Вопрос 43. Роль Декарта в становлении психологии
Учение о сознании
Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился построению истиной системы знаний. Проблема метода — центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать её без метода. Метод содержит правила, соблюдения которых не позволяет принимать за истину то. Что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей — сочетание интроспекции с естественно — научным методом.
Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочих оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнения во всём, по поводу чего можно обнаружить малейшие подозрения в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.
В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.е. «в том, имеются среди тех вещей, которые попадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существуют на свете». О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз». Поэтому Декарт «допустил, что нет, не одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется». Так как мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет, так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в ампутированных конечностях.
Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключения: я мыслю, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли». Вслед за выводами о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос — я есть человек — отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются, восходящие к Аристотелю представления о «Я» как состоящим из тела и души, ибо нет уверенности — нет теоретического доказательства — в обладании ими. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: оно проистекает из непосредственности нашего переживания.Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от субъективного описания «Я» и обращается только к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний. При этом, в отличие от задачи, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».
4. Соотношения души и тела
Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем — проблему соотношения души и тела. В течение многих столетий мыслители ломали голову над тем, как различить душу, идеальное, и тело, материальное.
Первоначально центральный вопрос здесь представляется абсолютно простым: различаются ли вообще между собой душа и тело, мир идеальный и мир реальный? Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?
Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник — это душа, а кукла — тело.
Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий как для философии, так и для развития науки.
После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей — кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям.
В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну-единственную функцию — мышление. Все прочие функции носят телесный характер.
Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души — наблюдение за ходом психических процессов.
Тело и душа — это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу.
5. Взаимодействие души и тела
С точки зрения Декарта, душа нематериальна (то есть не состоит из
какой-либо материи). Душа способна сознавать и мыслить, давая нам, таким
образом, информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств
материального мира. Его основной характеристикой является способность к
мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом.
Однако мыслящий, чувствующий и обладающий свободной волей ум должен неким образом воздействовать на тело и воспринимать ответные реакции. Если в душе рождается намерение, например, переместиться из одного места в другое, то это желание выполняется мускулами, сухожилиями и нервами нашего тела. Аналогичным образом, если тело подвергается воздействию какого-либо стимула (света или тепла, например), именно ум воспринимает и обрабатывает чувственные данные и принимает решение о соответствующей реакции. Для того чтобы сформулировать собственную концепцию взаимодействия души и тела, Декарту необходимо было отыскать некий физический орган, в котором они могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии с давней философской традицией, считал душу абсолютно простой по строению, то есть не имеющей внутри себя никаких составных частей, то взаимодействовать она могла только с каким-нибудь одним телесным органом. По его убеждению, такой орган должен находиться где-то в мозге, поскольку опытные данные показывали, что впечатления движутся от периферии в мозг и, наоборот, все импульсы движения исходят из мозга. Было совершенно ясно, что мозг во всех психических процессах играет какую-то особую роль. Необходимо было отыскать такую структуру в мозге, которая была бы одновременно единой и единственной (то есть не имела бы внутренних подразделений и не дублировалась бы в каждом из полушарий мозга). Такой структурой — с точки зрения Декарта — является шишковидное тело или сопапит. Именно этот мозговой орган он и объявил местом встречи души и тела.
В объединение механизма взаимодействия души и тела вступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой — тесно с ним связана; душа не протяженна — и перемещается в маленьком железе мозга.
Учение Декарта о душе и теле и об их субстанционном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различия между духовным и телесном признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самосознании. Психология Декарта идеалистична.
Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанном на нем психологической науки.
Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевное движение, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям неоправданный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях, включает такие вопросы: причины и источники страстей, Классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание физиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей. Источники страстей разнообразны, но главным является взаимодействие внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.
Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при её соединении с телом, их суть в следующие шесть чувств: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их значения сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются вторичными и преобразуются при жизни.
Значение страстей велико. Они обеспечивают единство тела и души. От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеет много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никаких печалей и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Отсюда возникает задача восприятия страстей. Декарт уверен в неограниченных способностях человека в отношении восприятия страстей: «…люди даже со слабой душой смогли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими».
6. Учение Декарта о рефлексе
К крупнейшим открытиям ХVII в. Относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Концепция Декарта сложилась в эпоху, когда рассмотрение под новым углом зрения организма и его функций произвело настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях. Сокрушительный удар по средневековой биологии, считавшей «сущности» и «формы» определяющими факторами явлений, нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Открытие Декартом рефлекторной природы поведения — продукт той же идейной атмосферы. Правда, уровень знаний о нервной системе еще не позволил придать рефлекторной гипотезе столь же прочное фактическое основание, каким обладала новая теория кровообращения. По идейно-научной значимости, однако, психофизиологическая теория Декарта не только не уступала учению Гарвея, но в известном отношении еще в большей степени укрепляла принцип материалистического детерминизма. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, тогда как Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой детерминисткой методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности. Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению по движению сердца крови «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Нервный импульс мыслился как нечто родственное — по составу и способу действия — процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным термином «животные духи», вложив в него содержание, вполне соответствовавшее механистической трактовке функций организма. «То, что я здесь называю «духами», есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, — отмечает И. П. Павлов, — Декарт установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».Рефлекс означает движение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как родственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветвленную генеалогию. Пока физические законы, касающиеся явлений тепла и света, проверяемые опытом и имеющие математическое выражение, оставались неизвестными, учение об органическом субстрате психических проявлений находилось в зависимости от учений о душе как целесообразно действующей силе. Картина начала меняться с успехами физики, прежде всего оптики. Достижения Ибналь-Хайсама и Р. Бэкона уже в период средневековья подготавливали вывод о том, что сфера ощущений находится в зависимости не только от потенций души, но и от физических законов движения и преломления световых лучей. Таким образом, появление понятия о рефлексе — результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистки, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности. Согласно Декартовской схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит «на выходе» этого акта, детеминировано материальными изменениями «на входе». Основой многообразия картин поведения Декарт считал «диспозицию органов», понимая под этим не только анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию, но и ее изменение. Оно происходит, по Декарту, по силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление. После Декарта среди натуралистов все более прочным становится убеждение, что объяснить нервную деятельность силами души равносильно обращению к этим силам для объяснения работы какого-либо автомата, например часов. Исходное методологическое правило Декарта состояло в следующем: «То, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу». Под неодушевленным телом в этом контексте имелись в виду не предметы неорганической природы, а механические конструкции, автоматы, построенные руками человека. Поставив вопрос о том, насколько широко простирается возможность моделировать чисто механическими средствами процессы чувствования, памяти и т. Д., Декарт приходит к выводу, что только два признака человеческого поведения не поддаются моделированию: речь и интеллект. Декарт предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость. Из этой попытки выросли идеи, дающие право считать Декарта одним из предвестников ассоцианизма. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановится, а звук выстрела, который они слышат при стрельбе в куропатку, заставлял их подбегать к ней. Это полезно знать для того, чтобы научиться управлять своими страстями. Но так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими». Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу материалистической ассоциативной психологии Гартли. «Мне представляется — писал, Гартли, определяя место своей концепции среди других систем, — что Декарт имел бы успех в осуществлении своего замысла в том виде, как он предложен в начале его трактата «О человеке», если бы он вообще обладал достаточным количеством фактов из области анатомии, физиологии, патологии и философии». Гартли казалось, что Декарт не смог последовательно провести свой замысел из-за недостатка фактов. Действительные причины непоследовательности Декарта, его дуализма (ярко проявившегося в представлении о двойной детерминации поведения: со стороны души и со стороны внешних раздражителей) носили методологический характер. Учение о механистической основе поведения живых тел, развитое Декартом, революционизируя умы натуралистов, освобождало исследование нервно-мышечной системы и ее функций от идеалистических заблуждений.
Роль Декарта в развитии психологии
В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну-единственную функцию — мышление. Все прочие функции носят телесный характер.
Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души — наблюдение за ходом психических процессов.
Тело и душа — это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой-либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу.
4. Взаимодействие души и тела.
С точки зрения Декарта, душа
нематериальна (то есть не состоит из
какой-либо материи). Душа способна сознавать
и мыслить, давая нам, таким
образом, информацию о внешнем мире. Ум
не обладает ни одним из свойств
материального мира. Его основной характеристикой
является способность к
мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего
материального мира в целом.
Однако мыслящий, чувствующий и обладающий
свободной волей ум должен неким образом
воздействовать на тело и воспринимать
ответные реакции. Если в душе рождается
намерение, например, переместиться из
одного места в другое, то это желание
выполняется мускулами, сухожилиями и
нервами нашего тела. Аналогичным образом,
если тело подвергается воздействию какого-либо
стимула (света или тепла, например), именно
ум воспринимает и обрабатывает чувственные
данные и принимает решение о соответствующей
реакции. Для того чтобы сформулировать
собственную концепцию взаимодействия
души и тела, Декарту необходимо было отыскать
некий физический орган, в котором они
могли бы сочетаться. Поскольку он, в соответствии
с давней философской традицией, считал
душу абсолютно простой по строению, то
есть не имеющей внутри себя никаких составных
частей, то взаимодействовать она могла
только с каким-нибудь одним телесным
органом. По его убеждению, такой орган
должен находиться где-то в мозге, поскольку
опытные данные показывали, что впечатления
движутся от периферии в мозг и, наоборот,
все импульсы движения исходят из мозга.
Было совершенно ясно, что мозг во всех
психических процессах играет какую-то
особую роль. Необходимо было отыскать
такую структуру в мозге, которая была
бы одновременно единой и единственной
(то есть не имела бы внутренних подразделений
и не дублировалась бы в каждом из полушарий
мозга). Такой структурой — с точки зрения
Декарта — является шишковидное тело или
сопапит. Именно этот мозговой орган он
и объявил местом встречи души и тела.
Декарт описывает это взаимодействие
в типично механистической манере: движущиеся
по нервным трубкам животные соки определенным
образом запечатлеваются в шишковидном
теле, и на этой основе ум создает чувственные
образы, восприятия. Иными словами, количество
движения (поток животных соков) создаст
душевное качество (восприятие). Справедливо
и обратное: ум неким образом запечатлевает
себя в шишковидном теле (не совсем понятно,
правда, как это происходит), а последнее,
в свою очередь, отклоняясь в ту или иную
сторону, направляет токи животных соков
к тем или иным мускулам тела. В результате
же возникает физическое движение. Таким
образом, психическое состояние человека
вызывает свойственные его телу физические
движения.
В объединение механизма взаимодействия души и тела вступают глубокие противоречия философского учения Декарта. С одной стороны, утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой — тесно с ним связана; душа не протяженна — и перемещается в маленьком железе мозга. Так, в системе Декарта метафизические гипотезы и опытные наблюдения вступают в противоречия друг с другом.
Учение Декарта о душе и теле и об их субстанционном различии породили философскую психофизическую проблему: хотя различия между духовным и телесном признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самосознании. Психология Декарта идеалистична.
Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанном на нем психологической науки.
Декарт дал рационалистическое учение о страстях, которые определял как «восприятия, или чувства, или душевное движение, особенно связанные с душой, вызываемые, поддерживаемые и подкрепляемые каким-нибудь движением «духов». Природа страстей двойственная: она включает телесный компонент и мысль о предмете. Телесное начало придает страстям неоправданный характер, а связь с мыслью позволяет управлять ими и воспитывать страсти. Конкретно-научное учение Декарта о страстях, включает такие вопросы: причины и источники страстей, Классификация страстей и их описание, воспитание чувств. Единственной причиной страстей является движение животных духов, под влиянием которых в теле происходят большие физиологические изменения. В связи с этим Декарт уделяет большое внимание физиологии чувств, описывает телесные проявления, физиологические компоненты страстей. Источники страстей разнообразны, но главным является взаимодействие внешних предметов. Чувства, по Декарту, предметны, в этом их главная особенность.
Декарт различал первичные и вторичные страсти. Первичные страсти появляются в душе при её соединении с телом, их суть в следующие шесть чувств: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Их значения сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно. Они приобщают нас истинным благам, если возникают на истинном основании, и совершенствуют нас. Все прочие страсти являются вторичными и преобразуются при жизни.
Значение страстей велико. Они обеспечивают единство тела и души. От них зависит наслаждение жизнью. Однако страсти имеют и недостатки. «Страсть не всегда приносит пользу, потому что имеет много как вредных для тела вещей, не вызывающих сначала никаких печалей и даже радующих человека, так и других действительно полезных, но сначала неприятных вещей. Кроме того, добро и зло, связанные с этими вещами, кажутся более значительными, чем это есть на самом деле; они побуждают нас домогаться одного и избегать другого с большим, чем следует, рвением». Отсюда возникает задача восприятия страстей. Декарт уверен в неограниченных способностях человека в отношении восприятия страстей: «…люди даже со слабой душой смогли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими».
5. Учение Декарта о рефлексе.
К крупнейшим открытиям ХVII в. Относится открытие рефлексивной природы поведения. Понятие о рефлексе возникло в физике Декарта. Оно было призвано завершить общую механистическую картину мира, включив в нее поведение живых существ. Концепция Декарта сложилась в эпоху, когда рассмотрение под новым углом зрения организма и его функций произвело настоящий переворот в анатомо-физиологических исследованиях. Сокрушительный удар по средневековой биологии, считавшей «сущности» и «формы» определяющими факторами явлений, нанесло открытие Гарвеем механизма кровообращения. Открытие Декартом рефлекторной природы поведения — продукт той же идейной атмосферы. Правда, уровень знаний о нервной системе еще не позволил придать рефлекторной гипотезе столь же прочное фактическое основание, каким обладала новая теория кровообращения. По идейно-научной значимости, однако, психофизиологическая теория Декарта не только не уступала учению Гарвея, но в известном отношении еще в большей степени укрепляла принцип материалистического детерминизма. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к одной из внутриорганических функциональных систем, тогда как Декарт распространил его на взаимоотношение живых существ с внешним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой детерминисткой методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности. Декарт исходил из того, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга как центра и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. Отсутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кровообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению по движению сердца крови «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Нервный импульс мыслился как нечто родственное — по составу и способу действия — процессу перемещения крови по сосудам. Предполагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфильтровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам механики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным термином «животные духи», вложив в него содержание, вполне соответствовавшее механистической трактовке функций организма. «То, что я здесь называю «духами», есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, — отмечает И. П. Павлов, — Декарт установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».Рефлекс означает движение. Под ним Декарт понимал отражение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как родственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветвленную генеалогию. Пока физические законы, касающиеся явлений тепла и света, проверяемые опытом и имеющие математическое выражение, оставались неизвестными, учение об органическом субстрате психических проявлений находилось в зависимости от учений о душе как целесообразно действующей силе. Картина начала меняться с успехами физики, прежде всего оптики. Достижения Ибналь-Хайсама и Р. Бэкона уже в период средневековья подготавливали вывод о том, что сфера ощущений находится в зависимости не только от потенций души, но и от физических законов движения и преломления световых лучей. Таким образом, появление понятия о рефлексе — результат внедрения в психофизиологию моделей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение на активность организма физических категорий позволило понять ее детерминистки, вывести ее из-под причинного воздействия души как особой сущности. Согласно Декартовской схеме, внешние предметы действуют на периферическое окончание расположенных внутри нервных «трубок» нервных «нитей», последние, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых «животные духи» устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Тем самым утверждалось, что первая причина двигательного акта лежит вне его: то, что происходит «на выходе» этого акта, детеминировано материальными изменениями «на входе». Основой многообразия картин поведения Декарт считал «диспозицию органов», понимая под этим не только анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию, но и ее изменение. Оно происходит, по Декарту, по силу того, что поры мозга, меняя под действием центростремительных нервных «нитей» свою конфигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми, придавая току «животных духов» новое направление. После Декарта среди натуралистов все более прочным становится убеждение, что объяснить нервную деятельность силами души равносильно обращению к этим силам для объяснения работы какого-либо автомата, например часов. Исходное методологическое правило Декарта состояло в следующем: «То, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу». Под неодушевленным телом в этом контексте имелись в виду не предметы неорганической природы, а механические конструкции, автоматы, построенные руками человека. Поставив вопрос о том, насколько широко простирается возможность моделировать чисто механическими средствами процессы чувствования, памяти и т. Д., Декарт приходит к выводу, что только два признака человеческого поведения не поддаются моделированию: речь и интеллект. Декарт предпринимает попытку, исходя из рефлекторного принципа, объяснить такую фундаментальную особенность поведения живых тел, как их обучаемость. Из этой попытки выросли идеи, дающие право считать Декарта одним из предвестников ассоцианизма. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но, тем не менее легавых собак обыкновенно приучают к тому, чтобы вид куропатки заставлял их остановится, а звук выстрела, который они слышат при стрельбе в куропатку, заставлял их подбегать к ней. Это полезно знать для того, чтобы научиться управлять своими страстями. Но так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли бы приобрести исключительно неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисциплинировать и руководить ими». Через столетие предположение о том, что связи мышечных реакций с вызывающими их ощущениями можно изменять, переделывать и тем самым придавать поведению желательное направление, ляжет в основу материалистической ассоциативной психологии Гартли. «Мне представляется — писал, Гартли, определяя место своей концепции среди других систем, — что Декарт имел бы успех в осуществлении своего замысла в том виде, как он предложен в начале его трактата «О человеке», если бы он вообще обладал достаточным количеством фактов из области анатомии, физиологии, патологии и философии». Гартли казалось, что Декарт не смог последовательно провести свой замысел из-за недостатка фактов. Действительные причины непоследовательности Декарта, его дуализма (ярко проявившегося в представлении о двойной детерминации поведения: со стороны души и со стороны внешних раздражителей) носили методологический характер. Учение о механистической основе поведения живых тел, развитое Декартом, революционизируя умы натуралистов, освобождало исследование нервно-мышечной системы и ее функций от идеалистических заблуждений.
6. Заключение.
Своеобразие психологической мысли ХVII в. раскрывается в разработке учений:
а) о живом теле (в том числе человеческом) как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах;
б) о сознании как присущей
индивиду способности путем внутреннего
наблюдения иметь самое достоверное,
какое только возможно, знание о
собственных психических
г) о соотношении физического (физиологического) и психического. У истоков этих учений стоит Декарт.
Список литературы:
1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. М., 1992.
2. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
3. Интернет: http://www.psychological.ru
Ценный вклад Рене Декарта в психологию
Ценный вклад Рене Декарта в психологию — да, терапия помогает!психология
29 января 2023
Рене Декарт Это был типичный пример интеллектуала эпохи Возрождения: солдат, ученый, философ и умозрительный психолог . Он учился у иезуитов, и его образование было одновременно метафизическим и гуманистическим. Его влияние было решающим для его переформулировки рационализм и его включение в механистическую систему.
Декарт (1596-1650) и рационализм
Точно так же, как на скептицизм софистов ответил рационализм Платона, рационализм Декарта был ответом на гуманистический скептицизм предшествующего периода , поставившего человека в центр мира, он не полагался на свои собственные силы, чтобы поддерживать его.
Декарт не принял веру скептиков в невозможность познания , ни в слабости разума. Он решил систематически сомневаться во всем, пока не нашел что-то настолько прозрачно верное, что в этом нельзя было сомневаться. . Декарт обнаружил, что может сомневаться в существовании Бога, достоверности ощущений (эмпирическая аксиома) и даже в существовании своего тела.
Cogito ergo sum: первая и несомненная истина
Он продолжал так, пока не обнаружил, что не может сомневаться в одном: в своем собственном существовании как самосознающего и мыслящего существа. Не может быть сомнения, что есть сомнение, потому что при этом отрицается само действие. Декарт выразил свою первую несомненную истину знаменитым: Cogito ergo sum . Я мыслю, следовательно существую .
Своим собственным существованием Декарт обосновывал существование Бога аргументами, которые уже тогда подвергались сомнению. Он также установил существование мира и своего тела и общую точность восприятия.
Декарт считал, что правильный метод рассуждения может открыть и доказать то, что истинно. Адвокаты, как хороший рационалист, дедуктивным методом: открывают для разума очевидные истины и выводят из них остальные . Этот метод противостоит индуктивному методу, предложенному Фрэнсисом Бэконом и принятому эмпириками.
Декарт, однако, не исключал полезности чувств, хотя и полагал, что факты мало что значат, пока они не упорядочены разумом.
От философии к психологии и знаниям о познании
Декарт был не первым, кто обосновал свое существование в мыслительной деятельности. Уже первый рационалист, Парменид , он утверждал: « Потому что мышление и бытие есть одно и то же », А св. Августин писал: «Если я обманываю себя, я существую» (для Декарта же, сомневающегося во всей трансцендентной Истине, вопрос был бы были «если я обманываю себя, то я не существую»), и только за столетие до этого, по словам Гомеса Перейры: « я знаю, что я что-то знаю, и кто знает, есть ли там. Тогда я существую. » Декартовская новизна заключается в поддержании всего чувства сомнения и укреплении единственной уверенности в логической истине.
От Декарта философия будет становиться все более и более психологической , стремящейся познать разум посредством интроспекции, вплоть до появления в девятнадцатом веке психологии как самостоятельной научной дисциплины, основанной на изучении сознания интроспективным методом ( хотя только для первого поколения психологов).
Декарт утверждает существование двух типов врожденных идей : с одной стороны, главные идеи, в которых нет сомнения, хотя они и являются потенциальными идеями, которые требуют опыта для обновления. Но это также говорит о врожденных представлениях об определенных способах мышления (то, что мы сейчас назвали бы процессами, без конкретного содержания, только способами действия: например, транзитивностью). Этот второй род иннатизма разовьется в восемнадцатом веке к Кант с его априорными синтетическими суждениями.
Универсальный механизм
Декарт обогащает теорию Галилея принципами и понятиями механики, науки, добившейся выдающихся успехов (часы, механические игрушки, источники). Но именно Декарт первым считает механистические принципы универсальными, применимыми как к косной материи, так и к живой материи, к микроскопическим частицам, а также к небесным телам.
Механистическая концепция тела у Декарта такова: характеристикой тела является то, что оно является res extensa, материальной субстанцией, в отличие от res cogitans или мыслящей субстанции.
Эти различные вещества взаимодействуют через Шишковидную железу (единственную часть мозга, которая не повторяется полушариями), механически воздействуя друг на друга.
В теле есть рецепторы и нервы или полые трубки, которые внутренне сообщают одни части с другими. Эти трубки пронизаны своеобразными нитями, которые одним концом соединяются с рецепторами, а другим — с порами (как оболочка) желудочки головного мозга, которые при открытии пропускают через нервы «животные духи», влияющие на мышцы, вызывающие движение. Он не различал поэтому чувствительные и двигательные нервы, но имел зачаточное представление об электрическом явлении, лежащем в основе нервной деятельности.
Наследие Рене Декарта в других мыслителях
Будет Гальвани , в 1790 году, который на основании проверки того, что контакт двух разных металлов вызывает сокращения мышц лягушки, демонстрирует, что электричество способно вызывать в воздействие на человеческое тело сходно с действием таинственных «животных духов», из чего легко сделать вывод, что нервный импульс имеет биоэлектрическую природу. Вольта приписывал этот эффект электричеству, а Гальвани понимал, что он возникает при контакте двух металлов; В результате обсуждения между ними в 1800 году возникло открытие батареи, положившее начало науке об электрическом токе.
Гельмгольц , в 1850 году, благодаря изобретению миографа, измерил задержку реакции мышцы при стимуляции с разной длины (26 метров в секунду). Механизм натриевого насоса не был открыт до 1940 года.
Значение шишковидной железы
В шишковидной железе Декарт помещает точку контакта между духом ( res cogitans , мыслящая субстанция) и телом. , выполняющий двойную функцию: контроль над чрезмерными движениями (страстями) и, прежде всего, над сознанием. Поскольку Декарт не различает сознание и сознание, он пришел к выводу, что животные, не обладающие душой, подобны совершенным машинам без психологического измерения, то есть без чувств и сознания. Уже Гомес Перейра он отрицал психологический характер ощущений у животных, сводя свои движения к сложным механическим реакциям нервов, исходящих из мозга.
В результате часть души, традиционно связанная с движением, стала умопостигаемой частью природы и, следовательно, науки. Психологический бихевиоризм, определяющий психологическое поведение как движение, обязан механицизму Декарта. Психика была настроена, с другой стороны, только как мысль , позиция, которая появится позже в когнитивной психологии, если ее определить как науку о мышлении. Однако для Декарта мысль была неотделима от сознания.
Характерной чертой, общей для этих подходов, как это часто бывает в остальных современных науках, является радикальное разделение между субъектом, который знает, и объектом знания. И движение, и мысль станут автоматическими, действуя в соответствии с предопределенными причинно-следственными цепочками во времени.
ФИЛОСОФИЯ — Рене Декарт (январь 2023 г.).
История философии и психологии — Моник М. Чураешкенази, доктор философии, психолог.
Важность психологической истории
Чтобы понять эволюцию человека и разума, важно понимать историю психологии. Определение прошлых идей, людей, событий, культур и человеческого поведения является неотъемлемой частью понимания того, как люди функционируют и существуют в современном мире. Хенли (2019) заявил, что понимание истории психологии объединяется с пониманием психологии в настоящее время, чтобы определить, как она возникла (стр. 2). Изучение истории может быть монотонным и ставить под сомнение историческую актуальность, поскольку в двадцать первом веке в значительной степени полагаются на технологический прогресс и инновационные методы; однако важно изучить прошлое человеческое поведение, потому что оно важно для соматического развития людей, интеллектуального прогресса и того, как они функционируют в разнообразном мире. Изучение прошлых событий может дать психологам, историкам, теоретикам и экспертам понимание того, как мир развивался благодаря людям, культурам, поведению и природе.
Кроме того, история важна из-за преобладания прошлых исследований, проведенных известными и уважаемыми экспертами; История предоставляет жизненно важную информацию для современной психологии, поэтому исследователи и студенты могут понять эволюцию психологических усилий во времени. Если студенты изучают историческую подоплеку соответствующих событий, они понимают значение области. Хенли сравнил историческую важность с человеческим поведением и последствиями. Понимание прошлого опыта человека может дать представление об его текущем поведении; поэтому мы понимаем модернизированные психологические практики через изучение исторических концепций (Henley, 2019)., п. 4). Более того, изучая причины и следствия в истории, можно получить ценную информацию для будущих исследований. Психологическая история исследует социальные, культурные и экологические изменения, влияющие на поведение человека. Изучение внутренних и внешних детерминант, влияющих на поведение человека, важно для формирования здорового образа жизни. В конечном счете, понимание истории психологии необходимо для понимания современной психологии.
Как Сократ, Платон и Аристотель повлияли на психологию
Сократ — уважаемый философ, известный своей верой в человеческое существование, знание и истину. Поддерживая софиста, Сократ считал, что существование человека и его отношение к миру имеют важное значение для определения человеческих факторов и поведения. Однако он не поддерживал идеологии теоретиков о восприятии истины. Он считал, что истина достигается через знание, а не личную проницательность и пристрастие. Хенли (2019) рассматривал восприятие истины Сократом, в котором она формируется посредством знаний, основанных на морали. Его социально-политические взгляды на мораль и знания формализовали его позицию в отношении индивидуальности и человеческого присутствия в мире. Видная фигура в своем обществе, Сократ умер за свои убеждения, проложив путь другим сторонникам для продолжения его работы в поисках знаний, истинной сущности, справедливости и морали, чтобы сделать психологию более актуальной и уважаемой областью.
Платон (ученик Сократа) сыграл важную роль в продвижении пифагорейских идей наряду с философией Сократа. Кроме того, объединение математики, логики, знания и истины в работах Платона повлияло на восприятие науки западной цивилизацией. Согласно Хенли (2019), Платон разработал концептуальную теорию когнитивной теории, которая сегодня является важной психологической парадигмой в этой области. Более того, Платон пошел дальше учения Сократа и различал представление о сущности и форму идей. Рассуждение было в центре внимания позиции Платона о развитии человека через психику (то есть разум). Он считал, что разум является центром знаний и отвечает за душу (разум, эмоции и желания).
Аристотель (ученик Платона) был первым, кто затронул многие области философии, которые теперь являются частью психологии. Хенли (2019) предполагает, что работа Аристотеля основывалась на «памяти, рассуждениях, ощущениях, мотивации, морали, социальном поведении, образовании, развитии, гериатрии, сне и сновидениях, языке и обучении» (стр. 48). Кроме того, он был первым, кто установил историю психологических событий в своих произведениях (например, De Anima ). Аристотель был блестящим философом и оказал влияние почти на все отрасли знаний, внося значительный вклад в «биологию, этику, логику, метафизику, политику, поэтическую оптику, физику, риторику», которые сегодня актуальны в научных кругах (Henley, 2019). , п. 48).
Эволюция локуса контроля в человеческом поведении у святого Августина
Святой Августин был христианским теологом, известным своим значительным вкладом в западную философию. Его литературные произведения были основополагающей конструкцией для развития Западной церкви, западных философий и косвенно повлияли на западное христианство. «Город Божий» и «Исповедь» были важными опубликованными работами, основанными на идее противопоставления человека Богу. Вывод основан на христианских концепциях выбора, веры в человека или Бога. Христиане могли бы поддерживать человека и философскую жизнь (город человека) или они могли бы сделать религию центром своей жизни (город Бога) (Henley, 2019).). Идеал создал конфликт между философскими и теологическими усилиями.
Величайшим достижением правления Августина было объединение христианских принципов с неоплатонизмом. Основанный Плотином, неоплатонизм представляет собой философскую и религиозную схему, основанную на представлении о том, что человек ищет Бога в конечном мире человеческого опыта. Философский классик утверждает, что все существование основано на том, как Бог и люди объединены через человеческие души. Объединение Августином христианства и неоплатонизма отмечало, что Бог — это высшее существо, а не что-то материальное или осязаемое, а зло — это невзгоды добрых дел.
Локус контроля определяется степенью контроля людей над ситуациями и событиями. Августин был ответственен за огромное смещение локуса контроля над человеческим поведением извне (город человека) вовнутрь (град Божий). Он считал, что самоопределение является основой личной ответственности и что люди несут ответственность за свои действия. Августин подчеркивал, что люди, продолжающие совершать злые поступки, лишены сознания; поэтому они не зацикливаются на вине, потому что признание в злых поступках приводит к прощению. Люди обладают врожденной способностью оценивать свой жизненный выбор, демонстрируя признаки осознания ошибок, нравственности, личного долга и правды (элементы личной добродетели и порядочности). В результате Августин произвел революцию в концепции мышления и человеческого поведения, утверждая, что у людей есть выбор между человеком (городом человека) и Богом (градом Бога).
Роль Рене Декарта в психологии
Рене Декарт был блестящим психологом, философом и математиком. До философии он был известен своей отчетливой связью между алгеброй, геометрией и астрономией, которая закрепляла «астрономические явления» между числами и физикой (Хенли, 2019, стр. 111). Его работа в качестве арифметика была жизненно важна для его поисков философской истины. Точка зрения философа на взаимодействие разума и тела указывала на человеческое поведение и внутренние процессы. Как и у животных, он считал, что у людей механистическое поведение; однако люди отличались, потому что у них есть разум, который основан на логике, когнитивных способностях, логическом обосновании и, что наиболее важно, на сознании. Тело и разум — это две разные сущности, в которых мозг считается «нефизическим», а тело — физическим измерением (Henley, 2019). ). Тело состоит из физического пространства, а мозг его не занимает; следовательно, мозг нематериален (Johnston, 2019).
Считается основоположником современной философии, Декарт утверждал, что функции человеческого тела основаны на физических принципах, в которых нет разума. Кроме того, он описал, как разум и тело влияют друг на друга, определяя действия и поведение человека. Отличительной идеей позиции Декарта о взаимодействии разума и тела является восприятие того, как разум функционирует по сравнению с телом. Поскольку ум не физический, он не может быть расположен во всем теле; однако ум проникает во все тело.
Теоретические основы взаимодействия разума и тела Декарта считались компонентом когнитивных практик в психологии. Его механистический анализ человеческого поведения был воспринят как начало «стимул-реакции и бихевиористской психологии» (Хенли, 2019, стр. 114). Кроме того, он считал, что между разумом и телом существует значительная связь, основанная на дуалистических влияниях, влияющих на поведение человека. Эксперты предполагают, что его отличительные способности расшифровывать функции разума и тела привели к новым открытиям в области психологии. Кроме того, из-за тщательного изучения Декартом людей и животных его работа воспринималась как основа физиологической и сравнительной психологии.
Вклад Джона Локка, Джорджа Беркли и Дэвида Юма в раннюю психологию
Известный как основатель британского эмпиризма, Джон Локк внес значительный вклад в современные теории регулируемого либерального правительства. В большей степени политический философ, Локк сосредоточился на естественных правах на «жизнь, свободу и собственность», которые считаются наиболее фундаментальными правами в соответствии с человеческим правом (Heath, 2019, стр. 1). Джон Локк верил в естественное состояние, при котором все люди обладают гражданскими свободами и могут вести здоровую и независимую жизнь. Однако из-за отсутствия правительства или законов, защищающих человеческие свободы, эти права оставались под угрозой. Пока не было правительства, никто не мог управлять кем-то другим. Риск отсутствия организованной государственной структуры мог привести к беспорядкам, поскольку человеческая предрасположенность и факторы окружающей среды были ответственны за индивидуальный эгоизм и права. Он также считал, что основные качества в мире существуют, а второстепенные качества основаны на наблюдателе (сознательных реакциях человека через органы чувств). Такие вещи, как фигуры, движения и факты, существовали в мире независимо от того, воспринимаются ли они. Однако чувства (то есть зрение, обоняние, осязание, вкус и слух) существуют только тогда, когда человек может их воспринимать.
Джордж Беркли наиболее известен своей теорией имматериализма. Другой известный британский эмпирик и идеалист, главный аргумент Беркли заключается в том, что не существует никаких независимых от разума объектов, потому что существует неспособность их воспринимать. Будучи имматериалистом, Беркли утверждал, что в мире не существует материальных субстанций (есть лишь ограниченная психологическая материя и неизмеримая психологическая материя) и единственное вездесущее существование — это Бог. Его концепция идеализма основана на абстрактных идеях, которые он и Локк имели общие интересы. Однако его работа была воспринята как заблуждение в философии. Беркли интересовался идеалом второстепенных качеств и расширил теорию Локка, отвергнув главные качества, поскольку выявление различия могло привести к скептицизму. Он поставил под сомнение идеал, заявив, что, если людям нельзя доверять, мы знаем только наши собственные идеи; следовательно, он отрицал существование материи.
Дэвид Хьюм, один из трех британских эмпириков, считал, что причины и следствия определяются опытом и знаниями, а не личной проницательностью и разумом. Его работа определила контраст между фактами и отношениями идей. Matters of Fact утверждает, что отрицания, которые противоречивы, но могут быть восприняты, требуют наблюдений для доказательства объяснений или истины. Отношения идей — это концепция, согласно которой некоторые вещи нельзя отрицать в силу их непостижимости и внутренней противоречивости. Юм утверждал, что идеи основаны на работе мысли; то, что человек не может представить себе мысль о чем-либо, не делает ее ложной. Следовательно, людям не нужно собирать доказательства, чтобы сделать это правдой — истина основана на понимании (то есть на мыслительной деятельности). Работа Юма изложила позицию Беркли, утверждая, что люди представляют собой компиляцию бесчисленных точек зрения, что быстро увеличивает непостижимость; следовательно, не существует ни «я», ни «концепции себя».
Локк, Беркли и Юм были рационалистами, которые сосредоточились на знаниях и разуме, чтобы объяснить человеческое поведение и концепцию мира. Все эмпирики утверждали, что знание основано на опыте и понимании, а не на личной проницательности. Вдобавок теоретики считали, что чистый разум сам по себе не является результатом приобретения опыта; наблюдение и объяснение должны доказывать истину. Их выводы и опубликованные работы будут связаны с концептуализацией Иммануилом Кантом априорных и апостериорных теорий.
Объединение философии и психологии Джона Хербата
Иоганн Фредрих Гербарт был неотъемлемой частью перехода от философии к психологии. Хенли (2019) заявил, что до работы Гербарта были предыдущие работы по психологии; однако Учебник по психологии был первым учебником, «в котором психология рассматривалась как академическая дисциплина» (Henley, 2019, стр. 184). Напротив, Гербарт был противником факультетской психологии и не считал эту область наукой. Он выразил свое неверие в психологию как экспериментальную науку, поскольку разум нельзя разделить ни на какой предмет, так как он представляет собой «интегрированное целое» (Henley, 2019)., п. 184).
Хотя Гербарт отрицал психологию как науку, он считал, что мозг можно изучать с помощью математики, и в конце концов объединил эти две области. Гербарт сосредоточился на использовании математики для сопоставления массы апперцепции, порога и теории идей в уме. Он упорно изучал мозг с помощью математических уравнений, в которых он использовал исчисление в качестве основного источника. Использование исчисления для измерения сложных психологических открытий сделало его одним из первых философов, внедривших математику в эту область (Henley, 2019). ). Помимо того, что он был известен как один из первых специалистов в области математической психологии, он считался первым психологом-педагогом. Сочетание массы апперцепции и теории образования имело большое значение для психологической области. В лучшем случае Гербарт верил в математическую психологию, однако его усилия по сближению математики и психологии повлияли на создание экспериментальной психологии.
Экзистенциализм и романтизм
Экзистенциализм — это философская теория, основанная на индивидуальном существовании и человеческом состоянии. Модель указывает на философские проблемы и то, как люди справляются с ними, основываясь на природе через свободную волю. Экзистенциалисты определяют свой собственный смысл и цель в жизни и пытаются сделать рациональный выбор в иррациональном и непредсказуемом мире. По сути, люди контролируют свой собственный выбор и действия в жизни; поэтому они не должны ограничиваться обществом в принятии таких решений. Кроме того, в экзистенциализме наиболее важным элементом является субъективное понимание человеком того, как объяснить жизнь. Как и романтики, они считают, что личный опыт и эмоции ответственны за поведение человека.
Романтизм — это теоретическая и литературная концепция индивидуальной стимуляции, субъективности и важности. Романтики считали, что люди — это нечто большее, чем разум, интеллект и опыт, влияющие на поведение. Они считают, что примат человеческого поведения указывает на «эмоции, инстинкты и интуицию» (нелогичное поведение) (Хенли, 2019, стр. 192). Более того, они считали рационализм отрицательным компонентом, поскольку в основе рациональности лежит постоянная потребность искать истину с помощью эмпиризма, знаний и разума.
Отличие экзистенциализма от романтизма заключается во влиянии и восприятии. Связанный с европейскими философами девятнадцатого и двадцатого веков, которые разделяли общность в изучении примитивных стадий философской мысли, экзистенциализм основан на культурном и индивидуальном влиянии. Он основан на том, как на жизнь людей влияет раскрытие правды о жизни или восприятие людей, событий и ситуаций за чистую монету. Романтизм сосредоточен на иррациональности и интуиции, которые помогают выйти за пределы человеческого существования (природа человеческого поведения). Однако экзистенциализм и романтизм разделяют концепцию субъективного опыта.
Вклад Густава Фехнера в научное развитие психологии
Густав Теодор Фехнер — один из самых известных физиков, внедривших науку в психологию. Карьера Фехнера началась как физика, занимавшегося исследованием свойств электрического тока. Однако его интерес перешел к сенсорным механизмам и психическому осознанию (психологии). Фехнер поддерживал философскую теорию Баруха Спинозы о перцептивном разуме и теле, считая, что разум является элементом материи. Гюстав считал, что сознание нельзя отделить от физической материи; поэтому во всех физических вещах присутствует ощущение сознания, известное как панпсихизм.
Любопытство Фехнера к мистицизму и сатире в дополнение к глубоко укоренившемуся интересу к науке сделало его неортодоксальным ученым. Его любознательность как в отношении философии, так и науки привела к созданию психофизики. Он исследовал, могут ли отношения между телом и мозгом определять изменения ощущений как физический стимул (Henley, 2019). Он предположил, что если бы психологические ощущения можно было перевести в математические уравнения, физические стимулы должны были бы измениться геометрически. Проведение таких тестов концептуализировало психофизику, раздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими раздражителями и психическими процессами.
Экспериментальная психология стала заметной областью, в которой ученые и психологи изучали взаимосвязь между индивидуальным поведением и физическими стимулами на основе психических процессов. В его работе показано, что математические уравнения тесно связаны с психическими явлениями; однако отличительные переживания (т.