Релятивизм это в философии: Что такое Релятивизм — Узнай Что Такое

понятие и основные идеи, виды

Что такое релятивизм, основные идеи

Релятивизмом — это одна из методологических концепций в философии, не признающей абсолютов и универсальных истин в области познания. Термин «релятивизм» происходит от латинского слова «relativus», т.е. «относительный».

Релятивисты твердо убеждены в относительности всего сущего, они не признают существования универсальных нравственных принципов, отмечая лишь присущую индивидам множественность разнообразных моральных взглядов и убеждений, согласование которых между собой принципиально не возможно. Кроме того, они не признают и абсолютные истины, считая все известные сведения о человеке и окружающей его действительности противоречащими друг другу (что мешает привести их к общей мировоззренческой позиции).

Последователи релятивизма рассматривают область познания как совокупность различных оценочных констатаций, способных удовлетворить интересы, пристрастия, пожелания и убеждения отдельных людей и групп людей. Культурные достижения рассматриваются ими как ценности, созданные конкретными людьми в конкретную историческую эпоху, что обуславливает их относительность.

Описываемое учение часто пересекается с философским скептицизмом (а иногда — и с цинизмом), поскольку его основные черты во многом тождественны взглядам античных скептиков. К примеру, подобно скептикам сторонники релятивизма считают любые знания условными и неполными, а потому сильно зависимыми от исторических условий, в которых происходил процесс познания.

Первыми философами, выдвинувшими подобные тезисы, были древнегреческие софисты Протагор и Горгий. Затем релятивизм развивался в рамках античного скептицизма, позже данные взгляды были поддержаны последователями эмпиризма в Англии и скептиками Нового времени, чему способствовала постоянная постановка вопроса об относительности знания, закономерно возникавшая во времена смены одного мировоззрения на другое.

Разновидности релятивизма

Выделяют следующие, часто кардинально отличные друг от друга, разновидности релятивизма:

  • Под социально-культурным релятивизмом понимается выделение своеобразия и изменчивости (общественной, лингвистической и культурной) любой социальной системы на протяжении ее исторического развития, а также ее замкнутость и непохожесть на другие социальные системы. Эта разновидность релятивизма основана на отрицании линейного развития культуры и базируется на представлениях о существовании несоизмеримых мировоззренческих типов, свойственных определенным культурам в определенный временной период.
  • Последователи морального релятивизма отрицают абсолютный характер, вместе с ним отрицая всеобщий и принудительный характер моральных норм, считая мораль условным и ситуативным понятием. Для носителей подобного мировоззрения характерно желание подчинить мораль собственным пристрастиям (что может выражаться в крайних формах гедонизма) либо общественной целесообразности.
  • Негативный релятивизм близок учению софистов, поскольку строится на утверждении об отсутствии истины в любом высказанном человеком суждении.
  • Лучшим выражением взглядов последователей формального релятивизма является привычная всем стандартная фраза «в этом есть доля истины». Сторонники данной концепции верят в существование неких «правды» и «истины», в настоящее время недоступных пониманию людей по причине ограниченности их способностей к познанию. А потому любое суждение не способно отразить всю полноту истины, выражая ее лишь частично. Такие убеждения, основанные на неполноте знаний человека о мире, чаще всего свойственны ученым, высказывающим предположения о возможности преодоления этой неполноты посредством построения единственно правильной общей теории познания.
  • Прагматичный релятивизм рассматривает все имеющиеся в мире философские концепции как равноправные учения, поскольку отрицает саму возможность рационально сравнить их, выбрав из предложенных наиболее правильную и верную. К тому же, у всякой концепции есть авторы и сторонники, следовательно, данное учение соответствует определенным целям, а потому может помочь людям решить стоящие перед ними мировоззренческие и познавательные задачи.
  • Отдельно сейчас выделяют и постмодернистский релятивизм, который является логическим продолжением негативного релятивизма, но отличается от него большей глубиной и отсутствием примитивизма. Так, представители указанного течения никогда не отрицали саму возможность познания, но не соглашались с монистической формой познавательного процесса, сложившейся за много веков. Помимо этого, ими отрицаются необходимость и возможность выстраивания любых систем познания, да и целостной философской системы в принципе. Постмодернисты являются последовательными противниками догм, их воззрения основаны на необходимости постепенного движения к познанию.
  • Анархический релятивизм родственен постмодерну, его главный тезис можно выразить формулой «позволено все». Также в своих взглядах последователи данного учения пересекаются со сторонниками прагматичного релятивизма, полагая, что всякий существующий в мире предмет имеет собственное предназначение. Главным выразителем подобных идей стал австрийско-американский учёный, философ Пол Фейерабенд (1924 — 1994), считавший, что любая приходящая в голову человека мысль непременно соответствует чему-либо в реальности.
  • Абсолютный релятивизм во многом является логическим продолжением и развитием описанной нами выше анархической концепции.
    Последователи данной теории не отрицают объективность процесса познания, они не ссылаются на невозможность полного познания, но стремятся к полноте понимания явлений и предметов, для чего рассматривают их комплексно, с различных позиций, считая каждую из них полноценной и равноправной.

Развитие идей релятивизма

Предпосылки к возникновению описываемого явления прослеживались еще во взглядах древнегреческих софистов. Так, Протагор, считавший человека мерой всех вещей, подобным высказыванием признавал отсутствие в окружающей реальности объективных и устойчивых предметов и явлений, относя сферу познания к области вкусов и чувств людей, индивидуальных для каждого человека. Таким образом, он стал первым философом, поставившим под сомнение абсолютность знаний.

Схожие черты можно обнаружить и в учениях античных скептиков, считавших получаемые человеком знания ограниченными и условными, зависящими лишь от определенного исторического момента. По мнению античных скептиков, получаемые людьми знания через определенное время будут коренным образом пересмотрены, а это может полностью изменить привычную многим картину мира. Значит, любое знание относительно и не может быть абсолютно достоверным.

Определенное развитие релятивизм получил в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий, что связано с попытками ученых осмыслить физику и происходящие в ней масштабные изменения с философских позиций. В итоге некоторые ученые, опиравшиеся на метафизическую теорию познания, но игнорирующие принцип историзма при проведении ими анализа происходящих в науке изменений, стали всерьез говорить об относительности (как Петцольдт) или даже об условности познания (как Пуанкаре).

Моральный релятивизм

В рамках рассмотрения категории релятивизма, следует упомянуть о моральном релятивизме. Последователи морального релятивизма отрицают не только факт существования нравственности, но и принятые внутри социума моральные нормы, считая их необязательными для исполнения, а также относя понятия о добре и зле в абсолютном понимании к выдуманным. Естественно, при стечении определенных обстоятельств подобное мировоззрение легко перерождается в обыкновенную вседозволенность, поскольку разделяющие указанные взгляды индивиды не только обесценивают нормы нравственности и морали, но и не склонны искать по этому поводу компромиссов с окружающими.

Советский и украинский учёный, кандидат философских наук А.И. Круглов разделяет моральный релятивизм на два направления:

  • Первое из них строится на условности добра и зла, отрицая нормы морали лишь относительно, в зависимости от предложенных условий и обстоятельств. Сторонники этого направления считают добро и зло относительными, делая на этом основании вывод об относительности морали;
  • Сторонники второго направления признают безусловность добра и зла, одновременно с этим относя к условностям моральные нормы. Приверженцы данной концепции допускают абсолютность добра и зла, но относят нормы морали к сугубо относительным понятиям.

Что такое релятивизм простыми словами, его определение и исторические корни, влияние на философию

Слово «релятивизм» имеет латинские корни и переводится на русский язык как «относительный». Сторонники такого учения отрицают, что явления и вещи могут быть определёнными и устойчивыми, и поддерживают следующее утверждение: действительность постоянно изменяется.

Существует несколько значений этого слова, которыми его наделяли исследователи.

  • Что такое релятивизм?
    • В Энциклопедическом словаре
    • В словаре Ожегова
    • В словаре Ушакова
  • Исторические и гносеологические корни релятивизма
  • Значение релятивизма для философии
  • Моральный релятивизм как разновидность релятивизма

Что такое релятивизм?

В Энциклопедическом словаре

В нём под словом «релятивизм» подразумевается субъективное познание мира, которое является условным и относительным, с полным отрицанием любых правил и норм этики.

В словаре Ожегова

Здесь «релятивизм» определяется как такой принцип методологии, последователи которого, признавая абсолютную условность, субъективность и относительность знаний человека об окружающем мире, полагают, что объективно познать существующую действительность невозможно.

В словаре Ушакова

Ушаков рассматривает два значения слова «релятивизм». Это:

  1. Учение идеалистов в философии, которое возводит в аксиому принцип относительности накопленных знаний, отвергает идею абсолютной истины и утверждает, что познать реальность объективно нет никакой возможности.
  2. Второе название теории относительности — учения Альберта Эйнштейна о принципах функционирования окружающего нас мира.

Исторические и гносеологические корни релятивизма

Предпосылки его возникновения возможно отследить, изучив взгляды софистов из Древней Греции. Знаменитый философ Протагор, провозгласив небезызвестный принцип о том, что мерой всех вещей является человек, фактически признал: в известной нам реальности нет устойчивых или объективных вещей либо явлений, а познание зиждется только на чувствах и вкусах человека, которые значительно различаются у разных индивидов. Следовательно, чёткого и окончательного ответа, что есть определённая вещь, дать невозможно.

В учении античных скептиков мы можем обнаружить такие элементы, характерные для релятивизма, как обнаружение ими условности и ограниченности получаемых знаний, которые к тому же зависят от сложившейся исторической конъюнктуры.

Это означает, что такие знания могут быть пересмотрены через некоторый промежуток времени в противоположную сторону, поскольку такие действия могут быть выгодны правителям какого-либо государства, а также в случае совершения научного открытия, полностью меняющего сложившуюся картину мира. Отсюда скептики сделали вывод, что любое знание относительно и недостоверно в принципе.

В чём заключаются гносеологические корни релятивизма?

  • Придание повышенного значения условиям, при которых происходит познание. Кроме того, релятивисты ставят в зависимость жёсткую зависимость получение новых знаний от таких факторов, как, например, психологическое состояние исследователя, его потребности биологического уровня, доступные теоретические средства;
  • Отказ признавать логическую связь между старыми и вновь полученными знаниями, их преемственность. Поэтому сторонники такого учения считают, что доказательство новой теории служит неопровержимым свидетельством неполноты, субъективности старых знаний.
    Исходя из этого, они делают вывод: любое познание необъективно и никогда не сможет стать объективным. Такое утверждение поддерживают не только релятивисты, но и агностики.

Значение релятивизма для философии

С помощью постулатов релятивизма философы в XVI–XVIII веках, например, Мишель Монтень и Эразм Роттердамский, критиковали догмы христианской церкви и во многом способствовали распространению бунтарских революционных настроений в массах, которые вылились в английскую революцию в середине XVII века и Великую французскую революцию в конце XVIII века.

Релятивизм является важной составляющей частью такого течения в философии как субъективный идеализм, основоположниками которого считаются Джордж Беркли и Давид Юм, отстаивающие возможность познания только в качестве описания ощущений органов чувств.

Моральный релятивизм как разновидность релятивизма

Сторонники такого философского течения полагают, что нравственности в объективном смысле не существует, нормы морали, принятые в обществе, не обязательны для следования и исполнения, а понятия зла и добра в абсолютном выражении не более, чем выдумка.

В связи с этим, исследователь Порус заметил, что моральный релятивизм легко может переродиться во вседозволенность, а люди, придерживающиеся подобной точки зрения будут стараться обесценить нравственные нормы до максимально низкого уровня, не будут пытаться искать компромиссы и договариваться на взаимовыгодных условиях.

Философ Круглов выделяет две разновидности морального релятивизма:

  1. Первый вариант исходит из понятия условности зла и добра, а также относительности моральных норм в зависимости от времени и места действия. Отсюда приверженцы такой точки зрения делают вывод, что если зло или добро не могут быть точно определены и являются относительными, то любые нормы морали также относительны.
  2. Второй вариант определяет, что добро и зло безусловны, но, в то же время, мораль является условным понятием. Поэтому сторонники данного философского течения считают, что только добро или зло может быть абсолютом, следовательно, всякие нормы морали будут только относительными.

Релятивизм – по ветвям/доктринам

Введение | Метафизический релятивизм | Эпистемологический релятивизм | Другие виды релятивизма
 
Введение Наверх

Релятивизм — это идея о том, что некоторый элемент или аспект опыта или культуры соотносится с (или зависит от ) какого-то другого элемента или аспекта. Поэтому, как выразился Аристотель, вещи есть то, что они есть только относится к другим вещам, а ничто есть то, что есть просто в в силу самого себя .

Это не отдельная доктрина, а семейство взглядов, общей темой которых является то, что какой-то центральный аспект опыта, мысли, оценки или даже реальности каким-то образом соотносится с чем-то другим . Таким образом, так же как и метафизика, релятивизм имеет отношение к эпистемологии, этике и даже эстетике.

Протагор и другие софисты уже в 5 веке до н.э. считаются отцов-основателей релятивизма в западном мире, хотя их верования в основном известны благодаря трудам их противников , Платона и Сократа. Релятивизм также обсуждался ранними индусскими , джайнскими и сикхскими философами в Индии .

Метафизический релятивизм Наверх

Метафизический релятивизм — это позиция, которую возражает и реальность вообще существуют только относительно других объектов и не имеют значения в изоляции .

Метафизический релятивизм предполагает реализм в том смысле, что в мире существуют действительные объективных вещей , которые относятся к другим реальным вещам. Идея о том, что не существует реальности «там», независимой от нашего разума, подобна концепции метафизического субъективизма и противоположна объективизму.

Эпистемологический релятивизм Наверх

Эпистемологический релятивизм (или когнитивный релятивизм ) — это идея о том, что наше знание реального мира должно подкрепляться нашими ментальными конструкциями , и что истинность или ложность утверждения 90 социальной группы или отдельного человека.

Он утверждает, что существует когнитивное искажение , искажение записи и предвзятость культуры , которые не позволяют нам объективно наблюдать что-то своими собственными чувствами и что мы не можем устранить . Таким образом, это антидогматическая позиция, утверждающая, что истинность предложения зависит от того, кто его интерпретирует, потому что моральный или культурный консенсус не может быть и не будет достигнут.

Перспективизм — тип эпистемологического релятивизма, разработанный Фридрихом Ницше, согласно которому все идеи (создание новых идей) происходят с определенной точки зрения . Это означает, что существует много возможных перспектив, которые определяют любое возможное суждение об истине или ценности , которое мы можем сделать. Таким образом, ни один способ видения мира не может считаться окончательно «истинным», но это не обязательно означает, что все точки зрения одинаково действительны .

Другие виды релятивизма Наверх
  • Моральный релятивизм — это позиция, согласно которой моральные или этические суждения не отражают объективных и/или универсальных моральных истин, а вместо этого предъявляют требования относительно социальных, культурных, исторических или личных обстоятельств .
  • Эстетический релятивизм — это философская точка зрения, согласно которой суждение о красоте относительно индивидуумов, культур, временных периодов и контекстов, и что существует нет универсальных критериев красоты.
  • Антропологический релятивизм (или Методологический релятивизм ) относится к методологической позиции, в которой исследователь приостанавливает свои собственные культурные предубеждения , чтобы избежать этноцентризма в попытке понять 901 их убеждения и поведение111 локальные контексты . В целом антропологи занимаются дескриптивным релятивизмом , в отличие от нормативного релятивизма философии.


Этический релятивизм | философия | Британика

Геродот

См. все СМИ

Ключевые люди:
Эдвард Вестермарк
Похожие темы:
этика ситуационная этика релятивизм

Просмотреть весь связанный контент →

этический релятивизм , учение о том, что в этике нет абсолютных истин и что то, что является морально правильным или неправильным, варьируется от человека к человеку или от общества к обществу.

Аргументы в пользу этического релятивизма

Геродот, греческий историк V века до н. э., выдвинул эту точку зрения, когда заметил, что разные общества имеют разные обычаи и что каждый человек считает обычаи своего общества лучшими. Но, по словам Геродота, ни один набор социальных обычаев не может быть лучше или хуже любого другого. Некоторые современные социологи и антропологи сходным образом утверждают, что мораль, поскольку она является социальным продуктом, по-разному развивается в разных культурах. Каждое общество вырабатывает стандарты, которые люди в нем используют, чтобы отличать приемлемое поведение от неприемлемого, и каждое суждение о правильном и неправильном предполагает тот или иной из этих стандартов. Таким образом, по мнению этих исследователей, если такие обычаи, как полигамия или детоубийство, считаются правильными в обществе, то они являются правильными и «для этого общества»; и если одни и те же обычаи считаются неправильными в другом обществе, то эти обычаи неправильны и для этого общества. Не существует такой вещи, как то, что «действительно» правильно, кроме этих социальных кодов, поскольку нет культурно-нейтрального стандарта, к которому мы могли бы обратиться, чтобы определить, какое мнение общества является правильным. Различные социальные коды — это все, что существует.

Второй тип аргументов в пользу этического релятивизма принадлежит шотландскому философу Дэвиду Юму (1711–1776 гг.), который утверждал, что моральные убеждения основаны на «чувствах» или эмоциях, а не на разуме. Эта идея была развита школой логического позитивизма 20-го века и более поздними философами, такими как Чарльз Л. Стивенсон (1908–1979) и Р.М. Харе (1919–2002), который считал, что основная функция морального языка состоит не в том, чтобы констатировать факты, а в том, чтобы выражать чувства одобрения или неодобрения по отношению к какому-либо действию или влиять на отношение и действия других. С этой точки зрения, известной как эмотивизм, правильное и неправильное связано с индивидуальными предпочтениями, а не с социальными стандартами.

Этический релятивизм привлекателен для многих философов и социологов, потому что он, кажется, предлагает лучшее объяснение изменчивости моральных убеждений. Он также предлагает правдоподобный способ объяснения того, как этика вписывается в мир, описанный современной наукой. Даже если мир природы в конечном счете состоит только из нейтральных по отношению к ценностям фактов, говорят релятивисты, этика по-прежнему основывается на человеческих чувствах и социальных установках. Наконец, этический релятивизм кажется особенно подходящим для объяснения добродетели терпимости. Если с объективной точки зрения собственные ценности и ценности своего общества не имеют особого положения, то установка «живи и давай жить другим» представляется уместной по отношению к ценностям других людей.

Начиная с 1960-х и 1970-х годов, этический релятивизм ассоциировался с постмодернизмом, сложным философским движением, которое ставило под сомнение идею объективности во многих областях, включая этику. Многие постмодернисты считали саму идею объективности сомнительным изобретением эпохи модерна, то есть постпросвещения. Со времен Просвещения большинство философов и ученых верили, что существует объективная, универсальная и неизменная истина обо всем, включая науку, этику, религию и политику, и что человеческий разум достаточно силен, чтобы открыть эту истину. Таким образом, конечным результатом рационального исследования должна была стать одна наука, одна этика, одна религия и одна политика, которые были бы действительны для всех людей во все времена. Однако, согласно постмодернизму, вдохновленная Просвещением идея объективной истины, которая повлияла на мышление практически всех современных ученых и философов, является иллюзией, которая теперь рухнула.

Они утверждают, что это развитие во многом связано с работами немецкого философа Фридриха Ницше (1844–1900) и его последователей. Ницше отверг наивную веру в то, что человеческие убеждения просто отражают реальность. Вместо этого каждое из наших убеждений основано на «точке зрения», которая не является ни правильной, ни неправильной. В этике, соответственно, нет моральных фактов, а есть только моральные интерпретации явлений, порождающие различные существующие моральные кодексы. Мы можем попытаться понять эти морали, исследуя их историю и психологию людей, которые их принимают, но не стоит вопрос о том, чтобы доказать, что та или иная из них «истинна». Ницше утверждает, например, что те, кто принимает иудео-христианскую этическую систему, которую он называет «моралью рабов», страдают слабой и боязливой личностью. По его словам, человек другого и более сильного типа отверг бы эту этику и создал бы свои собственные ценности.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Постмодернисты считают, что западное общество вышло за рамки современной интеллектуальной эры и сейчас находится в постмодернистском периоде, который отчасти характеризуется осознанием того, что человеческая жизнь и мышление представляют собой мозаику, включающую множество точек зрения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts