Репрезентация в психологии: Репрезентация — Психологос

Понятие репрезентации

Понятие репрезентации

Для когнитивной науки в целом и, в особенности, когнитивной психологии? ключевыми стали два понятия репрезентация и процесс.

«Репрезентационные системы те теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма. пишет известный когнитивный психолог Дж. Мандлер. Конечно, не существует однозначного соответствия между действием и его репрезентацией, и мы не используем термин «репрезентация » как некий символ, который «олицетворяет » определенное событие. Иными словами, представление знаний теоретическая система, которая конструируется для того, чтобы понять, объяснить и предсказать поведение организмов. «[1] Репрезентации с точки зрения их природы, «необходимо отделить от понятий и верований. Репрезентации это конструкции, зависящие от обстоятельств. Они построены в конкретном индивидуальном контексте для специфических целей: для осведомленности в данной ситуации, для того, чтобы быть готовым к требованиям текущих задачи и пониманию текста (который читают), инструкцию (которую выполняют), проблему (которую надо решить). Конструирование репрезентеции направляется задачей и природой решения, которое необходимо найти. Репрезентации учитывают всю совокупность элементов ситуации или задачи. Таким образом они по своей природе очень специфичные, детализированные и непрочные. Репрезентация тут же модифицируется, если изменяется вся ситуация или элементы ситуации, на которые раньше не обращали внимания, вдруг стали заметными «[2]. С точки зрения когнитивного функционирования, различия между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активизированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно.

Субъект нуждается в процессах, которые формируют репрезентации и трансформируют их. Вместе взятые, репрезентации и процессы обеспечивают теоретический анализ процедуры накопления опыта и действий субъекта. Таким образом, еще одна ключевая проблема когнитивной психологии оперирование репрезентациями, куда включаются механизмы поиска и запоминания, процессы логического вывода и многое другое. «Между этими двумя понятиями нельзя провести отчетливой границы, самым очевидным будет разделение декларативных и процедурных репрезентаций, каждые из которых сопряжены со специфическими процессами. Декларативные репрезентации обычно связывают с осознанными знаниями о мире, тогда как процедурные с действиями и процедурами, остающимися не осознаваемыми индивидом. Неправильно считать, что ментальные репрезентации есть объективная модель мира. Конечно, они отражают определенные характеристики этого мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. В более широком смысле репрезентации это теоретические средства, которые помогают исследователю делать выводы относительно таких довольно туманных обыденных понятий, как значение и знания. «[3]

Репрезентационные системы могут моделировать узкую, специфическую область знания или визуального восприятия[4], а могут представлять собой обобщенные семантические схемы[5].

Чем репрезентация события отличается от знания о событии? Знание это тоже конструкция, но существенно не зависящая от выполняемой задачи, которая хранится, если выражаться компьютерном языком, в долговременной памяти. «С точки зрения когнитивного функционирования, различия между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активизированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно. Репрезентации концентрируют содержание оперативной памяти, то есть информации, хранящейся в оперативной памяти и информации активированной из долговременной памяти. «[6] Не вся информация долговременной памяти является доступной: доступна лишь крошечная ее часть та, которая сделалась объектом специального и успешно завершенного процесса поиска в памяти. Ж. Ришар выделяет несколько функций ментальной деятельности: 1) сохранение перманентных когнитивнитивных структур знаний, верований; 2) выработка решений о действии применительно к задаче; 3) конструирование репрезентаций (переходных когнитивных структур), 4) формирование умозаключений, имеющих эпистемологическую направленность (репрезентации) или прагматическую направленность (решение о действии).[7]

Репрезентация процесса часто реализуется в рамках общей репрезентационной системы, однако так же часто она рассматривается как особая разновидность теоретических механизмов, оперирующих репрезентациями. Репрезентации, которые имеют самостоятельные обрабатывающие структуры, используются для непосредственного оперирования информационными структурами, что приводит к созданию новых структур, активизирующих другие процессы, или прямо к действию.[8] Как полагает Дж. Мендлер, «самые новые и наиболее многообещающие в репрезентационных изысканиях это распределительные системы. «[9]

Но будущее когнитивной психологии не за изолированными репрезентационными системами, а скорее за различными ситуациями, задачами, контекстами, требующими разных репрезентаций и воплощающими сложность человеческого мышления. Конструирование репрезентаций направляется задачей. Последняя может относиться к разряду эпистемологических (сконструировать сеть связей для сохранения в памяти, имея ввиду ее воссоздание) или прагматических (модифицировать существующую сеть связей, обоготить ее, переструктурировать). Продуктом такого рода репрезентации является одновременная интерпретация целостной ситуации и задачи, а также преписывание разным элементам смыслов, сопоставимыми одновременно с их истинными семантическими значениями и с целостной интерпретацией ситуации. Объектами, на которые опирается эта деятельность, являются элементы ситуации. Средства, с помощью которых конструируются репрезентация (или можно сказать, интерпретации) суть трех видов: структуры знаний, существующие в памяти, которые служат рамкой для репрезентации (интерпретации), умозаключения, касающиеся существования объектов, приписывания свойств этим объектам, деятельности оценивания, которая позволяет верефицировать, насколько адекватны реалезуемые действия требованиям задачи; они могут побудить к пересмотру репрезентации (интерпретации).[10]

Репрезентацией может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки знаний, касающихся целых классов ситуаций и конструирование отдельной ситуации или процедурной структуры.

В настоящее время из всех концепций когнитивной деятельности наиболее популярна модулярная концепция конитивной деятельности Дж. Фодора.[11]

Понятие репрезентации является актуальным и для этнопсихологии, особенно это касается связи репрезентаций с конкретными жизненными задачами, которые приходится разрешать человекуносителю той или иной культуры. Для нас важно, что, как считают когнитивные психологии, репрезентации являются конструкциями, зависящими от обстоятельств, индивидуального контекста, а, следовательно, и культурного контекста. «Неправильно считать, что ментальные репрезентации есть объективная модель мира. Конечно, они отражают определенные характеристики этого мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. » А если исходить из того, что «репрезентационные системы это теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма, » то построение репрезентационных систем является и одной из ключевых задач этнопсихологии.

— Когнитивная психология —

[1] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 11.

[2] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, с. 5.

[3] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 31.

[4] Bobrow D. G., Winograd, T. An overview of Knowledge Representation Language. In: Cognitive Science, 1977, ¹1, рр. 346.

[5] Norman, D. A., Rumelhart, D. E. Explorations in cognition. San Francisco: Freeman, 1975. р.33.

[6] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, с. 6.

[7] Там же, с. 8.

[8] Selfridge, O. Pandemonium: A paradigm for learning. In: Mechanisation of thought processes (Vol.1). London: Her MajestyТs Stationery Office, 1959.

[9] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 34.

[10] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, сс. 8 9.

[11] Fodor J. The Modularity of Mind. Cambridge Mass., MIT, 1983.

источник неизвестен

1.

1. Проблема репрезентации самосознания личности в психологии и смежных науках . Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек

Одно из центральных понятий нашего исследования – репрезентация. Рассмотрим данное понятие и историю его становления; основные подходы к изучению репрезентации в психологии и смежных науках; основные направления психологии, обсуждающие данное понятие.

Само понятие «репрезентация» – междисциплинарное и используется в разнообразных областях научного знания, в том числе таких, как: социология[7], филология[8], психолингвистика[9], психосемантика[10], в каждой из которых ему дается свое определение и предлагаются соответствующие методы, позволяющие изучить феномен репрезентации.

В ряде филологических и психолингвистических исследований на материалах английского языка изучается репрезентация эмоций в личном письме, эссе, мемуарах, детской литературе, психологическом детективе, в фольклоре и в сказках[11]. Активно изучается эмотивность в поэзии, в политическом тексте, в анекдотическом жанре.

Изучение репрезентации эмоций в текстах осуществляется посредством выявления особых эмотивных фрагментов текста. Исследование репрезентации эмоций в тексте способствует расширению существующих взглядов об эмоциональной картине мира, выражении и описании эмоций, эмотивном смысловом пространстве языковой личности, о специфике описания и выражения настоящих и прошлых эмоциональных переживаний и др.

Ряд исследований посвящен изучению репрезентации детства в автобиографической литературе[12]. Так, М. В. Ромашова[13] изучает типы и способы репрезентации советского послевоенного городского детства в воспоминаниях, опубликованных в последние пятнадцать лет. При этом под репрезентацией понимается отображение истории «типичного» детства изучаемой эпохи. Ей выделяются различные модели репрезентации детства, а также выявляется преобладание той или иной модели в определенную историческую эпоху. Она показывает обусловленность репрезентации в мемуарных текстах послевоенного времени такими основными факторами: тендерные особенности, профессиональная деятельность респондента, его социальный статус.

Посредством репрезентации автобиографические воспоминания отражают уникальный индивидуальный опыт, многообразие персональной памяти и «наличие совершенно явных групповых паттернов и опыта, памяти и репрезентации»[14].

«Репрезентация» – понятие, наиболее широко употребляемое в философии. Общее философское представление о данном понятии может быть зафиксировано как «представление одного посредством другого». Репрезентация является конструктивной функцией знака (она создает знак и сама предстает как знаковый феномен). Понятия «знак» и «репрезентация» раскрываются через связь с презентацией как присутствием или наличием, что демонстрирует исторически-традиционный подход к их определению. Связь выражается в том, что феномен репрезентации изначально задается как «запаздывающий» или вторичный относительно присутствия – презентации. Репрезентация возникает в силу отсутствия (в момент репрезентирования) объекта, который она репрезентирует»[15]. Также данное понятие соотносится со значением «отображения», или образного представления.

Понятие репрезентации (от франц. representation – «представление», «изображение») – в психологии активно стало употребляться со времен А. Шопенгауэра и В. Вундта как вспомогательное понятие, служащее для выяснения сути представления[16]. «Ре-презентация» (или «реактуализация» – от нем. «репродукция присутствия», то есть презентации – полагающего переживания, восприятия) – «воспоминание в мысленно широком смысле»[17]. В переводе с латинского термин «репрезентация» (лат. repraesentatio – представлять) обозначает представленность, отображение одного в другом, одного посредством другого, изображение; при этом речь идет о внутренних структурах, которые формируются в процессе жизни каждого человека и в которых отображается, представлена его сложившаяся картина мира, социума и самого себя.

В психологии же термин «репрезентация» наиболее активно бытует в такой отрасли научного знания как когнитивная психология; хотя данное понятие встречается также, например, в гендерной психологии[18] (и обозначает символическое отражение – то есть всю атрибутику тендерного поведения, то, как личность «само-чувствует» и презентирует себя с точки зрения собственного тендера)[19], в психодиагностике существует понятие, пришедшее туда из когнитивного направления психологии, – «репрезентативная система», (при помощи которой человек получает информацию из окружающего мира, ориентируется в нем, отображая свое отношение ко всему происходящему в мыслях, чувствах, поступках)[20].

В разделе психологии, посвященном физическому и когнитивному развитию в раннем детстве, говорится, что основным отличительным признаком двухлетних детей (в отличие от младенцев) в том, что касается познания, является символическая репрезентация – использование действий, образов или слов для представления собственных переживаний или событий. Выделяется несколько аспектов символической репрезентации: способность использовать числа для представления количества объектов в упорядоченном ряду; приобретение навыков изобразительной деятельности. Появляясь примерно в два года, репрезентация развивается дальше (ребенок в четыре года лучше пользуется символами)[21]. Это способствует постепенному формированию социоцентрического мышления, которое необходимо ребенку, чтобы совершить переход от эгоцентрического к пониманию чувств и мыслей других людей.

Большое распространение получили исследования репрезентации в когнитивной психологии. Исходным этапом образования репрезентации является перцептивная информация.

Такие психические явления, к примеру, как ощущения, мысли, чувства, переживания, мысленные образы не могут наблюдаться другими людьми непосредственно. Поэтому можно говорить о том, что репрезентации имеют личностный характер (персонифицированный). Со времен Л. Витгенштейна[22] изучение психических явлений построено на том, что о внутреннем состоянии другого человека узнают, наблюдая за его действиями и слушая его речь. С середины 1920-х гг. исследование мысленных образов получило новый импульс в связи со становлением когнитивной психологии. При этом многие исследователи считали, что в процесс познания включены как образные репрезентации, так и те, которые не имеют образного эквивалента. Поэтому стало интересным и важным выявить условия, при которых используются различные репрезентации, и то, как они связаны между собой. Но в нескольких проведенных исследованиях репрезентации мысленных образов рассматривались интроспективно, как феномены, методологически основываясь на взглядах Э. Гуссерля[23].
В англоязычных источниках, посвященных понятию «психологической репрезентации», речь идет о репрезентации некоторого объекта на уровне образов памяти или воображения. Поэтому в русскоязычной литературе на данную тематику репрезентация упоминается как некие «внутренние образы» предметов, явлений, ситуаций, которые переживаются и осмысливаются в отсутствие их праобраза[24]. Такой класс явлений Б. Г. Ананьев[25]и Б. Ф. Ломов[26], которые занимались разработкой проблематики, связанной с психологической репрезентацией, называли «вторичными образами». В настоящее время различают то, что принимается зрительным аппаратом человека и то, что воспринимается или репрезентируется его ментальными структурами. Мысленный образ трактуется как значимая часть внутренней репрезентации, которая отображает и способствует видоизменению информации об объектах, явлениях, событиях.

В современной науке существует более широкий взгляд на проблему репрезентации мысленных образов. К числу авторов, которые говорят о репрезентации как об особой форме обобщения при представлении реальности, относится М. Б. Ямпольский[27] – автор работ, посвященных истории репрезентации. При этом репрезентация наделяется чертами философской, культурологической и исторической категории. М. Б. Ямпольский говорит о том, что возможности научного применения данного понятия связаны, в первую очередь, с ее междисциплинарным характером. Такое понимание репрезентации способствует использованию в ее рамках широкого содержания, которое включает в себя предметы ряда научных дисциплин. При этом репрезентация как мысленный образ выступает в качестве теоретического конструкта, который позволяет моделировать процесс отражения доминирующих в общественном сознании идей о результатах человеческой деятельности[28]. М. Б. Ямпольский доказывает, что в таких продуктах человеческого творчества, как архитектура, живопись, литература, воплощаются определенные социальные представления, которые отображают мироощущение определенной исторической эпохи.

3. Фрейд говорил о том, что репрезентация первоначально является кинестетической, относящейся к эмоционально-чувственной сфере, но при этом она обязательно должна «взаимодействовать», пересекаться со зрительной, а потом – и с вербальной репрезентативными системами (чтобы «описать это событие», «выразить аффект словами»[29]). При этом пережитое событие становилось «вынесенным на свет»[30] и обозначалось словесно, получало вербальное выражение.

Сторонники современной когнитивной психологии определяют репрезентацию как «конструкцию, зависящую от обстоятельств»[31]. Репрезентации уникальны и построены в индивидуальном контексте. Когнитивные психологи под репрезентацией понимают некоторую теоретическую систему, которая создается для понимания, анализа, объяснения и прогнозирования поведения личности (то есть это – все мысли, переживания и поступки личности, помогающие ей накапливать опыт и развиваться).

В своей работе мы исследуем особенности репрезентации самосознания, самости, «Я» личности, базируясь на позициях нарративного подхода, который в последнее время стал активно применяться в научных психологических исследованиях (чаще – зарубежных[32]). При этом жизненный путь каждой личности воспринимается как осмысленное целое, существующее для других в форме завершенной (или рассказанной как завершенной) истории, текста/рассказа/легенды о себе. Дневник – это разновидность существования нарративного текста, отражающего автобиографические события автора дневника и рефлексии на себя и на других. Все события, выделяемые автором как личностно значимые, переживаемые, как оказывающие влияние на жизнь автора, важные в своих последствиях, вызывающие яркие переживания, эмоции и чувства нарратор отображает в своих дневниковых записях посредством текстовых репрезентаций. Психические репрезентации «Я» обязательно связаны с репрезентациями людей, персонажей, лиц, с которыми человек (автор нарратива – нарратор) встречается в повседневной жизни. Репрезентации «Я с другими» играют важную роль в обеспечении внутриличностной согласованности и вариабельности личностного функционирования[33]. В связи с этим Дж. Капрарад[34] говорит о важности идеографических репрезентаций, основанных на самоотчетах, для выявления паттернов взаимосвязей в системе представлений индивида. Это позволяет получить информацию об особенностях когнитивных процессов личности.

В своей работе репрезентацию самосознания личности мы будем понимать как отображение внутреннего мира личности через знаковую систему, которое, с одной стороны, является преломлением внешних событий (через систему личностных смыслов), а с другой, организует рефлексивный план личности, систему чувств, идей, переживаний.

В своем исследовании мы разводим данное понятие с термином «презентация», обозначающим, в свою очередь, «опубликование» себя, представление кому-нибудь. Термин «презентация» в контексте нашего исследования несет в первую очередь публичный характер (представление другому, другим), а термин «репрезентация» – субъективную нагрузку (представленность внутреннего плана личности во внешних формах).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ментальное представление | Encyclopedia.

com

Люди окружены представлениями. Некоторые из них встречаются естественным образом, например, кольца деревьев и следы, а другие являются искусственными, например, слова и фотографии. Каково бы ни было их происхождение, все они имеют одну фундаментальную особенность: они обозначают что-то. Годичные кольца обозначают возраст дерева; следы обозначают существо, которое их оставило; фотография означает то, что она изображает; а собственное имя обозначает лицо, названное так.

Имеются убедительные доказательства того, что репрезентации не ограничиваются внешним миром; они фигурируют и в психической жизни людей. Иллюзии восприятия обеспечивают интуитивную мотивацию: прямое весло в воде кажется согнутым, люди с ампутированными конечностями могут испытывать «фантомные» тактильные ощущения в отсутствующей конечности, а некоторые серии тонов звучат так, как будто их высота постоянно повышается. В каждом из этих случаев естественно объяснить явление, постулируя мысленные представления (хотя и неверные).

История

Западная интеллектуальная традиция давно признала важность репрезентации в мысли. Драматический пример дает философ Рене Декарт (1596–1650), выдвинувший гипотезу о существовании «злого демона», который всячески обманывал его, делая всех его мысленных представлений ложными. Акцент Декарта на роли мысленных представлений в мышлении оказал влияние, и последующие мыслители — Джон Локк (1632–1704), Дэвид Юм (1711–1776), Джордж Беркли (1685–1753) и Джон Стюарт Милль (1806–1873) , чтобы назвать горстку — расширили обсуждение.

Современная работа по ментальной репрезентации во многом обязана теории вычислений, как и современной философии. В середине ХХ века в психологии господствовал бихевиоризм, согласно которому ментальные сущности, даже если они и существуют, не играют теоретической роли в объяснении поведения. Вместо этого поведение должно было объясняться исключительно с точки зрения паттернов «стимул-реакция». Однако в 1950-х годах противники утверждали, что эта цель недостижима; необходимо постулировать внутренние представления. Более того, эти исследователи вооружены новым мощным инструментом — методами и концепциями теории вычислений.

Абстрактные принципы обработки информации, на которых основаны такие устройства, как персональные компьютеры, составляют теорию вычислений. Согласно этой теории, вычисление состоит в манипулировании символами по правилам. Например, рассмотрите возможность деления в длину с помощью карандаша и бумаги. Задача записывается на бумаге в виде набора числительных, и ее решение включает многократное применение ряда основных правил: деление, умножение, вычитание, написание дополнительных символов на бумаге и т. д. Аналогичным образом влиятельный предшественник современных компьютеров, предложенный в 1936 математика Алана Тьюринга (1912–1954) — состоит из ленты для хранения символов, средства записи и чтения символов на ленту и с ленты, а также контроллера, инкапсулирующего правила выполнения вычислений с использованием этих символов.

Машины Тьюринга являются машинами только по названию; на самом деле это абстрактные определения, введенные для решения проблемы математической логики. Тем не менее, он и другие поняли, что физически могут быть реализованы модификации этих машин. Это был лишь небольшой шаг, чтобы сделать вывод, что человеческие когнитивные процессы являются вычислительными, включая манипулирование ментальными представлениями в соответствии с «правилами мышления».

Владея концептуальными инструментами вычислений, противники бихевиоризма инициировали волну исследований ментальной репрезентации, а также создали совершенно новые области исследований, такие как искусственный интеллект и компьютерная лингвистика.

В современных исследованиях значительное внимание уделяется трем вопросам: как мысленные представления обретают свое содержание? Каким условиям должна удовлетворять сущность, чтобы быть ментальным представлением? И каков формат мысленного представления?

Ментальное содержание

Что касается ментального содержания, одна из гипотез состоит в том, что содержание представления определяется той ролью, которую оно играет в общей системе ментальных представлений человека. В качестве аналогии рассмотрим шахматные фигуры: разница между конем и слоном состоит в том, что у них разные способы движения — они играют разные роли в игре. Точно так же ментальные репрезентации с различным содержанием различаются по типам выводов, которые они вызывают: вера в то, что Том высокий, приводит к другим выводам, чем вера в то, что он красив, и каждое из этих убеждений будет результатом различных наборов предшествующих убеждений. Возможно, тогда эти различия в ролях конституируют содержание этих верований.

Одна из трудностей, с которыми сталкиваются такие теории, заключается в том, что, поскольку маловероятно, что какие-либо два человека будут иметь точно такую ​​же сеть представлений, никакие два человека не обладают убеждениями с одинаковым содержанием — результат, противоречащий здравому смыслу. Кроме того, неясна связь между игрой определенной роли и «защитой» чего-либо. Как репрезентации начинают относиться к вещам внешнего мира?

Альтернативная теория уделяет больше внимания отношениям представления и мира, предполагая, что содержание представления определяется его сходство с вещами в мире. Просто картина Наполеона Бонапарта представляет Наполеона (а не Авраама Линкольна), потому что она выглядит как Наполеон (а не Линкольн), ментальное представление имеет то содержание, которое оно имеет, потому что оно похоже на то, что оно представляет. Это предложение также сталкивается с проблемами. Например, если представление, напоминающее что-то, означает изображение, то как могут быть представлены абстрактные сущности (например, «справедливость»)?

Потомок теории подобия выдвигает гипотезу о том, что причинно-следственные связи представления с окружающей средой фиксируют содержание этого мысленного представления. Согласно простой версии этой теории, содержание определяется вещами, которые обычно вызывают это представление. Например, понятие «орел» имеет то содержание, которое у него есть, потому что орлы (в отличие от других видов животных) заставляют думать об орлах, то есть конкретизировать это представление.

Несмотря на очевидные недостатки этой простой теории (например, если утка заставляет кого-то думать об орлах, то утки являются частью содержания репрезентации «орла»), более сложные каузальные теории содержания остаются популярными.

Природа мысленного представления

Все представления имеют содержание; но обладают ли они обычно и другими функциями? Одно предложение состоит в том, что для того, чтобы сущность была представлением, она также должна быть способна представлять свой объект в отсутствие этого объекта. В этом случае, например, уровень ртути в термометре не будет представлять температуру комнаты, потому что ртуть не может соответствовать этой температуре в ее отсутствие: если бы температура была другой, уровень изменился бы.

Даже когда это ограничение соблюдается, можно различить разные типы мысленных представлений. Например, в течение дня подсолнух поворачивается лицом к солнцу. Более того, это вращение продолжается даже тогда, когда солнце закрыто. Следовательно, само собой разумеется, что где-то существует физический процесс, который представляет положение солнца и направляет вращение цветка в те моменты, когда солнца нет. Однако подсолнух мало что может сделать с этим изображением, кроме как управлять своим вращением. Люди, напротив, не подвержены этому ограничению. Например, увидев кошку, человек может представлять ее присутствие в этот момент. Кроме того, человек может думать о кошке в ее отсутствие. Но, в отличие от подсолнуха, этот человек тоже может думать произвольные мысли о коте: «Этот кот был толстым»; «Этот кот принадлежал Наполеону» и т. д. Кажется, что репрезентация «кошки» может быть использована для формирования более крупных — и совершенно новых — агрегатных репрезентаций. Таким образом, обладание содержанием является необходимой чертой ментальной репрезентации, но могут быть и дополнительные черты.

Формат представления

Некоторые представления играют определенные роли лучше, чем другие. Например, французское предложение передает информацию носителю французского языка более эффективно, чем такое же предложение на суахили, несмотря на то, что два предложения имеют одинаковое значение. В этом случае два предложения имеют одно и то же содержание, но различаются тем, как они его представляют; то есть они используют разные форматы представления. Проблема определения правильного репрезентативного формата (или форматов) для ментальной репрезентации является предметом текущих междисциплинарных исследований в когнитивных науках.

Выше была упомянута одна гипотеза: человеческое познание состоит в манипулировании ментальными символами в соответствии с «правилами мысли». Согласно влиятельной версии этой теории Джерри Фодора, познание требует «языка мысли», действующего в соответствии с вычислительными принципами. Отдельные понятия — это «слова» языка, и правила определяют, как понятия собираются в сложные мысли — «предложения» в языке. Например, думать, что кошка лежит на коврике, значит брать необходимые понятия (то есть понятие «кошка», понятие «коврик», относительное понятие о том, что одна вещь лежит поверх другой, и т. д.) и собирать их в мысленное предложение, выражающее эту мысль.

Теория обладает рядом преимуществ, не последним из которых является то, что она может объяснить человеческую способность мыслить произвольно. Точно так же, как грамматика английского языка позволяет строить бесконечное количество предложений из конечного набора слов, при наличии правильного набора правил и достаточного количества основных понятий, можно собрать любое количество сложных мыслей.

Однако искусственные нейронные сети могут предоставить альтернативу. Вдохновленные структурой и функционированием биологических нейронных сетей, искусственные нейронные сети состоят из сетей взаимосвязанных узлов, где каждый узел в сети получает входные данные и отправляет выходные данные другим узлам в сети. Сети обрабатывают информацию, распространяя активацию от одного набора узлов (входных узлов) через промежуточные узлы (скрытые узлы) к набору выходных узлов.

В середине 1980-х важные теоретические достижения в исследованиях нейронных сетей ознаменовали их появление в качестве альтернативы языку мысли. В то время как последняя теория утверждает, что обдумывание мысли включает в себя сборку некоторого мысленного предложения из составляющих понятий, учетная запись нейронной сети рассматривает мысленные представления как паттерны активности в узлах сети. Поскольку множество узлов можно рассматривать как упорядоченный набор из n , шаблоны активности можно понимать как точки в n -мерное пространство. Например, если сеть содержит два узла, то в любой момент их активация может быть нанесена на двумерную плоскость. Итак, мышление состоит в переходах между точками этого пространства.

Искусственные нейронные сети обладают рядом особенностей, которые согласуются с аспектами человеческого познания. Например, они архитектурно похожи на биологические сети, способны к обучению, могут обобщать новые входные данные и устойчивы к шумам и повреждениям. Нейросетевые отчеты о ментальной репрезентации защищали мыслители в различных дисциплинах, в том числе Дэвид Румельхарт (психолог) и Патрисия Черчленд (философ). Тем не менее, сторонники языка мысли продолжают использовать мощный набор аргументов против жизнеспособности нейросетевых объяснений познания. Один из них уже встречался выше: люди могут думать произвольно. Недоброжелатели обвиняют сети в том, что они не в состоянии объяснить это явление — если, конечно, они не реализуют репрезентативную систему, облегчающую построение сложных репрезентаций из примитивных компонентов, то есть если они не реализуют язык мысли.

Тем не менее, исследования искусственных нейронных сетей продолжаются, и вполне возможно, что эти возражения будут встречены. Тем более, что есть и другие кандидаты.

Одна из таких гипотез — подробно исследованная психологом Стивеном Кослином — состоит в том, что ментальные представления являются образными, своего рода «ментальной картиной». Например, когда людей спрашивают, сколько окон в их домах, люди обычно сообщают, что отвечают «», представляя, как идет по их дому. Точно так же в одном эксперименте испытуемым показывали карту с разбросанными по ней объектами. Карта убирается, и им предлагается решить, учитывая два предмета, какой ближе к третьему. Время, необходимое для принятия решения, зависит от расстояния между объектами.

Естественное объяснение состоит в том, что люди используют ментальные образы. В первом случае они формируют образ своего дома и мысленно исследуют его; во втором осматривается мысленный образ карты, и субъект «путешествует» с фиксированной скоростью от одного объекта к другому.

Результаты эксперимента с картой кажутся труднообъяснимыми, если, например, карта была представлена ​​мысленно как набор предложений на языке мысли, почему тогда были бы различия во времени отклика? То есть различия во времени реакции как бы получены «даром» от образного формата мысленных представлений. Недавняя разработка теории мысленных образов предполагает, что познание включает в себя сложные «масштабные модели», которые не только кодируют пространственные отношения между объектами, но и реализуют смоделированную физику, тем самым также обеспечивая прогнозирование причинных взаимодействий.

Несмотря на потенциальные преимущества, оппоненты утверждают, что неимагистическое объяснение доступно для каждого явления, в котором задействованы ментальные образы, и, кроме того, предполагаемые нейробиологические доказательства существования образов неубедительны.

Возможно, самое радикальное предположение состоит в том, что не существует такой вещи, как мысленная репрезентация, по крайней мере, в традиционном понимании. Согласно описаниям динамических систем, познание не может быть успешно проанализировано путем постулирования дискретных ментальных представлений, таких как описанные выше. Вместо этого для описания поведения когнитивных систем следует использовать математические уравнения, аналогично тому, как они используются, например, для описания поведения жидкостей. Такие описания не постулируют содержательных репрезентаций; вместо этого они отслеживают особенности системы, имеющие отношение к объяснению и предсказанию ее поведения. В пользу такой теории некоторые философы утверждали, что традиционный анализ познания недостаточно надежно учитывает тонкости когнитивного поведения, в то время как динамические уравнения являются. То есть некоторые виды динамических систем вычислительно более мощные , чем традиционные вычислительные системы: они могут делать вещи (вычислять функции), которые традиционные системы не могут. Следовательно, возникает вопрос, потребует ли адекватный анализ мысленных представлений этой дополнительной силы. В настоящее время вопрос остается нерешенным.

См. также Сознание ; Разум ; Философия разума .

библиография

Дэвис, Мартин, изд. Неразрешимое: основные статьи о неразрешимых предложениях, неразрешимых проблемах и вычислимых функциях. Хьюлетт, Нью-Йорк: Raven Press, 1965. В этом томе собраны исторически важные статьи о логических основах вычислений.

Фодор, Джерри А. Язык мысли. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1975.

——. Теория содержания и другие очерки. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1990.

Хогеланд, Джон, изд. Дизайн разума II. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1997. Всесторонний сборник важных философских эссе по ментальной репрезентации, начиная от классических работ по искусственному интеллекту и заканчивая более поздними разработками, такими как искусственные нейронные сети и динамические системы.

Ходжес, Эндрю. Алан Тьюринг: Загадка. New York: Simon and Schuster, 1983. Эта захватывающая биография Алана Тьюринга предлагает, помимо многих других идей, хорошо написанные неформальные отчеты о вкладе Тьюринга в логику и вычисления, в включая его теории о роли ментального представления в познании.

Косслин, Стивен М. Изображение и мозг: разрешение споров об образах. Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 1994.

Маккартни, Скотт. Eniac: триумфы и трагедии первого в мире компьютера. Нью-Йорк: Уокер, 1999.

Макклелланд, Джеймс Л., Дэвид Э. Румельхарт и исследовательская группа PDP. Параллельная распределенная обработка: исследования микроструктуры познания. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1986. Эти работы, опубликованные в двух томах, сыграли важную роль в возвращении искусственных нейронных сетей в когнитивную науку.

Уотсон, Джон Б. «Психология, как ее видит бихевиорист». Психологический обзор 101, вып. 2 (1913/1994): 248–253. Классическое изложение бихевиористской программы в психологии пионером в этой области.

Уотсон, Ричард А. Репрезентативные идеи: от Платона до Патриции Черчленд. Dordrecht, Netherlands, and Boston: Kluwer, 1995.

Whit Schonbein

Восприятие: больше, чем кажется на первый взгляд когнитивный продукт, на который непосредственно воздействует естественный отбор (часть процесса эволюции). С эволюционной точки зрения то, что человек делает, более важно, чем то, что он чувствует, интуитивно чувствует, предпочитает или

мысленно представляет . («Ментальная репрезентация» — это причудливый термин для обозначения сознательных или бессознательных идей/знаний; см. определение «ментальной репрезентации» ниже.) Большая часть истории психологии была посвящена природе, в которой знание представлено в уме. Например, некоторые теории предполагают, что представление (идея) цветка похоже на образ, который человек испытывает, глядя на цветок. Как и в приведенном ниже определении, эти теории предполагают, что репрезентация в некотором роде «изоморфна» (похожа по форме или форме) на то, что она представляет, как в случае интернализованной «когнитивной карты» дома.

Напротив, основанный на эволюции (и нетрадиционный) взгляд на природу восприятия начинается с предположения, что большинство психических явлений должны быть в первую очередь связаны с тем, как организм должен вести себя в данный момент времени. (Это был «функционалистский» подход, принятый Уильямом Джеймсом и другими.) С этой точки зрения и как прекрасно объяснено в книге Джеффри Грея «Сознание: подкрадываясь к трудной проблеме, », природа изоморфизма миру остается неясной. по отношению ко многим «репрезентативным» процессам. Что из внешнего мира представляет «настроение»? Что означает ощущение задержки дыхания? Что представляет собой острый вкус перекиси водорода? Это неприятное химическое вещество молекулярно отличается от воды только добавлением одного атома кислорода, но мало кто воспримет его как «воду с избыточным содержанием кислорода». Вместо этого токсичное химическое вещество воспринимается (или «представляется») как нечто «неприятное на вкус» и должно быть насильственно удалено из организма.

Это может привести к предположению, что представление о перекиси водорода изоморфно тому, как человек должен реагировать на стимул, но это не соответствует традиционным представлениям о том, что такое мысленное представление. Однако это согласуется с эволюционным взглядом, согласно которому руководство действием ограничивает свойства психических процессов и субъективных состояний. Точно так же в реальном (физическом) мире синий и красный цвета — это одно и то же (электромагнитные частоты), возникающие с разной скоростью, но никто не воспринимает красный цвет как более медленную версию синего цвета. Скорее, восприятие цвета тесно связано с действием (а не с тем, как мир is ): Он эволюционировал для выбора фруктов и обнаружения замаскированной добычи.

Некоторые представления в видении (например, пространственное расположение) кажутся изоморфными тому, что существует в реальном мире. В таких случаях так уж получилось, что максимально точное представление пространства приводит к наиболее адаптивной реакции. Но представление того, как обстоят дела, не является основной задачей мозга. (Более того, зрение часто далеко от точности при отображении окружающего мира. Чтобы просмотреть удивительный и полный набор оптических иллюзий, щелкните здесь.)

Таким образом, «репрезентативная точность» является вторичной по отношению к адаптивному управлению реакцией. Таким образом, эволюция не сомневается в «благородной лжи» Платона — что ложь благородна, если она ведет к хорошему результату — при условии, что такая ложь (например, что перекись водорода имеет мало общего с водой) увеличивает эволюционную приспособленность. .

Определение ментальной репрезентации: Официальное определение ментальной репрезентации: «система символов, изоморфная какому-либо аспекту окружающей среды, используемая для принятия решений, определяющих поведение, которые предвосхищают события и отношения в этой среде…[и , когнитивная] психология — это изучение ментальных представлений» (Gallistel, 2001, стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts