Роль среды и наследственности в психическом развитии: Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка

Наследственность и среда в индивидуальном развитии

Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяются биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез). У истоков этих двух направлений в науке стояли французский философ Р. Декарт (человек рождается с врожденными идеями) и его английский коллега и оппонент Дж. Локк (табула раса).

Только в прошлом веке началось интенсивное изучение индивидуальных особенностей человека. Сама постановка проблемы «биологическое – социальное» в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетика, физиология, антропология и т.д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук. Основные споры велись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как «соматическое (телесное) – психическое», «врожденное – приобретенное» и «генотипическое – средовое». Основные подходы в изучении: типологический, концепция индивидуальности, психогенетический.

В психогенетических исследованиях рассматривается один из аспектов общей проблемы «биологическое – социальное», который может быть обозначен как «генотипическое – средовое». Под генотипом понимается набор генов индивида, понятие «среда» включает в себя все факторы негенетической природы, влияющие на индивида.

Психогенетика сформировалась как междисциплинарная область знаний, в качестве пред-мета которой выступают наследственные и средовые детерминанты вариативности психологических и психофизиологических функций человека. На современном этапе развития большинство психогенетических исследований нацелено как на определение относительного вклада генетических и средовых факторов в формировании индивидуально-психологических различий, так и на изучение возможных механизмов, опосредующих генетические и средовые влияния на формирование разноуровневых свойств психики.

Основные методы:

1. Близнецовый метод. Основан на сопоставлении двух типов близнецов:

  • монозиготные (МЗ) – развившиеся из одной яйцеклетки – имеют идентичный набор генов;
  • дизиготные (ДЗ) – развившиеся из двух и более яйцеклеток – имеют в среднем 50 % общих генов.

2. Метод приемных детей. Делает разведение генетических и средовых влияний наиболее строгим.

3. Семейный метод.

Интеллект. Результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют говорить о 50 – 60 % уровне наследуемости фактора общих способностей, хотя в ряде работ (выполненных на взрослых близнецовых выборках) получены более высокие оценки.

Наиболее полно эта проблема решается в исследованиях приемных и родных детей. По результатам исследований можно прийти к заключению, что, с одной стороны, умственные способности ребенка в большей степени определяются генами, унаследованными им от родителей, с другой стороны, существенное влияние на развитие способностей оказывают средовые факторы. Установлено, что с возрастом увеличивается роль генотипа в детерминации интеллекта, при этом обращает на себя внимание снижение удельного веса различающихся (случайных) средовых воздействий и относительное постоянство влияний семейной среды.

Вербальный интеллект больше зависит от наследственности. Невербальный – больше от среды. Можно также говорить о наследственности свойств нервной системы, которые входят в структуру темперамента, а также о наследовании задатков способностей. В генах кодируется норма реакции или диапазон возможностей. И в каждой части этого диапазона реализация генотипа определяется средой. Собственная активность настолько важна, что иногда ее называют третьим фактором.

Взаимодействие генотипа и среды. Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследований может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды. Примером такого взаимодействия может служить обучение детей с разными генетическими задатками в обычной школе и в гимназии с углубленным изучением предметов. Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции – свойственный данному генотипу, характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака.

Различают три вида генотип-средового взаимодействия:

1. Пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма).

2. Реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается» под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление – игрушки, сладости – то такая форма поведения закрепляется).

3. Активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.

Вильям Штерн. Выдвинул принцип конвергенции 2 факторов, которые в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии, они пересекаются (конвергенция).

Л.С. Выготский. Поддерживал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.

Элементарные функции больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольные: память, логическое мышление, речь) – они являются продуктом культурно-исторического развития человека и наследственные задатки играют роль предпосылок. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, поэтому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется. Не просто механическое сложение двух факторов.

Петровский. Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, дейст-вующие на Личность независимо друг от друга. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Каждая следующая ступень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким образом, на непрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его в «чистом» виде не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действовать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом

Как наследственность может влиять на психику ребенка: особенности развития

Каждый ребёнок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребёнка — заранее предсказать невозможно.

Стойкая и безопасная: как выбрать краску для волос?
Домашнее окрашивание: выбираем стойкую краску, которая не вредит волосам.

Дети: генетическая предрасположенность


Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребёнка. 

Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее.

Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребёнка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребёнка.

Развитие ребёнка: влияние наследственности

Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребёнка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.

Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребёнка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребёнка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребёнка.

Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.

Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребёнка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.

Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребёнок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.

Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребёнка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребёнка. Так что на начальном этапе развития ребёнка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях. 

Психическое развитие ребёнка и наследственность


Наследственность для психического развития ребёнка играет роль предпосылок, но никак не определяющего фактора. Психическое развитие ребёнка — процесс сложный, в котором задействованы не только внутренние процессы, но и внешние: воспитание, среда обитания, внутрисемейные устои, обучение и социальная обстановка.

При этом существует мнение, что раннее развитие ребёнка дошкольного возраста показывает как раз те результаты, которые заложены генетически. Проявляется это, как правило, до пятилетнего возраста. Позже к реализации генетически обусловленных задатков подключаются другие дополнительные механизмы неприродного происхождения. Вывод: психическое развитие ребёнка — это, прежде всего, фактор, который формирует личностные характеристики, и который во многом зависит от внешних условий.

Более того, наследственность влияет на тип темперамента, который напрямую зависит от состояния нервной системы: возбужденной или, наоборот, заторможенной. В результате сложилось несколько типов темперамента — холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики.

Генетически обусловлен и механизм восприятия окружающего мира — есть дети, которые воспринимают его посредством зрительных образов, есть те, кто предпочитает вербальный способ общения. 

Выявление генов, отвечающих за дальнейшее психическое развитие ребёнка, так же как и рождение такой науки как психогенетика — явление недавнее, давшее первые результаты в 80-90-х годах прошлого столетия. Исследования, которые проводятся в этом русле, идут в нескольких направлениях — учитываются биохимические процессы, происходящие в мозге ребёнка, изучаются молекулярно-генетические основы их поведения, сопоставляются группы психического развития детей, состоящие из однояйцевых близнецов и кровных родственников, также ведется поиск генов, связанных с психическими заболеваниями и отклонениями.

Влияние Наследственности и Окружающей Среды

Введение:

Развитие человека основывается на различных факторах, два из которых наиболее определяющие для человека – Наследственность и Окружающая среда.

Наследственность и окружающая среда являются одними из наиболее важных аспектов развития ребенка.

Эти два параметра определяют, как мы растем и какими мы становимся. Дебаты о важности наследственности и окружающей среды часто ведутся и очень заметны.

Со временем исследования показали, что мы являемся частью и сочетанием наследственности и окружающей среды.

Два аспекта еще больше проясняют концепцию природы и воспитания.

Как наследственность, так и окружающая среда оказывают положительное и отрицательное влияние на развитие детей. Эти двое дополняют друг друга. Они также имеют огромное значение с воспитательной точки зрения. Это помогает учителям сделать учебный процесс более эффективным.

Значение наследственности

Наследственность — это наука, в которой мы изучаем влияние генетических факторов на наше поведение и развитие. Как они передаются из поколения в поколение и как влияют на человека.

Другими словами, можно сказать, что Наследственность можно определить как передачу генетических признаков от родителей их детям. Это зависит от разделения и рекомбинации генов в процессе оплодотворения. Через наследственность детям передаются физические, психические и социальные качества.

Принципы наследственности

Было проведено множество исследований наследственности. На основе этих исследований были предложены некоторые теории. Детали которого следующие.

1.  Принцип регрессии:

Принцип гласит, что у умных родителей могут быть менее одаренные потомки, а у красивых родителей могут быть менее красивые потомки.

2.  Принцип подобия:

Этот принцип отстаивает философию «подобное порождает подобное». Он гласит, что потомство похоже на своих родителей и будет иметь сходные черты. Например, у умных родителей будут умные дети, а у красивых родителей будут красивые дети.

3.  Принцип изменения:

Этот принцип противоречит второму принципу. Чит говорит, что потомство может не походить на своих родителей, и, таким образом, будут различия в чертах. Это различие очень характерно для каждого человека. Поэтому каждый человек очень индивидуален в том или ином отношении. Например, не всегда правильно, чтобы у красивых родителей были красивые дети. Также иногда у тупых родителей могут быть умные дети.

4.  Принцип непрерывности:

Биджеманн сформулировал эту теорию в результате своих исследований. По его словам, исходные бактерии, из которых состоит тело, никогда не уничтожаются; он передается от одного поколения к следующему поколению спермой, которая имеет свойство передаваться. Именно поэтому в человеке на несколько поколений заложены качества предка.

5.  Принцип трансформации черт:

Согласно этой теории, приобретенные родителями качества не передаются детям. Передаются только те качества, которые присутствуют в генах.

Итак, вопрос в том, можем ли мы добавить новые качества к генам. Как правило, ответ отрицательный.

Только после непрерывного процесса в сотни или тысячи лет мы можем добавлять или уменьшать качества в наших генах.

Значение и определение среды:

Определение среды – это обстоятельства, объекты или условия, которыми человек окружен. Живое существо или человек окружены водой, растительностью, горой, плато, вещью и т. д. Все это вместе создает окружающую среду. Окружающая среда оказывает значительное влияние на развитие жизни человека. Насколько наследственность влияет на жизнь человека, настолько же влияет и окружающая среда. Поэтому некоторые психологи также называют окружающую среду социальной наследственностью. Поведенческие психологи ценят окружающую среду больше, чем наследственность.

Анастази:- «Факторы окружающей среды влияют на генетику и поведение человека».

Тип среды:

Среду можно разделить на следующие типы.

1. Природная среда:

Относится к совокупности всех живых и неживых существ, существующих на земле. Он включает в себя совокупность природных ресурсов, которыми являются люди, магма, растения, животные и т. д. Все эти элементы природных ресурсов в значительной степени влияют на развитие ребенка.

2. Интеллектуальная или умственная среда:

Это относится к сумме всех социальных влияний, влияющих на психическое здоровье ребенка. Психическая среда включает в себя силы, влияющие на мыслительный процесс ребенка и способные доминировать над его сознанием. Знание — единственный аспект, который считается незатронутым ментальной средой. Таким образом, это может иметь большое влияние на развитие ребенка.

3. Эмоциональная среда:

Это относится к отзывчивости, которую ребенок получает от своей семьи, друзей и ближайшего окружения. Родители играют жизненно важную роль, когда речь идет о формировании эмоционального окружения ребенка. Это потому, что родители ближе всего к своему ребенку; таким образом, их любовь, забота и поддержка окажут большое влияние на развитие ребенка.

4. Социальная или культурная среда:

Это относится к набору моделей поведения, принципов, этики, обычаев и обычаев, которым следует группа людей. По мере взросления ребенок усваивает социальную и культурную ценность. Поэтому социальная или культурная среда играет жизненно важную роль в развитии ребенка.

Наследственность и окружающая среда:

Нельзя отрицать влияние наследственности и окружающей среды на развитие ребенка. Оба одинаково важны для развития ребенка. Теперь возникает уравнение, которое в первую очередь влияет на жизнь ребенка и как долго?

Объяснение обосновывает тем, что наследственность начинает движение зиготной формы из оплодотворенной яйцеклетки. Таким образом, это начинается задолго до рождения ребенка. Черты передаются новому ребенку через гены и хромосомы. Однако окружающая среда также влияет на ребенка до его рождения. Она проявляется в виде болезней, лекарств, загрязнений, дыма и питательных веществ, принимаемых матерью. Например, прием матерью дыма, антибиотиков и лекарств может нанести вред ребенку и оказать на него неблагоприятное воздействие еще до рождения.

Однако большая часть окружающей среды начинается с рождения ребенка. По сути, наследственность и окружающая среда работают вместе в развитии ребенка. Роль окружения в идеале начинается с рождения ребенка. Окружение в идеале начинается с рождения ребенка. Назначение среды может формировать ребенка, контрастирующего с его генетическими особенностями. Например, ребенок монаха или знатных родителей. Следовательно, и наследственность, и среда играют свою роль в жизни ребенка.

[решено] Какое из следующих утверждений о роли наследственности

Этот вопрос ранее задавался в

CTET, документ 2, социальные науки, декабрь 2019 г. (L — I/II: хинди/английский/санскрит)

Попытка онлайн

Просмотреть все документы CTET >

  1. Единственная причина индивидуальных различий — наследственность.
  2. Влияние окружающей среды полностью формирует развитие человека.
  3. Ни наследственность, ни окружающая среда не влияют на развитие человека.
  4. Наследственность и окружающая среда влияют на развитие человека в сложном взаимодействии.

Вариант 4: Наследственность и окружающая среда влияют на развитие человека в сложном взаимодействии.

Бесплатно

CTET Paper 1 – 16 декабря 2021 г. (Eng/Hin/Sans/Ben/Mar/Tel)

1,4 миллиона пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Наследственность и окружающая среда – это элементы, играющие жизненно важную роль в определении личностного развития человека.

То, как человек будет развиваться, зависит от окружающей среды, но то, насколько далеко человек может развиваться, зависит от наследственности.

У каждого человека свой стиль поведения и свой характер. Эта разница видна из-за влияния наследственности и среды.

  • Наследственность и окружающая среда играют важную роль в развитии личности и других качеств человека.
  • С самых ранних моментов жизни взаимодействие наследственности и окружающей среды формирует то, кем дети являются и кем они станут.
  • В то время как генетические инструкции, которые ребенок наследует от своих родителей, могут указывать дорожную карту для развития, среда может влиять на то, как эти направления выражаются, формируются или замалчиваются.
  • Чтобы понять развитие ребенка, важно обратить внимание на биологические влияния, которые помогают формировать развитие ребенка , на то, как опыт взаимодействует с генетикой, а также на некоторые генетические нарушения, которые могут влиять на детскую психологию и развитие.
  • сложное взаимодействие Наследственности и окружающей среды происходит не просто в определенные моменты или в определенные периоды, а носит постоянный и пожизненный характер.

Таким образом, становится ясно, что наследственность и окружающая среда влияют на развитие человека в сложном взаимодействии.

Скачать решение PDF

Поделиться в WhatsApp

Последние обновления СТЕТ

Последнее обновление: 28 декабря 2022 г.

Ссылка на карту допуска CTET активна с 26 декабря 2022 года! Экзамен CTET будет проводиться 28 и 29 декабря 2022 года. Окно исправления заявления CTET было активно с 28 ноября 2022 года по 3 декабря 2022 года. Октябрь 2022 г. Последний день подачи заявок был 24 ноября 2022 г. Экзамен CTET будет проводиться в период с декабря 2022 г. по январь 2023 г. Письменный экзамен будет состоять из работы 1 (для учителей 1-5 классов) и работы 2 (для учителей 6-8 классы).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts