Самодетерминация это в психологии: Самодетерминация — Психологос

Содержание

Понятие самодетерминации в теории Э. Деси и Р. Райана: Psychology OnLine.Net

Понятие самодетерминации в теории Э. Деси и Р. Райана
Добавлено Psychology OnLine.Net
2.02.2013

Теорию самодерминации причисляют к позитивной психологии, целью которой является направить внимание психологической науки не столько на исправление негативных, сколько на построении позитивных составляющих психологий человека.

Разработанная Д. Деси и Р. Райаном теория затрагивает одну из сложных проблем,- проблему самодетерминации. На передний план выдвигается проблема собственной активности человека, его способность самостоятельного выбора направления саморазвития. В основной идее теории, наиболее существ является постулирование наличия у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. И если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставления ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а в последствии и взрослой, будет здоровой и полноценной личностью.

«Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал, определяющий рост интеграцию, и здоровье, и на исследовании процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ» (Райан, Деси, 2000). Ситуация не всегда складывается лучшим образом, и во многих случаях среда мешает здоровому самоосуществлению, и активно навязывает такие нормативы, которые пагубно влияют на психику человека. «Наша теория самодетерминации связана с этим диалектическим противостоянием активного » Я» и различных сил, внешних и внутренних, с которыми личность встречается в процессе развития» (Деси, Райан, 1991). Основным понятием теории Э. Деси и Р. Райана является самодетерминация (автономия).

Самотерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличии от подкрепленных реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека.

Данное понятие даст возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), то есть позволяет избежать абсолютизации и того, и другого, приводящей к тупиковому варианту развития любой теории Деси считается, что самодетерминация является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно способствует развитию умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.

Самодетерминированное поведение включает в себя решение человека о том, как себя вести, базирующееся на предложении о том, как добиться удовлетворения своих потребностей. При этом поведение детерминируется информацией, поступающей от среды, а также самой личностью, которая эту информацию воспринимает и интерпретирует. Эмпирическими критериями самодетерминация являются такие ее проявления как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, ощущение себя свободным, и такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глагола «хочу» над глаголом «должен».

Несамодетерминированное поведение полностью обусловлено физическими или физиологическими причинами или средой. Несамодетерминированным можно назвать поведение-привычку, негибкое поведение или поведение, контролирующееся эмоциями, которые препятствуют выбору и гибкому использованию информации. Потеря самодетерминации происходит в случаях, когда человек перестает осуществлять намеченные действия, либо не осознает, с какой целью те или иные действия им осуществляются. Авторы выделяют два типа такого поведения, причем оба типа могут быть и адаптированными, и неадаптированными, в зависимости от конкретной ситуации.

Автоматическое поведение оно с трудом поддается перепрограммированию, поскольку определяется неосознаваемыми мотивами, которые изменить трудно.

Автоматизированное поведение определяется мотивами, которые могут быть осознаны, поэтому оно более гибкое и может быть неадаптировным только в течении короткого времени. Его можно легче перепрограммировать на Самодетерминированное.

Типы поведения, которые содержат награду в себе самых (такие как игра, исследование и т.п.), обьеденяются, понятием компетентностью связанным, в свою очередь, с понятием внутренней мотивации.

Переживание компетентности понимается как один из типов внутренней удовлетворенности, достигаемой человеком, и обеспечивающей развитие. Предполагается, что человека есть внутренняя психологическая потребность в чувстве компетентности при взаимодействии с внешней средой. Эта потребность имеет адаптивную ценность и не связана с биологическими влечениями. Она является основой направленного устойчивого поведения, в котором совершается выбор. Компетентность и самодетерминация (автономия) — первостепенные психологические потребности, лежащие в основе внутренне мотивированной активности.

Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития, является внутренняя мотивация. Ее можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений. Мотивация не основывает, что ее энергия является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремиться к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является наградой.

Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее является активность сама по себе. Десси считает, что внутреннее мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой.

«Мы полагаем, что существует врожденное и витальное движение в направлении ассимиляции и синтеза, типичным примером которого служит спонтанная, внутренне мотивированная активность» (Райан 1993). Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же, наоборот, разрушают ее.

Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны при условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии.

Одной из составляющих теории самодетерминация является понятие воли. Воля как способность сознательного выбора детерминант поведения с необходимостью включает в себя внутреннюю потребность в компетентности и самодетерминации. Основой воли является внутренняя мотивация, человеческая потребность быть компетентным с самодетерминацией в отношениях со средой. Воля, в свою очередь, разрешает конфликты между потребностями, подчиняя себе последнее.

Автономия в развитии. Для здорового развития ребенку необходим автономный тип взаимодействия со средой, когда значимые взрослые обеспечивают установку на свободный выбор и решение задач без явных границ и ограничений. Это важно для того, чтобы ребенок научился взаимодействовать со средой и контролировать собственные импульсы.

Поэтому одним из существенных факторов развития, считают Райан, Деси и Грольник, является свобода. Для осуществления целостного и гармоничного развития необходимо, чтобы человек стремился к большим и малым целям, действовал и рос в условиях борьбы и принимал решения, будут ли с ним происходить изменения или нет. В этом процессе чрезвычайно важны проявления потребностей в компетентности и автономии (самодетерминации). Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека.

Выделяются следующие три необходимых для оптимального развития ребенка компонента окружающей его среды.


  1. Направленность на автономию (взрослые поддерживают собственную инициативу ребенка, дают возможность выбора, самостоятельно решать проблемы и т.п.)
  2. Структура (взрослый выполняет для ребенка роль проводника в среде и обеспечивает необходимое поле, в котором могут осуществляться различные операции. )
  3. Включенность (взрослые уделяют ребенку время, внимание и предоставляет ему возможности делать открытия, разведывать новые места или проявлять себя).

«Дети появляются на свет с врожденными психологическими потребностями-потребностями в автономии, компетентности и связи с другими людьми — и в течении своей жизни они ищут удовлетворения этим потребностям. Они появляются на свет с одними интересами и врожденными склонностями, что идет рука об руку с мотивированием их продолжающих стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности. Данный взгляд , однако, не эквивалентен взгляду, что способности и интересы являются генетически предопределенными» ( Деси, Райан). Отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Развитие потребности в самодетерминации начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу шестого месяца в виде свободного «Я». К девяти месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что – либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы (Райан, Деси, Грольник).

Исходя из благих побуждений, родители могут подавить у ребенка начала тенденций, основывающихся на внутренней мотивации, если используют при воспитании подкрепление и контроль. Оптимальная, обеспечивающая свободу активности среда является гарантом успешности детского развития.

Окружение с самого рождения диктует ребенку правила и нормативы. Важно то, как это происходит и каким образом ребенок усваивает эти правила и ограничения. В процессе социального научения не только приобретается комфортность, но и происходит процесс превращения внешних требований во внутреннюю регуляцию – через процесс интернализации. Интернализация – это переключение внешней движущей силы и средств поведения во внутреннюю (Райан, Деси, Грольник). Будучи интернализированными, изначально внешние результаты поведения человека могут стать частью его внутреннего мира, и соответствующее поведение больше не будет требовать внешних подкреплений. Но для полной интернализации, или интеграции, необходимо, чтобы человек не только принял в себя процесс регуляции, а еще и сделал его своим собственным.

Внутренняя мотивация представляет собой прототип автономной регуляции, а Интернализация и следующая за ней интеграция являются средствами, с помощью которых та активность, к которой нет внутреннего интереса, приобретет для человека значение автономной. Интегрированные ценности являются основой самодетерминации. Необходимо отметить, что поведение с полностью интегрированными регуляторными процессами не обязательно будет внутренне мотивированным. По нашей концепции и интроекция, и эго-включенность представляют собой частичную интернализацию. Источник регуляции является внутренним по отношению к личности, но остается внешним по отношению к Я.» (Райан).

Интроекция — это частичная ассимиляция, при которой регуляторные процессы интегрируются в той же форме, что и при внешней регуляции. Средство и объект регуляции при этом находятся в одной личности, но сами при этом разделены. Регуляторный процесс не интегрируется в « Я» и является источником напряжения и конфликта. Интроективная регуляция ригидная и является основной развития внутренне контролирующей регуляции. Она приводит не к интегрированному и целостному, а к ложному Я и связано с тревожностью, самоуничтожением и другими неадаптивными паттернами поведения. Если у ребенка преобладают ценности в форме интроектов, то это может привести к риску психопатологии. При психотерапии, интроектированные процессы могут быть переведены на уровень интеграции, которая приводит к более позитивным формам адаптации.

Другой формой частичной интернализации является это- включенность, определяемая следующим образом: «Индивиды рассматривают свою собственную хорошесть или «оцениваемость» как зависящую от достигнутого конечного результата» (Райан). Она еще меньше, чем интроекция, дает возможность проявления внутренней мотивации. «Эго- включенность представляет собой интернальное, но гетерономное давление, которое разрушает автономию. Так, хотя эго- включенность, будучи интрапсихической силой, является внутренней по отношению в личности, она является «внешней» по отношению к Я» (Райан).

Чем выше степень автономии, тем сильней связь с эмпатией, тем выше моральные принципы и позитивнее отношения с другими людьми.

Теория когнитивной оценки была представлена Десси и Райаном в качестве субтеории в рамках теории самодетерминации. При этом она имела целью определить факторы, объясняющие разнообразие внутренней мотивации (Райан, Деси). В соответствии с теорией когнитивной оценки влияния различных событий на мотивационные процессы детерминируются не объективными характеристиками этих событий, а скорее их психологическими значениями для инвалида. Авторы считают, что на интерпретацию событий личностью влияют следующие факторы:


  1. Межличностные взаимодействия:

    • награда, связанная с выполнением задачи;
    • позитивная обратная связь;
    • самоуправление;
    • контроль со стороны других;
    • информация;
    • влияние коммуникатора на контекст ситуации.

  2. Индивидуальные различия:

    • половые различия;
    • личностные особенности воспринимающего.

  3. Регуляция с помощью не средовых, а внутриличностных средств (Деси, Райан)

Теория когнитивной оценки содержит в себе четыре основных предположения.

Предположение 1. Внешние события, релевантные инициации и регуляции поведения, будут влиять на внутреннюю мотивацию личности в соответствии с тем, как они будут влиять на воспринимаемый локус каузальности этого поведения.

Предположение 2. Внешние события будут влиять на внутреннюю мотивацию личности при выполнении активности, связанной с оптимальным уровнем задач, в соответствии с тем, как они будут влиять на воспринимаемую компетентность личность на воспринимаемую компетентность личности в контексте самодетерминации.

Предположение 3. Событие, связанное с инициацией и регуляцией поведения, имеет три аспекта:


  1. Информационный – в качестве обратной связи об эффективности выбора, который усиливает внутренне воспринимаемый локус каузальности и, следовательно, повышает внутреннюю мотивацию.
  2. Контролирующий, проявляющийся как оказание различными способами давления на поведение, мысли и чувства, что приводит к контролю над его функционированием. Этот аспект усиливает внешне воспринимаемый локус каузальности, что подрывает внутреннюю мотивацию и обеспечивает подчинение или сопротивление внешним силам.
  3. амотивирующий, который означает, что эффективность не может быть достигнута, и обеспечивает функционирование без мотивации, что связано с усилением воспринимаемой некомпетенции и подрывом внутренней мотивации.

Предположение 4. Внутриличностные события различаются по качественному аспекту и подобно внешним событиям могут варьировать по функциональной значимости. Внутренние информационные события усиливают самодетерминированное функционирование и повышают внутреннюю мотивацию. Внутренние контролирующие события переживаются как давление с целью получения специфического результата и подрывают внутреннюю мотивацию. Внутренние амотивирующие события подчеркивают некомпетентность человека и тоже подрывают внутреннюю мотивацию (Деси, Райан).

Воспринимаемый локус каузальности определяется авторами как когнитивный конструкт, представляющий степень с которой человек является самодетерминированным при планировании и осуществлении какого-либо поведения. Локус каузальности может быть внешним и внутренним. Внутренне воспринимаемый локус каузальности существует, когда поведение переживается как инициируемое или регулируемое информационными событием, происходящим внутри или вне личности. Внешне воспринимаемый локус каузальности существует когда поведение видится инициируемым или регулируемым контролирующим событием, происходящим внутри или вне личности.

Понятие мотивационных субсистем используется для объяснения различий в реагировании людей в разных типах сред и в их оперировании комплексом устойчивых внутренних состояний (Деси). Мотивационные субсистемы рассматриваются как «… комплекс когнитивных, аффективных и поведенческих различий, которые организуются мотивационными процессами» (Деси, Райан).

Авторы выделяют три типа мотивационных субсистем:

Внутренняя мотивационная субсистема базируется на потребности в компетентности и самодетерминации. Она включает всебя:


  • принятие решений (самодетерминацию) в поведении;
  • эффективное управление своими мотивами;
  • внутренние воспринимаемый локус каузальности;
  • чувство самодетерминации в качестве награды;
  • высокую степень воспринимаемой человеком собственной компетентности в высокий уровень самооценки;
  • и самодетермированное (выбранное), и автоматизированное поведение в качестве многочисленных автоматизированных подуровней;
  • главенствующую роль внутренних сигналов при идентификации эмоций. Эмоции определяют поведение вместе с информацией, исходящей от среды и из памяти. Происходит интуитивная и феноменологическая оценка эмоций, которые рассматриваются как источник информации при выборе поведения.

Внешняя мотивационная субсистема базируется на внешней мотивации. Она включает в себя:


  • склонность реагировать скорее на внешние чем на внутренние стимулы;
  • поведение, при котором награда от него отделена;
  • чувства, скорее сопровождающие активность, чем спонтанно проявляющиеся в ней:
  • внешне воспринимаемый локус каузальности;
  • поведение, контролирующееся наградой, а не собственным выбором человека;
  • более низкий, чем и внутренне мотивированных людей, уровень самооценки;
  • автоматическое и автоматизированное поведение;
  • эмоции больше связаны с внешней ситуацией.

Амотивационная субсистема проявляет себя в отсутствии активности, у нее нет форм поведения. Для нее характерны:


  • восприятие отсутствия взаимосвязи между поведением и результатом или наградой, поэтому вследствие недостижимости результатов активность отсутствует;
  • очень низкий уровень воспринимаемой компетентности;
  • очень низкий уровень самодетерминации;
  • очень низкий уровень самооценки;
  • наличие чувства беспомощности, некомпетентности, неконтролируемости, поскольку человек недооценивает собственную способность к самодетерминации;
  • эмоции блокируются.

В более поздних своих работах Деси и Райан перестали использовать понятие мотивационных субсистем, поскольку «…язык имеет тенденцию подразумевать механизм и программу, которая пассивно инициируется стимулами, и, таким образом, может возникнуть противоречие нашей метатеоретической перспективе активного организма» (Деси, Райан, 1985). Понятие «мотивационные субсистемы» было замечено просто понятием мотивационных процессов, которые отражаются в комплексе аффективных, когнитивных и поведенческих переменных.

Три мотивационные субсистемы или три мотивационных процесса соответствует трем различных типах убеждении о природе причинности. Можно говорить о существовании трех различных личностных каузальных ориентаций.

Внутренняя каузальная ориентация. Люди с такой ориентацией оперируют внутренней мотивационной системой. При наличий внешней награды действие внутренней и внешней мотивационных субсистем смешиваются, и в этом случае внешне мотивированное поведение является выбранным. У внутренне каузальной личности нет самообвинения в случае неудачи. Имеет место гибкое поведение и чувствительность к изменениям среды.

Внешняя каузальная ориентация. Для таких людей характерны стремления к сверхдостижениям. Они верят в зависимость получаемых результатов от поведенческих реакций и постоянно производят различные реакции. Стремясь достичь все новых результатов. В стремлении к успеху они находятся в поиске его новых результатов. В стремлении к успеху они находятся в поиске его внешних показателей. Неудачи в попытках достижения самодетерминации приводят к постоянным стрессам. В результате контроля внешней мотивационной субсистемы происходит самообман человека, что проявляется в формировании экстернального и безлично ориентированного типов. Личность верит только в некоторые, не всегда реалистичные представления о себе и действует соответственно им, а противоречащая этому информация остается в подсознании и блокируется.

Безличная ориентация. При данной личностной ориентации возникает феномен «выученной беспомощности», поскольку такие люди «выучивают», что среда не реагирует на их действия. При этом сами они проявляют минимум самодетерминации и поведение в основном является автоматическим. Доминирует амотивирующая субсистема с некоторыми проявлениями внешней мотивирующей, что реализуется в автоматическом и беспомощном поведении (Деси). Чаще всего в человеке проявляется смешение всех трех ориентаций в некоторой пропорции.

Развитие личностных ориентаций. Основа чувства компетентности и самотерминации личности от рождения до двенадцатилетнего возраста и в течении этого периода ребенок разрешает или не разрешает проблемы, возникшие в течении четырех стадий развития. Результат первых двенадцати лет жизни является основанием структуры развития. В своем развитии ребенок проходит, по мнению Деси, следующие стадии:


  • Первый год жизни. Важными факторами здесь является реакция среды на проявления ребенка и взаимодействия с этой средой. На этой стадии закладываются основы воли.
  • Второй и третий года. Происходит отделение «Я» ребенка от других людей и утверждение его как автономного, эффективного агента.

    Сочетание первых двух стадий является критическим периодом для развития самодетерминации, для которой важны как воля, так и автономия.

  • Четыре-шесть лет. На этой стадии для ребенка основными являются повышение активности и координации своих инициации. Ребенок действует в среде в поисках возможности проявить свою компетентность в своих взаимодействиях с ней. На этой стадии проявляется соперничество и идентификация.
  • В возрасте семи — двенадцати лет возникает борьба за аккомодацию в социальной среде. От родителей и дома ребенок в эти годы обращается к миру ровесников и замещающих родителей взрослых. На этой стадии могут быть решены некоторые проблемы, которые не удалось разрешить в более раннем возрасте.

    Вторые две стадии — критические для развития чувства компетентности.

Изменение ориентации в течении жизни связанно с переживанием их эффективности. Самыми важными для развития ориентации является первые двенадцать лет, поскольку именно в этом возрасте формируется базовая ориентация, которая впоследствии подтверждена лишь незначительным изменением.

Список используемой литературы


  1. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала.-М.: ЮНИТИДАНА, 2009.
  2. Современная психология мотивации. Под ред. Д.А. Леонтьева.-М. Смысл, 2002.
  3. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю.Головин.- Минск: Харвеет, 1997
  4. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.:1966.
  5. Философский энциклопедический словарь. Редкол.: С.С. Аверинцев и др.- М.: Сов энциклопедия,2000

это, определение слова, понятие. Что такое Самодетерминация, значение, словарь, энциклопедия

(self-determination) Психология как наука построена на допущении, что все поведение яв-ся закономерным, что оно детерминировано нек-рым набором сложных, пусть даже не до конца понятных, сил. Это допущение всегда рассматривалось как антитеза идее о свободе воли. Говорят, что люди не вольны побуждать себя к чему-либо; они побуждаются силами, находящимися за пределами их контроля. Этот вопрос оказывается своеобразным камнем преткновения. Чтобы быть наукой, психология должна следовать допущению о детерминированности поведения и тем самым отрицать свободу воли, поскольку воля подразумевает свободу от обусловленности. Однако понятие воли (в отличие от свободы воли) не обязательно означает свободу от обусловленности; она может пониматься с т. зр. способности людей до определенной степени самим определять собственное поведение, руководствуясь при этом своими мыслями и чувствами. Исходя из этой т. зр., Деси предложил использовать термин «воля» в связи с челов. способностью принимать решения о том, как себя вести, и использовать эти решения в качестве причинных предпосылок своего поведения. С., добавляет он, включает в себя процесс использования собственной воли; др. словами, она подразумевает процесс принятия решений о том, как поступить. Этот процесс можно рассматривать как закономерность, поскольку принципы, на к-рые опираются люди при совершении выбора, доступны научному изучению. История воли. У. Джемс определял понятие воли через сознательное, произвольное поведение, в основе к-рого лежит психич. образ желаемого рез-та. В первой четверти XX в. появление бихевиоризма сместило фокус исслед. с идей, связанных с волей, совершенно в др. область. Все поведение объяснялось теперь в терминах условных связей между стимулами и реакциями. Эта т. зр. доминировала в психологии вплоть до 1950-60-х гг., когда стало стремительно набирать силу когнитивное движение, представившее новую основу для повторного появления на психол. сцене таких понятий, как воля, намерение и С. Однако недавние работы начали подчеркивать важность аффекта и объединять познание и аффект в мотивационном анализе. Такой мотивационный анализ обеспечивает основу для совр. представлений о С. и воле. Воля и энергия. В теориях воли, предложенных Джемсом и Левиным, говорится о том, что энергетическим источником волевого поведения яв-ся потребность, первонач. мотивирующая то поведение, к-рое впоследствии начинает управляться волей. Такое объяснение, однако, порождает новую проблему. Если эти потребности не обладают достаточной энергией без введения в игру воли, то встает вопрос о том, как они могут обеспечивать энергией волевое поведение? Теория Деси дает ответ на эту нерешенную ранее проблему. Он предположил, что внутренняя мотивация, в основе к-рой лежит врожденная потребность в компетентности и С., дает энергию для проявления воли. См. также Свобода воли, Внутренняя мотивация Э. Л. Деси

Поделиться:



Notice: file_put_contents(): write of 1 bytes failed with errno=28 No space left on device in /home/slinks/www/slinks/public/get_links.php on line 36

Warning: file_put_contents(): Only -1 of 1 bytes written, possibly out of free disk space in /home/slinks/www/slinks/public/get_links.php on line 36

Теория мотивации самоопределения — Центр общественного здравоохранения и профилактики

URMC // / Наш подход

 

Теория самоопределения (SDT) — это теория мотивации, которая применялась во многих сферах жизни, таких как здоровье, спорт, образование и работа. Здоровье – это неотъемлемая цель для всех нас, на которую сильно влияют наши привычки и образ жизни. Мотивация — энергия, направленная на достижение цели, — играет большую роль в нашем выборе образа жизни и в нашей способности вносить устойчивые изменения по мере необходимости для поддержания нашего здоровья.

Согласно SDT, у всех нас есть три ключевые психологические потребности, как показано на графике ниже. Когда наша социальная среда, включая места, где мы получаем медицинскую помощь, больше поддерживает эти психологические потребности, качество нашей мотивации становится более автономным. С другой стороны, когда наши психологические потребности не удовлетворяются должным образом или даже не удовлетворяются посредством социальных взаимодействий, качество нашей мотивации становится более контролируемым. Исследователи в ходе многих исследований обнаружили, что, когда люди более автономно мотивированы, они с большей вероятностью со временем достигнут своих целей в отношении здоровья.

Читайте дальше, чтобы узнать больше о науке, стоящей за теорией самоопределения.

Мотивация

Ранние представления о мотивации просто предполагали, что она либо есть (вы мотивированы), либо ее нет (вы не мотивированы или не мотивированы). Однако более 40 лет исследований показали, что мотивация гораздо сложнее. Качество мотивации (автономная или контролируемая) является ключом как к удовлетворению, так и к устойчивому успеху в достижении целей.

Мотивированное поведение может быть вызвано наградами, наказаниями и внутренним давлением со стороны других. Это также может подпитываться глубоко укоренившимися ценностями или интересом и удовольствием от самого поведения. Проще говоря, люди могут чувствовать большее давление или контроль, чтобы вести себя определенным образом, или они могут чувствовать, что у них есть выбор, как себя вести. Например, людей могут водить:

  • Вознаграждение : Люди могут попытаться похудеть, потому что их работодатель будет платить им за то, чтобы они похудели.
  • Наказание : Люди могут попытаться похудеть, потому что их страховая компания поднимет стоимость их медицинского страхования, если они не похудеют.
  • Внутреннее давление : Люди могут пытаться похудеть, потому что другие сказали им, что они должны похудеть, иначе они будут этим расстроены.
  • Значение : Люди могут пытаться похудеть, потому что хотят быть здоровее и быть примером для подражания для своих детей.
  • Интерес/удовольствие : Люди могут пытаться похудеть, потому что им действительно нравится заниматься спортом и есть здоровую пищу.

Когда люди в основном мотивированы наградами , наказаниями и внутренним давлением , им труднее инициировать и поддерживать свое поведение в долгосрочной перспективе. Однако, когда люди более автономны, то есть когда люди больше мотивированы своей ценностью поведения или своей 0013 интерес и удовольствие поведения — они, как правило, более настойчивы в своем поведении, чувствуют себя более удовлетворенными и в целом имеют более высокое благополучие.

Психологические потребности

Теория самоопределения предполагает, что у всех людей есть три основные психологические потребности — автономия, компетентность и привязанность, — которые лежат в основе роста и развития.

  • Автономия относится к ощущению, что у человека есть выбор и что он добровольно поддерживает свое поведение. Противоположный опыт — это чувство принуждения или контроля над своим поведением.
  • Компетентность относится к опыту мастерства и эффективности в своей деятельности.
  • Наконец, связанность относится к потребности чувствовать связь и чувство принадлежности к другим.

Социальное окружение (например, семья, друзья, коллеги, медицинские работники, культура и т. д.) может способствовать или препятствовать стремлениям людей в зависимости от того, насколько они поддерживают основные психологические потребности человека.

  • Автономия поддерживается попыткой уловить и признать желания, предпочтения и взгляды человека, выражая понимание его точки зрения, предоставляя обоснование поведения и предоставляя выбор того, как себя вести. Поддерживать чью-либо автономию также означает воздерживаться от попыток контролировать или заставлять их действовать определенным образом.
  • Компетентность поддерживается путем предоставления человеку оптимальных задач и возможностей (конкретные цели, достаточно сложные, но не подавляющие), поощрения его чувства инициативы (попробуйте!), предоставления структуры (например, рекомендации) для мобилизации и организации поведения и обеспечения соответствующей обратной связи.
  • Наконец, связанность поддерживается, когда другие вовлечены и проявляют интерес к действиям человека, проявляют эмпатию, реагируя на его чувства и сообщая, что человек важен, о нем заботятся и любят.

Когда эти потребности оптимально поддерживаются, данные свидетельствуют о том, что люди становятся более автономными в своем поведении, с большей вероятностью сохраняют свое поведение и в целом чувствуют себя лучше.

Здесь, в Центре общественного здравоохранения и профилактики, наш подход направлен на предоставление вам основанной на фактических данных информации и поддержку ваших психологических потребностей, чтобы мы могли помочь вам узнать, что работает для вас на пути к здоровым изменениям в вашей жизни.

Этот материал основан на следующих ссылках:
  • LaGuardia, J. 2017. Теория самоопределения на практике: как создать оптимально благоприятную среду здравоохранения . Мидлтаун, Делавэр. Независимо опубликовано 2017 г.
  • Ntoumanis N, Ng JYY, Prestwich A, Quested E, Hancox JE, Thøgersen-Ntoumani C, Deci EL, Ryan RM, Lonsdale C, Williams GC. Метаанализ интервенционных исследований, основанных на теории самоопределения, в области здоровья: влияние на мотивацию, поведение в отношении здоровья, физическое и психологическое здоровье. Health Psychol Rev . 2021 июнь;15(2):214-244. дои: 10.1080/17437199.2020.1718529. Epub 2020, 3 февраля. PMID: 31983293.
  • Райан Р. М. и Деси Э. Л. Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии . 2017. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Соответствующие публикации группы

  • Mayo NL, Russell HA, Holt K, Williams GC. Внедрение клинической программы, основанной на самоопределении, для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний. Журнал психологии здоровья . Январь 2022 г. doi:10.1177/13591053211068124

Самоопределение: определение, теория и примеры

Самоопределение: определение, теория и примеры

Сара Спербер
Отзыв Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самоопределение? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое самоопределение, теорию, стоящую за ним, примеры и советы по повышению самоопределения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Почему вы делаете то, что делаете? Почему вы почистили зубы этим утром, или пошли на работу, или нажали на эту статью? Можно ли изменить свое поведение или чувствовать себя по-другому, когда вы это делаете?

Как мы узнаем ниже, в основе всего нашего поведения лежит мотивация. Даже для деятельности, которую вам не хочется делать, например, мыть посуду, когда вы устали ночью, какая-то мотивация подталкивает вас к этому (например, неприятная мысль о том, что вы проснетесь завтра с грязной посудой). Но не всякая мотивация одинакова: мы также увидим, что мотивация сложнее, чем просто ее больше или меньше. Теория самоопределения является широко признанной основой для понимания мотивации и влияния, которое различные типы мотивации могут оказывать на различные аспекты благополучия. Читайте дальше, чтобы узнать об основных принципах теории самоопределения и о том, как вести более самостоятельную жизнь.
 
 Прежде чем вы начнете, мы хотели бы сообщить вам о нашем тесте на самочувствие, который расскажет вам немного о вашем текущем уровне самочувствия. Или, если вы предприниматель, консультант или тренер, загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы для быстрого развития вашего бизнеса.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент3

Что такое самоопределение? Определение

Психологи, разработавшие теорию самоопределения, определили самоопределение следующим образом: «Самоопределение означает действие с чувством выбора, воли и обязательства, и оно основано на внутренней мотивации и интегрированной внешней мотивации» (Deci & Ryan, 2010). Читайте дальше, чтобы узнать больше о теории, лежащей в основе самоопределения, в том числе о различиях между внутренней и внешней мотивацией и о том, что означает «интеграция» внешней мотивации.

О теории самоопределения

Как самоопределение связано с мотивацией?
Самомотивацию можно определить как энергию для действия (Deci, 2012). Главный вопрос, который вдохновил исследования мотивации, заключается в том, почему люди действуют или не действуют определенным образом. Более ранние психологи бихевиористской школы теоретизировали, что человеческое поведение управляется заученными ассоциациями: мы участвуем в поведении, которое мы ассоциировали с вознаграждением, и избегаем поведения, которое мы ассоциировали с отсутствием вознаграждения (Watson, 19).57). Эта теория лежит в основе того, как мы дрессируем собак и других животных: мы хвалим и награждаем то поведение, которое хотим видеть чаще.

Разработчики теории самоопределения считали, что эта бихевиористская точка зрения не учитывает сложные мысли, которые есть у людей, и которые, по их мнению, могут однозначно влиять на мотивацию определенного поведения. Кроме того, они не считали, что мотивацию следует рассматривать как «единую» концепцию, согласно которой ее либо больше, либо меньше — вместо этого они подчеркивали, что могут быть разные типы мотивации, в частности внутренняя и внешняя мотивация (Deci & Ryan, 1985). Наконец, они полагали, что тип мотивации, лежащей в основе поведения, имеет серьезные последствия для производительности и благополучия.

Теория самоопределения Деси и Райана

Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан впервые представили теорию самоопределения (сокращенно называемую ТСД) в своей книге 1985 года «Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека». Они предполагают, что существует четыре различных типа регуляции поведения или мотивации, два из которых являются автономными, а два – контролируемыми. В этой теории автономное регулирование является основой для самоопределения (Deci & Ryan, 2010). Ниже мы будем использовать пример тренировки на инструменте, чтобы проиллюстрировать различные типы мотивации.

Автономное регулирование
Автономная мотивация или регулирование относится к действию, исходя из чувства готовности, воли и выбора (Deci, 2017). Существует два типа автономной регуляции:

1. Внутренняя мотивация: делать что-то, потому что это по своей сути интересно или приятно.
Пример: Игра на музыкальном инструменте, потому что вы получаете от этого удовольствие.

2. Внутренняя внешняя мотивация: делать что-то, что изначально было мотивировано внешними факторами, но ценность которого вы теперь усвоили. В приведенном выше определении этот тип мотивации также упоминается как «интегрированная» мотивация.

Пример: Упражнение на инструменте, потому что теперь вы полностью усвоили его неотъемлемую ценность, хотя первоначально вы занимались, потому что ваши родители сказали вам об этом.

Контролируемое регулирование
Контролируемая мотивация или регулирование относится к действиям, вызванным давлением, требованием или обязательством (Deci, 2017). Также существует два типа контролируемого регулирования:

1. Внешняя мотивация: делать что-то, потому что это приводит к отдельному результату, такому как похвала.
Пример: Упражнение на музыкальном инструменте, потому что ваши родители вознаграждают вас за это.

2. Интроецированное регулирование: выполнение чего-либо, потому что вы частично усвоили внешнюю мотивацию и принуждаете себя к этому. Этот тип мотивации часто также связан с чувством вины.

Пример: Упражнение на музыкальном инструменте больше не за вознаграждение от родителей, а потому, что вы будете чувствовать себя виноватым из-за того, что не занимаетесь.

Как видно из этих примеров, как автономная, так и контролируемая мотивация могут приводить к одному и тому же поведению. Однако качество поведения и ваш опыт его выполнения могут варьироваться в зависимости от того, какой тип мотивации стоит за ним. Читайте дальше, чтобы узнать, как самоопределяемое поведение влияет на эмоции, производительность и общее самочувствие.

Видео: Эдвард Деси — Теория самоопределения

В этом видео вы можете посмотреть, как Эдвард Деси резюмирует теорию самоопределения своими словами.

Примеры самоопределения

Вот несколько примеров самоопределяемого поведения, некоторые из которых мотивированы внутренней мотивацией, а некоторые могут быть интернализованными внешними мотивами:

  • Ребенок играет с игрушками для удовольствия
  • Занимается спортом, потому что ценит пользу для здоровья
  • Отказ от курения, потому что вы цените возможность прожить долгую жизнь со своими детьми
  • Ребенок, выполняющий свои обязанности по дому, потому что понимает ценность ответственности
  • Создание искусства ради присущей ему радости полное чувство готовности

Принципы самоопределения

Теория самоопределения утверждает, что у людей есть три психологические потребности для оптимального благополучия и производительности: связанность, компетентность и автономия. Когда кто-то чувствует себя связанным с другими, компетентным и как будто он действует с чувством воли, он будет иметь автономную мотивацию или самоопределение (Deci, 2017; Deci & Ryan, 2012).

  • Связанность означает потребность в заботе и заботе о других.
  • Компетентность относится к необходимости чувствовать себя эффективным в своем поведении.
  • Автономия относится к необходимости чувствовать, что человек действует по собственной воле и самоодобрению (Vansteenkiste & Ryan, 2013).

Хотя основное внимание в этой области и в этой статье уделяется автономии, исследование показывает, что для поощрения самоопределения в себе или в других важно создать благоприятную среду, которая удовлетворяет все три вышеуказанные потребности ( Деси и Райан, 2012).

Как самоопределение может повлиять на благополучие

Так почему же важны эти различные типы мотивации или регулирования? Если вы в конечном итоге будете вести себя одинаково, имеет ли значение, что их мотивирует? Что ж, ваш собственный опыт может подсказать вам, что тип вашей мотивации может влиять на то, как вы себя чувствуете, когда совершаете какое-либо поведение. В приведенных выше примерах игры на инструменте, как ваш опыт может отличаться в зависимости от типа мотивации, лежащей в основе вашей практики?

Исследования, связанные с теорией самоопределения, показали, что автономное регулирование связано с более высоким общим благополучием. «То поведение, которое более самоопределимо и менее контролируемо, связано с более сильным чувством личной приверженности, большей настойчивостью, более позитивными чувствами, более качественной работой и лучшим психическим здоровьем» (Deci & Ryan, 2000). Исследования показали, что автономная мотивация также связана с большей креативностью и улучшенным решением проблем (Deci, 2012).

Имея это в виду, было бы полезно узнать, как увеличить количество автономных регуляций в своей жизни. Для этого вы можете работать над созданием благоприятной среды для себя на основе вышеупомянутых принципов связанности, компетентности и автономии. Читайте дальше, чтобы узнать несколько советов, как жить более самостоятельной жизнью.

Видео: продвижение мотивации, здоровья и совершенства от соучредителя теории самоопределения

В видео ниже вы можете посмотреть, как Эд Деси рассказывает о некоторых исследованиях, связанных с теорией самоопределения, мотивацией и благополучием.

Навыки самоопределения

Многие исследователи изучают теорию самоопределения из-за заинтересованности в том, чтобы мотивировать других делать что-то, например, для повышения производительности на работе или для поощрения определенного поведения в отношении здоровья. Тем не менее, возможно, вы читаете эту статью, потому что заинтересованы в повышении собственного чувства самоопределения. Итак, исходя из вышеизложенных принципов, каковы некоторые способы взращивания самоопределения?

Родство
Быть самостоятельным не означает быть полностью самостоятельным. Основываясь на теории, представленной выше, нам нужно чувствовать связь с другими, чтобы процветать. Так как же знание этой психологической потребности может помочь нам стать более самостоятельными? Подумайте о поведении, которым вы хотели бы заниматься чаще, например, о физических упражнениях. Есть ли в вашей жизни люди, которые ценят такое поведение? Если да, то можете ли вы связаться с ними по этому поводу? Если нет, то как вы сможете найти новое сообщество, которое ценит такое поведение, например, на групповом занятии по фитнесу, в тренажерном зале или даже в онлайн-сообществе? Чувство, что вы являетесь частью сообщества, может помочь увеличить чувство ценности, которое вы испытываете при определенном поведении.

Компетентность
Может показаться трудным изменить ваше ощущение компетентности или эффективности при определенных действиях. Возможно, вы не чувствуете себя особенно «эффективным», когда делаете что-то вроде своей работы с 9 до 5. Однако исследования показали, что подлинная положительная обратная связь (не просто мотивированная желанием улучшить работу) может улучшить самоопределение (Deci & Ryan, 2012). Если вы не получаете такого рода обратную связь из внешнего источника, как вы можете дать ее себе? Например, периодически в течение дня вы можете делать паузы, чтобы подумать, чего вы достигли или сделали хорошо за последний час. Мы склонны сосредотачиваться на негативе и игнорировать или игнорировать позитив, поэтому сознательное усилие, направленное на замечание позитива, может иметь большое значение для повышения вашего чувства компетентности.

Как насчет занятий, в которых вы совсем новичок? Например, допустим, вы хотите выучить новый язык. Будучи новичком, вы не сразу станете экспертом. Однако компетентность также влечет за собой чувство способности достичь своих целей — как вы можете настроиться на то, что вы можете достичь этой цели? Возможно, это включает в себя ежедневную языковую практику, работу с учителем, который может привлечь вас к ответственности, или постановку конкретной цели (например, выучить определенное количество новых слов к определенной дате). Это тонкое изменение мышления может помочь повысить ваше чувство компетентности и, в свою очередь, ваше самоопределение.

Самостоятельность
Есть ли какие-то действия, которые вы регулярно совершаете, но которые вам не нравятся? Хотя автономная мотивация может проистекать из простого удовольствия от деятельности, это не обязательно. Как мы видели из приведенной выше теории, можно интернализировать внешнюю мотивацию. Один из способов сделать это — привести деятельность в соответствие с вашими глубочайшими ценностями. Выяснить ценности, лежащие в основе определенного поведения, может быть полезно, постоянно спрашивая себя, почему вы хотите делать это. Если вы зададите себе эти вопросы, это может выглядеть примерно так:

В: Почему я занимаюсь спортом?
А: Потому что я хочу привести себя в форму.
В: Почему я хочу привести себя в форму?
А: Чтобы я чувствовал себя сильным и здоровым.
В: Почему я хочу чувствовать себя сильным и здоровым?
A: Чтобы я мог максимизировать удовольствие от жизни.

Как видите, иногда вашего первого «почему» может быть недостаточно, чтобы полностью соединиться с вашими глубочайшими ценностями. Продолжая задаваться вопросом, почему вещи важны для вас, вы можете обнаружить ценности, которые действительно движут вашей мотивацией, усвоить эти ценности и создать большее чувство автономии в своей жизни.

Другие статьи, связанные с мотивацией и постановкой целей

Вот несколько дополнительных статей, которые могут помочь вам узнать больше о мотивации и о том, как достичь своих целей.

  • ​Самореализация: определение, потребности, примеры и советы
  • Как проявить что-либо (проявить любовь, деньги или что-то еще)​
  • Принятие мер: 8 ключевых шагов для воплощения вашей мечты

Последние мысли о самоопределении

Каждый день вы делаете множество вещей, и все эти действия требуют какой-то мотивации. Хотя некоторые вещи в жизни неизбежно будут мотивированы извне, вы можете повысить уровень внутренней или автономной мотивации в своей жизни, изучив теорию и приведенные выше советы. Повышение вашей автономии является основой для самоопределения, а самоопределение может, в свою очередь, улучшить вашу продуктивность, настроение и общее самочувствие.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

Каталожные номера