Референтность в психологии это: Референтность — Психологос

это, определение слова, понятие. Что такое Референтность, значение, словарь, энциклопедия

Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «-значимым другим»- или кругом «-значимых других»-. Само понятие «-референтность»- ввел в социальную психологию Г. -Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности. В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. -В. -Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к понимания феномена референтности, в основу которого «-положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций»- (Е.  -В. -Щедрина). Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения. Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией. В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом. Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации.

Здесь можно говорить о «-личностном видении»-, «-личностном различении»- субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «-референтным лицом»-, чего не скажешь об отношениях с «-индивидом — источником информации»-. Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную. Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «-от противного»-. В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции. Отдельный член группы обычно не стремится «-перебрать»- мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него. Референтное лицо, или объект референтных отношений — человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель. Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно, не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них. Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики — референтометрия.

В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем — и с концепцией персонализации. При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. -В. -Щедриной. Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «-симпатия — антипатия»- традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению. Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «-звезда»-, референтометрический «-аутсайдер»-, референтометрический «-отвергаемый»-, референтометрический «-принимаемый»- и т.  -д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур. Так, например, в исследованиях З. -В. -Кузьминой и Ю. -В. -Янотовской443 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике не опосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями. Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «-деловая»- мотивация подобных межличностных выборов. Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность. Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «-слипаются»-.

Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте. Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «-картинка»-, как правило, решающим образом влияет на поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. -В. -Трофимовой444 была зафиксирована крайне интересная закономерность. В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого. Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «-парная работа»- является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности. Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением. Таким образом, наиболее значимым фактором, влияющим на эффективность взаимодействия, оказывается не «-знак»- эмоциональности взаимоотношений, а сам факт наличия собственно личностного видения партнеров по совместной деятельности.

Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.


443Кузьмина -З. -В. Соотношение социометрической и референтометрической структуры в группе // Формирование личности школьника в условиях совместной деятельности. Ульяновск, 1985- Янотовская -Ю. -В. Референтометрическая структура группы в условиях общеобразовательной школы // Личность школьника в координатах деятельности и общения. Кострома, 1982 и др.

444Трофимова -В. -В. Особенности референтных отношений подростков в условиях учебной деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1985.

Референтность

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с…

Референтность

Психологическая энциклопедия

— отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности…

Поделиться:


Референтность

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Терминология  > Референтность

РЕФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. re ferens — сообщающий)- отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В советской психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации (мнений, позиций, оценок) (Е. В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом к-рой он является, либо группа, с к-рой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником.

Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий Ј («диктующий») индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и «переплавлены» его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на нек-рый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т. е. таких, при к-рых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии (см. Референтометрический метод).

Другие записи

10.06.2016. Объект референтных отношений

РЕФЕРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБЪЕКТ — индивид или группа как один из основных элементов структуры референтных отношений, с к-рыми субъект этих отношений сознательно или неосознанно себя соотносит, принимая и…

10. 06.2016. Референтометрический метод

РЕФЕРЕНТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (или референтометрия) (от лат. referens-сообщающий и греч. metreo — измеряю)- способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Р. м. включает…

10.06.2016. Рефлекс

РЕФЛЕКС (от лат. reflexus- отраженный) — опосредствованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Рефлекторный принцип в деятельности мозга был сформулирован французским…

10.06.2016. Рефлексия

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio обращение назад)-процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие Р. возникло в философии и означало процесс размышление индивида о происходящем…

10.06.2016. Рефлексология

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ (от лат reflexus — отраженный и греч. logos-учение) — естественнонаучное направление в психологии, получившее развитие в период 1900-1930 гг., главным образом в нашей стране, и связанное…

References — AllPsych

Psychology 101 Содержание1: Как изучать психологию — 1. 1: Влияние исследований на психологию — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3: Введение в Теории развития, личности и стадий — 3.1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Стадии психосоциального развития по Эриксону — 3.3: Стадии психосексуального развития по Фрейду — 3.4: Структурная и топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Защита Эго Фрейда Механизмы — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и поведенческую психологию — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, интеллект и Состояния разума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на себя и других8.2: Послушание и власть8. 3: Роль групп9: Психопатология — 9. 1: Классификация психопатологии — 9.2: Психиатрические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевтические поставщики Ссылки


Американская психиатрическая ассоциация (1994). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Автор.

Baddeley, AD (1992). Рабочая память работает? Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии, 44A, 1-31.

Энгл, Р. В., Кантор, Дж., и Карулло, Дж. Дж. (1993). Индивидуальные различия в рабочей памяти и понимании: проверка четырех гипотез. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 19, 972-992.

Эверетт, Дж. Дж., Смит, Р. Э., и Уильямс, К. Д. (1992). Влияние командной сплоченности и узнаваемости на социальное безделье в эстафетном плавании. Международный журнал спортивной психологии, 23, 311-324.

Ферстер, К.Б. и Скиннер, Б.Ф. (1957). Графики подкрепления. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

Форгас, Дж. П. (1992). Настроение и восприятие необычных людей: Аффективная асимметрия памяти и социальных суждений. Европейский журнал социальной психологии, 22, 531-547.

Голдрингер, С. Д. (1996). Слова и голоса: Эпизодические следы в памяти идентификации и узнавания произнесенных слов. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 22, 1166-1183.

Герен, Б. (1993). Социальная помощь. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Харди, К. и Латане, Б. (1986). Социальное безделье на задаче аплодисментов. Социальные науки, 71, 165-172.

Хайдер, Ф. (1958). Психология межличностных отношений. Нью-Йорк: Уайли.

Хупер, Дж., и Терези, Д. (1987). Двухфунтовая вселенная. Нью-Йорк: Делл.

Халл, CL (1943). Принципы поведения. Нью-Йорк: Эпплтон.

Халл, CL (1952). Система поведения. Нью-Йорк: Эпплтон.

Ингам, А. Г., Левинджер, Г., Грейвс, Дж. и Пекхэм, В. (1974). Эффект Рингельмана: исследования размера группы и производительности группы. Журнал экспериментальной социальной психологии, 10, 371–384.

Янис, И.Л. (1972). Жертвы группового мышления. Бостон: Хоутон Миффлин.

Клигель, Р. и Линдбергер, У. (1993). Моделирование вторжений и правильный отзыв в эпизодической памяти: возрастные различия взрослых в кодировании контекста списка. Журнал экспериментальной психологии, обучения, памяти и познания, 19, 617–637.

Кольберг, Л. (1973). Пересмотр преемственности в детском и взрослом нравственном развитии. В П. Балтес и К. В. Шайе (ред.), Психология развития на протяжении всей жизни: личность и социализация. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Лэминг, Д. (1992). Анализ кратковременного удержания: модели для экспериментов Брауна-Петерсона. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 18, 1342-1365.

Леш и Полласек (1993).

Маслоу, А. Х. (1970). Мотивация и личность (2-е изд.). Нью-Йорк: HarperCollins.

Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор, 63, 81-97.

Миллер, Д. Т. и Росс, М. (1975). Корыстные предубеждения в атрибутах причинности: факт или вымысел. Психологический бюллетень, 82, 213-225.

Нахемов. Л. и Лоутон, член парламента (1975). Сходство и близость в образовании дружбы. Журнал личности и социальной психологии, 33, 205-213.

Неймейер, Р. А. и Митчелл, К. А. (1998). Сходство и привлекательность: лонгитюдное исследование. Журнал социальных и личностных отношений, 5, 131-148.

Рорер Д., Викстед Дж. Т., Салмон Д. П. и Баттерс Н. (1995). Извлечение из семантической памяти и его значение при болезни Альцгеймера. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 21, 1127-1139.

Сигал, М. В. (1974). Алфавит и привлекательность: ненавязчивая мера эффекта близости в полевых условиях. Журнал личности и социальной психологии, 30, 654-657.

Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси; Прентис Холл.

Штернберг, Р. Дж. (1988). Триархический разум: новая теория человеческого интеллекта. Нью-Йорк: Пингвин-викинг.

Штернберг, Р. Дж., Вагнер, Р. К., Уильямс, В. М., и Хорват, Дж. А. (1995). Проверка здравого смысла. Американский психолог, 50, 912–927.

Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149, 269-274.

Зайонц, Р. Б. и Макинтош, Д. Н. (1992). Исследование эмоций: некоторые многообещающие вопросы и некоторые сомнительные обещания. Психологическая наука, 3, 70-74.

Справочник — Психология — LibGuides в Goldsmiths, Лондонский университет

Цитирование, ссылки и библиография

В этом разделе объясняется важность цитат и почему вам необходимо использовать их в своих эссе. Пожалуйста, используйте приведенную ниже документацию, чтобы улучшить свое понимание цитат. Колледж имеет политики в отношении плагиата, и ваш собственный отдел может предоставить рекомендации по цитированию и библиографии, поэтому, пожалуйста, проверьте и их.

Зачем мне цитировать?

Вы должны давать ссылки, когда вы:

  • прямо цитируете текст другого произведения
  • перефразирование чужой работы, теорий или идей
  • использование чужой работы при разработке собственных идей и аргументов
  • косвенно ссылаясь на текст других произведений
  • с использованием иллюстраций, диаграмм, таблиц или рисунков из других источников

Если факт рассматривается как  общеизвестный , т.е. даты, события (Битва при Гастингсе была в 1066 году), от вас не ожидается предоставления ссылки. Если сомневаетесь, дайте ссылку.

Стиль ссылки APA (Американская психологическая ассоциация)

Этот стиль цитирования используется Американской психологической ассоциацией и широко используется в психологии. У нас есть печатные экземпляры руководства в библиотеке.


Онлайн-руководства

Управление ссылками и Zotero

Системы управления ссылками — это инструменты, которые позволяют сэкономить время и позволяют:

  • Собирайте и сохраняйте ссылки на ресурсы, которые вы читаете по ходу работы
  • Управляйте и систематизируйте свои ссылки для различных заданий или модулей
  • Быстро добавляйте ссылки в тексте в свои задания
  • Автоматически создавать список ссылок из этих ссылок в тексте

Zotero — это пример свободно доступной системы управления ссылками, которая поддерживается библиотекой Goldsmiths.

Три приведенных ниже видеоролика помогут вам установить Zotero, собрать ссылки и добавить эти ссылки в документ Word.

Учебники Zotero

  • Видео 1: Начало работы с Zotero
  • Видео 2: добавление ссылок
  • Видео 3: Цитаты и библиография

Плагиат

Плагиат — это мошенничество и может быть определен как «копирование (идей, фрагментов текста и т.

д.) из чужой работы и использование их как своих собственных» (Палаты 21 st  Century Dictionary, 1999) небрежное использование копирования и вставки или преднамеренное, например. воспользовавшись услугами по написанию рефератов. У ювелиров есть четкие правила в отношении плагиата. По крайней мере, студент, признанный виновным в плагиате, может рассчитывать на провал за работу, но могут быть назначены и другие, более серьезные наказания, включая отчисление из колледжа в крайних случаях.

Предотвращение плагиата

Поначалу плагиат может быть трудным для понимания, и многие учащиеся могут не понимать, что является плагиатом, а что нет.

Для своего задания вы прочитали много справочной литературы, чтобы помочь вам сформулировать свои собственные идеи. При написании вы будете обсуждать то, что вы узнали из предварительного чтения, чтобы показать, как это повлияло на ваши взгляды и аргументы.

Во избежание плагиата источники, которые вы используете и на которые ссылаетесь, должны быть правильно  цитированы и на них есть ссылки . Хотя плагиат — это не просто слова (включая идеи, изображения и т. д.), перефразирование/обобщение — важная область, которую следует учитывать. Замена слов в цитате синонимами, перестановка слов в цитате и изменение порядка предложений — все это примеры плагиата, если не указаны ссылки.

Авторское право

Авторское право является правом интеллектуальной собственности наряду с товарными знаками, патентами и промышленными образцами. Для получения подробной информации см. IPO сайт . Законодательство Великобритании об авторском праве в основном изложено в Законе об авторском праве, дизайне и патентах (1988 г.)

, хотя в него были внесены существенные поправки более поздними законами и европейскими директивами об авторском праве, направленными на гармонизацию авторского права в ЕС.

Авторское право дает экономические  и моральные права создателям произведений и обеспечивает правовую основу для справедливого использования таких произведений другими лицами.

Авторские права нарушаются, если вся работа или ее «значительная часть» используются без разрешения и не применяются исключения из авторского права. «Существенная часть» произведения не определяется законом и может быть весьма небольшой.

Авторские права на студенческие работы

Студенты Goldsmiths владеют авторскими правами на свои работы. Некоторые колледжи и университеты заявляют об авторских правах на студенческие работы и просят студентов согласиться с этим при поступлении.

Курсовая работа MA , хранящаяся в библиотеке, является неопубликованной работой в соответствии с CPDA 1988 , и ее копирование запрещено. Они также недоступны для использования представителями общественности. Магистерские диссертации, хранящиеся в библиотеке, включают титульный лист, на котором указано, что копии делать нельзя, и обычно он подписан автором.

Кандидатские диссертации доступны как для студентов, так и для представителей общественности как в печатном, так и в электронном формате, хранятся в библиотеке и в репозиториях, Goldsmiths Reasearch Online (GRO) и EThOS .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts