Рокич методика ценностные ориентации интерпретация результатов: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: интерпретация и обработка результатов

В XX веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Практически всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя начинал Милтон как психиатр. Но известен он как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И эта методика Рокича пользуется во всём мире огромной известностью. Как и тест, основанный на ней. Впрочем, обо всём по порядку.

Общие положения

Методика Рокича строится вокруг идеи о том, что ценностью является устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности чего-либо конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако также психолог предполагает, что их не так уж и много.

Всех их Милтон разделил на два типа – терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения, касающиеся того, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы стараться её достичь.


Узнаем как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности…

У каждого человека в зависимости от типа характера, воспитания, среды, в которой он растет и…

Второй тип ценностей называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждения, касающиеся того, что некое свойство личности или образ её действий всегда и в любой ситуации остаётся приоритетным.

То есть первый тип затрагивает цели индивидуального существования, а второй – методы их достижения и образов действий.

Специфика

Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.

Методика Рокича, как показывает практика, является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Обследовать» человека с её помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки ценностей (иначе называемые стимульным материалом) варьировать можно, и инструкции изменять.

Правда, некоторые выделяют и недостатки. К ним относится социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, будет неискренним.

Как проводится исследование?

Итак, что представляет собой методика М. Рокича – ясно. Как же проходит сам тест?

Человеку предлагается два списка, в котором указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В какой форме, в принципе, не важно. Обычно их предоставляют на листках А4 в виде перечня или на карточках.

Когда человек получил материал, ему дают задачу – присвоить каждой ценности номер. Сначала ему надо разобраться с терминальным списком, а потом с инструментальным.

Психологи, которые обычно и проводят такие тесты, могут задавать вопросы, которые приближают их к системе предпочтений испытуемого. Нередко они интересуются тем, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, обычно, в процентах. Ещё могут спросить, как расположил бы человек карточки 5 или 10 лет назад. Или как их распределили бы близкие ему люди. Вопросы могут влечь за собой другие, более личные, потому очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, проводилось тет-а-тет.

Список № 1

Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценностей ориентации» Рокича. Первый список – термальный. Он включает в себя следующие понятия:

  • Активная жизнедеятельность.
  • Мудрость.
  • Здоровье.
  • Увлекательная работа.
  • Искусство и природа.
  • Любовь и близость.
  • Финансовый достаток.
  • Наличие преданных друзей.
  • Уважение и признание других людей.
  • Возможность учиться.
  • Саморазвитие.
  • Возможность жить продуктивно («на полную» использовать перспективы и возможности).
  • Развлечения и досуг.
  • Независимость и свобода.
  • Счастье в личной жизни.
  • Возможность заниматься творчеством.
  • Самоуверенность.
  • Счастье других людей.

Итак, это 18 ценностей, которые включает в себя терминальный список. На карточках, обычно, в скобочках указывается более широкое их определение, но и так можно понять, что подразумевается.

Список № 2

Но это ещё не всё, что включает в себя методика Рокича. Обработка результатов выполняется психологом только после того, как человек разберется с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:

  • Аккуратность.
  • Воспитанность.
  • Умение радоваться жизни.
  • Высокие требования к людям и к миру.
  • Исполнительность.
  • Независимость.
  • Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в остальных).
  • Интеллектуальность и образованность.
  • Ответственность.
  • Рационализм.
  • Самоконтроль.
  • Смелость, храбрость.
  • Твёрдая воля.
  • Умение проявлять терпимость.
  • Широкие взгляды, отсутствие «рамок».
  • Честность.
  • Трудолюбие и продуктивность.
  • Заботливость, чуткость.

Как можно видеть, списки отличаются принципиально. Как минимум тем, что во второй список включены понятия, относящиеся к личностным качествам, которые нередко играют роль в процессе достижения того, что перечислялось в первом.

Как пройти тест?

В самом начале говорилось, что каждой ценности приписывается порядковый номер. Минимум – 1, а максимум – 5. Единицей отмечаются ценности, не имеющие никакого значения. Двойкой — те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройкой — ценности с определённым, конкретным значением. Четвёркой — важные утверждения. И пятёркой — то, что человек ставит превыше всего.

Как определять результат?

Это важная тема. Результаты по методике Рокича обычно определяет психолог, так как и тест проводит тоже он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.

Итак, тест направлен на изучение ценностей человека. Чтобы лучше понять смысл его действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале достоверности. Она призвана определить, насколько сильно человек хочет, чтобы его поступки положительно оценивались окружающими. И чем выше оказывается результат – тем больше испытуемый соответствует, так называемому, «одобряемому» образу. Но критическим порогом общепринятого теста является отметка в 42 балла. Если результаты его перешагнули, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо перед психологом сидит сложная личность.

Но во внимание принимаются не те баллы, которые набрал человек, выставляя номера ценностям. Психолог обращается к шкале достоверности. Если человек, например, поставил пятёрку утверждению, которое относится к отрицательной шкале, то ему присвоят 1 балл. То, что несёт отрицательное значение, он отметил единицей? Тогда ему ставят «пять». Шкала весьма объёмная, но с ней при желании можно ознакомиться в индивидуальном порядке.

Интерпретации

Итак, в целом понятно, что представляет собой методика Рокича «Ценностные ориентации». Обработка результатов – это дело психолога, но вот об интерпретациях стоит немного рассказать. Их несколько.

Есть интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то по его итогам получается выяснить, что человек считает своей главной целью – саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы или сохранение личной индивидуальности, уникальности.

Есть интерпретация по жизненным сферам. В ходе теста выясняется, какая область является для человека важнейшей – профессиональная, образовательная, семейная, общественная, развлекательная или сфера физической активности.

Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему именно они. Одна интерпретация направлена на выяснение внутреннего мира человека. А другая – на его внешний мир и сферу, в которой ему комфортно существовать. Впрочем, и то и другое связано неразрывно.

Что ещё следует знать

Методика «Ценностные ориентации» отзывы получает преимущественно положительные. Даже ученые-психологи отмечают, что она является самой проработанной и достоверной. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является основателем понятий ценностей в принципе.

И её эффективность доказана. Проводились разные исследования – и активней всего, конечно, в них участвовали молодые люди: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них ставили на первое место терминальных ценностей здоровье и семейную жизнь, друзей, любовь, финансовый достаток и уверенность в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и исполнительность. Такой выбор не удивителен. Более того, он правильный и предсказуемый. Слишком глобально для подростков? Отнюдь. Подтверждение тому – изречение психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди, в своем роде, должны быть «акробатами». Уметь одним лишь мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть через неё, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Причем за максимально короткий промежуток времени.

И это лишь один из примеров. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересная, действенная и результативная. И если есть желание вместе с возможностью – стоит пройти такой тест. Одному или с кем-то – как угодно. Хотя бы ради интереса.

2. Описание методики исследования ценностных ориентаций (м. Рокич)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т. п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М. Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.

Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей — терминальных и инструментальных — с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом).

Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):» Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

По результатам факторного анализа объединенных вместе терминальных и инструментальных ценностей было выбрано 7-факторное решение для женской выборки и 6-факторное решение -для мужской. Все 7 факторов, выделенных у женщин, были биполярными, и все, за исключением последнего,

включали в себя на обоих полюсах как терминальные, так и инструментальные ценности. Вот краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная позиция в жизни.

2. Открытость миру (экстраверсия)-сдержанность.

3. Активность с выходом за рамки социальных требований -активность в рамках социальных требований.

4. Требовательность к жизни -легкое отношение к жизни.

5. Независимость от социума -ориентация на социум.

6. Жизнь для себя -жизнь для общества.

7. Абстрактное человеколюбие -межличностные связи(только терминальные ценности).

Из шести факторов, выделенных у мужчин, все, кроме последнего, были биполярными, и все включали в себя обе группы ценностей, хотя не всегда равномерно. Так, факторы 4 и 5 образованы преимущественно инструментальными ценностями с минимальным вкладом терминальных. Вот

краткие обозначения факторов:

1. Индивидуальная -конформная жизненная позиция.

2. Альтруизм-самодостаточность.

3. Мужской тип ориентаций — женский тип ориентаций.

4. «Умеренность и аккуратность» — результативность.

5. Сдержанность-протест.

6. Полнота жизни (униполярий).

При содержательной интерпретации этих результатов необходимо, однако, учитывать, что исследование проводилось в 1988 г. и есть все основания полагать, что сегодня результаты были бы иными.

НАДЕЖНОСТЬ: М. Рокичем проверялась устойчивость ценностной структуры к ретестированию через временные интервалы от 3 недель до 14-16 месяцев на выборках студентов колледжей. Были получены следующие результаты для формы Д теста:

3 нед. 7 нед. 2-4 мес. 14-16 мес.

терминальные ценности 0,78 0,78 0,76 0,69

инструментальные ценности 0,72 0,71 0,65 0,61

Для отдельных ценностей при ретестировании с интервалом 3-7 недель показатель устойчивости варьирует от 0,51 до 0,88 (терминальные ценности) и от 0,45 до 0,70 (инструментальные ценности). Для адаптированного варианта методики при ретестировании с интервалом в 2 недели были получены средние показатели надежности 0,82 (для терминальных ценностей) и 0,79 (для инструментальных ценностей). В целом, как по американским, так и по советским данным устойчивость терминальных ценностей оказалась выше, чем инструментальных, причем, для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

Кроме того, по данным Рокича, устойчивость терминальных ценностей связана с устойчивостью инструментальных невысокой, но связанной корреляцией. Наиболее устойчивыми оказались ценности, имеющие высокие и самые низкие ранги.

О ВАЛИДНОСТИ методики косвенно свидетельствуют результаты, полученные при обследовании различных социальных групп.

Различия в оценках одних и тех же ценностей мужчинами и женщинами достигают статистически значимых пределов для 12 из 18 терминальных ценностей и для 8 инструментальных. В частности, мужчины более высоко ставят материальную обеспеченность, свободу, социальное признание, высокие запросы, эффективность в делах, рационализм и воображение. Женщины, напротив, дают более высокие оценки внутренней гармонии, самоуважению, спасению души, жизненной мудрости, аккуратности, чуткости. По отечественным данным, полученным на выборке ИТР в г. Москве, мужчины

выше ценят здоровье, материальную обеспеченность, интересную работу, продуктивную жизнь, а также твердую волю и жизнерадостность. Женщин, в свою очередь, выше ценят уверенность в себе и творчество, а также чуткость, терпимость, широту взглядов, образованность.

Ряд ценностных ориентаций связан монотонными зависимостями с уровнем дохода. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается -таких, как материальная обеспеченность, спасение души, терпимость, аккуратность, готовность помочь. Частично эти сдвиги обусловлены уровнем образования, с которым положительно связаны ощущение успеха, любовь, жизненная мудрость, широта взглядов, ответственность, независимость, воображение и отрицательно связанны ценности спасения души, удовольствия, жизнерадостности, вежливости и исполнительности.

С возрастом повышается ранг таких ценностей как истинная дружба и готовность помочь и снижается — любви и чуткости. Остальные ценности демонстрируют неоднозначную динамику.

М. Рокич исследовал также зависимость ценностных ориентаций от целого ряда других факторов: от религиозных и политических убеждений, от расистских и антикоммунистических установок, связь ценностных ориентаций с участием в демонстрациях за гражданские права и в движении хиппи. Методика нашла широкое применение также в кросскультурных исследованиях.

Интерес представляют данные о связи ЦО с различными характеристиками личности. Так, в частности, было показано, что люди, склонные к догматизму, ставят выше ценности спасения души, социального признания и исполнительности и ниже -свободу, равенство и широту взглядов. Испытуемые с внутренним локусом контроля ставят выше внутреннюю гармонию, национальную безопасность, образованность, высокие запросы, испытуемые с внешним локусом контроля -самоуважение, готовность помочь, жизнерадостность. По отечественным данным (Д.А .Леонтьев, О.Э. Калашникова, М.О.Калашников) у мужчин практически не обнаружилось значимых корреляций ценностных предпочтений с локусом контроля (опросник УСК). Напротив, у женщин общая интернальность значимо коррелирует с предпочтением активной жизни и познания, а общая экстернальность -развлечений. Экстернальность в области достижений сочетается у них с ценностями материальной обеспеченности и развития, а экстернальность в области неудач-с ценностью уверенности в себе. Интернальность в области неудач коррелирует с жизненной мудростью. В том же исследовании были выявлены значимые корреляции ряда ценностных предпочтений с осмысленностью жизни для объединенной выборки мужчин и женщин: положительные для «активной деятельной жизни» и «общественного признания» и отрицательные для «развлечений», «свободы» и «уверенности в себе». Некоторые их этих корреляций на первый взгляд противоречат здравому смыслу (низкая значимость свободы и уверенности в себе для людей с высокой осмысленностью жизни и уверенности в себе для людей с интернальным локусом контроля. Эти результаты объясняются, однако, тем, что уверенность в себе и свобода являются для них

во многом уже достигнутыми, реализованными и не актуальными в качестве целей, по сути, для них они уже выполняют роль не терминальных, а скорее инструментальных ценностей. Этот феномен возможной «инструментализации» терминальных ценностей необходимо учитывать при качественной интерпретации результатов методики.

ДОСТОВЕРНОСТЬ МЕТОДИКИ. Метод прямого ранжирования ценностей абсолютно «прозрачен» для испытуемых и не защищен от возможных фальсифицирующих стратегий. М.Рокич считает, что поскольку все ценности из предлагаемого набора являются социально одобряемыми, единственным критерием их сравнения выступает собственная система ценностей испытуемого, и, по его мнению, методика является по сути проективной. Однако, результаты проведенных им же экспериментов говорят о том, что испытуемые хорошо справляются с задачей ранжирования ценностей референтных групп. Специальное исследование Келли, Силвермена и Кохрейна выявило отсутствие связи между близостью иерархий ЦО при стандартной инструкции и при инструкции произвести благоприятное впечатление, с одной стороны, и показателем социальной желательности по специальному опроснику Марлоу-Кроуна, с другой. Из этих результатов следует, что выполнение испытуемыми требований стандартной инструкции в «обычных» условиях практически не подвержено влиянию фактора социальной желательности, хотя при желании испытуемые без труда могут воспроизвести социально желательную и иерархию.

Нами были проведены аналогичные исследования на материале списков ценностей А.Гоштаутаса, А.А.Семенова и В.А.Ядова. Корреляции результатов по стандартной инструкции и по инструкции социальной желательности оказались невысоки. Сильнее всего инструкция социальной желательности

отразилась на положении таких ценностей, как общая хорошая обстановка в стране и в мире, равенство, исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность (в сторону повышения), а также любовь, здоровье, жизнерадостность, независимость, терпимость (в сторону понижения). Помимо этого, при ранжировании по инструкции социальной желательности практически для всех терминальных ценностей в той или иной степени уменьшается индивидуальный разброс оценок (для инструментальных ценностей аналогичный анализ не проводился). Одновременно увеличивалось сходство результатов мужчин и женщин по обоим спискам ценностей.

Эти результаты не позволяют согласиться с зачислением данного теста в разряд проективных. Хотя тест сам по себе не провоцирует испытуемых на неискренние ответы, в каждом отдельном случае приходиться полагаться на их добрую волю. Соответственно, ограничивается круг референтных диагностических задач: методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ. Достоинством методики является ее компактность, быстрота в проведении и обработке результатов. Не менее существенным достоинством является ее универсальность-пригодность для использования на разных контингентах испытуемых и для решения разных задач. Наконец, большим достоинством методики является ее гибкость-возможность для решения определенных задач варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, получая тем самым дополнительную информацию. К недостаткам, помимо возможности фальсификации результатов, следует отнести неоднозначность критериев ранжирования, выражающуюся в том, что одни испытуемые, ранжируя список ценностей, учитывают степень их насущности, другие же ориентируются только на их абсолютную значимость, одни соотносят их со своей индивидуальной жизнью, другие учитывают их значимость для общества и человечества в целом. Чтобы в какой-то степени преодолеть эту неоднозначность, необходимо учитывать не только значимость, но и одновременно степень актуальности (или, напротив, реализованности) ценностей. Так, Е.Б.Фанталова (1992) использовала дополнительное ранжирование списка ценностей по критерию их доступности. Более удобным представляется методический прием, предложенный С.Р.Пантилеевым: после завершения ранжирования обоих списков испытуемому предлагается оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни.Как недостаток методики можно рассматривать и закрытый, фиксированный характер списков ценностей, что ограничивает диапазон возможных

ответов.

интерпретация и обработка результатов

В ХХ веке жил такой известный американский психолог, как Милтон Рокич. Почти всю свою карьеру он посвятил изучению общественных и личных ценностей. Хотя Мильтон начинал как психиатр. Но он известен как разработчик уникальной концепции ценностных ориентаций личности. И этот метод Рокича очень популярен во всем мире. Вроде тест на его основе. Однако обо всем по порядку.

Общие положения

В основе метода Рокича лежит представление о том, что ценность есть твердое убеждение в принципиальном предпочтении чего-то конкретного (мировоззрения, способа существования, цели жизни и т. д.). Однако психолог также предполагает, что их не так уж и много.

Все их Милтон делил на два типа — терминальные и инструментальные. К первым относятся убеждения в том, что конечная цель существования каждого человека действительно стоит того, чтобы попытаться ее достичь.

Второй тип значений называется инструментальным. Это, в свою очередь, убеждение в том, что определенное свойство человека или образ его поступков всегда остается приоритетным в любой ситуации.

То есть первый тип влияет на цели индивидуального существования, а второй — на способы их достижения и схемы действий.

Специфика

Метод Рокича также предполагает анализ ценностей и их разделение на группы, что логично, так как все убеждения касаются определенных жизненных сфер. Соответственно различают ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. Вышеупомянутый инструментальный тип включает убеждения, касающиеся общения, этики, бизнеса, альтруизма, самоутверждения и других людей.

Метод Рокича, как показывает практика, интересен и эффективен. Его достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве. «Опросить» человека с его помощью можно очень легко, как и обработать результаты. И списки значений (иначе называемых стимулами) можно варьировать, и инструкции менять.

Правда, некоторые выявляют и недостатки. К ним относятся социальная нежелательность и вероятность того, что человек, согласившийся на тест, окажется неискренним.

Как проводится исследование?

Итак, что такое метод М. Рокича понятно. Как проходит сам тест?

Человеку предлагается два списка, в которых указаны ценности (инструментальные и терминальные). По 18 в каждом. В каком виде, в принципе, неважно. Обычно они предоставляются на листах формата А4 в виде списка или на карточках.

Когда человек получает материал, ему дают задание присвоить каждому значению номер. Сначала ему нужно разобраться с терминальным листом, а потом уже с инструментальным.

Психологи, которые обычно проводят такие тесты, могут задавать вопросы, приближающие их к системе предпочтений испытуемого. Часто их интересует, насколько реализованы ценности в его жизни. Отвечают, как правило, в процентах. Еще можете спросить, как человек карты устроил бы 5 или 10 лет назад. Или как их будут распределять близкие ему люди. Вопросы могут повлечь за собой и другие, более личные, ведь очень важно, чтобы тестирование было добровольным и, желательно, тет-а-тет.

Список №1

Теперь можно перечислить непосредственно те понятия, которые включает в себя методика «Ценности ориентации» Рокича. Первый список – тепловой. Он включает следующие понятия:

  • Активные средства к существованию.
  • Мудрость.
  • Здоровье.
  • Увлекательная работа.
  • Искусство и природа.
  • Любовь и близость.
  • Финансовое благополучие.
  • Наличие верных друзей.
  • Уважение и признание других людей.
  • Способность к обучению.
  • Саморазвитие.
  • Возможность жить продуктивно («полностью» использовать перспективы и возможности).
  • Развлечения и досуг.
  • Независимость и свобода.
  • Счастья в личной жизни.
  • Способность заниматься творчеством.
  • Уверенность в себе.
  • Счастье других людей.

Итак, это 18 значений, включая список терминалов. На картах обычно в скобках указывается их более широкое определение, но так можно понять, что подразумевается.

Список №2

Но это не все, что включает в себя методика Рокича. Результаты обрабатываются психологом только после того, как человек разобрался с каждым списком. И вот что включает в себя второй, инструментальный:

  • Точность.
  • Фертильность.
  • Способность радоваться жизни.
  • Высокие требования к людям и миру.
  • Упражнение.
  • Независимость.
  • Неумение принимать недостатки (как в себе, так и в других).
  • Интеллект и образование.
  • Ответственность.
  • Рационализм.
  • Самоконтроль.
  • Мужество, отвага.
  • Твердая воля.
  • Способность проявлять терпимость.
  • Широкий обзор, отсутствие «каркаса».
  • Честность.
  • Трудолюбие и производительность.
  • Осторожный, чуткий.

Как видите, списки принципиально различаются. Как минимум, во второй список входят понятия, относящиеся к личностным качествам, которые часто играют роль в процессе достижения того, что было перечислено в первом.

Как пройти тест?

В самом начале было сказано, что каждому значению присваивается порядковый номер. Минимум 1, максимум 5. Единица помечает значения, которые не имеют значения. Два из них те, которые, в принципе, могут быть важны. Тройка – значения с определенным, конкретным смыслом. Четыре важные утверждения. А пятерка – это то, что человек ставит выше всего.

Как определить результат?

Это важная тема. Результаты обычно определяет психолог, так как тест проводит и он. Но в общих чертах стоит рассказать, как это делается.

Итак, тест направлен на изучение человеческих ценностей. Чтобы лучше понимать смысл своих действий или поступков. Результаты определяются по так называемой шкале надежности. Он призван определить, насколько человек хочет, чтобы его действия были положительно оценены окружающими. И чем выше результат — тем больше предмет соответствует так называемому «одобренному» образу. А вот критическим порогом стандартного теста является отметка в 42 балла. Если результаты закончились, то либо они недостоверны, и человек был нечестен, либо психолог столкнулся со сложной личностью.

Но баллы, набранные человеком, не учитываются, выставляя числа значениям. Психолог обращается к шкале надежности. Если человек, к примеру, поставил пятерку за утверждение, относящееся к отрицательной шкале, то ему дадут 1 балл. Что имеет отрицательное значение, отметил он единицу? Тогда ему поставили «пять». Шкала очень объемная, но с ней при желании можно читать индивидуально.

Интерпретации

Итак, в целом понятно, что из себя представляет метод «Ценностных ориентаций» Рокича. Обработка результатов — дело психолога, а вот об интерпретациях стоит немного поговорить. Их несколько.

Имеется интерпретация методики Рокича по жизненным ценностям. Если используется такой вариант теста, то получается выяснить, что человек считает своей главной целью — саморазвитие, духовное удовлетворение, творчество, социальное взаимодействие, престиж и уважение, достижения и успех, богатство и финансы. или сохранение личной индивидуальности и неповторимости.

Есть толкование жизненных сфер. В ходе теста выясняется, какая сфера для человека наиболее важна – профессиональная, учебная, семейная, социальная, развлекательная или сфера физической активности.

Это две наиболее распространенные интерпретации. Впрочем, неудивительно, почему они есть. Одно толкование направлено на прояснение внутреннего мира человека. А другой — на его внешний мир и ту сферу, в которой ему комфортно существовать. Тем не менее, оба тесно связаны.

Что еще я должен знать?

Метод «Ценностных ориентаций» отзывы в основном положительные. Даже психологи отмечают, что он самый проработанный и надежный. Неудивительно, ведь Милтон Рокич является в принципе основоположником концепции ценностей.

И его эффективность доказана. Проводились различные исследования – и больше всего, конечно, в них участвовала молодежь: школьники и студенты. Особенно старшеклассники. И большинство из них поставили на первое место предельные ценности здоровья и семейной жизни, друзей, любви, финансового благополучия и уверенности в себе. Из инструментального списка многие выбрали жизнерадостность, ответственность, воспитанность, терпимость и трудолюбие. Этот выбор не удивителен. Более того, это правильно и предсказуемо. Слишком глобально для подростков? Ни в коем случае. Подтверждение тому — высказывание психолога Эрика Хомбургера Эриксона. Он уверял, что молодые люди по-своему должны быть «акробатами». Уметь просто одним мощным движением опустить перекладину своего детства, перепрыгнуть ее и ухватиться за следующую перекладину зрелости. И на самый короткий срок.

И это только один пример. На самом деле методика Милтона Рокича действительно интересна, эффективна и действенна. И если есть желание вместе с возможностью — пройти такое испытание необходимо. Кому-то или кому-то — как-нибудь. Хотя бы ради интереса.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях

Статья посвящена вопросам формирования социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях. Тема исследования определяется противоречием между возросшими запросами общества и государства на подготовку специалистов с ярко выраженными социально-экономическими ценностными ориентациями и недостаточным теоретическим и практическим статусом данного вопроса. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов колледжа требует использования организационного комплекса, который будет способствовать реализации потенциала профессионального образовательного учреждения (ПОО) в подготовке специалистов с необходимым уровнем социально-экономических ценностных ориентаций. При этом формирование социально-экономических ценностных ориентаций студента как специально организованный процесс профессионального становления личности специалиста происходит под действием внутренних и внешних факторов, инициирующих рациональное, экономически ответственное поведение в рамках общепринятых социально-этических норм. Социально-экономические ценностные ориентации учащегося в ДОУ требуют особых усилий для их формирования. Социально-экономические ценностные ориентации целесообразно формировать в процессе обучения студента в профессиональном образовательном учреждении. Рассмотрен метод персонификации, применяемый применительно к предметному материалу, и его влияние на формирование социально-экономических ценностей школьника. Показана эффективность этого метода. Выделены основные социально-экономические ценности студента.

Ключевые слова

Ценностные ориентации, образовательное учреждение, предметный материал, олицетворение, профессиональное обучение, воспитательный процесс.

Введение

Современные требования к профессиональным компетенциям, личностным и деловым качествам будущего специалиста достаточно активно обсуждаются в современной научно-педагогической литературе (Boer, Fischer, 2013; Gouveia et al., 2014). Вопрос о содержании новой системы личных ценностей остается дискуссионным; практически не обсуждается вопрос формирования социально-экономической ценности профессионального образования. Формирование социально-экономических ценностных ориентаций в процессе социализации учащегося (наиболее динамичной части общества) является одной из основных задач, целей и направлений образования в любой стране. В любом обществе и государстве ценностные ориентации личности подлежат воспитанию и целенаправленному воздействию общества и государства.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в профессиональном образовательном учреждении (ДОУ) затрагивает актуальные проблемы общества и образования, так как современные социально-экономические условия определяют новые подходы к экономической деятельности (Ажар и др., 2014; Сирмаи, 2015) . Действующая система среднего профессионального образования должна учитывать особенность социально-экономической ситуации и в связи с этим решать задачи профессионального и личностного развития специалиста с КСО, конкурентоспособного и мобильного на рынке труда. Проблема социально-экономических ценностей стоит особенно остро в постсоветских странах, так как они остаются несформировавшимися после ликвидации социалистической государственной идеологии и глубоких политических и экономических преобразований (Кузнецов, 19). 92; Веремей, 2004). Также отсутствует четкая концепция их формирования в образовательной среде.

Современные требования к профессиональной подготовке специалиста с К.С.Э. привести к переосмыслению целей среднего профессионального образования. Необходимо подготовить студентов ДОО к эффективному участию в рыночных отношениях, к формированию личности специалиста с нравственными устоями, характеризующейся бережным отношением к экономическим ресурсам и материальным ценностям, разумным хозяйствованием. В связи с этим повышенный интерес современных ученых вызывает изучение такого феномена, как социально-экономические ценностные ориентации (Мнайдарова, 2015; Сиддики, Рехман, 2014; Оса-Эдох, Алуту, 2015).

Здравомыслов представил ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен, характеризующий сферу и содержание деятельности личности. Это явление является составной частью системы личностных отношений, определяющей общее отношение человека к миру, к самому себе, придающей смысл и направленность личностным установкам, поведению и поступкам (Здравомыслов, 1986).

Ценностные ориентации осуществляют психическую регуляцию личной социальной активности и поведения в социальной среде. Ценностные ориентации являются одним из компонентов организации личности; они обобщают весь жизненный опыт, приобретенный человеком в процессе его становления. Они также характеризуют внутреннюю готовность к осуществлению определенных действий. Именно поэтому формирование социально-экономических ценностей в процессе обучения напрямую влияет на будущую профессиональную деятельность.

Формирование ценностных ориентаций — процесс формирования личности, ее психологии и сознания под влиянием ближайшего социального окружения (Мнайдарова, 2015; Ушакова, 1983).

Система ценностей – это основа поведения людей, формирующаяся при реализации интегрирующей функции общества. Он развивается уже существующими социальными институтами, а не отдельно от них (Кузнецов, 1992; Boer, Fischer, 2013; Gouveia et al., 2014).

В связи с этим важное значение приобретает воспитательный процесс в структуре профессионального образования. Только культурный и социализированный специалист, ориентированный не на сиюминутное личное материальное обогащение, а на благо всего общества, включая себя и свою семью, может с пользой решать возникающие проблемы и способствовать социально-экономическому развитию. В то же время образование как социально обусловленный процесс позволяет создать среду для саморазвития и формирования умения заниматься предпринимательской деятельностью, а также решать экономические задачи в соответствии с общепринятыми социальными и этическими нормами.

Классификация ценностей и целей образовательно-воспитательного процесса через предметную материальную персонификацию путем представления примера профессиональных успехов со стороны человека с соответствующими ценностями является основной предпосылкой преодоления ценностной общности в образовательном процессе в колледж. В структуре социально-экономических ценностей выделяют следующие основные группы ценностей: этические, трудовые, интеллектуальные и нравственные.

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение формирования социально-экономических ценностных ориентаций через предметную материальную персонификацию.

Методология

Исследование проведено в Костанайском технико-экономическом колледже. В ходе экспериментальной работы изучен исходный уровень социально-экономических ценностных ориентаций, проанализировано состояние образовательного процесса в Костанайском технико-экономическом колледже с точки зрения социально-экономических ценностных ориентаций, разработан и проведен ряд мероприятий по повысить значимость социально-экономических ценностных ориентаций. Сформирована система требований и методов, репрезентирующих достигнутый уровень социально-экономических ценностных ориентаций. В экспериментальной части исследования приняли участие студенты очной формы обучения экономического факультета Костанайского технико-экономического колледжа. Были следующие группы: 3А-2 (специализация 0514000″ Оценка «по отраслям и областям применения», 3?-22 (специализация 0515000 « Менеджмент » по отраслям и областям применения), 3АА-5 (специализация 0518000 « Бухгалтерский учет и аудит » по отраслям).

При оценке результатов и их анализе использовались следующие методы: наблюдение, опрос, интервью, анализ и оценка личностных уровней социально-экономических ценностных ориентаций, выступления студентов на практических занятиях, методы оценки: метод ценностных ориентаций М. Рокича (Рокич, 19 лет68), метод Дж. Наттина « незаконченных фраз » (Nuttin, 2004), метод С.А. Будасси « незаконченных тезисов » (Будасси, 1973).

Результаты

Дифференциация содержания обучения по бизнес-дисциплинам является важнейшим компонентом, обеспечивающим персонифицированное формирование социально-экономических ценностных ориентаций. Учителя способны реализовать свои воспитательные функции на уроке, выделяя в учебном материале значение персонифицированного ядра. Очевидно, что проблема социально-экономических ценностей и ценностных ориентаций как ориентиров в представлении студентов актуальна и сегодня. Одним из способов преодоления ценностной неопределенности образования является группировка как ценностей, так и целей образования по тому или иному виду образования для последующего внедрения первых в содержание обучения. Таблица 1 представляет выбранную группу значений.

Таблица 1
Группы ценностей в формировании социально-экономических ориентаций
Группа значений Цель
Труд Интересная работа, польза для общества, ответственность, профессиональный рост.
Мораль Свобода, добрые дела, мир, права человека, верность, верность, честность и неподкупность.
Интеллектуал Знание, интеллектуальное развитие, саморазвитие и др.).
Эстетика Гармония, дополняющая красоту.
Атлетик Здоровый образ жизни, работоспособность, хорошая физическая форма.
Вненациональный патриотический Любовь к Родине, забота о ее безопасности и процветании, интерес к другим народам, уважение к их традициям, толерантность и др.

Учителя должны учитывать личностные особенности развития учащихся. Следовательно, они должны оценивать современный уровень социально-экономических ценностных ориентаций личности, определять специфику их содержания для каждого студента колледжа и привлекать каждого студента к учебно-профессиональной деятельности, ориентированной на общепринятые социальные и этические нормы.

Использование персонифицированного предметного материала в организации формирования социально-экономических ценностных ориентаций учащихся требует от учителя усвоения методов жизненного воспитания, использование которых стимулирует оценочную деятельность учащихся ДОО, обеспечивает принятие ценностной информации на уровне личное значение. В системе профессионального образования наиболее эффективными методами являются:

• Ретроспективный анализ жизненного опыта с одновременным соотнесением его с полученной ценностной информацией, с определением аксиологически обусловленных причин тех или иных действий, событий и адекватности общих отношений к этим событиям и фактам и др.

• Достроение незавершенных образовательная модель (закончить фразу, предложение, описание конкретной деловой ситуации с точки зрения определенных ценностных ориентаций).

• Жизненные аналогии, используемые для иллюстрации познаваемых ценностных категорий (явлений, событий, отношений и т.п.) жизненными примерами. Это подтверждает, что ценности сформировались (Veremey, 2004).

Активность студента определяется его интересом к учебной деятельности, ее занимательным и эмоционально насыщенным содержанием, возможностями самовыражения. Это может выражаться в инициативном участии студентов в образовательном процессе (а именно в обсуждении, оценивании и т.п.), становлении их личности как субъектов образования, в благоприятном соотношении педагогического руководства и сознательного творчества студентов в обучении. .

Для того чтобы студент колледжа стал полноценным субъектом формирования социально-экономических ценностных ориентаций, его активность должна стимулироваться преподавателем через целенаправленную организацию познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности. А именно – обеспечение проблемных ситуаций, использование активных методов обучения, диалогическое обучение, создание ситуаций нравственного выбора, непосредственная мотивация учащихся к оценке объекта познания и др.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ должно быть содержательно-процессуально оформленным с учетом закономерностей развития личности в аксиологическом контексте (от репродуктивной учебно-ценностной деятельности к личностно-ценностному творчеству) . Необходимо учитывать и само формирование социально-экономических ценностных ориентаций (последовательность процессов: выявление и интериоризация ценностей) (Мнайдарова, 2015).

Процесс формирования социально-экономических ценностных ориентаций в ДОУ олицетворяется выделением системы ценностей и целей образовательного процесса; путем обогащения предметного материала ценностным содержанием посредством организованных встреч с успешными предпринимателями; путем представления социально-экономических ценностей через содержание образования с использованием различных методов обучения.

Таким образом, разностороннее взаимодействие студентов и преподавателя, особенности их активности во время взаимодействия позволит сформировать социально-экономические ценностные ориентации будущего специалиста с КСО.

Эффективное формирование у студентов социально-экономических ценностных ориентаций предполагает проведение встреч с предпринимателями города и области. Должны быть приглашены представители различных сфер экономической деятельности: независимые предприниматели, аудиторы, бухгалтеры, экономисты и т.д. Темы встреч должны быть разнообразными, так как все приглашенные специалисты занимаются экономической деятельностью в различных сферах.

Родители отметили цикл встреч с предпринимателями города и области по вопросам общественной/общественной позиции. Встречи внесли важный вклад в мотивацию студентов и, как следствие, в формирование мотивационно-поведенческого критерия социально-экономических ценностных ориентаций.

Уровень социально-экономических ценностных ориентаций школьников определяли по одноименному оценочному тесту М. Рокича (Rokeach, 1968), методу «незаконченных фраз» Дж. Наттина (Nuttin, 2004), методу С.А. Будасси» неоконченная диссертация » (Будасси, 1973). Нами определены следующие критерии оценки уровня социально-экономических ценностных ориентаций студента: социально-экономические знания, мотивы и действия.

М. Рокич определяет личностные ценности как убеждение человека в преимуществах одних целей, в его смысле по сравнению с другими целями, в преимуществах определенного типа поведения по сравнению с другими типами (Рокич, 1973).

Полученные результаты позволяют сделать вывод об успешном формировании социально-экономических ценностных ориентаций студентов в ДОУ.

Анализ показывает, что вероятная гипотеза исследования позволяет сделать следующий вывод: уровень социально-экономических ценностных ориентаций специалиста с К.С.Э. существенно возрастет, если профессиональное образование будет строиться в соответствии с предметной материальной персонификацией. Проведена итоговая оценка уровня социально-экономических ценностных ориентаций студентов на момент завершения педагогического эксперимента. Результаты подтвердили положительные изменения уровней социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ.

Результаты позволили сделать следующие выводы: социально-экономические ценностные ориентации формируются неэффективно в рамках традиционной системы образования; Формирование социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОО требует олицетворения предметного материала.

Таким образом, мы пришли к выводу, что эффективное формирование социально-экономических ценностных ориентаций студентов зависит от: приглашения предпринимателей к беседе со студентами на социально-экономические темы; участие учащихся в предметных олимпиадах; обсуждение и организация Декад экономических дисциплин; на студенческих научно-практических конференциях и др.

Дискуссия

Итоговая оценка подтвердила положительную динамику по всем критериям сформированности социально-экономических ценностных ориентаций обучающихся в ДОУ.

Установлено, что наиболее значимыми социально-экономическими ценностями для студентов являются следующие:

1. Сохранение индивидуальности.

2. Материальное положение.

3. Социальный статус.

4. Любовь.

5. Духовное удовлетворение.

Социально-экономические ценностные ориентации специалиста с К.С.Э. рассматриваются как совокупность личностных установок выпускника к себе и к миру в виде устойчивых установок на модель предпринимательской деятельности в соответствии с общепринятыми социальными и этическими нормами.

Формирование социально-экономических ценностных ориентаций личности через представление положительного профессионального опыта способствует формированию профессиональных достижений, морального удовлетворения от профессиональной и общественной деятельности, интереса к престижу профессии, сохранению своей индивидуальности и к достойному материальному положению.

Таким образом, формирование социально-экономических ценностей является важной задачей образовательного процесса, так как формирует нравственно-поведенческие установки будущего специалиста.

Заключение

В современных социально-экономических условиях духовно-нравственные ценности нуждаются в соотнесении и содержательной переориентации. Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как эта система способна готовить специалистов, результативность которых определяется уровнем их ценностных ориентаций. Таким образом, вопрос формирования социально-экономических ценностных ориентаций следует изучать на основе психолого-педагогической, экономической и социокультурной теорий.

Образовательная политика в профессиональных образовательных учреждениях должна быть направлена ​​на подготовку конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессиональными возможностями их образования. Однако успешное решение этих задач и благотворная деятельность профессиональных образовательных учреждений на рынке интеллектуального труда практически невозможны при реализации лишь обязательного минимума требований к уровню подготовки выпускников, определенных государственным стандартом.

Ссылки

  1. Ажар, М., Надим, С., Наз, Ф., Лирвен, Ф., &amli; Самин, А. (2013). Влияние профессионального образования и социально-экономического положения на академические достижения студентов вузов. Международный журнал академических исследований и размышлений, 1 (3), 25–33.
  2. Бур, Д., &amli; Фишер, Р. (2013). Как и когда личные ценности определяют наше отношение и социальность? Exlilaining кросс-культурная изменчивость связей отношение-ценность.
  3. Будасси, SA (1973). Развитие мышления с помощью лирограммного обучения. Вопросы лирограммного обучения. Теория и методология: Сборник статей 90–184 . Москва.
  4. Гувейя, В.В., Милфонт, Т.Л., &amli; Герра, В.М. (2014). Функциональная теория человеческих ценностей: Проверка ее содержания и структуры гилиотезисов. Личностные и индивидуальные различия, 60 , 41-47.
  5. Кузнецов А.Г. (1992). Влияние социально-экономических и мировоззренческих факторов на формирование ценностных ориентаций сельской молодежи: Автореф. Москва.
  6. Мнайдарова С.С. (2015). Формирование социально-экономических ценностных ориентаций учащихся профессионально-технических учебных заведений: дис. Челябинский государственный педагогический университет.
  7. Наттин, Дж. (2004). Мотивация, действие и надежда на будущее. Москва: ЛЮБЛИШНСКИЙ ДОМ «Смысл».
  8. Оса-Эдох, Г.И., &amli; Алуту, А.Н.Г. (2015). Социально-экономический статус партнеров и его влияние на образовательные ценности учащихся и выбор профессии . Европейский журнал образовательных исследований, 3 (1) .
  9. Рокич, М. (1968). Убеждения, взгляды и ценности. Библиографии.
  10. Рокич, М. (1973). Природа человеческих ценностей .
  11. Сирмаи, А. (2015). Социально-экономическое развитие. Лиресса Кембриджского университета.
  12. Ушакова М.А. (1983). Интересы школьников к учебно-познавательной деятельности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts