Кэттел Рэймонд Бернард
Биография
Раймонд Бернард Кэттелл (Кеттелл) родился в Стаффордшире в 1905г. В 16 лет поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался химии и физике. В 1924г. Кэттелл получил степень бакалавра по специальности «химия» в Лондонском университете. За несколько месяцев до окончания и получения диплома с отличием решил посвятить свою карьеру психологии. В 1929г. получил звание доктора психологии в Лондонском университете. Будучи студентом-дипломником, работал в качестве ассистента у выдающегося психолога Чарльза Спирмена, разработавшего метод факторного анализа.
С 1932 по 1937г. Кэттелл руководил психиатрической клиникой города Лейсестера в должности директора. В 1937 г. ему присвоили степень доктора наук Лондонского университета. После этого Кэттелл сотрудничал с профессором Э. Л. Торндайком в педагогическом колледже Колумбийского университета в Нью-Йорке. С 1938г. Кэттелл работал профессором психологии в Университете Кларка, а с 1941 - лектором в Гарвардском университете. В 1944 г. Кэттелл перешел в Иллинойсский университет на пост профессора-исследователя в области психологии. Там он руководил лабораторией по исследованию личности и анализа группового поведения (занимал эту должность 30 лет).
В 1973г. Кэттелл переехал в Боулдер, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977г. стал консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе.
Умер Кэттелл 2 февраля 1998 г в возрасте 92 лет в своем доме на Гавайях.
В 1940-х гг. Кэттелл опубликовал множество книг и статей, освещающих исследования различных областей — экспериментальной психологии, социальной психологии и генетики. Основные его труды относятся к области систематического исследования личности человека. Наиболее значительные работы в этом направлении:
1946 г. – «Описание и измерение личности»,
1950 г. – «Личность: системное теоретическое и фактическое исследование»,
1957 г. – «Личностное и мотивационное структурное измерение»,
1965 г. – «Научный анализ личности»,
1982 г. – «Наследование личности и способностей»,
1987 г. – «Бейондизм: религия от науки».
Также Р. Кэттелл провел интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968).
Теория черт личности. Рэймонд Бернард Кэттелл
1. Теория черт личности
ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИР.Кеттел
Полное имя- Рэймонд Бернард Кэттелл
Место рождения- Хиллтоп, Уэст-Мидлендс, Англия,
Соединённое королевство
Научная сфера- психология личности, автор 16-факторной
модели личности, инициатор мультивариативных
исследований в психологии
нам поведение человека в определенной
ситуации.
Черта личности-относительно
постоянная тенденция
реагировать в разное время в
разных ситуациях
определенным образом. Это
своеобразные психические
структуры, обнаруживаемые
только в поведении.
Поверхностные
черты(Surface trait)
-это совокупность характеристик
поведения, которые можно
наблюдать в связке друг с
другом.(нерешительность,
беспокойство, тревожность-часто
сопровождают друг друга и
являются поверхностной чертой
невротизма.)
Исходные черты(Source
trait)
-это базисные структуры,
составляющие блоки целой
личности. ( сопровождаются
постоянством, закономерностью
их проявления в поведении).
Закреплены в более глубоких
слоях личности и отвечают за
типичные формы поведения на
продолжительном временном
отрезке.
Опросник Кеттела «Шестнадцать личностных
факторов» (Sixteen Personality Factor
Questionnaire, 16 PF).
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием
факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что
основополагающая структура личности образована примерно
шестнадцатью исходными чертами. Данная шкала самооценки и
несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались
чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в
теоретических исследованиях.
7. Конституционные черты
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЧЕРТЫЧЕРТЫ, СФОРМИРОВАННЫЕ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Обусловлены влияниями в социальном и
Развиваются из биологических и физиологических физическом окружении. Отражают
данных индивидуума.(выздоровление от
характеристики и стили поведения, усвоенные в
пристрастия к наркотикам-причина внезапной
процессе научения, и формируют модель,
раздражительности, подавленности,
запечатленную в личности ее окружением.(
беспокойства -следствие изменения физиологии человек выросший на ферме Среднего Запада
ведет себя не так, как человек, выросший в
городских трущобах.
8. Способность, темперамент и динамические черты
СПОСОБНОСТЬ, ТЕМПЕРАМЕНТИ ДИНАМИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ
-Способности как черты определяют умения
человека и его эффективность в достижении
желаемой цели.(Интеллект, музыкальные
способности, зрительно-моторная координация)
-Черты темперамента(люди могут работать быстро
либо медленно, могут реагировать на какой-то
кризис спокойно или истерично)конституциональные исходные черты личности,
определяющие эмоциональность человека.
-Динамические черты отражают мотивационные
элементы поведения человека.(амбициозная
личность, стремящаяся к власти)
Общие черты
-присутствуют в различной
степени у всех представителей
одной и той же
культуры.(самооценка, интеллект
и интроверсия)
Уникальные черты
-имеются лишь у немногих или
вообще у кого-то одного.
Особенно часто проявляются в
сферах интересов и установок.
(Салли- единственный человек,
собравший коллекцию сообщений
о детской смертности в Швеции и
Канаде в 1930 г.)
По широте и масштабности исследований в сфере
личности, бесспорно, Кеттел достоин признания как самый
выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и
исследовательская деятельность затронула почти все аспекты,
имеющие значение для теории личности, – структуру,
развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье
и изменения.
Однако, теория Кеттела не получила должной оценки у многих
персонологов, изучавших личность человека, и осталась по
сути мало известной широкой публике. Имеет место и
критика его чрезмерной приверженности факторному
анализу, а также субъективности предложенных им
формулировок, интерпретаций и названий основных черт,
полученных статистическим методом. Несмотря на
недостаточное внимание к его работе и некоторые
убежденным приверженцем своего подхода, который, по
всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и
функции личности.
Кеттел, Реймонд Бернар (Raymond Cattell)
3. Теория личности.
(A theory of personality)В определении Кэттелла личность представляет собой систему черт, которым он дает собственную классификацию. по его словам, на кой некоторая психическая сущность, которая отвечает за согласованность наблюдаемого поведения. далее он различает исходные и поверхностные черты. первая-это реальные внутренние силы личности, которые лежат в основе и дополнительно определить несколько симптомов поверхность. такой же функции общественного видимых переменных, происходящих на поверхности. они всего лишь продукт взаимодействия исходных объектов, поэтому это не так важно. оригинальных черт Кеттел, делится на генерируемой среды, Конституционного и наследственного.
С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические ведущие к действиям в определенном направлении, особенности-возможность определить эффективность достижения целей и темпераментный, связанные с внутренними мотивами личностных реакций.
Используя информацию о различных характеристик личности, Кеттел сделал очень простое уравнение, описывающее предполагаемое поведение человека в конкретной ситуации. он имеет форму: R = s 1 T 1 (Р = х 1 Т 1) s 2 T 2 (с 2 Т 2) s 3 T 3 (с 3 Т 3). s n T n (ы н т),
где T — определенные черты s — ее оценка.
Это уравнение спецификация дает возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцениваемых в настоящем. уравнения могут быть использованы в тестировании.
Особое внимание в своих работах Кеттел дает более подробному рассмотрению динамических черт. он делит их на три группы: аттитюды, Эрги и чувства.
«Отношение» — это, по определению, Кеттела, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, которая также подчеркнул эргов и чувств. простыми словами, отношение формула выглядит так: интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта.
Эрг можно назвать конституционным динамическая черта источника, что-то сродни инстинкту или врожденная склонность. В своих исследованиях Кеттел выявил, 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская продуктивности, любопытство, бегство, страх, драчливость, приобретательной, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.
Ощущение — динамическая черта формируется под воздействием окружающей среды. он имеет сходство с argoj, но не врожденным, но и приобретенным. по словам Кеттела чувства, как правило, организует вокруг значимых культурных объектов, в отношении которых, со временем и с опытом все больше и развивать отношения. Исследования Кеттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также собственные «Я». интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в исследовании
Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кеттел представлены в динамической сетке. это мотивационная структура, в первой части которого отображается эрг основные биологические импульсы в середине чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколько эргов, в третьей части представлена структура отношений, которые соответствуют строкам определенные действия, касающиеся к определенным сайтам. Каждое отношение взаимосвязано с нескольких чувств, а через них является выражение ряда эргов.
Смысл «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особое место. он считает, что это чувство играет решающую роль в деятельности и развитии личности человека. он оказывает влияние на удовлетворение всех чувств и эргов, так что это своего рода «главенствующим» чувство.
Изучение развития личности Р. Кеттел, производимые на уровне описания временных изменений ее структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (Мава) абстрактный анализ вариаций изучали близнецов, братьев и сестер братья и сестры воспитываются в одной семье. этот метод показал интересную тенденцию от воздействия окружающей среды, чтобы противостоять проявлениям генетических различий. Кеттел отнести это явление к закону биосоциального насилия.
Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кеттел проводит разграничения он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. классическое обусловливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. инструментальная кондиционирования играет значительную роль в построении динамической решетки. особый интерес представляет одна из его форм, которая называется Кеттела «слитным научением». во время обучения, определенное поведение или отношение-это способ достижения нескольких целей. интегративного обучения предполагает стремление индивидуума к максимизации долгосрочной полное удовлетворение, выражая отдельные эргов и подавляя или вытесняя другие.
Значительное влияние на формирование личности есть несколько социальных учреждений. Кеттел придает большое значение социальные и культурные детерминанты поведения. наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем весьма важное значение для отдельных учреждений, профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия и народ. их влиянием происходит одним из трех способов:
1) Умышленное намерение создать определенный тип личности
2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом,
3) человек может определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности по важным причинам.
Очень важно описать и дифференцировать по определенным параметрам различных социальных групп или институтов для дальнейшего изучения как личности и конкретной социальной группы и отношения между ними. Кеттел принес 28 положения, касающиеся отношений между индивидуальной личностью и так называемой группы intalnesti.
2003. 01. 015. Хорн Дж. Раймонд Бернард кеттелл (19051998). Horn J. Raymond Bernard Cattell (19051998) // Amer. Psychologist. Wash. , 2001. Vol. 56, № 1. P. 7174 Текст научной статьи по специальности «История и археология»
2003.01.015. ХОРН Дж. РАЙМОНД БЕРНАРД КЕТТЕЛЛ (1905-1998). HORN J. Raymond Bernard Cattell (1905-1998) // Amer. psychologist. -Wash., 2001. — Vol. 56, № 1. — P. 71-74.
Статья сотрудника Южно-Калифорнийского университета (США) посвящена выдающемуся американскому психологу Р.Б.Кеттеллу. Он стал автором множества методологических нова-ций; внес огромный вклад в описание способностей, мотивации и темперамента; разработал теорию личности, которая оказала большое влияние на последующие исследования в этой области.
Кеттелл родился в пригороде Бирмингема в 1905 г. Но в своих воспоминаниях он в основном говорит о жизни в Торки, курортном городе на берегу моря на юге Англии, куда его семья переехала, когда ему было шесть лет. Он выиграл стипендию сначала для обучения в классической средней школе в Торки, а затем в Лондонском университете. Он стал первым человеком в своей семье, кто получил университетское образование. В 1924 г. ему была присвоена степень бакалавра по естественным наукам, и одновременно ему была присуждена награда за особые успехи в области химии.
В своих воспоминаниях он отмечает, что в молодости он был социалистом в духе Б.Шоу и Г.Уэллса и что в 1926 г. он оставил химию ради психологии, послушав лекцию С.Барта. Эта лекция убедила его в том, что научная психология дает надежду решить социальные проблемы. Он начал работать в психологической лаборатории Ч.Спирмена, сотрудниками которой были также С.Барт и Р.Фишер. В 1929 г. он получил степень доктора философии по психологии. В период с 1926 по 1932 г. он преподавал психологию в Эксетерском университете, а с 1932 по 1937 г. — в экспериментальной школе в Девоншире. Кеттелл был очень привязан к Девонширу и своему дому рядом с морем, любил морские прогулки и рыбалку.
Те надежды и стремления, которые Кеттелл связывал с психологией, нашли отражение в его книге «Психология и социаль-ный прогресс» (Psychology and social progress), вышедшей в 1933 г. В ней он доказывает, что решение социальных, экономических и нравственных проблем лежит в развитии точной, объективной психологической науки. Эти же взгляды он выразил в книге «Дела человеческие» (Human affairs), опубликованной в 1937 г., главный тезис которой состоял в том, что открытия и методы науки должны использоваться для решения нравственных, социальных и политических проблем. Эти книги широко
обсуждались, их восхваляли и ругали, так же как и его книгу «Борьба за наш национальный интеллект» (The fight for our national intelligence), напечатанную в 1937 г. В ней Кеттелл излагает результаты исследования, проведенного им на большой выборке школьников, живущих в промышленном городе и его предместьях. В нем он обнаружил, что родители с низкими интеллектуальными способ-ностями имеют больше детей, чем родители с развитыми способностями. Кеттелл интерпретировал эти данные как перспективу снижения общенационального интеллекта. Для предотвращения этой угрозы, доказывал он, необходимо использовать социальные инициативы, чтобы поощрять людей с высоким интеллектом иметь больше детей, а людей с неразвитыми способностями, напротив, иметь их меньше. Эта книга, опубли-кованная во времена Гитлера, была встречена критически.
Однако эти работы Кеттелла мало заметны среди лавины из 43 книг и более 500 статей, которые Кеттелл опубликовал в течение следующих 60 лет (с.72). В 1937 г. по приглашению Е.Торндайка он прибыл в США. С 1938 по 1945 г. он работал в различных американских университетах, а в 1946 г. стал профессором психологии в Иллинойсском университете, где основал и возглавил лабораторию по изучению личности. Этот пост он занимал на протяжении почти 30 лет.
В период с 1940 по 1950 г. Кеттелл опубликовал 41 статью, в которых описывались эмпирические исследования индивидуальных различий с использованием новых тогда методов факторного анализа. Итогом этой работы стала книга «Личность, систематическое, теоретическое и эмпирическое исследование» (Personality, a systematic, theoretical and factual study), опубликованная в 1950 г. Книга представляет собой мастерское обобщение данных его объемной, методологически сложной программы психометрического исследования личности. Это направление получило развитие в его последующих статьях и монографиях.
Результаты исследований Кеттелла, а также разработанные им новые методы имели огромное влияние на развитие психологии. Его работы по факторному анализу и многовариативному анализу помогли сформироваться методологии структурного моделирования. Его теория личности, у которой нет соперников по полноте и приверженности эмпирическим данным, задала тот стандарт, который позволяет оценивать другие теории личности. Его теория «флюидного» и «кристаллизированного» интеллекта открыла дорогу для эмпирического
изучения способностей. Побочным продуктом его исследований стала разработка большого числа тестов и личностных опросников. В соавторстве с Ф.Уорбартоном (Warburton) он опубликовал руководство, содержащее несколько сотен опросников и тестов, которые широко используются в психологии. Самый известный из них это -шестнадцатифакторный личностный опросник (16 PF), который был переведен на 40 языков.
Кеттелл обладал развитым воображением и креативностью, интеллектуальной цепкостью, а также желанием и волей работать много часов в день. И в то же время он очень ценил юмор, увлекался поэзией, театром и музыкой. В своих межличностных отношениях, не менее чем в своих научных теориях, он любил индивидуальные различия. Он служил вдохновением и примером для студентов и молодых коллег. Он был легок в общении, и многие его работы были выполнены в сотрудничестве с другими учеными. Так, по крайней мере 295 из его примерно 575 публикаций были написаны в соавторстве (с.73).
Его работа «Загробная жизнь: Религия и наука» (Beyondism: Religion from science), вышедшая в свет в 1982 г., особенно показательна с точки зрения его мотивов и характера. В ней, как и в своих книгах 30-х годов, Кеттелл доказывал, что мораль должна основываться на науке. Людям не дано знать, что необходимо, чтобы они сохранились как вид в будущем. Поэтому они должны стараться жить в соответствии с принципами эволюции, которые максимально повышают шансы выживания. Они должны поощрять большую вариативность: поощрять, а не подавлять индивидуальные различия между людьми.
Таким образом, до конца своих дней Кеттелл пронес стремление усовершенствовать условия человеческого существования и посвятил себя созданию основы для такого усовершенствования — научной психологии. «Семь экс-президентов Американской психологической ассоциации, присудивших ему, несмотря на спорность многих его работ, награду за вклад в психологию, были правы» (с.744).
Т. В. Виноградова
Психолог Реймонд Бернард Кэттелл
Реймонд Бернард Кэттелл родился 20 марта 1905 года в Англии (Стаффордшир). В собственной автобиографии, опубликованной в 1974 году, Кэттелл вспоминает свое детство как очень счастливое, веселое и наполненное множеством интересных видов деятельности (плаванием, хождением под парусами, изучением пещер и мн.др.). Однако это детское счастье прервала первая мировая война. Рядом с домой, где жил Реймонд, расположили военный госпиталь, поэтому маленькому мальчику девяти лет ежедневно приходилось видеть множество раненных солдат. Это оставило глубокий след в его душе.
Когда Реймонду исполнилось шестнадцать лет, он поступил в лондонский Королевский колледж. Удивительно, но физика, химия явились основными науками, которые он изучал там. Еще более удивительным в этом контексте является тот факт, что собственную дипломную работу и всю дальнейшую карьеру Реймонд Б. Кэттелл решил вопреки мнению одноклассников и близких друзей посвятить психологической науке. В 1929 году Кэттелл стал доктором философии (в университете Лондона). Пять лет после этого Реймонд Кэттелл проработал на должности главы одной из английских клиник, работающей в области психологической науки.
Кэттелл переехал в 1934 г. в Соединенные Штаты Америки (а именно — Нью-Йорк), где практически год проработал совместно с известнейшим исследователем – Эдуардом Ли Торндайком. Позже ему пришлось работать на нескольких факультетах психологии в разных университетах – это Университет Кларка, а также Гарвард. По окончании Второй мировой войны Реймонд Кэттелл занял должность директора психологической лаборатории в Университете Иллинойса, в котором и проработал практически тридцать лет.
Реймонда Б. Кэттелл не стало в 1998 году, 2 февраля, ему было тогда 92 года.
Реймонд Бернард Кэттелл является автором пятидесяти пяти книг, а также более пятисот статей. Наиболее известные труды Кэттелла: «Описание и измерение личности», «Личность: системное и фактическое исследование», «Научный анализ личности», «Наследование личности и способностей» и мн. др.
Раймонд Кэттелл (1905-1998): Psychology OnLine.Net
Раймонд Кэттелл (1905-1998)Добавлено Psychology OnLine.Net
04.04.2008 (Правка 04.04.2008)
Большую часть своей жизни Раймонд Кэттелл (Raymond Cattell) посвятил созданию полной карты возможных свойств человеческой личности. Именно им впервые был определен практически исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных или структурных черт, а затем Кэттелл перешел к измерению динамики личности, обнаружив при этом черты, названные им мотивационными. По мнению Кэттелла, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека.
Кэттелл отвергает клинические методы более ранних теорий личности как ненаучные и основанные не на твердых данных, а на ничем не подтвержденных спекуляциях. В своем анализе личности он использовал индуктивный метод ( inductive method ), в противоположность дедуктивным рассуждениям Г. Оллпорта и гипотетически-индуктивному методу ( hypothetical — deductive method )своих предшественников. Исследователь, применяющий гипотетически-индуктивный метод, уже до того как начнет собирать данные, держит в голове некоторую гипотезу или теорию. Индуктивный подход Кэттелла состоит в том, что исследователь, не имея никаких изначальных гипотез, собирает большой массив данных, применяет к ним факторный анализ ( factor analysis ) и только после того, как становятся доступны результаты этого анализа, выдвигает гипотезы, которые затем подвергаются проверке.
«Личность — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности — установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуаций среды… Личность… связана со всем поведением индивида, как внешним, так и внутренним» (Cattell, 1950, р. 2-3).
Вклад, сделанный Кэттеллом в психологию за семьдесят с лишним лет научной работы, поистине неоценим. Сам ученый, однако, скромно признает, что его теория личности до сих пор не избавлена от «белых пятен», и считает, что «их заполнение зависит только от того, насколько психологи практически готовы приступить к решению входящих сюда достаточно сложных вопросов». При этом Кэттелл добавляет, что у него «нет сомнений относительно твердости теории, так как она построена на основе результатов измерений структур и процессов» (Cattell, 1993, р. 110).
Биографический экскурс
Раймонд Бернард Кэттелл (Raymond Bernard Cattell) родился 20 марта 1905 года в английском городе Стаффордшире, в добропорядочной викторианской семье. Раймонд был средним из троих сыновей, мать всегда брала его под свою защиту, а отец сосредоточил свое внимание на старшем ребенке. Пользуясь относительной свободой, юный Раймонд часто бродил по берегу моря или исследовал побережье на лодке, управлять которой он выучился еще в раннем детстве.
В годы Первой мировой войны Кэттелл был еще слишком молод, чтобы стать солдатом, но видел опустошение, которое несла с собой война, и поезда, переполненные ранеными, истекающими кровью. От спокойствия его детства не осталось и следа: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и новом чувстве для мальчишки — быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности» (Cattell, 1974, р. 63).
В 1921 году, когда ему было 16 лет, Кэттелл поступил в Королевский Колледж Лондонского университета и через три года закончил его с отличными оценками. Специальностью Кэттелла в колледже была химия и физика, но его интересы простирались гораздо дальше, затрагивая в том числе и социальные проблемы. К моменту получения степени бакалавра будущий ученый понял, что хочет заниматься психологией, и потому, вопреки советам однокурсников, продолжил свое образование в этой области. В 1929 году он получил в Лондонском университете степень доктора философии, а несколько позже — доктора естественных наук. Будучи аспирантом, Кэттелл работал в лаборатории Чарльза Спирмена (Charles Spearman), выдающегося британского психолога, выдвинувшего в 1904 году основные идеи факторного анализа ,а в то время занимавшегося монументальным исследованием человеческих способностей.
Защитив диссертацию, Кэттелл стал лектором в Университетском колледже Юго-Запада, в городе Экзетер, и работал там до 1932 года, пока не переехал в Лейсестер, где при городской психиатрической больнице только что открылась детская клиника. Пять лет, проведенные им в качестве директора клиники, Кэттелл занимался в основном административной и клинической работой, но все же провел ряд исследований, касающихся измерения интеллекта, и опубликовал за это время несколько статей и одну книгу. К 1937 году Кэттелл понял, что его научные замыслы могут быть реализованы не в клинике, а только в университете.
На тот момент в Англии существовало лишь шесть университетских психологических кафедр, и Кэттелл принял предложение Э. Торндайка (E. L. Thorndike) стать его ассистентом в Колумбийском университете. Кэттелл не хотел покидать Англию и поначалу не собирался оставаться в Америке дольше чем на год. Однако, закончив свою работу в Колумбии, он перешел в университет Кларка в городе Уорчестер, штат Массачусетс, где возглавил кафедру, позже ставшую известной как «Кафедра Стэнли Холла». Затем, продолжая поиски места, которое подходило бы для проведения психологических исследований, Кэттелл перешел преподавать в соседний Гарвард, где познакомился с Г. Оллпортом, споры с которым оказали большое значение на формирование новой теории.
Во время Второй мировой войны Кэттелл работал на Министерство обороны США над созданием личностных тестов, применявшихся при отборе офицеров. Там он научился трудиться в составе единой команды, совместно занятой решением одной проблемы, и осознал преимущества этого подхода, несвойственного большинству университетов. После окончания войны он наконец нашел место, предоставляющее возможность проводить академические исследования именно так, как ему этого хотелось, — место директора Лаборатории личностного и группового анализа в университете штата Иллинойс и на этом посту проработал 30 лет. Большинство наиболее продуктивных с научной точки зрения лет жизни Кэттелла относятся к проведенным в Иллинойсе, где ему было присвоено звание «Выдающийся профессор и ученый». Кроме того, в 1949 году Кэттелл стал одним из основателей Института тестирования личности и способностей (IPAT), организации, которая, в частности, занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех тестов и методик, которые разрабатывались Лабораторией личностного и группового анализа.
В 1973 году Кэттелл оставил свой пост в университете Иллинойса и переехал в Баулдер, штат Колорадо, где основал Институт исследования морали и приспособления. Проведя некоторое время в Колорадо, Кэттелл затем перешел преподавать на факультет психологии Гавайского университета. В настоящее время он работает в Институте профессиональной психологии Фореста в Гонолулу.
Одна из дочерей ученого, Хитер Кэттелл, продолжила работу отца в Институте тестирования личности и способностей (IPAT) при университете штата Иллинойс.
В общей сложности Кэттеллом опубликовано около сорока книг и более четырехсот статей. Среди его трудов наибольшей популярностью пользуются Description and measurement of Personality («Описание и измерение личности», 1946), Personality : A systematic , theoretical and factual study («Личность: системное фактическое и теоретическое исследование», 1950), The scientific analysis of personality («Научный анализ личности», 1965), а также The inheritance of personality and ability («Наследование личности и способностей», 1982). Наиболее полно теоретические взгляды Кэттелла изложены в книге Personality and motivation structure and measurement («Структура и измерение личности и мотивации», 1957).
Его работы неоднократно отмечены научной общественностью — так, Кэттелл был лауреатом премии Дарвиновского общества, получил премию Веннера Грена, присуждаемую Нью-Йоркской Академией наук, и награду Американской психологической ассоциации «За выдающиеся работы в области измерений». Кэттелл был первым президентом Общества мультивариативной экспериментальной психологии и в знак признания заслуг избран действительным членом Британского психологического общества.
Творческий путь Раймонда Кэттелла может служить образцом беззаветного служения науке. Еще обучаясь в Лондонском университете, юный Кэттелл составил план своей будущей работы, сформулировав конкретные цели, которых он должен был добиться в ближайшие тридцать лет — за период с 1930 по 1960 год. План Кэттелла, создание которого заняло, всего лишь около года, а исполнение — всю жизнь, состоял в том, чтобы измерить и объективно описать структуру личности, пользуясь тремя способами наблюдения: регистрацией поведения человека в течение его жизни, данными опросников и объективных тестов, и точно так же исследовать мотивационные черты. И вот в 1993 году Кэттелл писал, что проводимые им на тот момент измерения личностных и мотивационных черт «замыкают круг структурных исследований, начатых нами много лет назад» (Cattell, 1993, р. 108).
Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост
Описание | Большую часть своей жизни Раймонд Кэттелл (Raymond Cattell) посвятил созданию полной карты возможных свойств человеческой личности. Именно им впервые был определен практически исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных или структурных черт, а затем Кэттелл перешел к измерению динамики личности, обнаружив при этом черты, названные им мотивационными. По мнению Кэттелла, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека. |
Вложенные файлы | |
Рейтинг | 5/5 на основе 1 голосов. Медианный рейтинг 5. |
Просмотры | 7859 просмотров. В среднем 2 просмотров в день. |
Похожие статьи |
Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Прохождение Венеры по диску Солнца — разновидность астрономического прохождения (транзита), — имеет место тогда, когда планета Венера находится точно между Солнцем и Землёй, закрывая собой крошечную часть солнечного диска. При этом планета выглядит с Земли как маленькое чёрное пятнышко, перемещающееся по Солнцу. Прохождения схожи с солнечными затмениями, когда наша звезда закрывается Луной, но хотя диаметр Венеры почти в 4 раза больше, чем у Луны, во время прохождения она выглядит примерно в 30 раз меньше Солнца, так как находится значительно дальше от Земли, чем Луна. Такой видимый размер Венеры делает её доступной для наблюдений даже невооружённым глазом (только с фильтрами от яркого солнечного света), в виде точки, на пределе разрешающей способности глаза. До наступления эпохи покорения космоса наблюдения этого явления позволили астрономам вычислить расстояние от Земли до Солнца методом параллакса, кроме того, при наблюдении прохождения 1761 года М. В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры.
Продолжительность прохождения обычно составляет несколько часов (в 2004 году оно длилось 6 часов). В то же время, это одно из самых редких предсказуемых астрономических явлений. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два в декабре (с разницей в 8 лет), затем промежуток в 121,5 года, ещё два в июне (опять с разницей 8 лет) и промежуток в 105,5 года. Последние декабрьские прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года, а июньские — 8 июня 2004 года и 6 июня 2012 года. Последующие прохождения произойдут в 2117 и 2125 годах, опять в декабре. Во время прохождения наблюдается «явление Ломоносова», а также «эффект чёрной капли».
Хорошая статья
Резня в Благае (сербохорв. Масакр у Благају / Masakr u Blagaju) — массовое убийство от 400 до 530 сербов хорватскими усташами, произошедшее 9 мая 1941 года, во время Второй мировой войны. Эта резня стала вторым по счету массовым убийством после создания Независимого государства Хорватия и была частью геноцида сербов.
Жертвами были сербы из села Велюн и его окрестностей, обвинённые в причастности к убийству местного мельника-хорвата Йосо Мравунаца и его семьи. Усташи утверждали, что убийство было совершено на почве национальной ненависти и свидетельствовало о начале сербского восстания. Задержанных сербов (их число, по разным оценкам, составило от 400 до 530 человек) содержали в одной из школ Благая, где многие из них подверглись пыткам и избиениям. Усташи планировали провести «народный суд», но оставшаяся в живых дочь Мравунаца не смогла опознать убийц среди задержанных сербов, а прокуратура отказалась возбуждать дело против кого-либо без доказательства вины. Один из высокопоставленных усташей Векослав Лубурич, недовольный таким развитием событий, организовал новый «специальный суд». День спустя дочь Мравунаца указала на одного из задержанных сербов. После этого 36 человек были расстреляны. Затем усташи казнили остальных задержанных.
Изображение дня
Эхинопсисы, растущие на холме посреди солончака Уюни
Жизнь и карьера психолога Рэймонда Кеттелла
Психолог Рэймонд Кеттелл наиболее известен своей 16-факторной моделью личности, разработавшей концепцию жидкого и кристаллизованного интеллекта, а также работая с факторным и многомерным анализом.
Ранняя жизнь
Раймонд Кеттелл родился 20 марта 1905 года в небольшом городке в Англии. Он рано проявил интерес к науке и стал первым человеком из своей семьи, поступившим в колледж, получив степень бакалавра химии в Лондонском университете, когда ему было всего 19.Став свидетелем разрушений Первой мировой войны, Кеттелл проявил интерес к использованию науки для решения человеческих проблем. На него также повлияли другие мыслители того времени, включая Джорджа Бернарда Шоу, Олдоса Хаксли и Г. Дж. Уэллса. Он получил докторскую степень. по психологии Лондонского университета в 1929 году.
Карьера и смерть
После нескольких лет преподавания в Эксетерском университете Кеттелла пригласил преподавать в Колумбийском университете психолог-новатор Эдвард Торндайк.В 1938 году он стал профессором Университета Кларка, а в 1941 году переехал в Гарвард по приглашению Гордона Олпорта. В 1945 году Кеттелл устроился в Иллинойсский университет, где основал исследовательский отдел. В то время школа разрабатывала передовой компьютер, который позволил Кеттеллу проводить факторный анализ в гораздо большем масштабе, чем это было возможно раньше.
В 1973 году Кеттелл ушел из Университета Иллинойса и в конце концов поселился на Гавайях, где продолжал преподавать, писать и наслаждаться своей давней страстью к парусному спорту.Умер 2 февраля 1998 года.
Вклад в психологию
В дополнение к его исследованиям личности, мотивации и интеллекта, работа Кеттелла с многомерным анализом оставила прочный след в психологии. В то время как более ранние исследования в области психологии были сосредоточены на изучении отдельных переменных изолированно, Кеттелл впервые применил многомерный анализ, который позволил исследователям рассматривать людей в целом и изучать аспекты человеческого поведения, которые нельзя было изучить в лабораторных условиях.
Кеттелл известен своими 16 личностными факторами, в которых он и многочисленные коллеги использовали факторный анализ для выявления 16 различных фундаментальных компонентов личности. Впоследствии он разработал анкету личности 16PF, которая широко используется до сих пор.
Кеттелл также повлиял на работу других психологов. В обзоре выдающихся психологов профессиональные труды Рэймонда Кеттелла заняли седьмое место среди наиболее часто цитируемых в психологических журналах за последние 100 лет.По общему признанию Кеттелл занял 16-е место.
Избранные публикации
Если вы заинтересованы в чтении некоторых работ Кеттелла, обратите внимание на некоторые из них:
человек | Определение, типы, природа и факты
Личность , характерный образ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко выражается во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношении людей к окружающей среде и социальной группе.
Термин «личность» был определен по-разному, но как психологическое понятие развились два основных значения. Первый касается постоянных различий, существующих между людьми: в этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно стабильных психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; он побуждает теоретика личности искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни.Эта двойственность может помочь объяснить два направления исследований личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей и, с другой стороны, поиск организованной совокупности психологических функций, которая подчеркивает взаимодействие между органическими психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.
Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются характерными индивидуальными моделями поведения — характерными способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилые помещения или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — как называют тех, кто систематически изучает личность — исследуют, как люди различаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии исследуют многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог делает акцент на том, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и интегрируются, чтобы дать каждому человеку отличительную идентичность или личность.Систематическое психологическое исследование личности возникло из ряда различных источников, включая психиатрические тематические исследования, посвященные жизни в бедственном положении, философию, исследующую природу человека, а также физиологию, антропологию и социальную психологию.
Систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в психологии, можно сказать, началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: Психология личности (1937) Росс Стагнер и Личность: Психологическая интерпретация (1937) Гордона У.Олпорт, за которым последовала работа Генри А. Мюррея «Исследования личности » (1938), содержащая ряд экспериментальных и клинических исследований, и комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи « Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре » (1947). . Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасТеории физиологического типа
Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности.Однако идея о том, что люди должны принадлежать к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергается. Здесь рассматриваются два общих набора теорий: гуморальная и морфологическая.
Гуморальные теории
Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и связанных с ними размышлениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодный и сухой), огонь (теплый и сухой) и вода (холодный и влажный) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в указанном выше порядке) ) с физическим юмором Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и мокрота (флегматик).Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, в той или иной форме просуществовала более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными чувствами; избыток одного может вызвать конкретное телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, от человека с избытком крови можно ожидать сангвинического темперамента, то есть оптимизма, энтузиазма и возбудимости.Считалось, что слишком много черной желчи (возможно, темной крови, смешанной с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) может вызвать гнев, раздражительность и «желтушный» взгляд на жизнь. Утверждалось, что обилие мокроты (секретируемой в дыхательные пути) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.
Морфологические теории (типы телосложения)
К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личностей на основе формы тела (соматотип). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Physique and Character , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов хилое, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (спортивное) телосложение часто были характерны для больных шизофренией, в то время как короткое, округлое (пикническое) телосложение часто встречается у пациентов с маниакально-депрессивным расстройством.Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что стройное и изящное телосложение связано с интроверсией, в то время как те, у кого округлые, более тяжелые и короткие тела, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертированы. и веселый.
Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны при классификации личностных характеристик или идентификации психиатрических синдромов, наблюдаемые Кречмером отношения не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями.В 1930-х годах более подробные исследования Уильяма Х. Шелдона в США разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, каждая цифра которого находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одной из трех цифр Шелдона. составляющие телосложения: первый — мягкому круглому эндоморфу, второй — квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, крайним эндоморфом будет 711, крайним эктоморфом 117 и средним человеком 444.Затем Шелдон разработал список из 20 признаков, в котором были выделены три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента оказалась в значительной степени связана с профилем соматотипа, ассоциация, которая не заинтересовала персонологов.
Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла зафиксировать широкие различия в этом поведении в разных обществах.В своей книге «Секс и темперамент в трех примитивных обществах» (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность и что женственность не обязательно выражается через пассивность и уступчивость. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурных факторов в характеристиках личности.
Обучение | психология | Britannica
Типы обучения
Набор усвоенного поведения включает в себя обучение дискриминации (когда субъект учится реагировать на ограниченный диапазон сенсорных характеристик, таких как определенный оттенок окраски), привыкание (прекращение реакции на повторную стимуляцию), формирование концепции (процесс сортировка опыта по связанным характеристикам), решение проблем, перцептивное обучение (влияние прошлого опыта на сенсорное восприятие) и психомоторное обучение (развитие нервно-мышечных паттернов в ответ на сенсорные сигналы).Ассоциация, обусловливание, имитация, озарение и импринтинг представляют собой другие типы обучения.
Ученики-теоретики с 17-го по середину 20-го века пытались разработать научное доказательство определенных принципов, которые управляли всеми процессами обучения. Была предпринята попытка строгой, «объективной» методологии, чтобы поведение всех организмов можно было понять в рамках единой системы законов, смоделированных по образцу законов, установленных в физических науках. Однако к 1970-м годам недостатки и пробелы в этих всеобъемлющих теориях привели многих психологов к выводу, что обучение не может быть представлено единой универсальной теорией.
Последние попытки объединить все знания психологии в одну великую теорию произошли в 1930-х годах. Они были представлены в работах Эдвина Р. Гатри, Кларка Л. Халла и Эдварда К. Толмена. Гатри рассуждал, что реакции (а не восприятия или психические состояния) являются центральными строительными блоками обучения. Халл утверждал, что «сила привычки», результат отработанных действий «стимул-реакция», продвигаемых вознаграждением, является важным аспектом обучения, которое он рассматривал как постепенный процесс.Толмен изображал обучение как процесс, основанный на поведении. Многие из этих тем остаются жизненно важными для современных исследований.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасАссоциация — одна из таких тем. Его суть заключается в наблюдении за тем, что субъект воспринимает что-то в окружающей среде (ощущения), а результатом является осознание того, что находится снаружи (идеи). Говорят, что ассоциации, ведущие к идеям, включают близость объектов или событий в пространстве или времени, сходство, частоту, значимость и привлекательность.Ассоциативное обучение, способность животного связывать ранее нерелевантный стимул с определенной реакцией, происходит в основном в процессе обусловливания, в котором подкрепление кристаллизирует новые модели поведения. Самый ранний известный эксперимент по кондиционированию был проведен русским физиологом XIX века Иваном Петровичем Павловым, который заставил собак выделять слюну под звук колокольчиков.
Однако теорииS-R не могли объяснить многие изученные явления и казались чрезмерно упрощенными, поскольку игнорировали внутреннюю деятельность субъекта.Толмен возглавил другой, менее «объективный» лагерь, который считал, что ассоциации включают стимул и субъективное сенсорное впечатление (S-S).
Еще одна актуальная тема — тема подкрепления, которая объясняет открытие того, что производительность субъекта улучшится, когда его или ее деятельность будет вознаграждена. Теоретические механизмы такого усиления противоречивы.
Многие психологи отвергают любую универсальную применимость теории ассоциаций, говоря, что другие соображения имеют большее значение для обучения.Например, гештальт-психологи считают, что ключевые процессы обучения включают перестройку отношений в окружающей среде, а не просто ассоциативный опыт с ними. Психолингвисты (те, кто изучает психологические аспекты языковых способностей) утверждают, что изучение языка включает в себя слишком много слов и комбинаций, чтобы их можно было удовлетворительно объяснить с помощью теории ассоциаций. Вместо этого они утверждают, что в основе изучения языка лежит некая базовая организационная структура, возможно, унаследованная «родная» «грамматика».”
Другие важные проблемы современных теорий обучения включают роль мотивации в успеваемости; перенос обучения между уже изученной задачей и задачей, которую еще предстоит изучить; этапы обучения; и процессы и природа припоминания, забывания и поиска информации или памяти. Другие ученые исследуют понятия, не поддающиеся количественной оценке, такие как образ, познание, осведомленность и воля.
Биография Раймонда Б. Кеттелла
Биография Раймонда Б. КеттеллаА Краткая биография
Раймонд Бернар Cattell
РЭЙМОНД БЕРНАРД
КАТТЕЛЛ (1905-1998)
Его жизнь и
Научный вклад
Джон Хорн, Ph.Д. и Хизер Э. П. Кеттелл, доктор философии.
Раймонд Бернар Кеттелл, скончавшийся в его дом в Гонолулу 2 февраля 1998 г. должен входить в число Самые влиятельные бихевиористы 20-го века. Он был, как охарактеризовал его Льюис Голдберг, психологическим мастер-стратег. В более чем 50 книгах и 500 статьях и главы книг, он разработал теорию человеческого поведения по полноте может соперничать только теория Фрейда, и не конкурирует ни с одной другой теорией в ее приверженности доказательствам, полученным из эмпирических исследований.Хотя влияет на дисциплину сочинения конкретного человека трудно идентифицировать, это ясно, что исследования Кеттелла внесли огромный вклад в широта и глубина современной научной психологии, как непосредственно и через сотни коллег и студентов по всему мир, с которым он работал.
Раймонд Б. Кеттелл родился в Англия в 1905 году и выросла в приморском городке Девоншир, где его отец был инженером-механиком, который работал над такими проектами как разработка инноваций для военной техники Первой мировой войны, для паровой двигатель и новый двигатель внутреннего сгорания. Его ранние корни у океана дали ему большую любовь к морю, и его первая книга, недавно переизданная, описывала его плавание под парусами. опыт у берегов Девона и Корнуолла. Cattell отличился в средней школе и заработал графство стипендия для учебы в Лондонском университете, куда его тянуло развивающейся области химии и был удостоен первой степени с отличием с его B.Sc. по химии. Годы после войны были временем огромного интеллектуального и культурного потрясений, и на Кеттелла повлияли другие молодые свободные такие мыслители, как Бертран Рассел, Джордж Бернард Шоу, Х.ГРАММ. Уэллс и Олдос Хаксли. После периода самоанализ, он пришел к выводу, что работа в новых социальных науках психологии будет наиболее актуальным при решении выдающихся политические и экономические проблемы, которые он видел вокруг себя. Он чувствовал, что традиционные решения не работают и что понимание человеческой природы было необходимо для найти новые решения.
После работы в различных прикладных настройки, в том числе первая в Англии клиника помощи детям и прогрессивной школы Дартингтон-Холл, Кеттелл работал над своим Ph.D. с Фрэнсисом Эвелингом, где он участвовал в создании новый метод факторного анализа в исследовании Спирмена унитарная факторная теория интеллекта. В 1937 году он принял приглашение присоединиться к исследовательскому коллективу Э. Л. Торндайка. в Колумбийском университете, где он тесно сотрудничал с единомышленниками противостоящей многофакторной теории интеллекта и этой сочетание точек зрения сыграло важную роль в разработке его собственной теории интеллект. Затем он принял G.Стэнли Холл профессуры в Университете Кларка, где он работал над развитием объективные поведенческие показатели личности и интеллект. Он разъяснил свою теорию жидкости по сравнению с кристаллизованный интеллект, который он представил на АПА 1942 г. соглашение.
По приглашению Гордона Олпорта, Кеттелл поступил на факультет Гарвардского университета в 1941 году. три года в Гарварде оказали особое влияние на его думать о личности из-за стимулирующих среда творческих персонологов, таких как Генри Мюррей, Роберт Уайт и Гордон Олпорт.Здесь Кеттелл первый развил идею о том, что новый факторно-аналитический метод, столь продуктивные в обучении способности могут также быть сильными в понимание сложной области личности. В течение Во время Второй мировой войны Кеттелл работал гражданским консультантом в Отдел исследования персонала разрабатывает тесты для офицера выбор.
В 1945 году Кеттелл принял исследование профессорство в Университете Иллинойса. Вот они разрабатывали первый электронный компьютер Illiac I, что позволило бы впервые сделать крупномасштабный факторный анализ.Кеттелл основал Лаборатория оценки личности и группового поведения и начался период интенсивного творчества с одаренным персоналом научные сотрудники со всего мира. В дополнении к свои теории личности, Кеттел также добился многих успехов в факторный анализ и другие методики и приписали темп его методических усовершенствований к наличию талантливого группа психометристов Университета Иллинойса, включая Ледьярда Такера, Ли Кронбаха, Пола Хорста и Генри Кайзер.В этом сотрудничестве с другими примечательны огромные разнообразие людей, с которыми работал Кеттел. В его отношений не меньше, чем в его научной теории, он отмечены индивидуальные различия. Результат его работы в духе этого праздника — неповторимый и гигантский вклад в развитие психологической науки.
В дополнение к сотням исследований публикаций, опубликованных Кеттеллом и его коллегами по лаборатории четыре книги, которые оказали огромное влияние на развитие наука о личности: описание и измерение личности (1946), Введение в изучение личности (1949), Личность, систематический, теоретический и фактический Исследование (1950), а также структура личности и мотивации и Измерение (1957).В этих сочинениях Кеттелл привел вместе доказательства из методологически сложной программы исследований, изучающих личность, и подробный всесторонний теория развития и организации личности над продолжительность жизни. Больше, чем теория черт, Кеттелла теория множественных входов, множественных выходов, включая временные состояния и систематические изменения в поведении в результате мотивация и обучение, а также из семейных, культурных, генетические и физиологические факторы.Примечательно, что Кеттелл твердо закрепил свою теорию на эмпирических основаниях. свидетельство. Эти книги были широко прочитаны и повлияли на дизайн исследования личности по всему миру. Для Например, работа Кеттелла о тревоге и невротизме стала ядро современной теории состояния и личностной тревожности.
В 1960 году Кеттел потребовал международная встреча, чтобы объединить и увеличить общение между исследователями в области научного изучения личность.Это привело к созданию Общество многомерной экспериментальной психологии и престижный журнал Multivariate Behavioral Research.
Ушел на пенсию из Университета Иллинойс в 1973 году и 5 лет проводил исследования в Колорадо. Он переехал на Гавайи в 1978 году, где занял должность профессор и советник Гавайского университета, а затем преподавал в Гавайской школе профессиональной психологии, ныне Американская школа профессиональной психологии.В его запасе время он продолжал писать книги и статьи по психологической журналы практически до самой смерти. Было сказано «Рэймонд Кеттелл может писать быстрее, чем я читаю». В 1975 г. опрос, в котором Зигмунд Фрейд занял первое место среди психолог, живые и мертвые, наиболее индексируемые в профессиональных журналов и книг Раймонд Кеттелл занял 11 место. Один из выдающихся достижений Кеттелла была его большая работоспособность со студентами и другими коллегами и вдохновить их на великие исследования в международном масштабе.Это подтверждается привязанность, восхищение и высокое уважение к нему со стороны сотни студентов и сотрудников, с которыми он сотрудничал в исследованиях и письмах. Большое количество его бывших студенты стали широко известны как выдающиеся ученые. Кроме того, он собрал множество выдающиеся авторы в влиятельных изданных книгах, возможно, большинство в частности, два Руководства по многомерному экспериментальному Психология (1966, 1988).
Таким образом, в свое знаменательное 70-летие карьера Раймонда Б. Кеттелла стала выдающейся и знаковой. вклад в психологию, включая факторно-аналитическое картирование областей личности, мотивации и способностей; исследование трех различных средств оценки; разделение жидкого и кристаллизованного интеллекта; и многочисленные методические нововведения. Короче, он предоставил модель полного психолога в возрасте специализация.Можно сказать, что Кеттелл стоит не знавший себе равных в создании единой теории индивидуального различия, объединяющие интеллектуальный, темпераментный и динамичный области личности. В целом его нужно учитывать среди очень небольшой горстки людей в этом веке, у которых больше всего повлиял на облик психологии как науки.
Для получения более подробной биографической информации см.
следующий веб-сайт и публикации:
Кеттелл, Р.Б., Автобиография. В Г. Линдси (ред.), История психологии в автобиографии. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1973. С. 61-100.
Кеттелл, Р. Б., Теория структурированного обучения личности. Нью-Йорк: Praeger, 1983.
Кеттелл, Р. Б. рейс лаборатории: 1928-1984 гг. Многовариантное поведение Research, 1984, 19 (2-3), стр. 121-174.
Кеттелл, Р. Б., Рождение Общества многомерных экспериментальных Психология.Журнал истории поведения Наук, 26 января 1990 г., стр. 48-57.
Миллер, К. (Ред.), Анализ личности в исследованиях и оценка: дань уважения Раймонду Б. Кеттеллу. Лондон: IARC, 1986. (Доступно в США через IPAT.)
Вернуться к Мемориальная страница
2020 Cattell Family Trust
Несанкционированное использование или воспроизведение запрещено
Раймонд Б.Кеттелл
Раймонд Бернар Кеттелл (20 марта 1905 — 2 февраля 1998) был британским и американским психологом, известным своими исследованиями многих областей психологии. Эти площади включали:
- основные параметры личности и темперамента
- диапазон познавательных способностей
- динамические измерения мотивации и эмоций
- клинические аспекты личности, модели группового и социального поведения
- применения исследований личности в психотерапии
- теория обучения, предикторы творческих способностей и достижений
- много научных методов исследования для изучения и измерения этих областей.
Кеттелл был известен своей продуктивностью на протяжении своих 92 лет, создав и соавтор более 50 книг и 500 статей, а также более 30 стандартизированных тестов. Согласно широко цитируемым рейтингам, он был 16-м самым влиятельным и выдающимся психологом 20-го века.
Как психолог, Кеттел строго придерживался научного метода. Он был одним из первых сторонников использования факторных аналитических методов вместо того, что он называл «вербальным теоретизированием», для исследования основных аспектов личности, мотивации и когнитивных способностей.Одним из наиболее важных результатов применения Кеттелла факторного анализа было открытие 16 факторов, лежащих в основе человеческой личности. Он назвал эти факторы «исходными чертами», потому что считал, что они обеспечивают основной источник поверхностного поведения, которое мы считаем личностью. Эта теория факторов личности и инструмент, используемый для их измерения, известны, соответственно, как модель 16 факторов личности и анкета 16PF.
Хотя Кеттел больше всего известен определением параметров личности, он также изучал основные параметры других областей: интеллект, мотивацию и профессиональные интересы.Кеттелл предположил существование жидкого и кристаллизованного интеллекта для объяснения когнитивных способностей человека. Он разработал тест на интеллект Culture Fair, чтобы свести к минимуму предвзятость письменной речи и культурных традиций при тестировании интеллекта.
Основные достиженияКеттелла заключались в личности, интеллекте и статистике. Что касается личности, его лучше всего помнят за его 16-факторную модель личности, аргументированную этим аргументом в пользу более простой трехфакторной модели Айзенка и разработкой тестов для измерения его основных факторов в форме опросника 16PF.Он был первым, кто предложил иерархическую многоуровневую модель личности с основными первичными факторами на первом уровне и более широкими, «второстепенными» или глобальными чертами личности на более высоком уровне организации личности (Cattell, 1943). . Эти пять глобальных черт теперь отождествляются с широко используемой моделью личности Большой пятерки. Его исследования привели к дополнительным концептуальным достижениям — например, различие между состоянием и измерением черт личности: немедленные, переходные состояния по сравнению с долгосрочными, устойчивыми уровнями черт таких черт, как тревожность.
В интеллекте Кеттелла лучше всего можно отождествить с разграничением подвижного и кристаллизованного интеллекта: текущие, абстрактные, адаптивные интеллектуальные способности по сравнению с прикладными или кристаллизованными знаниями. В качестве теоретического обоснования этого различия Кеттелл разработал инвестиционную модель способностей, утверждая, что кристаллизованные способности возникли в результате вложения гибких способностей в предмет знания. Таким образом, он внес свой вклад в когнитивную эпидемиологию, утверждая, что кристаллизованные знания, изначально отстающие от способности к текучести, могут быть сохранены или даже увеличены после того, как способность к текучести начала снижаться — концепция, воплощенная в Национальном тесте чтения для взрослых (NART).Кеттелл разработал свой собственный тест способностей, «Шкалы интеллекта культурного уровня», призванные минимизировать влияние культурного или образовательного происхождения и обеспечить полностью невербальную оценку интеллекта, такую как та, что сейчас наблюдается у Ворона.
В области статистики он основал Общество многомерной экспериментальной психологии (1960) и его журнал «Многофакторные поведенческие исследования». Он был одним из первых и частых пользователей факторного анализа и разработал улучшения для этого процесса, такие как тест Scree Test, который использовал кривую скрытых корней для определения наилучшего числа факторов в результате факторного анализа.Он также разработал новую ротацию факторного анализа, ротацию «Прокруста», предназначенную для проверки соответствия данных предварительно предполагаемой факторной структуре.
Дополнительные взносы включают:
- Коэффициент подобия профиля (с учетом формы, разброса и уровня двух профилей оценок)
- Динамическое исчисление для оценки интересов и мотивации
- Факторный анализ P-техники для матрицы событий по переменным
- Программа Taxonome для определения количества и содержания кластеров в наборе данных
- Блок взаимосвязей основных данных (оценка размеров экспериментальных планов)
- Выборка переменных, в отличие от выборки людей или в сочетании с ней
- конструкт синтаксиса группы: «личность» группы
- факторизация или повторные измерения на отдельных лицах для изучения изменчивых состояний личности
- Множественный абстрактный дисперсионный анализ (MAVA) с «уравнениями спецификации», включающими генетические переменные и переменные среды и их взаимодействия.
10.4: Краткая биография Рэймонда Кеттелла
Раймонд Бернар Кэттелл родился 20 марта 1905 года в приморском городке Стаффордшир, Англия. Кеттелл очень полюбил море, и его первая книга была посвящена парусному спорту. Его отец был инженером-механиком, который работал над такими проектами, как инновации для военной техники Первой мировой войны, паровой двигатель и новый двигатель внутреннего сгорания. Кеттелл был отличником и получил стипендию для учебы в Лондонском университете.Он специализировался на химии и получил степень бакалавра в 1924 году с отличием.
Годы после Первой мировой войны были временем больших перемен в Европе, и Кеттелл решил, что изучение психологии даст ему возможность обратиться к политическим и экономическим проблемам, стоящим перед обществом. Он поступил в Университетский колледж в Лондоне, где работал над докторской степенью. с Чарльзом Спирменом, известным статистиком и экспертом по тестированию интеллекта (ученик Вильгельма Вундта, а также советник Дэвида Векслера).Во время учебы он участвовал в разработке факторного анализа, нового статистического метода, который должен был оказать сильное влияние на разработку психологических тестов (включая MMPI). Он защитил докторскую диссертацию. в 1929 году, после чего работал и продолжил образование. Шесть лет он проработал директором Городской психологической клиники, центра ориентации детей в Лестере, получил степень магистра образования и докторскую степень.
В 1937 году он приехал в Америку, чтобы работать с Э.Л. Торндайка в Колумбийском университете, где он продолжил свою работу над теориями интеллекта. В 1939 году он перешел в Университет Кларка, где его исследовательские интересы сосредоточились на разработке объективных показателей личности. Частично эта работа привела к его теории жидкого и кристаллизованного интеллекта. Затем, в 1941 году, по приглашению Олпорта Кеттелл поступил на факультет Гарвардского университета. Во время учебы в Гарварде на него повлияли Олпорт и Генри Мюррей, и Кеттелл еще больше заинтересовался изучением личности.Именно в этой стимулирующей среде можно было задуматься о применении факторного анализа к изучению личности.
В 1945 году Кеттелл принял должность профессора-исследователя в Университете Иллинойса, где он проработал почти 30 лет. Вскоре в Иллинойском университете был установлен первый электронный компьютер, который предоставил Кеттеллу технологию, необходимую для проведения крупномасштабных факторно-аналитических исследований личности (факторный анализ — это интенсивный математический статистический метод, даже по сравнению с другими статистическими методами).Он основал Лабораторию оценки личности и группового поведения, где он и его коллеги проявили высокую продуктивность и выпустили ряд влиятельных книг, продвигающих психологическую науку, в том числе Описание и измерение личности (Кеттелл, 1946), Введение в изучение личности. (Кеттелл, 1950a), Личность: Системное теоретическое и фактическое исследование (Кеттелл, 1950b ), Факторный анализ (Кеттелл, 1952) и Структура личности и мотивации и ее измерение (Кеттелл, 1957).В этих книгах Кеттелл собрал обширные данные из методологически сложной программы исследований развития и организации личности. В 1960 году он созвал международную встречу исследователей в области научного изучения личности, результатом которой стало создание Общества многомерной экспериментальной психологии, а в 1966 году он стал соавтором и редактором влиятельного Руководства по многомерной экспериментальной психологии ( Кеттелл, 1966).
Выйдя на пенсию в 1973 году, Кеттелл продолжил свои исследования в Колорадо.В 1978 году он переехал на Гавайи, где преподавал в Гавайском университете и Гавайской школе профессиональной психологии (которая позже стала Американской школой профессиональной психологии). За свою карьеру Кеттелл получил множество наград, в том числе премию Веннера-Грена от Нью-Йоркской академии наук, а в 1972 году Общество многомерной экспериментальной психологии учредило премию Cattell Award для молодых психологов. В 1997 году он был удостоен золотой медали за жизненные достижения (такую же награду получили и Гордон, и Флойд Олпорт).Однако это объявление вызвало возражения, что Кэттеля не следует уважать, потому что он использовал свои психологические теории для поддержки евгеники. По сути, его обвинили в использовании своих исследований для поддержки расизма, и, следовательно, он был расистом. В открытом письме Американской психологической ассоциации Кеттелл утверждал, что его взгляды были неверно истолкованы и что он несет ответственность за заявления, сделанные молодым человеком в 1930-х годах. Однако он продолжал публиковать эти противоречивые идеи в 1970-х и 1980-х годах.Тем не менее, Кеттелл попросил снять его имя с рассмотрения. Менее чем через два месяца после написания письма Кеттелл умер в своем доме в Гонолулу 2 февраля 1998 г. (Cattell & Horn, 2007; Gale Reference Team, 2004).
Размещение Кеттелла в контексте: статистический анализ измерений признаков
Раймонд Кеттелл стоит рядом с Олпортом как один из двух основных основоположников подхода к пониманию личности. В качестве своего уникального вклада Кеттелл привнес в научный и статистический анализ личностных факторов уровень точности, который ранее не был доступен.Действительно, Кеттелл помог разработать метод факторного анализа, который произвел революцию в объективном психологическом тестировании. Его тест 16-PF стал предвестником исследования, которое привело к широко признанной сегодня концепции личностных черт Большой пятерки.
Кроме того, хотя Кеттел не получил широкой известности, он был одним из немногих ранних теоретиков личности, которые рассматривали возможность продолжения развития личности на протяжении всей жизни. Его публикация этих идей совпадает с публикацией Эриком Эриксоном своей первой крупной книги, поэтому Кеттелл не просто повторял работы кого-то, кто работал до него, но скорее развил этот интерес самостоятельно.
К сожалению, Кеттелл также послужил основой для одной из самых противоречивых тем современной психологии. В частности, он выступал за то, чтобы направить усилия и поддержку общества на тех, кто в нем уже находится в выгодном положении. Напротив, психологическая дисциплина как социальная наука поддерживается подавляющим большинством ее членов в соответствии с ожиданиями этики и морали, которые делают упор на улучшение блага всех человек. Таким образом, большинство психологов согласятся, что наша дисциплина, а также наше общество, должны сосредоточить большую часть своей поддержки на тех, кто больше всего в ней нуждается, даже если такой подход не выдерживает анализа затрат и выгод.В конце концов, как применить концепцию затрат и выгод к ценности человека?
Microsoft Word — предварительный просмотр нового документа Microsoft Word _5_
% PDF-1.7 % 1 0 obj > эндобдж 2 0 obj > эндобдж 3 0 obj > транслировать конечный поток эндобдж 4 0 obj > эндобдж 5 0 obj > эндобдж 6 0 obj > эндобдж 7 0 объект > эндобдж 8 0 объект > эндобдж 9 0 объект > эндобдж 10 0 obj > эндобдж 11 0 объект > эндобдж 12 0 объект > эндобдж 13 0 объект > эндобдж 14 0 объект > эндобдж 15 0 объект > эндобдж 16 0 объект > эндобдж 17 0 объект > эндобдж 18 0 объект > эндобдж 19 0 объект > эндобдж 20 0 объект > эндобдж 21 0 объект > эндобдж 22 0 объект > эндобдж 23 0 объект > эндобдж 24 0 объект > эндобдж 25 0 объект > эндобдж 26 0 объект > эндобдж 27 0 объект > эндобдж 28 0 объект > эндобдж 29 0 объект > эндобдж 30 0 объект > эндобдж 31 0 объект > эндобдж 32 0 объект > эндобдж 33 0 объект > эндобдж 34 0 объект > эндобдж 35 0 объект > эндобдж 36 0 объект > эндобдж 37 0 объект > эндобдж 38 0 объект > эндобдж 39 0 объект > эндобдж 40 0 объект > эндобдж 41 0 объект > эндобдж 42 0 объект > эндобдж 43 0 объект > эндобдж 44 0 объект > эндобдж 45 0 объект > эндобдж 46 0 объект > эндобдж 47 0 объект > эндобдж 48 0 объект > эндобдж 49 0 объект > эндобдж 50 0 объект > эндобдж 51 0 объект > эндобдж 52 0 объект > эндобдж 53 0 объект > эндобдж 54 0 объект > эндобдж 55 0 объект > эндобдж 56 0 объект > эндобдж 57 0 объект > эндобдж 58 0 объект > эндобдж 59 0 объект > эндобдж 60 0 объект > эндобдж 61 0 объект > эндобдж 62 0 объект > эндобдж 63 0 объект > эндобдж 64 0 объект > эндобдж 65 0 объект > эндобдж 66 0 объект > эндобдж 67 0 объект > эндобдж 68 0 объект > эндобдж 69 0 объект > эндобдж 70 0 объект > эндобдж 71 0 объект > эндобдж 72 0 объект > эндобдж 73 0 объект > эндобдж 74 0 объект > эндобдж 75 0 объект > эндобдж 76 0 объект > эндобдж 77 0 объект > эндобдж 78 0 объект > эндобдж 79 0 объект > эндобдж 80 0 объект > эндобдж 81 0 объект > эндобдж 82 0 объект > эндобдж 83 0 объект > эндобдж 84 0 объект > эндобдж 85 0 объект > эндобдж 86 0 объект > эндобдж 87 0 объект > эндобдж 88 0 объект > эндобдж 89 0 объект > эндобдж 90 0 объект > эндобдж 91 0 объект > эндобдж 92 0 объект > эндобдж 93 0 объект > эндобдж 94 0 объект > эндобдж 95 0 объект > эндобдж 96 0 объект > эндобдж 97 0 объект > эндобдж 98 0 объект > эндобдж 99 0 объект > эндобдж 100 0 объект > эндобдж 101 0 объект > эндобдж 102 0 объект > эндобдж 103 0 объект > эндобдж 104 0 объект > эндобдж 105 0 объект > эндобдж 106 0 объект > эндобдж 107 0 объект > эндобдж 108 0 объект > эндобдж 109 0 объект > эндобдж 110 0 объект > эндобдж 111 0 объект > эндобдж 112 0 объект > эндобдж 113 0 объект > эндобдж 114 0 объект > эндобдж 115 0 объект > эндобдж 116 0 объект > эндобдж 117 0 объект > эндобдж 118 0 объект > эндобдж 119 0 объект > эндобдж 120 0 объект > эндобдж 121 0 объект > эндобдж 122 0 объект > эндобдж 123 0 объект > эндобдж 124 0 объект > эндобдж 125 0 объект > эндобдж 126 0 объект > эндобдж 127 0 объект > эндобдж 128 0 объект > эндобдж 129 0 объект > эндобдж 130 0 объект > эндобдж 131 0 объект > эндобдж 132 0 объект > эндобдж 133 0 объект > эндобдж 134 0 объект > эндобдж 135 0 объект > эндобдж 136 0 объект > эндобдж 137 0 объект > эндобдж 138 0 объект > эндобдж 139 0 объект > эндобдж 140 0 объект > эндобдж 141 0 объект > эндобдж 142 0 объект > эндобдж 143 0 объект > эндобдж 144 0 объект > эндобдж 145 0 объект > эндобдж 146 0 объект > эндобдж 147 0 объект > эндобдж 148 0 объект > эндобдж 149 0 объект > эндобдж 150 0 объект > эндобдж 151 0 объект > эндобдж 152 0 объект > эндобдж 153 0 объект > эндобдж 154 0 объект > эндобдж 155 0 объект > эндобдж 156 0 объект > эндобдж 157 0 объект > эндобдж 158 0 объект > эндобдж 159 0 объект > эндобдж 160 0 объект > эндобдж 161 0 объект > эндобдж 162 0 объект > эндобдж 163 0 объект > эндобдж 164 0 объект > эндобдж 165 0 объект > эндобдж 166 0 объект > эндобдж 167 0 объект > эндобдж 168 0 объект > эндобдж 169 0 объект > эндобдж 170 0 объект > эндобдж 171 0 объект > эндобдж 172 0 объект > эндобдж 173 0 объект > эндобдж 174 0 объект > эндобдж 175 0 объект > эндобдж 176 0 объект > эндобдж 177 0 объект > эндобдж 178 0 объект > эндобдж 179 0 объект > эндобдж 180 0 объект > эндобдж 181 0 объект > эндобдж 182 0 объект > эндобдж 183 0 объект > эндобдж 184 0 объект > эндобдж 185 0 объект > эндобдж 186 0 объект > эндобдж 187 0 объект > эндобдж 188 0 объект > эндобдж 189 0 объект > эндобдж 190 0 объект > эндобдж 191 0 объект > эндобдж 192 0 объект > эндобдж 193 0 объект > эндобдж 194 0 объект > эндобдж 195 0 объект > эндобдж 196 0 объект > эндобдж 197 0 объект > эндобдж 198 0 объект > эндобдж 199 0 объект > эндобдж 200 0 объект > эндобдж 201 0 объект > эндобдж 202 0 объект > эндобдж 203 0 объект > эндобдж 204 0 объект > эндобдж 205 0 объект > эндобдж 206 0 объект > эндобдж 207 0 объект > эндобдж 208 0 объект > эндобдж 209 0 объект > эндобдж 210 0 объект > эндобдж 211 0 объект > эндобдж 212 0 объект > эндобдж 213 0 объект > эндобдж 214 0 объект > эндобдж 215 0 объект > эндобдж 216 0 объект > эндобдж 217 0 объект > эндобдж 218 0 объект > эндобдж 219 0 объект > эндобдж 220 0 объект > эндобдж 221 0 объект > эндобдж 222 0 объект > эндобдж 223 0 объект > эндобдж 224 0 объект > эндобдж 225 0 объект > эндобдж 226 0 объект > эндобдж 227 0 объект > эндобдж 228 0 объект > эндобдж 229 0 объект > эндобдж 230 0 объект > эндобдж 231 0 объект > эндобдж 232 0 объект > эндобдж 233 0 объект > эндобдж 234 0 объект > эндобдж 235 0 объект > эндобдж 236 0 объект > эндобдж 237 0 объект > эндобдж 238 0 объект > эндобдж 239 0 объект > эндобдж 240 0 объект > эндобдж 241 0 объект > эндобдж 242 0 объект > эндобдж 243 0 объект > эндобдж 244 0 объект > эндобдж 245 0 объект > эндобдж 246 0 объект > эндобдж 247 0 объект > эндобдж 248 0 объект > эндобдж 249 0 объект > эндобдж 250 0 объект > эндобдж 251 0 объект > эндобдж 252 0 объект > эндобдж 253 0 объект > эндобдж 254 0 объект > эндобдж 255 0 объект > эндобдж 256 0 объект > эндобдж 257 0 объект > эндобдж 258 0 объект > эндобдж 259 0 объект > эндобдж 260 0 объект > эндобдж 261 0 объект > эндобдж 262 0 объект > эндобдж 263 0 объект > эндобдж 264 0 объект > эндобдж 265 0 объект > эндобдж 266 0 объект > эндобдж 267 0 объект > эндобдж 268 0 объект > эндобдж 269 0 объект > эндобдж 270 0 объект > эндобдж 271 0 объект > эндобдж 272 0 объект > эндобдж 273 0 объект > эндобдж 274 0 объект > эндобдж 275 0 объект > эндобдж 276 0 объект > эндобдж 277 0 объект > эндобдж 278 0 объект > эндобдж 279 0 объект > эндобдж 280 0 объект > эндобдж 281 0 объект > эндобдж 282 0 объект > эндобдж 283 0 объект > эндобдж 284 0 объект > эндобдж 285 0 объект > эндобдж 286 0 объект > эндобдж 287 0 объект > эндобдж 288 0 объект > эндобдж 289 0 объект > эндобдж 290 0 объект > эндобдж 291 0 объект > эндобдж 292 0 объект > эндобдж 293 0 объект > эндобдж 294 0 объект > эндобдж 295 0 объект > эндобдж 296 0 объект > эндобдж 297 0 объект > эндобдж 298 0 объект > эндобдж 299 0 объект > эндобдж 300 0 объект > эндобдж 301 0 объект > эндобдж 302 0 объект > эндобдж 303 0 объект > эндобдж 304 0 объект > эндобдж 305 0 объект > эндобдж 306 0 объект > эндобдж 307 0 объект > эндобдж 308 0 объект > эндобдж 309 0 объект > эндобдж 310 0 объект > эндобдж 311 0 объект > эндобдж 312 0 объект > эндобдж 313 0 объект > эндобдж 314 0 объект > эндобдж 315 0 объект > эндобдж 316 0 объект > эндобдж 317 0 объект > эндобдж 318 0 объект > эндобдж 319 0 объект > эндобдж 320 0 объект > эндобдж 321 0 объект > эндобдж 322 0 объект > эндобдж 323 0 объект > эндобдж 324 0 объект > эндобдж 325 0 объект > эндобдж 326 0 объект > эндобдж 327 0 объект > эндобдж 328 0 объект > эндобдж 329 0 объект > транслировать