Что такое гуманистическая психология: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. А. Леонтьев

ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, на­прав­ле­ние пси­хо­ло­гии, по­ста­вив­шее сво­ей це­лью изу­че­ние че­ло­ве­ка в его выс­ших про­яв­ле­ни­ях, та­ких как раз­ви­тие и са­мо­реа­ли­за­ция лич­но­сти, её цен­но­сти и смыс­лы, лю­бовь, твор­че­ст­во, сво­бо­да, от­вет­ст­вен­ность, ав­то­но­мия, глу­бин­ное об­ще­ние, транс­цен­ден­ция и т. п. Сфор­ми­ро­ва­лась в США к нач. 1960-х гг., полу­чив назв. «треть­ей си­лы» в амер. пси­хо­ло­гии в свя­зи с тем, что её пред­ста­ви­те­ли про­ти­во­пос­тав­ля­ли се­бя как би­хе­вио­риз­му, рас­смат­ри­вав­ше­му че­ло­ве­че­ское по­ве­де­ние по ана­ло­гии с по­ве­де­ни­ем жи­вот­ных и как пол­но­стью за­ви­ся­щее от внеш­них сти­му­лов, так и пси­хо­ана­ли­зу, под­верг­ну­то­му кри­ти­ке за пре­уве­ли­че­ние ро­ли не­осоз­на­вае­мых вле­че­ний и ком­плек­сов в жиз­ни че­ло­ве­ка. С 1961 из­да­ёт­ся «Жур­нал гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии» («Journal of Huma­nistic Psychology»), в 1962 ор­га­ни­зо­ва­на Амер. ас­со­циа­ция Г. п., в 1970 со­сто­ял­ся 1-й Ме­ж­ду­нар. кон­гресс гу­ма­ни­стич. пси­хо­ло­гии.

В це­лом Г. п. пред­став­ля­ет со­бой кон­гло­ме­рат разл. школ, раз­де­ляю­щих об­щие цен­но­сти и об­раз че­ло­ве­ка как це­ло­ст­но­го, ак­тив­но­го, твор­че­ско­го су­ще­ст­ва, на­де­лён­но­го по­тен­ция­ми к раз­ви­тию и са­мо­реа­ли­за­ции, об­ла­даю­ще­го оп­ре­де­лён­ной сте­пе­нью сво­бо­ды от внеш­ней де­тер­ми­на­ции, ру­ко­во­дствую­ще­го­ся смыс­ла­ми и цен­но­стя­ми в сво­бод­ном вы­бо­ре сво­его от­но­ше­ния к внеш­ним об­стоя­тель­ст­вам, спо­соб­но­го транс­цен­ди­ро­вать ус­ло­вия сво­его су­ще­ст­во­ва­ния и да­же се­бя са­мо­го. Осн. па­фос ра­бот пред­ста­ви­те­лей Г. п. (А. Мас­лоу, Р. Мэй, К. Род­жерс, Ш. Бю­лер, Дж. Бюд­жен­тал и др.) об­ра­щён про­тив гос­под­ства в пси­хо­ло­гии сци­ен­ти­ст­ско­го, ме­ха­ни­стич. под­хо­да к че­ло­ве­ку, пе­ре­не­сён­но­го из ме­то­до­ло­гии ес­теств. на­ук.

Пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком ми­ра и се­бя в ми­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся в Г.  п. как гл. пси­хо­ло­гич. ре­аль­ность, при­чём сам мир по­ни­ма­ет­ся фе­но­ме­но­ло­ги­че­ски – как дей­ст­ви­тель­ность, дан­ная субъ­ек­ту в его опы­те, пе­ре­жи­ва­нии, пре­лом­лён­ная че­рез приз­му смы­слов и цен­но­стей субъ­ек­та. Уни­каль­ность ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, де­лаю­щая ана­лиз отд. слу­ча­ев столь же пра­во­мер­ным ме­то­дом ис­сле­до­ва­ния, как и ста­ти­стич. обоб­ще­ния, вы­во­дит­ся пред­ста­ви­те­ля­ми Г. п. не из ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, обу­слов­лен­ных на­след­ст­вен­но­стью и ус­ло­вия­ми сре­ды, но пре­ж­де все­го из уни­каль­но­сти жиз­нен­ных це­лей и смы­слов, реа­ли­зуе­мых че­ло­ве­ком. Че­ло­ве­че­ская жизнь рас­смат­ри­ва­ет­ся как еди­ный про­цесс ста­нов­ле­ния и бы­тия: че­ло­век яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но тем, кто он есть, и тем, кем он стре­мит­ся быть.

Г. п., опи­раю­щая­ся на идей­ные тра­ди­ции гу­ма­низ­ма Но­во­го вре­ме­ни, ис­пы­та­ла влия­ние разл. ва­ри­ан­тов фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма, а так­же фе­но­ме­но­ло­гии и ря­да вос­точ­ных фи­лос. -ре­лиг. уче­ний (ин­те­рес Г. п. к рас­ши­ре­нию воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка и из­ме­нён­ным со­стоя­ни­ям соз­на­ния, ус­та­нов­ка на цен­ность пе­ре­жи­ва­ния «здесь и те­перь» и др.). Идеи, близ­кие Г. п., со­дер­жа­лись в позд­них ра­бо­тах А. Ад­ле­ра и К. Г. Юн­га, а так­же у ря­да др. пси­хо­ло­гов 1930–1960-х гг. (Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей, Г. Мёр­фи, Дж. Кел­ли, Э. Фромм).

Воз­ник­но­ве­ние Г. п. бы­ло свя­за­но с куль­тур­ной си­туа­ци­ей в по­сле­во­ен­ной Аме­ри­ке, с ши­ро­ким рас­про­стра­не­ни­ем стра­ха пе­ред бу­ду­щим, оди­но­че­ст­ва и от­чу­ж­дён­но­сти. Раз­ру­ше­ние тра­диц. сис­те­мы цен­но­стей и праг­ма­ти­за­ция жиз­ни по­ро­ди­ли кон­фликт ме­ж­ду стрем­ле­ни­ем к ис­крен­ним и глу­бо­ким че­ло­ве­че­ским от­но­ше­ни­ям и не­воз­мож­но­стью их ус­та­но­вить. Г. п., явив­шись од­ной из по­пы­ток ос­мыс­ле­ния этих кри­зис­ных яв­ле­ний, ока­за­ла влия­ние на мо­ло­дёж­ную контр­куль­ту­ру 1960-х гг., в ча­ст­но­сти на дви­же­ние хип­пи с его ори­ен­та­ци­ей на са­мо­рас­кры­тие лич­но­сти «здесь и те­перь» и т.  п.

Гл. об­лас­ти прак­тич. при­ло­же­ния Г. п. – пси­хо­те­ра­пия, в кон­тек­сте ко­то­рой за­ро­ди­лись и бы­ли раз­ви­ты мно­гие из идей, об­ра­зую­щих фун­да­мент Г. п., и пе­да­го­ги­ка, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе не­ди­рек­тив­но­го взаи­мо­дей­ст­вия учи­те­ля с уче­ни­ком, ко­гда учи­тель не пы­та­ет­ся фор­ми­ро­вать лич­ность, а соз­да­ёт ус­ло­вия для её са­мо­реа­ли­за­ции и раз­ви­тия творч. спо­соб­но­стей. Од­ним из по­пу­ляр­ных при­ло­же­ний Г. п. ста­ли тре­нин­ги, на­прав­лен­ные на лич­но­ст­ный рост и меж­лич­но­ст­ное об­ще­ние. В рус­ле Г. п. бы­ли раз­ра­бо­та­ны по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­ня­тия са­мо­ак­туа­ли­за­ции (А. Мас­лоу), лич­но­ст­но­го рос­та (К. Род­жерс), са­мо­рас­кры­тия (С. Джу­рард), ау­тен­тич­но­сти (Дж. Бюд­жен­тал) и др.

Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос

Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).

С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.

 

Фильм «Целитель Адамс»

Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.

Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.

В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.

Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.

Гуманистическая психология и Синтон-подход

Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→

Критика гуманистической психологии

Гуманистическая психология имеет своих критиков.

К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].

Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ

               

Гуманистическая психология

Гуманизм – это психологический подход, который делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто ведет себя- «Самоактуализация».

Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии. Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 19).68). Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и понимание мира. Общая цель гуманистической терапии состоит в том, чтобы дать целостное описание человека. Используя феноменологические категории, интерсубъективные категории и категории от первого лица, психолог-гуманист пытается увидеть личность в целом, а не только фрагментарные части личности (Роуэн, 2001).

Есть несколько факторов, которые отличают гуманистический подход от других подходов в психологии, в том числе акцент на субъективном значении, отказ от детерминизм и забота о положительном росте, а не о патологии. Хотя можно возразить, что некоторые психодинамические теории дают представление о здоровом развитии (включая юнговскую концепцию индивидуации ), другие характеристики отличают гуманистический подход от любого другого подхода в психологии (и иногда заставляют теоретиков других подходов говорить о гуманистическом подходе). Подход вообще не наука).

Большинство психологов считают, что поведение может быть понято только объективно (беспристрастным наблюдателем), но гуманисты утверждают, что это приводит к заключению, что человек не способен понять свое собственное поведение — взгляд, который они считают одновременно парадоксальным и опасным для благополучие. Вместо этого гуманисты, такие как Роджерс, утверждают, что смысл поведения по существу личный и субъективный; далее они утверждают, что принятие этой идеи не является антинаучным, потому что в конечном счете все люди субъективны: достоверность науки делает не то, что ученые чисто объективны, а то, что природа наблюдаемых событий может быть согласована между различными наблюдателями (процесс, который Роджерс называет 9).0015 межсубъективная проверка ).

Существуют уровни потребностей человека для полноценной жизни. Самое главное, Первичное (Еда, секс, одежда). Есть такие термины, как самоактуализация, уважение, любовь, безопасность и физиология, которые также определяют наше поведение. Не только разум и тело, но и эти факторы также определяют нашу реакцию и реакцию на ситуации. Ситуации, окружение, последствия играют большую роль в нашей социальной жизни и, самое главное, взаимодействиях. Существуют уровни требований, которые необходимо выполнить, прежде чем мы сможем достичь «самореализации».

Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять с точки зрения трех основных областей :

1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.

2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.

3) Предлагал более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной психотерапевтической практике.

             Воздействие на науку и общество

                      Преимущества гуманистической психологии

  • Люди более позитивно относятся к другим людям. Меньше этноцентризма.
  •  Способствует уникальности, свободе и индивидуальности.
  • Помогает снять некоторые стигмы, связанные с терапией, и делает более приемлемым для нормальных, здоровых людей возможность исследовать свои сильные стороны и потенциал.
  • Сделайте людей более продуктивными, энергичными и уверенными в своих психологических, биологических и физических качествах.
  • Оптимистичные люди вместе делают общество лучше, рабочие места и здоровее нацию.

                     Вызовы гуманистической психологии
  • Наблюдения не поддаются проверке. Нет точного способа измерить такие качества.
  • Возможность определения «самоактуализации», «полноценного функционирования» слишком расплывчата.
  • Вклад генетики и детского опыта в значительной степени игнорируется.
  • Оптимизма может быть слишком много для цели терапии.
  • На поведение остается слишком много предположений, чем на научные исследования.

Что такое гуманистическая психология и гуманистическая терапия?

Написано WebMD Редакционными участниками

Медически рассмотрено Jabeen Begum 23 июня 2021 г.

В этой статье

  • Гуманистическая психология при терапии
  • Humanistic Therapy
  • .
  • Ограничение гуманистической терапии

Гуманистическая психология считает, что люди хорошие, и фокусируется на том, чтобы помочь людям раскрыть свой потенциал, исследуя их уникальность. Он основан на предположении, что люди обладают свободой воли и мотивированы на полное раскрытие своего потенциала посредством самореализации.

Гуманистическая психология и гуманистическая терапия идут рука об руку, поскольку последняя направлена ​​на способность людей делать рациональный выбор и полностью раскрывать свой потенциал. Этот терапевтический подход фокусируется на клиенте и позволяет ему взять на себя инициативу в разговоре. Это также позволяет им открыть свое истинное подлинное «я» и найти решение своих проблем в процессе.

Терапевт действует как непредвзятый, уважительный слушатель, который направляет терапевтический процесс. Они признают ваш опыт, не пытаясь перевести разговор в другое русло.

Важные постулаты гуманистической психологии включают:

  • Чувства, мысли, восприятие и многое другое играют центральную роль в том, как вы относитесь к себе, что является основным индикатором вашего поведения.
  • Ваша потребность полностью раскрыть свой потенциал — естественный процесс.
  • Все люди обладают свободой воли, и вы должны взять на себя ответственность за свое поведение для личного роста и самореализации.
  • Люди могут быть хорошими при правильном наборе условий, особенно в детстве.
  • Психолог должен рассматривать каждый случай индивидуально, так как каждый человек отличается уникальным опытом.

Гуманистическая психология в терапии

Гуманистические психологи используют такие методы, как неструктурированные интервью, наблюдение и открытые анкеты.

В неструктурированных беседах терапевт пытается понять, как вы думаете и чувствуете, не фокусируя сеанс на каких-либо конкретных темах или идеях. Они также наблюдают за вами во время сеансов, что позволяет вам быть открытым и давать прямую обратную связь.

Психологи, которые используют эту форму терапии, подбирают лечение индивидуально, поскольку они понимают, что каждый человек индивидуален с уникальными потребностями и мотивами.

Гуманистическая терапия

Гуманистическая терапия использует целостный подход, который фокусируется на свободе воли, человеческом потенциале и самопознании. Он направлен на то, чтобы помочь вам развить сильное и здоровое чувство собственного достоинства, исследовать свои чувства, найти смысл и сосредоточиться на своих сильных сторонах.

Существует два подхода к гуманистической терапии:

Эмпатия. Терапевт хочет вас понять. Эмпатия позволяет терапевту относиться к вашему опыту со своей точки зрения.

Безусловное положительное отношение . Это означает, что терапевт проявляет теплоту, восприимчивость и не осуждает. Они избегают показаться авторитетной фигурой.

Виды гуманистической терапии

Клиент-центрированная терапия‌:

Теория, ориентированная на клиента, использует технику активного слушания. Терапевт слушает, признает и перефразирует ваши опасения. Этот терапевтический метод основан на идее создания благоприятной среды, в которой вы можете чувствовать себя свободно, не подвергая осуждению.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts