Руководство и лидерство в группе: 2.Лидерство и руководство в группе.

Содержание

28. Лидерство и руководство в группах. Социальная психология

28. Лидерство и руководство в группах. Социальная психология

ВикиЧтение

Социальная психология
Мельникова Надежда Анатольевна

Содержание

28. Лидерство и руководство в группах

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический.

Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. Лидер связан только с внут-ригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и неформальные санкции.

Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях В организациях существует различие между повторными, «рекуррентными», и «девственными» проблемами. Различные типы проблем задействуют различные типы проблемных пространств.Повторные проблемы – это непрерывные ситуации,

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ

3.13. МАНИПУЛЯЦИИ В БОЛЬШИХ ГРУППАХ Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии, пожалуй, как нигде

Специфика работы в разных группах

Специфика работы в разных группах Рассмотрим, каковы возможные пути комплектования подростковой тренинговой группы и в чем заключается специфика работы в группах, сформированных разными способами. Добровольное участие. Подростки приходят в группу по собственному

19. Понятие о группах и коллективах

19. Понятие о группах и коллективах Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

24. Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения.Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям.

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах

Иллюзионизм и манипуляции в больших группах Психотерапию, проводимую с большими группами, иногда называют массовой психотерапией. Под массовой психотерапией понимают лечебный сеанс с числом больных, превышающим 50 человек. В России массовые сеансы психотерапии,

Сочетание цветов в группах душ

Сочетание цветов в группах душ Когда люди, находящиеся в состоянии транса, покидают пространства восстановления энергии, ориентирующей настройки души и Библиотеку и начинают активно взаимодействовать с другими душами, их контрастирующие цвета становятся более

РАБОТА В ГРУППАХ

РАБОТА В ГРУППАХ Какую этическую позицию занял Лакан в годы второй мировой войны? Он просто не написал ни единой строчки. С 1940 году он работал в военном госпитале в оккупированном Парижа. После окончания войны Лакан погружается в проблему индивидуального и

Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах

Приложение Г Вопросы для обсуждения в группах Регулярное обсуждение поможет вам лучше разобраться в том, что такое серьезная ответственность. Организуйте небольшую группу из членов семьи, друзей, сотрудников или коллег и проводите еженедельные дискуссии. Прилагаем

Кто нуждается в группах поддержки?

Кто нуждается в группах поддержки? Наверное, проще было бы задать вопрос — а кто в них не нуждается? Вы обращали внимание, сколько людей опосредовано, можно даже сказать — замаскированно, обращается за помощью, высказывая просьбы помолиться о себе или о своих ближних?

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах

4. Упражнение на применение отклика в учебных группах Сначала распределите роли прихожанина, пастора и наблюдателя (посредника). Затем пастор слушает прихожанина и отвечает ему в течение пяти минут (посредник следит за временем). Затем посредник (наблюдатель) оценивает

Лидерство и руководство в группах

Любая социальная группа в той или иной мере связана с проблемами лидерства или руководства.

Несмотря на различие понятий «руководитель» и «лидер», большинство исследований по проблемам управления идут в контексте общих теорий лидерства, где под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу, причем лидер — в системе неформальных отношений, а руководитель — в системе формальных отношений.

В социально-психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер — на групповые интересы. В то же время выделяют два аспекта власти — формальный и психологический, в зависимости от ориентации лидеров и руководителей.

Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. Руководство, таким образом, всегда содержит правовую основу в отличие от лидерства. Инструментальный руководитель — это руководитель, ориентированный на задачу, а психологический руководитель — на людей и их интересы. Вполне понятно, что большинство руководителей сочетают в своей деятельности и то, и другое.

Несмотря на то что по своей психологической сущности процессы лидерства и руководства тождественны, существуют различия:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные. Кроме того, лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации (учреждения), т.е. вне группы.

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды. В то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений.

3) лидерство является стихийным процессом, в отличие от руководства. Никто не может гарантировать запланированное лидерство, потому что многие условия его возникновения зависят от групповых процессов, которые не всегда предсказуемы. Руководство — процесс целенаправленный и запланированный. Он не зависит от групповых настроений, групповой динамики и реализуется на уровне формальных отношений. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство.

4) руководитель имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные (отрицательные и положительные) и неформальные (отрицательные и положительные) санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений — обязательной управленческой функции. Для ее реализации руководитель использует большой объем информации как внешней, так и внутренней. Лидер же владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. Таким образом, принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем — опосредованно. Наконец, сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.

Рассматривая феномены лидерства и руководства как схожие и в то же время имеющие различия, следует отметить роль авторитета.

Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.

Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.

Авторитет — это совершенно особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению, направлять поступки и мысли других людей. В широком смысле под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние, в узком — одна из форм осуществления власти. Все харизматические личности были, безусловно, авторитетны. Можно определить авторитет и как признание данного человека другими людьми.

Существуют разные типы авторитета, в зависимости от способов его достижения. Чаще других выделяют подлинный и ложный.

Подлинный авторитет человека является прямым следствием его деятельности и отношений с другими людьми.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Ложный авторитет возникает в условиях манипулятивной деятельности «лидера», когда он достигает власти над людьми (формальной или неформальной) посредством ухищрений, лицемерия, социальных игр (как их понимал Э.Берн), т.е. действий со скрытыми мотивами и т.д. В большинстве случаев ложный авторитет позволяет человеку влиять на ход дела и добиваться признания со стороны других людей, но в целом отношение к такому человеку будет несколько настороженным, поскольку явные манипуляции скрыть крайне трудно.


Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Лидерство и руководство в группах

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Лидерство и руководство в группах

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Лидерство и руководство в группах

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Лидерство и руководство в малых группах

Социальная психология ↓

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство – элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311). Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс (Социальная психология и социальное планирование, 1973. С. 84). Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.

Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен лидерства – это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

  • Общение в системе межличностных и общественных отношений
  • Эффект конформизма
  • Понятие социализации
  • Условия образования малой группы
  • Теории происхождения лидерства
  • Эффект «волны»
  • Эффект социальной фасилитации
  • История формирования социально-психологических идей
  • Понятие первичной группы
  • Психологическая теория коллектива

Что такое групповое лидерство? (с картинками)

`;

Групповое лидерство — это процесс сосредоточения внимания и направления деятельности определенной группы людей. Лидерство этого типа часто включает в себя содействие и руководство действиями участников группы, а также принятие на себя ответственности за результаты усилий группы. Существует ряд различных подходов к групповому лидерству с разными стилями, используемыми в разных условиях.

Один из подходов к групповому лидерству известен как автократический . Эта стратегия предполагает использование центрального процесса для принятия решений по политике и процедурам. Часто корпоративное лидерство такого типа возлагает эту ответственность на основную группу руководителей или менеджеров, возлагая на них ответственность за принимаемые ими решения. Хотя сотрудники обычно имеют право давать рекомендации своим руководителям или менеджерам, сами они активно не участвуют в процессе принятия решений. Вместо этого они выполняют директивы, изданные лидером группы.

Другой подход к групповому лидерству известен как демократический 9стиль 0008. Эта модель часто используется в ситуациях, когда несколько человек несут ответственность за действия группы. Несмотря на то, что ключевой человек, принимающий решения, все еще существует, он действует как фасилитатор, активно запрашивая мысли и идеи членов группы. Однако после принятия решения ожидается, что все члены группы будут его соблюдать, включая лидера группы.

Стиль laissez-faire — еще один подход к групповому лидерству. Этот тип подхода, который иногда называют методом невмешательства, по существу обеспечивает группу ресурсами, необходимыми для выполнения поставленных задач, а затем отходит в сторону и позволяет членам группы выполнять необходимые задачи практически без непосредственного участия со стороны лидер группы. При таком подходе лидер группы остается готовым отвечать на вопросы, мотивировать и помогать, когда и как этого хотят члены группы, но в остальном остается несколько отстраненным от процесса.

Один из подходов к групповому лидерству, который, по мнению некоторых, вовсе не является истинным лидерством, известен как абдакратический стиль руководства. В этой модели назначенный лидер группы вообще не имеет власти над членами группы. Поощряя большой творческий потенциал, который может привести к новым инновациям, эта модель группового лидерства имеет наибольший потенциал для невыполнения основных задач, поскольку нет никого, кто бы на любом уровне руководил действиями, предпринимаемыми группой.

Многие курсы обучения лидерству так или иначе охватывают все четыре стиля, часто определяя сценарии, в которых каждый подход может принести пользу группе. Как часть усилий по созданию команды демократический подход полезен, когда есть необходимость использовать таланты и опыт каждого в группе, в то время как автократический подход очень эффективен, когда жесткие решения должны быть приняты быстро. Многие семинары по коучингу и развитию лидерства, а также текущие курсы группового обучения лидерству подчеркивают, что каждый из этих подходов может быть включен в динамику отдельной группы и использоваться, когда и как наиболее уместно. По этой причине часто рекомендуется, чтобы истинные лидеры группы могли точно оценивать потребности и способности группы, чтобы решить, какой подход является наиболее выгодным в любой момент времени.

После многих лет работы в индустрии телеконференций Майкл решил реализовать свою страсть к мелочи, исследования и письмо, став внештатным писателем на полную ставку. С тех пор он публиковал статьи в множество печатных и онлайн-изданий, в том числе SmartCapitalMind, а его работы также появлялись в поэтических сборниках, религиозные антологии и несколько газет. Другие интересы Малкольма включают коллекционирование виниловых пластинок, мелкие лига бейсбола и велоспорт.

Малкольм Татум

После многих лет работы в индустрии телеконференций Майкл решил реализовать свою страсть к мелочи, исследования и письмо, став внештатным писателем на полную ставку. С тех пор он публиковал статьи в множество печатных и онлайн-изданий, в том числе SmartCapitalMind, а его работы также появлялись в поэтических сборниках, религиозные антологии и несколько газет. Другие интересы Малкольма включают коллекционирование виниловых пластинок, мелкие лига бейсбола и велоспорт.

14.

1 Лидерство и общение в малых группах – общение в реальном мире

Цели обучения

  1. Обсудить различные взгляды на то, как и почему люди становятся лидерами.
  2. Сравните и сопоставьте различные стили лидерства.
  3. Обсудите виды власти, которыми может воспользоваться лидер.

Лидерство — один из наиболее изученных аспектов группового общения. Ученые в области бизнеса, коммуникаций, психологии и многих других областей много писали о качествах лидеров, теориях лидерства и о том, как развить лидерские качества. Важно отметить, что, хотя в группе может быть только один официальный лидер, другие члены группы играют важную руководящую роль. Проведение этого различия также помогает нам различать лидеров и лидерство (Hargie, 2011). Лидер — это групповая роль, которая ассоциируется с высоким статусом и может формально или неформально признаваться членами группы. Лидерство — это комплекс убеждений, моделей общения и поведения, которые влияют на функционирование группы и продвигают группу к выполнению своей задачи. Человек в роли лидера может обеспечить отсутствие или плохое лидерство. Точно так же человек, не признанный «лидером» по званию, может обеспечить отличное лидерство. В оставшейся части этого раздела мы обсудим некоторые подходы к изучению лидерства, стилей лидерства, а также лидерства и групповой динамики.

Почему и как люди становятся лидерами

На протяжении всей истории человечества некоторые люди вырастали, занимали или получали должности лидеров. Многие ранние лидеры считались в некотором роде божественными. В некоторых культурах коренных народов шаманы считаются лидерами, потому что они считаются мостами, которые могут соединить духовное и физическое царства. Говорят, что многие ранние короли, королевы и военачальники были одобрены богом для руководства людьми. Сегодня многие лидеры избираются или назначаются на руководящие должности, но большинство из них уже накопили большой опыт работы на руководящих должностях. Некоторых лидеров очень уважают, некоторых боятся, некоторых ненавидят, и многие вызывают ту или иную комбинацию этих реакций. Этот краткий обзор иллюстрирует центральное место лидерства на протяжении всей истории человечества, но только в последние сто лет лидерство стало объектом систематического изучения.

Прежде чем мы перейдем к конкретным подходам к изучению лидерства, давайте проведем различие между назначенными и возникающими лидерами. В целом, некоторые люди больше тяготеют к лидерским ролям, чем другие, и некоторые лидеры назначаются, а другие возникают (Hargie, 2011). Назначенные лидеры официально признаются в своей руководящей роли и могут быть назначены или избраны людьми внутри или вне группы. Назначенные лидеры могут быть особенно успешными, когда другие ищут их для выполнения, а затем принимают на руководящие роли. С другой стороны, некоторые люди стремятся занять руководящие должности не потому, что обладают лидерскими качествами и были успешными лидерами в прошлом, а потому, что у них есть стремление удерживать власть и пользоваться ею. Многие группы изначально не имеют лидера и должны либо назначить лидера, либо ждать его органического появления. Новые лидеры получают статус и уважение благодаря взаимодействию с группой и ее задачами, и другие обращаются к ним как к ресурсу, когда требуется лидерство. Новые лидеры могут сыграть важную роль, когда назначенный лидер неожиданно уходит. Теперь мы обратим наше внимание на три общих взгляда на то, почему одни люди с большей вероятностью становятся назначенными лидерами, чем другие, и как появляются лидеры в отсутствие назначенного лидера или в дополнение к нему.

Лидеры появляются благодаря своим чертам

Подход к изучению лидерства отличает лидеров от последователей на основе черт или личных характеристик (Pavitt, 1999). Некоторые общие черты лидеров связаны с внешним видом, коммуникативными способностями, интеллектом и личностью (Cragan & Wright, 1991). С точки зрения внешности назначенные лидеры, как правило, выше и привлекательнее других членов группы. Это может быть связано с тем, что мы сознательно и/или подсознательно ассоциируем больший размер (с точки зрения роста и телосложения, но не жировых отложений) с силой, а силу с хорошим лидерством. Что касается коммуникативных способностей, лидеры говорят более бегло, имеют более уверенный тон и общаются чаще, чем другие члены группы. Лидеры также умеренно умнее других членов группы, что привлекательно, поскольку лидеры нуждаются в хороших навыках решения проблем. Интересно, что члены группы с меньшей вероятностью назовут или признают нового лидера, который, по их мнению, будет намного умнее их. Наконец, лидеры обычно более экстравертны, напористы и настойчивы, чем другие члены группы. Эти личностные черты помогают привлечь внимание других членов группы, а экспрессивность часто рассматривается как привлекательная и как признак коммуникативной компетентности.

Подход, основанный на чертах характера, дал некоторую полезную информацию о том, как люди видят идеальных лидеров, но не дал ясного понимания того, почему одни люди становятся и являются более успешными лидерами, чем другие. Список идеальных качеств не является окончательным, потому что у хороших лидеров может быть мало этих качеств, если они вообще есть, а у плохих лидеров их может быть много. Кроме того, эти черты трудно изменить или контролировать без особых затрат времени и усилий. Поскольку эти черты устойчивы, у людей не так много возможностей для обучения и развития лидерских навыков, что делает этот подход менее желательным для специалистов по коммуникациям, которые рассматривают лидерство как коммуникативную компетенцию. Вместо того, чтобы рассматривать эти черты как руководство к тому, на что следует обратить внимание при выборе следующего лидера, рассматривайте их как черты, которые обретают смысл благодаря контексту и коммуникативному поведению.

Лидеры появляются из-за ситуации

Эмерджентный подход к изучению лидерства рассматривает, как появляются лидеры в группах, которые изначально не были лидерами, и как ситуационный контекст влияет на этот процесс (Pavitt, 1999). Ситуационный контекст, окружающий группу, влияет на то, какой тип лидера является лучшим. Ситуации могут быть сильно структурированными, сильно неструктурированными или где-то между ними (Cragan & Wright, 1991). Исследования показали, что лидеры с высокой ориентацией на задачу, скорее всего, появятся как в высокоструктурированных контекстах, таких как группа, которая работает над обслуживанием полностью автоматизированного производственного подразделения, так и в крайне неструктурированных контекстах, таких как группа, реагирующая на кризис. Лидеры, ориентированные на отношения, с большей вероятностью появляются в полуструктурированных контекстах, которые менее формальны, и в группах, состоящих из людей, обладающих определенными знаниями, и поэтому им доверяют большую часть своей работы независимо (Fiedler, 19).67). Например, группа местных владельцев бизнеса, которые образуют группу для профессионального общения, скорее всего, предпочтет лидера с ориентированным на отношения стилем, поскольку эти члены группы, вероятно, уже сами по себе являются лидерами и, следовательно, могут возмущаться человеком, который занимает жесткую позицию. стиль, ориентированный на задачу, а не более коллегиальный стиль.

Лидеры появляются по-разному в разных группах, но есть два общих этапа для каждого сценария (Bormann & Bormann, 1988). Первый этап охватывает лишь короткий период, возможно, не более чем часть одной встречи. На этом первом этапе около половины членов группы исключаются из возможности быть лидером группы. Помните, что это неформальный и неявный процесс — в отличие от людей, которых выбирают в команду по кикболу или намеренно проверяют. Но есть некоторые виды коммуникативного поведения, которые влияют на то, кто попадет на следующий этап рассмотрения неформального лидера. Люди, скорее всего, будут исключены из числа кандидатов в лидеры, если они не вносят активного вклада в начальные групповые взаимодействия, если они вносят свой вклад, но плохо общаются, если они вносят свой вклад, но кажутся слишком жесткими или негибкими в своих убеждениях, или если они кажутся неосведомленными о задачах группы. .

На втором этапе формирования лидера начинается более или менее выраженная борьба за лидерство. В одном сценарии кандидат в лидеры подбирает союзника в группе, который выступает в роли сторонника или лейтенанта, подкрепляя идеи и вклад кандидата. Если нет других кандидатов в лидеры или другие не могут подобрать сторонника, кандидат со сторонником, скорее всего, станет лидером. Во втором сценарии есть два кандидата в лидеры, которые оба набирают сторонников и оба являются квалифицированными лидерами. Это приводит к более интенсивной и потенциально длительной борьбе, которая на самом деле может быть неудобной для других членов группы. Хотя два кандидата в лидеры открыто не ссорятся друг с другом и не говорят: «Я должен быть лидером, а не ты!» они оба занимают твердую позицию в отношении целей группы и пытаются влиять на структуру, процедуры и траекторию движения группы. Члены группы, не участвующие в этой борьбе, могут не знать, кого слушать, что может привести к низким задачам и социальной сплоченности и может привести к провалу группы. В некоторых случаях одна команда сторонников-кандидатов отступает, оставляя явному лидеру возможность проявить себя. Но отступивший кандидат по-прежнему будет пользоваться относительно высоким статусом в группе и пользоваться уважением за борьбу за лидерство. Кандидат на второе место может стать помехой для нового нового лидера, ставя под сомнение его или ее решения. Вместо того, чтобы исключать или наказывать кандидата, занявшего второе место, новый лидер должен возложить на него или ее обязанности в группе, чтобы он мог использовать уважаемый статус члена группы.

Лидеры появляются на основе коммуникативных навыков и компетентности

Этот последний подход к изучению лидерства считается функциональным подходом, поскольку он фокусируется на том, как конкретное коммуникативное поведение функционирует для создания условий лидерства. Этот последний подход наиболее полезен для специалистов по коммуникациям и для людей, которые хотят улучшить свои лидерские навыки, потому что поведение лидера (которое поддается обучению и адаптации), а не черты или ситуации (которые часто находятся вне нашего контроля) являются основным предметом изучения. . Как мы уже узнали, любой член группы может демонстрировать лидерские качества, а не только назначенный или появившийся лидер. Поэтому всем нам важно понимать лидерское поведение, даже если мы не собираемся занимать руководящие должности (Cragan & Wright, 19).91).

Коммуникативное поведение, способствующее эффективному лидерству, охватывает три основные области группового общения, включая задачи, процедурные и реляционные функции. Хотя любой член группы может вести себя как лидер, группы обычно имеют модели поведения и ожидания в отношении поведения, когда они достигают нормирующих и исполнительских стадий группового развития. Многие группы встречаются только один или два раза, и в этих случаях вполне вероятно, что назначенный лидер будет выполнять многие функции, чтобы группа начала работу, а затем вмешиваться, чтобы помогать по мере необходимости.

Лидерское поведение, способствующее выполнению групповыми задачами функций, включает предоставление, поиск и оценку информации. Лидеры могут проявлять осторожность при внесении идей, прежде чем запрашивать идеи у членов группы, поскольку вклад лидера может повлиять или повлиять на других в группе, тем самым уменьшая важность различных точек зрения. Точно так же лидер может захотеть получить оценку идей от членов, прежде чем высказать свое собственное суждение. В групповых ситуациях, когда требуется творческий подход для генерирования идей или решений проблемы, руководитель задачи может быть мудрым, чтобы способствовать мозговому штурму и обсуждению.

Это может позволить руководителю следить за «общей картиной» и побуждать членов группы конкретизировать свои идеи или обсуждать их последствия за пределами группы, не добавляя при этом своего собственного мнения. Для обзора, некоторые из ключевых моделей поведения лидера, которые способствуют выполнению связанных с задачами функций группы, включают следующее (Cragan & Wright, 1991):

  • Внесение идей
  • Поиск идей
  • Оценка идей
  • Ищу оценку идеи
  • Визуализация абстрактных идей
  • Обобщение конкретных идей

Лидерское поведение, которое способствует процессуальным функциям группы, помогает направлять группу, когда она переходит от генерации идеи к реализации. Некоторые лидеры лучше справляются с идеями и управлением ими, чем с административными функциями группы. Таким образом, в то время как лидер группы может помочь установить цели группы и определить повестку дня, другой член группы, обладающий большим опытом в групповых операциях, может вмешиваться, чтобы периодически пересматривать и оценивать прогресс в достижении целей и сравнивать работу группы с ее повесткой дня. Также важно проверять между сеансами генерации идей, чтобы прояснить, подвести итоги и оценить уровень согласия членов группы. Очень квалифицированный и опытный лидер может взять на себя основную ответственность за все эти виды поведения, но часто полезно поделиться ими с членами группы, чтобы не перегружать себя. Для обзора некоторые из ключевых моделей поведения лидеров, которые способствуют процедурным функциям группы, включают следующее (Cragan & Wright, 19).91):

  • Целеполагание
  • Составление повестки дня
  • Уточнение
  • Подведение итогов
  • Вербализация консенсуса
  • Обобщение конкретных идей

Лидерское поведение, которое способствует функциям взаимоотношений в группе, включает создание атмосферы участия и инклюзивности, установление норм рефлексии и самоанализа, а также управление конфликтами. Поощряя участие среди членов группы, лидер может помочь подавить людей, которые пытаются монополизировать дискуссию, и создать общую атмосферу открытости и равенства. Лидеры хотят убедиться, что люди не чувствуют себя лично осужденными за их идеи, и что критика остается сосредоточенной на идее, а не на человеке. Безопасный и позитивный климат обычно приводит к более качественному генерированию идей и принятию решений. Лидеры также поощряют членов группы к метакоммуникациям или разговорам о групповом общении. Это может помочь группе определить и начать решать любые межличностные или коммуникативные проблемы, прежде чем они обострятся и отвлекут группу от достижения ее цели. Группа с устоявшимся климатом участия и инклюзивности будет лучше подготовлена ​​к урегулированию конфликта, когда он возникнет. Помните, что конфликт при грамотном разрешении может повысить эффективность группы. Лидеры могут даже спровоцировать продуктивный конфликт, выступая в роли адвоката дьявола или содействуя гражданскому обсуждению идей. Для обзора некоторые из ключевых моделей лидерского поведения, которые способствуют реляционным функциям группы, включают следующее (Cragan & Wright, 19).91):

  • Регулирование участия
  • Изготовление климата
  • Инициирование группового самоанализа
  • Разрешение конфликта
  • Разжигание продуктивного конфликта

Стили лидерства

Учитывая большое количество исследований лидерства, неудивительно, что существует несколько различных способов определения или классификации стилей лидерства. В целом, эффективные лидеры не подходят исключительно к одному стилю ни в одной из следующих классификаций. Вместо этого они способны адаптировать свой стиль руководства к контексту отношений и ситуации (Вуд, 19 лет).77). Один из распространенных способов изучения стиля лидерства — провести различие между авторитарными, демократическими и либеральными лидерами (Lewin, Lippitt, & White, 1939). Эти стили лидерства можно описать следующим образом:

  • Автократические лидеры устанавливают политику и принимают решения в первую очередь самостоятельно, используя власть, заложенную в их титуле или статусе, для определения повестки дня группы.
  • Демократические лидеры содействуют групповым обсуждениям и любят прислушиваться ко всем участникам, прежде чем принимать решение.
  • Лидеры Laissez-faire используют подход «невмешательства», предпочитая давать членам группы свободу принимать и реализовывать свои собственные решения.

Хотя это часто цитируемая модель стилей лидерства, мы более подробно остановимся на модели, которая была разработана через несколько лет после этой. Я решил сосредоточиться на этой более поздней модели, потому что она предлагает больше деталей с точки зрения коммуникативных элементов каждого стиля лидерства. В этой модели используются четыре стиля лидерства: директивный, основанный на участии, поддерживающий и ориентированный на достижение (House & Mitchell, 19).74).

Директивные лидеры

Директивные лидеры помогают создать психологическую структуру для членов своей группы, четко сообщая об ожиданиях, соблюдая график и повестку дня, предоставляя конкретные указания, когда члены группы работают над выполнением своей задачи, и берут на себя инициативу по настройке и общению группы. правила и процедуры. Хотя это больше всего похоже на автократический стиль руководства, упомянутый ранее, он более тонкий и гибкий. Создатели этой модели отмечают, что лидер может быть директивным, но при этом не выглядеть авторитарным. Для этого директивные лидеры должны быть хорошими мотиваторами, которые поощряют продуктивность за счет положительного подкрепления или вознаграждения, а не за счет угрозы наказания.

Директивный стиль руководства эффективен в группах, у которых нет истории и которым может потребоваться руководство для начала выполнения своей задачи. Это также может быть наиболее подходящим методом во время кризисных ситуаций, когда решения должны приниматься в условиях нехватки времени или других чрезвычайных обстоятельств. Когда группы имеют устоявшуюся историю и состоят из людей с уникальными навыками и опытом, директивный подход можно рассматривать как «микроуправление». В этих группах лучшим вариантом может быть более активный стиль.

Лидеры-участники

Лидеры-участники работают над тем, чтобы вовлечь членов группы в процесс принятия решений, запрашивая и рассматривая их мнения и предложения. Когда члены группы чувствуют себя включенными, их личные цели с большей вероятностью совпадают с целями группы и организации, что может повысить производительность. Этот стиль лидерства также может помочь в социализации членов группы, поскольку члены чувствуют, что они могут помочь установить групповые нормы и правила, что влияет на сплоченность и климат. Когда члены группы участвуют больше, они больше верят в нормы и цели группы, что может усилить давление конформизма на новых членов группы. Как мы узнали ранее, в какой-то степени это хорошо, но может стать негативным, когда давление приводит к неэтичному поведению членов группы. В дополнение к консультациям с членами группы за помощью в принятии решений лидеры участия также предоставляют членам группы больше свободы для самостоятельной работы. Это может привести к тому, что члены группы почувствуют доверие и уважение к своим навыкам, что может увеличить их усилия и результаты.

Метод лидерства, основанный на участии, подобен демократическому стилю, описанному ранее, и это стиль лидерства, практикуемый во многих организациях, создавших рабочие группы, которые регулярно встречаются в течение длительного периода времени. Американские компании начали применять более активный и менее директивный стиль управления в 1980-х годах после того, как ученые-организаторы исследовали командную работу и эффективность в японских корпорациях. Японские менеджеры включали сотрудников в процесс принятия решений, что стирало грань между лидером и другими членами группы и повышало производительность. Эти небольшие группы назывались кружками качества, поскольку они сосредоточивались на групповом взаимодействии, направленном на повышение качества и производительности (Cragan & Wright, 19).91).

Поддерживающие лидеры

Поддерживающие лидеры проявляют заботу о потребностях и эмоциях своих последователей. Они хотят поддерживать благополучие членов группы с помощью позитивного и дружелюбного климата в группе. Эти лидеры хорошо умеют уменьшать стресс и разочарование в группе, что помогает создать позитивный климат и повысить позитивное отношение членов группы к задаче и другим членам группы. Как мы узнаем позже, некоторые групповые роли служат для поддержания климата отношений в группе, и несколько членов группы часто выполняют эти ролевые модели поведения. С поддерживающим лидером в качестве модели такое поведение, вероятно, будет осуществляться как часть установленных групповых норм, что может многое сделать для повышения социальной сплоченности. Поддерживающие лидеры не дают безоговорочно положительной похвалы. Они также компетентно предоставляют конструктивную критику, чтобы оспорить и улучшить вклад членов группы.

Поддерживающий стиль лидерства более вероятен в группах, которые в основном ориентированы на отношения, а не на задачу. Например, группы поддержки и терапевтические группы выигрывают от поддерживающего лидера. Хотя поддержание позитивных отношений является важной частью функционирования любой группы, большинству групп, ориентированных на задачу, необходимо уделять больше времени задаче, чем социальным функциям, чтобы эффективно работать над выполнением своей задачи. Квалифицированные директивные или активные лидеры групп, ориентированных на выполнение задач, будут мудрыми, если будут использовать поддерживающее лидерское поведение, когда члены группы испытывают эмоциональный стресс, чтобы предотвратить негативное влияние стресса на отношения на климат и сплоченность группы.

Лидеры, ориентированные на достижения

Лидеры, ориентированные на достижения, стремятся к совершенству и ставят сложные цели, постоянно стремясь к совершенствованию и демонстрируя уверенность в том, что члены группы могут оправдать их высокие ожидания. Эти лидеры часто участвуют в систематическом социальном сравнении, следя за другими аналогичными высокоэффективными группами, чтобы оценить их ожидания и прогресс группы. Этот тип лидерства похож на то, что другие ученые называют трансформационным или дальновидным лидерством, и часто ассоциируется с такими лидерами, как бывший генеральный директор Apple Стив Джобс, ведущий ток-шоу и генеральный директор телевизионной сети Опра Уинфри, бывший президент Билл Клинтон и бизнес-магнат, ставший филантропом Уоррен Баффет. . Лидеры, ориентированные на достижения, вероятно, менее распространены, чем другие стили, поскольку этот стиль требует высокого уровня навыков и приверженности со стороны лидера и группы. Несмотря на редкость, таких лидеров можно найти на всех уровнях групп, начиная от местных школьных советов и заканчивая Fortune 500 компаний. Для того, чтобы приспособиться к этому стилю лидерства, должна существовать определенная групповая динамика. Группы, для которых был бы эффективен стиль лидерства, ориентированный на достижения, обычно создаются намеренно и состоят из членов, обладающих навыками и компетентностью в отношении задач группы. Во многих случаях лидера выбирают специально из-за его или ее репутации и опыта, и даже если члены группы могут не иметь опыта работы с лидером, члены и лидер должны иметь высокую степень взаимного уважения.

«Подключение»

Стив Джобс как лидер, ориентированный на достижения

«Где вы можете найти лидера с такой же готовностью Джобса к провалу, его упорством, настойчивостью и стойкостью, его грандиозным эго, его непоколебимой верой в сам?» (Deutschman, 2012) Эта заключительная строчка статьи после смерти Стива Джобса ясно иллюстрирует выдающуюся личность и экстраординарное стремление лидеров, ориентированных на достижения. Джобс, основавший Apple Computers, был широко известен как провидец с блестящим умом в первые годы своего пребывания у руля Apple (с 19с 76 по 1985 г. ), но он еще не завоевал уважения как бизнес-лидер. Джобс покинул компанию и позже вернулся в 1997 году. После его возвращения Apple достигла своего апогея под его руководством, которое теперь подкреплялось бизнес-знаниями и навыками, которые он приобрел за время, проведенное вне компании. Тот факт, что Джобс смог в значительной степени изучить все тонкости деловой практики, является качеством лидеров, ориентированных на достижения, которые постоянно рефлексируют и оценивают свои навыки и результаты, при необходимости внося коррективы.

Лидеры, ориентированные на достижения, также часто обладают хорошей интуицией, позволяющей им быстро принимать решения, признавая вероятность неудачи, но также демонстрируя устойчивость, которая позволяет им оправляться от ошибок и становиться сильнее. Вместо того, чтобы привлекать экспертов, представлять идеи фокус-группам для обратной связи или подвергать новый продукт маркетинговым исследованиям и испытаниям, Джобс полагался на свою интуицию, что привело к некоторым досадным неудачам и некоторым замечательным успехам, которые затмили неудачи. Хотя Джобс принимал односторонние решения, он в значительной степени полагался на творческий и технический опыт других, которые работали на него и были способны воплотить в реальность его творческие, новаторские и, как говорят некоторые, гениальные идеи. Как и другие лидеры, ориентированные на достижения, Джобс требовал от членов своей группы исключительно высоких стандартов и воспитывал культуру, которая отражала его собственный перфекционизм. Постоянные сравнения с другими технологическими новаторами, такими как Билл Гейтс, генеральный директор Microsoft, подтолкнули Джобса и тех, кто работал на него, к неустанной работе над созданием «следующей большой вещи». Лидеров, ориентированных на достижения, таких как Джобс, описывают как маниакальных, напористых, трудоголиков, перфекционистов, склонных к риску, нарциссов, новаторов и дальновидных. Эти дескрипторы несут в себе положительные и отрицательные коннотации, но часто дают удивительные результаты, когда ими владеет лидер, подобные которому встречаются редко.

  1. Как вы думаете, мог бы Джобс добиться такого же успеха, если бы использовал один из других стилей руководства? Почему или почему нет? Как стиль лидерства, ориентированный на достижения, может хорошо подходить для такой технологической компании, как Apple, или для технологической отрасли в целом?
  2. В каких обстоятельствах вы хотели бы работать на лидера, ориентированного на достижения, и почему? В каких обстоятельствах вы бы предпочли не работать с лидером, ориентированным на достижения, и почему?
  3. Изучите информацию о другом лидере, ориентированном на достижения. Обсудите, чем черты этого лидера похожи и/или отличаются от черт Стива Джобса.

Лидерство и власть

Лидеры помогают членам группы двигаться к достижению их цели, используя различные стратегии мотивации. Типы властных лидеров, которые используют для мотивации, уже давно являются предметом изучения в малых группах. Лидер может обладать или использовать любой из следующих пяти типов власти в разной степени: легитимная, экспертная, референтная, информационная и вознаграждающая/принуждающая (French Jr. & Raven, 1959). Эффективным лидерам не обязательно обладать всеми пятью видами власти. Наоборот, компетентные лидеры знают, как задействовать других членов группы, которые могут лучше использовать тот или иной тип власти в данной ситуации.

Легитимная власть

Сам титул лидера несет с собой законную власть, которая вытекает из официально признанного положения, статуса или титула члена группы. Например, руководитель «Отдела по связям с социальными сетями» розничной сети получает законную власть через титул «директор по связям с социальными сетями». Тем не менее, важно отметить, что обозначение человека со статусом или властью не означает, что члены группы уважают или признают эту власть. Даже имея титул, лидеры все равно должны заслужить способность обеспечивать лидерство. Однако из пяти типов власти только лидер, скорее всего, обладает законной властью.

Сила эксперта

Сила эксперта исходит из знаний, навыков или опыта, которыми обладает член группы, а другие члены группы — нет. Например, несмотря на то, что все сотрудники отдела по связям с социальными сетями имеют опыт работы с компьютерами, сотрудник по информационным технологиям (ИТ) обладает экспертными полномочиями, когда дело доходит до компьютерных сетей и программирования. Из-за этого, даже несмотря на то, что директор может иметь более высокий статус, он или она должны подчиняться ИТ-специалисту в случае сбоя офисной сети. Лидер, обладающий законной и экспертной властью, может играть центральную роль в определении направления группы, способствуя решению проблем и помогая группе достичь ее цели. В группах с назначенным лидером, который опирается в первую очередь на законную власть, член со значительным объемом экспертной власти может выступать в качестве неофициального второстепенного лидера.

Референтная сила

Референтная сила зависит от привлекательности, симпатичности и харизмы члена группы. Как мы узнали ранее, руководителями часто выбирают более физически привлекательных и общительных людей. Это может быть связано с их референтной силой. Референтная сила также зависит от репутации человека. Член группы может иметь референтную власть, если он или она пользуется большим уважением за пределами группы за предыдущие достижения или даже потому, что он или она известны как надежный и способный член группы. Как и законная власть, тот факт, что человек обладает референтной властью, не означает, что он или она обладает талантом, навыками или другими характеристиками, необходимыми для фактического руководства группой. Человек может просто нравиться, но не иметь соответствующих знаний о задаче группы или опыте лидерства. Некоторым группам действительно нужен такой тип лидера, особенно если этот человек призван привлекать внешнее внимание и служить скорее «подставным лицом», чем регулярно действующим членом группы. Например, группа, созданная для сбора средств для музея науки и природы, может выбрать бывшего мэра, местную знаменитость или астронавта НАСА в качестве своего лидера из-за его или ее референтной власти. В этой ситуации для группы, вероятно, было бы лучше иметь второго лидера, который занимается выполнением задач и решением проблем внутри группы.

Информационная власть

Информационная власть проистекает из способности человека получать доступ к информации, поступающей по неформальным каналам и хорошо налаженным социальным и профессиональным сетям. Мы уже узнали, что информационные сети являются важной частью структуры группы и могут влиять на доступ группы к различным ресурсам. Когда говорят, что член группы обладает «ноу-хау», он обладает информационной властью. Знания не всегда могут быть официальными, но они помогают группе решать проблемы и добиваться цели. Люди развивают информационную мощь за годы взаимодействия с другими, установления связей, построения и поддержания межличностных и инструментальных отношений. Например, группе, созданной для сбора средств для музея науки и природы, возможно, потребуется задействовать неофициальные информационные сети, чтобы найти потенциальных доноров, получить информацию о том, что местные преподаватели естественных наук порекомендовали бы для выставок, или заказать группу, готовую участвовать в выставках. выступить бесплатно на благотворительном концерте.

Сила поощрения и принуждения

Последние два типа власти, поощрения и принуждения, связаны между собой. Сила вознаграждения исходит из способности члена группы обеспечить положительный стимул в качестве стратегии достижения согласия, а сила принуждения исходит из способности члена группы обеспечить отрицательный стимул. Лидерам и другим членам группы может быть трудно управлять этими двумя типами власти, потому что их использование может привести к межличностному конфликту. Сила поощрения может быть использована почти любым членом группы, если он или она положительно отзывается об идее другого члена группы, благодарит за тяжелую работу или похлопывает по спине. Из-за ограниченных ресурсов многие лидеры разочарованы своей неспособностью дать достойные материальные вознаграждения членам группы, такие как призы, бонусы или надбавки. Кроме того, использование власти вознаграждения может показаться кому-то банальным или патерналистским или может вызвать обвинения в фаворитизме или зависти среди членов группы, которые не получают награду.

Сила принуждения, поскольку она влечет за собой наказание или отрицательное поощрение, может привести к межличностным конфликтам и негативному групповому климату, если ею злоупотреблять или использовать ненадлежащим образом. В то время как любой лидер или член группы может угрожать другим, лидеры, обладающие законной властью, обычно находятся в лучшем положении для применения силы принуждения. В таких случаях сила принуждения может проявляться в потере заработной платы и/или привилегий, исключении из группы или увольнении (если групповая работа связана с работой). Во многих волонтерских группах или группах, в которых отсутствуют формальные правила и процедуры, лидерам сложнее использовать силу принуждения, поскольку они не могут назначать официальные наказания. Вместо этого принудительная власть, скорее всего, примет форму межличностных наказаний, таких как игнорирование членов группы или исключение их из групповой деятельности.

«Получить реальность»

Лидерство как основа карьеры

Как мы уже узнали, у лидеров есть общие черты, некоторые из которых являются более врожденными и естественным образом задействованными, чем другие. Успешные лидеры также развивают и совершенствуют лидерские качества и модели поведения, с которыми они «не рождаются». Поскольку лидерство во многом основано на навыках и поведении, никогда не рано начать развивать себя как лидера. Планируете ли вы начать свой первый карьерный путь сразу после окончания колледжа, вернулись ли вы в колледж, чтобы сменить профессию, или вы учитесь в колледже, чтобы помочь вам быстрее продвигаться по текущему карьерному пути, вы уже должны были работал над вашими лидерскими качествами в течение многих лет; это не то, с чего вы хотите начать свой первый день на новой работе. Поскольку лидеры должны уметь опираться на богатый личный опыт, чтобы решать проблемы, общаться с другими и мотивировать других на выполнение задачи, вам следует начать искать лидерские позиции в школе и/или общественных группах. Поскольку вы, возможно, еще не уверены в своем профессиональном пути, постарайтесь за несколько лет получить различные должности, которые, как правило, можно перевести в профессиональный контекст. В этих ролях работайте над созданием репутации этичного лидера и лидера, который берет на себя ответственность, а не играет в «игру с обвинением». Лидеры по-прежнему должны быть хорошими командными игроками и часто должны брать на себя роли и обязанности, которые другие члены группы не хотят. Вместо того, чтобы жаловаться или ожидать признания вашей «дополнительной работы», примите эти обязанности с энтузиазмом и будьте готовы к тому, что ваша тяжелая работа останется незамеченной. Многое из того, что делает хороший лидер, происходит на заднем плане, публично не хвалится и не признается. Даже когда группа добивается успеха благодаря вашей усердной работе в качестве лидера, вы все равно должны быть готовы разделить эту похвалу с другими, кто помог, потому что, хотя вы, возможно, работали больше всего, вы не сделали это в одиночку.

По мере того, как вы накапливаете свой опыт и репутацию лидера, будьте готовы к тому, что ваша рабочая нагрузка будет расти, а ваши навыки межличностного общения станут более важными. Как только вы встанете на путь карьеры, вы можете использовать этот предыдущий опыт лидерства и стать волонтером или активизироваться, когда возникнет необходимость, что может помочь вам быть замеченным. Конечно, вы должны быть в состоянии выполнять свои обязательства, что требует дисциплины и самоотверженности. Хотя вы можете быть взволнованы, чтобы доказать свои лидерские качества на своем новом карьерном пути, я предостерегаю вас от того, чтобы не брать на себя слишком много слишком быстро. Молодому и/или новому члену рабочей группы легко переутомиться, так как более опытные члены группы рады тому, что есть человек, с которым они могут разделить часть своих рабочих обязанностей. Надеюсь, ваш предыдущий опыт руководства вселит в вас уверенность в том, что члены вашей группы это заметят. Людей привлекает уверенность, и они хотят следовать за теми, кто ее демонстрирует. Помимо уверенности, хорошие лидеры также развивают динамизм, который представляет собой набор коммуникативных моделей поведения, передающих энтузиазм и создающих энергичный и позитивный климат. Как только уверенность и динамизм привлекают хорошую команду людей, хорошие лидеры способствуют качественному взаимодействию между членами группы, укрепляют сплоченность и извлекают выгоду из синергии группового общения, чтобы найти дальновидные решения проблем. Хорошие лидеры также продолжают развивать навыки, чтобы стать лучшими лидерами. Лидеры прекрасно наблюдают за поведением людей и способны оценивать ситуации, используя контекстуальные подсказки и невербальное общение. Затем они могут использовать эти знания, чтобы адаптировать свое общение к ситуации. Лидеры также обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, что позволяет им лучше ощущать, понимать и реагировать на эмоции других, а также лучше контролировать собственные проявления эмоций. Наконец, хорошие лидеры продвигают свою карьеру, проявляя рефлексию и регулярно оценивая свои сильные и слабые стороны как лидера. Поскольку наше восприятие часто искажено, также хорошо, когда коллеги и наставники/руководители дают вам официальную оценку вашей работы, делая явные комментарии о поведении руководства. Как видите, работа руководителя только усложняется по мере продвижения по карьерной лестнице. Но с навыками, полученными в течение многих лет все более сложной роли лидера, лидер может адаптироваться и управлять этой растущей сложностью.

  1. Какие руководящие должности вы уже занимали? Каким образом они могут подготовить вас к более сложным и специфичным для вашей карьеры руководящим позициям, которые вы, возможно, займете позже?
  2. Какие коммуникативные компетенции, по вашему мнению, наиболее важны для лидера и почему? Как вы оцениваете компетенции, которые считаете наиболее важными?
  3. Кого вы знаете, кто мог бы дать вам конструктивный отзыв о ваших лидерских качествах? Как вы думаете, что сказал бы этот человек? (Вы можете подумать о том, чтобы спросить человека об обратной связи).

Ключевые выводы

  • Лидеры выполняют групповую роль, связанную со статусом и властью внутри группы, которые могут формально или неформально признаваться людьми внутри и/или вне группы. Хотя в группе обычно есть только один или два официальных лидера, все члены группы могут выполнять функции лидера, которые представляют собой комплекс убеждений, моделей общения и поведения, влияющих на функционирование группы и продвигающих группу к завершению своей деятельности. задачи.
  • Есть много точек зрения на то, как и почему люди становятся лидерами:

    • Назначенные лидеры официально признаются в своей руководящей роли и могут быть назначены или избраны.
    • Новые лидеры получают статус и уважение благодаря взаимодействию с группой и ее задачами, и другие обращаются к ним как к ресурсу, когда требуется лидерство.
    • Подход к изучению лидерства, основанный на признаках, отличает лидеров от последователей на основе черт или личных характеристик, таких как внешний вид, коммуникативные способности, интеллект и личность. Хотя этот подход полезен для понимания того, как люди представляют себе идеальных лидеров, он не дает специалистам по коммуникациям достаточного понимания того, как можно изучать и развивать лидерство как навык.
    • Ситуационный контекст также влияет на появление лидеров. Необходимы разные стили и навыки лидерства в зависимости от уровня структуры, окружающей группу, от того, как групповые взаимодействия проявляются на первых встречах, а также от того, происходит ли борьба за лидерство.
    • Лидеры также появляются на основе коммуникативных навыков и компетентности, поскольку определенные коммуникативные модели поведения создают условия для лидерства. Этот подход наиболее полезен для специалистов по коммуникациям, потому что в нем лидерство рассматривается как набор коммуникативных моделей поведения, которым можно научиться и адаптироваться, а не как черты или ситуационные факторы, которые часто находятся вне нашего контроля.
  • Лидеры могут придерживаться директивного, партиципативного, поддерживающего или ориентированного на достижения стиля.

    • Директивные лидеры помогают создать психологическую структуру для членов своей группы, четко сообщая об ожиданиях, соблюдая расписание и повестку дня, предоставляя конкретные рекомендации по мере того, как члены группы работают над выполнением своей задачи, и берут на себя инициативу по установлению и доведению до сведения групповых правил и процедур.
    • Активные лидеры работают над тем, чтобы вовлечь членов группы в процесс принятия решений, запрашивая и рассматривая их мнения и предложения.
    • Поддерживающие лидеры проявляют заботу о потребностях и эмоциях своих последователей.
    • Лидеры, ориентированные на достижения, стремятся к совершенству и ставят сложные цели, постоянно стремясь к совершенствованию и демонстрируя уверенность в том, что члены группы могут оправдать их высокие ожидания.
  • Лидеры и другие члены группы продвигают свои группы к успеху и/или выполнению своей задачи, используя различные типы силы.

    • Легитимная власть проистекает из официально признанной власти, статуса или титула члена группы.
    • Экспертная сила основывается на знаниях, навыках или опыте, которыми обладает член группы, а другие члены группы — нет.
    • Референтная сила исходит из привлекательности, симпатичности и харизмы члена группы.
    • Информационная власть исходит из способности человека получать доступ к информации, поступающей по неформальным каналам и хорошо налаженным социальным и профессиональным сетям.
    • Сила вознаграждения исходит из способности члена группы обеспечить положительный стимул в качестве стратегии достижения согласия, а сила принуждения исходит из способности члена группы обеспечить отрицательный стимул (наказание).

Ссылки

Борман, Э. Г., и Нэнси С. Борманн, Эффективное общение в малых группах , 4-е изд. (Санта-Роза, Калифорния: Берджесс, Калифорния, 1988), 130–33.

Краган, Дж. Ф., и Дэвид В. Райт, Общение в обсуждениях в малых группах: комплексный подход , 3-е изд. (Сент-Пол, Миннесота: West Publishing, 1991), 120.

.

Дойчман, А., «Выход из короля», The Daily Beast , 21 сентября 2011 г., по состоянию на 23 августа 2012 г., http://www.thedailybeast.com/newsweek/2011/08/28/steve-jobs -американский-гений.html.

Фидлер, Ф. Э., Теория эффективности лидерства (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1967).

French Jr., JRP, and Bertram Raven, «Основы социальной власти», в Studies in Social Power , ed. Дорвин Картрайт (Анн-Арбор, Мичиган: Институт социальных исследований, 1959), 150–67.

Hargie, O., Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследования, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 456.

Хаус, Р. Дж., и Терренс Р. Митчелл, «Путь-цель теории лидерства», стр. 9.0007 Журнал современного бизнеса 3 (1974): 81–97.

Левин К., Рональд Липпитт и Ральф К. Уайт, «Модели агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате», Журнал социальной психологии 10, вып. 2 (1939): 269–99.

Павитт, К., «Теоретические представления об отношениях группового общения и лидерства», в Справочник по теории и исследованиям группового общения , изд. Лоуренс Р. Фрей (Thousand Oaks, CA: Sage, 1999), 313.

Вуд, Дж. Т., «Лидерство в целенаправленных дискуссиях: исследование адаптивного поведения», Communication Monographs 44, no. 2 (1977): 152–65.

10 способов, которыми лидеры могут помочь своим командам

«В конце концов, лидерство — это не славные венчающие дела. Речь идет о том, чтобы ваша команда была сосредоточена на цели и мотивирована делать все возможное для ее достижения, особенно когда ставки высоки и последствия действительно имеют значение. Речь идет о том, чтобы заложить основу для успеха других, а затем отступить и позволить им сиять».

— Крис Хэдфилд, астронавт и бывший командир Международной космической станции*  

Что отличает великого лидера?

Когда Крис Хэдфилд командовал Международной космической станцией, он понял, что речь идет не о стремлении к личному величию, чтобы хорошо выглядеть.

Вместо этого он обнаружил, что превосходное лидерство заключается в создании людей вокруг вас: в доверии к ним, расширении их возможностей и, в конечном счете, в предоставлении им возможности поделиться своим опытом, чтобы команда могла стать чем-то большим, чем сумма ее частей.

Другими словами, эффективное лидерство и развитие культуры эффективной командной работы идут рука об руку.

Более эффективное сотрудничество

Работайте вместе с контекстом, прозрачностью и подотчетностью. Благодаря повышенной наглядности и улучшенному общению вы можете сохранить совместную работу в основе всего, что вы делаете.

Попробуйте Teamwork бесплатно

Важность командной работы и лидерства

Почему командная работа и лидерство важны? Вместе они обеспечивают ясность для вашей команды и напрямую влияют на видение вашей компании.

Но как эти результаты выглядят на практике? И, что более важно, какие действия вы можете предпринимать каждый день, чтобы помочь своей команде добиться успеха?

Сегодня мы рассмотрим основные характеристики хорошего лидера, а затем 10 способов помочь вашей команде лучше и сплоченнее работать вместе.

Характеристики хорошего лидера

Создание атмосферы командной работы начинается с установления доверия и взаимопонимания; будучи лидером, за которым хотят следовать команды. Лучшие лидеры обладают следующими характеристиками — независимо от их стиля руководства или личности.

Сильный коммуникатор

Лидерство по своей сути зависит от людей. Да, есть KPI и продукты, которые нужно доставлять, но вы не управляете KPI: вы ведете людей.

Имея это в виду, возможно, нет такой важной характеристики для лидера, как эффективные коммуникативные навыки. Каждый божий день вы будете общаться: мотивировать, инструктировать, исправлять и еще сотню вещей.

Если вы являетесь позиционным руководителем (или руководителем с неруководящей должности ), которому не хватает уверенности в этой области, рассмотрите возможность инвестирования в обучение или практики, которые помогут вам стать лучше и обрести уверенность.

Эмоциональный интеллект (EQ)

Говоря о работе с людьми: лидеры должны уметь понимать и приспосабливаться к эмоциям других, включая невербальные и контекстуальные сигналы. Великие лидеры выходят за рамки простого определения эмоций других — они обладают навыками межличностного общения, помогающими другим управлять своими эмоциональными реакциями и подталкивать команды и отдельных лиц к правильным результатам.

Это эмоциональный интеллект, или EQ — важнейший навык для всех, кто работает с другими, особенно с лидерами , и он необходим для руководства командой через пять этапов развития команды . Вы будете использовать эти навыки повсюду, особенно на этапе «штурма».

Аналитический

Сильные лидеры также склонны демонстрировать сильные аналитические способности. Лидер-аналитик может проанализировать ситуацию, рассмотреть возможные пути и вероятные результаты и наметить курс, который, скорее всего, приведет к успеху. Этот набор навыков представляет ценность независимо от вашей роли, и он становится тем более ценным, чем больше авторитета у человека.

10 способов, которыми лидеры могут помочь управлять своими командами

Помимо этих характеристик или качеств эффективных лидеров, каждый лидер может предпринять действенные шаги, чтобы лучше руководить командой и поощрять более слаженную работу. Подумайте о реализации одной или нескольких из этих 10 идей в течение следующей недели.

1) Способствуйте открытому и честному общению

Создайте среду, в которой поощряются открытость и честность во всех аспектах общения. Попросите людей поделиться своими взглядами и рассказать о препятствиях на их пути. Спросите (и выслушайте) обратную связь. Не бойтесь задавать вопросы сами. (Вот пять, на самом деле, вы должны добавить к своей обычной практике.) Прежде всего, убедитесь, что у членов вашей команды есть свободный путь к вашей двери, если они в ней нуждаются.

Связанный: Попробуйте эти 5 быстрых побед, чтобы сделать вашу команду более прозрачной.

Полезные средства коммуникации

2) Постановка совместных целей

В самом начале цели должны быть четко поставлены и определены. Чтобы сделать это правильно с самого начала, может потребоваться немного дополнительного времени и планирования, но это приносит большие дивиденды. Для лучших результатов:

  • Команда должна принять цели (поэтому планируйте их вместе).

  • Все участники должны быть согласованы в отношении того, как выглядит успех (поэтому в самом начале изложите подробные KPI ).

  • Лидеры должны признавать и поддерживать команду на протяжении всего процесса (поэтому проверяйте ее почаще и при необходимости давайте рекомендации).

Связанные: Правильно ставьте цели с помощью этой шпаргалки или прочитайте нашу электронную книгу .

Важность KPI и OKR

По мере того, как вы ставите цели вместе со своими командами, полезно помещать эти цели в структуру и основывать их на реальных показателях и данных. OKR (цели и ключевые результаты) обеспечивают эту основу, а отслеживание соответствующих ключевых показателей эффективности (KPI) дает вам метрики и данные о том, что ваша команда в настоящее время выполняет.

OKR по своей природе предполагают сотрудничество, что способствует вовлечению команды и повышает заинтересованность. Они также хорошо определяют успех: ключевые результаты ведут к цели или служат вехами на пути.

3) Отметить их успех

Молодцы, команда! Никогда не забывайте хвалить хорошие командные усилия, идеи или достигнутые цели. Поделитесь успехами своей команды со всей компанией и помогите им стать лидерами. Вы даже можете организовать обед или ужин для больших побед, где каждый член команды может поделиться достижением. Как бы вы ни решили отметить момент, сделайте это вместе.

Похожие: Как выразить благодарность вашей команде

Прикольные способы отпраздновать успех
  • Отпразднуйте успешный проект экскурсией (о компании).

  • Распределенные или виртуальные команды не могут выходить на улицу, но они могут заниматься такими видами деятельности, как виртуальная квест-комната.

  • Используйте инструменты цифрового распознавания или похвалы (например, в Microsoft Teams).

  • Отмечайте выдающихся участников материальной наградой (значком, трофеем и т.  д.) — проявите творческий подход, создав значимый и беззаботный «трофей».

  • Для небольших успехов с внутренними командами еда всегда подходит.

4) Позвольте членам команды решать проблемы

Вместо того, чтобы навязывать решения, поощряйте членов команды к мозговому штурму и разработке собственных предложений. Предоставляя вашей команде пространство (физическое, метафорическое, или даже виртуальное с помощью Teamwork Spaces ) для поиска правильного решения и предложения своих идей, вы можете дать им возможность мыслить творчески, развить уверенность в себе и воспитать чувство сопричастности.

Связанный: 6 способов улучшить управление высокопроизводительными командами

Полезные советы по решению проблем
  • Прежде чем приступить к решению проблемы, убедитесь, что он может точно сформулировать проблему.

  • Слушайте больше, чем считаете нужным.

  • Дайте возможность всем сторонам поделиться и отстаивать свою позицию.

  • Поощряйте команду к самостоятельному принятию общего решения.

  • Если это не удается, как лидер, вы должны спокойно и твердо сделать выбор — и объяснить причины своего решения.

5) Обеспечить адекватные ресурсы и обучение

Хороший лидер не просто помогает членам своей команды выполнять их текущую работу. Великие лидеры помогают им найти возможности для продвижения, чтобы развивать свои навыки и продвигаться по карьерной лестнице. Поддержите свою команду, предоставив им ресурсы, необходимые для достижения успеха и перехода на следующий уровень.

Связанный: Дополнительные советы о том, как сохранить свои лучшие таланты.

Инструменты адаптации для плавного перехода
  • Работайте с персоналом над созданием программы адаптации, чтобы процесс был согласован между менеджерами.

  • BambooHR Onboarding организует и автоматизирует процесс.

  • Wistia — отличная платформа для создания брендированного видеоконтента (для видеообучения и онбординга).

6) Держите себя подотчетным

Когда вы руководите, не всегда все идет идеально гладко. Возможно, вы даже сделаете несколько плохих звонков. (Эй, вы же всего лишь человек.) Когда что-то идет не так — когда проект идет не по плану, когда масштаб внезапно меняется , когда случается непредвиденное — вам нужно встретить это лицом к лицу. Возьмите на себя ответственность и работайте со своей командой, чтобы решить проблемы и вернуться к цели.

Советы по подотчетности
  • Продемонстрируйте эффективные навыки тайм-менеджмента, выполняя собственные задачи вовремя. Это демонстрирует сильные лидерские качества и показывает всей вашей команде, что вы практикуете то, что проповедуете.

  • Приносить извинения, когда это уместно — будь то отдельные члены команды или большая группа людей, извинения от лидера демонстрируют уязвимость и открытость. Вы покажете, что все еще работаете над своими компетенциями и слабостями, и готовы признать, что вы не правы.

  • Сосредоточьтесь на результатах, а не только на выполнении задачи. Вы можете отметить каждую ячейку в своем списке дел, но если ваша команда не достигает надлежащего результата, вся команда — и вы — разделяете вину. «Я сделал свою часть работы» показывает мышление, ориентированное на задачу. «Как мы можем добиться большего успеха» или «Чем я могу помочь» показывают нацеленность на результат.

7) Держите в поле зрения общую картину

Как лидеру вам необходимо найти баланс между увеличением деталей и уменьшением масштаба, чтобы увидеть общую картину. Другими словами, вы должны следить за тем, чтобы ваша команда выполняла повседневные задачи, не упуская из виду общие цели, над которыми вы работаете, и то, как команда способствует достижению этих целей.

Это уравновешивание, но это то, чему должен научиться любой великий лидер.

Почему важно мыслить масштабно

Подобно сосредоточению на результатах, масштабное мышление не требует охоты на кроликов или тушения пожаров целыми днями. Да, пожары нужно тушить, но кто-то должен нести ответственность за переориентацию команды, как только дым рассеется. Если вы сможете сохранить правильный фокус, вы стабилизируете свою команду и поможете им найти синергию.

8) Проявите сочувствие

По словам Саймона Синека, автора вдохновляющих книг о лидерстве, эмпатия «является самым важным инструментом в наборе инструментов лидера ». Просто спросите: «Все в порядке?» демонстрирует, что вы заботитесь о члене команды, и помогает строить отношения .

Связанный: Другие уроки, которые мы узнали о работе с людьми

Примеры чуткого подхода повестка дня отходит на второй план. Смягчите свой тон и спросите, чем вы можете помочь.

  • Когда возникают проблемы с производительностью (скажем, постоянное опоздание начинает работать), задавайте вопросы, прежде чем переходить к последствиям. Мы не предлагаем проявлять невмешательство в отношении неправомерных действий. Но мы предлагаем спросить сотрудника о факторах, способствующих опозданиям.

  • Когда члены команды расстроены, не переходите сразу к решениям. Во-первых, войдите в разочарование — выясните первопричину и подтвердите это разочарование. Тогда вы готовы применять решения.

  • 9) Постройте прочные отношения один на один

    Встречи один на один — отличный способ для руководителя группы наладить отношения. Они также позволяют каждому члену команды выдвигать свои аргументы в пользу личного улучшения или поднимать проблемы, мешающие им работать лучше. Слушайте, что говорят члены вашей команды, и делайте все возможное, чтобы поддержать их.

    Связанный: Как превратить жесткую обратную связь в действенный совет строить отношения с вашей командой, даже если вы удаленно ).

    Советы по построению отношений
    • Кофе с боссом: Пригласите членов команды на кофе (обычно вдвоем кажется более естественным, чем один на один). Не говорите о работе. Спросите об их собаках, детях, увлечениях и расскажите о своих. (Виртуальные команды = виртуальный кофе-брейк, санкционированное «непродуктивное» время с боссом.)

    • Начало неструктурированного собрания: Не вмешивайтесь в собрания команды или отдела слишком быстро. Намеренно оставьте несколько минут в начале для неструктурированного разговора, который может привести к импровизированному тимбилдингу. Эти неструктурированные старты естественно работают в личном общении — люди начинают говорить, и отношения развиваются. Для виртуальных команд вам может потребоваться подсказка с некоторыми вопросами («Кто-нибудь делает что-нибудь интересное на этих выходных?»).

    10) Завоевать уважение

    Великие лидеры проявляют уважение к членам команды разными способами, в частности, вовлекаясь в команду и работая с ней. Великие лидеры не боятся признавать ошибки и идти на риск. Они понимают, что уважение зарабатывается через сочувствие, сострадание и доверие.

    Почему взаимное уважение важно в организации

    Обычно команды не доверяют лидеру, которого не уважают, и не следуют за ним добровольно. Они будут неохотно следовать за ней, когда им угрожают, но это не способ построить позитивную культуру. Заслужить это уважение — ключ к завоеванию доверия и желающих подписаться.

    С другой стороны, члены команды, которые знают, что их руководитель уважает их, мотивированы и наделены полномочиями делать больше и работать с большей автономией.

    Приведите свою команду к успеху с помощью Teamwork

    Быть лидером постоянно приходится сталкиваться с новыми проблемами, особенно в нашем все более отдаленном мире. Но, вооружившись этими 10 стратегиями, у вас теперь есть дорожная карта для улучшения командной работы, общения и доверия.

    Еще одним компонентом доверия и командной работы является наглядность. Когда совершенно ясно, кто что делает и почему, команды могут двигаться вперед изящно и быстро. Командная работа обеспечивает видимость проектов, раскрывая тайну и позволяя всем членам команды работать вместе для достижения общей цели.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts