Самоактуализирующаяся личность: Человек (почти) совершенный, или Что такое самоактуализирующаяся личность

Содержание

Человек (почти) совершенный, или Что такое самоактуализирующаяся личность

Вы наверняка помните пирамиду Маслоу — иерархию потребностей, которые мотивируют человека развиваться и двигаться дальше. На вершине этой пирамиды находились духовные потребности: саморазвитие и самоактуализация, — но, по мнению самого Маслоу, до этой ступени могли добраться только 2% взрослых людей, и то в возрасте около 50 лет. Рассказываем, что же такое самоактуализация и почему она доступна столь немногим.

Что такое самоактуализирующаяся личность?

Самоактуализирующаяся личность описана в работе американского психолога Абрахама Маслоу «Мотивация и личность». По мнению исследователя и автора этого термина, самоактуализирующаяся личность — это человек, который закрыл все предыдущие ступени потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальной принадлежности и престиже. Потребность в самоактуализации — создании лучшей версии себя, собственном развитии — появляется у человека, когда он хорошо питается, высыпается, не думает с ужасом о том, что он будет есть завтра, или о том, что все соседи уже поменяли себе машину. На этом этапе человек начинает осуществлять деятельность ради удовольствия от самой деятельности, а не чтобы прокормиться или что-то кому-то доказать.

Что же отличает такую исключительную личность?

  • Лучшее восприятие реальности: он мыслит критически, он отделяет правду от лжи, как зерна от плевел

  • Принятие себя и других

  • Объективная система оценок

  • Развитая эмпатия

  • Способность противостоять социальному натиску и мыслить вне стереотипов и клише

  • Развитая креативность

По мнению Маслоу, самоактуализацией человек начинает заниматься ради себя любимого, но дозревают до этого единицы, а если точнее — менее 2% взрослых людей (в районе 50 лет).

В качестве примеров самоактуализирующихся личностей Маслоу выбирал своих знакомых, а также известных личностей, исторических персоналий и персонажей культуры. Их важными чертами были не только закрытие всех предыдущих потребностей и высокий социальный статус (поэтому в шорт-лист самоактуализирующихся личностей попали Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн), но и выдающееся здоровье.

С высоты современности у нас получается собирательный портрет блогера-миллионника, инфлюенсера, правильно питающегося, общающегося экологично и занимающегося любимым делом не ради денег. Естественно, этот образ идеального человека подвергался критике и в момент первой публикации работы Маслоу в 1954 году, и сейчас.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Критика Маслоу

Сейчас не только концепция самоактуализирующейся личности, но и всей пирамиды Маслоу подвергается критике. В первую очередь это связано с тем, что не существует единой метрики для определения удовлетворения человеческих потребностей. Более того, движение от одного уровня потребностей к другому для людей индивидуально: кто-то не против питаться хлебом, но купить новый смартфон последней модели, а кто-то готов жить в небезопасном районе, на зато с любимым человеком. А для кого-то приоритетами будут потребности физиологического плана: такие люди готовы жить в квартире без ремонта годами, работать за небольшую зарплату, зато высыпаться и регулярно сытно питаться.

Также стоит вспомнить о втором законе Паркинсона, согласно которому с изменением образа жизни и уровня дохода человека могут меняться и его потребности. Поэтому один раз закрыть потребность в пище или безопасности и двинуться дальше не получится. Потребности из этих уровней будут возникать постоянно и периодически видоизменяться, поэтому человек скорее будет переключаться между ними, а не закрывать их и методично двигаться дальше.

Более того, Маслоу в своем исследовании был подвержен нескольким когнитивным искажениям, например когда приводил в качестве самоактуализирующихся личностей исторических персоналий, провести глубинное интервью с которыми он мог разве что посредством спиритического сеанса. При этом он игнорировал не менее успешных современников своих героев, которые также самоактуализировались, оставили после себя богатое наследие, но не были богаты или не были признаны при жизни, как, например, Рихард Вагнер.

Путь самоактуализирующейся личности очень уж напоминает сказку из рубрики «Успешный успех». Во время написания своей работы Маслоу на страницах книги сетовал, что к середине прошлого века в массовой культуре не было доступных и популярных примеров самоактуализирующихся личностей, он даже считал это причиной того, что многие молодые люди не видят ориентира для своей самореализации. Но сегодня мы можем с уверенностью сказать, что характеристик самоактуализирующейся личности можно достичь, параллельно закрывая и другие потребности. Если вам очень хочется стать такой личностью, займитесь проработкой личных границ, развитием критического мышления, найдите хобби — и неожиданно для себя вы поймете, что занимались самоактуализацией все время.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#эрудиция

Воспитание у школьников качеств самоактуализирующейся личности на уроках музыки

Современная школа активно решает задачи, связанные с воспитанием творческой, свободной, самостоятельной, ответственной личности, относящейся к себе и к другим людям как высшей ценности, осознающей и активно самоактуализирующей свой индивидуально-личностный потенциал. В данном контексте ведущие тенденции развития музыкального образования школьников связаны с идеями педагогики искусства, личностно ориентированного и развивающего обучения, гуманистического подхода к человеку и ценностного отношения к нему.
Многие ученые, педагоги-музыканты, разрабатывающие художественную дидактику (Л.В. Горюнова, Е.Д. Критская, Л.П. Маслова, В.А. Школяр, Л.В. Школяр и др.) обоснованно считают, что одной из важнейших проблем музыкального воспитания является отчужденное отношение школьников к высокохудожественной музыке. На преодоление такого отношения и направлены идеи педагогики искусства. Одной из них является мысль о том, что деятельность педагога и учащихся на уроках музыки должна представлять собой полноценную художественно-творческую деятельность.
Согласно Л.В. Школяр художественно-творческая деятельность получает сущностное выражение в плане процесса и результата в том случае, если школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, постигают внутренний смысл произведений как свой собственный, производят творческий отбор средств, которые, по их мнению, наиболее полно и точно раскрывают художественный замысел музыки [7, с. 6].
Осознать учащимся свою сопричастность к художественно-творческому процессу позволяет диалог, так как музыкальный образ – это результат диалогического взаимодействия композитора, исполнителя и слушателя. Однако полноценный диалог предполагает наличие у каждого участника художественно-творческого взаимодействия собственного мнения, способности это мнение аргументировать и отстаивать, а также стремления и умения понять и почувствовать собеседника.
То есть у слушателя должна быть хорошо развита способность «включать музыкальное произведение в свой, «чужой» для автора музыки, контекст, вырабатывать свою эстетическую точку зрения в процессе художественно-творческого «диалога» с автором, согласиться с ним или вступить в спор, услышать условный мир музыки собственным внутренним слухом, оценить качество произведения [2, с. 23].
В контексте изложенного нельзя не согласиться с мнением В. Г. Ражникова, который в качестве ведущих принципов музыкальной педагогики выдвинул следующие:
— Точкой отсчета в педагогическом процессе является личность ученика. Педагог в диалогическом общении предполагает будущее развитие ученика, допуская и даже воспитывая равноправие с собой. И общение ребенка с музыкой организует на основе равновеликости.
— Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога.
— Содержанием образования в сфере искусства является не освоение информационно-знаковых сторон произведений, а воспитание личностного способа отношения как к произведениям искусства, так и к миру, другим людям, к самому себе [3, с. 33–41].
Таким образом, правомерно заключить, что полноценный художественно-творческий процесс обеспечивается личностным способом отношения его участников к общению с музыкой, которые, по сути, являются самоактуализирующимися в художественном творчестве личностями. То есть личностями свободными, равноправными, равновеликими, уважающими и принимающими друг друга, стремящимися к сопереживанию и взаимопониманию, основой которого выступает диалог. Самоактуализирующаяся личность проявляет, саморазвивает и самореализует в деятельности свой художественно-творческий потенциал [6, с. 68–69].
К настоящему времени в науке сформулированы определения самоактуализирующейся личности и очерчен круг конкретных, характеризующих еѐ сущность качеств. Вместе с тем существующие подходы и определения отличаются значительным многообразием и противоречивостью.
Нельзя не разделить, например, мнение Б.С. Гершунского, который доказывает, что полноценная самореализация возможна только тогда, когда человек осознанно и глубоко верит в свое индивидуально неповторимое предназначение; осознает свои способности, интересы, предпочтения, мотивы и руководствуется ими, способен к дружественному взаимодействию с другими людьми; обладает знаниями, умениями, навыками; способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям [1, с. 6].
С позиции нашего исследования, самоактуализирующаяся личность характеризуется комплексом качеств двух видов: интраперсональными (характеризующими отношение к себе как к полноправному участнику художественно-творческого общения) и интерперсональными (характеризующими отношение к Другому участнику общения). Такое деление необходимо, так как позволяет избежать формирования «негативной самоактуализации», «самовыпячивания», «раздутого Эго».
К основным интраперсональным качествам самоактуализирующейся в художественно-творческом процессе личности, которые должны и могут быть присущи школьнику, мы относим следующие: самоценность, субъектность, равновеликость, стремление к независимости и свободе, доверие себе. Обратимся к их характеристике.
Самоценность – понимание ребенком собственной ценности и значимости, осознание своих способностей, возможностей, интересов.
Субъектность выступает как осознание и принятие школьником положения о том, что он сам есть активный участник (субъект) художественно-творческого процесса, от которого непосредственно зависят его результаты. Данное свойство направляет ребенка на самостоятельный выбор наиболее адекватных и оптимальных средств художественно-творческой деятельности.
Равновеликость – данное качество вытекает из первых двух свойств и характеризует отношение ребенка к себе как к человеку, равному другим участникам художественно-творческого общения, имеющему право на собственное мнение, оценку, позицию, на свой «голос» в этом процессе. Такая позиция позволяет ребенку приобрести необходимую независимость при формировании индивидуально-личностной оценки явлений искусства.
Стремление к независимости и свободе. Для эффективности художественно-творческого процесса его участнику недостаточно только признавать за собой право быть независимой, творческой, свободной личностью. Необходимо активно реализовать это право, то есть стремиться к свободному, основанному на собственном понимании и адекватной оценке, выбору и принятию самостоятельных решений.
Доверие себе. Для манипулятора характерно постоянное обращение к мнению, позиции, решению Другого, в котором он видит власть и авторитет, в ущерб принятию решений самостоятельных. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия человека самому себе, даже если он располагает необходимыми знаниями, умениями и навыками. Это «свое» манипулятор необоснованно считает менее интересным, менее значимым, менее достойным. То есть он пользуется «чужим», несмотря на то, что опыт Другого в его собственных индивидуально-личностных условиях может «не работать». Без доверия себе, обоснованного адекватной самооценкой, самоактуализация невозможна в принципе.
Интерперсональные качества включают те же позиции, что и качества интраперсональные, однако они характеризуют отношение самоактуализирующейся личности к Другому – автору, исполнителю, педагогу, однокласснику.
Интерперсональные качества самоактуализирующейся личности выступают в неразрывном единстве осознания, признания и принятия самоценности, субъектности, равновеликости, стремления к независимости и свободе Другого, доверия ему.
Совокупность развитых интраперсональных и интерперсональных качеств самоактуализирующейся личности позволяет гармонизировать взаимоотношения между своим «Я» и «Я» Другого, создавать условия не только для собственной самоактуализации, но и самоактуализации Других. Всѐ это обеспечивает личности диалогичность.
Художественно-творческое общение требует от его участника способности к установлению глубоких эмоционально-чувственных контактов с образами произведений искусства, их авторами и исполнителями, с педагогом и одноклассниками в процессе сотворчества. Поэтому ребенку необходимо уметь не только формировать и высказывать собственное мнение, но и слышать Других, стремиться узнать и понять их точку зрения. Диалогичность предполагает гибкость поведения при взаимодействии с Другими, скорость и адекватность реагирования на подвижную ситуацию взаимодействия.
Исследования в области самоактуализации личности показывают, что источниками данного процесса являются как врожденные особенности личности, так и общественный опыт, накопленный поколениями, который человек распредмечивает, присваивает, а в последствии развивает в новых условиях собственной индивидуальности и воплощает в соответствующих сферах деятельности. Следовательно, качества самоактуализирующейся личности возможно воспитывать у ребенка целенаправленно, систематически создавая для этого необходимые условия в образовательном процессе.
Мы не ставим задачей в рамках данной статьи привести и подробно описать все возможные условия, формы, методы и приемы, способствующие воспитанию у детей качеств самоактуализирующейся личности. Остановимся лишь на общей характеристике основных путей решения данной проблемы. На наш взгляд, таковыми являются следующие.
Во-первых, это самораскрытие педагогом в художественно-творческом процессе урока собственных интраперсональных качеств самоактуализирующейся личности: самоценности, субъектности, равновеликости, стремления к независимости и свободе, доверия себе, а также диалогичности. Это связано с тем, что Личность может воспитать только Личность. Каков педагог – таковы и его воспитанники.
Во-вторых, необходимо самораскрытие учителем своего отношения к каждому учащемуся с позиций признания, принятия его самоценности, субъектности, равновеликости, доверия его духовным и творческим силам, уважительного отношения к нему как личности и индивидуальности, к его стремлению к независимости, свободе и творчеству.
Показательно в этом смысле следующее высказывание: «Недостаточно потенциального признания человека как наивысшей ценности, чтобы выстроить факторное влияние личности педагога на личностное развитие детей. Необходима актуальная способность педагога к реализации гуманистического кредо… Личностное влияние на личность совершается в момент реализации определенного актуального отношения в конкретной ситуации, при конкретном взаимодействии с окружающим миром» [8, с. 201].
В-третьих, становление качеств самоактуализирующейся личности обеспечивается целенаправленным формированием у школьников качеств самоактуализирующейся личности через создание условий для их осознания, для понимания сущности искусства и диалогичности творчества, для видения собственной роли в процессе создания художественного образа.
Важно, чтобы становление личностного способа общения с искусством происходило осознанно, для чего необходимо формировать у детей соответствующие знания и умения. Это в свою очередь обусловливает введение в содержание музыкального образования дополнительных элементов и требует применения комплекса соответствующих методов.
Воспитание любого личностного качества обеспечивается его многократным воспроизведением в соответствующих ситуациях. Важным условием становления самоактуализирующейся личности является свобода как способность совершать «сознательный выбор» (Э. Фромм). Следовательно, педагог должен строить урок музыки как пространство свободы для общения детей с музыкой, то есть использовать методы и приемы, которые активизируют ребенка к самостоятельности действий. Пространство свободы – это наличие ситуации выбора, творческие задания на переинтонирование образа, проблемные вопросы, создание разнообразных ассоциативных связей и т. п.
Помочь учащемуся почувствовать самоценность, субъектность, равновеликость и т. д. может метод активизации инициативы. Он предполагает, например, предоставление учащимся возможности выбора знакомых музыкальных произведений для одного из предстоящих уроков, привлечение их к подготовке и проведению занятий. Непосредственно в процессе общения с произведением на уроке возможно предложить школьникам выбрать наиболее желательную и адекватную с их точки зрения форму взаимодействия с ним. Учащиеся могут быть привлечены и к планированию внеклассных музыкально-воспитательных мероприятий, разработке их сценариев и активному участию в их проведении. Обращение к методу активизации инициативы позволяет расширить для школьников пространство свободы, которое необходимо для формирования и развития качеств самоактуализирующейся личности.
В-четвертых, для становления у школьников качеств самоактуализирующейся личности важным условием является создание в процессе художественно-творческого диалога доброжелательно-сочувственной атмосферы.
В своей широко известной «пирамиде потребностей» А. Маслоу отвел самоактуализации вершину, считая, что потребности более высоких уровней могут быть удовлетворены только после удовлетворения нижележащих. То есть самоактуализация возможна после реализации потребностей: 1) физиологических; 2) в безопасности; 3) в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) в уважении и признании [9]. К. Роджерс, полагая, что самоактуализацией управляет врожденный «мотив роста», тем не менее также отмечал, что для еѐ эффективности необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих [4].
Ребенку важно, чтобы его попытки быть самостоятельным в творчестве были небезразличны для Других: педагога и одноклассников. Его усилия должны быть замечены и оценены, а необходимая помощь в становлении личностного способа отношения к музыке была оказана доброжелательно и корректно.
Для реализации перечисленных условий воспитания у детей качеств самоактуализрующейся личности, обеспечивающих личностное отношение к общению с музыкой, педагог-музыкант сам должен «быть, а не казаться» творческой, самоактуализирующейся личностью. А именно: активно, осознанно, увлеченно саморазвивать и самореализовать во всех аспектах профессиональной деятельности свой художественно-творческий потенциал, общаться с музыкой и детьми на основе личностного подхода, гармонично сочетая интраперсональные и интерперсональные аспекты взаимодействия.
Разумеется, самоактуализация педагога не может быть спонтанной, осуществляться путем проб и ошибок. Личность сможет стать способной к полноценной самореализации только на основе эффективного образования [1, с. 6]. Учитель-музыкант должен быть подготовлен к этому процессу на психологическом, личностном, теоретическом и практическом уровнях. Однако в практике музыкального образования самоактуализация педагога – явление не массовое Она осуществляется главным образом интуитивно, импровизационно, подготавливается длительным процессом приобретения опыта работы, развития творческих способностей и т. п. Большинству же учителей необходима помощь, то есть специальная подготовка в системе непрерывного профессионального образования.

Литература

1. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования: [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2003. № 10. С. 3–7.
2. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: [Текст] / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
3. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении: [Текст] / В. Г. Ражников // Вопросы психологии . 1988. № 1. С. 33–41.
4. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [Текст] / К. Роджерс. М.: ЭКСМО-пресс, 2001. 414 с.
5. Рыбакова Н.А. Художественно-творческая самоактуализация учителя музыки: теоретический аспект: [Текст]: монография / Н.А. Рыбакова: Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. 153с
6. Рыбакова Н.А. «Я-подход» в работе учителя музыки: Учебное пособие для студентов и учителей: [Текст] / Н.А. Рыбакова. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. 143 с.
7. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: [Текст]: Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1999. 336 с.
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: [Текст] / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
9. Maslow A. Motivation and personality. N.Y., 1954. 453 p.

Маслоу: 12 характеристик самореализовавшейся личности

Абрахам Маслоу — ведущая фигура в традиции гуманистической психологии, и современное движение позитивной психологии многим обязано его теориям. Его «Иерархия потребностей» остается широко признанной и используемой.

Тем не менее, обыватель на удивление мало знает о вершине, к которой Маслоу хочет, чтобы мы стремились — Самоактуализации. Кто этот самоактуализированный человек и какие у него/нее характеристики? Портрет Маслоу детализирован и сложен.

Самоактуализация

Маслоу описывает хорошую жизнь как жизнь, направленную на самоактуализацию, наивысшую потребность. Самореализация происходит, когда вы максимизируете свой потенциал, делая все возможное, на что способны. Маслоу изучал людей, которых он считал самореализовавшимися, включая Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона и Альберта Эйнштейна, чтобы выявить общие характеристики самореализовавшейся личности. Вот подборка наиболее важных характеристик из его книги 9.0013 Мотивация и личность :

Реклама

1) Самоактуализированные люди принимают неизвестное и неоднозначное.

Им это не угрожает и не боится; вместо этого они принимают это, чувствуют себя комфортно с этим и часто привлекаются им. Они не цепляются за привычное. Маслоу цитирует Эйнштейна:

«Самое прекрасное, что мы можем испытать, — это таинственное».

2) Они принимают себя вместе со всеми своими недостатками.

Она воспринимает себя такой, какая она есть, а не такой, какой ей хотелось бы быть. При высоком уровне самопринятия ей не хватает защитности, позы или искусственности. Со временем недостатки начинают восприниматься вовсе не как недостатки, а просто как нейтральные личностные характеристики.

«Они могут принять свою собственную человеческую природу в стоическом стиле, со всеми ее недостатками, со всеми ее несоответствиями идеальному образу, не испытывая при этом настоящей заботы […] На воду не жалуются, потому что она мокрая, или о скалах, потому что они тверды […] просто замечая и наблюдая, что происходит, не споря и не требуя, чтобы было иначе».

Тем не менее, хотя самоактуализированные люди принимают неизменные недостатки, они испытывают стыд или сожаление по поводу изменчивых недостатков и вредных привычек.

Реклама

3) Они расставляют приоритеты и наслаждаются путешествием, а не только пунктом назначения.

«[Они] часто [рассматривают] как цели сами по себе многие опыты и действия, которые для других людей являются только средствами. они часто могут получать удовольствие как от того, как добраться до места, так и от самого прибытия. Иногда они могут превратить самое тривиальное и рутинное действие в внутренне доставляющую удовольствие игру, танец или игру».

4) Хотя они по своей сути нетрадиционны, они не стремятся шокировать или беспокоить.

В отличие от среднего бунтаря, самоактуализировавшийся человек признает:

«… мир людей, в котором он живет, не мог понять или принять [его нетрадиционность], а так как у него нет желания их обидеть или чтобы бороться с ними из-за каждой мелочи, он будет проходить церемонии и ритуалы условностей с добродушным пожиманием плечами и с максимально возможной грацией [. .. самоактуализированные люди] обычно ведут себя обычным образом просто потому, что нет великих проблемы, или потому что они знают, что люди будут обижены или смущены любым другим видом поведения».

5) Их мотивирует рост, а не удовлетворение потребностей.
В то время как большинство людей все еще борются на низших ступенях «иерархии потребностей», самоактуализированный человек сосредоточен на личностном росте.

«Наши субъекты больше не стремятся в обычном смысле, а скорее развиваются. Они пытаются расти до совершенства и все более и более полно развиваться в своем собственном стиле. Мотивация обычных людей — это стремление к удовлетворению основных потребностей, которые им не хватает».

6) У самореализованных людей есть цель.

«[У них есть] какая-то жизненная миссия, какая-то задача, которую нужно выполнить, какая-то проблема вне их самих, на которую уходит большая часть их энергии. […] Это не обязательно задача, которую они предпочли бы или выбрали для себя; это может быть задача, которую они считают своей ответственностью, долгом или обязательством […] В целом эти задачи неличны или бескорыстны, они скорее связаны с благом человечества в целом ».

7) Их не беспокоят мелочи.

Вместо этого они сосредотачиваются на общей картине.

«Кажется, они никогда не подходят так близко к деревьям, чтобы не видеть леса. Они работают в рамках ценностей, которые являются широкими, а не мелкими, универсальными, а не локальными, и с точки зрения века, а не момент. […] Это впечатление того, что вы выше мелочей […], кажется, придает определенное спокойствие и отсутствие беспокойства о насущных заботах, которые облегчают жизнь не только им самим, но и всем, кто с ними связан ».

8) Самореализовавшиеся люди благодарны.
Они не воспринимают свои благословения как нечто само собой разумеющееся и тем самым сохраняют свежее чувство удивления по отношению ко Вселенной.

«Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью снова и снова, свежо и наивно, оценивать основные блага жизни, с трепетом, удовольствием, удивлением и даже экстазом, какими бы пресными эти переживания ни казались другим [. ..] Таким образом, для такого человека любой закат может быть таким же прекрасным, как и первый, любой цветок может быть захватывающей красоты, даже после того, как он видел миллион цветов.[…] Для таких людей даже случайные рабочие будни, сиюминутные дела жизни могут быть захватывающими».

9) Они разделяют глубокие отношения с немногими, но также чувствуют отождествление и привязанность ко всему человечеству.

«Самоактуализирующиеся люди имеют более глубокие и глубокие межличностные отношения, чем любые другие взрослые […] Они способны к большему слиянию, большей любви, более совершенной идентификации, большему стиранию границ эго, чем другие люди могли бы подумать. […Эта преданность] существует бок о бок с широко распространенной […] доброжелательностью, привязанностью и дружелюбием. Эти люди склонны быть добрыми [и дружелюбными] почти ко всем […] подходящего характера, независимо от класса, образования, политических убеждений, расы или цвета кожи».

10) Самореализованные люди скромны.

«Они все прекрасно осознают, как мало они знают по сравнению с тем, что могли бы знать и что знают другие. Благодаря этому они могут без притворства быть честно уважительными и даже смиренными перед людьми, которые может их чему-то научить».

11) Самоактуализированные люди сопротивляются инкультурации.
Они не позволяют культуре пассивно формировать себя — они обдумывают и принимают собственные решения, выбирая то, что считают хорошим, и отвергая то, что считают плохим. Они не принимают все, как овца, и не отвергают все, как средний бунтарь. Самореализовавшихся людей:

«принимать собственные решения, принимать собственные решения, быть самостоятельными, нести ответственность за себя и свою судьбу. […] слишком много людей не принимают решения, но имеют свое мнение компенсируют их продавцы, рекламщики, родители, пропагандисты, телевидение, газеты и так далее».

Из-за своего самостоятельного решения самоактуализированные люди имеют кодексы этики, которые являются индивидуальными и автономными, а не диктуются обществом.

«Они самые этичные из людей, хотя их этика не обязательно такая же, как у окружающих их людей […потому что] обычное этическое поведение среднего человека в значительной степени является обычным поведением, а не действительно этичным поведением».

12) Несмотря на все это, самоактуализированные люди не идеальны.

«Совершенных людей не бывает! Можно найти людей хороших, даже очень хороших, на самом деле, великих. […] И все же эти самые люди могут быть временами скучными, раздражающими, раздражительными, эгоистичны, злы или подавлены. Чтобы не разочароваться в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от наших иллюзий по этому поводу».

Эта статья является частью серии статей о науке, лежащей в основе благополучия. Чтобы узнать больше, посетите веб-сайт Дэвида Living Meanings.

здоровый образ жизниАбрахам МаслоуСамопомощьСмысл жизниСамосовершенствование

Как достичь самоактуализации: 19 характеристик и примеров

Проще говоря, самореализация происходит, когда вы полностью удовлетворяете свои потребности и полностью раскрываете свой ты умеешь делать.

Возможно, вы уже слышали термин «самоактуализация» в связи с завершением иерархии потребностей психолога Абрахама Маслоу, но этот термин впервые был введен в начале 20-го века Куртом Гольдштейном, врачом, специализирующимся в области нейроанатомии и психиатрии. Он видел в этом конечную цель для каждого живого существа, полагая, что каждое предпринятое действие связано с этой целью. Однако эта концепция не стала популярной, пока Маслоу не начал ее исследовать.

Графика от mbg Creative

Реклама

Это объявление показывается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Как обсуждалось в его работе 1943 года под названием «Теория человеческой мотивации»1, Маслоу также считал, что люди, а не все живые существа, будут мотивировать себя на самоактуализацию только после того, как их основные потребности будут удовлетворены. В своей книге «Мотивация и личность » Маслоу объясняет это следующим образом: «Музыканты должны создавать музыку, художники должны рисовать, поэты должны писать, если они хотят в конечном итоге быть в мире с самими собой. Какими могут быть люди, такими они и должны быть. должны быть верны своей собственной природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией… Она относится к желанию человека к самореализации, а именно к его склонности становиться на самом деле тем, чем он является потенциально».

Самоактуализация была дополнительно изучена психологом Карлом Роджерсом. В отличие от Маслоу, который рассматривал самоактуализацию как один из многих человеческих мотиваторов, Роджерс рассматривал самоактуализацию как наш только мотиватор. «Организм имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и улучшать переживающий организм», — писал он в своей работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиент-центрированной концепции». Он также не соглашался с Маслоу в отношении пути достижения самореализации, а также в характеристиках человека, достигшего ее.

Когда Маслоу объяснял свою теорию, он представил 17 характеристик самоактуализации. Примерно 70 лет спустя, в 2018 году, психолог Скотт Барри Кауфман провел исследование, чтобы определить, как эти характеристики сохраняются в 21 веке. Он обнаружил, что из 17 характеристик самоактуализации Маслоу 10 остаются актуальными и сегодня.

«Характеристики самореализации также были связаны с более высоким уровнем благополучия по ряду показателей благополучия, включая большую удовлетворенность жизнью, самопринятие, позитивные отношения, овладение окружающей средой, личностный рост, автономию, цель в жизни. и самотрансцендентный опыт», — объясняет Кауфман в исследовании.

Это были 10: 

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

1.

Постоянная свежесть оценки

Как сказал Маслоу в «Мотивации и личности», «Самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью снова и снова, свежо и наивно, ценить основные блага жизни, с благоговением, удовольствие, удивление и даже экстаз, какими бы пресными эти переживания ни казались другим».

2.

Принятие

Эта часть самореализации сводится к принятию своих причуд и желаний без чувства необходимости извиняться или стыдиться за них. Речь идет о принятии себя полностью таким, какой вы есть.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

3.

Аутентичность 

В этом случае вместо того, чтобы пытаться «вписаться» в толпу и вести себя так, как, по вашему мнению, хотят от вас другие, искренний человек сохраняет чувство собственного достоинства и целостности.

4.

Невозмутимость 

Вместо того, чтобы бросаться каждый раз, когда что-то идет не так, человек с невозмутимостью принимает это как неизбежность и с достоинством преодолевает их.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

5.

Цель

Здесь нет ничего удивительного, это просто означает, что у вас есть цель в жизни и вы чувствуете ответственность за ее достижение. Часто эта цель заключается в том, чтобы помочь другим.

6.

Эффективное восприятие реальности 

Это относится к людям, которые копают глубоко, чтобы убедиться, что они воспринимают реалии мира. Вместо того, чтобы полагаться на предположения, все сводится к холодным, неопровержимым фактам.

7.

Гуманитаризм 

Эта характеристика предназначена для всех, кто чувствует подлинную связь с другими представителями рода человеческого, испытывает к ним симпатию и привязанность и хочет им помочь.

8.

Пиковые впечатления

Это связано с тем, чтобы по-настоящему жить своей наиболее наполненной жизнью, как и для тех, кто часто чувствует, что перед ними открываются новые горизонты, кто выходит за рамки эгоизма в ситуациях и кто чувствует себя единым с другими организмами на Земле.

9.

Хорошая нравственная интуиция 

Если вы можете сразу сказать, когда сделали что-то не так, можете доверять себе, чтобы принять правильное решение без особых раздумий, и можете легко отличить правильное от неправильного, у вас хорошая нравственная интуиция.

10

Творческий дух «Я научился применять слово «творческий»… не только к продуктам, но и к людям характерологическим образом, а также к действиям, процессам и отношениям», — пишет Маслоу в «К психологии бытия». «Более того, я стал применять слово «творческий» ко многим продуктам, кроме стандартных и общепринятых стихов, теорий, романов, экспериментов или картин». Отсюда термин

творческий дух означает гораздо больше, чем создание физических вещей.

Считается, что Роджерс самореализовался, чтобы стать «полностью функционирующей личностью». Самоактуализация была непрерывным, длившимся всю жизнь процессом осмысления своей идентичности, отделенным от внешних идей, убеждений, опыта и сущностей.

Ниже приведены характеристики, которые он связывал с самореализовавшимися людьми:

1.

Открытость к опыту

Вместо того, чтобы приходить в жизнь с поднятой защитой, открытость к опыту означает, что вы готовы принять то, что происходит и есть. ему не угрожает.

2.

Доступность для осознания

Это происходит, когда вы живете с недостатком отрицания, четко осознавая и понимая свой опыт. (Вот как повысить свой эмоциональный интеллект, если вам не хватает этой области.)

3.

Точная интерпретация переживаний

Подобно осознанию, полностью функционирующий человек должен быть способен интерпретировать события, которые он пережил без меняя их.

4.

Я-концепция согласуется с опытом и адаптируется к нему

Самоактуализирующийся человек соединяется со своим опытом, в то же время обладая гибкостью, чтобы адаптироваться к нему.

5.

Доверие и ценный опыт

Это способность доверять тому, что с вами происходит, обрабатывать это и исследовать свои ценности на основе этого, не воспринимая их как угрозу себе.

6.

Безусловное самоуважение

Иметь эту характеристику означает жить, не сомневаясь в себе и своей ценности, основанной на личном опыте. (Вот несколько способов практиковать любовь к себе.)

7.

Адаптивное поведение

Связываясь с открытостью опыту, эта характеристика выходит за рамки этого, чтобы сказать, что человек может творчески адаптироваться к этим новым моментам.

8.

Получает обратную связь от опыта

Если что-то идет не так или вы не полностью удовлетворены, вы будете смотреть на результат и работать над его исправлением в будущем вместо того, чтобы по умолчанию защищаться.

9.

Живет в гармонии с другими

Это понимание того, что вы не одиноки в этом и ваши действия влияют на других. Зная это, вы выбираете жить как можно более гармонично с другими.

Маслоу считал, что Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт и Альберт Эйнштейн были примерами самореализовавшихся людей. В то время как все невероятные фигуры в истории, каждый может самореализоваться, когда у него есть мотивация. Если вы хотите реализовать себя, вот несколько шагов, которые нужно предпринять:

  • Работайте над принятием себя всем сердцем.
  • Посмотрите, откуда исходит ваша мотивация жить изо дня в день и почему.
  • Изучите, чего вы хотите достичь и почему это принесет вам удовлетворение.
  • Будьте открыты к ударам, которые бросает вам жизнь, не воспринимая их как угрозу вашему самоощущению.
  • Если вы действительно хотите погрузиться в мир, рассмотрите возможность работы с психологом, чтобы определить правильный путь для вас и преодолеть потенциальные препятствия на пути к самореализации.

Часто задаваемые вопросы:

Что является примером самореализовавшегося человека?

Самореализовавшийся человек — это тот, кто хорошо понимает себя, свои ценности и свои увлечения и живет жизнью, полностью соответствующей этому видению.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts