Роль эмоций в общении: 7.7. Роль эмоций в общении и обучении

7.7. Роль эмоций в общении и обучении

Эмоции играют огромную роль в развитии межличностных контактов людей, оптимизации их деятельности и общения. Эмоции влияют на выбор партнеров по общению, определяют способы взаимодействия с ними. Роль эмоционального предвосхищения может быть решающей в развитии симпатии, любви, дружбы. Эмоции позволяют сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе.

Эмоции – это и способы воздействия на личность партнера. С их помощью можно манипулировать другими людьми, подчинять своим целям. Например, ребенок громким плачем добивается от родителей своего; учитель, желая казаться строгим, «надевает» непроницаемую маску и мрачно смотрит на детей и т.п. Подобные способы использования эмоций для человека вполне осознаваемы и выбираются им в той или иной ситуации. Однако часто в общении человек эмоционально реагирует по выработанному в течение жизни стереотипу, осознать который он не всегда может.

Стереотип эмоционального поведения – это совокупность устойчивых, свойственных данному человеку, характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми он чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия. Негативным проявлением эмоционального реагирования личности в общении является эмоциональная ригидность, которая выражается в том, что личность слабо, очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне реагирует эмоциями на различные воздействия.

Эмоциональная недостаточность значительно обедняет личность, лишает ее богатства эмоционального реагирования. Причем, замечает В.В. Бойко, что чаще бывает так: если эмоциональный репертуар у индивида ограничен, то в нем преобладают отрицательные эмоции. Особенно важно это в работе учителя. В исследованиях А.О. Прохорова доказано, что частые отрицательные эмоции педагога снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность, а также деформируют его собственную личность, приводят к эмоциональному выгоранию в профессии, разрушают здоровье.

У школьников в этой ситуации повышается тревожность, развивается состояние эмоционального дискомфорта, снижается мотивация учения. В ходе постоянных негативных оценок формируется синдром выученной беспомощности – признание себя несостоятельным.

Важно научиться осознавать свои стереотипы и изменять их в соответствие с ситуацией, характером взаимоотношений с окружающими, эмоциональным состоянием партнера по общению. Широта эмоционального репертуара личности в общении – показатель многообразия ее интересов, деятельной жизненной позиции.

Непременным условием успешности профессиональной деятельности учителя является эмоциональная гибкостьоптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости личности. Эмоциональная гибкость учителя определяется в способности учителя «оживлять» подлинные эмоции в учебном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.

е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Важное качество в общении – эмоциональная отзывчивость, которое трактуется как устойчивое свойство индивида легко и быстро, в широком диапазоне эмоционально реагировать на различные воздействия. Она свидетельствует о полноценности восприятия окружающей действительности, активном выражении эмоций.

Специфическая система отражения партнеров по общению, позволяющая проникнуть в эмоциональное состояние другого человека, называется эмпатией. Аффективный компонент этого многогранного явления составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, эмоциональное понимание и соучастие в переживаниях других людей, эмоциональный отклик на их переживания, поэтому одной из важных составляющих эффективного общения является эмпатическое слушание другого человека.

В гуманистической традиции эмоциональная составляющая общения рассматривается как: 1) открытость партнеров по общению, 2) психологический настрой на актуальное состояние друг друга; 3) безоценочность и доверительность, искренность в выражении чувств.

Очень важной является проблема эмоциональной саморегуляции учителя. В этой связи используется термин «эмоциональная устойчивость» деятельности учителя как совокупность свойств и качеств его личности, позволяющих в различных условиях выполнять профессиональную деятельность (Митина Л.М.). Ее характеризует: уверенность учителя в себе; отсутствие страха перед детьми; умение владеть собой; отсутствие эмоциональной напряженности, раздражительности, неуравновешенности; удовлетворенность своей деятельностью и др. Для начинающего педагога развитие этих характеристик позволит легче освоить профессию, быть эффективным в ней и получать от нее удовлетворение.

Роль эмоций в общении

Введение

В настоящее время технического прогресса, когда роль человеческого общения отходит на второй план, а взамен приходит «машинное общение», люди всё реже встречаются друг с другом, предпочитая живому общению компьютерное, но не смотря на это, роль эмоциональных переживаний для человека сохраняют свою ценность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, и познания окружающей действительности.

Эмоции (франц.emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии наущения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [Ильин Е.П. «Эмоции и чувства» стр.69 2008 год].

Человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей и инстинктов. Эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют наше поведение. Этим и объясняется актуальность моей темы.

Цель данной работы – изучение роли эмоций в общении. В соответствии с данной целью необходимо решить ряд задач:

  1. изучить общие представления об эмоциях, их виды и свойства;
  2. рассмотреть роль эмоций в коммуникативной сфере;
  3. понять как управлять эмоциями, при взаимодействии с людьми.

 

Раздел 1.

Общее представление об эмоциях.

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo — возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч.

stenos — сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические — ослабляющие её. Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

 

 

1.1 Физиологические основы эмоций.  
 
Эмоции человека имеют важное значение в оптимизации всей деятельности 
организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. Положительные эмоции- своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Тем самым положительные эмоции- сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно- рефлекторных реакций (П.В.Симонов). Следовательно, положительные эмоции- сильнейший стимул эволюции, нарушитель покоя и стабилизации, без которого невозможен был бы и сам общественный прогресс. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене. 
 
Эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта. Такая концентрация всех сил организма помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, возникающих в результате действия на организм сверхсильных раздражителей, например факторов, опасных для жизни, или больших физических и умственных нагрузок.

1.2. Свойства и  виды эмоций.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические (И.Кант). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

В структуре деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции.

Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то, что препятствует, – отрицательные.

Классификация базовых эмоций совпадает с классификацией основных потребностей индивида. Производные же эмоции не поддаются классификации – они так же многообразны, как многообразны условия жизнедеятельности людей. Производные эмоции определяют наиболее эффективные направления в достижении поставленной цели, наиболее значимые для этого средства и условия.

Ведущий эмоционально-регуляционный механизм – эмоция успеха–неуспеха. Эмоция успеха усиливает исходное побуждение к цели, эмоция неуспеха тормозит, а иногда и дезорганизует деятельность. Все возможные проявления радости, восторга, удовольствия, с одной стороны, огорчения, расстройства, стресса и аффекта – с другой, представляют собой модификации базовой эмоции успеха–неуспеха. Человек способен эмоционально предвосхищать свои возможные успехи и неуспехи Это устраняет ненужные пробные действия. Человек обобщает опыт своих удач и неудач, радостей и огорчений. Он всегда способен с определенной мерой достоверности определить, «стоит ли игра свеч». В экстремальных ситуациях эмоция успеха–неуспеха трансформируется в аффект восторга, страха или гнева.

Таким образом, все эмоции выстраиваются по вектору биологической или социально обусловленной значимости различных явлений для данного индивида.

По содержательному своеобразию эмоции подразделяются на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные  состояния: стресс, аффект, фрустрация;

5) высшие эмоции – чувства.

Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т. д) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения – это наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате солнца, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже органическое болезненное отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления.

Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации

Эмоциональный отклик – оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде. (Вы увидели красивый пейзаж – возникает эмоциональный отклик.) Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом. Одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоционального состояния других людей – важнейшее социальное качество человека.

Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывавшиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

 Настроение – это  ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность. Настроение – эмоциональная интеграция жизнеощущений человека, определяющая общий тонус (строй) его жизнедеятельности. Оно вызывается теми влияниями, которые затрагивают личностные стороны индивида, его основные жизнеощущения, успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т. д. Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается.

В настроении проявляется стимулирующая функция эмоций и чувств, их влияние на деятельность человека. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным или отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.

Необходимо уметь блокировать плохое настроение и всегда помнить, что после «черной полосы» неизбежно наступление радости жизни и подъема творческих сил. Нередко пониженное настроение может быть вызвано простейшими биохимическими процессами в нашем организме, атмосферными обстоятельствами или эмоциональными циклами данного индивида.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью (от лат. tolerantia – терпение).

В зависимости от преобладания в опыте человека соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Необходимо дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая сознание на положительных сторонах жизни, перспективах ее улучшения.

 

 

 

 

 

Раздел 2.

Эмоции в коммуникативном взаимодействии.

Исследования зарубежных ученых уже давно доказали, что высокий уровень общего интеллекта (IQ) не гарантирует его обладателю успеха в карьере или счастья в личной жизни. Несмотря на то что наша культура до сих пор сконцентрирована на получении академических знаний и совершенно игнорирует эмоциональный интеллект (EQ), именно от него зависит успех каждого топ-менеджера в бизнесе.

Факты подтверждают, что эмоционально адаптированные люди – те, кто хорошо справляются со своими чувствами и понимают чужие, – имеют преимущества во всех сферах, где важно быстро разобраться в негласных правилах, будь то романтические отношения, политика или бизнес. Они подключают к разуму эмоции, используя его эффективнее. Люди, которые не могут упорядочить свою эмоциональную жизнь, постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы, что мешает им сконцентрироваться на работе и ясно мыслить.

Если IQ уже имеет столетнюю историю исследований, то способ измерения EQ до сих пор не найден. Более того, эксперты и сейчас расходятся во мнениях, давая определение эмоциональному интеллекту.

Приведем наиболее общую формулировку: EQ – способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. В этом случае IQ – это система познавательных способностей (ощущения, восприятие, память, мышление, все умственные знания и умения).

В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень EQ зависит от усилий самого человека. Развитие эмоционального интеллекта – сложная работа, но именно она повышает личную эффективность. EQ позволяет, например, в потоке негативных эмоций увидеть причину негатива, причину этой причины и т. д., после чего трезво оценить ситуацию и разумно на нее отреагировать.

Роль эмоций в общении

«Первое впечатление — последнее впечатление» — старая добрая максима, которая заставляет нас стремиться к поиску способов, которые помогут нам производить неизгладимое впечатление на других. Начиная с ношения Gucci, Chanel, Gimmy Choo, Giorgio Armani, Louis Vuitton, Swarovski, Steve Madden, Mont Blanc, Calvin Klein или вождения Mercedes, BMW, Audi, Jaguar, мы пробуем все, что может помочь нам создать отчетливое впечатление о себя.

Без сомнения, все вышеперечисленные атрибуты помогают нам создать впечатление, которое мы хотим создать о себе. Однако мы мало осознаем, что еще до того, как мы пытаемся произвести впечатление, другие уже составляют о нас мнение. Помимо этих физических качеств, в основе этих мнений лежат наши собственные чувства к другим и в то же время чувства людей к самим себе.

Мы мало осознаем, что именно наши чувства определяют наш подход, наше мировоззрение, то, как мы думаем и ведем себя. Наши чувства определяют не только наши мыслительные процессы, то есть образ мышления, но также несут ответственность за наши реакции, ответы, настроение, настроение, короче говоря, наше общее отношение. Это отношение, которое вселяет в нас страсть, которая порождает волнение, энтузиазм и рвение к совершенству. Следовательно, именно наши чувства помогают нам создать правильное впечатление о себе. Еще одно слово для описания наших чувств или настроений — это эмоции. Да! Это эмоции, которые помогают нам сообщать о нашем истинном внутреннем я, которое отражается в наших действиях и поведении.

Пол Экман, изучавший человеческие эмоции, обнаружил шесть выражений лица, которые почти все узнают во всем мире. Это счастье, печаль, гнев, страх, отвращение и удивление. Эти выражения сообщают другим реальное внутреннее «я» человека. Однако существует множество эмоций, создаваемых смешением, смешиванием и наложением этих основных эмоций. В течение жизни мы испытываем различные эмоции, такие как искренняя любовь и сочувствие, которые наиболее ценны для нас как личности. С другой стороны, есть такие эмоции, как гнев, гордость и ревность, которые нарушают душевный покой и заставляют нас действовать таким образом, который причиняет вред не только другим, но и нам самим. Эмоции влияют даже на здоровье человека. Правильно говорят: «В здоровом теле здоровый дух». В тот момент, когда мы пытаемся подавить свои эмоции, они проявляются в виде болезней, таких как депрессия, беспокойство, паника и расстройства пищевого поведения, и это лишь некоторые из них.

Умение распознавать эмоции и делиться ими с другими — настоящее искусство. Те из нас, кто в состоянии справиться с этим, учатся управлять и поддерживать здоровые отношения. Если мы прислушиваемся к чувствам других и пытаемся понять эмоции, которые они испытывают или выражают; наше общение становится значимым обменом для нас обоих. Это поможет нам избежать ненужных конфликтов в нашей жизни. Мы становимся гибкими и легко приспосабливаемся к другим. Однако для этого нам нужно учиться и практиковаться, как эффективно распознавать и передавать свои эмоции другим…

Далее… Навараса — Девять человеческих эмоций.

Согласно индийским писаниям Навараса, т. е. девять рас описываются как девять различных настроений или эмоций, которые все люди испытывают и изображают. ..

Передача эмоций | Psychology Today

Самое главное в общении – услышать то, что не сказано. — Питер Друкер

Эмоции связывают наши физиологические состояния с нашим сознательным опытом: они сообщают нам, что мы чувствуем в ответ на данную ситуацию. Эмоциональные состояния также запускают готовность к действию, подготавливая нас к действию в случае необходимости. Но у них есть и внешняя функция, информирующая окружающих о наших внутренних состояниях и чувствах: эмоциональные состояния имеют коммуникативная функция .

Общение является краеугольным камнем успешных отношений, будь то профессиональных или личных, как способ обмена информацией и согласования будущих действий. Важно не только сообщать факты, но и указывать эмоциональные состояния нашим родственникам, чтобы обеспечить длительные связи, используя вербальные и невербальные сигналы и сигналы. Это достигается в первую очередь за счет обмена набором социальных сигналов, таких как выражение лица и положение тела. В самом деле, если некоторые физиологические функции сохранялись на протяжении всей эволюции, то основная цель выражения эмоций в жизни современного человека может быть больше связана с быстрой невербальной передачей социально значимой информации. Таким образом, лицевые дисплеи могут использоваться для передачи сообщений о внутренних состояниях, подчеркивая или противореча вербальной речи или даже происходящих в ее отсутствие. Мимика в большей степени, чем любые другие невербальные сигналы, должна быть физическим представлением наших эмоций.

Но всегда ли мы намеренно транслируем свои эмоции на весь мир? Понятия сигнала и реплики приобретают здесь все свое значение.

Сигнал – это жест, выражение или даже интонация голоса, которые развились с конкретной целью общения (т. е. указательный жест для привлечения внимания к определенному объекту/месту).

Сигнал, с другой стороны, дает информацию случайно, как следствие или побочный продукт чего-то, что служит другой адаптивной цели (например, жевание указывает на то, что кто-то ест, но это не его основная функция).

Было высказано предположение, что выражение эмоций на лице возникло как сигнал, побочный продукт физиологических изменений, происходящих внутри, и эволюционировало как по форме, так и по функциям в сигналы. Несмотря на то, что функция мимики превратилась в сигналы, у нас все еще есть возможность попытаться скрыть свои эмоции, научившись контролировать свои лицевые мышцы и усиливая сознательный контроль над ними. Однако это не самая простая вещь, так как лицо содержит около пятидесяти мышц, сознательное регулирование активации всех из них требует невероятного уровня самосознания и большой практики. Утечки — это физическое представление такой попытки; утечка может быть связана с сигналом, который человек пытается скрыть и скрыть, но подлинные чувства, которые он испытывает, все еще проявляются и которые наивный наблюдатель может интерпретировать. Таким образом, утечка по-прежнему является подлинной коммуникативной информацией, отправленной получателю против воли отправителя.

Функция эмоций эволюционировала от физиологической до коммуникативной , позволяющей другим понять эмоциональное состояние человека. Отсюда один из главных вопросов, вероятно, заключается в том, почему мы хотим, чтобы другие знали, что мы на самом деле чувствуем, особенно если мы плохо относимся к себе? Не лучше ли послать ложные сигналы?

И животные, и люди во многом основывают свои решения на сигналах и сигналах, таких как выбор сексуального партнера; участие в кооперативном или альтруистическом поведении или соответствующем социальном ответе в зависимости от контекста. Большинство, если не все, вопросы, связанные с фитнесом, неразрывно связаны с сигналами, и, таким образом, фитнес человека (независимо от его вида) основан на способности правильно читать и интерпретировать сигналы и сигналы.

Выживание существа зависит от честности его родственников и надежности посылаемых сигналов. Из этого вытекает потребность в морали (побуждение к отображению честных сигналов ) и способность эффективно читать сигналы

… Выживание — это вопрос понимания друг друга.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts