Роль семьи в воспитании: Роль семьи в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании ребенка

Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка»

     Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

   Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

    У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
     Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. 
    Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.  
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 


 Ошибки семейного воспитания. 

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.  
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

 

Роль семьи в воспитании ребёнка

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём. [2]

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.    

Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.

Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.[1]

Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • либеральный;
  • индифферентный.

Для того, чтобы выявить стиль семейного воспитания в семье, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Стратегия семейного воспитания» Н.М.Рухленко. В опросе приняли участие 24 семей. По данным результатам выяснилось, что большое количество семей рассматривают свою семью с позиции авторитарного стиля – 52%, что указывает на то, что они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому много усилий. Они считают, что в большей мере характер ребёнка определяется воспитанием и для них самым удачным суждением является: «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Футер).

Либеральный стиль – 23%, высоко ценят своего ребёнка и считают простительными его слабости. По их мнению, в большей мере характер ребёнка определяется врожденными задатками и учат детей обходиться без родителей. Авторитетный 21%, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Индифферентный – 4%, проблемы воспитания для родителей не являются первостепенными, поскольку у них забот немало.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что стиль семейного воспитания играет важную роль в воспитании ребёнка. Отсюда следует, что тем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка.

Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка:

  1. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  2. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
  3. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
  4. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
  5. Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
  6. Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете.
  7. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
  8. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
  9. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области.
  10. Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.

Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь. Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей. 

Роль родителей в образовании

Родители

5 октября 2022 г.

Нажмите, чтобы подписаться на мою рассылку, чтобы ежемесячно получать БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы!

 

Роль родителей в образовании

 

Хотя в основном структурированное обучение происходит в стенах школы, это не означает, что родители не могут играть активную роль в образовании своих детей. Напротив, родители могут поощрять, мотивировать и даже влиять на своих детей, чтобы они хорошо учились в школе. В этой статье речь пойдет о роли, которую родители играют в воспитании своих детей.

 

  • Следить за успеваемостью своего ребенка в школе: 

    Родители должны принимать активное участие в жизни своего ребенка в школе. Они должны знать, как их ребенок успевает в школе. Онлайн-порталы оценок, табели успеваемости и отчеты об успеваемости дают родителям довольно хорошее представление об успеваемости учащегося — оценках, посещаемости, поведении и оценке учителя.

 

  • Co ордината с учителями:

    Учитель — лучший человек, с которым можно поговорить о том, насколько хорошо ребенок учится в школе. Часто учитель может дать обратную связь не только по академическому аспекту, но и по эмоциональному и социальному аспектам. Родители будут поставлены в известность, если есть проблемы, которые могут препятствовать учебе и успеваемости учащихся. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, как поддержать ребенка дома.

 

  • Посещение Родитель-учитель Встречи:

      Ассоциация родителей и учителей, или PTA, представляет собой организацию, состоящую из родителей и учителей, целью которой является содействие участию родителей в школьной жизни. В большинстве начальных и средних школ (государственных или частных) есть PTA. Ассоциации родителей и учителей играют активную роль в разработке программ, которые поддерживают образовательные потребности детей. Они также способствуют установлению прочных партнерских отношений между семьями, школами и сообществами.

 

 

 

 

 

  • Участие в школьных мероприятиях:

    Школьные мероприятия — это прекрасная возможность объединить учащихся и родителей. Студентам настоятельно рекомендуется участвовать в школьных мероприятиях, конкурсах и спортивных состязаниях. Дети, естественно, хотят показать свои таланты и навыки на всеобщее обозрение, особенно на своих родителей. Это также отличная возможность «почувствовать» школьную среду и то, как ученики взаимодействуют друг с другом.

 

  • Будьте образцом для подражания в обучении:

    Родители служат первыми учителями своих детей в первые годы жизни. Ответственность за обучение не заканчивается, когда ребенок начинает ходить в школу. Часто детям нужна помощь в выполнении заданий – по математике, естественным наукам и общественным наукам. Задача родителей — показать, насколько увлекательным и полезным может быть обучение. Благодаря правильному руководству родители могут помочь своим детям управлять своим временем и найти баланс между отдыхом (просмотром телевизора, играми, серфингом в сети) и учебой.

 

  • Свяжите то, чему учит ваш ребенок, с повседневной жизнью:

    Чаще всего многие вещи, которые ваши дети изучают в школе, могут быть связаны с повседневной жизнью. Например, вы можете поговорить с ребенком о единицах измерения при приготовлении пищи. В области науки можно обсуждать небесные тела (солнце, луну, звезды), погоду за окном. Если ваш ребенок проявляет интерес к гаджетам и вещам, вы можете объяснить, как работает компьютер, холодильник и другие бытовые приборы. Вы также можете обсудить вопросы безопасности внутри и снаружи дома (что делать во время бури, пожара или землетрясения). Сделайте это частью повседневного опыта вашего ребенка, чтобы подогреть его любопытство и желание учиться.

 

Заключение

Когда родители активно участвуют в образовании своих детей, дети с большей вероятностью будут лучше учиться в школе. Упомянутые выше вещи — это лишь некоторые из способов принять участие в образовательном успехе ваших детей. Для получения дополнительной информации прочитайте Уважаемые родители… Уроки учителя вашего ребенка: Руководство для родителей и учителей по созданию более прочной связи.

Компания INcompassing Education знает, насколько важно образование в жизни учащихся. Именно поэтому мы вносим свой вклад в повышение качества образования путем профессионального развития педагогов. Свяжитесь с нами и узнайте больше о нашей замечательной команде!

 

 

Нажмите, чтобы подписаться на мою рассылку, чтобы ежемесячно получать БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы!

 

Другие блоги:

  • Простые стратегии больших забот
  • Понимание и преодоление стресса в классе
  • Взращивание надежды в классе и за его пределами

 

Этот пост содержит партнерские ссылки Amazon. Мы зарабатываем на соответствующих покупках бесплатно для вас.

детский класс конференции образование дети учатся родители директора школьные учащиеся поддерживают учителей

Нажмите Enter для поиска или ESC, чтобы закрыть

Copyright © 2022 — INcompassing Education, LLC . Все права защищены. Политика конфиденциальности

Адаптивная тема WordPress Di

Важность участия семьи в образовании

Вы, наверное, уже знаете, что участие дома является важной частью успешной школьной жизни любого ребенка. Что вы можете , а не знают, почему это так, и что родитель может сделать, чтобы помочь сохранить эту важную связь между домом и школой.

Исследование за исследованием и долгие годы исследований без тени сомнения доказали: чтобы добиться успеха в меру своих способностей, дети нуждаются в том, чтобы их родители или опекуны были вовлечены в их образование. Хотя случайный (и необычный) ребенок может подняться над отсутствием поддержки дома, это не является нормой. Участие семьи является ключевым.

Участие семьи готовит учащихся к школе

Успех в школе начинается задолго до посещения школы. Дети, чьи родители подчеркивают важность упорного труда и обучения, с гораздо большей вероятностью разовьют упорство, необходимое для получения высшего образования и достижения карьерных целей. Те, кому читают дома, раньше узнают алфавит и значительно легче переходят к полной грамотности.

После того, как дети пойдут в школу – будь то в дошкольном учреждении, детском саду или даже позже – роль родителя состоит в том, чтобы проверять у ребенка домашнее задание, поощрять и поощрять чтение и обучение, а также доказывать ребенку, что он будет отвечать перед родителем за плохое выступление в школе. С другой стороны, дети, чьи родители демонстрируют незаинтересованность, скорее всего, сами станут незаинтересованными. Это не хорошо.

Участие: для занятых родителей

Во многих семьях живут двое работающих родителей, суета по вечерам и переполненные выходные. К счастью, родителям не нужно превращать участие в школе в подработку. Ежедневная проверка домашнего задания важна, но она должна длиться не более 5-10 минут, если только ученик не испытывает затруднений. Участие в школьных мероприятиях, таких как концерты или экскурсии, дает ребенку приятное ощущение преемственности.
А регулярное посещение родительских собраний способствует сплочению учителей и родителей, улучшает социальные навыки детей и повышает их шансы на академическую компетентность. Более того, по мере того, как вы приближаетесь к подростковому возрасту, участие родителей и семейные обеды значительно снижают вероятность правонарушений.

Роль воспитателя

Конечно, нельзя ожидать, что родители сделают это самостоятельно. Роль воспитателя состоит в том, чтобы разъяснить ожидания родителей; дать им определенные, действенные возможности участвовать в работе класса; и сообщать о своих ожиданиях от поведения ребенка. Хотя у учителя нет реальной власти влиять на родителей в семье, он может и должен создавать идеальную атмосферу: много читать перед сном, проверять домашние задания и говорить о школе.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts