Доносы, военная подготовка, парты героев. Как изменилась российская школа с начала вторжения в Украину
- Наталия Зотова
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Artyom Geodakyan/TASS
Продолжающаяся уже больше года война все сильнее отражается на школьном образовании в России. Меняется школьная программа, проводятся идеологические уроки, школы называют именами погибших российских военных, а учителя боятся доносов коллег и даже собственных учеников. Би-би-си обобщила изменения, произошедшие в российских школах после вторжения в Украину 24 февраля прошлого года.
«Брошенных домов очень много. Мы заехали, первым делом сделали себе баню, чтобы можно было постираться, искупаться там. С едой проблем не было. Многие уезжают, оставляют почти все там. Все есть вволю».
Так участник вторжения в Украину рассказывал школьникам в Ставропольском крае, как пользовался домами мирных жителей, ел их еду — то есть, по сути, мародерствовал. Ветераны рассуждают о войне в школах — вроде бы обычное дело, только теперь это уже солдаты новой войны, вернувшиеся из Украины.
Военные в школах: живые и мертвые
И это не единственная школа, где участников «спецоперации», как называют войну в Украине российские власти, пригласили к детям рассказать о своих «подвигах». Такие сообщения периодически появляются на региональных новостных сайтах. «Боец рассказал учащимся о взаимной выручке военного братства, привёл примеры героического поведения воинов», — говорится про визит такого «ветерана» в школу в Тамбовской области.
Такие беседы выглядят как продолжение советской и постсоветской традиции приглашать к детям ветеранов Великой Отечественной в преддверии 9 мая. Сейчас если не ветераны, которых в живых осталось мало, то дети войны или — в Ленинградской области — блокадники продолжают приходить в школы. Но, по рассказам петербургской десятиклассницы Софьи (имя изменено), говорят они теперь уже не о прошлой войне: «Он [блокадник — Би-би-си] рассказывал со своей стороны, что происходит сейчас в Украине. Говорил, что там нацисты, что они Крымский мост подорвали. Я его не очень хотела слушать. Идея была в том, что (там) нацизм, зло — у нас же все время Россия борется с каким-то злом, будь то люди нетрадиционной ориентации или нацисты».
«Я не понимаю: он же не политик, он не занимается экономикой, и вообще ему 90 лет. По итогу нас застыдили, что мы просто молчали», — сердится Софья.
Школьников, которым не показывают настоящих участников вторжения в Украину, сажают писать им письма. Зимой в школах проходила всероссийская акция «Письмо солдату».
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
В Петербурге учительницу английского языка Ларису администрация школы попросила эту акцию с детьми и провести. Она отказалась.
«Я переписываюсь с [оппозиционными политиками] Владимиром Кара-Мурзой (внесен властями России в реестр «иностранных агентов»), с Лилией Чанышевой, Навальному написала. Мне есть кому писать, а писать письмо солдату я не собираюсь, и детям весь этот понос в голову лить. Помру, а потом отвечай за это», — сердито объясняет она.
По словам Ларисы, отношения с администрацией школы у нее натянутые, но ее отказ поняли и больше не настаивали.
Впрочем, другие учителя охотно подхватывают настроение «все для фронта, все для победы». В некоторых школах дети под руководством учителей плетут маскировочные сети и делают окопные свечи для фронта.
А еще «ветераны СВО» приходят в школы не только живыми, но и мертвыми.
В память о вчерашних школьниках, которые успели вырасти, попасть в армию и погибнуть в Украине, устанавливают «парты героев».
Автор фото, Edinaya Rossiya
Подпись к фото,Парту героя в честь погибшего на войне в Украине военного открыли в школе Кирова
В одной школе в Кемеровской области красуется парта с большой буквой Z и портретом 21-летнего выпускника Андрея Воронова. Он закончил школу в 2018 году, мечтал стать врачом, отучился в колледже на ветеринарного фельдшера и попал в армию по призыву в 2021 году. Уже в армии он подписал контракт: их срочникам предлагают очень настойчиво.
Похожая история и у 20-летнего выпускника краснодарской школы Кирилла Сайкина: призвали в армию в 2021 году, спустя 3 месяца он подписал контракт, летом 2022 года погиб в Украине. О нем тоже теперь рассказывает наклейка на «парте героя».
А в одной читинской школе открыли сразу две «парты героя»: один бывший ученик был убит на войне в 21 год, второй — в 28 лет.
Иногда в честь погибших называют сами школы: Би-би-си рассказывала историю переименования школы во Владивостоке, которой в октябре прошлого года присвоили имя погибшего в Украине Евгения Орлова. До этого Орлов воевал в Донбассе и Сирии и был внесен в украинские санкционные списки как наемник ЧВК «Вагнер».
Софья учится в лицее, где «парт героев» нет. Зато в ее предыдущей школе, за соцсетями которой она продолжает следить, уже появились. «Если ты отличник, то сидишь за партой героя, — рассказывает Софья. — Мне бы не понравилось сидеть за партой героя».
«Очень жалко этих мужчин, которые идут на войну, но мне бы не хотелось сидеть за этой кровавой партой. И вспоминать, что в школе я сидела за партой, где был напечатан умерший человек», — рассуждает она.
«Когда началась война, я, пока шла в школу, в наушники включила «Эхо Москвы», — учительница Марина (имя изменено) именно так узнала о начале вторжения. — И я раздеваюсь в гардеробе, и вижу, что мои коллеги болтают, как ни в чем не бывало».
Когда в первые дни ученики начали задавать вопросы о войне, Марина уже чувствовала, что надо бы «прикусить язычок». Но совсем ничего не отвечать она тоже не смогла. «У нас на школе висит доска 20-летнему парню, погибшему в Чечне, — рассказала она Би-би-си. — Я помню, как ее открывали и его мать стояла, смотрела. И я думала: ей нужна эта доска или ей нужен сын? Вот это я детям рассказала».
Министр Кравцов и его многочисленные инициативы
В Екатеринбурге пятиклассникам в одной школе на уроке пения задали выучить песню Шамана «Я русский» — один из главных официальных хитов в России после начала войны.
В Краснодарском крае вместо «Разговоров о важном» дети поют песню про «полевых командиров» с Донбасса Гиви и Моторолу. В пробный вариант ЕГЭ по русскому включили текст писателя Даниила Прохора о «народной милиции ЛНР».
Таких случаев много, но обычно это частные инициативы школы или конкретного учителя, а не общеобязательные новшества.
- «Держать меня за барана не надо»: как в российских школах проводят «Разговоры о важном»
- Поднятие флага и классный час про «спецоперацию»: что нового ждет российских школьников с 1 сентября?
При этом системные сдвиги в образовании тоже происходят. В российских школах после 24 февраля 2022 года многое изменилось. Появилась традиция поднимать российский триколор, добавились идеологические классные часы «Разговоры о важном», проводились всероссийские уроки, на которых детям объясняли, что «спецоперация» спасает жителей Донбасса, а санкции Запада только помогут российскому импортозамещению.
Важная черта нынешних изменений в школах — фиксация на истории. История становится все более идеологизированным предметом. В конце апреля министр просвещения Кравцов представил новый учебник для 11-х классов, в котором появился раздел о «специальной военной операции». Среди авторов учебника — помощник президента Путина и бывший министр культуры Владимир Мединский. Среди тем нового раздела — «причины начала СВО». Новый учебник истории будет доступен к 1 сентября этого года, сказал Кравцов. После этого вопросы про СВО появятся и в ЕГЭ по истории.
Автор фото, Maxim Grigoryev/TASS
Подпись к фото,Министр Кравцов многое обещает на форумах и телемагафонах, но не все обещания сбываются
Пока же из учебников по окружающему миру вымарали упоминания Киева. Теперь четвероклассники прочтут, что князь Владимир крестил Русь не в Киеве, а просто «в столице», выяснила «Медиазона»*.
В ноябре прошлого года, когда в Госдуме проходило рассмотрение закона о полном запрете «гей-пропаганды», минпросвещения решило проверить учебники на отсутствие «информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям». Приказ министра Кравцова предписывает такой порядок проверки учебников перед тем, как утвердить их для использования в школах.
- Больше не 18+. В России появится новый закон о гей-пропаганде. Что и почему окажется под запретом?
Война продолжает просачиваться в школы не только через учебники и беседы. Минпросвещения уже утвердил новую программу по ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), в которой предусмотрен модуль начальной военной подготовки. Школьники будут изучать, как работает автомат Калашникова и ручные гранаты, как отдавать честь и как строить блиндажи.
Глава «Справедливой России» Сергей Миронов порадовался в интервью «Известиям», что теперь молодые люди будут более подготовлены к войне: «Даже многие добровольцы не имеют необходимого опыта для участия в боевых действиях. Введение такого предмета в школах позволит провести планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом».
А Сергей Кравцов подтвердил, что НВП — внутри курса ОБЖ — будут вести в том числе участники «спецоперации» (но только если пройдут специальную подготовку по работе с детьми).
Запускать в школу людей без педагогического образования и опыта, зато, возможно, с посстравматическим расстройством — идея опасная. В российском Минздраве оценивали, что с ПТСР столкнется от 3 до 11% всех побывавших на войне. Среди раненых доля выше — 30%.
- «Золотой фонд армии» или жизнь без перспектив? Как ПТСР меняет людей — и как его лечат в России
Еще министр Кравцов на заседании правления российской Ассоциации развития педагогического образования объявил, что «Разговоры о важном» планируется ввести и для родителей. Подробностей, как это будет работать, пока нет.
Впрочем, отнюдь не все, о чем упоминал министр просвещения на пресс-конференциях или в публичных выступлениях, потом воплощалось на практике. Например, весной 2022 года Кравцов объявил, что историю теперь будут преподавать с первого класса. Это объявление поставило в тупик педагогов, ведь в первом классе не все дети еще умеют читать. Ведомству Кравцова пришлось объяснять, что министр говорил не об уроках, а о внеурочной работе: экскурсиях в музеи, например.
Страх, насилие, доносительство
«Я в этом году не стала изучать с детьми «Тараса Бульбу», — признается учительница Марина (имя изменено) из областного центра в центральной России. — Я пришла к завучу и сказала: я не хочу врать, уворачиваться. Там действие где происходит? Кто такие русские, почему Гоголь их так называет? На каком языке герои говорят, за что воюют? Что такое Беларусь сейчас, чем она стала? Концепция Новороссии, которую нам постоянно вчехляют — ну это невозможно. А может, дети обсудят с родителями, и кому-то что-то не понравится? Это ужасная вещь, когда боишься собственных учеников».
У учителей есть веские причины опасаться доносов. Счет случаям, когда учителей в России так или иначе наказывали за антивоенную позицию, идет уже как минимум на десятки. В августе 2022 года пензенскую учительницу Ирину Ген приговорили к пяти годам условно по делу о «фейках» об армии после доноса восьмиклассника. Дети записали на диктофон ее антивоенную речь.
Доносят не только дети на учителей, но и учителя на детей.
Самый известный такой случай произошел с 13-летней Машей Москалевой из города Ефремова Тульской области. Маша нарисовала на уроке ИЗО рисунок, на котором российские ракеты летят в украинских мирных жителей. Школа пожаловалась в полицию, на семью девочки обратили внимание силовики, и в итоге отца приговорили к двум годам тюрьмы за «дискредитацию» армии в соцсетях, а девочка сначала попала в детдом, а потом — к матери, с которой она до этого не жила.
Но этот случай далеко не единственный. В ноябре классная руководительница пожаловалась на московскую пятиклассницу Варвару Жоликер в полицию: 10-летняя девочка пропускала «Разговоры о важном», поставила на аватарку украинский мурал со «святой Джавелиной» и спорила с одноклассниками о Зеленском. В результате девочку и ее маму прямо из школы отвезли в отдел полиции, а социальные службы поставили семью на учет.
Автор фото, Nikolay Mikhalchenko/TASS
Подпись к фото,В некоторых школах владеть оружием учат и сейчас
В Ульяновске учительницу лишили классного руководства за то, что она предлагала назвать школу именем своего мужа — недавно умершего директора школы, который работал в ней 50 лет. Но школе дали имя погибшего в Украине майора, а другие учителя назвали женщину предательницей за то, что ее класс не участвовал в сборе посылок для участников войны.
А учительница в Пермском крае назвала школьника предателем за то, что тот опоздал на конкурс к дню защитника Отечества. «Ублюдок, и все. Таких знаешь сколько сейчас в Украине? — говорит учительница на видеозаписи, сделанной школьниками. — Вы должны были себя проявить, встать в шеренгу, все мальчики, всегда так! Ты не понимаешь, какому дню этот конкурс посвящен?» Кстати, суд в итоге встал на сторону мальчика, учительницу оштрафовали за оскорбление. Она уволилась из школы.
Доносительство становится способом решения конфликтов: в Москве директор школы на Рублевском шоссе заявила в полицию на родителей, которые жаловались на закрытие актового зала, антисанитарию в столовой и увольнение опытных учителей. Директриса посчитала, что это травля.
Так что причины опасаться доносов есть и у учеников, и у учителей. Учительница английского Лариса из Санкт-Петербурга в первые дни российского вторжения в Украину говорила о войне со старшеклассниками. С некоторыми классами они провели так весь урок: «Я начала по-английски, но перешла на русский. Рассказала им, как фашизм зарождался в XX веке в Италии, нацизм в Германии. И я объяснила, что во многом процессы можно запараллелить».
С одним из классов, она, впрочем, разговаривать не стала, зная, что их классная руководительница — «пропутинская тетка», да еще и завуч.
Спустя несколько недель Лариса «схлестнулась» с той самой «пропутинской теткой». Она возмущалась, что учительское сообщество молчит, и предлагала хотя бы петицию против войны подписать. Завуч в ответ «стала мне доказывать, что не было такого государство Украина». «Историю вы не знаете», — ответила ей на это Лариса, и завуч — учительница истории — обиделась.
«Через день меня вызвала директор прямо с урока: кто-то из учителей донес. Директор не дала мне ничего говорить, просто кратко предупредила: если я позволю себе впредь антигосударственные речи и буду нападать на коллег, то мной займутся органы», — рассказывает Лариса. После этого она перестала разговаривать с коллегами о войне.
«Патриотизм и война — это не одно и то же»
Учительнице Марине страшно напрямую говорить о войне: не только с учениками, но и с коллегами. «Я язык прикусила очень сильно. Я фактически в одиночестве. Нет людей в школе, с которыми я могла бы поговорить о войне. Я с 2015 года ТВ не смотрю, и надо сказать, что отказ от телевизора очень влияет на критическое мышление».
Марина преподает литературу, и на своих уроках она может, как сама формулирует, «вести разговоры о действительно важном». «Я, конечно, говорю с детьми и о войне, и о власти — применительно к литературе. Говорю, что патриотизм и война — это не одно и то же».
Недавно на уроке они со школьниками разбирали стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия». «Дети сказали: Лермонтов критикует свою родину, потому что он ее любит. Получается, в 15 лет, когда формируются идеалы, дети хорошее от плохого отличают, — радуется Марина. — Я ставлю целью не лгать, не притворяться, учить детей хорошему, и это приносит плоды. И помогает выживать».
Марина очень хотела поехать в Украину, но все не складывалось: мешали то личные дела, то пандемия. «И мне так грустно, что я там, по-видимому, никогда не побываю. У меня там бабушка похоронена, но тут нет какого-то голоса крови, просто мне хотелось там побывать, но эта мечта уже не осуществится никогда. Так быстро нас не простят».
* издание признано в России иноагентом
ГДЗ по математике 2 класс учебник Моро, Волкова 2 часть
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Автор: Моро М. И., Волкова С. И., Бельтюкова Г. В.
- Год: 2020.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Решебник — страница 63Готовое домашнее задание
Номер 1.
Вычисли и замени, где возможно, сложение умножением.
Ответ:
Номер 2.
Ответ:
7 + 7 + 7 = 7 ∙ 3 2 ∙ 4 = 2 + 2 + 2 + 2 1 + 1 + 1 = 1 ∙ 3 0 ∙ 4 = 0 + 0 + 0 + 0
Номер 3.
Ответ:
6 + 6 + 6 < 6 ∙ 4 10 ∙ 2 > 10
6 ∙ 3 < 6 ∙ 4
Номер 4.
Запиши сумму пяти слагаемых, каждое из которых 3. Замени сложением умножением.
Ответ:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 3 ∙ 5 = 15 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 ∙ 5
Номер 5.
В неделе 7 дней. Сколько дней в трех неделях? в четырех неделях?
Ответ:
Номер 6.
Петя тратит каждый день на дорогу от дома до школы 6 мин. Однажды ему пришлось пойти в школу 2 раза. Сколько времени в этот день он затратил на дорогу от дома до школы и обратно?
Ответ:
1) 6 + 6 + 6 + 6 = 6 ∙ 4 = 24 (мин) — затратил на дорогу Петя.
Ответ: 24 минуты.
Номер 7.
На выставке второклассники разместили свои рисунки в 4 ряда, по 8 рисунков в каждом ряду. Сколько всего их рисунков было на выставке?
Ответ:
1) 8 ∙ 4 = 32 (р.) — было на выставке.
Ответ: всего 32 рисунка.
Номер 8.
Составь задачу по каждому рисунку, чтобы она решалась умножением. Запиши решение.
Ответ:
Задача 1:
Мама купила 4 пучка моркови по 3 моркови в каждом.
Сколько всего морковок купила мама?
1) 3 ∙ 4 = 12 (м.) — купила мама.
Ответ: 12 морковок.
Задача 2:
Танечка нарисовала 5 пар вишенок.
Сколько всего вишенок нарисовала Танечка?
1) 5 ∙ 2 = 10 (в.) — нарисовала Танечка.
Ответ: 10 вишенок.
Номер 9.
Составь задачу по каждому решению.
Ответ:
Задача 1: Для полива грядок с огурцами принесли 3 ведра воды по 10 л.
Задача 2: На склад привезли 6 ящиков с помидорами, по 2 кг в каждом ящике. Сколько всего килограммов помидоров привезли? 2 ∙ 6 = 12 (кг) — помидоров принесли. Ответ: 12 килограммов.
Задание на полях страницы
Начерти и раскрась узор
Ответ:
Рейтинг
Выберите другую страницу
1 часть
Учебник Моро | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |
---|
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 |
---|
рисование дома против школы|TikTok Search
TikTok
Загрузить
lucy.
n.justinLucy & Justin — Art 🎨
Кто может рассказать? #art #artist #drawing #artistproblems
4.7K Likes, 175 комментариев. Видео TikTok от Lucy & Justin — Art 🎨 (@lucy.n.justin): «Кто может рассказать? #art #artist #drawing #artistproblems». Мои рисунки дома: | Vs at school: оригинальный звук — весы русалки.
36,9 тыс. просмотров|
оригинальный звук — themermaidscales
heartful…artist
𝗬𝗼𝘂𝗻𝗴 𝗮𝗿𝘁𝗶𝘀𝘁!🥺
Большая разница! #fyp #foryoupage
678,1 тыс. лайков, 14,1 тыс. комментариев. Видео TikTok от 𝗬𝗼𝘂𝗻𝗴 𝗮𝗿𝘁𝗶𝘀𝘁!🥺 (@heartful…artist): «Большая разница!#fyp#foryoupage». Как я рисую в школе: | ВС | Как я рисую дома: ЕСЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЭТОТ ЗВУК, СЛЕДУЙТЕ ЗА МНОЙ — .jimins.lost.jams.
2,5 млн просмотров|
ЕСЛИ ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЭТОТ ЗВУК, СЛЕДУЙТЕ ЗА МНОЙ — .
jimins.lost.jamstictac.aart
tictac
НЕ СПРАШИВАЙТЕ. flopping area 🤠🤚 #drawing #genshin
822 лайков, 40 комментариев. Видео TikTok от tictac (@tictac.aart): «НЕ СПРАШИВАЙТЕ. Плохая область 🤠🤚 #drawing #genshin». мой рисунок в школе против дома : | в школе 👁 | дома.. ☺️🔫 Super Freak — Рик Джеймс.
3524 просмотра|
Super Freak — Rick James
hiiii_i_am_me
riana 🙂
Кто может рассказать?😅 #youngartist #relatable #arttok #fyp #newdrawing #художник #artathomevsschool
77K Likes, 134 комментария. Видео TikTok от riana 🙂 (@hiiii_i_am_me): «Кто может рассказать?😅 #youngartist #relatable #arttok #fyp #newdrawing #artist #artathomevsschool». Мое искусство в классе | Мое искусство дома オリジナル楽曲 — ハードワックス田中.
1,4 млн просмотров|
オリジナル楽曲 — ハードワックス田中
ajz_art
Aj
один из моих лучших скетчей😍 96 2,9 тыс. лайков, 1,3 тыс. комментариев. Видео TikTok от Aj (@ajz_art): «один из моих лучших скетчей😍#fyp #sketch #anime #class #myartatschool #vs #myartathome». мое искусство дома: | против | мое искусство в школе オリジナル楽曲 — ハードワックス田中.
345,4 тыс. просмотров|
オリジナル楽曲 — ハードワックス田中
sososartelier
София
Нравится ли вам урок рисования в школе? #art #drawing #fy
1.8K Likes, TikTok видео от Софии (@sososartelier): «Тебе нравится урок рисования в школе? #art #drawing #fy». Мое искусство дома и в школе | Главная | Школьная гостиница ра с п у т в в сервис — veggibeats.
20,7 тыс. просмотров|
hotel r as p u t i n service — veggibeats
briansketchrhjenr
Брайан
Draw at school vs home #fypシ #animeart #аниметок #tanjiro
6,1 тыс. лайков, 50 комментариев. Видео в TikTok от Брайана (@briansketchrhjenr): «Рисовать в школе против дома #fypシ#animeart#animetok#tanjiro». Мои рисунки дома | Вс мои рисунки в школе оригинальный звук — аудио.
36,7 тыс. просмотров|
оригинальный звук — аудио
berrry_ai
berrry_ai 🍇🎨
kageyamaa~ 🥛 он такой милый, когда пытается быть милым. буквально я пытаюсь быть общительным #artrelatable #haikyuu #кагеяматобио #кагеяма #карасуно
132,8 тыс. лайков, 358 комментариев. Видео в TikTok от berrry_ai 🍇🎨 (@berrry_ai): «кагеямаа~ 🥛 он такой милый, когда пытается быть милым. Буквально я пытаюсь быть общительным, #отзывчивым в искусстве, #хайкю, #кагеяматобио, #кагеяма, #карасуно». мои рисунки дома: против | мои рисунки в школе オリジナル楽曲 — ハードワックス田中.
901 тыс. просмотров|
オリジナル楽曲 — ハードワックス田中
s4rah_jjk
Сара ⭐️
Мои рисунки дома против школы #рисунок #dsmp #скетч #графит #скетч #школа #дом #clipburr 9 0005
921 лайк, видео в TikTok от Сары ⭐️ (@s4rah_jjk): «Мои рисунки дома против школы #рисунок #dsmp #скетч #графит #скетч #школа #дом #clipburr». Мои рисунки в школе: | Против моих домашних рисунков: сын оригинал — lucasdnl.
5263 просмотра|
сын оригинал — lucasdnl
kahlan.
does.art🥥 Арт!! 🥥
Клянусь, я рисую дома так хорошо, но как только я пойду в школу, это просто 🥲😭 #fyp #art #young #artist #foryoupage 9000 4 #для тебя
1,1 тыс. лайков, 48 комментариев. Видео TikTok от 🥥 Art!! 🥥 (@kahlan.does.art): «Клянусь, мой рисунок дома будет таким красивым, но как только я пойду в школу, он просто 🥲😭 #fyp #art #young #artist #foryoupage #foryou». Я случайно рисую дома… | Против.. | Я рисую в школе 🥲 оригинальный звук — Аниме рисунки 🤩.
17,8 тыс. просмотров|
original sound — Animes draeings 🤩
Создать урок C (для детей) — Центр Святых последних дней
Дети — Урок 3: рисование в классе
Ребенок
Привет. Иногда здорово рисовать вместе с другими учениками в группе. Вы можете использовать рисунки как способ подумать о чем-то с друзьями и одноклассниками. В конце урока приведен пример детского класса, нарисовавшего историю из Священных Писаний.
Взрослый/Учитель
Здравствуйте. Этот второй урок об обстоятельствах, связанных с детскими рисунками, переносится в класс. Прочитайте, что говорят эксперты о том, как учителя рисования могут помочь детям вложить больше сил в свои рисунки. Затем узнайте, как это работает на практике, на примере молодого класса в церкви.
Хейли, Кализ и Софи, округ Рокленд, штат Нью-Йорк, США
Почти все дети впервые начинают рисовать дома, но для детей школьного возраста вторым основным местом рисования является классная комната. Такой средой может быть государственная или частная школа, домашняя школа, религиозный класс или собрание детей в сообществе. Возможно, это формальное художественное обучение, сосредоточенное на самом творчестве, или, может быть, класс или собрание, использующее художественное творчество как инструмент для обсуждения других тем. Учащийся, впервые вступающий в художественный класс, скорее всего, будет поражен инструментами, материалами и образцами искусства, расширяющими его прежний опыт. Для многих детей, чей дом не включал регулярное рисование, в частности, время в классе, посвященное только творчеству, является окном в новую вселенную самовыражения.
Однако у ребенка, привыкшего рисовать самостоятельно с тех пор, как он впервые научился держать маркер, мотивы рисования меняются, когда они возникают в классе. В то время как самостоятельное рисование в значительной степени мотивировано самим собой — хотя, надеюсь, при большом поощрении родителей — рисование в классе, назначенное взрослым, вызывает сдвиг в сознании. Это включает в себя источник вдохновения. Спонтанные детские рисунки во многом основаны на памяти, в том числе фантазии. Академические занятия по искусству, с другой стороны, начинают решающее развитие наблюдения и репертуара методов, включая концепции для генерации идей и их графического представления все более изощренными способами. В классе она больше не рисует в первую очередь для того, чтобы доставить удовольствие себе, а для достижения образовательной цели, для того, чтобы доставить удовольствие учителю и даже для получения школьных баллов. Работа вместе с коллегами тоже может быть мотивацией. Стимул к рисованию меняется в школе, как и взаимодействие между ребенком и взрослым. По своей природе класс менее индивидуализирован, и это приводит к множеству проблем и возможностей для ребенка. Учитель может быть не таким экспансивным, как родитель; и наоборот, учитель, скорее всего, имеет больше подготовки, опыта и может способствовать творческому и техническому прогрессу более тщательно, чем ребенок привык дома. Многие родители не умеют хорошо рисовать, но учителя рисования могут и поощрять, и демонстрировать.
Что такое искусство в школах сегодня?
Политика в области художественного образования в каждой стране различается, но в Соединенных Штатах, согласно последнему правительственному исследованию (2009-2010 гг. ), если вы учитесь в начальной школе, у вас есть уроки изобразительного искусства не реже одного раза в неделю (в среднем из 85% сообщают, что да), класс собирается в течение всего учебного года (87%), в комнате, посвященной изобразительному искусству (68%). Класс преподает специалист по искусству (84%), используя руководство по учебной программе, выпущенное школьным округом (83%). Этот моментальный снимок примерно одинаков для школ по всей стране, хотя и не так равномерно, как мог бы быть, и статистика аналогична предыдущему исследованию, проведенному десятью годами ранее. Однако для большинства учащихся государственных школ в США начальный уровень искусства будет их первым и последним знакомством с художественными уроками в школе. В средних школах США уроки рисования преподаются не всем учащимся. [1] [2]
Если вы проводите какой-либо урок, как вы можете помочь ребенку научиться рисовать? А если вы родитель, как рисунок вашего ребенка дома может дополнить обычный рисунок в классе? Давайте посмотрим на подходы к обучению в классе, признавая, что семья может дублировать многие из них, если не все, в той или иной степени. Оттуда вы можете адаптировать занятия дома или, если вы учитель, позаимствовать некоторые из следующих идей урока.
Классные концепции
Преодоление пристрастия к простоте. Мы учимся рисовать простыми способами, когда мы маленькие дети, и этот процесс закрепляется. Например, в большинстве детских рисунков объекты не перекрываются, хотя в реальной жизни все перекрывается. Вместо этого предметы представлены со стандартизированных ракурсов и точек зрения, человеческие фигуры стоят лицом вперед с конечностями под прямым углом и показаны с уровня глаз, движение статично, затенение редко, объекты вблизи и вдали показаны одинакового размера, размеры бумаги диктуют формат и украшения рисунка и т. д. Так рисуют маленькие дети, и их технические возможности ограничивают их. Без знакомства с более богатым языком возможностей дети старшего возраста будут продолжать рисовать таким же образом. В рисовании техника становится лексикой. Проблема в том, что эти графические упрощения тормозят, художественно, и они идут вразрез с окружающими их графическими образами, насыщенными сложностью. Если ребенок не может взломать код — если он не может нарисовать что-то, что кажется ему «реальным», или уловить то, что он видит мысленным взором, — вполне вероятно, что его разочарование, скорее всего, приведет к полному отказу от рисования. . Решение? Разрабатывайте проекты, которые устраняют каждое из предубеждений простоты, упомянутых выше. Моделируйте и объясняйте методы и принципы, чтобы поощрять дополнительную сложность. Если ваши собственные навыки рисования затрудняют это, не забывайте, что вы можете задавать вопросы и направлять ребенка к сложности, просто говоря: «Что еще?»
Пять видов рисования . В классе одного урока рисования раз в неделю недостаточно, чтобы научиться бегло говорить. Педагоги по искусству Брент Уилсон, Эл Гурвиц и Марджори Уилсон в своей книге « Обучение рисованию на основе искусства » утверждают, что дети должны рисовать каждый день. Некоторое время это время будет со специалистом по искусству, другое время с их обычным учителем, и, конечно же, есть время рисования дома, независимо от уровня технических навыков, которым обладает ваш дом. Но с таким количеством подходов к рисованию, какие занятия предпочтительнее? Авторы перечисляют пять типов рисования: наблюдение, память, воображение/фантазия, вербальное преобразование в визуальное и экспериментальное. [3] Наблюдательность относится к тому, чтобы смотреть на что-то и рисовать это. Как бы фундаментально это ни звучало, большинство детей не подходили к рисованию таким образом до того, как пошли в школу. В детстве они, скорее всего, рисовали по памяти или по воображению. Например, когда их просят нарисовать свою семью, мало кто из детей собирает всех вместе и садится с бумагой и фломастерами перед собой, чтобы создать портрет. Они просто помнят, как выглядит их семья, и рисуют это. В классе рисование на основе памяти, конечно, остается важным, но по мере того, как ребенок продвигается в художественных классах, все больше и больше времени он будет проводить за рисованием, наблюдая. Есть и другие источники рисования для молодых художников. Вербальные сигналы, такие как рассказы и стихи или письменные описания вещей или событий, могут настроить на рисование. Точно так же экспериментальное рисование — это жанр упражнений, расширяющих границы возможного для ребенка. Это помогает черчению стать искусством.
Искусство порождает искусство . Дети приобретают навыки рисования, глядя на другие рисунки. Они также экспериментируют сами по себе, но очень немногие из нас создают вещи, не связанные с тем, что было до нас. Младшие дети смотрят на рисунки детей старшего возраста, своих родителей и других, чтобы увидеть, что возможно. «Как нарисовать лошадь или машину? О, понятно», — говорят они, встречая или вспоминая чужую работу. В школьной среде выдающиеся произведения искусства также являются важными моделями. Показ ребенку портрета Рембрандта не превратит его в старого мастера и не вызовет чрезмерного устрашения, но уроки, которые можно извлечь из просмотра, обеспечат импульс развитию. Думайте о «чертежном» как о «чертить из». Что вы можете почерпнуть из чужих работ? Когда детей попросят ответить на рисунок, они увидят понятия, которые они еще не решили для себя, что поможет им совершить скачок в развитии через несколько этапов приобретения навыков. Вот некоторые из них: как изображать толпы людей или группы вещей, как улавливать движение и действие, как смешивать реальные вещи и воображаемые, как улавливать все больше и больше деталей, как выражать эмоции героев, как визуально научные концепции перспективы, физики и функции цвета, а также то, как разные художники могут подходить к одной и той же основной идее бесконечным числом способов. Когда вы выбираете произведения искусства, чтобы поделиться ими, включите широкий спектр, который укрепит представление о том, что существует множество способов самовыражения. Ваша цель не в том, чтобы ребенок рабски копировал кого-то другого, а в том, чтобы моделировать, наставлять и вдохновлять.
Модель Академии художеств. Представьте себе художественную академию 19-го века: в большой комнате величественно богато украшенного здания группа энергичных взрослых студентов-художников, одетых в костюмы и халаты. Они стоят у больших мольбертов, отворачивающихся от скульптурного муляжа или живой модели на постаменте или натюрморта в центре комнаты. Они часами корпят над своими незавершенными работами, пока их профессор высказывает острую критику и дает дидактические рекомендации для более точного визуального изображения, и все это с целью оттачивать свое мастерство. Детские классы — это не художественная академия. На самом деле создание искусства — это только один из аспектов художественного класса. То, как смотреть на искусство, например, тоже важно. И все же, чтобы рисовать комфортно, требуется практика. Техника имеет значение. Нереально представить, что ребенок может сесть и создать совершенный рисунок без технической практики, а также ударить по бейсбольному мячу без практики, покататься на скейтборде или поиграть в видеоигру — все это требует повторения и развивающегося обучения. Многим рисующим детям больше всего не хватает наблюдательности и технического мастерства. В частности, помогите учащимся посмотреть на что-то и запечатлеть его форму и объем, то, как на него падает свет, тени на нем и тени, которые он создает на других объектах. Этот процесс не должен быть сухим и академическим, и он не должен быть единственным видом рисования, которым вы занимаетесь. Тем не менее, одна цель — иметь возможность посмотреть на что-то и перенести его изображение на бумагу.
Техника рисования . Очень маленькие дети снова и снова рисуют свои предметы одним и тем же образом. От рисунка к рисунку их процесс во многом повторяется, хотя постепенно становится более конкретным и завершенным. Один стиль подходит всем. Поэтому, когда они немного подрастут, они могут прийти на урок с мыслью: «Вот как я рисую». Они не осознают, что существует множество способов рисования, множество стилей рисования и множество навыков, которые могут дать им больше возможностей для самовыражения. Некоторые уроки немного технические, но их легко продемонстрировать. Ребенок узнает, как квадрат может стать коробкой, например, если его наложить на другой квадрат и соединить углы, или как при небольшом штриховании круг может стать шаром. Дома вы можете использовать эти новые концепции, пока ваш ребенок рисует. Попросите его научить вас тому, что он изучает в классе. Допустим, он узнает, что перспектива дома включает в себя точку схода, что в натюрморте есть источник света или что предметы, находящиеся рядом с вами, уменьшены в ракурсе. Поощряйте его сформулировать для вас технический принцип, показать вам, как он использовал его в рисунке, и попросите его научить вас, когда вы будете делать свою собственную версию урока. Вы можете быть не очень хороши; вашему ребенку это понравится.
Рисунок по памяти . На художественном уроке ребенок учится запоминать изображение и выдвигать его вперед, чтобы позже нарисовать. Это связано со спонтанным рисованием детей раннего возраста, но включает в себя навыки наблюдения. Подобно тому, как шеф-повар при создании ресторанного блюда полагается на свой вкус, вспоминая вкус каждого элемента и представляя, как они будут сочетаться в рецепте, не требуя бесконечных проб и ошибок или бесконечных комбинаций для проверки, так и художник учится что-то видеть ( в том числе увидеть его в воображении), а затем нарисовать его, не испытывая его заново. Обучение рисованию на основе искусства цитирует две связанные мысли из истории искусства, которыми стоит поделиться. Эдгар Дега сказал: «Если бы я руководил художественной школой, я взял бы высокий дом и поместил бы модель и новичков на верхний этаж; и по мере улучшения работы студента я должен был отсылать его на этаж ниже, пока, наконец, он не стал бы работать на уровне улицы, и ему приходилось бы взбегать на шесть лестничных пролетов каждый раз, когда он хотел посмотреть на модель». [4] В Воспоминания о Джеймсе Макниле Уистлере , автор вспоминает, как наблюдал за Уистлером, запечатлевшим изображение в памяти. Он внимательно смотрел на сцену, затем поворачивался спиной и спрашивал себя, что он помнит. Затем он снова обращался к нему, чтобы проверить свою память, отворачивался и повторял процесс до тех пор, пока не мог надежно вспомнить каждый элемент. [5] Дети в классе изучают приемы графического самовыражения. Они также учатся запоминать — действительно ценный навык, — который поможет им в следующий раз, когда они начнут рисовать.
Классные рисунки в церковной обстановке: пример из практики
Учитель начальных классов Брент Уилсон привел следующий пример рисования на религиозном уроке, демонстрирующий силу рисования как учебного пособия.
Ян, семи лет, нарисовал визуальный рассказ из четырех рамок о видении апостола Петра, в котором ему было велено есть нечистых животных. В первом кадре Ян показывает итальянца Корнелиуса слева, когда его посещает ангел — мы можем сказать, что фигура справа — ангел, потому что все линии показывают его великолепие. Йен написал послание ангела: «Пошлите за Петром». Во втором кадре Корнелиус говорит двум своим слугам и солдату: «Иди за Петром». На третьем кадре Ян нарисовал «видение Петра», в котором лист спускается с небес. Лист заполнен нечистыми животными — свиньей, змеей, омаром и моллюсками (изображенными в виде рыбы). Петру велено «есть» нечистых животных. В последнем кадре Йен нарисовал Питера, идущего к дому Корнелиуса. Ян написал то, что тогда понял Петр: «Теперь я знаю, что Евангелие предназначено для всех». В четырех кадрах Йен наглядно сформулировал глубокую идею главы 10 Деяний — о том, что Евангелие Иисуса Христа предназначено для всех (и, возможно, также о том, что новым последователям Иисуса Христа не нужно соблюдать израильские диетические законы).
Как Иэну удалось нарисовать это простое, но мощное визуальное повествование?
В воскресенье на уроке Первоначального общества группа семи- и восьмилетних детей из прихода Нью-Сити в округе Рокленд, штат Нью-Йорк, читала Священные Писания и интерпретировала их с помощью рисунков. Учитель Брент Уилсон говорит: «Я считаю, что их рисунки помогают закреплять в сознании детей законы Евангелия и события из Священных Писаний». На уроке по главам 10–15 Деяний Брент читал главы, помня о двух вещах: «Какие самые важные Евангельские принципы содержатся в этих Священных Писаниях — принципы, о которых дети должны знать и начать понимать? И какие из принципов и окружающих событий я мог бы помочь детям визуализировать и нарисовать?» Он остановился на 10-й главе Деяний и ее важном уроке о том, что Евангелие Иисуса Христа предназначено для всех. Затем он сократил и напечатал для детей стихи 1-7 о добром сотнике Корнилии (ст. 1-7), о видении Петром нечистых животных, которых ему велено есть (ст. 9).-22) и встречу Петра и Корнилия (ст. 24-48).
Этот класс Доблестных Святых последних дней рисует регулярно, и следующим шагом Брента было решить, какой формат должны использовать дети для рисования — иногда они рисуют на панелях с повествованием или на листах без рамок. При подготовке он нарисовал собственные эпизоды из 10-го акта в четырех кадрах:
.Брент Уилсон (учитель начальных классов), Найак, Нью-Йорк, США
В классе Брент спросил детей: «Действительно ли Евангелие Иисуса Христа для всех? Может ли каждый, кто кается, присоединиться к церкви?» Дети ответили хором «да». Потом дети узнали, что так было не всегда, что есть евреи и язычники. Брент показал детям свой рисунок из четырех рамок, указал на первую рамку с изображением Корнелиуса и спросил: «Это очень хороший человек, итальянец — римский солдат, а не еврей. Может ли он быть членом церкви?» Кто-то из детей ответил «Да», а кто-то сказал «Нет».
Затем он указал на фигуру справа и сказал: «Это ангел, посланный Христом. Он сказал Корнелиусу «пошли своих слуг к Петру, и пусть они приведут Петра в твой дом». Брент указал на второй кадр, в котором Корнелиус приказывает двум своим слугам и одному из своих солдат привести Питера в его дом.
Брент указал на третий кадр, следующий за ним, и сказал: «Питер был голоден, и пока готовилась еда, ему было видение. Он увидел огромное полотно, спускающееся с неба. Лист был заполнен животными, которых евреям не разрешалось есть. Там была свинья, омар, несколько креветок и других моллюсков, может быть, даже аллигатор, змея, кролик и орел». Тогда детям сказали: «Голос повелел Петру есть животных, и Петр сказал: «Но я во всю жизнь не ел ни одного нечистого животного!»» Дети узнали, что тогда слуги Корнилия пришли в дом, в котором он оставался. Брент спросил детей: «Что означало видение Петра?» Они не знали, и Брент сказал, что Питер тоже не знал — до тех пор, пока слуги Корнелиуса не прибыли через несколько минут после сна.
Учитель указал на четвертый кадр, показывающий встречу Петра и Корнилия, и объяснил: «Видение Петра показало ему, что Евангелие Иисуса Христа предназначено для всех. Добрый человек Корнилий, римский воин, мог бы присоединиться к церкви Христовой!»
Когда детей спросили, какую часть истории они хотели бы нарисовать, трое мальчиков решили нарисовать повествование в четырех кадрах, а три девочки решили совместно нарисовать видение Питера. У учителя были листы, на которых были скопированы пустые рамки, и большой лист, на котором девочки рисовали. Йен следовал повествовательной последовательности так, как ее нарисовал Брент, но рисовал каждый кадр по-своему, не обрезая фигуры, как это делал учитель. Джейс перерисовал повествование Брента, показав фигуры крупным планом. Брент говорит: «Мне было приятно, что Джейс решил следовать моему стилю (в первых двух кадрах), потому что он обычно рисовал фигурки из палочек». Джейс не писал ничего из повествования, и Брент спросил его, может ли Брент написать значение видения Питера в последнем кадре.
Джейс, округ Рокленд, штат Нью-Йорк, США
Пока дети рисовали, класс говорил о нечистых животных — и учитель постоянно подчеркивал символизм нечистых животных — что они должны были сказать Петру, что любой хороший человек, еврей или язычник, может следовать за Христом. Брент присоединился к девочкам и нарисовал орла, совершенно уверенный, что хищные птицы запрещены.
Пока дети рисовали, в класс вошел епископ, чтобы подарить детям угощение. Брент предложил детям рассказать епископу о своих рисунках и их значении. Когда одна из девочек указала на кролика, епископ сказал, что, по его мнению, евреи могут есть кроликов.
Колби, округ Рокленд, Нью-Йорк, США
Когда их рисунки были закончены, дети поместили их в конверты, адресованные их семьям, вместе с сопроводительными Священными Писаниями, которые были напечатаны для каждого ребенка. (Совместный рисунок трех девочек с изображением видения был слишком большим, чтобы его можно было фотокопировать, поэтому они вложили копии повествования Брента в свои конверты. Каждую неделю детей в классе призывают передать конверты одному из родителей, как только урок закончится. Брент также предлагает, чтобы дети спросили своих родителей, могут ли они помочь научить их тому, что они узнали за неделю 9.0263 Приходи, следуй за мной семейное исследование.