Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста: Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Духовно-нравственное воспитание личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях оно приобретает особое значении, обеспечивает формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно-нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности старших дошкольников. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому детский сад, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ребенку определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

В данный период происходит формирование духовно-нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, то есть, начинается процесс осознания себя в окружающем ребенка мире. Это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей.

Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, духовно-нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения [1, с. 2].

Наше общество нуждается в образованных и нравственных людях; в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека, в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как Доброта, Дружба, Справедливость, Сострадание, Любовь, Щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях [2, с.12].

Духовность и нравственность – два понятия, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

Духовность – традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли – в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом.

Детский сад призван в первую очередь, воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами [3, с. 22].

В своей работе, направленной на формирование духовно – нравственного воспитания старших дошкольников, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • гармонизация духовно- нравственной сферы личности старших дошкольников;
  • способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, доброта, честность и др.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;
  • формирование отрицательного отношения к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;
  • способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;
  • формирование устойчивой положительной нравственной самооценки ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям;
  • развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Только опираясь на систему тесного взаимодействия с педагогами и родителями детей, мы содержательно выстроили работу по разработке комплекса развивающих мероприятий, направленных на гармонизацию духовно-нравственной сферы.

Одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, нерушимое историко-культурное достояние. Мы должны показывать старших дошкольников, что слово дано для правильного общения. Судьба наша в словах, которые мы произносим. Наша будничная речь привычна для нас как дыхание, но она у одних людей наполнена светом, добротой, у других искалечена лукавой лексикой, нецензурной бранью.

Основным инструментом, посредством которого мы направляем и организуем деятельность ребенка, обычно являются задания, которые ставим перед ребенком при слушании и анализе притч, басен, назидательных рассказов; этических бесед. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от этого зависит правильность выполнения задания. Методы достигают цели, когда у детей сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение [3, с.29].

Рассказ мы сопровождаем иллюстрациями о живописи, художественными фотографиями, изделиями народных умельцев. Усиливает восприятие и хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Немаловажное значение придаем обстановке для беседы. Стараемся, чтобы знания по обсуждаемой теме сохранялись как можно дольше.

Объясняем детям, что жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обсуждаем поведение литературных персонажей, учимся анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы, что не только желательно, но и так необходимо в нашей жизни. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать ребенка от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном поведении и поступке.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера учителя, его поведения, отношения к детям, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.

Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда дети убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно [2, с. 5].

В своей деятельности мы использовали следующие формы работы с детьми:

  • индивидуальные занятия с детьми;
  • интегрированные занятия;
  • совместно с родителями детей создание «Книги Добрых дел» наших групп;
  • обмен между группами «Книгами Добрых дел»;
  • беседы с детьми на духовно-нравственные темы;
  • проведение выставки «Уроки Доброты» (демонстрация изготовленных детьми поделок, рисунков по мотивам рассказов из серии книг;
  • тематические беседы с детьми;
  • посещение Успенского храма в городе.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к различным мероприятиям считаем создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание и интерес ребенка. Обсуждение просмотренных презентаций, в которых затрагиваются вопросы морали, являются богатым источником для выработки этических норм, необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых технологий [4, с.22].

Родители регулярно привлекаются к проведению мероприятий, что ведет к укреплению престижа семейного образа жизни в обществе, повышение ответственности семьи, отцовства и материнства за рождение, воспитание и благосостояние детей, благоприятных условий воспитания детей и укрепление связей поколений.

Жизнь сложна и каждый день может предложить всякие нестандартные ситуации, и очень важно знать, как проявят в будущем себя наши воспитанники. Всем ли хватит мужества совершить добро?

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно, в любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет, твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, годы живешь ты не зря!

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Автор: Наимова Зухра Кайратдиновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019 2019-12-15

Статья просмотрена: 162 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 5 (pdf)

Библиографическое описание:

Наимова, З. К. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / З. К. Наимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65339/ (дата обращения: 07.03.2023).



В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Выявлена проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного возраста. На основе возникновения представлений о нравственном воспитании в педагогике, анализа существующих в современной науке классификации ценностей, а также результатов опыта работы с детьми определена совокупность духовно-нравственных ценностей, перспективных для формирования, начиная с дошкольного степени образования.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, поступок, деятельность, совесть, поведение, ситуация.

На сегодняшний день наиболее значимыми основаниями формирования духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников выступают потребности в самоуважении и уважении других, в оценке и новых впечатлениях, в общении с взрослыми и сверстниками; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, мотивы этического поведения (мотивы выполняют функцию, придавая личностный смысл целям деятельности и поведении), этические идеалы (стремление дошкольников быть похожими на положительных героев), отношение к этическим нормам.

Мощным стимулом формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников является возникновение иерархии мотивов, добавляет определенную направленность всей поведении ребенка. В зависимости от конкретных условий восприятия и отношений, складывающихся у ребенка со взрослым, на первый план могут выступать любые из перечисленных мотивов, подчиняющие себе другие. Большое влияние на осознание ребенком моральных норм является продуктивное воображение, благодаря которой происходит компенсация недостаточных через малый опыт реальных возможностей решать проблемы этического содержания.

Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников невозможно без оценочной деятельности взрослого, которая становится средством ориентации дошкольника среди множества ценностей и антиценностей.

Интериоризация внешних эталонов происходит именно в процессе оценки, соединяя знания и эмоции. Важной особенностью формирования представлений о нравственном поведении является раскрытие перспектив и последствий выбора дошкольником поступка.

Конечной целью духовно-нравственного воспитания для ряда исследователей выступает становление совести — внутреннего регулятора сознания и поведения. Дошкольники обладают внутренним чувством справедливости. Они чувствительны к истинной или фальшивого тона, к доброте или неискренности. Но если не учить ребенка правильно понимать все эти проявления чувств, то развитие этого внутреннего ощущения искажается.

Особенностью дошкольника является его склонность спонтанно судить о нравственном значении какого-либо поступка по его внешним сторонам и этическим результатом. Способствуя развитию совести ребенка, необходимо подвести ее к намерению, так как именно в нем более чем в самом поступке и в последствиях последнего заключается нравственность поступка.

Например: «Ты разбил эту чашку. Почему? Из-за неудобства, по глупости, злость, месть? Почему ты не послушался? Потому что не услышал, потому что не понял того, что тебе велели, потому что считаешь себя хитрее всех, поэтому, что считаешь себя, слишком взрослым, чтобы слушаться?».

До тех пор, пока дети не придут к личной концепции нравственной жизни и ее требований, родители являются их внешней совестью. Поэтому важно понимать, что любая ошибка взрослого или любой неправильный маневр приведут впоследствии к ненормальной работы механизма совести и станут скрытой причиной множества проблем. Также важно знать, что слишком обременительный надзор, хочет знать и видеть все, в результате подменяет личную совесть ребенка ситуативной, внешней сознанием.

Исходя из этого положения, необходимым условием формирования совести выступает атмосфера доверия и свободы в ходе образовательного процесса.

В случае, если ребенок совершает поступок вразрез голосу совести, он испытывает чувство вины, угрызения совести. Это показатель того, что совесть продолжает говорить в душе ребенка. В этот момент ребенок гораздо ярче чувствует и осознает последствия того, что происходит, что ее поступок плохой.

Дошкольникам неуютно находиться в таком состоянии. Они естественным образом хотят это состояние изменить, что можно сделать двумя способами — или отвернуться от голоса совести, или раскаяться в поступке, извиниться, исправить по возможности ситуацию. Мы в своей практике выбираем, конечно же, второй способ. Взрослый должен показать этот путь выхода из сложившейся ситуации. Иначе ребенок сам проявляет наиболее удобный путь — заглушать голос совести.

Важным методологическим постулатом, что положено в основе формирования духовно-нравственных ценностей, выступает принцип единства сознания, переживания и поведения. Реализация этого принципа означает необходимость гармоничного действия в сфере каждого из двух компонентов ценностной сферы: когнитивный (знание и понимание детьми этических норм, качеств, ценностей) и поведенческий (этические поступки).

В практике встречается поверхностное или формальное усвоение ценностей, что свидетельствует об их малой значимости для личности. Причиной этому является то, что в усвоенных ценностях не был найден личностный смысл. Ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда найдут для нее личностный смысл.

Педагог не может просто вложить этические ценности своим воспитанникам. Каждый человек должен заново открыть, найти их для себя. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора, который предусматривает активную творческую деятельность, общение.

Выводы. Также важной является проблема отбора духовно-нравственных ценностей, являющихся первоосновами в процессе становления личности, и понятных детям, начиная с дошкольного возраста.

На основе возникновения представлений о нравственном воспитании в педагогике, анализа существующих в современной науке классификации ценностей, а также результатов опыта работы с детьми можно определить совокупность духовно-нравственных ценностей, перспективных для формирования, начиная с дошкольного степени образования. Ценностью, исходя из принципов гуманистической педагогики, выступает сам человек, его жизнь, здоровье и благо.

Литература:

  1. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду. — М., 2008.
  2. Слярова Т. В. Возрастная педагогика и психология. — М., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, голос совести, дошкольный возраст, ребенок, духовно-нравственное воспитание, личностный смысл, нравственное воспитание, основа возникновения представлений, проблема отбора, современная наука классификации ценностей.

Ключевые слова

деятельность, поведение, поступок, духовно-нравственные ценности, совесть, ситуация

духовно-нравственные ценности, поступок, деятельность, совесть, поведение, ситуация

Похожие статьи

Духовнонравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовнонравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет

Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды. ..

Актуальные

проблемы духовнонравственного воспитания

Статья посвящена проблеме духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста.

ребенок , дошкольный возраст , духовнонравственное воспитание , воспитание детей , отечественная культура, образовательное учреждение, институт…

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи.

В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей

Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.

Формирование

духовнонравственных ценностей у детей

У ребёнка в дошкольном возрасте духовнонравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться

Именно поэтому воспитание у детей духовнонравственных чувств необходимо. Духовнонравственное и гражданское…

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале…

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных

Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так

К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность. ..

Проблемы духовнонравственного воспитания школьников…

Проблема духовнонравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Аспекты

духовнонравственного воспитания детей

С целью воспитания нравственных ценностей и познания и принятия самого себя в социуме проходят

Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного. ..

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана

В «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина

В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в…

Формирование

духовнонравственных ориентиров у детей

Формирование духовнонравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на

Духовнонравственное воспитание связано с внутренним миром ребенка, принятием

Именно родители дают ребенку духовнонравственную основу, ценностные ориентиры. ..

Похожие статьи

Духовнонравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовнонравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет

Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды…

Актуальные

проблемы духовнонравственного воспитания

Статья посвящена проблеме духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста.

ребенок , дошкольный возраст , духовнонравственное воспитание , воспитание детей , отечественная культура, образовательное учреждение, институт…

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи.

В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей

Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.

Формирование

духовнонравственных ценностей у детей

У ребёнка в дошкольном возрасте духовнонравственные представления, знания и умения характеризуются тем, что у него начинают формироваться

Именно поэтому воспитание у детей духовнонравственных чувств необходимо. Духовнонравственное и гражданское…

Нравственное воспитание дошкольников | Статья в журнале…

Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных

Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так

К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность…

Проблемы духовнонравственного воспитания школьников…

Проблема духовнонравственного воспитания является очень актуальной в современном российском обществе. Россия лидирует среди большинства стран мира по показателям детского пьянства, наркомании, преступности, самоубийств.

Аспекты

духовнонравственного воспитания детей

С целью воспитания нравственных ценностей и познания и принятия самого себя в социуме проходят

Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…

В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана

В «Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина

В этой ситуации особенно актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в. ..

Формирование

духовнонравственных ориентиров у детей

Формирование духовнонравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на

Духовнонравственное воспитание связано с внутренним миром ребенка, принятием

Именно родители дают ребенку духовнонравственную основу, ценностные ориентиры…

Совершенствование духовно-нравственного воспитания большой группы детей в условиях дошкольного образования

Оглавление

= 768 && window.innerWidth

Совершенствование духовно-нравственного воспитания большой группы детей в условиях дошкольного образования

2021 // DOI: 10. 31149/ijie.v4i3.1401

DOI: 10.31149/ijie.v4i3.1401

Матчанов Бекпулат Аманбоевич

Метрика

  • 0 Просмотры
  • 0 загрузок

0 просмотров // 0 загрузок

Цитата

Аманбоевич, Матчанов Б. «Совершенствование духовно-нравственного воспитания большой группы детей в условиях дошкольного образования». Международный журнал интегрированного образования , том. 4, нет. 3, 2021, стр. 276-277, doi: 10.31149/ijie.v4i3.1401.

Скачать файл цитаты:

РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)

БибТекс (LaTeX)

Посмотреть оригинал

Реферат

В данной статье рассматривается формирование духовных качеств большой группы детей в дошкольных организациях образования, анализируется уровень духовного воспитания большой группы детей в дошкольных организациях на сегодняшний день и описываются задачи, которые предстоит решать в этой отношение

Полный текст

 

Еще из этого журнала

Снижение капитальных затрат при использовании частотно-регулируемого электропривода в насосных агрегатах

Открытый доступ 2021

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +

другиедругие

×

Авторы

Ислом Хафизов, Комил Гафоров, Зилола Имомова3

Традиции учителя и ученика в музыкальных и художественных школах

Открытый доступ 2021

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +

другиедругие

×

Авторов

Рахимов Сайфудин Шокиржонович

Использование ТЕХНОЛОГИИ критического мышления в обучении идиомам студентов университетов

Открытый доступ 2022

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +

другие другие

×

Авторы

Курбанова Дильбар Акназаровна

🧐 Просмотреть все из этого журнала

Совершенствование духовно-нравственного воспитания большой группы детей в условиях дошкольного образования

Статья врезка

Скачать

Основное содержание статьи

Реферат

В данной статье рассматривается формирование духовных качеств большой группы детей в дошкольных организациях образования, анализируется уровень духовного воспитания большой группы детей в дошкольных организациях на сегодняшний день и описываются задачи, которые предстоит решать в связи с этим.

Ключевые слова

Мораль духовное воспитание духовные качества дошкольное образование

Детали изделия

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License.

При подаче рукописи в International Journal on Integrated Education (IJIE) , авторы подтверждают, что:

  • Они уполномочены своими соавторами заключать эти соглашения.
  • Описываемая работа ранее официально не публиковалась, кроме как в форме реферата или как часть опубликованной лекции, обзора, диссертации или оверлейного журнала.
  • То, что он не рассматривается для публикации в другом месте,
  • Публикация была одобрена автором (авторами) и ответственными органами — молчаливо или явно — институтов, в которых выполнялась работа.
  • Они обеспечивают право воспроизводить любые материалы, которые уже были опубликованы или защищены авторским правом в другом месте.
  • Они соглашаются со следующим лицензионным соглашением и соглашением об авторских правах.

Соглашение о лицензии и авторском праве

Авторы, которые публикуются в International Journal on Integrated Education (IJIE)  , соглашаются со следующими условиями:

  • Авторы сохраняют авторские права и предоставляют International Journal on Integrated Education (IJIE)  право на первую публикацию произведения одновременно под лицензией Creative Commons Attribution License (CC BY 4. 0) , которая позволяет другим распространять произведение с указанием авторства произведения и первоначальной публикации в этом журнале.
  • Авторы могут заключить отдельные дополнительные договорные отношения для неэксклюзивного распространения опубликованной версии Международного журнала по интегрированному образованию (IJIE) (например, разместить ее в институциональном репозитории или отредактировать в книге), со ссылкой на его первоначальную публикацию в этом журнале.
  • Авторам разрешается и поощряется размещать свои работы в Интернете (например, в институциональных репозиториях или на их веб-сайтах) до и во время процесса подачи, поскольку это может привести к продуктивному обмену, а также к более раннему и более широкому цитированию опубликованной работы.

Образец цитирования

[1]

Матчанов Бекпулат Аманбоевич 2021. Совершенствование духовно-нравственного воспитания большой группы детей в условиях дошкольного образования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts