РУССО, ЖАН-ЖАК | Энциклопедия Кругосвет
РУССО, ЖАН-ЖАК (Rousseau, Jean-Jacques) (1712–1778), французский философ, писатель, композитор. Родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья принадлежала к зажиточным гражданам. Мать умерла родами, отец оставил Жан-Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси. В 1725, после испытательного срока в конторе нотариуса он стал учеником гравера. В 1728 бежал от мастера и по протекции молодой новообращенной католички г-жи де Варанс определился в семинарию в Турине, был обращен и несколько недель спустя стал слугой в доме г-жи де Верселис. После ее смерти, когда производили опись имущества, Руссо украл маленькую ленту и, уличенный, заявил, что лента досталась ему в подарок от горничной. Наказания не последовало, но позже он признавался, что проступок был первой побудительной причиной приняться за Исповедь (Confessions). Побыв лакеем в другом аристократическом доме и не соблазнившись возможностью добиться повышения, Жан-Жак вернулся к г-же де Варанс, которая поместила его в семинарию для подготовки к духовному званию, однако он больше интересовался музыкой и был изгнан из семинарии уже через два месяца. Органист собора взял его к себе учеником. Через полгода Руссо сбежал и от него, сменил имя и странствовал, выдавая себя за француза-музыканта. В Лозанне он устроил концерт из собственных композиций и был осмеян, после чего жил в Невшателе, где обзавелся несколькими учениками. В 1742 уехал в Париж с багажом, состоявшим из изобретенной им нотной системы, пьесы, нескольких стихотворений и рекомендательного письма от настоятеля кафедрального собора в Лионе.
Его нотная система не вызвала интереса. Пьесу не хотел ставить ни один театр. Деньги уже кончались, когда некий сердобольный иезуит ввел его в дома влиятельных дам, с состраданием выслушавших стихи о перенесенных им бедствиях и пригласивших приходить к обеду всякий раз, как ему вздумается. Он свел знакомство со многими видными деятелями, писателями, учеными, музыкантами, включая блестящего юного Д.Дидро, будущего главу Энциклопедии, который вскоре сделался его близким другом. В 1743 Руссо стал секретарем французского посланника в Венеции, уволившего его уже на следующий год. Вернувшись в Париж, он пылал возмущением против аристократов, не пожелавших за него вступиться. Сцены из его оперы Влюбленные музы (Les Muses galantes) с успехом ставились в салоне г-жи де Лапуплиньер, жены сборщика налогов. Примерно в эту пору у него появилась любовница – служанка Тереза Левассер, которая, по его признанию, родила пятерых детей (1746–1754), отданных в воспитательный дом.
В 1750 Рассуждение о науках и искусствах (Discours sur les arts et les sciences) принесло ему премию Дижонской академии и нежданную славу. В трактате утверждалось, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость. Это радикальное осуждение прогресса при всей своей парадоксальности не являлось чем-то новым, однако внове были стиль Жан-Жака и его тон, вызвавшие, по свидетельству современника, «почти всеобщий ужас».
Дабы жить в согласии со своими принципами, он выработал программу «независимости и бедности», отказался от предложенной ему должности кассира в финансовом ведомстве и переписывал ноты по десять сантимов за страницу. К нему валили толпы посетителей. Он отказывался от всех (или почти от всех) подношений. Его комическая опера Деревенский колдун (Le Devin du village) была исполнена в Фонтенбло в присутствии короля, и на следующий день ему надлежало появиться при дворе. Хотя это означало, что ему будет назначено содержание, он не пошел на аудиенцию. В 1752 была представлена пьеса Нарцисс (Narcisse), с треском провалившаяся. Когда Дижонская академия предложила в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства», он написал Рассуждение о неравенстве (Discours sur l’inégalité, 1753), где самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм были названы первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии подвергалось осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами. Нередко высказывая фантастические суждения о прошлом, Жан-Жак хорошо знал, каковы условия настоящего. Он раскрыл сокровенную сущность деградирующего общественного устройства, которая заключена в противоречии между «жизнью большинства, протекающей в бесправии и нищете, тогда как горстка власть имущих находится на вершине славы и богатства». Последовали ответы несогласных, и в завязавшейся дискуссии Жан-Жак продемонстрировал качества великолепного полемиста.
Посетив Женеву и вновь сделавшись протестантом, Руссо принял в дар от г-жи д’Эпине, с которой познакомился несколькими годами ранее, домик в долине Монморанси – «Эрмитаж». Безответная любовь к ее свояченице г-же д’Удето, а также ссоры между г-жой д’Эпине и Дидро заставили Руссо отказаться от мечты об уединении; в декабре 1757 он перебрался на близлежащую полуразрушенную ферму Монлуи. Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (Lettre à d’Alembert sur les spectacles, 1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли назывались школой аморальности как личной, так и общественной, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 была напечатана Юлия, или Новая Элоиза (Julie,ou la Nouvelle Héloïse), в 1762 – Общественный договор (Le Contrat social) и Эмиль, или О воспитании (Émile, ou de l’Education).
Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, а правительство распорядилось (11 июня 1762) арестовать автора. Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии). Женева лишила его прав своего гражданина. Появившиеся в 1764 Письма с горы (Lettres de la montagne) ожесточили либерально настроенных протестантов. Руссо уехал в Англию, в мае 1767 вернулся во Францию и после скитаний по многим городам в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди, которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах. В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата самая захватывающая его книга Прогулки одинокого мечтателя (Rêveries du promeneur solitaire). В мае 1778 Руссо уединился в Эрменонвиле, в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом, и умер там от апоплексического удара 2 июля 1778.
Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом. Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых. «Благородный дикарь», нигде у Руссо не упомянутый (и, разумеется, не превозносимый), долгое время ошибочно считался воплощением его идеала. С другой стороны, его Общественный договор было принято трактовать как предвосхищение идеологии тоталитарных режимов. Но Руссо как апологет тоталитаризма – такой же миф, что и Руссо-пропагандист опрощения. Сам он неизменно подчеркивал единство своей доктрины: человек, который по природе добр, должен познать эту природу и довериться ей. Подобное невозможно в обществе, где верховное значение придают рациональности и умственным выкладкам. Ранние трактаты Руссо при всех их крайностях и бросающейся в глаза односторонности проторяют путь к его зрелым сочинениям. Какие-то проявления неравенства неизбежны, поскольку они естественны, но существует и противоестественное неравенство, например резкие различия в степени благосостояния, и оно должно исчезнуть. Человек вынужден существовать в иерархическом обществе, где добродетелями признают то, что на самом деле является пороком: обходительность, основывающаяся на лжи, презренная забота о своем положении, не знающая удержу жажда обогащения, стремление приумножать собственность. В Эмиле Руссо обрисовывает целую программу, названную им «негативным воспитанием», которая, он убежден, покончит с поклонением ложным богам. Наставник (ясно, что это идеальный портрет самого Руссо) воспитывает Эмиля в уединении, дабы ему не привились пагубные понятия, и обучает по методу, обеспечивающему развитие заложенных в нем способностей. Нет и следа пренебрежения умственным ростом, но, поскольку из всех человеческих дарований интеллект формируется последним, он позже всего остального должен становиться предметом внимания и забот воспитателя. Глупо, занимаясь с ребенком, даже касаться моральных или религиозных вопросов, ведь это значило бы обращаться с учеником как со взрослым человеком. Таким образом, вовсе не являясь приверженцем иррациональности, Руссо настаивает на том, что развитию интеллекта необходимо уделить должное внимание, но лишь на той стадии, когда это может иметь смысл. Пока ребенок растет, не следует позволять ему механически затверживать непонятные вещи; он должен из опыта постигать то, что способен понять. Руссо настойчиво говорит о том, что у ребенка велика жажда самовыражения. Религиозное воспитание необходимо начинать на поздней стадии, когда ребенку уже открылись чудеса вселенной. Такое воспитание не должно становиться заучиванием догм и ритуалов, но призвано привить ребенку естественную религиозность, которую мог бы признать и уважающий себя взрослый человек. Одно из самых прославленных мест в Эмиле – страстный деистский трактат, известный под названием Исповедь савойского викария; он больше других сочинений Руссо нравился Вольтеру, а Робеспьер впоследствии основывал на этом трактате свою «религию добродетели».
Эмиль не касается политики, однако эта книга незаменима для понимания политической теории Руссо: Эмиль – человек, призванный существовать в правильно устроенном обществе, описанном Руссо в Общественном договоре. Ни прославления индивидуализма, ни апофеоза коллективизма в этом трактате нет. Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям. Руссо утверждал, что общественный договор заключают зрелые годами граждане, которые готовы возложить на себя бремя гражданских обязанностей. Этот договор воплощает знаменитый парадокс Руссо: вступая в общество, человек утрачивает все свои права, однако в действительности он ничего не теряет. Предложенное Руссо решение состоит в том, что человек должен выступать и как субъект, и как создатель законов. Тем самым он на поверку подчиняется лишь себе самому.
Руссо неизменно выступает как демократ: разумным и правильным является лишь такое общество, все члены которого участвуют в создании законов, т.е. обладают важнейшим из прав. Прямые формы демократического устройства Руссо предпочитал принципу представительного правления, подобного английскому, однако его писания, посвященные Польше и Корсике, показывают, что он отдавал себе отчет в необходимости разных политических институтов для разных типов общества. Совершенно ясно, что общество, как его представлял себе Руссо, способно функционировать только при том условии, что граждане, являющиеся и законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. Общество истинных граждан выражает истинные общественные интересы, выражая «общую волю» этих граждан. Вопреки бытующему мнению, Руссо не хотел всемогущего государства, видя в государстве только инструмент для осуществления целей коллектива людей. Так, по убеждению Руссо, могло бы быть окончательно разрешено противоречие между свободой и властью.
При том что Руссо не проповедовал опрощения, а законы превозносил как великую силу воспитания, некоторые из наиболее читаемых его произведений действительно прославляют простые добродетели, жизнь среди природы и живописные естественные ландшафты. Новая Элоиза – любовный роман, где грех искупается самоотречением героев, и эта история, растянувшаяся на много страниц, изобилует пленительными описаниями прогулок на природе, сельских праздников, простой пищи и питья. В своем романе, как и в некоторых более мелких произведениях, Руссо восхваляет нравственную красоту простой жизни и непритворную добродетель. Общество, приверженное этикету и искусственности, хотя и уставшее от них, восприняло книги Руссо как откровение.
Знаменитые автобиографические сочинения Руссо зовут человека познать свою собственную природу. Исповедь содержит глубокий анализ душевных побуждений Руссо и описание, не во всем достоверное, его злоключений. Чувствительность Руссо, его тщеславие под маской самоуничижения, его мазохизм, явившийся причиной целой серии травмирующих любовных эпизодов, – все это явлено читателю с почти беспримерной доверительностью, непосредственностью и болезненной проницательностью. Довольно тривиальны восторги перед тонкой душевной организацией Руссо, оказывающегося в этом смысле предтечей романтического века, но бесспорно, что немецкие и английские романтики были его фанатичными почитателями. Вместе с тем это была душевная организация, достаточно характерная для эпохи Просвещения, представленной, среди прочих, Дидро, и она вызывала восхищенный отклик у таких чуждых романтизму людей, как Кант, а также и у таких поборников всего классического, как Гёте.
Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо, однако его мысль носит более всеобъемлющий характер. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности. Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм).
РУССО Жан-Жак — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.
Биография
Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию.
Детство и юность
Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.
Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.
Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.
В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.
Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.
Философия и литература
Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.
Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.
«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.
«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.
В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:
«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».
Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.
Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.
Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Личная жизнь
Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.
Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил.
Смерть
Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.
Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.
Интересные факты
Руссо учился в музыкальной школе, писал музыкальные произведения.
После нескольких лет скитаний, в 1767 году вернулся во Францию, но под другим именем.
В Швейцарии есть остров на реке Рона, названный в честь Жан-Жака Руссо.
Философ пользовался популярность у дам.
Руссо не был карьеристом из-за строптивого характера.
Библиография
1755 – «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми»
1761 – «Юлия, или Новая Элоиза»
1762 – «Об общественном договоре»
1762 – «Эмиль, или О воспитании»
1782 – «Прогулки одинокого мечтателя»
1782 – «Размышления о правительстве Польши»
1789 – «Исповедь»
Жан-Жак Руссо — биография, философия, фото
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Ярчайший представитель сентиментализма.
Руссо называют предтечей Великой французской революции. Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства.
В биографии Жан-Жака Руссо есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.
Итак, перед вами краткая биография Жан-Жака Руссо.
Биография Жан-Жака Руссо
Жан-Жак Руссо появился на свет 28 июня 1712 г. в Женеве. Его мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, вследствие чего воспитанием будущего философа занимался его отец Исаак Руссо. Глава семейства работал часовщиком и учителем танцев.
Детство и юность
Любимым ребенком Исаака был Жан-Жак, по причине чего он часто проводил свободное время именно с ним. Вместе с сыном отец изучал пасторальный роман Оноре д’Юрфе «Астрея», который считался крупнейшим памятником прециозной литературы 17 века.
Кроме этого они любили читать биографии древних личностей в изложении Плутарха. Интересен факт, что воображая себя древнеримским героем Сцеволой Жан-Жак намеренно обжег свою руку.
По причине вооруженного нападения на человека, Руссо-старший был вынужден спасаться бегством из города. В результате, воспитанием мальчика занялся дядя по материнской линии.
Когда Жан-Жаку было около 11 лет его отдали в протестантский пансион Ламберсье, где он провел примерно 1 год. После этого он проходил обучение у нотариуса, а затем – у гравера. В тот период биографии Руссо серьезно занялся самообразованием, ежедневно читая книги.
Поскольку подросток занимался чтением даже в рабочее время, он часто подвергался суровому обращению с собой. По словам Жан-Жака, это привело к тому, что он научился лицемерить, врать и красть разные вещи.
Весной 1728 г. 16-летний Руссо решает бежать из Женевы. В скором времени он познакомился с католическим священником, который побудил его принять католицизм. Около 4-х месяцев он провел в стенах монастыря, где обучали прозелитов.
Затем Жан-Жак Руссо начал служить лакеем в одной аристократической семье, где к нему относились с уважением. Более того, сын графа обучал его итальянскому языку и исследовал с ним поэмы Вергилия.
Со временем Руссо обосновался у 30-летней госпожи Варан, которую он называл своей «мамашей». Женщина обучила его письму и хорошим манерам. Кроме этого она устроила его в семинарию, а затем отдала обучаться игре на органе одному музыканту.
Позже Жан-Жак Руссо более 2-х лет путешествовал по Швейцарии, испытывая серьезные материальные трудности. Стоит заметить, что он странствовал пешком и спал на улице, наслаждаясь уединением с природой.
Философия и литература
Прежде чем стать философом Руссо успел потрудиться секретарем и домашним наставником. В те годы биографии у него начали проявляться первые признаки мизантропии – отчуждения от людей и ненависть к ним.
Парню нравилось вставать рано утром, трудиться в саду, а также наблюдать за животными, птицами и насекомыми.
В скором времени Жан-Жак увлекся писательской деятельностью, проповедуя свои идеи на жизнь. В таких работах, как «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» он стремился объяснить читателю причину существования социального неравенства.
Руссо первым постарался определить, имел ли место быть договорной способ образования государственности. Также он утверждал, что законы должны защищать граждан от правительства, которое не имеет право их нарушать. Более того, он предложил людям самим принимать законопроекты, что позволит им контролировать поведение чиновников.
Идеи Жан-Жака Руссо привели к серьезным переменам в государственной системе. Начали проводиться референдумы, сократились сроки депутатских полномочий, ввелась народная законодательная инициатива и многое другое.
Одной из фундаментальных работ философа считается «Новая Элоиза». Сам автор называл эту книгой лучшим трудом, созданном в эпистолярном жанре. Данная работа состояла из 163 писем и была с восторгом принята во Франции. Именно после этого Жан-Жака стали называть отцом романтизма в философии.
Во время пребывания во Франции он познакомился с такими выдающимися личностями, как Поль Гольбах, Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Гримм и другими знаменитостями.
В 1749 г., находясь в заключении, Руссо наткнулся на конкурс, который описывался в газете. Тема конкурса показалась ему очень близкой и звучала следующим образом: «Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов или же, наоборот, содействовало их улучшению?».
Это побудило Жан-Жака к написанию новых произведений. Немалую известность ему принесла опера «Деревенский колдун» (1753). Лирика и глубина мелодии в полной мере раскрывали деревенскую душу. Интересен факт, что сам Людовик 15 напевал арию Колетты из данной оперы.
Вместе с тем «Деревенский колдун», как и «Рассуждения», привнесли в жизнь Руссо много проблем. Гримм и Гольбах отрицательно высказались о творчестве философа. Они ставили ему в вину наличие плебейского демократизма, присутствующего в данных произведениях.
Биографы с большим интересом исследовали автобиографическое творение Жан-Жака Руссо – «Исповедь». Автор откровенно рассказал о сильных и слабых сторонах своей личности, чем расположил к себе читателя.
Педагогика
Жан-Жак Руссо пропагандировал образ природного человека, на которого не влияют общественные условия. Он говорил, что на развитие ребенка прежде всего влияет воспитание. Свои педагогические идеи он подробно изложил в трактате «Эмиль, или О воспитании».
Образовательно-воспитательная система того времени неоднократно критиковалась мыслителем. В частности, он негативно отзывался о том, в центре воспитания и обычаев находится церковность, а не демократия.
Портрет РуссоРуссо заявлял, что в первую очередь необходимо помогать ребенку развивать его природные таланты, считая это важнейшим фактором в образовании. Также он утверждал, что с самого рождения и до смерти человек беспрерывно раскрывает в себе новые качества и меняет свое мировоззрение.
Следовательно, государству нужно разрабатывать воспитательные программы, учитывая данный фактор. Праведный христианин и законопослушный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Жан-Жак побуждал отцов и матерей приучать детей к труду, развивать уважение к себе и стремиться к независимости. При этом не следует идти на поводу у ребенка, когда он начинает капризничать и настаивать на своем.
Не меньшего внимания достойны подростки, которые должны чувствовать ответственность за свои поступки и любить труд. Благодаря этому они смогут в будущем прокормить себя. Стоит заметить, что под трудовым образованием философ также подразумевал интеллектуальное, нравственное и физическое развитие человека.
Жан-Жака Руссо советовал прививать определенные качества ребенку, соответствующие конкретному этапу его взросления. До двух лет – физическое развитие, от 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – интеллектуальное, от 15 до 18 лет – нравственное.
Главам семейства предстояло сохранять терпение и настойчивость, но в то же время не «ломать» ребенка, прививая ему ошибочные ценности современного общества. Чтобы здоровье детей было крепким, их стоит побуждать заниматься гимнастикой и закаливаться.
В подростковом возрасте человеку следует познавать окружающий его мир при помощи органов чувств, а не посредством чтения литературы. Чтение несет определенную пользу, но в таком возрасте оно приведет к тому, что за подростка начнет думать писатель, а не он сам.
В итоге индивид не сможет развить свое мышление и станет воспринимать на веру все то, что будет слышать извне. Чтобы ребенок стал умным, родители или воспитатели должны выстроить с ним доверительные отношения. Если им это удастся, то мальчик или девочка сами захотят задавать вопросы и делиться своими переживаниями.
Среди наиболее важных предметов, которые должны изучать дети, Руссо выделял: географию, биологию, химию и физику. Во время переходного возраста человек особенно эмоционален и чувствителен, поэтому родителям не стоит переусердствовать с нравоучениями, а стремиться привить подростку нравственные ценности.
Когда парень или девушка достигают 20-летнего возраста, их надо знакомить с общественными обязанностями. Интересен факт, что для девушек данный этап был не обязателен. Гражданские обязанности прежде всего рассчитаны для мужчин.
В педагогике идеи Жан-Жака Руссо стали революционными, вследствие чего правительство посчитало их опасными для общества. Любопытно, что труд «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а его автора приказали арестовать.
Благодаря счастливому стечению обстоятельств Руссо успел сбежать в Швейцарию. Тем не менее, его взгляды оказали огромное влияние на педагогическую систему той эпохи.
Личная жизнь
Женой Жан-Жака была Тереза Левассер, которая была служанкой в одной из парижских гостиниц. Она происходила из крестьянской семьи и в отличие от муже не отличалась особым умом и сообразительностью. Интересно, что она даже не могла определять который час.
Руссо открыто заявлял, что никогда не любил Терезу, обвенчавшись с ней только после 20 лет супружеской жизни.
Жан-Жак Руссо и Тереза ЛевассерПо словам мужчины он имел пятерых детей, которые все до одного были отданы в воспитательный дом. Жан-Жак оправдывал это тем, что не имел денег кормить детей, вследствие чего они бы не давали ему спокойно работать.
Также Руссо добавлял, что предпочитает сделать из отпрысков крестьян, нежели искателей приключений, каким был он сам. Стоит отметить, что никаких фактов того, что он действительно имел детей, нет.
Смерть
Жан-Жак Руссо умер 2 июля 1778 г. в возрасте 66 лет в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 г. привез его близкий друг маркиз де Жирарден, который хотел поправить здоровье мыслителя.
Ради него маркиз даже организовал концерт на острове, расположенном в парке. Руссо так понравилось это место, что он попросил товарища похоронить его именно здесь.
В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но спустя 20 лет 2 фанатика выкрали его прах и бросили в яму с известью.
Фото Жан-Жака Руссо
Если вам понравилась краткая биография Жан-Жака Руссо – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Жан-Жак Руссо. Философия. сам утверждал, что не использовал этот ярлык для себя), в его работах затрагиваются темы этики, метафизики, эпистемологии, философской антропологии, философии религии и философии образования.
Он, вероятно, наиболее известен своей социальной и политической философией. Однако творчество Руссо не ограничивалось философией. Он утверждал, что его первой любовью была не философия, а музыка. Он написал успешную оперу и разработал новую систему нотной записи. Он также написал успешный роман, Жюли или Новая Элоиза . Философскую мысль Руссо трудно классифицировать. Его часто характеризуют как мыслителя эпохи Просвещения, и он действительно выражает некоторые основные идеалы Просвещения, такие как отказ от определенных устоявшихся догм. Тем не менее, его работа также во многом контрпросветительская. В своей первой успешной работе « Рассуждения о науках и искусствах» он утверждает, что мораль и добродетель могут быть испорчены прогрессом. Кроме того, Руссо понимает создание самого гражданского общества как источник худших человеческих пороков. Тема природы, и конкретно человеческой природы, как изначально доброй, является одной из важнейших в его произведениях. Вопреки критике, что его работы несовместимы друг с другом, он утверждает, что это центральная идея, лежащая в основе системы его мысли. В одном из своих основных произведений Рассуждение о происхождении неравенства , он объясняет, как первобытный «дикарь» постепенно переходит от состояния чистой природы к состоянию цивилизованного общества через длительный и сложный исторический процесс. Нынешнее общество, однако, объединено благовидным общественным договором, заключенным власть имущими, чтобы сохранить свое преимущество. В таком обществе почти невозможно достичь добродетели. Две более поздние важные работы, Эмиль и Общественный договор , представляют собой попытку Руссо показать, как можно преодолеть эту трудность. Первая направлена на нравственное воспитание личности в коррумпированном обществе. Последнее представляет собой видение Руссо идеального политического режима, способного сохранить равенство и свободу для своих граждан. Эта статья посвящена в первую очередь этим и связанным с ними философским темам, показывая, как другие работы Руссо оказали на них влияние.Общие обзоры
О Руссо написано много общих обзоров. Что общего почти во всех таких обзорах, так это пояснительные отчеты о критике общества Руссо, данные в «Рассуждении о науках и искусствах» , его анализ человеческих существ в естественном состоянии в «Рассуждениях о неравенстве» , его политическая философия в Общественном договоре , и его обсуждение образования в Эмиль . Перечисленные здесь источники представляют собой выборку некоторых из наиболее влиятельных из этих работ и предоставляют источники, предназначенные для различных аудиторий. Для тех, кто приезжает в Руссо впервые, Делани, 2009 г.и Simpson 2007 дают очень доступные и простые введения. Dent 1988, Dent 2005 и O’Hagan 1999 содержат наиболее полные обзоры, включающие существенные ссылки на большое количество вторичной литературы по данной теме. Wokler 2001 — еще один важный источник для ученых, который относительно невелик. Broome 1963 и Grimsley 1973 полезны для демонстрации того, как некоторые из наиболее важных философских идей в работах Руссо соотносятся с другими, менее обсуждаемыми философскими темами.
Брум, Джек Х. Руссо: исследование его мыслей . Лондон: Эдвард Арнольд, 1963.
Этот обзор, ориентированный как на студентов, так и на обычных читателей, представляет собой попытку дать всесторонний анализ произведений Руссо и показать, что эти произведения следует читать в сочетании друг с другом, чтобы достичь точного понимания. понимание мысли Руссо в целом.
Делани, Джеймс. Начиная с Руссо . Лондон: Континуум, 2009 г..
Написано в качестве введения для тех, у кого практически нет базовых знаний. Может использоваться в качестве дополнительного материала на курсах бакалавриата. Главы охватывают период Просвещения, состояние природы, политическую философию, образование и автобиографические произведения Руссо.
Дент, Николас. Руссо: введение в его психологическую, социальную и политическую теорию . Нью-Йорк: Бэзил Блэквелл, 1988.
Общее обсуждение наиболее фундаментальных аспектов философской мысли Руссо. Главы разделены тематически, а не по отдельным произведениям Руссо. Они сосредоточены на представлениях Руссо о любви к себе, проблеме самости в изоляции, государстве и религии.
Дент, Николас. Руссо . Нью-Йорк: Routledge, 2005.
Всесторонний обзор мысли Руссо. Он полезен для тех, у кого мало опыта, но также является важным источником для более продвинутых студентов и ученых. Главы охватывают все основные работы Руссо, а также обсуждают историческое влияние и наследие Руссо.
Гримсли, Рональд. Философия Руссо . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1973.
Относительно краткий, но подробный обзор философии Руссо. Главы разделены по темам и обсуждают основные работы в контексте их соответствующей темы. Помимо стандартных тем о состоянии природы и политике, есть главы, посвященные религии и эстетическим идеям.
О’Хаган, Тимоти. Руссо . Лондон: Рутледж, 1999.
. DOI: 10. 4324/9780203354407
Один из самых полных и полных недавних обзоров Руссо. Дает систематический анализ и интерпретацию работ Руссо и всесторонний обзор основных тем его философии. Содержит главу о Руссо и происхождении языка. Важный ресурс для тех, кто занимается передовыми исследованиями.
Симпсон, Мэтью. Руссо: Путеводитель для растерянных . London: Continuum, 2007.
Написано для тех, у кого ограниченные базовые знания. Он пытается объяснить более сложные и недоступные стороны мысли Руссо. Главы охватывают жизнь и творчество Руссо, Рассуждение о науках и искусствах , Рассуждение о неравенстве , Общественный договор и Эмиль .
Воклер, Роберт. Руссо: очень краткое введение . Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 2001.
. DOI: 10.1093/actrade/9780192801982.001.0001
Компактная работа, которая является полезным ресурсом как для начинающих, так и для продвинутых студентов.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Search results for «Jean-jacques rousseau»
From New World Encyclopedia
Jump to:navigation, search
Results 1 – 22 of 125
- Content pages
- Multimedia
- Все
- Продвинутый
Название страницы соответствует
Жан-Жак Руссо
… жизнь и творчество http://www.iep.utm.edu/r/rousseau.htm Страница Жан-Жака Руссо в Интернет-энциклопедии философии http://www. philosophypages …
26 КБ (4013 слов) — 20:10, 1 мая 2018 г.
Текст страницы соответствует
Жан-Жак Руссо
… subject_name = Жан-Жак Руссо image_name=Жан-Жак Руссо (нарисованный портрет).jpg image_caption = Жан-Жак Руссо дата_из …
26 КБ (4013 слов) — 20:10, 1 мая 2018
Жан-Поль Марат
… он строит свои теории на идеях, взятых у Монтескье и Жан-Жака Руссо, утверждая, что суверенитет нация отдыхает с …
49 КБ (7 345 слов) — 02:56, 13 октября 2022
Жан Пиаже
… Назначения 1921-1925 — директор по исследованиям, Институт Жан-Жака Руссо, Женева. 1925-1929 — профессор психологии, социологии…
16 КБ (2463 слова) — 20:33, 1 мая 2018
Жан де Лафонтен
… один, за исключением нескольких парадоксальных мыслителей, таких как Жан-Жак Руссо Руссо, или нескольких сентименталистов, таких как Ламартин отрицал, что …
18 КБ (3056 слов) — 20:49, 1 мая 2018 г.
Жан-Оноре Фрагонар
… новый тип сюжета: домашние сцены, вдохновленные Жан- Нравственная философия Жака Руссо или романтические романы »(Счастливая семья…
13 КБ (2056 слов) — 02:11, 16 апреля 2018
Жан Боден
… политической теории. Теории общественного договора, такие как определение народного суверенитета Жан-Жаком Руссо Руссо (1712–1778), которое … Alembert
… et politiques en France au dix-huitième siècle: Том 2: Жан-Жак Руссо. Дидро. Даламбер». Адамант Медиа Корпорейшн, 2001. Гей, Питер …
12 КБ (1724 слова) — 20:49, 1 мая 2018
Жак-Луи Давид
… студенты, один из которых, Жан-Жермен Друэ, получил приз … но сказал, что будет поддержать Жака с шести до 12… идеи Руссо, с Робеспьером как…
24 Кб (4000 слов) — 12:30, 6 ноября 2021
Генеральное будет
… /socon. htm Общественный договор или принципы политического права — Жан Жак Руссо Перевод Г.
Д. Х. Коула, общественное достояние. Оформлено в …15 КБ (2245 слов) — 16:37, 25 мая 2017
Социальный контракт
… участвует в общественном контракте. Жан-Жак Руссо »Социальный договор» (1762) Жан-Жак Руссо (1712–1778) в своем влиятельном …
28 КБ (4 293 слова) — 15:22, 26 сентября 2020 г.
Франция
… оказал большое влияние на Шекспира, Жан-Жак Руссо Руссо и Фридрих Вильгельм Ницше Ницше. Его радикальное …
110 КБ (16 278 слов) — 12:03, 27 сентября 2022
Максимилиан Робеспьер
… иди далеко. их в свое собственное видение …
30 КБ (4538 слов) — 18:40, 7 сентября 2018 г. «Эмиль, или о воспитании» Жака Руссо. Блум был …
22 КБ (3158 слов) — 13:37, 17 мая 2021
Французская революция
… по линейке. Спарта также была идеалом Жан-Жака Руссо, Робеспьера и Сен-Жюста. Это широко распространенное предположение сделало …
68 КБ (10 394 слова) — 03:12, 13 октября 2022 г.
Гражданская религия
… Происхождение термина Изображение:Жан-Жак Руссо (нарисованный портрет).jpg thumb Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо ввел термин «гражданское…
11 КБ (1754 слова) — 18:45, 3 марта 2020 г.
Сара Триммер
… рассуждение». Такие изображения бросают вызов утверждениям Жан-Жака Руссо о том, что женщины способны только на …
55 КБ (8 296 слов) — 23:12, 31 августа 2019
Якобинец
… Французская революция вращалась вокруг создания Гражданина Жан-Жака Руссо ‘ Книга 1762 года »Общественный договор» была важным …
44 КБ (6 144 слова) — 17:19, 29 июля 2022
Философия
… состояние . Одна из попыток опровергнуть эти доктрины была предпринята Жан-Жаком Руссо, который ответил Гоббсу, заявив, что человек создан с помощью …
… -Жак Руссо Жан-Жак Руссо и прогрессивное образование Джон Дьюи Джон Дьюи. Жан-Жак Руссо Жан-Жак Руссо . ..
21 КБ (3057 слов) — 04:43, 16 июня 2019
Деконструкция
… »инвагинация» Слово «дополнение» взято у философа Жана-Жака Руссо, который определил его как «несущественное дополнение, добавленное к …
49 КБ (7 258 слов) — 23:50, 26 июля 2022
жирондисты
… (политика) якобинцы, на них также повлияли труды Жан-Жака Руссо.Fremont-Barnes, 307. В ранний период…
34 КБ (4876 слов) — 16:59, 28 июня 2022 г.
Самый загадочный из всех философов Просвещение 18 века, политическая философ, педагог и эссеист Жан Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. мать умерла при родах. В 1722 году его отец, вовлеченный в драке, оставил его на попечение родственников. Без какого-либо формального образования, кроме собственного чтения Плутарха Жизни и коллекция кальвинистов проповеди, он сначала был нанят нотариусом, который нашел его некомпетентным, а затем гравером, который так с ним обращался плохо, что в 1728 г. он сбежал. Имитация энтузиазма по поводу католицизм, его отправили к мадам де Варанс, которая, разошлась с мужем, обратилась в католицизм и помогал другим новообращенным. Она послала Руссо отправился в Турин для крещения, и там он в конце концов нашел работу у жены лавочника, любовницей которой он стала до возвращения мужа. После коротких периодов, как лакеем и секретарем, он вернулся в Анси и Мадам де Варанс. Он стал ее генеральным фактотумом и любовник, поступил в местную хоровую школу, чтобы закончить образование и приобрел хорошие знания итальянского Музыка.
О несанкционированном визите в Лион с учителя музыки, он подло бросил последнего во время эпилептический припадок. В конце концов вытеснил его любовницу привязанность к мастеру париков, он отправился в Париж в 1741 году с новая нотная запись, которую Академия наук произносится как «ни полезный, ни оригинальный». С секретарская работа и копирование музыки как средства к существованию, Руссо начал свое общение со служанкой в своем доме. гостинице, Тереза Ле Вассер, которая не была ни ни привлекательным, ни грамотным, и кем, как он хвастался, он пятеро детей. Несмотря на его хваленую чувствительность и уважение к общей невинности детей, Руссо отправил всех пятерых детей в воспитательный дом.
Руссо сочинил оперу Музы galantes , что привело к переписке с Вольтером и в итоге знакомство с Денисом Дидро (1713-1784) и энциклопедистов . Посетив Дидро в тюрьме, он обнаружил в периодическое издание приз конкурса сочинений академии Дижона о том, улучшились ли искусства и науки или развратил нравы человечества. Это он выиграл своим эссе Беседа об искусствах и науках в 1750 г. утверждая, что они этого не сделали, совратив человека от его естественное и благородное состояние, уменьшая его свободу.
В 1754 году он написал Рассуждение о Происхождение и основы неравенства , которые вновь подчеркивал естественную доброту человека и развращающие влияния институционализированной жизни. Он вернулся в Женеву и к кальвинизму, где начал свою эпистолярный роман, La Nouvelle Héloise (1761). В Lettre sur les spectacles (1758 г.) он утверждал против создания театра в Женеве на пуританские основания. Вернувшись в Париж, исправившийся человек, изо всех сил старается соответствовать своему вновь обретенному природному поместье, он принял коттедж для себя, Терезы и ее мать в Монморанси от поклонника, мадам д’Апине, но поссорившись с ней из-за сестры, он основана в 1757 году в Люксембурге.
Год 1762 увидел его шедевр, Общественный договор , который пытался решить проблему сформулировано его вводным предложением: «Человек рождается свободным; и везде он в цепях», постулируя общественный договор, по которому гражданин отказывается от своего права и владения на «общую волю» которые, таким образом, не разделены сектантскими и частными интересами, обязательно должны стремиться к беспристрастному благу. Таким образом, если мужчина действует против «общей воли», он должен в Фраза Руссо «будь вынужден быть свободным». С лозунг «Свобода, равенство, братство». стала библией французских революционеров. политическая философия Общественный договор был которыми восхищался Кант, и Гегель включил их в свою Философия Права , которая помогла родить современные теории тоталитарного государства.
Великий труд Руссо о воспитании, � миля , была опубликована в 1762 г. Взгляды Руссо на монархия и правительственные учреждения возмутили властители и его идеи о естественной религии, неортодоксальным как для католиков, так и для протестантов, заставили его бежать в Митье в Невшателе под защитой Фридрих Великий. Там Руссо изучал ботанику и в конце концов принял приглашение Дэвида Хьюма поселиться в Англия, Вутен-холл близ Эшборна (1766-67), где он написал большую часть своих автобиографических Признания (1781 г.).
Мания преследования и гиперчувствительность испортили его отношения с английскими друзьями и жестоким розыгрыш Горация Уолпола, опубликовавшего поддельный письмо убедило Руссо, что британское правительство, через Юма искали его жизни. Он бежал, несправедливо обвиняя Юма, и укрылся у маркиза де Мирабо и принц де Конти. В 1770 году он вернулся в Пэрис, зарабатывая на жизнь переписчиком, написал полубезумные диалоги, оправдывая перед собой свое прошлое действия, Руссо, судья де Жан Жак , а затем спокойный и самый здравомыслящий, R�veries (1782 г. ), составленный как продолжение исповеди .
В поисках убежища в больнице, Руссо в конце концов умер безумным в коттедже в Эрменонвилле, июль. 2, 1778, от внезапного приступа тромбоза, который вызвало подозрение в самоубийстве. Он был похоронен там до 1794 г., когда его останки были помещены вместе с прахом Вольтера в Пантон в Париже.
Мощное влияние Руссо на Европейское романтическое движение и после него было связано с его видение возрожденной человеческой природы. В отличие от утопического мыслителям он, казалось, обещал преображение повседневное существование, а не погоня за довольно безнадежным химера. Его философия обнаружила поразительную, хотя часто неуловимый, сочетание идеалистических и реалистических элементов что постоянно, казалось, открывало возможность лучший мир. Этот оптимистичный взгляд был передан благодаря особенно красноречивому и убедительному стилю, богатым эмоциональным и музыкальным подтекстом, придающим впечатление глубокой искренности.
Related Posts