Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности
Библиографическое описание:Кенжаев, Ш. Х. Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности / Ш. Х. Кенжаев, А. Ж. Душаев, Х. Т. Суванкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 731-733. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6956/ (дата обращения: 17.04.2023).
Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах. В свое время Ницше считал, что: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю», «мораль — это важничанье человека перед природой» [7, с.289]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [6, с.
191–192].В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [4, с.345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [4, с.558]
В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, — писал он, — Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [9, с.120]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9, с.170]. Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях [1, с.352]. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2, с. 102].
Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько аспектов:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5, с.198].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями. В учебной деятельности развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
В заключение следует сказать, что необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Литература:
1. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.
2. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.
3. Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.
5. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с.
6. Краткий словарь по философии -М: 1982.
7. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
8. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981.
9. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, мораль, учебная деятельность, добро, зло, поступок, ребенок, учебный процесс.
Нравственное воспитание в жизни современного общества, Реферат
метки:Этикет, Воспитание, Нравственный, Жизнь, Общество, Человек, Поведение, Различный
Не зависят от воли воспитателя и целый ряд индивидуальных особенностей подростка, а именно — его возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик, условия семейной жизни и др. Но эти все факторы так или иначе отражаются на его внутренней жизни, на его духовных исканиях. Так, внешняя непривлекательность, плохое здоровье могут стимулировать замкнутость, агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе. У человека со слабым типом нервной системы чаще возникают переживания страха, а у индивида с сильным типом нервной системы — гнева, ярости.
Определенный отпечаток процесс
К факторам субъективного порядка необходимо отнести специфику личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого. Профессиональная и методическая подготовка учителя также из этого ряда факторов, ибо уровень этой подготовки в немалой степени зависит от него самого. От человека зависит, в какой степени он увлекается спортом, спиртным, азартными играми, сомнительными предприятиями и т. д. (Хотя, конечно, склонности формируются и под воздействием окружающей среды. Иначе говоря, грань между объективными и субъективными факторами довольна подвижна и условна.) От индивида, его «работы над собой» зависит, и его эмоциональное богатство или бедность. Здесь следует подчеркнуть, что субъективный фактор наиболее «отзывчив» на воспитательные действия. Учитель в состоянии существенно обогащать эмоционально-чувственный, интеллектуальный мир молодого человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости «развивать, утверждать в детских сердцах чувствительность к тончайшим проявлениям человеческих чувств — к радости, горю, одиночеству».
10 стр., 4786 слов
Инфекционные болезни нервной системы
. .. современные методы математического моделирования. Совершенствуются представления о заболеваниях нервной системы, принципах диагностики и лечения. Успехи медико-биологических … поскольку изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих … характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы. Врач и …
Таким образом, становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Поэтому успех в воспитательной деятельности далеко не всегда гарантирован. Своеобразным признанием данного обстоятельства является евангельский сюжет. Вместе с Христом распяли двух разбойников. Но лишь один внял проповеди богочеловека (а не простого воспитателя), а другой остался глух к обаянию Христа. И нынешние педагоги нередко обходят проблему эффективности воспитательного процесса. Однако она существует, о чем свидетельствует рецидивная (повторяющаяся) преступность. И не только, конечно, она. Словом, повторим мысль Вл. Соловьева, воспитание — дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность нравственного воспитания.
4 Этикет и нравственное воспитание
Говоря о воспитании, нельзя не коснуться вопроса о соотношении
Появляется этикет не в эпоху Возрождения, как иногда пишут, а гораздо раньше, ибо стандартные ситуации складывались еще на ранних ступенях человеческого общества. Например, были еще в родовом обществе определенные правила, регламентирующие поведение рядового члена рода по отношению к вождю, к замужним женщинам. Существовали определенные устоявшиеся нормы при встречах вождей различных племен (зачатки дипломатического этикета).
С появлением государства, огромной армии чиновников различного ранга этикет постепенно усложнялся, принимая порой вычурные формы, которые сейчас могут показаться смешными и даже неприятными, унижающими человека. Так, в отношении короля (царя) необходимо было демонстрировать самые разнообразные и жестко регламентированные знаки почтения. Так было во Франции в ХVП-ХV веках, и не только во Франции.
Даже уже из сказанного выше можно сделать вывод, что между этикетом и нравственностью нельзя ставить знака равенства. Это, можно сказать, два пересекающихся круга. В чем-то они совпадают, а в чем-то нет. Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной, как мы уже отметили, вежливостью. Но следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственным существом? Увы, хамить, делать подлость можно и весьма «изящно», по всем правилам этикета. Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца. Для морали это неприемлемо, ибо для моральной оценки важно знать мотивы того или иного поступка, условия, в которых он совершен. Мораль восходит к высшим ценностям, а не довольствуется только правилами приличия. Отличие между моралью и этикетом заключается также и в том, что моральные аксиомы, постулаты сравнительно неизменны, устойчивы, а этикет действительно меняется от века к веку, от народа к народу. Достаточно обратить внимание на форму приветствия, на одежду и на многое другое, что носит этикетный характер, т. е. регулируется этикетом (добавим — поведение за столом).
4 стр., 1736 слов
Поведение человека в местах лишения свободы
… на определенном качественно своеобразном явлении. ВОПРОС 1. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Интерес к использованию психологических знаний в правоохранительной деятельности переживает неуклонный подъем. Деятельность сотрудников … отношение к труду, как к первой жизненной необходимости. Правовое воспитание предполагает формирование у них навыков сознательного соблюдения законов, правовой …
В прошлом веке считалось хорошим тоном добавлять к словам приставку «с» («да-с», «нет-с» и т.д.).
Или, например, были времена, когда жена, следуя правилам приличия, при отъезде мужа по делам в город активно демонстрировала свою печаль на крыльце дома (криками, слезами и т.п.).
Ныне же все это ушло в прошлое. Этикет в повседневной жизни значительно упростился, демократизировался.
Этикет довольно многолик, пестр. Есть требования этикета для телефонного разговора, для поведения в театре, в ресторане, в поезде дальнего следования, в городском транспорте и т. д. Особый этикет для дипломатов, деловых людей, медицинских работников, учителей и т.д. Знание этикета является составной частью нравственной культуры личности. Но надо иметь в виду, что нравственная культура далеко не исчерпывается этикетом. Все эти моменты взаимоотношения этикета и нравственности следует иметь в виду в ходе воспитания. А конкретные рекомендации можно получить в соответствующих справочниках, пособиях, которые в последнее время стали издаваться довольно часто.
Заключение
Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики, литературоведения и др. Но именно этика (нравственная философия), раскрывающая природу, сущность морали, обязана сформулировать основные задачи воспитания, его стратегию, раскрыть его роль в жизни общества. А это очень важно для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых происходит с большим трудом. Вновь остро встают вопросы: «С кого же делать жизнь?», «Какую личность воспитывать?», «Какие акценты расставлять в процессе воспитания?» и др. В средствах массовой информации постоянно звучат заявления — во многом обоснованные — о кризисе общественной нравственности, о небывалом росте преступности, о продажности многих политиков и т.п.
В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что мораль выражает интересы не какой-то социальной группы, а человека как такового (и, следовательно, общества в целом), его вечные попытки определить смысл своего существования, базовые ценности его бытия. Во все времена моралисты своей точкой отсчета считали живого, конкретного человека, его полноценную жизнь, его счастье, свободу, честь и достоинство. Выдающиеся мыслители понимали, что человек со сломленной волей, уничижающий самого себя ущербен в нравственном отношении. Понимали и то, что такой человек не может творить полноценную общественную жизнь. Исторический опыт свидетельствует, что при подавлении свободы и достоинства личности (рабство, крепостничество, современные формы тоталитаризма) в ней возникает едва ли не инстинктивный протест, ибо стремление к самости, самостоятельности имеет глубокие корни в психической структуре человека.
4 стр., 1865 слов
По СМГ. Роль физической культуры в духовном воспитании личности
… по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры. [2] Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. На учебных …
В морали выражается действительно общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры, в ней зафиксированы ценности, жизненно важные для всех людей — богатых и бедных, молодых и пожилых, верующих в Бога и неверующих, те ценности, без которых невозможна организация никакого вида деятельности — политической, хозяйственной, религиозной и т.д. Приобщение к этим ценностям и является главной задачей нравственного воспитания.
Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения релятивистские настроения: мол, в жизни нет ничего постоянного, устойчивого, а все определяется эгоистическими интересами. Однако… разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: «не убий», «возлюби ближнего», «не обижай сирых», «не желай ближнему того, чего себе не желаешь», не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку… человеческое лицо.
Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества. Как писал Вл. Соловьев, «нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это есть тот минимум рассудительности и нравственности, благодаря которому люди могут жить по-человечески». С этим трудно не согласиться.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/etiket-i-nravstvennoe-vospitanie/
- Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988г.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология. — М., 2001г.
- Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. — №12. — с.56.
- Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». — М., 1996 г.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности. — М., 1985г.
- Подласый И.П. Педагогика. — М., 1999г.
- Попов Л.А. Этика. — М., 1998г.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2001 г.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1979г.
- Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1990г.
- Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. — № 4 – с.24-29.
Нравственное развитие – PHI220 Этика и общество
Роль нравственных ценностей в повседневной жизни: нравственное развитие
Педагогическая психология. Авторы: Кельвин Сейферт и Розмари Саттон. Находится по адресу: https://open.umn.edu/opentextbooks/BookDetail.aspx?bookId=153. Лицензия: CC BY: Attribution
Нравственное развитие и Формирование чувства прав и обязанностей
Мораль – это система представлений о том, что правильно и хорошо по сравнению с тем, что неправильно или плохо. Нравственное развитие относится к изменениям в моральных убеждениях по мере того, как человек становится старше и достигает зрелости. Моральные убеждения связаны с моральным поведением , но не тождественны ему: можно знать, что нужно делать, но не делать этого на самом деле. Это также не то же самое, что знание социальных условностей , которые являются произвольными обычаями, необходимыми для нормального функционирования общества. Социальные условности могут иметь моральный элемент, но у них прежде всего практическая цель. Обычно, например, все автомобили придерживаются одной и той же стороны улицы (правой в США, левой в Великобритании). Конвенция обеспечивает плавное и безаварийное движение транспорта. Но следование условностям также имеет моральный элемент, потому что человек, решивший ехать по неправильной стороне улицы, может нанести травмы или даже погибнуть. В этом смысле выбор неправильной стороны улицы является морально неправильным, хотя и нетрадиционным.
Когда дело доходит до школьного обучения и преподавания, моральный выбор не ограничивается случайными драматическими инцидентами, а вплетается почти во все аспекты школьной жизни. Представьте себе этот простой пример. Предположим, вы преподаете, читаете небольшой группе второклассников, и ученики по очереди читают рассказ вслух. Должны ли вы давать каждому учащемуся одинаковое количество времени для чтения, даже если некоторым было бы полезно иметь дополнительное время? Или вам следует уделять больше времени учащимся, которым нужна дополнительная помощь, даже если это утомляет одноклассников и лишает других равной доли «времени на полу»? Какой вариант более справедливый, а какой более внимательный? Простые дилеммы, подобные этой, случаются каждый день во всех классах просто потому, что ученики разные, а время занятий и энергия учителя ограничены.
В этот довольно обычный пример встроены моральные темы о честности или справедливости, с одной стороны, и об уважении или заботе, с другой. Важно помнить об обеих темах, думая о том, как у учащихся формируются представления о том, что правильно, а что неправильно. Мораль справедливости о правах человека, или, точнее, об уважении справедливости, беспристрастности, равенства и независимости людей. Мораль заботы , с другой стороны, связана с человеческими обязанностями, в частности, с заботой о других, проявлением внимания к потребностям людей и взаимозависимостью между людьми.
Мораль справедливости Кольберга
Одно из самых известных объяснений того, как развивается мораль справедливости, было разработано Лоуренсом Кольбергом и его единомышленниками (Kohlberg, Levine, & Hewer, 1983; Power, Higgins, & Kohlberg, 1991). Используя стадийную модель, аналогичную модели Пиаже, Кольберг предложил шесть стадий морального развития, сгруппированных в три уровня. Индивидуумы проходят эти этапы универсально и последовательно по мере того, как формируются убеждения о справедливости. Он назвал уровни просто преконвенциональным, конвенциональным и (как вы уже догадались) постконвенциональным. Уровни и этапы приведены в Таблице 1.
Таблица 1: Моральные стадии по Кольбергу | |
Моральная стадия | Определение «хорошего» |
Доконвенциональный уровень | |
Стадия 1: Послушание и наказание | Действие, которое вознаграждается и не наказывается |
Этап 2: рыночная биржа | Действие, приемлемое для ребенка и партнера ребенка |
Обычный уровень | |
Этап 3: мнение коллег | Действие, получившее одобрение друзей или сверстников |
Этап 4: Правопорядок | Действие, соответствующее обычаям или законам сообщества |
Постконвенциональный уровень | |
Этап 5: Социальный контракт | Действия, которые следуют социально приемлемым способам принятия решений |
Этап 6: Универсальные принципы | Действие, соответствующее выбранным вами общим принципам |
Доконвенциональная справедливость: послушание и взаимная выгода
доконвенциональный уровень нравственного развития примерно совпадает с дошкольным периодом жизни и с дооперациональным периодом мышления Пиаже. В этом возрасте ребенок все еще относительно эгоцентричен и нечувствителен к моральному влиянию действий на других. Результатом является несколько недальновидная ориентация на мораль. Первоначально (стадия 1 по Кольбергу) ребенок усыновляет этика повиновения и наказания — своего рода «мораль избегания неприятностей». Правильность и неправильность действий определяется тем, вознаграждаются ли действия или наказываются властями, такими как родители или учителя. Если угощение печеньем вызывает у взрослых ласковые улыбки, то взять печенье считается морально «хорошим». Если вместо этого он приносит порицание, то это морально «плохо». Ребенок не думает о том, за что можно похвалить или поругать действие; на самом деле, говорит Кольберг, на стадии 1 он был бы неспособен рассмотреть причины, даже если бы их предложили взрослые.
Со временем ребенок учится не только реагировать на положительные последствия, но и учится производить их, обмениваясь услугами с другими. Новая способность создает Стадию 2, этику рыночного обмена . На этом этапе морально «хорошее» действие — это действие, выгодное не только ребенку, но и другому лицу, непосредственно участвующему в нем. «Плохое» действие — это действие, в котором отсутствует эта взаимность. Если обмен бутерброда с вашего обеда на печенье с обеда вашего друга является взаимоприемлемым, то обмен является морально хорошим; иначе это не так. Эта точка зрения впервые вводит в мышление ребенка тип справедливости. Но он по-прежнему игнорирует более широкий контекст действий — воздействие на людей, не присутствующих или не вовлеченных напрямую. На этапе 2, например, также будет считаться морально «хорошим» заплатить однокласснику за выполнение домашнего задания другого ученика, при условии, что обе стороны считают такое соглашение справедливым.
Традиционное правосудие: соответствие равным и обществу
По мере того, как дети переходят в школьные годы, их жизнь расширяется, включая большее число и круг сверстников и (в конечном итоге) сообщества в целом. Изменение приводит к общепринятой морали , которые представляют собой убеждения, основанные на том, с чем соглашается большая группа людей — отсюда и использование Кольбергом термина «традиционная». Сначала, на этапе 3, референтной группой ребенка являются его непосредственные сверстники, поэтому этап 3 иногда называют 9-м.0007 этика коллегиального мнения . Если сверстники считают, например, что вести себя вежливо с как можно большим количеством людей нравственно хорошо, то ребенок, скорее всего, согласится с группой и будет рассматривать вежливость не просто как произвольную социальную условность, а как моральное «добро». ” Этот подход к моральным убеждениям немного более стабилен, чем подход на стадии 2, потому что ребенок принимает во внимание реакции не только одного другого человека, но и многих. Но это все равно может ввести в заблуждение, если группа придерживается убеждений, которые взрослые считают морально неправильными, например: «Воровство в магазине шоколадных батончиков — это весело и желательно».
В конце концов, когда ребенок становится юношей и социальный мир расширяется еще больше, он или она приобретает еще больше сверстников и друзей. Поэтому он или она с большей вероятностью столкнется с разногласиями по этическим вопросам и убеждениям. Разрешение сложностей приводит к Стадии 4, этике закона и порядка , на которой молодой человек все больше формирует моральные убеждения с точки зрения того, во что верит большинство общества. Итак, поступок нравственно хорош, если он законен или хотя бы обычно одобряется большинством людей, в том числе людьми, которых молодежь лично не знает. Такая установка приводит к еще более устойчивому набору принципов, чем на предыдущем этапе, хотя и не застрахована от этических ошибок. Сообщество или общество может согласиться, например, с тем, что к людям определенной расы следует относиться с преднамеренным неуважением, или что владелец фабрики имеет право сбрасывать сточные воды в общее озеро или реку. Чтобы разработать этические принципы, которые надежно избегают подобных ошибок, требуются дальнейшие этапы нравственного развития.
Постконвенциональная справедливость: общественный договор и универсальные принципы
По мере того как человек становится способным мыслить абстрактно (или «формально», в смысле Пиаже), этические убеждения переходят от принятия того, во что сообщество во что верит, к процессу , посредством которого формируются убеждения сообщества. Новый фокус составляет Стадию 5, этику общественного договора . Теперь действие, убеждение или практика являются морально хорошими, если они были созданы посредством справедливых, демократических процессов, уважающих права затронутых людей. Возьмем, к примеру, законы некоторых регионов, требующие от мотоциклистов носить шлемы. В каком смысле этичны законы об этом поведении? Был ли он создан путем консультаций и получения согласия соответствующих людей? Консультировались ли велосипедисты и давали ли они согласие? А как насчет врачей или семей велосипедистов? Разумные, вдумчивые люди не согласны с тем, насколько тщательно и справедливо эти консультации процессы должны быть. Однако, сосредотачиваясь на процессах, посредством которых был создан закон, люди думают в соответствии со стадией 5, этикой общественного договора, независимо от того, какую позицию они занимают в отношении ношения шлемов. В этом смысле убеждения обеих сторон в споре о проблеме иногда могут быть морально обоснованными, даже если они противоречат друг другу.
Соблюдение надлежащей правовой процедуры определенно должно помочь избежать бездумного подчинения общепринятым моральным убеждениям. Однако как этическая стратегия она тоже иногда может потерпеть неудачу. Проблема в том, что этика общественного договора больше доверяет демократическому процессу, чем он иногда заслуживает, и не уделяет достаточного внимания содержанию того, что решается. В принципе (а иногда и на практике) общество могло бы демократическим путем решить, например, убить каждого члена расового меньшинства, но сделает ли это решение в соответствии с надлежащей правовой процедурой этичным? Осознание того, что этические средства иногда могут служить неэтичным целям, приводит некоторых людей к Стадии 6, 9-й. 0007 этика самовыбора, универсальные принципы . На этом заключительном этапе нравственно хорошее действие основывается на личных принципах, которые применимы как к непосредственной жизни человека, так и к более широкому сообществу и обществу. Универсальные принципы могут включать в себя веру в демократическую надлежащую правовую процедуру (этика Стадии 5), а также другие принципы, такие как вера в достоинство всей человеческой жизни или в неприкосновенность природной среды. На стадии 6 универсальные принципы будут определять убеждения человека, даже если эти принципы означают периодическое несогласие с тем, что принято (стадия 4), или даже с тем, что является законным (стадия 5).
Мораль заботы Гиллигана
Как бы логично это ни звучало, описанных Кольбергом стадий моральной справедливости недостаточно для понимания развития моральных убеждений. Чтобы понять почему, предположим, что у вас есть студент, который просит продлить срок выполнения задания. Ориентация теории Колберга на справедливость побудит вас задуматься о том, является ли удовлетворение просьбы справедливым. Сможет ли опоздавший ученик приложить больше усилий для выполнения задания, чем другие ученики? Не станет ли продление трудным для вас требованием, поскольку у вас будет меньше времени на отметку заданий? Это важные соображения, связанные с правами учащихся и учителя. В дополнение к этому, однако, есть соображения, связанные с обязанностями, которые вы и запрашивающий студент несете друг за друга и за других. Есть ли у студента уважительная личная причина (болезнь, смерть в семье и т. д.) задержки выполнения задания? Потеряет ли задание свою воспитательную ценность, если учащемуся придется сдать его раньше срока? Эти последние вопросы в меньшей степени связаны со справедливостью и правами, а в большей — с заботой об учащихся и ответственностью за них. Для их полного понимания требуется структура, отличная от схемы Колберга.
Одна из таких структур была разработана Кэрол Гиллиган, чьи идеи сосредоточены на морали заботы или системе убеждений о человеческих обязанностях, заботе и уважении к другим. Гиллиган предложил три моральных позиции, которые представляют разную степень или широту этической заботы. В отличие от Кольберга, Пиаже или Эриксона, она не утверждает, что позиции образуют строго эволюционную последовательность, а только утверждает, что их можно ранжировать иерархически в соответствии с их глубиной или тонкостью. В этом отношении ее теория является «полуразвивающей», подобно теории мотивации Маслоу (Brown & Gilligan, 19).92; Тейлор, Гиллиган и Салливан, 1995). В таблице 2 обобщаются три моральные позиции из теории Гиллигана 90 003.
Таблица 2: Позиции нравственного развития по Гиллигану | |
Моральная позиция | Определение морального блага |
Позиция 1: Ориентация на выживание | Действие, учитывающее только личные потребности |
Позиция 2: Обычный уход | Действия, учитывающие потребности или предпочтения других, но не свои собственные |
Позиция 3: комплексная помощь | Действия, направленные на согласование своих личных потребностей с потребностями других |
Позиция 1: забота как выживание
Самым основным видом заботы является ориентация на выживание , при которой человек в первую очередь заботится о своем собственном благополучии. Если девочка-подросток с такой этической позицией задается вопросом, например, сделать ли аборт, она будет полностью озабочена последствиями аборта для себя. Морально хорошим выбором будет то, что создает для нее наименьший стресс и меньше всего разрушает ее собственную жизнь. Обязанности по отношению к другим (ребенку, отцу или ее семье) не играют никакой роли в ее мышлении.
Как моральная позиция, ориентация на выживание явно не подходит для классных комнат в широком масштабе. Если бы каждый ученик заботился только о себе, жизнь в классе могла бы стать довольно неприятной! Тем не менее, бывают ситуации, когда сосредоточение внимания в первую очередь на себе является признаком хорошего психического здоровья и актуально для учителей. Например, для ребенка, над которым издевались в школе или подвергались сексуальному насилию дома, полезно и морально желательно рассказать о том, как травля или насилие повлияли на жертву. Это означает, по сути, заботу о собственных потребностях жертвы за счет потребностей других, в том числе агрессора или обидчика. Высказывание в этом случае требует ориентации на выживание и является здоровым, потому что ребенок заботится о себе.
Позиция 2: обычный уход
Более тонкой моральной позицией является забота о других , при которой человек заботится о счастье и благополучии других, а также о примирении или интеграции потребностей других, когда они конфликтуют друг с другом. Например, рассматривая аборт, подросток в этом положении будет думать в первую очередь о том, что предпочитают другие люди. Хотят ли отец, ее родители и/или ее врач, чтобы она оставила ребенка? Морально хорошим выбором становится то, что больше всего нравится другим. Эта позиция более требовательна, чем позиция 1, в этическом и интеллектуальном плане, поскольку требует согласования потребностей и ценностей нескольких людей. Но этого часто недостаточно с моральной точки зрения, потому что он игнорирует одну ключевую личность: себя.
Позиция 3: комплексный уход
Наиболее развитой формой моральной заботы в модели Гиллигана является интегрированная забота , согласование личных потребностей и ценностей с потребностями и ценностями других. Теперь морально хороший выбор принимает во внимание всех включая вас самих, а не всех кроме вас самих. При рассмотрении аборта женщина в позиции 3 будет думать не только о последствиях для отца, будущего ребенка и своей семьи, но и о последствиях для себя. Как рождение ребенка повлияет на ее собственные потребности, ценности и планы? Эта точка зрения приводит к моральным убеждениям, которые являются более всеобъемлющими, но, по иронии судьбы, также более склонны к дилеммам, поскольку рассматривается максимально широкий круг людей.
Развитие характера: объединение этического понимания, заботы и действий
Все теории, описанные до сих пор, предлагают основу для понимания того, как дети превращаются в юношей и взрослых. Тезисы Маслоу, Кольберга и Гиллигана более конкретны, чем у Эриксона, поскольку они сосредоточены на развитии понимания этики. Однако с точки зрения учителя все теории ограничены двумя способами. Одна из проблем заключается в том, что они сосредоточены в первую очередь на познании — на том, что дети думать об этических вопросах — больше, чем об эмоциях и действиях. Во-вторых, они мало говорят о том, как поощрять этическое развитие.
Рассмотрение способов поощрения этического развития с точки зрения педагога
Поощрение является частью работы учителей, и для того, чтобы делать это хорошо, необходимо понимать не только то, что учащиеся знают об этике, но и то, что они думают по этому поводу и какие этические действия они действительно готовы предпринять.
Многие преподаватели осознали эти образовательные потребности, и поэтому некоторые из них разработали практические программы, объединяющие этическое понимание, заботу и действие. Как группу программы часто называют образование персонажей , хотя отдельные программы имеют множество конкретных названий (например, обучение моральным дилеммам , интегративное этическое образование , обучение социальным компетенциям и многие другие). Детали программ различаются, но все они сочетают акцент на этических знаниях с вниманием к этическим чувствам и действиям (Elkind & Sweet, 2004; Berkowitz & Bier, 2006; Narvaez, 2010). Программы воспитания характера выходят далеко за рамки простого обучения учащихся соблюдению этических правил, таких как «Всегда говори всю правду» или «Всегда делай то, что говорит тебе учитель». Такие правила требуют очень мало размышлений со стороны учащегося, и обычно бывают случаи, когда правило, которое предположительно является универсальным, необходимо изменить, «изменить» или даже не соблюдать. (Например, если раскрытие всей правды может задеть чьи-то чувства, иногда может быть более благоразумным — и, следовательно, более этичным — немного смягчить правду или даже вообще ничего не говорить.)
Вместо этого воспитание характера заключается в том, чтобы предложить учащимся подумать над общими вопросами его или ее жизни, такими как «Каким человеком я должен быть?» или «Как мне прожить свою жизнь?» Вдумчивые ответы на такие общие вопросы помогают ответить на множество более конкретных вопросов, которые имеют этические последствия, например: «Должен ли я слушать учительницу прямо сейчас, даже если она немного скучновата, или просто отключиться?» или «Должен ли я предложить помочь моей подруге с домашним заданием, с которым у нее проблемы, или воздержаться, чтобы научиться делать это самой?» В большинстве случаев не хватает времени, чтобы преднамеренно или сознательно рассуждать о подобных вопросах. Ответы должны стать интуитивными, автоматическими и0017 воплотил — это означает, что они должны основываться на довольно немедленных эмоциональных реакциях (Narvaez, 2009). Цель воспитания характера состоит в том, чтобы развить у учащихся способность реагировать на повседневный этический выбор не только сознательно и познавательно, но также интуитивно и эмоционально. В той мере, в какой эта цель достигнута, студенты действительно могут жить хорошей, этически ответственной жизнью.
Общешкольные программы воспитания характера
В наиболее комплексных подходах к воспитанию характера вся школа берет на себя обязательство развивать этический характер учащихся, несмотря на огромное разнообразие учащихся (Minow, Schweder, & Markus, 2008). Все сотрудники — не только учителя и администраторы, но также смотрители и ассистенты — сосредоточены на развитии позитивных отношений со студентами. Основная тема, которая развивается, — это сотрудничество и взаимная забота, а не конкуренция. Справедливость, уважение и честность пронизывают классную и школьную деятельность; дисциплина, например, фокусируется на разрешении конфликтов между учениками и между учениками и учителями, а не на поощрении послушания или наказании провинившихся. Этот подход требует значительной опоры на демократические встречи и обсуждения как в классе, так и в других местах, где группы работают вместе в школе.
Классные программы воспитания характера
Даже если учитель преподает воспитание характера просто в своем собственном классе, существует множество доступных стратегий. Цель в данном случае состоит в том, чтобы создать классную комнату как место, где каждый чувствует себя вовлеченным и где каждый относится ко всем остальным с вежливостью и уважением. Конфликты и разногласия все же могут возникать, но в заботливом сообществе их можно разрешить без излишней злости или враждебности.
Ссылки
Берковиц, М. и Бир, М. (2006). Что работает в воспитании характера: основанное на исследованиях руководство для педагогов . Сент-Луис, Миссури: Центр характера и гражданства.
Браун, Л. и Гиллиган, К. (1992). Встреча на перепутье: женская психология и развитие девочек . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Элкинд, Д. и Свит, Ф. (2006). Как пройти обучение персонажа . По состоянию на 1 февраля 2011 г.
на http://www.goodcharacter.com/Article_4.html .
Колберг, Л., Левин, К., и Хьюэр, А. (1983). Нравственные стадии: современная формулировка и ответ критикам . Базель: С. Каргер.
Миноу М., Шведер Р. и Маркус Х. (ред.). (2008). Справедливые школы: стремление к равенству в разных обществах . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
Нарваэс, Д. (2010). Моральная сложность: фатальная привлекательность правдивости и важность зрелого морального функционирования. Перспективы по психологическим наукам , 5(2), 162–181.
Тейлор, Дж. и Гиллиган, К., и Салливан, А. (1995). Между голосом и тишиной: Женщины и девушки, раса и отношения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Условия нравственного воспитания – опыт и проблемы науки и этики
Мирза Али Мохаммад Кардан
В настоящее время вопросы этики или нравственности так же важны, как научно-техническая деятельность и прогресс. Наука и технология дают нам возможность обладать систематическими знаниями о природных и человеческих реалиях и улучшать условия нашей материальной жизни. Этика помогает нам определить моральные ценности, применение которых улучшает наше внутреннее существование и уравновешивает нашу индивидуальную и социальную жизнь. Наука и этика — два необходимых компонента, которые человек использует, чтобы наслаждаться хорошей жизнью и благополучием, осознавать свою сущность и стремиться к совершенству. Этика включает в себя изучение ценностей в области человеческого поведения.
В то время как наука по существу универсальна, как считают ученые, и меньше подвержена влиянию социальных и культурных моделей, этические ценности различаются в зависимости от культуры или общества, в котором они получены. Этическое поведение людей зависит от нескольких элементов, наиболее важными из которых являются системы ценностей, системы образования и природная конституция человека. Приоритет, отдаваемый этим трем элементам, зависит от психологических, социологических или философских подходов, используемых для определения приоритетов. Системы ценностей не абсолютны, а относительны во времени и пространстве. Потребность человека в адаптации поведения к новым системам ценностей вызвана различными факторами. И если человек не готов к этой вечной адаптации, он потеряет душевное равновесие и индивидуальность. Тем самым мы наблюдаем важность нравственного воспитания и ищем условия для его надлежащего применения.
НЕОБХОДИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В прошлом и на Западе, и на Востоке религия определяла правила нравственного поведения. Все последователи определенной религии придерживаются почти одинаковых ценностей. С началом современной эпохи, особенно на Западе, религия постепенно утратила свой духовный авторитет. Сегодня в некоторых развитых западных странах люди обращаются к клиническим психологам, а не к священникам, чтобы решить свои психические проблемы. В обществах, не давших науке абсолютной власти, люди сталкиваются с многочисленными моральными и психическими противоречиями из-за влияния новых систем ценностей. Эти люди скитаются между традициями своих предков и новой системой ценностей, и они чувствуют то, что социологи называют «аномией». Это замешательство и дезориентация можно наблюдать во всех аспектах их жизни, особенно в области морали.
На Западе люди могут удовлетворять свои материальные и в некоторой степени социальные потребности с помощью науки и техники. Но они осознают, что эти достижения не смогли облегчить их беспокойство, вызванное более высокой конкуренцией, постоянными изменениями и одиночеством. Более того, они не могут предотвратить насилие или обеспечить спокойствие, дружбу и безопасность — все необходимые условия для самореализации.
Идеалы Французской революции 1789 года — равенство, братство и свобода — не были полностью реализованы в мире. Несмотря на головокружительное развитие науки и техники, человечество стало свидетелем двух разрушительных мировых войн, унесших миллионы жизней. Международные соглашения и договоры, в том числе создание Лиги Наций, которая впоследствии была преобразована в Организацию Объединенных Наций, а также ратификация Хартии прав человека не привели к прекращению войн. Нынешние идеологии, такие как либерализм, социализм и другие «измы», распространенные в двадцатом веке, не принесли ни мира и безопасности во всем мире, ни стабильного и надежного внутреннего спокойствия для отдельных людей.
Человечество задается вопросом, как можно заменить войну, насилие и тревогу миром и безопасностью в социальной и индивидуальной среде.
Ратификация Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций принципа, предложенного президентом Исламской Республики Иран в отношении «Диалога между цивилизациями» вместо «Конфликта между цивилизациями», может быть доказательством того, что мы начали задавать этот вопрос. Однако возникает вопрос, может ли эта социально-политическая установка быть реализована без нравственного воспитания граждан человеческих обществ, будь то на Западе, Востоке, Севере или Юге.
То, что было сказано до сих пор, доказывает реальную потребность в нравственном воспитании. Остается только сформировать нравственное отношение, которое обеспечит мир и безопасность во всем мире, а также принципы и условия для достижения успеха в нравственном воспитании.
Автор не претендует на то, чтобы ответить на такие важные вопросы в этом кратком изложении. Однако, поднимая эти вопросы, он предлагает членам академий переосмыслить старые принципы и выдвинуть новые предложения.
ТЕОРИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Существуют различные теории относительно возможности нравственного воспитания. Каковы бы ни были критерии хорошего поведения и мыслей, мы должны выяснить, насколько человеческая природа подготовлена к нравственному воспитанию. Сначала великие религии, а затем известные интеллектуалы мира пытались найти ответ.
Результат этих усилий можно обобщить в трех теориях:
- 1.
Человек по своей природе плохой, эгоистичный и угнетатель.
- 2.
Человек от природы добр и обладает сочувствием и состраданием к другим.
- 3.
Природа человека ни хороша, ни плоха. Оно становится хорошим или плохим в зависимости от опыта и влияния окружающей среды.
ЧЕЛОВЕК ПО ПРИРОДЕ ПЛОХОЙ
Источником этой теории является вера в первородный грех, совершенный человеком, и ее придерживаются некоторые известные христианские интеллектуалы, такие как Святой Августин. Томас Гоббс, британский мыслитель, и Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, оба были сторонниками этой теории. По Фрейду, признаком нравственности является чувство вины, и это выражается в Сверх-Я (совесть), постепенно формирующемся у человека от рождения до пяти-шести лет. Следовательно, дальнейшее образование не оказывает большого влияния на изменение супер-эго. Единственный способ изменить это — страх наказания.
ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Эту теорию можно найти во многих божественных религиях. В наше время самым известным ее сторонником является Жан-Жак Руссо. В начале своей книги «Эмиль» Руссо пишет: «Все хорошо, когда выходит из рук творца природы, и деградирует, когда им манипулируют люди».
Жан Пиаже, швейцарский эпистемолог и психолог, и его американский последователь Лоуренс Кольберг оба верят в теорию роста и познания и поддерживают эту точку зрения. Согласно Пиаже, умственный рост является предпосылкой нравственного и социального воспитания, и его факторы включают групповую игру и сотрудничество. Мораль состоит из сознательного суждения о хороших и плохих поступках и тесно связана с умственным развитием. 1 Он считает, что есть две стадии роста морального суждения:
- 1.
Стадия подчинения или «гетерономии» идет вместе с реализмом, моральной объективностью и верой в имманентную справедливость.
- 2.
На стадии автономии ребенок больше ценит побуждения к действиям, чем их очевидные последствия, и ожидает компенсаторного наказания, а не штрафного наказания, упомянутого на первой стадии. На этом этапе ребенок постепенно понимает, что правила и нормы можно нарушать. А во время игр он и другие дети могут устанавливать и применять правила.
Колберг также верит в моральный рост. Однако, в отличие от своего учителя, он возводит окончание нравственного роста с 12 лет на 25 лет. Он считает, что этот рост состоит из шести стадий, начиная с доморальной или доконвенциональной стадии. Пройдя конвенциональную стадию, он достигает шестой или последней стадии, которая является стадией автономии, или, как говорит Кант, «стадией открытия универсальных принципов морали».
ЧЕЛОВЕК НИ ПЛОХОГО, НИ ХОРОШЕГО ХАРАКТЕРА
Третья теория названа «Tabula Rasa» британским философом Джоном Локком. В нем говорится, что в начале жизни у человека нет врожденных склонностей или моральных оснований. Согласно этой теории, нравственное поведение одобряется обществом, а нравственность в человеке является следствием опыта, обучения и влияния окружающей среды. Предпосылкой морализации личности является согласование ее семейного и институционального воспитания с системой ценностей общества. Затем нравственность человека может быть изменена изменением социального положения или образовательных программ и методов. Следовательно, человека можно считать нравственным, если он проявляет сопротивление внутренним искушениям, чтобы следовать общественным ценностям. Другими словами, эта теория считает, что нравственное поведение предполагает свободу выбора и действия человека. 2 Сторонники теории социального научения, такие как американский социальный психолог Бандура, разделяют эту точку зрения.
Дальнейшее обсуждение сильных и слабых сторон этих трех теорий невозможно в таком кратком изложении. Достаточно сказать, что современные исследователи гуманитарных наук больше поддерживают теорию социального научения, не отрицая роли наследственности в моральном поведении. Первая проблема, с которой может столкнуться воспитатель, — это характер ребенка. Педагоги могут заметить, что подобно уникальности физических черт каждый ребенок имеет врожденные эмоциональные характеристики, которые могут ослабить эффект образования.
На самом деле воспитание способно лишь реализовать потенциальные задатки ребенка и не может полностью изменить его природу. Как говорит французский педагог и психолог Морис Дебесс: «Воспитание, в том числе и нравственное воспитание, не создает ребенка, а помогает ему создать себя». 3
Наконец, в современном мире человеческие общества постоянно сталкиваются с различными и противоречивыми системами ценностей. Таким образом, необходимо обеспечить приобщение людей к новым культурам, чтобы сохранить свою национальную идентичность и избежать моральной неустойчивости.
Одной из задач Иранской академии наук, в частности отделения гуманитарных наук, является рассмотрение и изучение проблем, вызванных интерференцией между несколькими культурами. Они должны выделить моральные принципы, которые помогают людям достичь культурного согласия между различными народами и сохранить свою индивидуальную и социальную идентичность. Эти моральные принципы могут быть следующими:
Уважать людей независимо от пола, расы, этнической принадлежности и идеологии. В соответствии с этим принципом необходимо бороться с соответствующими предрассудками, используя решения, вытекающие из социально-психологических исследований, или, по крайней мере, уменьшать их моральное воздействие.
Уважайте разнообразие и различия между различными культурами. Это требует, чтобы культуры других наций или этнических групп были сначала оценены, а затем представлены молодому поколению. Молодежь в разных странах следует убедить в том, что единственный способ обеспечить устойчивое процветание, безопасность и мир — это добиться справедливости и благополучия для всего мира, а не только для своего социального класса или страны.
Для применения вышеуказанных принципов необходимо осуществить следующие предварительные действия:
Обеспечить нравственную атмосферу в среде, где живет человек. Как доказано в социальной психологии, в среде, где большинство соблюдает этические ценности и взаимоуважение, индивид обязан приспосабливаться к принятым социальным нормам, чтобы не быть вытесненным из социальной группы.
Перейти от социального воспитания к человеческому воспитанию, познакомив подрастающее поколение с абсолютными ценностями, такими как добро, справедливость, правда, мир, уважение человеческого достоинства.
Знакомить подрастающее поколение с культурой, нравами и традициями других народов, обучая их таким предметам, как общая география и всемирная история, или помогая им путешествовать в другие страны.
Наладить координацию между несколькими образовательными организациями, особенно между семьей, школой и средствами массовой информации, относительно принципов и методов нравственного воспитания.
Сталкивайте молодое поколение с моральным антагонизмом и различными системами ценностей в их собственном или чужом обществе и побуждайте их сравнивать свои наблюдения, чтобы различать хорошее и плохое поведение.