Профилактика агрессивного поведения подростков: причины, профилактика – Департамент образования Еврейской автономной области

Профилактика агрессивного поведения обучающихся среднего профессионального образования — Информио

В условиях растущей диспропорции научно-технического прогресса и духовной деградации человека происходит разрушение духовных ценностей, и замена духовности без духовностью одним из проявления которой является агрессивность молодежи. Данная проблема актуализирована целым комплексом объективных и субъективных факторов. Это и не удивительно, в обществе которое коммерциализированно, деятельностью которого  движет в основном погоня за наживой и прибылью, и в котором широкое распространение имеют потребительская психология и идеология, а также массовая культура. 

Каждый ребенок уникален и каждый  достоин и требует повышенного внимания, каждому необходим  индивидуальный подход, а корни большинства проблем, возникающих у подростка, нужно искать в семье, в среде, где он вырос…

  Кризисные явления в современном российском обществе резко повысили его криминализацию и связанную с ней агрессию. Рост криминальных преступлений среди подростков отражает эту общую тенденцию.

Большая часть жизни людей проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество задает вопрос о положительном или отрицательном поведение своих членов. Ежедневно и буквально повсюду мы можем наблюдать проявления агрессивного поведения.

В связи с событиями, происходящими в мире, нельзя не заметить рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы. Интерес к феномену агрессия носит всеобщий характер. Она является объектом исследования в различных областях знаний: философии, политологии, социологии, психологии, психиатрии и др.

Поэтому существует множество определений понятия агрессия, но большинство психологов в качестве агрессии рассматривают любую форму поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека.

Те или иные исследования затрагивали проблемы изучения агрессии. Но у каждой теории были свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения. Поэтому до сих пор проблема агрессии остаётся открытой для исследований.

Проявления агрессии можно наблюдать на самых разных периодах жизни человека. Однако одним из самых сложных периодов в жизни человека можно считать подростковый возраст. В это время закладываются основы сознательного поведения, проявляется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Наиболее важной областью, где формируется социальное поведение подростков — это среда сверстников.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитетов взрослых. Безусловно, общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания, и этот опыт общения играет очень важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.

Но агрессивное поведение вызывает ряд проблем и становится источником душевных переживаний не только родителей, педагогов, но и самих подростков, которые нередко становится жертвами агрессивного поведения со стороны сверстников. Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современного мира.

Подростковая агрессивность одна из актуальнейших проблем современного мира. В настоящее время наблюдается существенный рост количества детей и подростков, склонных к агрессии, что является фактором риска их агрессивного поведения в будущем. Наличие такой высокой концентрации агрессии среди подростков и делает проблему изучения этого феномена главной проблемой современного мира и очень важной теоретической и практической задачей. Поэтому так важно решать проблемы психического и психологического здоровья подростков, а так же изучать причины агрессивного поведения, условия его становления, механизмы, средства ее предотвращения.

Повышенная агрессивность студентов является одной из наиболее острых проблем не только   для педагогов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; биологическими факторами; свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия.

  Преподаватели  отмечают, что агрессивных студентов с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения  детей. Подобные обучающиеся их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в колледже, но и дома. Большое значение имеет характер взаимоотношений между родителями, общая степень сплоченности членов семье, ее социальный статус и уровень образования родителей. [2]

Агрессивное поведение подростков — это своеобразный сигнал SOS,  крик о помощи, внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах.  Это следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей.

Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считаю слабым, а я вот что могу! [1]

 Ученые выделили следующие виды реакций, развивающие у подростка негативные чувства:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражение возможного убеждения субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Лучший способ преодоления детской агрессивности – это обучение детей бесконфликтному поведению через умение вести переговоры и договариваться как друг с другом, так и со взрослыми – своими родителями и преподавателями. Установление в сфере ведения переговоров равноправных уважительных отношений – важное завоевание профессионального образования, от которого не надо отказываться и которое преподаватели должны использовать в своих целях.

  Таким образом, становление агрессивного поведения – сложный процесс, в котором  задействовано много факторов: влияние семьи, сверстников, преподавателей, средств массовой информации.

Работа с агрессивными обучающимися должна носить комплексный и системный характер. Комплексное использование профилактических и коррекционных мер, позволяет получить положительные результаты.

Рекомендации  по работе с агрессивными студентами.

  1. В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
  2. Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова. Тем самым Вы не позволите студенту «проявить» себя в общении с Вами.
  3. Держитесь на равных. Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
  4. Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям старайтесь не провоцировать его, не вступайте в открытое противостояние.
  5. Постарайтесь разговаривать спокойным твердым голосом, используя минимальное количество слов. Как бы то ни было, постарайтесь всем своим видом продемонстрировать спокойствие.
  6. Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к продуктивному диалогу.
  7. Не демонстрируйте пренебрежения этой группе студентов, т. к. зачастую подобные люди мстительны и могут годами помнить об «оскорблении».
  8. Постарайтесь выяснить наиболее провокационные моменты и избегать их при общении. В диалоге выразите уверенность в том, что данный студент имеет право на переживания, но вполне способен выражать свои чувства и без нанесения вреда другим. Проявите понимание. Используйте свой опыт, что бы подсказать пути выхода из ситуаций без проявления агрессии.
  9. Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
  10. Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.

Деятельность по устранению агрессивного поведения должна распространяться не только непосредственно на ребенка, но и на неблагоприятную среду, которая вызывает социальную дезадаптацию подростка. Превенция агрессии приобретает не только социально-значимый, но психологический характер.

Перед педагогическим и психологическим составом стоит задача проведения комплексного анализа личностных и индивидных факторов, обуславливающих появление психологических отклонений в поведении несовершеннолетних пациентов. Своевременное оказание помощи по выявлению поведенческих проблем и реакций у подростков дает возможность предотвратить десоциализацию на ранних ее этапах. В противном случае девиантное поведение постепенно переходит в хронические нарушения.

Таким образом, в целях профилактики подростковой агрессии в различных ее формах и стадиях существует необходимость в обучении несовершеннолетних умениям и навыкам в области позитивного общения, мирному взаимодействию с другими членами общества, поиску компромиссов и альтернативных путей разрешения конфликтных ситуаций. Важное значение имеет совместная работа (особенно в рамках школы), а роль регулятора и корректора агрессивности у несовершеннолетних отведена, в первую очередь семье и родителям, а уже потом психологам и педагогам [3].

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика агрессивного поведения обучающихся среднего профессионального образования

Профилактика агрессивного поведения младших подростков

Аннотация.  В статье представлены результаты изучения агрессивности младших подростков; составлены рекомендации для профилактики агрессивного поведения младших подростков. Эмпирическое исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что на протяжении младшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование и имеет специфические возрастные особенности.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, агрессия, младшие подростки, профилактика агрессивного поведения.

Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано с перенасыщенным характером информации, с темпом и ритмом научно-технических преобразований, с экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими и идеологически – нравственными трудностями, с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения (Бандура А. , [1]).

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями подростка ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным — возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и агрессивность [2].

Проявления агрессивного поведения подростков нарастают, сами агрессивные действия становятся более жестокими. В обществе продолжается пропаганда насильственных способов решения проблем. В этих условиях необходимо значительно усиливать работу по коррекции агрессивного поведения  подростков [2].

Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейд [3]; Я.Л. Коломинского [4]; Л.М. Семенюк [5]; Р. Бэрон и Д. Ричардсон [6]; В.И. Долгова, Р.Д. Дорофеева, В.Л. Юлдашев, Р.М. Масагутов, Э.З. Кадырова [7, 8] и др.

В этих работах предложены такие определения агрессии:

  • это сильная активность, стремление к самоутверждению;
  • это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.
  • это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • это злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Ни одно из предложенных определений агрессии не раскрывает в полной мере суть этого понятия. Что еще раз доказывает необходимость и востребованность исследовательских работ в этой области педагогики и психологии.

Особенности подросткового возраста делают его наиболее удобным для изучения проявления агрессии. В подростковом возрасте только идет формирование ценностных ориентаций и принципов поведения личности.

Обсудим результаты исследования.

Наше исследование проводилось на базе Кунашакской СОШ, Челябинской области. В процессе изучения агрессивного поведения, исследуется выборка детей: группа из десяти учащихся 6 «а» класса. Испытуемые – подростки (12 – 15 лет), семь мальчиков и три девочки, соответственно. Все эти дети имеют положительные отзывы учителей. В окружении других детей, они выделяются общительностью, открытостью, и яркой эмоциональной реакцией на происходящее. В коллективе происходит борьба за лидерство.

Основной методикой изучения агрессии в данном исследовании является диагностика состояния агрессии (Опросник «Басса-Дарки»). Опросник «Басса-Дарки» позволяет выявить шкалу выраженности уровня агрессии по всем ее видам, что позволят системно изучать агрессивность как качество личности. Для определения уровня агрессивности, в исследовании, за основу берется среднее арифметическое значение показателей каждого испытуемого по восьми шкалам агрессивности. По результатам анализа методики «Басса-Дарки», можно сделать вывод о том, что у испытуемых детей уровень проявления агрессивных реакций выше среднего (рис.1).

Второй методикой выявления агрессивных реакций подростков стал тест «Несуществующее животное». Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

  Рис. 1. Распределение показателей агрессивных проявлений у учащихся (по результатам диагностики Басса-Дарки)

 Анализируя рисунки подростков, можно уверенно сказать, что на них, так или иначе, присутствуют признаки агрессивных реакций (рис. 2). Видно, что дети очень сильно давят на карандаш и часто используют технику штриховки. В пример можно привести рисунок Влада М., который изобразил нечто среднее между львом и ежом, покрыв его массой иголок и нарисовав огромные зубы. Оксана П. изобразила что-то похожее на чешуйчатую бабочку, имеющую огромный хвост с шипами на конце. В общей сложности шесть из десяти испытуемых детей показали на рисунках те или проявления агрессии.

 

Рис. 2. Распределение показателей агрессивных проявлений учащихся на рисунках (по методики РНЖ) 

Третьей методикой является анкета, опросник воспитателей и учителей, разработанная для выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе Г.П. Лаврентьевой, Т.М.  Титаренко.  Согласно результатам данного теста, чуть больше половины детей имеет низкий уровень агрессии. А остальные испытуемых по результатам методики показали средний уровень агрессии (рис.3). На основании этого факта можно сказать, что подростки, подвергающиеся эксперименту не имеют склонности к агрессивному поведению, однако, некоторая часть детей, все же имеет наиболее высокий уровень агрессивных реакций, чем остальные, им стоит уделить наибольшее внимание.  

 Рис. 3. Результаты анкетирования учителей по методике Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко 

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком.

Выводы: Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т. д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности [9].

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жесткие условия и определенный порядок действий и постоянный контроль.

Выводы:

В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом анализе понятия агрессия, основных подходов к ее изучению и методов ее диагностики.

Полученные данные в результате экспериментального исследования послужили основанием к разработке профилактики и коррекции деформированного общения вследствие повышенного уровня агрессивности учащихся и направлены на умение справляться с конфликтными ситуациями, а в некоторых случаях подавлению или всплеску своей агрессии в социально-приемлемой форме.

 Ссылки на источники 

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Издательство: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс , 2000. – 512 с.
  2. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая работа с подростками, оставшихся без попечения родителей (монография). — Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2010. – 124с.
  3. Фрейд З. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Педагогика. — Пресс, 1993.– 207 с.
  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Издание 2-е, дополненное. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
  5. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие. — М.: «МПСИ», 2007. – 210 с.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  7. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.М., Кадырова Э.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  8. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации — Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с
  9. Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с. 

Предотвращение агрессии — Portico

Из: Глава 4, «Нормальная» агрессия, в Acting Out (© 2007)

  • Изложите четкие ожидания
  • Избегать говорить негативно
  • Не предполагать и не судить
  • Подбадривать
  • Избегать борьбы за власть
  • Управлять проблемами
  • Осознавать триггеры
  • Уменьшать влияние триггерных ситуаций или устранять их
  • Вовлекайте молодых людей
  • Разрабатывайте стратегии, помогающие молодым людям управлять своими эмоциями
  • Используйте положительное подкрепление
  • Будьте готовы справляться с инцидентами, связанными с агрессией

 

их появления в первую очередь.

Предотвращение агрессии требует определенных усилий и осторожности. Сначала вам нужно узнать, какие ситуации могут спровоцировать агрессивное поведение, а затем предотвратить возникновение таких ситуаций, используя стратегии, соответствующие возрасту. Успешное сдерживание агрессивного поведения у молодых людей также предполагает построение с ними прочных и адекватных отношений и создание структурированной и безопасной среды. Вот несколько советов, как это сделать:

Сформулируйте четкие ожидания

В начале новых отношений с молодыми людьми сформулируйте четкие основные правила их поведения. Это могут быть такие простые правила, как «не ругаться», «держать руки и ноги при себе» и «следовать указаниям». Вы также должны дать понять, что те молодые люди, которые не следуют вашим основным правилам, столкнутся с последствиями; затем убедитесь, что вы выполните его, когда представится случай.

Установите взаимопонимание и проявите понимание

Работа с молодежью требует большего, чем просто поддержание порядка и дисциплины. Также важно установить с ними связь, основанную на доверии и взаимном уважении. Для этого вам нужно будет поговорить с ними, чтобы понять их мысли, чувства и жизненный опыт. Вы также должны проявлять заботу и быть готовыми выслушать, если они принесут вам свои собственные вопросы или проблемы. Выясните, есть ли взрослый, которого они уважают и любят, и почему, и попытайтесь смоделировать некоторые из этих положительных качеств. Помните о различиях между тем, как вы смотрите на мир, и тем, как на него могут смотреть молодые люди, особенно если они происходят из среды, отличной от вашей. Таким образом, вы можете кое-что узнать о факторах риска и защитных факторах агрессии в жизни молодых людей, с которыми вы связаны, и выработать действенные стратегии по уменьшению факторов риска и усилению защитных факторов.

Также имейте в виду, что семейные и экологические факторы могут играть роль в повседневном поведении молодых людей. Например, ребенок может прийти в школу сразу после семейной ссоры, не выспавшись ночью и не позавтракав.

Проявите культурную чуткость

Если вы работаете в среде, где молодые люди происходят из разных социальных, культурных и религиозных слоев, будьте внимательны к этому факту. Имейте в виду, что некоторые виды поведения, считающиеся необычными или вызывающими беспокойство в одной культуре, могут считаться нормальными и приемлемыми в другой. Избегайте навешивания ярлыков и стереотипов.

Избегайте негативных разговоров

Взрослые часто говорят друг с другом о детях или подростках, с которыми они работают или работают волонтерами, и, к сожалению, иногда эти разговоры носят негативный характер. Например, расстроенная учительница 3-го класса может предупредить школьного учителя 4-го класса о «невозможном» ребенке, который придет в ее класс в следующем году. Или групповой домашний работник может рассказать новому сотруднику о «безнадежном» 13-летнем члене группы.

Негативные высказывания о молодых людях могут нанести ущерб взглядам взрослых, что, в свою очередь, может помешать этим молодым людям улучшить свое поведение. Услышав обескураживающий отзыв о конкретном ребенке, упомянутый выше учитель 4-го класса может относиться к нему не так, как к другим в ее классе. Например, она может медленнее хвалить ребенка, даже если учитель 3-го класса не предоставил ей точной информации и поведение ребенка могло измениться. В любом случае, дети с поведенческими проблемами часто нуждаются в похвале для поощрения позитивного поведения.

Избегайте использования негативных слов, выражений лица и тона голоса при прямом общении с молодыми людьми. Кроме того, постарайтесь не слишком эмоционально реагировать на молодых людей, которые ведут себя вызывающе. У учителя средней школы может возникнуть соблазн поприветствовать ученика, который возвращается в школу после отстранения от занятий, комментарием, например: «Итак, чего мы можем ожидать от вас сейчас?» Но саркастические комментарии не побудят молодого человека вести себя социально приемлемым образом.

Не позволяйте другим негативно отзываться о детях или молодежи, с которыми вы работаете. Пресекайте негативные высказывания в неагрессивной форме, сказав, например: «Неуважительно так говорить о молодежи».

Не предполагайте и не судите

Не делайте никаких предположений о молодых людях на основании того, что вы, возможно, слышали от других. Ваши предположения могут испортить новые отношения еще до их начала. Точно так же будьте готовы пересмотреть ранее сделанные вами суждения. Если вы действуете на основе предположений, вы можете препятствовать более позитивному поведению или даже не замечать, когда поведение молодого человека начинает меняться к лучшему.

Будьте воодушевляющими

Будьте позитивными. Хвалите и благодарите за позитивное поведение, а не принимайте его как должное. Например, хвалите молодых людей, когда они спокойно выполняют школьные задания или ладят со сверстниками. Они могут легкомысленно относиться к вашим комплиментам, но не сдавайтесь. Вы также можете предложить поддержку другими способами, такими как:

Предлагайте соответствующие возрасту награды за позитивное поведение, такие как здоровые угощения, наклейки, свободное время или хвалебные записки для родителей.

Попросите молодых людей выполнить простые задания (например, «Можете ли вы закрыть дверь?»). Затем поблагодарите и похвалите их, когда задания будут выполнены (например, «Спасибо, это было очень полезно с вашей стороны»). Эта стратегия побуждает молодых людей развивать уважение к вашим просьбам и выполнять их.

Говорите позитивно об особенностях поведения молодых людей с их родителями или другими взрослыми в присутствии молодых людей. Например, скажите: «Он очень хорошо концентрировался на уроках рисования и написал замечательную картину» или «Она хорошо слушала, когда рассказывала».

Никогда не смейтесь над детьми или молодежью, с которыми вы сталкиваетесь. Принимайте все их идеи и мысли. Если вы высмеиваете их, особенно перед их сверстниками, вы можете причинить долговременный эмоциональный вред.

Будьте гибкими в своих требованиях. Если у молодого человека проблемы в одной области, уменьшите ожидания в отношении других школьных заданий, домашних дел или занятий. Хвалите любое достижение, которого он или она достигли, а затем постепенно увеличивайте свои ожидания.

Избегайте борьбы за власть

Время от времени все молодые люди могут быть оппозиционными (вербально противоречащими или вызывающими). Они могут спорить, возражать и отказываться делать то, что им говорят. Дети или подростки, у которых диагностировано оппозиционно-вызывающее расстройство, демонстрируют такое поведение чаще, чем в среднем.

По возможности избегайте прямой борьбы за власть с молодыми людьми — борьбы, в которой вы, например, приказываете им делать то, что им говорят, по причине «потому что я так сказал». Прямая борьба за власть, скорее всего, будет провоцировать, а не препятствовать актам агрессии. В таких ситуациях и вы, и любые вовлеченные молодые люди, скорее всего, выйдут из себя. И молодые люди не узнают, почему вы хотели, чтобы они вели себя определенным образом, и у них не будет мотивации повторять положительное поведение в будущем. Скорее, они научатся досаждать вам или «нажимать на ваши кнопки».

Управлять проблемами

Управлять проблемами по мере их возникновения. Если небольшие проблемы не решать, они могут перерасти в более крупные. Если вам нужно сказать молодому человеку, что он сделал что-то не так, сделайте это быстро и тихо. Решайте проблемы твердым, справедливым и последовательным образом и используйте мягкие последствия, такие как тайм-ауты или потеря привилегий, чтобы воспрепятствовать негативному поведению. Не забывайте особенно следить за тоном своего голоса, когда обсуждаете негативное поведение и последствия. Не повышайте голос в гневе, даже если молодой человек рассердится на вас. Успокойся.

Предлагайте варианты, но имейте в виду. Например, если ребенок отказывается выполнять домашнее задание, вы можете спросить, не нужна ли ему помощь одноклассника, или предложить на время отложить проблемное задание, чтобы поработать над другими упражнениями. Однако дайте понять, что работа должна быть выполнена к определенному сроку.

Осознайте триггеры

Осознайте ситуации или стрессы, которые провоцируют молодого человека действовать и вести себя агрессивно. Некоторые из этих триггеров могут быть обнаружены во время первоначальных разговоров; другие могут появиться только после того, как вы познакомитесь с ребенком или юношей какое-то время. Вот некоторые распространенные ситуации, которые могут спровоцировать агрессивное поведение у молодых людей: 

  • конфликт со сверстником
  • изменение распорядка дня
  • столкновение с задачей или ожиданием, которое слишком сложно
  • плохое настроение, возможно, вызванное усталостью или голодом взрослому или авторитетному лицу неблагоприятным образом, например, пристыженным, высмеянным, смущенным или униженным.

Уменьшение воздействия или устранение триггерных ситуаций

Как только вы определите ситуации или стрессы, провоцирующие агрессивное поведение молодого человека, постарайтесь свести к минимуму их воздействие. Например, вы можете уменьшать ожидания, когда это необходимо, а затем постепенно снова увеличивать их с течением времени; или, если триггером является конфликт между сверстниками, постарайтесь выяснить, в чем причина проблемы, и помогите молодым людям решить ее. Не забывайте использовать неконфронтационный тон голоса при обращении с просьбами.

В классной комнате есть четко определенные периоды времени, когда молодые люди наиболее склонны к агрессивному поведению: во время сидячей работы (тихое время, когда учащиеся работают самостоятельно) и во время переходов между видами деятельности. Способы снижения вероятности агрессивного поведения во время сидячей работы включают:

  • частое взаимодействие с учащимися
  • использование вознаграждений для поощрения хорошего поведения
  • сокращение отведенного времени, если начинают возникать проблемы.

Чтобы предотвратить проблемы во время перехода, попробуйте:

  • заранее предупредить учащихся о любых изменениях в распорядке дня. тесно во время переходов.

Привлекайте молодых людей

Помогите молодым людям, с которыми вы связаны, играть активную роль в предотвращении случаев агрессии. Например, задайте им такие вопросы, как: 

  • «Как я могу помочь вам вести себя позитивно?»
  • «Что мешает вам вести себя позитивно? Что вам не нравится?»
  • «Когда у тебя не очень хороший день, как я могу помочь тебе сделать его лучше?»
  • «Чувствовать злость или разочарование — это нормально, но как вы обычно справляетесь с этими чувствами?»
  • «Как вы думаете, какие полезные способы справиться с гневом или разочарованием? Как мы можем избежать бесполезных реакций?»

Разработка стратегий, помогающих молодым людям управлять своими эмоциями

Работайте с молодыми людьми, чтобы помочь им развить навыки, необходимые для управления эмоциями, которые могут привести к вспышкам агрессии.

Используйте положительное подкрепление

По возможности хвалите и вознаграждайте положительное социальное поведение. Похвала за позитивное поведение, когда оно происходит, — один из лучших способов побудить детей и молодежь вести себя позитивно в будущем.

Быть готовым управлять инцидентами, связанными с агрессией

Экономические последствия, причины, профилактика и лечение

Рост насилия и агрессии среди молодежи за последние 50 лет называют «эпидемией». Эпидемия оказала огромное влияние на общество. С точки зрения экономики и общественного здравоохранения очевидна желательная первичная профилактика насилия среди молодежи.

Рост насилия и агрессии среди молодежи за последние 50 лет называют «эпидемией». 1 Эта эпидемия оказала огромное влияние на общество. С точки зрения экономики и общественного здравоохранения очевидна желательная первичная профилактика насилия среди молодежи. С клинической точки зрения оценка и лечение агрессии является первостепенной задачей. В этом обзоре мы обсуждаем экономические последствия молодежной агрессии, уделяя особое внимание обоснованию первичной профилактики; использование современных знаний для оценки и лечения агрессии в клинических условиях; и недавние отчеты о фармакотерапии агрессивной молодежи.

Экономические последствия

Без учета затрат на программы и институты ювенальной юстиции одно только насилие среди молодежи обходится Соединенным Штатам более чем в 158 миллиардов долларов в год. 2 Пик насильственных преступлений приходится на поздний подростковый возраст, несмотря на то, что почти 15% валового внутреннего продукта тратится на воспитание и образование детей. 3 Очевидно, что насилие в отношении несовершеннолетних остается серьезной социальной проблемой со значительным финансовым бременем. Возможно, необходимо как перераспределить ресурсы, так и скорректировать отношение к борьбе, предотвращению и лечению насилия и правонарушений среди молодежи устойчивым и эффективным образом.

В 1998 году Донохью и Сигельман 4 исследовали компромисс между финансированием тюремного заключения и потенциальными социальными расходами. Они объяснили, что если бы они могли «выявлять и лечить худшие 6% правонарушителей и снижать уровень их преступности на 20%, [их] мысленный эксперимент по перераспределению ресурсов с тюремного заключения на социальные программы, вероятно, снизил бы преступность или сохранил ее на том же уровне. » 4

Важно отметить, что 20% были получены в результате корректировки гипотетического результата дошкольной программы вмешательства, которая смоделировала дошкольную программу Perry (которая привела к снижению преступности среди ее участников на 40%). 5 Социальные расходы в расследовании Донохью и Сигельмана 4 гипотетически могут быть применены к крупномасштабным программам, созданным по образцу существующих небольших, но успешных организаций, которые снижают уровень преступности среди несовершеннолетних и улучшают социализацию, самооценку, а также работу школы и семьи. Сегодня все более мелкие и успешные программы содержат следующие компоненты: начало в юном возрасте; привлечение семьи к обучению дисциплине и навыкам ухода; и «небольшой масштаб, высокое качество и высокая стоимость». 4 Однако тиражирование этих программ на макроуровне создает кривые высоких затрат, которые могут расти в геометрической прогрессии с ростом размера. Кроме того, обеспечение такого же качества медицинской помощи в больших масштабах будет сложной задачей.

Насилие среди молодежи является не только проблемой уголовного правосудия, но и проблемой общественного здравоохранения. Welsh 2 объяснял роль профилактики в общественном здравоохранении, включая занятия по борьбе с агрессией; кампании по информированию общественности; лечение и вмешательство отделения неотложной помощи; и раннее распознавание предупредительных знаков риска семьями, врачами, школьной администрацией, медсестрами и учителями.

Города США ежегодно теряют почти 50 миллиардов долларов из-за преступности и насилия. 2 Столь значительные негативные внешние эффекты требуют внимания со стороны правительства и действий общества. Перераспределение ресурсов, новые инициативы по расходам на социальные нужды, программы с более высоким качеством обслуживания и лучшее отношение к общественному здравоохранению изменят жизнь нашей молодежи и снизят социальные издержки подростковой преступности в Соединенных Штатах.

Современные знания об агрессии

В то время как первичная профилактика относится к сфере общественного здравоохранения, лечение агрессивной молодежи является заботой каждого практикующего врача, занимающегося оказанием помощи детям и подросткам.

Агрессия — это сложное поведение, имеющее несколько подтипов. Начавшееся в детстве агрессивное поведение кажется более стойким, чем агрессия в подростковом возрасте, и может быть связано с большим количеством нейропсихиатрических проблем. 6 Открытая агрессия (например, запугивание и драка) может привлекать клиническое внимание чаще, чем скрытое антиобщественное поведение (например, воровство и вандализм).

Другой подтип, подтвержденный исследованиями на животных, делит агрессию на реактивные, раздражительные, и оборонительные поведения против запланированных, целенаправленных, и преднамеренных действий. 7 К психиатрам чаще всего обращаются для оценки и лечения проявлений открытой и реактивной агрессии в детстве из-за связи с идентифицируемыми биопсихосоциальными нарушениями и их реакции на лечение.

Знание результатов исследований причин и патогенеза агрессивного поведения в юношеском возрасте должно служить ориентиром при оценке индивидуального состояния пациента ( Рисунок ). Многие дети и подростки с агрессивным поведением страдают психическими расстройствами. Исследование, посвященное оценке несовершеннолетних правонарушителей в центре содержания под стражей, показало, что более 60% из них имели диагностированное психическое расстройство, за исключением расстройства поведения. 8 Расстройства разрушительного поведения, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и расстройства настроения были особенно распространены.

В отличие от психиатрических диагнозов неадекватные черты, которые, по-видимому, играют главную роль в открытой и реактивной агрессии, такие как импульсивность и склонность интерпретировать благоприятные социальные сигналы как враждебные. 9

Существует множество доказательств того, что агрессивное поведение является результатом взаимодействия между индивидуальными факторами и факторами окружающей среды. Таким образом, родительские практики важны. Вопросы окружающей среды, такие как жестокое обращение и дисциплина, имеют первостепенное значение для понимания человека с агрессивным поведением. 10 Кроме того, психические расстройства родителей, в том числе расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, важны для оценки агрессивного ребенка или подростка.

Так как дети проводят много времени в школе, эта среда может существенно повлиять — как отрицательно, так и положительно — на агрессивные тенденции. 11 Связь с девиантной группой сверстников также важно признать, но, с другой стороны, подвергание остракизму со стороны сверстников связано с повышенной вероятностью агрессивного поведения. 12 Другие факторы окружающей среды, такие как чрезмерная подверженность насилию в средствах массовой информации и жизнь в бедном районе, явно играют свою роль. 13

Принимая во внимание многочисленные переменные (многие из которых являются внешними по отношению к человеку), которые играют роль в формировании агрессивного поведения, для обеспечения эффективного лечения необходима определенная форма «работы с домом и обществом». Многие из факторов, связанных с агрессией, не сразу проявляются в клинических условиях и могут быть неизвестны или не обсуждены родителем или ребенком. Посещения на дому могут помочь клиницистам легче выявить враждебное взаимодействие между членами семьи, непоследовательную дисциплину, признаки жестокого обращения, доказательства употребления психоактивных веществ, чрезмерное участие в телевидении и видеоиграх, а также неуместное участие или отсутствие участия в отношениях со сверстниками. Терапевты, которые могут посетить школу и принять пациента в сообщество, могут продолжить свои наблюдения и лечение. Таким образом, оказывается, что какая-либо форма терапии на дому/семейной основе является лучшим способом воздействия на психосоциальную среду агрессивного молодого пациента.

Фактические данные показывают, что этот тип выездной работы эффективен. 18-месячное наблюдение за молодыми людьми, участвующими в системе ювенальной юстиции, которые лечились мультисистемной терапией, показало улучшение показателей арестов и уровня функционирования по сравнению с когортой, получавшей обычное лечение. 14 Поскольку этот тип домашней терапии не всегда может быть доступен, разрабатываются другие модели, которые пытаются воздействовать на многие факторы, связанные с агрессией. 15

Такой план лечения может учитывать известные и наблюдаемые факторы агрессивного поведения. Психическое расстройство можно лечить с помощью фармакотерапии или психотерапии в зависимости от характера и тяжести расстройства. Неадаптивные черты можно лечить с помощью когнитивно-поведенческих методов, таких как этапы решения проблем, обучение социальным навыкам и управление гневом. 16 С родительскими факторами можно справиться посредством обучения родителей управлению, психиатрического лечения, направления в службы защиты детей или занятий для родителей. 17 Школьный персонал может участвовать в обобщении навыков, полученных в ходе терапии, и в создании более просоциальной среды для пациента. 18 На факторы сверстников можно ориентироваться посредством обучения социальным навыкам и академического консультирования для достижения успеха. Обучение и просвещение родителей по вопросам управления могут уменьшить подверженность десенсибилизирующим эффектам механистического насилия в средствах массовой информации.

Несмотря на то, что имеются убедительные доказательства эффективности интенсивных психосоциальных программ по снижению агрессивного поведения у молодежи, психиатр чаще всего занимается фармакологической частью лечения. 19 Однако данные рандомизированных контролируемых исследований по медикаментозному лечению агрессии у молодежи немногочисленны. 19 Традиционные стабилизаторы настроения, такие как литий, дивалпроекс и атипичные нейролептики, часто используются для лечения агрессивного поведения у взрослых, независимо от диагноза биполярного расстройства или психоза. В настоящее время недостаточно доказательств эффективности одного типа лекарств по сравнению с другим для лечения насилия у детей и подростков. В то время как некоторые недавние контролируемые данные доступны для терапии дивалпроексом для лечения агрессии при расстройстве поведения, 20 большинство исследований было сосредоточено на атипичных нейролептиках. 21,22

Недавние исследования в области фармакотерапии ), антидепрессанты для депрессивные расстройства, стабилизаторы настроения при биполярных расстройствах и нейролептики при психотических расстройствах. Однако у серьезно агрессивных пациентов часто требуются дополнительные фармакологические вмешательства.

Dunn и коллеги 24 провели открытое исследование с участием 24 подростков с СДВГ, оппозиционно-вызывающим расстройством или расстройством поведения, которые демонстрировали тяжелые вспышки агрессии в соответствии с модифицированной шкалой явной агрессии. Первоначальное лечение состояло из 3 недель монотерапии метилфенидатом пролонгированного действия по 54 мг/сут, после чего в течение 9 недель применялась комбинация метилфенидата пролонгированного действия и кветиапина. Кветиапин назначали в дозах до 600 мг/сут. Через 12 недель словесная агрессия и физическая агрессия по отношению к себе, другим и имуществу значительно снизились. Улучшению способствовали как специфические для диагноза лекарства, так и атипичные нейролептики. Однако это было открытое исследование без плацебо или активного контроля. Неясно, насколько эффект плацебо, монотерапия метилфенидатом или комбинированное лечение повлияли на результаты.

Connor and Associates 25 провели рандомизированное плацебо-контролируемое исследование монотерапии кветиапином при агрессивном поведении. В этом 7-недельном исследовании приняли участие 19 подростков. Дозирование было гибким; средняя доза кветиапина в конце исследования составляла 300–168 мг/сут. У 8 из 9 пациентов, принимавших лекарственные препараты, улучшилось состояние по сравнению с 1 из 10 пациентов, принимавших плацебо, в соответствии с оценкой общего клинического впечатления (CGI) 2. Кветиапин хорошо переносился, хотя данные о массе тела и метаболических параметрах не сообщались.

Атипичные нейролептики стали основой фармакотерапии агрессии, и их использование у детей и подростков значительно увеличилось за последнее десятилетие. 26 Причиной такого увеличения может быть их эффективность; их быстрое начало действия, что делает их полезными при острых состояниях; и их улучшенный неврологический профиль безопасности. Однако недавно возникла серьезная озабоченность по поводу их метаболических побочных эффектов.

Американская психиатрическая ассоциация и Американская диабетическая ассоциация ранжировали атипичные нейролептики на основе их вероятности вызывать метаболические нарушения. Арипипразол и зипразидон были охарактеризованы как наименее вероятно вызывающие увеличение веса и метаболические побочные эффекты. Из-за этих потенциальных преимуществ было проведено открытое нерандомизированное исследование арипипразола или зипразидона в популяции агрессивных детей и подростков в поликлиниках. 27 Сороку шести пациентам (средний возраст 11,9 ± 2,6) были проведены мини-международное нейропсихиатрическое интервью и опросник детских/подростковых симптомов. Наиболее распространенными диагнозами были поведенческие, биполярные и депрессивные расстройства. Первичной конечной мерой была шкала явной агрессии. Пациентам со значительным агрессивным поведением назначали арипипразол (n = 24) или зипрасидон (n = 22). Восемнадцать пациентов принимали сопутствующие препараты против СДВГ.

Через 2 месяца 34 пациента продолжали лечение со средней дозой арипипразола 4,5 мг/сутки 6 2,3 мг/сутки и зипрасидона 42,9 мг/сутки.мг/сутки 618 мг/сутки. Средняя оценка по Шкале явной агрессии улучшилась на 63%, а средний балл по шкале CGI составил 2,1 (намного лучше). Статистически значимых различий между группой арипипразола и группой зипрасидона в первичном критериях исхода на исходном уровне и через 2 месяца лечения не было. Однако в 3 раза больше пациентов, принимавших зипрасидон, чем принимавших арипипразол, выбыли из исследования из-за седативного эффекта. Никаких других побочных эффектов не было заметно, хотя изменения веса и метаболические индексы требуют дальнейшего изучения.

Заключение

Агрессия в юношеском возрасте имеет огромное влияние на общество — экономическое, клиническое и с точки зрения человеческих страданий. Хотя первичная профилактика явно желательна, клиницист больше занимается вторичной и третичной профилактикой и лечением. Необходимы контролируемые исследования, чтобы выяснить, какие лекарства или комбинации лекарств наиболее эффективны для контроля агрессии у молодых пациентов. Лечение, воздействующее на многие биологические, психологические и социальные факторы, связанные с агрессией, и проводимое в среде пациента, может быть наиболее клинически эффективным и экономически обоснованным методом.

Д-р Бастианс является адъюнкт-профессором клинической психиатрии Питтсбургского университета и сотрудником Семейной службы Западной Пенсильвании. Он сообщает, что работает в бюро докладчиков и является консультантом компаний Bristol-Myers Squibb, Eli Lilly, Forest Laboratories, GlaxoSmithKline, Pfizer и Takeda. Он получил гонорары за исследования от Forest Laboratories, McNeil Consumer Healthcare и Janssen.

Г-жа Бастианс учится на бакалавриате в Колледже Дэвидсона, Дэвидсон, Северная Каролина. Она сообщает об отсутствии конфликта интересов в отношении предмета этой статьи.

Ссылки:

Ссылки:

1.

Гликлих-Розенберг Л. Насилие и дети: проблема общественного здравоохранения.

Psychiatric Times.

1996;13(3):45-47.

2.

Уэльс БК. Профилактика подросткового насилия: роль общественного здравоохранения. Представлено на: Ежегодной конференции Комитета по промышленной теории и оценке; 7-9 ноября 2002 г.; Лоуэлл, Массачусетс,

3.

Haveman R, Wolfe B. Детерминанты достижений детей: обзор методов и результатов.

J Эконом Лит.

1995;33:1829-1878.

4.

Донохью Дж. Дж. III, Сигельман П. Распределение ресурсов между тюрьмами и социальные программы в борьбе с преступностью.

J Legal Stud

. 1998; 27:1-43.

5.

Schweinhart LJ, Montie J, Xiang Z, et al.

Пожизненные эффекты. The High/Scope Perry Preschool Study До

Возраст 40.

Ипсиланти, Мичиган: High/Scope Press; 2005.

6.

Моффит Т.Е. Антисоциальное поведение, ограниченное подростковым возрастом и сохраняющееся на протяжении всей жизни: таксономия развития.

Psychol Rev

.1993;100:674-701.

7.

Витьелло Б., Бехар Д., Хант Дж. и др. Подтип агрессии у детей и подростков.

J нейропсихиатрия Clin Neurosci

. 1990;2:189-192.

8.

Теплин Л.А., Абрам К.М., Макклелланд Г.М., и соавт. Психические расстройства в местах содержания под стражей несовершеннолетних.

Главный врач общей психиатрии.

2002;59:1133-1143.

9.

McNiel DE, Eisner JP, Binder RL. Взаимосвязь между агрессивным атрибутивным стилем и насилием со стороны психиатрических больных.

J Consult Clin Psychol

. 2003 г.; 71:399-403.

10.

Конгер Р.Д., Неппл Т., Ким К.Дж., Скарамелла Л. Гневное и агрессивное поведение в трех поколениях: проспективное лонгитюдное исследование родителей и детей.

J Ненормальный ребенок

Психология

. 2003;31:143-160.

11.

Макэвой А., Велкер Р. Антиобщественное поведение, неуспеваемость и школьный климат: критический обзор.

J Emot Behav Dis

. 2000;8:130-140.

12.

Miller-Johnson S, Coie JD, Maumary-Gremaud A, et al. Отвержение сверстников и агрессия и ранние стартовые модели расстройства поведения.

J Ненормальная детская психология

. 2002;30:217-230.

13.

Johnson JG, Cohen P, Smailes EM, et al. Просмотр телевизора и агрессивное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Наука

. 2002; 295:2468-2471.

14.

Тиммонс-Митчелл Дж., Бендер М.Б., Кишна М.А., Митчелл К.С. Независимое исследование эффективности мультисистемной терапии с ювенальной юстицией.

J Clin Child Adolesc Psychol

. 2006;35:227-236.

15.

Smith EP, Gorman-Smith D, Quinn WH, et al. Многочисленные семейные группы на базе сообщества для предотвращения и сокращения насильственного и агрессивного поведения: программа GREAT Families.

Am J Prev Med

. 2004; 26:39-47.

16.

ван Манен Т.Г., Принс П.Дж., Эммелькамп П.М. Снижение агрессивного поведения у мальчиков с помощью социальной когнитивной групповой терапии: результаты рандомизированного контролируемого исследования.

J Am Acad Детская подростковая психиатрия

. 2004; 43: 1478-1487.

17.

Каздин А.Е., Уитли М.К. Лечение родительского стресса для усиления терапевтических изменений у детей, направленных по поводу агрессивного и антиобщественного поведения.

J Consult Clin Psychol

. 2003;71:504-515.

18.

Орпинас П., Хорн А.М.; Многосайтовый проект по предотвращению насилия. Ориентированный на учителя подход к предотвращению и уменьшению агрессивного поведения учащихся: программа GREAT Teacher.

Am J Prev Med

. 2004;26:29-38.

19.

Connor DF, Carlson G, Chang K, et al. Несовершеннолетняя дезадаптивная агрессия: обзор профилактики, лечения, конфигурации услуг и предлагаемой программы исследований.

J Clin Психиатрия

. 2006;67:808-820.

20.

Steiner H, Petersen ML, Saxena K, et al. Дивалпроекс натрия для лечения расстройств поведения: рандомизированное контролируемое клиническое исследование.

J Clin Психиатрия

. 2003; 64: 1183-1191.

21.

Findling RL, Steiner H, Weller EB. Применение нейролептиков у детей и подростков.

J Clin Психиатрия

. 2005;66(прил.7):29-40.

22.

Саксена К., Чанг К., Штайнер Х. Лечение агрессии рисперидоном у детей и подростков с биполярным расстройством: серия случаев.

Биполярное расстройство

. 2006;8: 405-410.

23.

Штайнер Х., Саксена К., Чанг К. Психофармакологические стратегии лечения агрессии у несовершеннолетних.

Спектр ЦНС

. 2003;8:298-308.

24.

Dunn DW, Kronenberger WG, Giauque AL, et al. Улучшение специфических вспышек агрессии у подростков с СДВГ после усиления метилфенидата кветиапином.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts