Эволюция базовой ценности работа в современной русской лингвокультуре
||||||
ИСТОЧНИК:
Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2020. № 11. С. 267-271.
РАЗДЕЛ:
Филологические науки
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель
Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.
https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.56
Хлопова Анна Игоревна Московский государственный лингвистический университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2020
Аннотация. Целью исследования является установление динамики в содержании базовой ценности «работа» в русской лингвокультуре. Исследование строится на сопоставлении как данных ассоциативных экспериментов, приведенных в лексикографических источниках: Русский ассоциативный словарь и Двуязычный ассоциативный словарь, — так и двух ассоциативных экспериментов, проведенных автором.
Социологи полагают, что система базовых ценностей в каждой культуре имеет устойчивую структуру. Научная новизна заключается в экспериментальном доказательстве положения об изменении содержания базовых ценностей общества. Полученные результаты показали, что динамика базовой ценности «работа» проявляется (1) в изменениях в количественном соотношении реакций, (2) в появлении в понятийном компоненте новых дополнительных признаков ‘карьерный рост’ и ‘материальный компонент’, что свидетельствует об изменении отношения к работе как к базовой ценности.
Ключевые слова и фразы: русская лингвокультура, базовая ценность «работа», свободный ассоциативный эксперимент, ассоциативный словарь, Russian linguo-culture, basic value «Labour», free associative experiment, associative dictionary
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики: курс лекций: в 3-х ч. М.: МГЛУ, 2007. Ч. 2. Этнопсихолингвистика. 227 с.
Пищальникова В. А., Адамова З. Г., Кошелева Ю. П., Панарина Н. С., Хлопова А. И., Пэй Цайся, Яо Чжипен. Двуязычный ассоциативный словарь базовых ценностей / под общ. ред. В. А. Пищальниковой. М.: Спутник+, 2020. 262 с.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 2000. 410 с.
Рокич М. Природа человеческих ценностей. СПб.: Росноу, 2004. 276 с.
Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс]. URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php/ (дата обращения: 10.01.2020).
Хлопова А. И. Вербальная диагностика динамики базовых ценностей: дисс. … к. филол. н. М., 2018. 213 с.
Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.
Deese J. The Structure of Associations in Language and Thought. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1965. 216 p.
Ingarden R. Man and Value. Washington, D. C.: Catholic University of America Press, 1984. 184 р.
Maslow A. H. A Theory of Metamotivation: The Biological Rooting of the Value-Life // Journal of Humanistic Psychology. 1967. № 7. P. 93-127.
Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes crossnationally: Lessons from the European Social Survey / ed. by R. Jowell, C. Roberts, R. Fitzgerald, G. Eva. L.: Sage, 2006. P. 169-203.
Майерс, Дэвид. Социальная психология [Текст] : [учебник] / Дэвид Майерс; пер. с англ. З. Замчук. — 7-е изд. — СПб. : Питер, 2014. – 793 c.
Социальная психология как дисциплина // https://postnauka.ru/video/50706
Гулевич О. Психология межгрупповых отношений // https://ru. coursera.org/learn/psikhologiya-mejgruppovykh-otnoshenii
Учебник Самопознания. – 12 класс // https://ru.calameo.com/read/001818753aa2ff95903d5 с.75
Особенности социального познания
Социальное познание – присущее людям умение постоянно приобретать знания о себе и других людях, а также о ценностях, нормах, законах и правилах жизни в обществе.
Социальное познание – это деятельность человека, которая связана с его способностью отбирать, использовать, интерпретировать и интегрировать информацию о других людях при вынесении суждений и принятии решений.
Обусловлено общением
Способность у изобретению знаковых систем
Способность соотносить новую с уже имеющуйся информацией
Перейти к форме поискаПерейти к основному содержаниюПерейти к меню учетной записи 0 @inproceedings{Rokeach2974НЕТ,
title={Природа человеческих ценностей},
автор={Милтон Рокич},
год = {1974}
}
М. Рокич
Опубликовано 1 июня 1974 г.
Философия
Просмотр через Publisher
Основные человеческие ценности: обзор
S. Шварц
Психология
2005
Введение в теорию ценностей Когда мы думаем о наших ценностях, мы думаем о том, что для нас важно в жизни (например, безопасность, независимость, мудрость, успех, доброта, удовольствие). У каждого из нас есть…
Управление своими желаниями
Лесли Секерка
Философия
2016
Быть этичным означает сознательно делать выбор, отражающий то, что вас больше всего волнует, во что вы верите и что по-настоящему цените. Организации, в которых мы работаем, являются платформами для реализации наших этических ценностей. Спросите…
Политическая позиция и социальные знания
Дж. Мартин, М. Десмонд
Социология
2010
Природа социального познания — то, как мы «знаем» социальный мир — является одной из самых обманчиво очевидных проблем. для социологии. Поскольку мы знаем то, что знаем, мы часто думаем, что знаем как или…
Политическая позиция и социальные знания 1
Дж. Мартин, М. Десмонд
Социология
2010
Природа социального познания — то, как мы «знаем» социальный мир — одна из самых обманчиво очевидных проблемы для социологии. Поскольку мы знаем то, что знаем, мы часто думаем, что знаем как или…
Тонкая честность слов: символы, формирующие американскую политику
Патрик Дж. Макхью
Социология
2010
ПАТРИК Дж. МЧЬЮ: Тонкая честность слов: символы, формирующие американскую политику. (Под руководством Майкла МакКуэна.) Этот проект предлагает новые инструменты текстового анализа для изучения…
Чему нас учат популярные фильмы о ценностях: запертые внутри с вирусом ярости
Барри Брамметт
Социология
2013
9000 2 Абстрактные ценности — это общие предрасположенности к мысли или действию, которые обычно понимаются как закодированные в языке. Но как понять тексты, которые вроде бы о ценностях, но на самом деле таковыми не являются…