Сущность процесса воспитания
Воспитательный процесс в средней школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.
В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.Современная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике.
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников
8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
20
Процесс воспитания личности
1. 11.2014
Традиционно воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Важно уточнить, что сегодня, несмотря на распространенность данного определения, его нельзя считать удовлетворяющим современным требованиям психологической науки, в частности, спорным может показаться словосочетание «целенаправленное воздействие». Возможны и такие коррективы: воспитание — это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт. Тогда очевиден вопрос: чем воспитание отличается от социализации?
По мнению А. А. Реана, социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и с помощью механизма социального научения и подражания.
«Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации. .. Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя и воспитателя, может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит не только закрепление правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может оказаться как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, т. е. противоречащим поставленным целям».
Таким образом, воспитание можно считать одной из форм социализации.
Возвращаясь к вопросу определения понятия воспитания, обратимся к точке зрения В. Н. Мясищева, который под воспитанием понимает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого.
«В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаружить требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением».
Существенную роль во всем процессе воспитания играют взаимоотношения.
В этом взаимодействии одним из важнейших факторов является личность самого воспитателя и общение с ним. Прав был К. Д. Ушинский, когда утверждал, что:
«в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
А. Г. Асмолов пишет о таком феномене, как психологический объект воспитания. Им является, по его мнению, «смысловая сфера личности — личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки».
Существует отдельная область в педагогической психологии — психология воспитания, которая рассматривает воздействие на развитие личности различных средств и методов воспитания, изучает психологические основы самовоспитания человека.
Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания расхождения реального Я и идеального образа себя в будущем. В психологическом предмете самовоспитания выделяют:
- личностное новообразование;
- перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей;
- поддержание целостности, стабильности образа Я;
- качественное преобразование понимания своей сущности;
- внутренние барьеры вследствие неудач самовоспитания.
В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем Я, формируя Я-концепцию, расширяя и распространяя свои отношения за пределы настоящего. В результате мы видим, что рассмотрение процесса развития личности неизбежно приводит нас к необходимости обращения к таким понятиям, как самосознание, Я, Я-концепция.
Ключевые слова: Личность
Источник: Слотин Т.В., Психология личности
Материалы по теме |
---|
Социально психологические теории личности Деркача А.А., Социальная психология |
Сущность и содержание направленности личности Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Личностные опросники и теории личности Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил |
Возрастные кризисы личности Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн…. |
Теория личности Фрейда Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Потребности личности Еникеев М.И., Общая и социальная психология |
Состояния личности по критерию уровня активности психических структур … |
Общая характеристика социально-психологической зависимости личности Гагай, В.В.: Компьютерная зависимость подростков как социально- психологическая проблема… |
Педагогическая психология: взгляд с разных сторон
Перспектива — (2021) Том 7, выпуск 6
Посмотреть PDF Скачать PDF
Лукас Лопес *
* Корреспонденция: Лукас Лопес, отделение когнитивной нейропатии, Университет Виньяна, Индия, Электронная почта:
Информация об авторе »
Введение
Педагогическая психология
Изучение того, как люди учатся, включая методы обучения, учебные процессы и индивидуальные различия в обучении, называется педагогической психологией. Идея состоит в том, чтобы выяснить, как люди получают новую информацию и запоминают ее.
Эта дисциплина психологии охватывает не только процессы обучения в раннем детстве и подростковом возрасте, но и социальные, эмоциональные и когнитивные процессы, которые участвуют в обучении на протяжении всей жизни.
Педагогическая психология охватывает множество областей, таких как психология развития, поведенческая психология и когнитивная психология.
Различные аспекты психологии образования
Когда дело доходит до решения проблемы, исследователи психологии образования, как и специалисты в других областях психологии, используют различные подходы. Эти точки зрения концентрируются на определенных переменных, которые влияют на то, как человек учится, таких как приобретенное поведение, познание и опыт.
Поведенческая перспектива
Все виды поведения, согласно этой точке зрения, обучаются через обусловливание. Эта школа мысли в значительной степени опирается на идеи оперантного обусловливания, чтобы объяснить, как люди учатся.
Учителя могут, например, поощрять учебу учеников, давая им жетоны, которые можно обменять на желаемые предметы, такие как конфеты или игрушки. Студенты узнают, вознаграждаются ли они за «хорошее» поведение и наказываются ли за «плохое» поведение в соответствии с поведенческой точки зрения.
Хотя поведенческие подходы могут быть полезны в некоторых ситуациях, их критикуют за то, что они не учитывают такие факторы, как отношение, эмоции и внутреннее стремление к обучению.
Перспектива развития
Этот курс посвящен тому, как дети приобретают новые навыки и знания по мере своего развития. Известные этапы когнитивного развития Жана Пиаже являются одним из примеров важной теории развития, рассматривающей, как дети растут интеллектуально.
Педагоги-психологи могут лучше понять, на что способны дети на каждом этапе своего развития, зная, как дети думают на разных этапах развития. Это может помочь инструкторам в разработке образовательных стратегий и ресурсов, которые лучше всего подходят для определенных возрастных групп.
Когнитивная перспектива
Популярность когнитивного подхода в последние десятилетия возросла благодаря его способности учитывать, как воспоминания, убеждения, эмоции и мотивация влияют на процесс обучения. 4 Эта гипотеза поддерживает предположение о том, что люди учатся благодаря своей собственной мотивации, а не внешнему вознаграждению.
Понимание того, как люди думают, учатся, запоминают и обрабатывают информацию, является целью когнитивной психологии.
Когнитивные психологи-педагоги заинтересованы в изучении того, как у детей возникает мотивация к учебе, как они запоминают то, что узнают, и как они решают проблемы, среди прочего.
Конструктивистский подход
Конструктивизм — это относительно новая теория обучения, которая фокусируется на том, как мы активно формируем наше знание о мире. Он, как правило, больше учитывает социальные и культурные силы, влияющие на то, как мы учимся.
Конструктивистская школа мысли считает, что то, что человек уже знает, оказывает наибольшее влияние на то, как он усваивает новые знания. Это означает, что новое знание может быть получено и осмыслено только с точки зрения того, что уже изучено.
Значительное влияние на эту точку зрения оказали работы психолога Льва Выготского, установившего такие понятия, как зона ближайшего развития и учебные леса.
Экспериментальная перспектива
Эта точка зрения подчеркивает важность собственного жизненного опыта человека в определении того, как он понимает новую информацию. Точно так же, как конструктивистская и когнитивная точки зрения учитывают опыт, мысли и чувства учащегося, этот метод также делает то же самое.
Вместо того, чтобы чувствовать, что знание не относится к ним, эта стратегия позволяет кому-то найти личное значение в том, что они узнают.
Информация об авторе
Лукас Лопес *
Кафедра когнитивной нейропатии, Университет Виньяна, Индия
Образец цитирования: Лукас Лопес. Педагогическая психология: взгляд с разных сторон. Clin Exp Psychol, 2021, 7(6), 01.
Получено: 04 июня 2021 г. Опубликовано: 28 июля 2021 г., DOI: 10.35248/2471-2701.21.7.260
Авторское право: 2021 Лукас Лопес. Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания автора и источника.
История педагогической психологии.
Grinder (1989) представляет подробную историю области психологии образования, следующий материал представляет собой краткий обзор этой истории.
Платон и Аристотель.
Гриндер прослеживает истоки педагогической психологии до Платона, который считал, что все знания являются врожденными при рождении и совершенствуются путем обучения на опыте в процессе роста. Аристотель, ученик Платона, первым заметил, что « ассоциация «среди идей способствовали пониманию и воспоминанию. Он считал, что пониманию способствуют смежность, последовательность, сходство и контраст. была похожа на пустую табличку ( tabula rasa ), и что последовательность простых впечатлений порождает сложные идеи посредством ассоциаций и размышлений. Локку приписывают установление « эмпиризм «как критерий проверки достоверности знания, тем самым обеспечивая концептуальную основу для дальнейшего развития экскрементальной методологии в естественных и социальных науках.
Коменский
Иоанн Коменский (1592-1670) был моравским Он также заметил, что дети учатся более эффективно, когда они связаны с опытом, который они могут усвоить.
Руссо
Во Франции в середине 18 века Жан Жак Руссо выдвинул новую теорию педагогической педагогики. В своей знаменитой работе Эмиль, , опубликованной в 1762 году, он изложил свои взгляды на пользу здоровья и физических упражнений, а также веру в то, что приобретение знаний происходит благодаря опыту, и что разум и исследование должны заменить произвольные авторитеты. Он предлагал воспитывать детей в соответствии с их природными наклонностями, импульсами и чувствами.
Песталоцци
Некоторые считают Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) первым прикладным психологом-педагогом. Он был одним из первых педагогов, которые попытались применить на практике учение Руссо и учить детей, опираясь на их естественные интересы и деятельность.
Spencer
Герберт Спенсер помог преобразовать отношение к педагогике в систематическую теорию и метод, сделав акцент на научном изучении образовательного процесса.
Гербарт
Иоганн Фридрих Гербарт признан «отцом научной педагогики» (в Grinder, 1989). Он был первым ученым, который отделил учебный процесс от предмета. По Гербарту, интерес развивается, когда уже сильные и яркие идеи гостеприимны к новым, таким образом, прошлые ассоциации мотивируют восприятие текущих. Гербартианство, предсказывающее, что обучение следует из построения последовательностей идей, важных для индивидуума, дало учителям подобие теории мотивации.
Wundt
Гербартовская психология привела к основанию лаборатории Вильгельма Вундта в 1879 году. Вундт расширил теорию апперцепции Гербарта до теории сознания, с помощью которой он стремился объяснить ассоциации между психическими процессами.
Титченер
Один из учеников Вундта, Эдвард Брэдфорд Титченер (1867–1927), был одним из первых выдающихся психологов-педагогов, практикующих в Америке. Он был директором психологической лаборатории Корнеллского университета и считал изучение обобщенного сознания единственно законной целью психологического исследования. Он сосредоточил внимание на таких высших психических процессах, как формирование понятий, и утверждал, что самоанализ является допустимой формой для интерпретации самых разнообразных ощущений и чувств.
Дьюи
В 1896 году Джон Дьюи выступил против Титченера и его идей. Дьюи утверждал, что стимул и реакция, которую он вызывает, составляют рефлекторную дугу, и что эта дуга должна быть минимальной единицей анализа, а ее функции должны быть основой для ее понимания. Дьюи считал, что люди обращаются к аспектам своего окружения не потому, что эти черты обладают интересными качествами, а потому, что они инструментально рассматриваются как способы достижения цели. Эта вера породила теорию « функционализм «. Функционализм поощрял разработки в области умственного тестирования, исследования индивидуальных различий и изучения адаптивного поведения.
Торндайк
Эдвард Л. Торндайк (1874-1949) пренебрегал тем, что он считал интуитивной психологией здравого смысла. Он соглашался с функционализмом. , но предпочел, чтобы его называли « коннекционистом », потому что он стремился объяснить обучение с точки зрения связей между стимулом и реакцией. Ему приписывают установление «».0121 Закон Эффекта «для объяснения усиления или ослабления связей в результате опыта. В 1914 году Торндайк завершил серию из трех томов Педагогическая психология . В течение почти пятидесяти лет область педагогической психологии безоговорочно охватывала теорию ассоциативизма.