творческое и репродуктивное мышление — Офтоп на vc.ru
Что такое мышление, каким оно бывает и как работает.
Многабукаф для тех, кому интересно. Кому не интересно читать — схема в конце:)
3162 просмотров
изображение из открытых источников
Объяснить сходу, что такое мышление крайне сложно. Дабы не заглубляться в энциклопедические понятия и определения этого термина, в дальнейшем будем пользоваться такой версией:
Мышление – высшая форма процесса познания, основывающаяся на непрерывном пополнении запаса понятий и суждений о реальном окружающем мире и построении между ними связей.
Согласен, слегка сложновато, но в дальнейшем я постараюсь описать все это подробнее и проще.
Процесс мышления основан на познании, т.е. прямом взаимодействии нашего сознания с внешним миром. Как происходит сам процесс? Мы получаем информацию от какого-либо органа чувств, коих у нас не мало, параллельно запуская процесс осознания полученной информации.
Ученые выделяют не малое количество типов мышления, классифицируя их по различным принципам. Кто-то в основу классификации укладывает психические процессы, выделяя наглядно-действенное, конкретно-предметное и абстрактно-логическое мышления. Кто-то берет за основу результат самого процесса и выделяет две категории – репродуктивное и творческое.
В общем-то, классификаций много. Для простоты возьмем за основу последний из предложенных вариантов, несколько дополнив и расширив его. Итак, начнем с репродуктивного типа мышления.Репродуктивное и конвергентное мышление
изображение из открытых источников
Репродуктивное мышление доступно каждому из нас. Что-такое репродукция? Это процесс воспроизведения «себе подобного», т.е. точно такого же объекта, который обладает всеми базовыми функциями «родителя». Ваши родители «репродуцировали себя», сделав вас. Знания, которые мы получаем в школе или университете, равно как и весь процесс такого познания можно смело назвать репродуктивным. Мы не создаем принципиально нового, мы лишь копируем известные факты и закономерности. Репродуктивное мышление лежит в основе обучения и важно для передачи информации в поколениях.
Такой тип мышления обеспечивает решение поступившей задачи на основе уже имеющихся данных, полученного ранее опыта. Частью репродуктивного мышления я выделяю конвергентное мышление, т.е. способность действовать по алгоритму или инструкции. Вся математика в большинстве своем сводится к конвергентному типу мышления – есть метод решения, его нужно применить к задаче и она будет решена. Удобно? Безусловно. Так работают компьютеры, к примеру или не очень умные сотрудники call-центров. Широта познаний в таком случае зависит лишь от того, как много инструкций и фактов вы знаете. Вот только… что делать с задачей, к которой у вас нет инструкции?
Творческое мышление
Если нет инструкции – ее нужно придумать! Если нет нужной книги – написать. Нет прибора – изобрести! Творческое (или продуктивное) мышление идет вразрез со строгим и алгоритмичным репродуктивным типом. Задача творческого мышления – создание нового. Принципиально нового, того, чего еще не существовало. В отличии от линейного конвергентного, творческое мышление нелинейно по сути своей, а в некоторых случаях даже немного нелогично и абсурдно.
Разные ученые по разному выделяли особенности творчества и творческого типа. Появились разные интерпретации, различные подтипы и виды – каждый исследователь подходил креативно и объяснял все по своему. Однако же, во многом эти объяснения схожи. Основным в творчестве считают дивергентный тип мышления, который, по моему не скромному мнению, можно смело приравнять к еще одному типу – латеральному.
Дивергентное мышление противопоставляется своему конвергентному собрату и отличается широтой используемых вариантов решения проблемы. Этот метод в свое время описывали Гилфорд, Тейлор, Груббер, Торренс и еще множество других интересных людей. Его суть заключается в поиске максимального количества решений одной и той же проблемы, в нелинейном подходе к задачам. Именно этот тип мышления соответствует знаменитым техникам мозгового штурма, морфологического ящика и доброй куче других, которые успешно используются уже на протяжении десятков лет. О них вы сможете прочитать подробнее в следующих главах.
Дивергентное мышление имеет вполне себе четкие характеристики, по которым можно судить о его развитости в человеке:
· Гибкость – способность одновременно думать над различными вариантами решения;
· Беглость – способность к быстрому формулированию идей;
· Нестандартность – способность формулировать идеи, которых нет у других;
· Проработка – способность к нахождению вариантов реализации идеи.
Именно наличие и развитость всех этих признаков отличает творческие типы людей от аналитических. Более того, способности любого человека можно проверить специальными тестами.
Понятие латерального мышления было введено Эдвардом де Боно и также относится к группе творческих. В принципе, оно практически неотличимо по своей типологии от дивергентного и также постулирует широкоформатный подход к решению задачи, путем выделения наибольшего количества решений. Де Боно – крутой психолог и подошел к своим методам со стороны глубины человеческого познания, создав один из самых интересных инструментов творчества, названный им «методом 6 шляп». О нем я еще обязательно расскажу.
Дивергентное (или латеральное, как угодно) мышление поддается развитию и заложено, как и конвергентное, в каждом из нас с самого рождения. Важно понимать и еще одну вещь – они не могут существовать раздельно. Дивергентный тип отлично подходит для генерации идей, конвергентный – для их отбора. Поэтому важно развивать и тот, и другой тип, а не прикрывать изобретательностью неумение решать квадратные уравнения, используя формулу дискриминанта. Кстати, а вы ее помните?
Ну и обещанная схема:
Типы мышления и их отличия Михаил Герц (Be Creative!)
Продуктивное мышление — это… Определение, основы, теории, примеры мышления и его влияние на психологическое состояние человека
У вас есть проблемы с решением сложных задач? Вы не можете придумать ни одной креативной идеи? Значит, вы задействуете не ту область мозга. Что способствует проявлению креатива и нестандартного подхода к простым проблемам? Это продуктивное мышление. Именно оно помогает людям что-то создать или найти простой выход из сложной ситуации. Все подробности об этом читайте ниже.
Определение
Продуктивное мышление – это творческий подход к решению задач. Творческое мышление – вот как называют его дизайнеры. Именно эти креативные люди умеют включать и выключать воображение по своему желанию. Но ведь мышление не так просто устроено, чтобы управлять им волевым усилием. На самом деле то, как именно функционирует мозг, не знает никто. Но ученые смогли систематизировать и выписать процессы, которые, по их мнению, происходят в сером веществе в момент зарождения мысли. Эти этапы назвали процессами и стадиями творческого мышления.
Любой человек сталкивается с тем, что время от времени ему нужно включать творческое мышление. Например, когда друг задает вам простой вопрос: «Какие бы суперспособности ты имел, если бы был супергероем?» Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, если вы никогда не думали над ним ранее. Поэтому приходится включать воображение, представлять и анализировать нереальную ситуацию.
Формирование
Продуктивное мышление – это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?
- Память. Чтобы что-то придумать, нужно иметь базу знаний. Посмотрите на маленьких детей, которые бесконечно спрашивают у мам: «Что это?» Только набравшись визуальных образов, человек может задействовать свое воображение. Чем больше у человека опыта и знаний, тем легче ему будет что-то придумать или вообразить.
- Мышление. Чтобы творческая мысль смогла закрасться в голову, человек должен мыслить и рассуждать. Только благодаря тому, что персона может проводить параллели между несколькими областями знаний и делать логические связи, возможно порождение креативной мысли. Чем чаще человек будет думать, тем лучше у него будет развито мышление.
- Воображение. Для того чтобы креативно мыслить, нужно задействовать свою фантазию. Чем чаще вы будете ей пользоваться, тем лучше она будет работать. Ребенок хуже фантазирует, чем взрослый. У родителей получается сочинять сказки на ходу. Детям же нужно время для того, чтобы составить какую-либо нереальную историю. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок, тем быстрее у него будет работать фантазия.
- Интуиция. Опыт пережитых событий накладывает отпечаток на человека. Интуиция – это информация, которую человек из своего сознания перевел в подсознание. Она работает только тогда, когда полученный опыт подсказывает человеку, как нужно поступить в той или иной ситуации.
- Личное мировоззрение. Все люди думают по-разному по той причине, что каждый человек — уникальная личность. Образование, воспитание, среда общения и личные предпочтения накладывают отпечаток на структуру и логику мышления.
Стадии
Зарождение мысли — сложный процесс. А что такое возникновение идеи? В продуктивном мышлении это преобразование абстрактного образа во что-то конкретное. Существует несколько стадий творческого мышления.
- Возникновение идеи. Прежде чем сделать очередное изобретение, мастер должен посидеть и подумать над тем, кому на этот раз нужно облегчить жизнь и чем именно. Обычно идеи для вдохновения берутся из окружающего пространства. Наблюдательные персоны могут увидеть много интересного даже за короткую прогулку от дома до работы.
- Осознание идеи. Когда мысль сформулирована, ее нужно обдумать. Например, инженер решил облегчить жизнь строителям, но не придумал — как. На этом этапе он должен продумать механизмы, которые помогут людям в работе. В конечном счете у инженера появится идея создания подъемного крана.
- Работа над идеей. Когда мысль обрела свои первые очертания, ее нужно конкретизировать. В случае с подъемным краном инженеру потребуется составить чертежи, эскизы и схемы будущей машины.
- Решение. Наброски идеи формируются и перерабатываются. На этом этапе мысль обрела свое очертание. и изобретателю становится понятно, что и как нужно дальше делать.
- Исполнение. Последний этап – это воплощение идеи в жизнь. Нужно отметить, что не всегда мыслитель, инженер, дизайнер и т. д. собственноручно воплощает свою идею. Чаще всего для этой цели нанимают специалистов, которые будут выполнять всю грязную работу.
Виды
В чем разница между продуктивным и репродуктивным мышлением? В первом случае идет формирование творческой идеи. Человек придумывает что-то новое, чего не существовало до него. Во втором случае человек ничего не изобретает. Он может решить проблему, благодаря существующим у него знаниям и умениям. Какие же бывают виды продуктивного мышления?
- Теоретическое. Суть его заключается в том, что человек будет думать над решением проблемы. Никаких действий предприниматься не будет. Весь креатив, который будет использован в процессе работы, будет являться проявлением и синтезом нажитого опыта и знаний.
- Наглядное. Мышление, процесс которого можно проследить, свойственно людям-визуалам. Такие персоны не могут думать в голове, им проще все изображать на бумаге. Наглядный вид мышления часто используется в дизайнерских бюро для того, чтобы разные люди могли сообща работать над одним проектом.
- Образное. Для того чтобы человек мог что-то изобрести, он будет использовать накопленные ранее знания. Путь его мышления легко будет проследить через образы, которые лягут в основу идеи.
- Стихийное. Не всегда удается структурировать мышление. Хаос всегда свойственен творческим личностям. Некоторые люди не приемлют каких-либо систем, и это отображается не только на их стиле жизни, но и на способе мышления.
Особенности
Творческое продуктивное мышление хоть и считается бессистемным и нелогичным, но все же, чтобы его квалифицировать, были выведены некоторые особенности.
- Владение логическими операциями. Только человек, который умеет размышлять и будет использовать логику в своих проектах, может претендовать на то, что он мыслит творчески. Любое свое детище творческая личность должна как-то интерпретировать и преподнести зрителям и окружающим людям.
- Наличие новизны. Творческое мышление не будет являться таковым, если в нем не будет присутствовать чего-то нестандартного. Именно наличие новизны отличает репродуктивное мышление от продуктивного.
- Понимание рациональных вещей. Человек должен не только пользоваться логикой, но и понимать то, что он делает и для чего он творит. Делать какие-либо действия только для того, чтобы что-то делать – это великая глупость.
- Знание способов создания гармонии. Любой творец должен придерживаться не только логики и здравого смысла, но и элементарных законов прекрасного, которые действуют в его области компетенции. Например, художник не может рисовать картину, не используя никаких правил композиции.
Качество
Продуктивное мышление в психологии делится на несколько категорий:
- Ширина. Когда персона о чем-то думает, она может охватывать своим внутренним взором всю область знаний, которая имеется по данному вопросу.
- Глубина. Человек не распыляется, он конкретизирует свою задачу и старается смотреть в корень проблемы.
- Быстрота. Все люди размышляют по-разному. Кто-то привык использовать творческий подход для решения бытовых проблем, а кто-то включает воображение только тогда, когда в этом есть острая необходимость.
- Критичность. Человек всегда должен объективно смотреть на продукт своего мышления. Критика – это то, что помогает человеку развиваться и делать работу над ошибками.
Процессы
Вы задумывались, что происходит в мозгу тогда, когда вы стараетесь что-то представить или вообразить? Процессы продуктивного мышления, которые выделили ученые:
- Анализ. Человек всегда раздумывает о проблеме или об идее прежде, чем дать ей ход.
- Сравнение. Когда идея или проблема приобрели более-менее понятные очертания, они сравниваются с уже имеющимся у индивида опытом.
- Синтез. Идеи создаются на стыке уже увиденного и фантазийного. Благодаря слиянию этих двух форм появляются новые мысли.
- Обобщение. Человек собирает все знания и идеи вместе, чтобы посмотреть, что же из этого набора можно сделать.
- Конкретизация. Когда материал подготовлен и идея сформирована, она конкретизируется и прорабатывается.
Развитие
Некоторые люди могут жаловаться на то, что у них плохое воображение. Развитие продуктивного мышления – это не высшая математика. Этим процессом должны заниматься родители, чтобы вырастить здорового и умного ребенка. Как можно развивать воображение? Один из легких способов – это сочинение сказок. Человек может придумывать небылицы или же рассказывать истории, но оформлять их необычным образом.
Развитию творческого мышления способствует творческий процесс. Если вы хотите стать креативнее, подумайте, где могут пригодиться ваши знания и навыки. Начните писать музыку или картины, лепите, танцуйте или пойте. Все это помогает задействовать правую половину полушария.
Примеры
Что же является результатом продуктивного мышления? Примером такого подхода является любая творческая специальность. Например, возьмем работу дизайнера. Эти люди ежедневно должны прилагать усилия для того, чтобы сгенерировать не существовавшие до них идеи. Результатом их творчества являются логотипы, визитки, фирменные стили и всевозможные виды графического оформления сайтов.
Что, если я скажу вам, что вы не умеете думать?
Как UX-специалисты, мы часто грешим тем, что используем подход к решению проблем, основанный на предыдущем опыте, усвоенных предубеждениях, логике и ассоциациях.
Этот подход известен как репродуктивное мышление, как его определил Макс Вертгеймер, один из основателей гештальт-психологии.
Большинство дизайнеров знакомы с принципами гештальта (если нет, прочтите о них после прочтения этой статьи).
Они составляют основу того, как наш мозг обрабатывает форму и форму, и того, как мы соединяем точки, даже не задумываясь об этом. Это тема, о которой много писали, поэтому я не буду ее здесь затрагивать.
Я здесь, чтобы сказать вам, что нам нужно научиться думать, а точнее, как мыслить продуктивно.
Проблема с репродуктивным мышлением
Чтобы начать понимать, почему это репродуктивное мышление проблематично для дизайнеров, давайте рассмотрим, как выглядит репродуктивное мышление:
Вы можете сказать, что если человек может решить математическое уравнение, он должен хорошо мыслить или решать проблемы, но на самом деле он следует логике, выученной в академической среде.
Они думают, но следуют заранее определенному процессу, а не используют исследовательский подход.
Другой пример, который, как мне кажется, особенно актуален для нашей отрасли, заключается в том, что человек, проработавший в компании или в какой-либо области в течение длительного времени, может считаться опытным или «экспертом».
Однако это также может сделать их склонными к институционализированному образу мышления, который препятствует продуктивному решению проблем.
Часто это усугубляется в компаниях, которые делают что-то только определенным образом и имеют мало возможностей для чего-либо еще.
Это не значит, что опыт или способность следовать логике не имеют значения — конечно, эти вещи важны, и мы очень ценим их в нашей области, но сказать, что они делают человека способным к продуктивному мышлению, было бы неправильно. Это делает их хорошими в репродуктивном мышлении.
Цитируя самого Макса Вертгеймера: «Роль прошлого опыта очень важна, но важно то, что человек извлек из опыта — слепые, понятные связи или понимание структурной внутренней связи. Важно то, как и что он вспоминает, как он применяет то, что вспоминается, слепо ли, поштучно или по ситуации».
Проверьте себя и свой подход
Говорить, что то, что мы видели раньше, означает, что это верно и в другом контексте, напрасно и опасно для нас, UX-практиков.
По сути, установка процесса и управления выше творчества и самостоятельности создает опасный прецедент. Истинное решение проблемы приходит только из понимания, полученного в результате открытого, честного исследования.
Есть причина, по которой прорывные компании часто основываются молодыми и неопытными в корпоративной среде, они не связаны укоренившимися предубеждениями, вызванными карьерным путем.
В большинстве случаев они выявляют неудовлетворенные потребности аудитории, которые недостаточно понятны крупной многонациональной организации, и используют их с пониманием, которое можно получить только в ходе обсуждения, наблюдения и активного участия с этой аудиторией.
Это также играет роль в том, почему клиенты нанимают агентства — они находятся за пределами глобальных организаций и предлагают разные точки зрения на, казалось бы, тупиковые или мертвые проблемы с сертификатами.
Это потому, что шаблоны и опыт, которые формируют их идеи, не обусловлены глубоким, институционализированным знанием компании клиента.
Что такое продуктивное мышление?
Основой продуктивного мышления является понимание того, каковы релевантные отношения в проблемном пространстве.
Только при открытом и честном исследовании мы можем обрести понимание, необходимое для перехода от бессмысленного состояния к осмысленному.
Чтобы сделать это эффективно, большинство проблем необходимо реорганизовать.
12.1.2: Реструктуризация – гештальт-подход
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 92780
- Два мальчика разного возраста играют в бадминтон. Старший – более техничный игрок, а потому по исходу обычных матчей предсказуемо, кто выйдет победителем. Через некоторое время и несколько поражений младший мальчик окончательно теряет интерес к игре, а старший сталкивается с проблемой, а именно с тем, что ему больше не с кем играть.
- Обычные варианты, согласно М. Вертхаймеру (1945/82), в этот момент истории варьируются от «предложения леденца» и «поиграть в другую игру» до «не играть в полную силу» и «пристыдить младшего мальчика, заставив его играть». ‘. Все эти стратегии направлены на то, чтобы молодежь осталась.
- И вот что приходит в голову старший мальчик: Он предлагает, чтобы они старались держать птицу в игре как можно дольше. Таким образом, они переходят от игры соревнования к игре сотрудничества. Они начинали с простых ударов и усложняли их по мере роста их успеха, подсчитывая количество последовательных попаданий. Предложение с радостью принимается, и игра продолжается.
- Объяснение: Подсказка заключается в следующем: когда люди сталкиваются с проблемой и им дают определенные предметы для ее решения, им трудно понять, что они могли бы использовать их в другом (не столь знакомом или очевидным) способом. В этом примере ящик следует распознавать как опору, а не как контейнер.
- Решение: Кнут должен признать, что он может использовать плоскогубцы в новой функции — в качестве груза для маятника. Он может привязать их к одной из :string, оттолкнуть ее, удерживать другую нить и просто ждать, пока первая двинется к нему. Если надо, Кнут может даже забраться на стул, но он, положим, не такой уж и маленький. . .
- Типичный пример: людям говорят, что на озере площадь, покрытая кувшинками, удваивается каждые 24 часа и что для покрытия всего озера требуется 60 дней. Затем их спрашивают, за сколько дней они покроют половину озера. Типичный ответ — «30 дней» (тогда как правильно — 59 дней).
- Снова представьте Кнута, на этот раз ему дают три кувшина разной емкости и просят отмерить необходимое количество воды. :Конечно, ему нельзя ничего использовать, несмотря на кувшины и столько воды, сколько он хочет. В первом случае размеры: 127 литров, 21 литр и 3 литра, а желательно 100 литров.