2. Понятие лидерства и руководства: сходство и различие.
Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления. Руководство-это умственная и физическая деятельность руководителя, цель которой- выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач. Руководитель-это должность, наделенная определенными официальными полномочиями, на которую назначается человек. В процессе управленческой деятельности он использует данную ему организацией власть. Власть используется лидерами как средство в достижении целей группы или организации.
Лидерство— это процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство можно рассматривать и как социально-психологическое явление. Лидер может влиять на людей без каких-либо официальных полномочий. По своей сути, лидерство-это психологический феномен. Для эффективного управления подчиненными властных полномочий не достаточно.
Различия лидера и руководителя по Парыгину Б. Д.:
1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений в группе как некоторой социальной организации;
2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство – эффект макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3. лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс является целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
5. руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6. процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7. сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс
Руководство и лидерство, несмотря на различия, имеют общие черты (по Р.Л. Кричевскому):
руководитель и лидер выполняют роль координаторов(организаторов) членов социальной группы;
и руководитель, и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;
и руководитель, и лидер используют субординацию: руководитель -четко регламентированную, лидер- не регламентированную(заранее не предусмотренную).
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.
На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации.
Системная теория лидерства, согласно ей — лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.
Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме)
Запреты без снисхождения, Определяются лишь непосредствен-
с угрозой ные цели, дальние неизвестны
Чегкий язык, неприветливый тон Голос руководится — решающий
Похвала и порицания субъективны
Эмоции не принимаются в расчет
Показ приемов — не система
Позиция лидера — вне группы
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе
Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и порицание — с советами Все разделы работы не только
предлагаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты —с дискуссиями
Позиция лидера — внутри группы
Попустительский стиль
Тон — конвенциональный Дела в группе идут сами собой
Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний
Никакого сотрудничества Разделы работы складываются
Позиция лидера — незаметно в стороне из отдельных интересов или
от группы исходят от нового лидера
Лидерство и руководство
7.
12.2012Для того чтобы четко определить проблему лидерства в управлении, необходимо развести понятия «управление», «руководство» и «лидерство».
Под управлением принято понимать процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство — это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть,- в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Различение понятий «руководство» и «лидерство» связано с существованием в любой организации двух типов отношений — формальных и неформальных. Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т. д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений.
Лидер и руководитель проходят разные пути выдвижения. Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Так как это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху». Образно говоря, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх; руководство же — вектором противоположного направления.
Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:
- лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации;
- лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;
- лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
- руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
- процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
- сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.
Но при всех типичных различиях можно указать на имеющееся иногда совмещение роли лидера и руководителя. В таком случае руководитель-лидер, как свидетельствуют исследования деятельности успешных организаций, проведенные учеными Мичиганского университета, характеризуется следующими параметрами:
- По сравнению с детализированным, конкретным управлением работниками, преобладает общее руководство по достижению цели.
- Управленческой работе уделяется больше времени, по сравнению с отдельными указаниями рабочим.
- Много внимания уделяется планированию работ и решению специальных задач.
- К процессу принятию решений регулярно привлекаются работники.
- Используется такой подход к работнику, который ставит его в центр трудовых интересов и способствует повышению производительности труда. При этом выражается и проявляется искренняя забота о. нуждах и проблемах рабочих.
Важно отметить, что разные работники по-разному влияют на функционирование коллектива. Успех в деятельности руководителя заключается в его способности совмещать требования к успешной работе с персональным подходом к работникам, поощряемым и уважаемым за их вклад в производственную деятельность.
Большинство психологов сходятся во мнении, что успешный руководитель должен стать лидером, способным оказывать влияние на мнения, позиции, исполнительскую деятельность работников. Хорошо известные всему миру компании мирового класса возглавляют выдающиеся лидеры-руководители.
Руководство как функция менеджмента, побуждающая к действиям, основано, главным образом, на инструкциях, предписаниях, указаниях, назначениях, приказах, а также включает в себя создание эффективной системы воздействия, стимулирование интересов и энтузиазма работников по достижению целей.
В ситуациях, где руководитель сталкивается с работой ранее сформированных групп, имеющих развитые навыки работы, ему нужно уделять большее внимание инструктированию и контролю для дальнейшего развития умений и навыков работников. В процессе занятия лидерских позиций, он должен уделять внимание социально-психологическому климату в группе и чувству принадлежности к ней. Следовательно, нужно уменьшить долю приказов по сравнению с разъяснительной работой.
Дальнейшие отношения лидеров с подчиненными, указывает В. А. Розанова, строятся таким образом, что от первых требуется большее проявление ответственности за выполняемую последними работу. При этом лидер ограничивает контроль и прямые указания в работе исполнителей, настраивая их на самоконтроль и проводя консультации только по отдельно взятым вопросам. При этом им рекомендуется больше общаться с работниками, поощрять идущие от них советы, устанавливать обратную связь. Чтобы развивать творческое мышление высококвалифицированных работников, лидер ставит перед ними цели, не сообщая способов их достижения.
Лидер обладает властью авторитета, а руководитель — властью полномочий. Американский психолог Дж. П. Кенджеми отмечает, что власть авторитета, в отличие от власти полномочий, представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы. В этом есть своя опасность — власть авторитета относительно легко потерять.
Ключевые слова: Лидерство, Руководитель
Источник: Чередниченко И.П., Тельных Н.В. — Психология управления
Материалы по теме |
---|
Руководитель и лидер Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,… |
Лидер и стили руководства Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Гендерные различия в лидерском поведении Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Личная эффективность руководителя . .. |
Определение лидерства НЛП. Навыки аффективного лидерства |
Функции руководителя при работе с персоналом Психология менеджмента. Карпов. 2005 |
Основные теории лидерства Урбанович А. А. Психология управления |
Потенциал развития личности руководителя Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений… |
Есть разница между лидерством и руководством
Перейти к содержимомуПредыдущий Следующий
- Посмотреть увеличенное изображение
Недавно я видел, как Питер Лоу проводил презентацию перед группой бизнесменов-христиан о построении бизнеса, который направляется Богом, а не целенаправленно.
Среди огромного количества информации, которой он поделился, был вот этот мощный самородок:
Существует различие между лидерством и руководством.
Мы призваны вести, а не направлять. Бог направляет.Ваш король поведет вас; сам Господь направит вас. (Михей 2:13 – NLT)
Мы живем в культуре, которая ценит лидеров и поощряет развитие лидерских качеств. Сильные лидеры вдохновляют людей действовать вместе для достижения общей цели. Лидеры, как правило, чуткие, стратегические и способны убеждать других.
Бог призывает нас руководить. Он не зовет нас вести. Он направляет.
В то время как лидеры могут организовывать и направлять, проводник указывает нам путь. В то время как лидеры вдохновляют нас на достижение цели и на совместную работу, наставник удерживает нас на правильном пути.
Независимо от того, являетесь ли вы лидером или последователем, пусть Бог ведет вас.
- О
- Последние сообщения
Жаклин Линн
Жаклин Линн — вдохновляющий автор, писатель-призрак и консультант по самостоятельной публикации, на счету которой более 45 книг, более 3000 статей в журналах, блогах, электронных книгах, электронных книгах, и больше.
Последней книгой Жаклин является Семидневное испытание без гнева: Будь миром . Она является автором романа Выбор (История радостной чашки), а также научно-популярных книг Простые факты о самостоятельной публикации, Слова для работы: 31 посвящение на рабочем месте на основе Книги Притчей и В поисках радости по утрам: вы можете пережить ночь. Вместе со своим мужем она является соавтором нескольких раскрасок для взрослых.
Последние сообщения Жаклин Линн (посмотреть все)
- Фейсбук
- Твиттер
- Более
Чтобы посмотреть наши видеоролики об издательском деле, писательстве, вдохновении и многом другом, посетите наш канал Vimeo
Смотрите общие субботние видео и многое другое на нашем канале YouTube: Вдохновение, Медитация, Релаксация
Посмотреть видео о распаковке можно на странице Распаковка с Жаклин Линн
.Ознакомьтесь с некоторыми из наших книг. Нажмите на изображение, чтобы узнать больше:
_______________
_______________
_______________
_______________
_______________
Нужен уникальный недорогой подарок? Ознакомьтесь с нашей забавной серией Моя книга о .
Ссылка для загрузки страницыПерейти к началу
Лидерство и руководство
Анкит Мишра
Анкит Мишра
HR-трансформация и стратегия | Функциональный архитектор HCM — SaaS | Экс-Оракул | Автор – 2X – Темы доверия и {b}не по порядку
Опубликовано 6 апреля 2020 г.
+ Подписаться
Работая в корпорации уже более десяти лет, я часто встречаю следующие слова: « Лидерство, руководство, наставничество и коучинг ». Мы все так или иначе испытали это прямо или косвенно.
Итак, является ли это естественным развитием индивидуального корпоративного жизненного цикла или выбором или, возможно, атрибутом личности? Для меня это комбинация всех трех, но между 9 есть неотъемлемая разница.0021 «Лидерство» и «Руководство» .
Лидер — это тот, кто не навязывает свою точку зрения другим, но вселяет надежду и веру в тех, кто решил следовать за ним. Последователи в этом случае могут не осознавать, теряться или бояться последствий своих действий, но лидер дает им возможность не только верить в собственную мечту, но и смелыми действиями ведет их к успеху. Прелесть лидерства в том, что его последователи едва знают, что лидер существует, когда их цель достигнута, они чувствуют, что сделали это сами.
Разница между руководством и лидерством заключается в осведомленности , когда дело доходит до руководства, и проводник, и последователь находятся в прямой связи, тогда как проводник знает о мечте и цели последователя и помогает своим опытом определить выбор, который тот делает. имеет с точки зрения достижения успеха. Еще одно заметное отличие состоит в том, что Проводник может указать вам путь только тогда, когда лидер идет с вами.
Теперь между этими двумя лежит наставничество и коучинг , что для меня звучит одинаково с разницей в том, что назначается одним, а другое запрашивается .
Теперь со всем этим остается только одно, что остается постоянным, то есть: « I ». И я верю, что когда это «Я» признает себя :
- Это величайший лидер, который может мотивировать «Я» на успех и настраивать правильные вибрации для других, чтобы они стали лидерами.