Уныние это грех: Почему уныние считается смертным грехом в православии

Грех №7: уныние — KP.RU

Комсомольская правда

НаукаНаука: Клуб любознательныхСемь смертных грехов

Светлана КУЗИНА

17 февраля 2010 1:00

Наш собеседник — профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук, автор монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрий Щербатых [дискуссия]

Мы рассказали о сути самого изматывающего душу порока — зависти, самых сладких — чревоугодия и похоти, самого преступного — алчности, самого откровенного — гордыни и самого разрушительного — гнева. А сегодня узнаем, в чем вред последнего из семи смертных грехов — уныния.

РАЗДРАЖАЕТ ВСЕ!

— Юрий Викторович, причисление уныния к разряду грехов вызывает искреннее недоумение. Ведь, находясь в печали, тоске, человек не причиняет вреда другим (как в гневе), не нарушает моральных норм (как в похоти или алчности), не балует свою плоть удовольствиями (как при обжорстве). Может, зря очернили обыкновенное плохое настроение?

— И тем не менее с точки зрения ортодоксального христианства это грех. По словам древнего богослова Иоанна Лествичника, унывающий человек есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив». К этому неправедному состоянию человека якобы подстрекают темные силы (искушает бес), ведь в состоянии душевной горечи с неохотой выполняешь свои религиозные обязанности. А с точки зрения психологии этот грех действительно всего лишь проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.

— Кого бес чаще искушает этим пороком?

— Как правило, людей меланхолического темперамента с пониженной энергетикой. Например, то, что вызывает длительную печаль и уныние у меланхолика, у холерика может вызвать приступ ярости, а у сангвиника — лишь мимолетное недовольство. Приступы хандры поражали многих известных людей. «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение», — писал Гоголь. «У меня бывают припадки такой хандры, что, боюсь, брошусь в море. Очень тошно!» — это слова Некрасова.

«Чувствую себя усталым, измученным до того, что чуть не плачу с утра до вечера… Раздражают лица друзей… Ежедневные беседы, сон на одной и той же постели, собственный голос, лицо, отражение его в зеркале», — жаловался Мопассан.

ДЕПРЕССИЯ ЦАРЯ ДАВИДА

— Помимо темперамента, отчего возникает это душевное страдание?

— Главная причина — другие, особенно близкие нам, люди, которые могут незаслуженно обидеть, оскорбить, оклеветать да и просто отнестись невнимательно там, где мы ожидаем чуткости к себе. В последнем случае истинной причиной уныния является другой грех — гордыня. Кроме того, безысходную тоску может провоцировать наше собственное самочувствие: усталость, болезнь, хроническое недосыпание. Нередко мы впадаем в депрессию, если предъявляем к миру слишком завышенные требования. Иногда уныние охватывает человека на пороге какого-то возрастного рубежа — в 40, 50 или 60 лет. В такие моменты человек может вдруг ощутить, что жизнь прожита зря, успехов в ней было меньше, чем неудач.

— Опасно уныние для здоровья?

— Оно вредно, если переходит в разряд депрессии. Это угнетенное состояние человека вызывает биохимические нарушения в центральной нервной системе, в первую очередь сбивается обмен нейротрансмиттеров — веществ, регулирующих психическую деятельность. Интересно, что достаточно точное описание симптомов депрессии дал в Библии царь Давид: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу… Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего… Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня».

— Врачи научились лечить хандру?

— Да, американским исследователям удалось выделить биологическое активное вещество серотонин, который управляет настроением человека. И на его основе изобрести лекарства, способствующие излечению от депрессии.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

Отец Владимир, Московская патриархия:

— Уныние — не столько болезнь телесная, сколько порок души, грех, который возникает там, где угасают вера в Бога и надежда на него. А депрессия поражает людей, которые отдалились от Бога и за это наказали сами себя. Посещение храма, молитвы, общение с духовным отцом — лучшие средства избавления от этого греха. Когда вас одолеет тоска, то мысленно говорите такие слова: «Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи». Говоря эти слова десятки раз, убежденно, от всего сердца, вы через некоторое время почувствуете облегчение на сердце, спокойствие и твердость.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Как бороться с пороком?

Помните: антидепрессанты, алкоголь, наркотики не помогут справиться с причиной уныния, а только разовьют опасное привыкание.

Знайте: ваша мировая скорбь на руку врагам и конкурентам. Ведь более жизнерадостные сослуживцы легко обойдут вас по службе, а любимая, не выдержав ваших постоянных ворчаний и жалоб, уйдет к веселому и активному сопернику. Поэтому заставьте унывать своих недругов, став оптимистом.

Измените свой образ жизни: смените сидячую работу на более подвижную или более доходную, бросьте пить или валяться на диване, расширьте круг общения. А также — больше спорта и прогулок на природе.

Возьмите себе девиз: «Не жалеть себя и улыбаться!»

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Новейшие дополнения к списку грехов

Не так давно епископ католической церкви Джанфранко Джиротти в интервью официальной газете Ватикана L’Osservator Romano прибавил к традиционным семи смертным грехам еще «семь социальных грехов»:

1. Нарушение биоэтики (например, контроль рождаемости).

2. Научные исследования, сомнительные с точки зрения морали (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией).

3. Загрязнение окружающей среды.

4. Усугубление растущей разницы между бедными и богатыми.

5. Излишнее богатство.

6. Злоупотребление наркотиками.

7. Доведение до бедности.

Также незадолго до своей кончины Патриарх Алексий II объявил грехами аборт и гражданский брак.

А соцопрос, проведенный телекомпанией BBC в Европе и России, показал: большинство опрошенных считают главным пороком современного общества жестокость.

По предложенным поправкам ведется дискуссия.

АНЕКДОТЫ В ТЕМУ

Расстроенный сторож кладбища приходит в контору и требует расчета.

— А в чем дело?

— Сил моих больше нет. Хожу целый день по кладбищу и читаю: «Здесь покоится…», «Здесь лежит…», «Здесь спит…» Один я работаю!

* * *

Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи.

А вы чем дополнили бы список грехов? Обсуждаем!

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Уныние — грех? // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

За то, что ты не служил Б-гу,
Всесильному твоему,
 с радостью и с веселым сердцем…
(Дварим 28:47)

 

В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, есть довольно обширное описание ужасных последствий, с которыми столкнется народ Б-га, если не будет исполнять волю Всесильного после того, как войдет в Землю Израиля. За неправедное поведение нас ждут разорение, голод, войны, болезни и изгнание.

 

Среди грехов, за которые евреи будут наказаны, есть и уныние. Да-да, именно уныние! «За то, что ты не служил Б-гу, Всесильному твоему, с радостью и с веселым сердцем…» Неужели уныние является грехом? Как можно наказывать за это человека? Ведь наказывать человека за уныние, это все равно, что бить его, когда он упал.

 


Такие вопросы возникают по причине принципиального непонимания того, что такое счастье. Мы склонны рассматривать счастье как индикатор внешних условий. Если у нас все хорошо — мы счастливы. Если дела не очень — мы несчастны (по крайней мере, находим причину не быть счастливыми). Само слово подразумевает, что счастье — нечто происходящее с нами; и моменты, когда мы счастливы, случаются благодаря счастливой судьбе. И наоборот — мы впадаем в уныние потому, что нам не повезло и случилось что-то неприятное.

 

Но Всевышний говорит нам, что это не так. Счастье — это решение. И, как у всех решений, у него есть свои последствия. А Б-г не наказывает людей за то, что они несчастны. Он упоминает о тех бедах, которые уныние может повлечь за собой. Пристрастившиеся к алкоголю и наркотикам могут подтвердить, что несчастье имеет разрушительные последствия. А для чего еще люди продолжают употреблять алкоголь, как не по причине абсолютного несчастья? В какой-то момент мы начинаем думать, что жизнь — это череда разочарований и огорчений. И вообще, в течение всей жизни мы никогда не чувствуем себя до конца уверенными в себе. Мы — это «мужчины и женщины…[которые] неспокойны, раздражительны и недовольны до того момента, пока вновь не смогут ощутить себя непринужденно и хорошо; а это обычно случается после принятия некоторого количества алкоголя» («Книга анонимных алкоголиков»).

 

Наша духовная программа излечения дает нам средства для того, чтобы мы могли изменить себя и стать довольными жизнью людьми. Она учит нас быть счастливыми и напоминает о том, что счастье приходит не в результате того, что происходит вокруг, но от того, что мы думаем, как относимся к происходящему и какие совершаем поступки. Если мы не используем эти средства по исправлению себя, то быстро устаем от жизни. Мы тонем в жалости к себе и в ярости, и в конце концов снова заболеваем унынием. В результате возникает вечная смута, которая способна привести нас к краху и к смерти.

 

Значит, уныние — грех? Не все ли равно, как его называть? Ведь результат от этого не изменится. Если же говорить о счастье, то нет предела благословениям, которые оно может принести.

 

Бен А.

Что Библия говорит о печали?

ГлавнаяКонтент-указательЗдоровьеЭмоции и мысли Печаль в Библии

Вопрос

Ответ

В Библии есть много примеров печали в результате падения и приложений о том, как мы можем прославить Бога через нашу печаль. Печаль — это прямое или косвенное следствие греха, и, поскольку мы живем в падшем мире, грех — нормальная часть жизни (Псалом 90:10). Псалмы наполнены излиянием Давидом Богу печали своего сердца. Подобно Давиду, мы часто чувствуем, что Бог оставил нас во времена печали, вызванной теми, кто отвергает нас и противостоит нам. «Долго ли мне бороться с мыслями и каждый день иметь печаль в сердце? Доколе мой враг будет торжествовать надо мной?» (Псалом 13:2). Но Бог всегда верен, и, как заключает Давид, наша вера в Бога никогда не бывает безосновательной. «Но я верю в твою неизменную любовь; сердце мое радуется твоему спасению. Я буду петь Господу, ибо Он был добр ко мне (Пс. 13:5-6).

В Псалме 15 Давид радуется своей доле последователя единого, истинного Бога, включая «приятное наследство» (ст. 6), радость, радость и безопасность (ст. 9), в то время как отвергающие Его и следовать за другими богами найдет увеличение скорбей (ст. 3). Но Давид также испытал возрастающую печаль, когда он оказался вне Божьих благословений из-за греха. «Ибо прошла жизнь моя в печали, и лета мои в воздыханиях; изнемогла сила моя от беззакония моего, и иссохли кости мои» (Псалтирь 31:10). Но уже в следующем псалме Давид радуется милости Бога, прощающего приходящих к Нему с покаянием. Скорбь Давида превращается в умноженное благословение: «Блажен, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства» (Пс. 31:1-2). В стихе 10 Давид резюмирует суть печали и печали из-за греха: «Много скорбей у нечестивого, а непоколебимая любовь окружает уповающего на Господа».

Притча о блудном сыне в Луки 15:11-24 также показывает нам, как мы должны справляться с печалью, вызванной грехом. Характерными чертами покаяния являются обличение во грехе, исповедание греха перед Богом и другими, затронутыми грехом, желание и попытка исправить положение, отвержение от греховных путей и стремление к благочестию. Наш грех должен привести к благочестивой скорби, которая быстро превращается в покаяние (2 Коринфянам 7:10).

Конечно, не всякая печаль вызвана грехом, который мы совершаем. Иногда это просто жизнь в проклятом грехом мире среди падших существ. Иов был из тех, кто испытал великую скорбь и печаль не по своей вине. Его богатство и десять детей были отняты у него одновременно, оставив его сидеть на куче пепла, покрытого нарывами и язвами (Иов 1–3). Чтобы усугубить его страдания, трое его «друзей» пришли утешить его, обвинив в грехе против Бога. Почему еще, рассуждали они, человек может оказаться в таких обстоятельствах? Но, как Бог открыл Иову и его друзьям, иногда Бог вызывает или допускает обстоятельства, которые вызывают печаль и печаль в нашей жизни для Своих святых целей. А иногда Бог даже не объясняет нам Свои причины (Иов 38–42).

Псалмопевец говорит нам: «У Бога совершен путь Его» (Псалом 18:30). Если Божьи пути «совершенны», тогда мы можем верить, что все, что Он делает — и все, что Он позволяет, — также совершенно. Нам это может показаться невозможным, но наш разум не является разумом Бога. Это правда, что мы не можем ожидать полного понимания Его ума, поскольку Он напоминает нам: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Ибо, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55:8-9).). Иногда совершенная воля Бога включает печаль и печаль о Его детях. Но мы можем радоваться тому, что Он никогда не испытывает нас сверх наших сил и всегда дает выход из-под бремени скорби, которую мы временно несем (1 Коринфянам 10:13).

Никогда еще не было испытано большего страдания, чем страдание Иисуса, «мужа скорбей и изведавшего болезни» (Исаия 53:3). Его жизнь была непрерывной чередой скорбей, от колыбели до креста. В младенчестве Его жизнь была в опасности от Ирода, и его родителям пришлось взять Его и бежать в Египет (Матфея 2:19).-20). Все Его служение характеризовалось печалью, которую Он испытывал из-за ожесточения и неверия человеческих сердец, из-за противодействия религиозных лидеров и даже из-за непостоянства Его собственных учеников, не говоря уже о искушениях сатаны. В ночь перед Своим распятием Он «весьма скорбел до смерти», размышляя о грядущем гневе и правосудии Бога, которые обрушатся на Него, когда Он умрет за Свой народ. Так велики были Его муки, что Его пот был как большие капли крови (Матфея 26:38). Конечно, величайшее горе в Его жизни было, когда на кресте Его Отец скрыл Своё лицо от Сына, из-за чего Иисус в агонии воскликнул: «Почему Ты оставил Меня?» (Матфея 27:46). Наверняка никакая печаль, переживаемая кем-либо из нас, не сравнится с печалью Спасителя.

Но подобно тому, как Иисус был восстановлен одесную Своего Отца после претерпевания скорби, так и мы можем быть уверены, что через трудности и времена печали Бог использует невзгоды, чтобы сделать нас более похожими на Христа (Римлянам 8:29; Евреям 12: 10). Хотя жизнь среди грешного человечества в этом мире никогда не будет совершенной, мы знаем, что Бог верен и что, когда Христос вернется, печаль сменится радостью (Исайя 35:10). А пока мы используем нашу печаль, чтобы прославить Бога (1 Петра 1:6-7) и упокоиться в благодати и мире Господа Бога Всемогущего.

Вернуться к:

Актуальные библейские вопросы

Что Библия говорит о печали?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Плохо ли христианину быть в депрессии?

ГлавнаяМатериалыУказательЗдоровьеПсихическое заболевание Кристиан в депрессии

Вопрос

Ответить

Депрессия является довольно серьезной проблемой среди христиан. Некоторые прямо объявляют это грехом. Мысль заключается в том, что депрессия свидетельствует об отсутствии веры в Божьи обетования, о Божьем осуждении греховного поведения или просто о лени. Мы знаем, что Бог добрый и любящий, и что мы в безопасности в Нем, так о чем же нам унывать? Другие прямо объявляют депрессию медицинской проблемой. Считается, что любая депрессия является результатом химического дисбаланса в мозгу, поэтому депрессия не более опасна, чем грипп. А еще есть те, кто посередине, кто не совсем уверен, что такое уродливый зверь депрессии. Вера кажется чем-то связанным, но химические вещества мозга тоже. Конечно, есть и депрессивные христиане, которые чувствуют себя виноватыми, защищаются, сбиты с толку, потеряны или просто слишком подавлены, чтобы даже заботиться о том, что думает церковь. Так разве плохо христианину быть в депрессии?

Термин вдавленный довольно расплывчатый. Оно может относиться к поддающемуся диагностике медицинскому состоянию (клиническая депрессия), но также может относиться к временному ощущению грусти или апатии или к неясному, длительному недомоганию. В этой статье будет предпринята попытка кратко рассмотреть некоторые из этих значений депрессии .

У некоторых людей химический или гормональный дисбаланс вызывает депрессивное состояние. Это наиболее характерно для женщин, страдающих послеродовой депрессией, или людей, принимающих определенные лекарства. В других случаях депрессия носит ситуативный характер, вызвана неблагоприятными обстоятельствами, жизненными изменениями, духовным кризисом и т. д. Наша эмоциональная реакция на эти кризисы, в свою очередь, может вызвать химический дисбаланс. Воистину, люди «страшно и дивно устроены» (Псалом 139).:14), и неудивительно, что наша биология взаимодействует с нашими эмоциями и наоборот. Как только человек впадает в депрессию, цикл гормонального дисбаланса и негативных эмоций может быть трудно разорвать. Независимо от того, вызывают ли эмоции изменения в биологии или биология вызывает изменения в эмоциях, результирующие симптомы одни и те же.

Заболевание не является грехом. Однако то, что приводит человека к такому состоянию, может быть укоренено в грехе. Например, нет ничего плохого в том, чтобы иметь диабет, но плохо быть обжорой (а эти два — иногда связан с ). Кроме того, то, как человек реагирует на настоящее заболевание, также может быть греховным. Например, для человека с диабетом было бы грехом использовать свою болезнь, чтобы манипулировать другими или принять менталитет «жертвы» или позицию обладателя прав.

Тем не менее, часто мы считаем людей с диабетом или другими заболеваниями менее виновными, чем людей с депрессией. Почему-то психические заболевания, особенно депрессия, чаще связаны с греховными причинами, чем с физическими недугами. Депрессия не исключительно медицинская проблема, а не исключительно эмоциональная или духовная проблема.

Депрессия часто рассматривается как стойкое чувство грусти. Конечно, грустить нормально. Мы живем в мире боли (Бытие 3:14–19; Римлянам 8:20–22), и Иисус оплакивал смерть Лазаря (Иоанна 11:35). Нет необходимости всегда делать счастливое лицо и притворяться, что все в порядке, когда это не так.

Есть много библейских примеров мужей Божьих, борющихся с печалью, вплоть до депрессии. Давид писал: «Запишите мое горе; запиши мои слезы в свой свиток — разве их нет в твоем списке?» (Псалом 56:8). Давид, «муж по сердцу [Бога]» (Деяния 13:22), не скрывал своей печали; он выразил это Богу. И Моисей (Числа 11:15), и Илия (3 Царств 19).:3-5), два героя веры, признались Богу, что они предпочли умереть, чем жить в своей нынешней реальности. Ни один из них не был укорен Богом за его чувства; скорее, оба были встречены Божьей любовью и обеспечением. Библия не стесняется признавать реальность человеческих эмоций. Печаль – это часть жизни, и она не осуждается.

Нас, верующих, призывают видеть большую реальность Божьего плана даже посреди нашей печали и депрессии. Да, этот мир падший и часто болезненный. Это может быть угнетающе. Но Бог гораздо больше. Он на работе, победоносно. Моисей и Илия получили Божье обеспечение и испытали Его освежение. Вскоре после излияния своей печали Давид прославил Бога. Иисус сказал: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В этом мире у тебя будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир».

Христианам разрешено называть беду тем, чем она является. В то же время мы искренне заботимся о Боге. Мужество , а не означает наклеивание улыбки или игнорирование чувства пустоты, которое приносит депрессия. , а не означает пренебрежение лечением депрессии с помощью консультаций или лекарств. , а не означает игнорирование обиды в отношениях или неверных представлений, которые привели к депрессии (сатанинская ложь, если мы ей поверим, приведет нас в отчаяние). Это делает , а не означает отрицание того факта, что депрессия может быть борьбой на всю жизнь.

Что означает мужество , так это принесение всей нашей боли Богу. означает, что продолжает верить в Него. Это означает, что означает веру в то, что то, что Он говорит о Себе и о нас, истинно, даже когда мы не чувствуем, что это так.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts