Рекомендации подростку с девиантным поведением: Памятки педагогам по работе с учащимися девиантного поведения | Методическая разработка по психологии:

Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право — 2011. Том 1. № 4

Аннотация

В данной статье представлено обобщение научно-практических знаний по проблематике возрастных особенностей подросткового развития личности, рассмотрены основные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический. Актуальным является современное рассмотрение основных условий и причин возникновения девиантного поведения подростков. Освещаются проблемные области и вопросы, возникающие перед педагогами и психологами в их профессиональной деятельности, при работе с девиантными подростками. Основная задача данной статьи — описание социально-педагогических факторов риска и основных психологических особенностей данного возрастного периода. Основной целью является формулировка ряда актуальных задач для успешной социализации современных подростков с девиантным поведением и условия, при которых возможно их выполнение.

Ключевые слова: профилактика , подростковый этап развития, девиантное поведение, смысложизненные представления, ценностные ориентации, фактор риска, социализация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n4/49305 (дата обращения: 16.

07.2023)

Фрагмент статьи

Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].

На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.

 

<…>

Полный текст

Современный этап развития нашего общества характеризуется весьма изменившейся социально-экономической и политической ситуацией. Это влечет за собой серьезные изменения убеждений, взглядов, мировоззренческих позиций как отдельных личностей, так и целых социальных групп. Особое значение имеет формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. На него оказывают воздействие и конкретная социально-экономическая обстановка в стране, и средства массовой информации, и художественная литература, и, конечно же, ценностные ориентации референтных лиц и групп [2].

На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.

Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступным поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения.

Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

  • генетические, передающиеся по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
  • физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.  

Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии. Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии. Однако во многих случаях необычные формы поведения, отличающиеся от усредненного представления о норме, связывают с особенностями характера или личности.

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Таким образом, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани) [9⎼12].

К основным условиям и причинам возникновения девиантного поведения подростков, как правило, относят:

1.                  Индивидуально-психологические особенности, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности, чаще всего, если не являются патологическими, формируются в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений.

2.                  Акцентуации (чрезмерно выраженные отдельные черты) характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают              П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Ряд типов акцентуации характера как бы провоцируют девиантное поведение несовершеннолетних. Родителям, учителям и другим взрослым, которые наиболее тесно взаимодействуют с подростками, следует учитывать, что в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера [1; 5; 6].

3.                  Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости на фоне противоречий физиологического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Часто неадекватное, вызывающее поведение несовершеннолетних в подростковом возрасте (что, собственно, является нормой в этом возрасте) в результате неправильного, неграмотного реагирования родителей, учителей и других взрослых закрепляется и укореняется. При этом следует отметить, что часто взрослые не в состоянии грамотно реагировать на поведение подростков из-за своих собственных комплексов. Подростковый возраст детей в первую очередь обнажает психологические проблемы их родителей.

4.                  Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков. Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно. Примечательно также, что грамотно и конструктивно общаться их специально никто и не учит, поэтому основными источниками научения являются семейные и «киношные» образцы общения. Очень велико влияние референтной группы подростков, так как процесс освоения ими общественных норм и ценностей происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе вынуждают искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового общения. Последнее же является важным фактором социализации несовершеннолетних, здесь подростки находят условия и возможности для собственной самореализации и самоутверждения. Стихийно-групповое общение ведет к усилению девиантного поведения, но, как показывают практика и научные исследования, все зависит от характера и направленности группы: если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной.

5.                  Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа. Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. К таким относятся криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные, педагогически пассивные, антипедагогические семьи. Но и в функционально-состоятельных семьях подростковый возраст создает множество проблем, неправильное их решение приводит к девиациям в поведении подростков. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение несовершенолетних.

6.                  Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростничестве резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т. д.

Таким образом, к отклоняющемуся (девиантному) поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения и такие типично подростковые реакции, как оппозиция, побеги из дома, группирование со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать [2; 5].

Подростковый этап развития является сенситивным периодом для формирования личности, смысложизненных представлений, ценностных ориентаций. Естественная неустойчивость жизненной позиции в этот момент, отсутствие референтных лиц для обсуждения смысложизненных проблем (исследования показывают, что наиболее референтной группой для обсуждения смысложизненных проблем является «кто-то другой», не присутствующий в данном моменте жизни, зачастую абстрактный человек), а также отсутствие условий для  удовлетворения нормативной,  ведущей для данного возраста потребности в самоутверждении, фрустрация базовой потребности личности в общении со сверстниками – это далеко не полный перечень проблем, детерминирующих появление группы риска, асоциального и девиантного поведения. Дело еще усугубляется тем, что большинство населения не знакомо с закономерностями становления личности на определенных возрастных этапах [1]. По этой причине эмоциональные барьеры, такие как неуверенность в ценностности собственного «я»; переживание ущербности по сравнению с окружающими и подобные значительно усложняют процесс общения и заставляют подростков искать другие способы самоутверждения. Такими альтернативными формами самоутверждения личности может оказаться, в частности, наркотизация (алкоголизм, наркомания, токсикомания), тяга к материальному обогащению любыми способами, чтобы доказать свою самодостаточность с позиций самомнения, невзирая на уже очевидно криминальный характер подобного поведения, ярко свидетельствующего о духовной нищете [3].

Особенности подросткового возраста

  • средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15лет) называют отроческим, или подростковым;
  • процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существует и «детское» и «взрослое»;
  • центральное новообразование отрочества ⎼ чувство взрослости, – возникающее представление о себе как уже неребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым;
  • ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками;
  • возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.

Возникшее у подростка чувство взрослости проявляется как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя проявляется потребность в признании ее окружающими. Претензии подростка на новые права распространяются прежде всего на сферу его отношений со взрослыми. Он начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности [1].

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «НЕ»:

НЕ хотят учиться так, как могут;

НЕ хотят слушать никаких советов;

НЕ убирают за собой;

НЕ делают домашние дела;

НЕ приходят вовремя.

В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

Таким образом, фундаментальным приоритетом в проблеме девиантного подросткового поведения является профилактическое направление в деятельности всех структур, звеньев,  специалистов, причастных к ее решению. Известно, что профилактика девиантного поведения связана с необходимостью выделения факторов риска, в числе которых важно отметить, прежде всего, макросоциальные и макроэкономические условия: затянувшийся экономический кризис; резкие изменения в социальном устройстве общества; незавершенность разработки правовой базы; экологическая и демографическая катастрофы; активная социокультурная интервенция Запада и Востока, детерминирующие деструкции традиционных социальных,  культурных, поведенческих стереотипов, утрата ценностных ориентиров и идеалов, разрушение духовной целостности субъекта жизнедеятельности, фрустрированность базовых потребностей человека [6]. В числе социально-педагогических факторов риска важно отметить безнадзорность, семейную и педагогическую запущенность, продуцирующие конфликтогенное сознание и в своих крайних проявлениях извращенное восприятие мира. В числе психологических факторов важное место на подростковом этапе занимают подростковые поведенческие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, хобби, формирующиеся сексуальные влечения и др. [4].  Основным мотивом подростковой группы риска является именно поисковая деятельность, стремление познать необъятное, а также групповое мнение и групповое поведение. Вовлечению подростков в группу риска способствуют также отсутствие информированности о нормативном развитии и искаженные сведения о действии наркотических средств и о последствиях их применения. При этом запретные меры по их употреблению усиливают влечение и способствуют включению подростков в группу риска [6].  

Приведенные выше факторы позволяют наметить основное направление профилактики в психолого-педагогической работе среди детей, подростков и их родителей ⎼ это просветительская деятельность, но не в плане «страшилок по поводу …»,  которые малоэффективны, а порой приводят к обратному результату, являясь средством извращенного самоутверждения. Основной формой работы с подростками должно стать обучение «тактике отказа» (умению сказать нет) в любых жизненных ситуациях.

Другим,  не  менее важным аспектом психолого-педагогической деятельности является формирование здоровых поведенческих стереотипов путем оживления позитивной поисковой деятельности, развитие любознательности, кругозора. Формирование ценностности развития на основе приобщения к истинным,  классическим ценностям культуры и социальной жизни [7]. В связи с этим для успешной социализации подростков с девиантным поведением  весьма актуальными оказываются следующие задачи.

Способствование становлению личности подростка посредством создания благоприятных условий  экономического и социального уровня: удовлетворенность базовых потребностей человека (еда, одежда, жилье), социальная востребованность личностных параметров каждого пришедшего в этот мир и искренняя заинтересованность в реализации возможностей каждого.

Психолого-педагогическая помощь в принятии общечеловеческих ценностей как субъективно значимых; в вырабатывании отношения к психоактивным веществам как к средствам порабощения личности, способствующим подчинению чужой воле и не дающим основания для решения своих проблем; обучение подростка умению противостоять чужому влиянию, подавляющему его волю и собственные интересы; стимулировать готовность к самостоятельному решению жизненно важных проблем; помогать в овладении позитивными способами самоутверждения, самореализации.

Создание условий для личностного роста и  формирования позитивных основ социальных коммуникаций в условиях  тренинговых групп личностного роста, где подростку предоставляется возможность решения ряда личностно важных задач.

Психолого-педагогическая деятельность по средствам просветительской, диагностической и тренинговой работы, направленная на понимание и закрепление социально- психологических знаний,  по развитию способности познания себя и окружающих, умения диагностики и коррекции личностных качеств и свойств, навыков снятия различного рода психологических барьеров, обучение приемам релаксации, саморегуляции и др.

Решение названных задач возможно лишь при условии, что психолог и  педагог будут теоретически и практически готовы к творческой реализации личностно-ориентированного подхода и принципов гуманистической направленности обучения и воспитания растущего человека. Следует подчеркнуть, что взгляды, убеждения  психолога и педагога воспринимаются как субъективно значимые лишь тогда, когда подросток видит в нем сильную личность, человека с определенной жизненной позицией, достойной уважения.

Работа по профилактике девиантного поведения подростков будет эффективной,  если  и психологи и педагоги  будут обладать знаниями и умениями по оценке личности подростка, его мировоззренческих позиций, взглядов, отношений, психического и физического состояния данного  возрастного периода.

В ходе психолого-педагогической работы, направленной на формирование у подростка  ценностно-смысловой сферы, и педагоги и психологи в своей деятельности просто обязаны давать основы для формирования здоровых мировоззренческих отношений, для выработки критического отношения к нездоровому образу жизни, умения отстаивать свою жизненную позицию, свои жизненные принципы; для овладения адекватными способами самоутверждения; давать примеры  самостоятельного решения своих личных проблем [8].

Важным моментом в профилактической работе является обучение подростка  навыкам, позволяющим адекватно реагировать на возникающие неоднозначные жизненные ситуации на интеллектуальной основе, посредством оценки ситуации и выработки основных тенденций выхода из нее.

Существует стереотипность педагогов по отношению к подросткам:

  • неизменность общественного положения ⎼  подросток по-прежнему школьник;
  • полная материальная зависимость от родителей;
  • привычный стиль взрослых в воспитании – направлять и контролировать;
  • сохранение детских черт в поведении.

Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе родителей, по отношению к самому себе. Поэтому успешность воспитания подростка и профилактики формирующегося девиантного поведения в немалой степени зависит от преодоления стереотипного отношения к подростку как к ребенку.

Таким образом, эффективность психолого-педагогической профилактики предупреждения девиантного поведения во многом зависит от социально-политических, социально-экономических, культурно-исторических условий и от уровня соответствующей готовности психологов, педагогов,  их личных принципов, ценностных ориентаций, способностей и умений.

Литература

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
  2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  4. Заиченко Н.У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Учеб.-метод. пособие. М., 2007.
  5. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М., 2004.
  6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  7. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж. 1996.
  8. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
  9. Смелзер Н. Социология. М., 1998.
  10.  Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей. М., 1997.
  11. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М., 1982.
  12. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1999.

Шемякина Ольга Олеговна, преподаватель кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

Просмотров

Всего: 8435
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 3794
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Асоциальное поведение подростка: как реагировать?

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Асоциальное поведение подростка: как реагировать?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • возрастные особенности
  • безопасность ребенка
  • асоциальное поведение
  • подростки

Подростковый возраст полон сюрпризов и неожиданностей. Это связано с несовпадением желаний и возможностей: ребенок уже хочет быть взрослым, но еще не имеет для этого ресурса. Нередко бывает, что спокойные дети вдруг начинают совершать асоциальные поступки. Что толкает подростков на такое поведение и как на это реагировать родителям?

В психологии поведение, при котором игнорируются или нарушаются общепринятые нормы, наносится вред и самому подростку, и обществу, и имуществу, называют асоциальным. Или девиантным. Что же принято считать девиантным поведением?

1. Рискованное поведение

Оно может быть вызвано желанием выделиться, внутрисемейными конфликтами, личными и возрастными особенностями, а также неэффективностью досуговой системы. К рискованному поведению можно отнести:

  • Руфинг – передвижение по высотным точкам зданий
  • Сталкинг – исследование заброшенных или недостроенных зданий
  • Опасное селфи – фото, сделанное с риском для жизни, например, на краю крыши или с огнестрельным оружием в руках
  • Диггерство – исследование подземных коммуникаций
  • Зацепинг – проезд на крыше поезда или между вагонами

2. Агрессивное поведение

Стоит отметить, что повышенная агрессивность типична для детского и подросткового возраста. Чаще всего она формируется у детей, имеющих трудности личностного и социального характера. Нередко агрессоры в свое время были жертвами, а сейчас повторяют действия своих обидчиков —получается замкнутый круг. Что считается агрессивным поведением?

  • Драки, удары, шлепки
  • Насмешки
  • Жестокие розыгрыши
  • Коллективное игнорирование
  • Распространение слухов
  • Угрозы

3. Зависимое поведение

Зависимостей существует огромное количество, и все они делятся на химические (алкоголь, никотин, наркотики) и процессные (Интернет-зависимость, пищевая зависимость, игровая зависимость).

Формирование зависимости – процесс, на который влияет множество факторов:

  • семейная ситуация
  • низкая самооценка
  • низкая мотивация к обучению
  • плохие отношения со сверстниками

4. Суицидальное поведение

Это одно из проявлений асоциального поведения, которое в современном мире вызывает наибольшие опасения. По данным Всемирной психиатрической ассоциации, наиболее уязвимая группа – подростки и молодежь от 15 до 19 лет. Причиной самоповреждения и суицидального поведения могут быть:

  • любые тяжело переживаемые ситуации для подростков,
  • несчастная любовь,
  • ссора со значимым сверстником или взрослым человеком,
  • случай суицида в окружении (даже если это был солист любимой группы),
  • неуспехи в учебе,
  • конфликты внутри семьи;
  • травля в школе

5. Делинквентное поведение

Делинквентное поведение – это смесь всего, перечисленного ранее, с непосредственным нарушением законодательства (речь идет не об уголовной ответственности). Что является делинквентным поведением?

  • Воровство, кражи
  • Мошенничество
  • Вымогательство
  • Вандализм, порча имущества
  • Поджоги
  • Драки
  • Хулиганство
  • Буллинг
  • Жестокое обращение с животными

Всё это – крик подростка о помощи. Отклоняющееся от нормы поведение – это всегда признак того, что подросток не справляется самостоятельно с тем, что происходит внутри него.

Факторы, которые влияют на формирование асоциального поведения, не меняются в зависимости от вида девиации:

— потребность в общении (а для подросткового возраста интимно-личностное общение со сверстниками – это ведущая деятельность)
— личностные особенности, например, неадекватно заниженная самооценка или патологическая тяга к риску,
— неудовлетворенная потребность во внимании и принятии.

Но в первую очередь, конечно, это семейное неблагополучие, причем совершенно не обязательно в том виде, в котором мы привыкли его себе представлять. Для подростка достаточно отрицательной оценки родителей или непонимания ими его интересов.

Семейная ситуация всегда очень сильно влияет на формирование отклоняющегося поведения. Главный фактор риска здесь – вседозволенность или, наоборот, слишком строгие ограничения ребенка внутри семьи, непоследовательность родительских требований, насилие в семье (в том числе, эмоциональное). Родитель – главный взрослый в жизни ребенка, авторитет, дающий направление для развития.

Если родитель видит, что с ребенком что-то происходит, что он «отбился от рук», попал в «плохую компанию» и начал совершать асоциальные поступки, медлить нельзя. Необходимо обращаться за помощью к психологу, чья специальность – работа с подростками. Надо быть готовым к тому, что работа, скорее всего, будет проводиться комплексная – и с ребенком, и с семьей, потому что поведение подростка – это иллюстрация проблем его семьи. Асоциальное поведение ребенка совершенно не значит, что он растет в плохой семье, что родители не выполняют в должной мере свои родительские обязанности, но это показатель того, что нужно что-то изменить.

Читайте также

Подростковые тусовки: особенности и опасности

Счастливый ребенок: девиантное поведение

Как реагировать?

Как реагировать родителю, чей ребенок совершает поступки, отклоняющиеся от норм? В первую очередь, отказаться от оценки ребенка. Можно оценивать его поступки, его слова, но не его личность. Он ваш ребенок, он остается хорошим, несмотря на поступок, который совершил. И этим поступком он просит о помощи.

Первый родительский порыв обычно бывает в духе «Наказать! Запретить!», но это не совсем правильная позиция. Конечно, можно и наказать, и запретить, но это лишь усугубит и без того страдающие детско-родительские отношения. Наказание в подростковом возрасте – не лучшая стратегия, потому что вызывает еще больший протест и отторжение у тинейджера. Это тот возраст, когда проблемы можно решить только путем конструктивного диалога.

Запрет на асоциальную деятельность, скорее всего, не принесет плодов. Во-первых, подросток и раньше догадывался, что так делать нельзя, но все равно делал, а во-вторых, особенность девиантного поведения – это смена одного его вида на другой. Например, подросток был зацепером, родители ему это запретили, он послушался и начал выпивать. Родители узнали, запретили, и он вместо употребления алкоголя начал драться с ровесниками. И так далее. Эта цепочка может длиться до бесконечности, пока не будет устранена главная проблема, та самая причина, по которой подросток так себя ведет. Поэтому запреты не решат проблемы.

Асоциальное поведение в подростковом возрасте – не редкость, но и не норма. Конечно, возрастные особенности накладывают свой отпечаток на поведение тинейджеров, и во многом именно они влияют на формирование девиантного поведения, но, несмотря на это, подобную проблему нужно срочно решать вместе с квалифицированным специалистом. До обращения к психологу задача родителя – постараться выйти на конструктивный диалог с ребенком, избегать обесценивания, стараться свести к минимуму конфликты, не выносить проблемы на публику. Конечно, подросток не горит желанием идти к психологу, ведь он уверен, что с ним все хорошо. Но сделать это необходимо. И в первую очередь к специалисту нужно идти родителям. Поведение подростка будет меняться, когда родители будут менять что-то в своем поведении.

Екатерина Головина

Фото с сайта for-ua. info

Ребенок и деньги

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Выясните отношение ребенка к деньгам и к средствам их зарабатывания, а также является ли труд родителей для него примером с тестом от портала www.ya-roditel.ru.

Пройти тест

Еще по теме

Воровство с чужих огородов — как реагировать

Подростковый вейпинг — опасность и профилактика

Забери меня, мама, домой: что делать, если ребенок не хочет оставаться в лагере

Teen Sexual Deviance — Help Your Teen Now

Родители часто не решаются говорить со своими подростками о сексе, потому что это табуированная тема, из-за которой обе стороны чувствуют себя некомфортно. Однако формирование здорового отношения к сексуальности и воздержание от девиантного сексуального поведения является важной частью жизни подростка. Сексуальные отклонения подростков — одно из самых тревожных проявлений поведения, с которыми сталкиваются родители в подростковом возрасте. Если ваш подросток демонстрирует девиантное или агрессивное сексуальное поведение, возможно, пришло время обратиться за советом к экспертам Help Your Teen Now.

Сексуальные отклонения относятся к нетипичным сексуальным практикам, которые не считаются здоровыми или могут иным образом повредить развивающемуся отношению подростка к сексуальности и отношениям. Когда у подростков развиваются неправильные представления о сексуальности, это может привести к более серьезным проблемам со стыдом, виной, отыгрыванием, депрессией и созависимостью. Общество становится более терпимым к сексуальной свободе, и здоровое сексуальное выражение является важной частью взросления и перехода во взрослый мир. Однако подростковые сексуальные отклонения могут быстро поставить подростка на ложный путь.

Некоторым родителям может быть трудно определить девиантное сексуальное поведение, но психологи подростков определяют определенные виды поведения как нормальные, а другие как девиантные. Совершенно нормальное сексуальное поведение для подростков включает мастурбацию, изучение тел с другими людьми примерно того же возраста и любопытство к сексу, которое может включать в себя некоторые встречи с легкой порнографией. Родители должны рассматривать это нормальное поведение как часть растущего интереса подростка к сексу и учить его установленным границам, а также тому, как выглядят здоровые сексуальные отношения.

Стыд, чувство вины и страх никогда не должны ассоциироваться с нормальным сексуальным поведением, чтобы у подростков могла развиться положительная сексуальная идентичность. Родители часто приносят больше вреда, чем пользы, когда обнаруживают, что их подросток ведет нормальное сексуальное поведение, тогда как вместо этого они должны показывать пример того, что уместно, и обсуждать здоровое и зрелое отношение к сексу. С помощью хороших примеров и любящих дискуссий родители могут помочь подросткам выработать здоровые сексуальные отношения и практики, которые позволят им построить близкие отношения, основанные на любви. Независимо от того, гетеросексуальны они или гомосексуальны, подростки нуждаются в существенном руководстве в этой области.

Девиантное сексуальное поведение включает искаженную сексуальную идентичность и восприятие секса в целом. Девиантное сексуальное поведение у подростков включает в себя повторяющиеся случаи раскрытия себя другим, неуместные сексуальные контакты с другими детьми, сексуальные издевательства, домогательства, насилие сексуального характера или нет, а также использование порнографии, которая вызывает привыкание, хардкор или фетишизм.

Для родителей важно вмешиваться в сексуально проблемное поведение на ранней стадии, чтобы исправить текущий дисбаланс, прежде чем поведение приведет к большим проблемам. Родители должны осознавать, что если девиантное сексуальное поведение у подростков не лечить, последствия могут быстро стать серьезными. Вот почему Help Your Teen Now — отличный ресурс для родителей, стремящихся помочь своим подросткам преодолеть девиантное сексуальное поведение.

Когда дело доходит до помощи родителям в поиске лучших программ подростковой терапии для подростков, Help Your Teen Now — лучший ресурс. Эта группа защиты родителей не связана с какой-либо программой или реабилитационным центром, поэтому советы и рекомендации, которые они дают, абсолютно беспристрастны. Свяжитесь с Help Your Teen Now, чтобы получить бесплатную консультацию по телефону и получить подростку необходимую помощь.

Национальный центр сексуального поведения молодежи

Клиническое принятие решений и планирование случаев для подростков

Каков первый шаг в процессе принятия клинических решений с подростками?

  • Решение о том, проявляет ли подросток проблемное сексуальное поведение, является первоначальным соображением для принятия клинических решений и планов лечения.
  • Подростки могут быть направлены, потому что опекуны или опекуны обеспокоены сексуальным поведением подростка, таким как мастурбация, использование порнографии, неприемлемая нагота, «секстинг» или предполагаемая распущенность, поведение, которое не всегда может быть незаконным (ссылка на социальные сети скоро появится) .
  • В других случаях подростки могли участвовать в незаконных сексуальных действиях с добровольным партнером близкого возраста, но один или оба из них не достигли возраста согласия в их штате.
  • Чтобы ответить на вопросы о том, является ли сексуальное поведение подростка клиническими проблемами, необходимо знать типичное сексуальное развитие и поведение, соответствующие законы штата и федеральные законы. Дополнительную информацию см. в разделах «Сексуальное поведение: нормативное или проблематичное?», «Подростки» и «Оценка с подростками» (скоро).

  Что делать, если оценка показывает, что у подростка нет проблемного сексуального поведения?

  • Консультация или оценка могут показать, что у подростка нет проблемного сексуального поведения и что дальнейшее вмешательство для исправления сексуального поведения нецелесообразно.
  • Результаты обследования могут не указывать на проблемное сексуальное поведение, но могут выявить другие трудности, в том числе другие проблемы с поведением, невылеченные психические расстройства или серьезные семейные конфликты.
  • Если проблемное поведение подростка не представляет опасности для других и не является незаконным, смешивание этих подростков с теми, кто нарушил закон, может быть неуместным. Следует рассмотреть другие виды лечения.

  Какие диагностические соображения связаны с проблемным сексуальным поведением?

  • «Проблемное сексуальное поведение» не является диагностируемым состоянием — эти действия относятся к поведению с клинической точки зрения.
  • Иногда проблемное сексуальное поведение представляет собой изолированную или преходящую проблему подростка, который в остальном функционирует хорошо.
  • Сексуальное поведение может быть частью модели делинквентной деятельности или одним из ряда симптомов деструктивного расстройства поведения (подробную диагностическую информацию см. в Диагностическом и статистическом руководстве V [DSM] Американской психиатрической ассоциации (скоро появится)).
  • Проблемное сексуальное поведение связано с нарушением правил и нарушением физических границ других людей и, таким образом, может представлять собой поведение, согласующееся с другими симптомами деструктивного расстройства поведения, такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, оппозиционно-вызывающее расстройство, расстройство поведения или расстройство деструктивного поведения Иное не указано (NOS). (Скоро)  

Отражает ли проблемное сексуальное поведение нетипичные сексуальные интересы?

  • В редких случаях проблемное сексуальное поведение может отражать нетипичные сексуальные интересы, включающие детей гораздо младшего возраста в препубертатном возрасте, или принудительные сексуальные действия.
  • Иногда эти нетипичные интересы могут напоминать сексуальные травмы, пережитые подростками, возможно, подкрепленные многочисленными инцидентами или мастурбацией, и физиологические реакции возбуждения, включающие приятные ощущения или оргазмы в пубертатном возрасте.

  Когда уместно диагностировать у подростка педофилию?

  • Поскольку сексуальные интересы и модели сексуального возбуждения все еще развиваются у подростков, диагноз педофилии следует использовать только в том случае, если подросток явно соответствует диагностическим критериям. Как отмечается в Диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации (DSM-V).
  • Такие термины, как «педофильные черты» или «парафилии, не указанные иначе» в отношении подростков младше 16 лет неуместны.

  Что следует учитывать для понимания поведения подростков и принятия решений о лечении/планировании лечения?

  • Понимание того, как проблемное сексуальное поведение соотносится с другим поведением, проблемами с психическим здоровьем, окружающей средой и другими факторами риска и защиты (скоро) служит для обоснования решений о лечении и планировании лечения.
  • Следует обратить внимание на то, проявляются ли у подростка: (1) проблемное сексуальное поведение как функция преходящих личных, ситуационных или контекстуальных факторов; (2) демонстрирует проблемное сексуальное поведение как часть более широкой модели проблем поведения и делинквентного поведения; (3) имеет нетипичные сексуальные интересы; или (4) имеет нетипичные сексуальные интересы, антиобщественные взгляды и делинквентное поведение.

 Дополнительную информацию см. в разделе Типы молодежи с проблемным сексуальным поведением — подростки.   Кроме того, для получения дополнительной информации, относящейся к принятию клинических решений или решений по ведению вашего случая, перейдите по ссылке Факторы риска и защиты в понимании этих молодых людей, оценка и вмешательство. (скоро)

Какие ситуационные или преходящие факторы связаны с проблемным сексуальным поведением подростков?

Для большинства подростков проблемное сексуальное поведение связано с ситуационными преходящими факторами. Ситуационные факторы могут включать:

  • Нормативный всплеск сексуального интереса и побуждений у подростков.
    • Отсутствие знаний или неправильное понимание правил общества в отношении сексуального поведения и непонимание противоправности сексуальных проступков.
  • Недостаточный мониторинг взрослых.
  • Употребление психоактивных веществ
  • Воздействие сексуального поведения через средства массовой информации или Интернет
  • Препятствия для соответствующих возрасту отношений со сверстниками, например, социальная изоляция.
  • Негативное влияние сверстников.

 Подростки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (скоро) при отсутствии других правонарушений могут также попасть в эту категорию.

У некоторых подростков могут быть другие трудности, трудности с обучением, умственная отсталость или нарушения развития, такие как аутизм, синдром Аспергера или фетальный алкогольный синдром, а также трудности с контролем импульсов и принятием решений. У этих подростков межличностные проблемы могут быть похожи на проблемы детей с СДВГ (скоро), включая импульсивное прикосновение к интимным частям других людей или нарушение физических границ. Щелкните здесь, чтобы получить ресурсы и дополнительную информацию Синдром Аспергера.

  • Иногда подростки с такими трудностями неадекватно реагируют на нормативные сексуальные ощущения.
  • Иногда подростки с отклонениями в развитии, возможно, не были обучены или не усвоили правила и законы, касающиеся сексуального поведения, или, возможно, из-за трудностей с чтением или пониманием чувств других людей они могут вести себя неуместно или даже незаконно в сексуальном плане.
  • Большинство молодых людей с СДВГ, отклонениями в развитии или другими проблемами или расстройствами психического здоровья не проявляют проблемного сексуального поведения.
  • Лечение и планирование лечения должны учитывать способности подростка, его поддержку и стиль обучения.

  Деструктивное поведение или делинквентность

Что делать, если проблемное сексуальное поведение является частью более крупной модели деструктивного поведения или правонарушений?

  • Некоторые подростки ведут себя разрушительно или агрессивно, включая нарушение законов или прав других лиц. Для этой молодежи проблемное сексуальное поведение может быть частью более широкого репертуара беспокоящих действий. Молодые люди, совершающие антисоциальные и делинквентные действия, часто соответствуют критериям оппозиционно-вызывающего расстройства (ODD), расстройства поведения (CD), деструктивного расстройства поведения без дополнительных уточнений (NOS) или синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Общие модели поведения для молодежи с ODD или CD могут включать вспышки или агрессию в ответ на установление ограничений или провокационное поведение, направленное на то, чтобы раздражать или беспокоить других. Проблемное сексуальное поведение у этих молодых людей может быть вызвано схожими триггерами (например, отторжение из-за романтического интереса) или выполнять аналогичные функции (например, домогательство других).
  • Иногда незаконное сексуальное поведение может быть связано с антиобщественным отношением, которое оправдывает такое поведение (например, что после свидания юноша имеет право на секс и, если человек не желает, применение силы является обязательной необходимостью).
  • Некоторые молодые люди, например, совершают правонарушения, предусмотренные законом (т. е. вступают в половые отношения с лицом близкого возраста, которое не возражает, но не достигло совершеннолетия для согласия) или участвуют в сексуальном поведении, которое не включает силу, агрессию или даже физический контакт.
  • Другие могут демонстрировать крайне несексуальное агрессивное и опасное поведение, продолжающееся с раннего возраста, с периодическими сексуальными преступлениями.

Большинство молодых людей с делинквентным поведением не проявляют проблемного сексуального поведения. Мультисистемное вмешательство, такое как мультисистемная терапия проблемного сексуального поведения (MST-PSB), представляет собой подход, основанный на фактических данных, который можно рассмотреть для молодежи с проблемами поведения.

  Атипичные сексуальные интересы и серьезные правонарушения

Что делать, если подростки имеют проблемное сексуальное поведение с нетипичными сексуальными интересами?

  • У небольшого числа подростков могут проявляться сексуальные озабоченности, чрезмерное сексуальное поведение и/или нетипичные сексуальные интересы. Для этих подростков сексуальное поведение является основным направлением лечения.
  • Им трудно надлежащим образом управлять своим сексуальным возбуждением, и они могут демонстрировать проблемное сексуальное поведение в различных условиях (например, в школе, дома и т. д.).
  • Оценка и вмешательства должны изучить значение такого поведения для молодежи и разработать соответствующие меры, которые способствуют здоровым отношениям и помогают им избежать оскорбительного или незаконного сексуального поведения.
  • Могут присутствовать неточные и искаженные представления о сексуальном поведении (например, о том, что такое поведение является согласованным, приемлемым, не вредным); иногда молодежь может знать, что такое поведение неприемлемо, но все равно упорствовать.
  • Иногда эти подростки испытывают стойкое возбуждение, связанное с неуместными сексуальными интересами, например, сексуальное возбуждение с участием детей значительно младшего возраста, темы насилия или принуждения.

  Что делать, если проблемное сексуальное поведение является нетипичным и делинквентным?

В более редких случаях подростки могут демонстрировать значительное, раннее начало, делинквентное и агрессивное поведение и сексуальную озабоченность или девиантные сексуальные интересы. При выявлении эти подростки часто нуждаются в множественных, насущных нуждах в лечении, часто включая сопутствующие проблемы и расстройства психического здоровья.

  • Вмешательства должны быть приоритетными, чтобы обеспечить максимальную безопасность всех участников и снизить непосредственные факторы риска, связанные с правонарушением. Вмешательства могут первоначально потребовать краткосрочного помещения в стационар и интенсивных услуг.
  • После комплексной оценки вмешательства необходимо будет устранить ошибочные взгляды и убеждения, связанные с проблемным сексуальным поведением.
  • Потребуются вмешательства, которые облегчат управление импульсами и другими выявленными факторами риска.
  • Управление поведением и совместные многосистемные планы безопасности с участием родителей и других взрослых потребуются для обеспечения безопасности после возвращения в общество.

  Другие аспекты диагностики

Оценка иногда показывает, что у подростка с проблемным сексуальным поведением могут быть трудности в обучении и проблемы с психическим здоровьем, включая или помимо упомянутых выше, или значительная история травм или жестокого обращения. Определение того, как эти трудности влияют на факторы риска проблемного сексуального поведения и потребности в лечении, зависит от того, как эти факторы взаимодействуют с проблемным сексуальным поведением.

Каковы некоторые диагностические соображения для молодежи с проблемами обучения?

  • Подростки с проблемным сексуальным поведением часто страдают расстройствами или трудностями в обучении. В дополнение к проблемам с обучением у некоторых подростков могут быть задержки в развитии, умственная отсталость или распространенные нарушения развития, которые влияют не только на обучение, но и на функционирование в нескольких областях.
  • Очень важно, чтобы поставщики услуг адаптировали вмешательства в соответствии со стилями обучения и способностями подростка.
  • Подросткам с проблемами памяти, скорее всего, потребуется возможность предварительно выучить материал, часто повторять и практиковаться.
  • Многим подросткам может быть полезна дополнительная поддержка и структура в их домашней среде, в том числе сигналы от их опекунов, чтобы использовать их новые навыки.

  Каковы некоторые диагностические соображения для подростков, подвергшихся травме?

  • Некоторые подростки с проблемным сексуальным поведением подвергались жестокому обращению, жестокому обращению или травмирующему событию (например, сексуальному или физическому насилию, насилию в семье или обществе). Лишь у части молодых людей разовьются симптомы, соответствующие расстройству, связанному с травмой.
  • В частности, возможные диагнозы, связанные с травмой, могут включать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), острое стрессовое расстройство или расстройство адаптации. Существует несколько научно обоснованных лечебных вмешательств для травматических расстройств.
  • Некоторые подростки могут успешно работать над достижением целей лечения сексуального поведения и устранять симптомы травмы одновременно или после завершения лечения сексуального поведения. Другие подростки могут встревожиться, взволноваться или разозлиться, когда обсуждение лечения будет сосредоточено на сексуальном поведении, поскольку эти обсуждения служат ярким напоминанием об их собственной истории жестокого обращения.
  • Первоначальное лечение травмы может быть необходимо, прежде чем подросток с такой реакцией на травму сможет эффективно участвовать в лечении.
  • Однако важно признать, что этим подросткам может потребоваться подход к лечению с учетом травм. Вмешательства, основанные на доказательствах, включают когнитивно-поведенческую терапию, ориентированную на травму. (Дополнительные вмешательства, основанные на фактических данных, см. в разделе «Вмешательства при травмах» (скоро) в разделе «Ресурсы»).

Для получения дополнительной информации о реакции молодежи на травмирующий жизненный опыт посетите Национальную сеть детского травматического стресса.

  Планирование лечения и вмешательства

Что необходимо учитывать для эффективного планирования лечения и вмешательств?

Для эффективного планирования лечения требуется начальная оценка (скоро) для обеспечения безопасности и выявления факторов риска и защитных факторов, потребностей во вмешательстве и требований к реагированию на лечение. Вмешательства, скорее всего, будут эффективными, когда индивидуальные и семейные потребности в лечении сочетаются с высококачественными услугами в непрерывном и гибком континууме помощи. Постоянные и своевременные переоценки необходимы для обеспечения эффективных планов лечения с течением времени.

Континуум лечебных мероприятий (скоро):

  • Кратковременные психообразовательные вмешательства.
  • Амбулаторное лечение (6-16 месяцев).
  • Интенсивная амбулаторная терапия (клиника или на дому).
  • Интенсивное мультисистемное лечение
    • Дневное лечение.
    • Лечение в стационаре под охраной персонала.
    • Интенсивное лечение в закрытых учреждениях (например, в исправительных учреждениях для несовершеннолетних или в больницах).

Интенсивность лечебных мероприятий по месту жительства может варьироваться в зависимости от индивидуальных потребностей и потребностей семьи. Большинству подростков с проблемным сексуальным поведением, у которых мало факторов риска, связанных с повторным правонарушением, и сильные защитные факторы, могут потребоваться только еженедельные амбулаторные сеансы лечения. Исследования показывают, что лечение, вероятно, будет более эффективным, когда лица, осуществляющие уход, и подростки участвуют в лечении одновременно и вместе, отрабатывая новые навыки на сеансах.

Как я могу адаптировать вмешательство для устранения нескольких факторов риска?

  • Молодежи и семьям с большим количеством факторов риска и потребностей может потребоваться несколько еженедельных сеансов амбулаторного лечения, услуги на дому или мультисистемные услуги.
  • Вмешательства на дому подходят для молодежи со значительными потребностями в различных областях, особенно с постоянным проблемным поведением в домашней среде.
  • Домашние программы часто касаются стратегий воспитания, проблемного поведения молодежи и иногда включают дополнительную поддержку сообщества и координацию с другими поставщиками услуг и условиями, такими как школы.
  • Одним из вмешательств с эмпирической поддержкой является мультисистемная терапия (МСТ) проблемного сексуального поведения.

  Что делать, если семьи и отдельные члены семьи имеют несколько потребностей?

  • Мультидисциплинарные команды или службы интенсивного управления делами, такие как High Fidelity Wraparound, могут быть полезны для решения множества задач.
  • Кейс-менеджеры и координаторы групп должны быть осведомлены о молодежи с проблемным сексуальным поведением, их рисках и потребностях.
  • Многопрофильные бригады и клиницисты предостерегаются от попыток удовлетворить все потребности семей с помощью различных вмешательств, предоставляемых несколькими учреждениями.

  Как приемные семьи могут помочь подросткам с проблемным сексуальным поведением?

Для подростков, которые не могут оставаться дома, приемные семьи предлагают другую альтернативу.

  • Приемные родители, особенно если они хорошо обучены справляться с проблемным поведением, могут координировать свои действия и тесно сотрудничать с поставщиками медицинских услуг и группами безопасности, чтобы помочь молодежи преодолевать трудности и развивать просоциальные навыки и поведение.
  • Терапевтическая приемная семья или приемные семьи с такими услугами, как MST-PSB, могут быть хорошими альтернативами для молодежи, которая может подвергаться повышенному риску негативного влияния сверстников в интернатах, например, подростки младшего возраста или лица с менее тяжелым делинквентным поведением.

  Когда следует рассмотреть вопрос о стационарном лечении?

Подросткам с самым высоким уровнем риска и потребностей может потребоваться размещение в стационаре, больнице или исправительном учреждении с соответствующими программами лечения.

Исследования показывают, что хотя молодежь в некоторых интернатных программах демонстрирует положительные результаты, эти достижения часто теряются, как только молодежь возвращается в общество. Однако исследования показывают, что эффективность стационарного лечения может быть повышена, а улучшения могут поддерживаться:

  • Использование интенсивных вмешательств, основанных на фактических данных.
  • Вовлечение семьи и участие в услугах.
  • Развитие межличностных и просоциальных навыков.
  • Стабильные настройки долечивания.
    • Текущая поддержка после выписки (амбулаторное лечение, школьная поддержка и т. д.).
    • Лечебные компоненты программ исправительных учреждений для несовершеннолетних должны включать компоненты научно обоснованных эффективных вмешательств.

  Как я могу привлечь лиц, осуществляющих уход, к процессу лечения?

Хотя подростки переживают период своей жизни, когда они начинают отделяться от своих родителей и опекунов, эти взрослые остаются для них очень важными. Исследования показывают, что привлечение родителей или опекунов имеет положительные результаты. Родители получают пользу от обучения:

  • Эффективные стратегии воспитания, которые поощряют позитивное поведение и предотвращают плохое поведение.
  • Информация о половом развитии и рекомендации по отличию более распространенных сексуальных моделей поведения от проблемных или незаконных.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts