ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. А. Леонтьев
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление психологии, поставившее своей целью изучение человека в его высших проявлениях, таких как развитие и самореализация личности, её ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, глубинное общение, трансценденция и т. п. Сформировалась в США к нач. 1960-х гг., получив назв. «третьей силы» в амер. психологии в связи с тем, что её представители противопоставляли себя как бихевиоризму, рассматривавшему человеческое поведение по аналогии с поведением животных и как полностью зависящее от внешних стимулов, так и психоанализу, подвергнутому критике за преувеличение роли неосознаваемых влечений и комплексов в жизни человека. С 1961 издаётся «Журнал гуманистической психологии» («Journal of Humanistic Psychology»), в 1962 организована Амер. ассоциация Г. п., в 1970 состоялся 1-й Междунар. конгресс гуманистич. психологии.
В целом Г. п. представляет собой конгломерат разл. школ, разделяющих общие ценности и образ человека как целостного, активного, творческого существа, наделённого потенциями к развитию и самореализации, обладающего определённой степенью свободы от внешней детерминации, руководствующегося смыслами и ценностями в свободном выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, способного трансцендировать условия своего существования и даже себя самого. Осн. пафос работ представителей Г. п. (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Дж. Бюджентал и др.) обращён против господства в психологии сциентистского, механистич. подхода к человеку, перенесённого из методологии естеств. наук.
Переживание человеком мира и себя в мире рассматривается в Г. п. как гл. психологич. реальность, причём сам мир понимается феноменологически – как действительность, данная субъекту в его опыте, переживании, преломлённая через призму смыслов и ценностей субъекта. Уникальность каждого человека, делающая анализ отд. случаев столь же правомерным методом исследования, как и статистич. обобщения, выводится представителями Г. п. не из индивидуальных различий, обусловленных наследственностью и условиями среды, но прежде всего из уникальности жизненных целей и смыслов, реализуемых человеком. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия: человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится быть.
Г. п., опирающаяся на идейные традиции гуманизма Нового времени, испытала влияние разл. вариантов философии экзистенциализма, а также феноменологии и ряда восточных филос. -религ. учений (интерес Г. п. к расширению возможностей человека и изменённым состояниям сознания, установка на ценность переживания «здесь и теперь» и др.). Идеи, близкие Г. п., содержались в поздних работах А. Адлера и К. Г. Юнга, а также у ряда др. психологов 1930–1960-х гг. (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мёрфи, Дж. Келли, Э. Фромм).
Возникновение Г. п. было связано с культурной ситуацией в послевоенной Америке, с широким распространением страха перед будущим, одиночества и отчуждённости. Разрушение традиц. системы ценностей и прагматизация жизни породили конфликт между стремлением к искренним и глубоким человеческим отношениям и невозможностью их установить. Г. п., явившись одной из попыток осмысления этих кризисных явлений, оказала влияние на молодёжную контркультуру 1960-х гг., в частности на движение хиппи с его ориентацией на самораскрытие личности «здесь и теперь» и т. п.
Гл. области практич. приложения Г. п. – психотерапия, в контексте которой зародились и были развиты многие из идей, образующих фундамент Г. п., и педагогика, основанная на принципе недирективного взаимодействия учителя с учеником, когда учитель не пытается формировать личность, а создаёт условия для её самореализации и развития творч. способностей. Одним из популярных приложений Г. п. стали тренинги, направленные на личностный рост и межличностное общение. В русле Г. п. были разработаны получившие широкое распространение понятия самоактуализации (А. Маслоу), личностного роста (К. Роджерс), самораскрытия (С. Джурард), аутентичности (Дж. Бюджентал) и др.
Гуманистическая психология, гуманистическое направление — Психологос
Гуманистическая психология (от англ. humanistic psychology) – направление в западной, преимущественно американской, психологии, сформировшееся в 1960-х гг. XX в., в рамках гуманистического подхода. Гуманистический подход появился как ответ и противопоставление административно-авторитарному, безличному подходу к человеку, господствовавшему в начале XX века (Смотри статью Н.И. Козлова Границы гуманистической психологии и требования психологии реалистической).
С другой стороны, гуманистическая психология примкнула скорее к гуманитарному крылу в психологии и во многом противопоставила себя естественно-научному подходу.
Фильм «Целитель Адамс»
Как-либо строгим образом взгляды и принципы гуманистической психологии сформулировать сложно, гуманитарии не склонны к четким формулировкам.
Истоки идей гуманистической психологии – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Тем не менее, ей близки взгляды, что человек целостен и должен изучаться в его целостности, каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения. В сравнении с бихевиоризмом гуманистическая психология считает, что человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. В отличие от психоанализа, от которого также происходило явное дистанцирование, взгляды гуманистической психологии на человека очень позитивны: согласно представлениям ее представителей, человек есть активное, интенциональное, творческое существо, обладающее потенциями к непрерывному развитию и самореализации, Близость к экзистенциализму выразилась в постулате, что человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека, при этом переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность. Здесь, очевидно, гуманистическая психология примыкает к феноменологическому подходу, отстраняясь от подхода поведенческого.
В меньшей степени гуманистической психологии удалось противопоставить себя психотерапевтической работе: несмотря на призыв одного из ее основателей А. Маслоу изучать психологически здоровых, зрелых, творчески активных людей, основное приложение гуманистическая психология нашла все-таки в психотерапии. Основной областью практического приложения гуманистической психологии сегодня выступает психотерапевтическая практика: недирективная психотерапия К. Роджерса (человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другая важная область практического приложения гуманистической психологии — гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности↑. Третья область практического приложения гуманистической психологии — социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был К. Роджерс.
Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
Гуманистическая психология и Синтон-подход
Вместе с Абрахамом Маслоу синтон-подход ставит своей задачей исследовать наивысшие уровни личностного развития и душевного здоровья, и самоактуализация личности есть одна из ценностей синтон-подхода. В Синтон-подходе реализуется предложенный Карлом Роджерсом взгляд, согласно которому наилучших результатов в личностном росте достигается при работе на позитиве, в формате поддержки лучших намерений и устремлений личности. Смотри→
Критика гуманистической психологии
Гуманистическая психология имеет своих критиков.
К. Бенсон показывает этноцентризм концепции самоактуализирующейся личности и скрытые аморальные последствия ее использования в культурах, отличных от западной. Его вывод: «Это акультурная, антиисторическая психология в полном самоуверенности полете под камуфляжем исторических ссылок» [Benson, 2001, с. 227].
Б.С. Братусь также считает, что гуманистическая психология, несмотря на свое название, внеморальна – это «психология самости как самоцели человека» [Братусь, 1997, с. 12]. Ссылаясь на В. Франкла, он подчеркивает, что «самоактуализация, направленная на самое себя, означает промах в главном», поскольку «центральной, смыслообразующей характеристикой человека является его способ отношения к другому человеку» [Братусь, 1997, с. 8].
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ
Гуманистическая психология
Гуманизм – это психологический подход, который делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами того, кто ведет себя- «Самоактуализация».
Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии. Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 19).68). Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и понимание мира. Общая цель гуманистической терапии состоит в том, чтобы дать целостное описание человека. Используя феноменологические категории, интерсубъективные категории и категории от первого лица, психолог-гуманист пытается увидеть личность в целом, а не только фрагментарные части личности (Роуэн, 2001).
Есть несколько факторов, которые отличают гуманистический подход от других подходов в психологии, в том числе акцент на субъективном значении, отказ от детерминизм и забота о положительном росте, а не о патологии. Хотя можно возразить, что некоторые психодинамические теории дают представление о здоровом развитии (включая юнговскую концепцию индивидуации ), другие характеристики отличают гуманистический подход от любого другого подхода в психологии (и иногда заставляют теоретиков других подходов говорить о гуманистическом подходе). Подход вообще не наука).
Большинство психологов считают, что поведение может быть понято только объективно (беспристрастным наблюдателем), но гуманисты утверждают, что это приводит к заключению, что человек не способен понять свое собственное поведение — взгляд, который они считают одновременно парадоксальным и опасным для благополучие. Вместо этого гуманисты, такие как Роджерс, утверждают, что смысл поведения по существу личный и субъективный; далее они утверждают, что принятие этой идеи не является антинаучным, потому что в конечном счете все люди субъективны: достоверность науки делает не то, что ученые чисто объективны, а то, что природа наблюдаемых событий может быть согласована между различными наблюдателями (процесс, который Роджерс называет 9).0015 межсубъективная проверка ).
Существуют уровни потребностей человека для полноценной жизни. Самое главное, Первичное (Еда, секс, одежда). Есть такие термины, как самоактуализация, уважение, любовь, безопасность и физиология, которые также определяют наше поведение. Не только разум и тело, но и эти факторы также определяют нашу реакцию и реакцию на ситуации. Ситуации, окружение, последствия играют большую роль в нашей социальной жизни и, самое главное, взаимодействиях. Существуют уровни требований, которые необходимо выполнить, прежде чем мы сможем достичь «самореализации».
Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять с точки зрения трех основных областей :
1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.
2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.
3) Предлагал более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной психотерапевтической практике.
Воздействие на науку и общество
Преимущества гуманистической психологии
- Люди более позитивно относятся к другим людям. Меньше этноцентризма.
- Способствует уникальности, свободе и индивидуальности.
- Помогает снять некоторые стигмы, связанные с терапией, и делает более приемлемым для нормальных, здоровых людей возможность исследовать свои сильные стороны и потенциал.
- Сделайте людей более продуктивными, энергичными и уверенными в своих психологических, биологических и физических качествах.
- Оптимистичные люди вместе делают общество лучше, рабочие места и здоровее нацию.
- Наблюдения не поддаются проверке. Нет точного способа измерить такие качества.
- Возможность определения «самоактуализации», «полноценного функционирования» слишком расплывчата.
- Вклад генетики и детского опыта в значительной степени игнорируется.
- Оптимизма может быть слишком много для цели терапии.
- На поведение остается слишком много предположений, чем на научные исследования.
Что такое гуманистическая психология и гуманистическая терапия?
Написано WebMD Редакционными участниками
Медически рассмотрено Jabeen Begum 23 июня 2021 г.
В этой статье
- Гуманистическая психология при терапии
- Humanistic Therapy .
- Ограничение гуманистической терапии
Гуманистическая психология считает, что люди хорошие, и фокусируется на том, чтобы помочь людям раскрыть свой потенциал, исследуя их уникальность. Он основан на предположении, что люди обладают свободой воли и мотивированы на полное раскрытие своего потенциала посредством самореализации.
Гуманистическая психология и гуманистическая терапия идут рука об руку, поскольку последняя направлена на способность людей делать рациональный выбор и полностью раскрывать свой потенциал. Этот терапевтический подход фокусируется на клиенте и позволяет ему взять на себя инициативу в разговоре. Это также позволяет им открыть свое истинное подлинное «я» и найти решение своих проблем в процессе.
Терапевт действует как непредвзятый, уважительный слушатель, который направляет терапевтический процесс. Они признают ваш опыт, не пытаясь перевести разговор в другое русло.
Важные постулаты гуманистической психологии включают:
- Чувства, мысли, восприятие и многое другое играют центральную роль в том, как вы относитесь к себе, что является основным индикатором вашего поведения.
- Ваша потребность полностью раскрыть свой потенциал — естественный процесс.
- Все люди обладают свободой воли, и вы должны взять на себя ответственность за свое поведение для личного роста и самореализации.
- Люди могут быть хорошими при правильном наборе условий, особенно в детстве.
- Психолог должен рассматривать каждый случай индивидуально, так как каждый человек отличается уникальным опытом.
Гуманистическая психология в терапии
Гуманистические психологи используют такие методы, как неструктурированные интервью, наблюдение и открытые анкеты.
В неструктурированных беседах терапевт пытается понять, как вы думаете и чувствуете, не фокусируя сеанс на каких-либо конкретных темах или идеях. Они также наблюдают за вами во время сеансов, что позволяет вам быть открытым и давать прямую обратную связь.
Психологи, которые используют эту форму терапии, подбирают лечение индивидуально, поскольку они понимают, что каждый человек индивидуален с уникальными потребностями и мотивами.
Гуманистическая терапия
Гуманистическая терапия использует целостный подход, который фокусируется на свободе воли, человеческом потенциале и самопознании. Он направлен на то, чтобы помочь вам развить сильное и здоровое чувство собственного достоинства, исследовать свои чувства, найти смысл и сосредоточиться на своих сильных сторонах.
Существует два подхода к гуманистической терапии:
Эмпатия. Терапевт хочет вас понять. Эмпатия позволяет терапевту относиться к вашему опыту со своей точки зрения.
Безусловное положительное отношение . Это означает, что терапевт проявляет теплоту, восприимчивость и не осуждает. Они избегают показаться авторитетной фигурой.
Виды гуманистической терапии
Клиент-центрированная терапия:
Теория, ориентированная на клиента, использует технику активного слушания. Терапевт слушает, признает и перефразирует ваши опасения. Этот терапевтический метод основан на идее создания благоприятной среды, в которой вы можете чувствовать себя свободно, не подвергая осуждению.