Романтик это человек который: Романтика — что это такое? Что значит романтичный человек? Романтичность мужчин

Содержание

Читать онлайн «Роковой романтизм. Эпоха демонов», Евгений Жаринов – Литрес

© Жаринов Евгений, 2020

© ООО «Издательство АСТ», 2020

* * *

Романтизм – эпоха непростая. Её в полной мере ещё можно назвать эпохой демонов. Всякого рода мистика, увлечение спиритизмом, уверенность в латентном присутствии в нашей жизни всевозможных духов и демонов – всё это считается основными характеристиками эпохи романтизма. Само имя направления укоренилось и дошло до наших дней как romantique – нечто живописно-странное, фантастически-красивое, нарушающее привычную форму и все обыденное. «Романтический бунт грандиозен. Романтик не довольствуется протестом против политического деспотизма или крепостного права, – пишет Ю. М. Лотман. – Предметом его ненависти является весь мировой порядок, а главным врагом – Бог. Не случайно положительным, авторским героем романтической поэзии часто выступает Демон – взбунтовавшийся против Бога и свергнутый им с небес ангел. Бог утверждает вечные законы вечного рабства – Демон проповедует бунт. Бог представляет как бы начало классицизма в космическом масштабе – Демон воплощает мировой романтизм» (Ю. М. Лотман. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000. С. 51).

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, увеличением продолжительности жизни, что приводит к возникновению массового общества. Этот период Ортега-и-Гассет очень точно охарактеризовал как «восстание масс». Если и говорить о появлении массовой культуры, то, по Вернадскому, именно в 1800 году население Европы впервые достигло числа в 100 000 000 человек. Открытие вакцинации против смертоносной оспы, открытия Пастера в области микробиологии, открытие анестезии и прочее смогли продлить человеку его земное существование. Людей стало слишком много на относительно небольшом европейском пространстве, и, таким образом, согласно философу-романтику Гегелю, произошел переход количества в качество. Карл Ясперс считал, что именно массы становятся решающим фактором в происходящих событиях. По сравнению со временем эпохи романтизма вся предыдущая история кажется относительно стабильной. Раньше основную массу населения составляло крестьянство, жизненные устои которого мало менялись даже при политических катастрофах. Оно было неисторической субстанцией населения. «Постоянно возникавшие в исторические периоды аграрные кризисы, – считает К. Ясперс, – приносили, правда, потрясения, но принципиально ничего не меняли. Изменение социальных условий шло медленно и затрагивало отдельные слои и группы, сохраняя общее состояние, воспринимаемое как незыблемое… Люди терпели, покорялись и жили во всеозаряющей религиозной вере». Но вот с эпохой романтизма именно масса людей хлынула на историческую арену, и ситуация претерпела коренное изменение.

Массу следует отличать от народа. Народ структурирован, он осознает себя в своих жизненных устоях, в своем мышлении и традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы – она пуста. Масса является объектом пропаганды и внушения, не ведает ответственности и живет на самом низком уровне сознания. Такую всеобъемлющую характеристику массы приводит в своих трудах Карл Ясперс.

Естественно возникает вопрос: как романтический индивидуализм может быть связан с массовым сознанием? Ведь романтик подчеркнуто, болезненно индивидуален. Он считает свой внутренний мир центром Вселенной, герой-романтик отличается своим эгоцентризмом. Но оказывается, что именно этот эгоцентризм будет нуждаться в слепом поклонении толпы, а значит, в пропаганде. В. Г. Белинский дал следующее определение романтику: это человек, который «высоко говорит, но дурно поступает». Прекрасная формула, определяющая суть самой пропаганды: «высоко говорить, но дурно поступать». Ярким примером тому может служить деятельность романтика Гитлера, увлеченного творчеством другого романтика, Р. Вагнера и романтической мифологией древних германцев. Романтизм – явление сложное. Существует порядка 200 определений этого явления. Такая расплывчатость дефиниций объясняется тем, что само явление еще не устоялось, еще не обрело окончательные формы. Например, романтизм-масса-пропаганда. Как еще объяснить эту триаду? В истории бывают странные сближения. Нацистский мифологизм, во многом опирающийся на творчество романтика Вагнера, это, с одной стороны, романтизм, о котором писал еще Томас Манн, а с другой – агрессивная пропаганда в эпоху расцвета массового общества. Скорее всего, этим и объясняется феномен перерождения немецкой нации просветителей в нацию убийц и извергов под влиянием всесильной пропаганды, основанной на романтических представлениях об избранной расе ариев.

В основе романтической эстетики лежит учение Э. Берка «о возвышенном» и его теория аффектов. Дело в том, что Берк противопоставлял «возвышенное» «идеальному» и писал, что все дело в аффектах, к которым он относил страх, ужас, восторг, изумление. Так, понятие романтического изначально было связано с изображением ужаса, страха и сильного потрясения. Именно экстатическое, неконтролируемое состояние психики и можно назвать по-настоящему аффектом. Приведем несколько побочных явлений, возникающих в результате аффекта. Прежде всего, это взрывной характер эмоциональной реакции, что отличает аффект от обычных эмоций и переживаний. Если эмоции и переживания несут в себе облагораживающее воздействие и напрямую связаны с мыслительной деятельностью человека, например эстетические эмоции во время концерта классической музыки, слушания стихов, посещения театрального представления или художественной галереи, то аффект – это почти всегда нарушение нормы, это болезненное состояние психики. Аффект сопровождается частичным сужением сознания – фрагментарность и неполнота восприятия: неполное восприятие ситуации в отдельный момент времени, неполное восприятие окружающей действительности и своих действий во времени, а также нарушения произвольной регуляции деятельности – расстройство опосредованности действий, расстройство контроля действий, снижение способности к прогнозу результатов действий, отсутствие прогноза отдаленных последствий действий. Аффекты сопровождаются физическим и психическим истощением. Иными словами, вводя человека в состояние аффекта, создаются все необходимые условия для манипуляции его сознанием, без чего невозможна никакая пропаганда. Получается, что романтическая эстетика оказывается очень связанной со всякого рода манипуляцией сознания и, как следствие, возможной пропагандой. Именно в эту эпоху возникают довольно странные модные увлечения, например, мода на подражательные самоубийства, как это было в случае со смертью Наполеона и с романом Гёте «Страдания юного Вертера». Популярность романа Гёте стала причиной возникновения целой волны подражательных самоубийств среди молодых людей Западной Европы. И такая же по силе волна накрыла целое поколение после внезапной смерти Наполеона Бонапарта на острове Св. Елены.

Романтизм был также известен своей модой на определенные болезни, например туберкулез. Александр Дюма-отец вспоминал об этом со свойственным ему юмором: «Мода была на чахотку; чахотка была у всех, прежде всего у поэтов; считалось хорошим тоном харкать кровью при всяком подходящем случае, связанном с эмоциями, и умирать до тридцати лет.

Само собой разумеется, что мы с Адольфом, оба молодые, тощие и длинные, претендовали на чахотку, и, в общем, это право окружающие за нами признавали» («Мои мемуары»).

В ту необычную эпоху было модно являть миру болезненную бледность, испытывать головокружения, хвататься за сердце и покашливать. Дамы, даже абсолютно здоровые, имели при себе флакон с нюхательной солью. Мужчины зябко подергивали плечами и прижимали к губам носовые платки. Болезненность казалась знаком причастности к возвышенному. В эпоху зарождения массового общества такие стереотипы поведения принимались вне здравого смысла. Здравый смысл – это завоевание Просвещения, которое романтики ненавидели всей душой, поднимая глобальный бунт против любой разумности и порядка. Экстатика, аффект, культ сумасшедшего гения – вот что будет привлекать романтиков.

Была у романтиков и мода на призраков. Дело в том, что романтики были буквально одержимы историей. Можно сказать, что прошлое их интересовало даже больше, чем настоящее. Душа романтика пыталась проникнуть как можно глубже в толщу времен. Именно писатель-романтик Вальтер Скотт изобретет жанр современного исторического романа. Но и до «шотландского чародея» любовь к истории, буквально одержимость прошлым, владела душами писателей и поэтов той поры. Одержимость прошлым, развалинами, древними книгами в большей степени была характерна для англичан. По мнению Питера Акройда, сами привидения можно было рассматривать как мост света между прошлым и настоящим или между живыми и мертвыми.

Исследователь считает, что «Англию XIX века можно назвать золотым веком призраков». Томление, как неотъемлемая черта английской романтической поэзии, нашло высшее выражение в меланхолической фигуре привидения. Возник широкий интерес к спиритическим сеансам, в ходе которых раздавалось разного рода постукивание и прочие звуки. Мода на месмеризм, возникшая в середине века, породила веру в некую плазму или магнетическую жидкость, из которой состоит призрак. Технологический прогресс также как будто подтверждал существование призрачных тел. Начали появляться фотографии, на которых можно было увидеть призрачных обитателей комнат, сидящих в кресле или занятых чем-либо.

Еще одним модным явлением романтизма была так называемая тафофобия. В XIX веке страх быть погребенным заживо стал достаточно распространенной фобией, получив даже имя тафофобия – от древнегреческого τάφος – гроб, могила и φόβος – страх. Начиная со второй половины XIX века и вплоть до 1934 года в странах Европы и Северной Америки патентовались и производились специальные «безопасные гробы», оборудованные средствами спасения для погребенных заживо. Эти средства позволили бы похороненному по ошибке подать сигнал другим людям или же самостоятельно выбраться из могилы. Кроме того, подобными приспособлениями оборудовались некоторые склепы. Свидетельства о том, что данные средства спасения действительно кому-либо помогли, отсутствуют.

 

Страх быть погребенными заживо испытывал ряд известных личностей. К примеру, Гоголь, Шопен и Нобель боялись быть похороненными живьем и специально это подчеркнули. Гоголь, например, в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Известной жертвой страха погребения заживо был Альфред Нобель, у которого этот страх являлся «наследственным»: его отец, изобретатель Эммануил Нобель, также боялся быть похороненным заживо и даже изобрел один из первых «безопасных гробов». Британский писатель Уилки Коллинз тоже страдал данной фобией, причем в настолько сильной форме, что каждую ночь оставлял «предсмертную записку», в которой просил читающего тщательно удостовериться в его смерти, если он не проснется. По этой же причине философ Артур Шопенгауэр завещал ждать со своими похоронами пять дней после смерти, в результате чего похоронам философа мешал запах разложения тела. Тафофобия описана в одном из коротких рассказов Э. А. По «Преждевременные похороны». Основная часть рассказа предваряется несколькими небольшими историями о случаях, когда людей хоронили заживо, сочтя их умершими, хотя они пребывали в глубоком беспамятстве, коме или оцепенении. Одна из них повествует о женщине, которая, заболев не разгаданной врачами болезнью, вскоре умерла. По крайней мере, так все решили, так как за три дня ее тело окоченело и даже стало разлагаться. Женщину похоронили в фамильном склепе, а через три года ее муж обнаружил ее скелет. Вот только он был не в гробу, а стоял прямо возле входа.

Герой рассказа болен каталепсией, когда состояние глубокой летаргии может длиться от пары дней до нескольких недель. Его преследует страх быть похороненным заживо. Однажды, во время одного из трансов, героя одолевает страшное видение: к нему является демон, поднимает его с постели, раскрывает перед ним могилы и показывает мучения погребенных заживо. Под впечатлением от увиденного им ужаса, рассказчик решает подготовить фамильный склеп на случай, если его все-таки похоронят. Он запасается едой и устраивает все так, чтобы гроб можно было легко открыть. Однако спустя некоторое время он просыпается вовсе не в фамильном склепе. Он решает, что его закопали, и начинает кричать. На крики прибегают мужчины, которые оказываются моряками: героя вовсе не похоронили, он всего лишь задремал в шлюпке. После этого происшествия рассказчик решает выбросить из головы бредовые мысли о смерти и зажить «по-человечески».

Тафофобия, в свою очередь, породила моду на так называемые «безопасные гробы». Первый зарегистрированный безопасный гроб был сделан по заказу Фердинанда, принца Брауншвейгского перед его смертью в 1792 году. В склепе и в гробу были сделаны небольшие окна, чтобы в гроб проникал свет, а также трубка, в случае ошибки обеспечившая бы герцога свежим воздухом. Вместо того чтобы прибивать крышку гроба гвоздями, ее закрыли на замок, открывавшийся как снаружи, так и изнутри; таким же замком была оборудована и сама могила-склеп. В специальный карман савана принца положили два ключа – от крышки гроба и от двери склепа. Шестью годами позднее, в 1798 году, немецкий священник Песслер предложил оборудовать все гробы шнурами, связанными через систему блоков с церковными колоколами. Таким образом, человек, ошибочно похороненный заживо, смог бы привлечь к себе внимание и спастись. Однако такая методика спасения мнимых покойников была труднореализуемой и весьма затратной, поэтому вскоре пастор Бек – коллега Песслера – предложил установить в гробы выходящую на поверхность трубку. Каждый день местный священник должен был при помощи той трубки проверять состояние покойника. Если священник не чувствовал запаха разложения или слышал крики о помощи, гроб мог быть выкопан и похороненный заживо был бы спасен.

В начале XIX века немецкий врач Адольф Гутсмут разработал безопасный гроб и лично испытал его, будучи несколько раз погребенным в нем заживо. Во время одной такой демонстрации в 1822 году он провел под землей несколько часов и даже, используя устройство для подачи в гроб пищи, смог пообедать в могиле супом, сосисками и пивом.

Большинство безопасных гробов XIX – начала XX века, таких как конструкции доктора Йохана Табергера и Франца Вестера, были оборудованы небольшой трубой, выходившей на поверхность земли и имевшей сверху маленький колокол. Сквозь трубу к колоколу шла веревка или легкая цепь, конец которой привязывался к ноге или руке погребенного (или, как в конструкции Табергера, к рукам, ногам и голове), давая ему возможность позвонить в колокол при пробуждении. Предусматривалась защита колокола от случайного звона (к примеру, от ветра или севших на крепление птиц), водяные отводы для предотвращения заливания могилы дождевой водой и сетка от насекомых. Помимо обеспечения возможности позвонить в колокол, труба позволяла погребенному заживо не задохнуться в гробу, служа своего рода вентиляционной отдушиной. Кладбищенский сторож, услышав звон, должен был вбить в гроб в районе ног покойного вторую трубу и с помощью мехов нагнетать в гроб воздух, облегчая существование узника до его освобождения.

Вскоре, правда, выяснилось, что использование шнура, привязанного к конечности покойника, имело свои недостатки. Естественные процессы разложения часто заставляли тело раздуваться или даже менять положение, вызывая в результате случайное движение шнура и «ложную тревогу». По этой причине Франц Вестер в своей конструкции предусмотрел также окно-дверцу, через которую сторож кладбища мог посмотреть на лицо мертвеца и таким образом проверить, жив тот или мертв.

В то время особенно модным было изучение так называемого животного магнетизма. Под этим термином понималась смесь психофизиологических феноменов, гипноза и проявлений того, что сейчас называют паранормальными явлениями. В эпоху романтизма электричество активно входит в жизнь людей. Так, при королеве Виктории по дну Ла-Манша прокладывают кабель и становится возможным телеграфное общение. А задолго до этого писательница Мэри Шелли создаст своего Монстра, детище доктора Франкенштейна. Именно с помощью электричества молодому исследователю удастся оживить мертвую ткань и создать Нового Прометея.

В эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Вообще, путешествие, или странствие, станет чуть ли не ведущей темой немецкого и европейского романтизма. Считается, что роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», где подробно описывается путешествие главного героя, подтолкнул Новалиса к написанию своего знаменитого произведения «Генрих фон Офтердинген», в котором главный герой отправляется на поиски знаменитого голубого цветка. А «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона во многом продолжит тему странствий романтического героя. И тема эта станет необычайно модной в эпоху романтизма, так как именно в начале XIX века произойдет так называемая промышленная революция, которая изменит все предшествующее представление о пространстве и времени благодаря открытию паровой машины. Человечество веками ставило перед собой задачу изобретения механизмов, способных перевозить людей и грузы, но решило ее, занимаясь первоначально совсем другими вещами. Ученые, стремясь увеличить производительность труда на фабриках и угольных шахтах, создали первые паровые двигатели, заменившие водяные мельничные колеса, использовавшиеся раньше в производстве. Вот тут и возникла мысль применить новую гигантскую силу, образуемую паром, для вращения колес повозки. Так возникла идея создания паровоза, на полстолетия опередившая изобретение двигателя для авто. В разработку новой, невиданной до того конструкции включились французские и английские инженеры. В 1813 году Джордж Стефенсон сконструировал и построил локомотив для транспортировки тридцати тонн угля по рельсам. А 27 сентября 1825 года первый паровоз с пассажирами отправился из Дарлингтона в Стоктон. К 1843 году было уже проложено 3200 километров железнодорожных путей, а к 1870 году – 22 тысячи. Строительство железных дорог сделало перемещение людей и грузов гораздо более быстрым и дешевым. Люди, никогда ранее не выезжавшие за пределы родных мест, вдруг смогли прокатиться на юг и север страны, побывать в столице. Ранее лошади пробегали по хорошей дороге в среднем 12 километров в час. В 1830 году паровоз выехал из Ливерпуля до Манчестера со скоростью 30 километров в час, а в 1850 году – уже со скоростью 80 километров в час. Огонь, пар и необычайная скорость – все это в недавнем времени человеческая фантазия приписывала Люциферу и никому больше, а теперь, в эпоху романтизма, эти атрибуты ада и дьявольской мощи помогали людям расширить свои представления о жизни. Не только пикники и безобидный туризм вошли в моду во время царствования романтизма, но и повальная эмиграция стала неотъемлемой приметой времени. Так, к концу века из одной только Ирландии в Америку эмигрировали почти 11 миллионов человек. Люди привыкали к другим обычаям, к другой религии, учились разговаривать на разных языках. Романтическая мода на путешествия скрывала под собой важные перемены в жизни всей европейской цивилизации.

Другим модным увлечением в эпоху романтизма была «охота на динозавров», результатом которой стало появление науки палеонтологии, которая опровергала библейскую концепцию мира. Получалось, что динозавры жили на земле 160 миллионов лет, что во много раз превышало существование человека на земле, который, согласно Библии, был поставлен в центре всей Вселенной и животного мира в том числе.

Итак, конец века Просвещения. Именно Просвещение для романтиков и стало той отправной точкой, тем началом, из которого и выйдет вся эстетика романтизма. Если сначала Классицизм, а затем Просвещение говорили о разуме и о рациональном начале, если для просветителей-масонов главным была концепция Бога как великого и разумного архитектора, потому что Бог и есть Свет, то романтики, наоборот, обратились ко Тьме, они утверждали, что мир неразумен, что в нем больше хаоса, чем порядка, и, по мнению Ю.  М. Лотмана, считали себя адвокатами Демона, поднявшего против Бога восстание.

Для примера назовем только несколько произведений романтиков, в которых именно Сатана, Дьявол, Демон обозначены как главные герои. «Эликсиры Сатаны» Гофмана, «Влюбленный дьявол» Казота, «Мемуары Дьявола» Сулье, «Демон» М. Ю. Лермонтова. И это далеко не полный перечень. Есть ещё готические романы, в которых дьявол присутствует, но он не вынесен в название самого произведения, например «Мельмот Скиталец» Метьюрина или «Монах» Льюиса. Сюда же можно отнести «Вампира» Полидори, а затем и «Дракулу» Стокера, мистерию Байрона «Каин», в которой на сцене появляется Сатана собственной персоной. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Но природа, согласно теологии, – это церковь сатаны, это источник всякого магизма и ведьмачества, столь излюбленного романтиками готического мрачного начала.

вклад романтизма в развитие культурологической мысли — Моноклер

Рубрики : Культура, Литература, Последние статьи, Теория культуры


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Исключительная личность в исключительных обстоятельствах, бунт против убогой действительности, изображение её в фантастических образах/тонах — штампы, с которыми неизменно ассоциируется романтизм как направление европейской культуры. Но такие формулировки не ведут к пониманию его сути. Какое оно, мироощущение романтиков? Как романтизм связан с учением Фихте о бесконечном трансцендентальном «Я», непостижимости всего сущего и идеями мыслителя Алексея Лосева? Почему человек («Я») и мир («не-Я») не существуют друг без друга? И в чём романтики близки восточной философии? Разбираемся с культурологом, преподавателем МГУ Олегом Комковым в очередной лекции из цикла «Теория культуры» ⓘЛекция из курса «Теория культуры», прочитанного О.А. Комковым бакалаврам отделения культурологии факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова в 2017/18 учебном году, публикуется в записи выпускницы бакалавриата Влады Волковой. Конспект сохраняет манеру и особенности устной речи лектора.

Цитаты, которые зачитывались, восстановлены и приведены в соответствии с первоисточниками. Текст просмотрен, в некоторых частях отредактирован и авторизован О.А. Комковым..

Романтики культуру отождествляли с искусством, с поэзией. Поэзия понималась и как высший вид словесного искусства, и как любое творчество.

Что значит отождествлять культуру и поэзию и как осмыслить вклад романтиков в становление культурологии?

К смыслу романтизма часто приходят через литературу: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, изображение действительности в фантастических образах/тонах. Но такие формулировки не ведут к пониманию сути романтизма. И деятельность романтиков не ограничивалась художественным творчеством – они были и теоретиками.

Прекрасную формулу романтического мироощущения дал Алексей Федорович Лосев: 

«Романтизм есть ввиду постоянного недовольства настоящим уход в бесконечность, в бесконечные дали и с признанием подлинной реальности только за этим бесконечно удаленным идеалом» ⓘЛосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размыш­ления философа. М., 1990. С. 59..

Ничто не реально, реален только некий идеал, которого нельзя достичь, он бесконечен. Романтизм как мироощущение стал новым открытием темы бесконечности в истории европейской цивилизации.

Автор, мыслитель-романтик захвачен бесконечностью. Он находится в постоянном движении. Движение к неуловимому идеалу – подлинный смысл жизни. Это жизнь, какой она должна быть. «В силу постоянного недовольства действительностью» – романтик бежит от действительности в поисках мира лучшего. Романтическая личность видит действительность как несовершенную, ущербную. Ищет «мир иной». Мир иной может предстать в виде создания воображения, может быть найден в прошлом (чаще всего это Средневековье, оно облагораживается в мысли романтиков, приобретает легендарный характер, иногда фантастические черты). Само слово «романтизм» – отсылка к литературе на романских языках, например, рыцарским романам. Но в мире ином нельзя остаться, жить.

Он всегда дан как несуществующее.

Романтизм был эпохой в Европе, но не был эпохой в России – были только влияния. Это не мешало появляться подлинно романтическим текстам в русской словесности.

В стихотворении Лермонтова «Парус» дана одна из самых ярких моделей романтического мироощущения. Момент бегства. Бесконечное движение между двумя мирами: позади «край родной», впереди некий идеал. Все это оформлено риторическими вопросами. У Лермонтова трагический вариант романтизма. Тут неизвестность и позади и впереди. Помимо неизвестности здесь уместно слово «бездна». Парус расположен между двумя безднами. Бездна – еще одно открытие романтизма. Неисчерпаемое богатство, игра возможностей и в окружающем мире и в самом человеке. Бездонное открытое пространство. Закономерная эволюция христианского типа сознания.

Становится очевидно, что смысл жизни и сама природа человека – путь/движение в неизвестном направлении, неостановимое и бесконечно открытое в обе стороны.

Романтическая мысль противостоит мысли просветительской, которая говорила о незавершенности человеческой культуры, обращенности в будущее, неукротимой вере в прогресс и гласила, что нужно лишь правильно поступать. Для романтиков же важно, что эта перспектива полностью отсутствует в мышлении. Нет движения от одного к другому. Сущность – само движение. Созидание человеком себя, культура как возделывание пространства и себя романтиками доводится до своего художественного и духовного максимума. Человек и его культурное бытие подобны безграничному простору океана. 

Культура не только не завершена еще (как писал Кант), она сама есть незавершенность, сама есть открытость. Человек существует способом открытости и незавершенности. И сам он бесконечность. Это меняет смысл и язык романтиков. Язык метафор, а не категорий.

Тем не менее можно говорить о романтической мысли. Романтизм начинается с мысли, лишь потом начинается художественное творчество. Возникает же он как теория. Йенский романтизм (Новалис, братья Шлегели) – истоки.

Важным философским корнем раннего романтизма было учение Фихте о «Я». Индивидуальное «я» человека укоренено в трансцендентальном «Я», которое превосходит всякую отдельную личность. Смысл состоит в том, чтобы от индивидуального «я» (ограниченного во времени и пространстве) взойти к пониманию бесконечного трансцендентального «Я», охватывающего все сущее. Путь через все, что «не я», чем человек ограничивает собственное «я», чтобы его осознать. «Я» – большая проблема. Это фикция, то, чего нет. Но оно необходимо. Возникает как первичный акт рефлексии, самосознания. Все окружающее – «не я». Непостижимо в своем существе, но дает возможность полагания «я».

Главный вывод: «я» и «не-я» не существуют друг без друга. Можно заменить «я» человеком, а «не-я» миром. Существование одного автоматически предполагает существование другого. Постичь собственное «я» человек до конца не может – это что-то не существующее. Постичь полноту мира нельзя из-за рамок собственного «я». Чтобы достичь достойной полноты жизни и бытия, человек должен перейти через границы собственного «я». Тогда он приходит к пониманию всеобъемлющего «Я» (трансцендентального) – самой полноты бытия. Таков Бог.

Его «Я» – это все. Так Фихте видел работу человеческого мышления.

Эту идею нужно соотнести и с формулой Лосева – вовлеченность человека в бесконечность. Подлинный человек задуман (задание у него) природой/Богом для того, чтобы стать всем. Для того, чтобы не дробить мир на кусочки, а видеть его всегда целостным, чтобы знания были не осколочными и мозаичными, чтобы разные науки обнимали все мироздание и давали постичь его как целое. Новалис говорил о необходимости создать всеобщую синтетическую науку будущего, которая отражала бы действительность полностью. Для этого нужно всматриваться в частные вещи. Занимаясь химией, можно многое понять в философии, занимаясь геологией, мы понимаем лучше астрономию. Тут знакомая вам идея синтеза прозвучала не раз. Где синтез наук, там синтез искусств. Однако синтез – это вялое слово, а имеется в виду именно полнота, целостность бытия. Не сшивание чего-то из кусочков, а обретение видения поистине божественного, высшего. Я сказал, что к этому человек призван, но в человеке это уже изначально заключено, как в зерне.

Существование человека как бесконечной открытости дает одновременно и полноту жизни. Лермонтовскому парусу ничего не нужно, кроме как скитаться по просторам океана. Ничего не надо достигать. Все уже достигнуто в этом движении и скитании. Чем дальше это скитание простирается, чем его больше, чем оно лучше осознается и переживается, тем человек ближе к тому, что Фихте называл трансцендентальным «Я». То есть подлинным Я. В индийской философии это имеет свой очевидный аналог – тождество брахмана и атмана. Тождество всяческой единичной души и мировой души, которое изначально. Только чтобы в этом убедиться, надо поработать.

В этих терминах немного уточняется картина романтической неудовлетворенности окружающим миром. Все плохо в том мире, в котором мы живем, потому что все это неподлинно в самом сущностном, онтологическом смысле. Как неподлинно наше ограниченное «я». Иллюзия, мираж. Чтобы это понять, нужно погрузиться в это мыслью и чувством. А единство мысли и чувства реализуется в искусстве.

Поэтому с самых истоков романтики делают на этом акцент. Возвращаемся к отождествлению культуры и искусства.

Кстати, Шеллинг – гениальный философ и еще один выразитель романтического мироощущения – писал:

«Поэзия по преимуществу именуется поэзией, т.е. «созданием», потому что ее произведения предстают не как некое бытие, но как творчество» ⓘЦит. по: Вольский А.П. «Фрагменты» Новалиса: поэтическое познание универсума // Новалис. Фрагменты. СПб., 2014. С. 17..

Не как вещь, а как процесс. Здесь принципиальна незавершенность, бесконечность правит человеком. С точки зрения плодов оценивать сущность творчества бессмысленно. Это будет еще острее осознано в ХХ веке. Само творчество не бытие, оно даже противопоставлено бытию. Это не совокупность вещей и не их исток, а неостановимый, постоянно разворачивающийся процесс, в котором вещи постоянно создаются заново и никогда не равны самим себе. То одновременно высшее и подлинное, что составляет сущность человека.

Подлинное потому, что изначально есть в нас, но к постижению его нужно взойти, сделать усилие.

Непрерывное творчество как существо человека – дело даже не в том, как это перекликается с греческой «технэ», – это подражание Творцу. Бог в христианском понимании постоянно творит. Какие бы ни были теологии в христианстве, о Боге в христианской традиции можно так говорить. Многими романтиками он понимается как фигура мысли. Это существо, которое творит изначально и бесконечно. Человек должен уподобляться Творцу – это обретение своей подлинной сущности. Человек богоподобен в этом смысле. Романтики в своем немыслимом по масштабу, новом дискурсе продолжали развивать исконные интуиции христианства.

Поэзия, писал Фридрих Шлегель, – язык религии и богов. Чистая поэзия пригодна только для служения богам. Узнать жреца можно только одним способом – он говорит поэзией. Поэзия есть высший язык (116 фрагмент). Это все о чем и к чему? Это человек впал в транс и начал вещать: «поэзия есть высший…»? Нет. Это о человеке. Не об избранном, не о тех, кто облечен саном, а вообще о человеке. Концепция человека в романтизме может быть сведена к некой афористической максиме: если ты не поэт, ты не человек. Каждый человек должен стать поэтом, жрецом. Это все синонимы. (Желательно к экзамену хотя бы стать жрецом, иначе как вы сдадите?) Что значит «каждый должен стать поэтом»? Стихи писать пойти? Это означает, что стать поэтом может каждый в своей ипостаси. Это путь, движение, человек должен творить. А если у человека занятие не творческое? Если он ничего не производит, а работает в сфере услуг, например? Речь идет о взгляде на мир. Поэтически видеть мир – уже значит по-настоящему жить. Не раздробленно, а полно. Нельзя не вспомнить знаменитую строчку Гельдерлина (который был близок раннему, йенскому романтизму): «Поэтически живет человек на этой земле». Даже не «призван» – уже живет. Непоэтически живут другие существа: животные, например. Они ничего не творят, там отлаженная машина. Там тоже есть полнота жизни, дарованная мудрой природой.

Человек же может и должен быть все время больше самого себя. Творить – быть больше самого себя. Всякое творчество – выступание из себя. Если не осуществляешь этого своего предназначения, то ты не следуешь природе. Романтики открыли это следование природе заново – постоянно превосходить себя. Будущее – это время человечества, находящегося в пути. Подлинное бессмертие не то, чего можно достичь, а то, что совершается постоянно в процессе творчества.

Романтики этим дискурсом наложили неизгладимый отпечаток на историю всей последующей европейской культуры. Смысл один, его трудно уловить рассудочно – все нужно прожить. Любую идею, процесс, дело, книжку, которую вы читаете. Потому что человек не «субъект», который со стороны смотрит на окружающие вещи, а существо, проживающее мир.

Новалис:

«Люди идут многообразными путями. Кто ими проходит и сравнивает их, тот увидит, что возникают причудливые фигуры; фигуры эти, которые кажутся принадлежащими к той великой тайнописи, можно заметить повсюду: на крыльях птиц, на яичных скорлупах, в облаках, на снегу, в кристаллах и в каменных образованиях, на замерзающих водах, в недрах и на поверхности гор, растений, животных, людей, в сияниях неба, на соприкоснувшихся и потертых кругах смолы и стекла, в опилках вокруг магнита, и в странных случайных соединениях. В них предчувствуют ключ к этому чудесному писанию, его грамматику, но предчувствие само не хочет принять стойких форм и, кажется, не хочет стать высшим ключом» ⓘНовалис. Ученики в Саисе // Новалис. Генрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб., 1995. С. 163..

Романтическое видение культуры обращено ко всему человечеству, какие бы формы это видение ни принимало: форму трагического разлада или ощущение полноты бытия. Игровое отношение к миру. Безграничность и открытость простора. В ХХ веке скажут: мир играет с человеком, а человек играет с миром.

Статья П.В. Резвых «Культурологические идеи в творчестве романтиков» в энциклопедии «Культурология» под редакцией С.Я. Левит:  направления деятельности романтиков (как ученых, положивших начало новым формам опыта) ⓘСм.: Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 2 / Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007. С. 422-423.:

  • Исследование языка, этимологии (начало положили А. Шлегель и Гумбольдт) – тема языка как особого измерения существования человека (в т. ч. игровое творчество). Небывалый прежде интерес к языку. 
  • Исторические исследования, интерес к прошлому. Изучение прошлого национальной культуры, национального фольклора, традиций. Романтики искали себя в народной культуре.
  • Этнологические и мифологические штудии. Ф. Шлегель и Шеллинг. Положили начало всем мифологическим и этнологическим исследованиям последующего времени. Осмыслили миф как особое состояние сознания. Миф не как ранняя стадия наивного мышления, а как состояние, отличное от скудной и вялой повседневности. Это взаимодействие человека со всей вселенной.

Но я бы не сказал, что романтики открыли культуру как предмет целостного исследования. Она была открыта до них. Как мы увидим далее, уже от Вико можно вести отсчет культурологической традиции. Романтики изменили речь о человеческой жизни, что повлекло за собой трансформацию мысли. Акцентировали опыт целостности и бесконечности. И творческое отношение к бытию.

Публикация подготовлена при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Обложка: Рене Магритт «Встреча с удовольствием», 1950 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

культуралитературафилософия

Похожие статьи

безнадежный романтик Значение и происхождение

Что означает
безнадежный романтик ?

Безнадежный романтик — это человек, который придерживается сентиментальных и идеалистических взглядов на любовь, особенно несмотря на опыт, свидетельства или увещевания иного.

Откуда берется безнадежный романтик?

Одиссея

В романе Мари Прайс Ла Туш 1855 года « Леди Уиллоуби » мать убеждает сына не преследовать «безнадежную романтическую привязанность», опасаясь, что он помешает своим перспективам в жизни и работе, поспешив жениться на недостойной девушка из незрелых, глупая любовь. А 1917 статья в британском журнале The Nation цитирует миссис Макдональд, которая описывает Шарлотту Бронте как обладателя «трагической, безнадежной, романтической любви, которая не требует ничего, кроме принятия».

Эти ранние сочетания модификаторов безнадежный и романтический предполагали страстную ( романтическая ), но безрезультатную ( безнадежная ) любовь и предвосхищали ее современную форму, безнадежную романтическую . Конкретная фраза появилась еще в 1926 в сборнике рассказов « грузинские рассказы », где персонаж по имени Джордж изображался « безнадежным романтиком », который был «очень влюблен», хотя другие считали, что каким бы привлекательным ни был его любовный интерес, отношения были не в интересах Джорджа.

Здесь романтик — человек с возвышенными, сентиментальными, идеалистическими взглядами на жизнь и любовь. Оно использовалось как существительное с начала 1800-х годов. Безнадежный характеризует человека как «неисправимого» или неспособного измениться, предполагая, что человек сознательно упорствует, несмотря на риск, предыдущие неудачи или цинизм других в отношении возможности настоящей любви.

Безнадежный романтик распространен как фраза и тип персонажа в литературе и литературных журналах в 1920-х и 30-х годах и использовался для людей, которые легко, безрассудно или неоднократно влюбляются или гонятся за любовью ради любви, даже когда это непрактично, неразумно или неприлично.

Эта фраза сохранилась в популярной культуре до 2010-х годов. Это вдохновило многих музыкантов: панк-группа из Нью-Джерси Bouncing Soul назвала свой альбом 1999 года Hopeless Romantic 9.Например, 0004, а певица Меган Трейнор назвала трек 2016 года «Безнадежным романтиком». Поп-звезда Рианна также заметно использовала безнадежных романтика в своей песне 2011 года «Drunk on Love»: «Я чувствую, что я безнадежный романтик / Я не могу не влюбиться / Я изверг из-за любви / Я хочу этого. , я жажду этого / я просто не могу насытиться». Есть также филиппинский подростковый любовный роман и фильм 2015 года « Para es Hopeless Romantic », который показывает кросс-культурную валюту, которой пользуются выражение и архетип.

Примеры безнадежной романтики

«Я больше не та девушка. Больше не милая безнадежная романтическая девушка . Просто лютый холод»

Juwee-sama @juwilminlagura Twitter (24 мая 2017)

«ага, это снова официально, я безнадежный романтик , сопляк, который пойдет к лучшему длины для поцелуя! Это было восхитительно!»

Джонни Билотта @johnnynines Твиттер (10 августа 2007 г.)

«Я был безнадежным романтиком запертым в теле кипящей девки. Я скучал по интиму. Я хотел страсти, дружеского общения, глубоких дискуссий и множества комплиментов, которые мне регулярно говорили без опасений или позерства».

Эми Сон, Run Catch Kiss (10 июля 2000 г.)

ПОСМОТРЕТЬ БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ

Кто использует безнадежный романтик?

Множество веб-сайтов предлагают списки и викторины для идентификации людей как безнадежный романтик , что подчеркивает использование безнадежного романтика в качестве популярного типа личности. В Интернете и в обычной беседе безнадежный романтик часто служит сокращением для интереса к фильмам, книгам и песням с романтическими историями или событиями, такими как свадьбы.

Это также может указывать на то, что кто-то ценит нежные и рыцарские жесты, такие как ужин при свечах, придержание двери или любовные письма, и что он верит в такие понятия, как родственная душа или единственная настоящая любовь. Это предполагает безнадежный романтик обычно развивается, чтобы подчеркнуть романтику (хотя и стереотипно), а не идеализм.

Хотя эту фразу можно использовать с осуждением, безнадежный романтик часто используется как гордое признание, например: «Я такой безнадежный романтик », подразумевая, что человек знает, но не стыдится, восприятие их взглядов как наивных или сентиментальных. Многие знаменитости с готовностью признаются, что они безнадежных романтика .

Безнадежный романтик также вдохновил обнадеживающий романтик , который иногда используется (частично из-за коннотации безнадежного с отчаянием) для человека, который верит в такие идеалы, как настоящая любовь, но не ослеплен и не сбит с пути.

В качестве модифицирующей фразы безнадежно романтический часто переводится как безнадежно романтический (например, « безнадежно романтический точка зрения»).

Примечание

Это не формальное определение безнадежного романтика, как большинство терминов, которые мы определяем на Dictionary.com, но скорее неформальное резюме слов, которое, мы надеемся, затрагивает ключевые аспекты значения и использования безнадежного романтического это поможет нашим пользователям расширить свое мастерство слова.

РОМАНТИЧЕСКИЙ Синонимов: 63 Синонимов и антонимов к РОМАНТИЧЕСКИЙ

  • Игры
  • Популярные
  • Поп-культура
  • Советы по написанию
    • Все игры. 137 Все избранное
    • Слово дня
    • Синоним дня
    • Слово года
    • Новые слова
    • Языковые истории
  • Поп-культура

    • Вся поп-культура
    • Сленг
    • Эмодзи
    • Мемы
    • 901 37 Акронимы
    • Гендер и сексуальность
  • Советы по письму

    • Все советы по письму
    • Тренажер по грамматике ТМ
    • Концентратор письма
    • Основы грамматики
    • Обычно путают
  • Счет
  • тезаурус
  • романтический
См. определение романтический на Dictionary.com0130
  • любовный
  • очаровательный
  • красочный
  • банальный
  • мечтательный
  • эротический
  • волнующий
  • экзотический
  • причудливый
  • фантастический
  • очаровательный
  • гламурный
  • сентиментальный
  • таинственный
  • ностальгический
  • страстный
  • нежный
  • утопический
  • причудливый
  • смелый
  • дальновидный
  • дикий
  • купетический
  • химерический
  • рыцарский
  • очаровательный
  • экстравагантный
  • сказочный
  • нежный
  • идиллический
  • непрактичный
  • нежно-голубиный
  • любящий
  • мягкий
  • живописный
  • поэтический
  • донкихотский
  • неряшливый
  • сентиментальный
  • мечтательный
  • приторный
  • слезоточивый
  • нереалистичный
  • Смотрите также синонимы к слову: неромантичный

    На этой странице вы найдете 117 синонимов, антонимов и слов, относящихся к романтике, таких как: авантюрный, влюбчивый, очаровательный, красочный, банальный и мечтательный.

    антонимов к слову

    романтичный

    Самый актуальный

    • скучный
    • холодный
    • крутой
    • скучный
    • знакомый
    • f жесткий
    • равнодушный
    • обычный
    • простой
    • настоящий
    • отталкивающий
    • безразличный
    • без энтузиазма
    • невообразимый
    • неинтересный
    • неромантичный
    • обычный
    • прагматичный
    • реалистичный

    Тезаурус 21 века Роже, третье издание Copyright © 2013 г., компания Philip Lief Group.

    Как использовать слово «романтик» в предложении

    • В такой год, как этот не- романтик посылка, использующая День святого Валентина для выражения благодарности, очень важна.

      Как Hallmark справляется с пандемией День святого Валентина | Люк Винки | 12 февраля 2021 г. | Голос

    • 42-летний певец не только одаривает поклонников одной романтической балладой , возглавляющей чарты, за другой на протяжении многих лет, но и снова и снова попадает в заголовки газет, отдавая дань уважения своей второй половинке и музе, жене Крисси Тейген. .

      Джон Ледженд хочет помочь вам провести романтические выходные | Чарли Пенн | 11 февраля 2021 г. | Essence.com

    • Маркетологи также расширяют рекламные сообщения, чтобы включить больше, чем просто романтических партнеров.

      В День святого Валентина с оттенком Covid бренды ухаживают за покупателями по-разному | Эрика Уилесс | 11 февраля 2021 г. | Digiday

    • Уютно провести время с партнером, который живет вместе с вамиЕсли ваш романтический партнер уже живет с вами, скорее всего, вы оба дышите одним воздухом и у вас есть больше возможностей, чем кто-либо, чтобы насладиться Днем святого Валентина.

      Как отметить День святого Валентина в условиях пандемии | Сара Кили Уотсон | 10 февраля 2021 г. | Научно-популярная

    • Самые романтические подарки , которые вы можете купить для кого-то, — помимо символических предметов, таких как украшения, — это те, которые демонстрируют ваши инвестиции и осведомленность о ваших особых чьих-то интересах и областях потребностей.

      Лучшие и практичные подарки на День святого Валентина для любого партнера | Коммерческая команда PopSci | 8 февраля 2021 г. | Popular-Science

    • Через несколько движений я уже почувствовал, что всплеск романтического оптимизма необходим в первый день (христианского) нового года.

      Моя неделя в еврейском Tinder | Эмили Шир | 5 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

    • Тем не менее, мои сверстники не осознают — или не могут с этим справиться — что отказ является необходимой частью построения романтических отношений.

      Случайные знакомства или периоды бездействия: почему миллениалы проваливают знакомства в колледже | Элли Шаак | 1 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

    • Мы хотим преданных романтических отношений, как всегда, но что-то мешает нам их достичь.

      Случайные знакомства или периоды бездействия: почему миллениалы проваливают знакомства в колледже | Элли Шаак | 1 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

    • Как бы нам этого ни хотелось, «свидания» просто не являются доминирующей романтической культурой здесь.

      Случайные знакомства или периоды бездействия: почему миллениалы проваливают знакомства в колледже | Элли Шаак | 1 января 2015 г. | ЕЖЕДНЕВНОЕ ЗВЕРЬ

    • В романтических отношениях велика вероятность столкнуться с унижением или неловкостью.

      Случайные знакомства или периоды бездействия: почему миллениалы проваливают знакомства в колледже | Элли Шаак | 1 января 2015 г. | THE DAYLY BAST

    • «С ними всегда так», — вздохнула мисс Грейнс, которая страдала от осложнения романтической тенденции и очень тесного пребывания.

      The Pit Town Coronet, Том I (из 3) | Чарльз Джеймс Уиллс

    • После этого он дважды убегал из школы, охваченный романтикой и непреодолимым желанием увидеть и застрелить льва!

      Охота на львов | Р.М. Ballantyne

    • Это было известное расширение en seconde; излюбленный прием парижских фехтовальщиков романтической школы .

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts