы, как наш социальный класс и профессиональный статус, наша раса и этническая принадлежность, а также наш пол, влияют на то, насколько вероятно, что у нас есть социальные сети, которые могут помочь нам получить работу, хорошее медицинское обслуживание и другие преимущества. В качестве примера можно привести исследование трех рабочих кварталов Нью-Йорка — одного белого, одного афроамериканца и одного латиноамериканца — показало, что белая молодежь была более вовлечена через своих родителей и сверстников в сети поиска работы, чем молодежь из бедных семей. в двух других районах, и, таким образом, у них было больше возможностей найти работу, даже если они были арестованы за правонарушение (Салливан, 19 лет).89). Это исследование предполагает, что даже если мы посмотрим на людей разных рас и этнических групп примерно из одного и того же социального класса, белые имеют преимущество перед цветными людьми в сфере занятости.
Пол также имеет значение в сфере занятости. Во многих компаниях до сих пор существует «сеть старых парней», в которой руководители-мужчины, имеющие вакансии, узнают о кандидатах-мужчинах от коллег-мужчин и друзей. Сотрудники-мужчины, уже находящиеся на работе, как правило, проводят больше времени в общении со своими начальниками-мужчинами, чем их коллеги-женщины. Эти взаимосвязанные процессы затрудняют прием на работу и продвижение по службе для женщин по сравнению с мужчинами (Barreto, Ryan, & Schmitt, 2009).). Чтобы противостоять этим эффектам и поддерживать друг друга, некоторые женщины создают сети, где они встречаются, обсуждают общие проблемы и способы решения этих проблем. Примером такой сети является The Links, Inc., группа общественных работ, в которую входят 12 000 профессиональных афроамериканок, чье имя подчеркивает важность создания сетей (http://www.linksinc.org/index.shtml). Его члены участвуют в 270 отделениях в 42 штатах; Вашингтон; и Багамы. Каждые два года более 2000 членов Links собираются на национальную ассамблею, на которой они объединяются, обсуждают проблемы, с которыми они сталкиваются как профессиональные цветные женщины, и рассматривают стратегии сбора средств для целей, которые они поддерживают.
Ключевые выводы
- Группы являются ключевым строительным блоком социальной жизни, но могут иметь и негативные последствия.
- Первичные группы, как правило, небольшие и включают в себя интимные отношения, в то время как вторичные группы крупнее и более безличны.
- Референтные группы обеспечивают стандарт для руководства и оценки нашего отношения и поведения.
- Социальные сети приобретают все большее значение в современной жизни, и участие в таких сетях может иметь благоприятные последствия для многих аспектов жизни.
Каталожные номера
Баррето, М., Райан, М.К., и Шмитт, М.Т. (ред.). (2009). Стеклянный потолок в 21 веке: понимание барьеров на пути к гендерному равенству . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Эльсессер, К., и Пеплау Л.А. (2006). Стеклянная перегородка: препятствия для межполовой дружбы на работе. Человеческие отношения, 59 , 1077–1100.
Госселин, Д.К. (2010). Тяжелые руки: Введение в преступления семейного насилия (4-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Грановеттер, М. (1983). Сила слабых связей: новый взгляд на сетевую теорию. Социологическая теория, 1, 201–233.
Маймон, Д., и Куль, округ Колумбия (2008). Социальный контроль и суицидальность молодежи: размещение идей Дюркгейма в многоуровневой структуре. American Sociological Review, 73, 921–943.
Маркс, С. Р. (1994). Близость в публичной сфере: Дело сотрудников. Социальных Сил, 72, 843–858.
Олзак, С. (1992). Динамика этнической конкуренции и конфликтов . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
Стоуффер, С.А., Сучман, Э.А., ДеВинни, Л.К., Стар, С.А., и Уильямс, Р.М., младший (1949). Американский солдат: адаптация во время армейской жизни (Исследования по социальной психологии во время Второй мировой войны, том 1). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Салливан, М. (1989). Получение оплаты: молодежная преступность и работа в центре города . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
Лицензия
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Социология блок 13 Ref. Группа. # Социология 3 д (i) Справочная группа… | by jacobthanni
Блок социологии 13 Ref. Группа
# Социология 3 d (i)
Поведение референтной группы
1. Референтная группа – это группа, которая используется индивидами в качестве основы для их самооценки, чтобы сравнивать и формировать свои собственные качества, отношения, поведение, ценности и поведение в социальной иерархии. Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежит человек. Однако люди обычно моделируют свое поведение по образцу групп, к которым они не принадлежат.
2. В процессе самооценки люди могут делать свой собственный выбор из многих возможных групп в качестве основы для социального сравнения.
3. **Герберт Х.Хайман** (1918 — 1985) профессор социологии Колумбийского университета в Нью-Йорке в 1942 году впервые использовал термин *референтная группа*. В своем исследовании он обнаружил, что в обществе есть определенные индивидуумы, чьи стандарты или ценности, роли и поведение становятся идеалами для других людей и ими подражают.
4. Референтной группой может быть актуальная группа, совокупность или совокупность, лицо или персонификация абстракции. Можно выбрать разные референтные группы одновременно. Можно переходить от одной референтной группы к другой по мере изменения статуса индивидуума.
5. Хайман в своем исследовании установил, что люди определяли свой статус не только на основе таких факторов, как доход или уровень образования, но и на нормах и ценностях группы, влияющих на отношение и поведение человека.
6. Референтные группы выполняют три основные функции: (1) Нормативно, путем установления и обеспечения соблюдения стандартов поведения и убеждений. (2) Выполняя сравнительную функцию, выступая в качестве эталона, по которому люди могут оценивать себя и других. (3) Служить источником стремления и достижения цели.
7. Существует основное различие между референтными индивидуумами и референтными группами. Эталонные индивидуумы служат точками социального сравнения и тесно связаны с понятием «образец для подражания». Роль референтного человека состоит в том, чтобы служить нормами референтной группы.
8. **Гарольд Х.Келли** в своем эссе «Две функции референтных групп» (1952) провел основное различие между *сравнительными и нормативными референтными группами*: референтными группами, которые служат стандартами сравнения для самоанализа. оценки и служат источником норм, отношений и ценностей личности.
9. **Теодор М. Ньюкомб** (1903–1984), американский социальный психолог, выделил два типа референтных групп: первый — **позитивные референтные группы** (дружеские), с которыми человек хочет идентифицировать себя, и во-вторых, **отрицательные референтные группы** (враждебные), с которыми не хочется себя идентифицировать. Члены семьи, учителя, соседи и коллеги обычно формируют различные аспекты нашей самооценки и действуют как положительная референтная группа. Некоторые люди могут стремиться войти в референтную группу, но не имеют для этого возможности или возможности, и она может служить негативной референтной группой.
10. Проведенное Ньюкомбом различие между позитивными и негативными типами референтных групп показывает, что индивиды могут формировать свое отношение в противоположность нормам группы, к которой они относятся негативно
11. Не все референтные группы являются организованными образованиями. Это могут быть расплывчатые коллективы, разросшиеся социальные категории, группы из исторического прошлого или еще не родившиеся группы. Референтные группы могут быть выбраны из ближайшего окружения, или из членских групп, или из эталонных индивидуумов, а не из групп, исходя из мотивации и потребностей индивидуума.
12. Согласно **»Музаферу Шерифу** (1906 — 1988), турецко-американскому социальному психологу, человек является единственным животным, способным к референтному групповому поведению. Человек может изменить свое поведение, усвоив ценности и стандарты
13. Эталонная теория группового поведения рассказывает нам о групповом поведении в обществе, а также о поведении индивидуума в конкретной социальной среде Она проливает свет на психологическую способность человека относиться к группам, ценностям и благам за пределами пределы непосредственного окружения и даже за пределы живого настоящего в будущее.Эта теория также объясняет психологические напряжения и стрессы, которые современное промышленно развитое и сложное общество оказывает на людей.
14. Выбор референтных групп и референтных индивидуумов часто основывается на собственной мотивации. Например, человек выбирает нормативную референтную группу, чтобы чувствовать себя частью более предпочтительной группы. Можно выбрать группу, чтобы повысить свое самоуважение или эго.
15. На установки людей сильно влияют мнения и модели поведения групп, с которыми они идентифицируют себя. Говорят, что симпатия и сходство являются двумя наиболее важными причинами того, почему референтные группы настолько эффективны в изменении отношения.
16. Поведение референтной группы обычно называют двумя причинами: во-первых, социальная и экономическая ситуация; во-вторых, психологический уровень личности или группы. Бедный человек обычно придает больше престижа поведению богатых и преуспевающих людей. Точно так же люди с более низким интеллектуальным уровнем находятся под влиянием людей с более высоким интеллектом.
17. Теория социальной идентичности утверждает, что у людей есть основная тенденция группировать людей в различные социальные категории. Эта точка зрения подчеркивает психологическую важность идентификации с группами. Идентичность включает в себя как личную идентичность (т. е. производную от индивидуального самоощущения), так и социальную идентичность (т. е. связанную с группами, к которым человек принадлежит или аффилирован). Индивидуум может думать, чувствовать и действовать как член группы, а не как индивидуум. Членство в группе может стать жизненно важной частью самооценки, и люди мотивированы позитивно воспринимать себя и, как следствие, членство в группе.
18. Люди склонны попадать под влияние референтной группы, с которой себя ассоциируют. Теория обоснованного действия предполагает, что волевое (произвольное) поведение человека предсказывается его/ее отношением к этому поведению и тем, как, по его мнению, другие люди будут рассматривать их, если они будут действовать таким образом.
19. Когда люди разрываются между требованиями группы, членами которой они являются, и диктатом референтной группы, членом которой они не являются, такая ситуация называется **маргинальностью**.
20. Теория внутригруппового/внегруппового объясняет, как воспитать сильное чувство общности внутри группы наряду с сильной лояльностью к целям, нормам, ценностям и символам группы. С социологической точки зрения, группы способствуют сплоченности через различия внутри группы и вне группы. Именно **Уильям Грэм Самнер** ввел понятие «своя группа» для обозначения группы, к которой человек принадлежит и к которой испытывает чувство лояльности. Ин-группа всегда существует по отношению к чужой группе: группе, к которой человек не принадлежит и к которой он испытывает враждебность.