Самооценка дошкольника: развитие, формирование адекватной
Содержание
- 1 Предпосылки формирования самооценки у дошкольников
- 2 Составляющие самооценки
- 3 Развитие самооценки в дошкольном возрасте
- 3.1 Формирование самооценки у младших дошкольников
- 4 Самооценка старшего дошкольника
Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития. Способность оценивать себя в дошкольном возрасте только зарождается. Это очень сложная функция сознательной деятельности, требующая базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны. Безусловно, ребенок делает только первые шаги в развитии самооценки.
Предпосылки формирования самооценки у дошкольников
Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах.
Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.
До самооценки еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем.
Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.
К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.
Составляющие самооценки
Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:
- когнитивный
- эмоциональный
Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.
Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.
Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.
К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.
Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.
Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте
Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.
Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.
Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.
В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
Формирование самооценки у младших дошкольников
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Самооценка старшего дошкольника
С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.
В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.
Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.
Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.
Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.
Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.
Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.
В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.
Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.
Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.
Формирование адекватной самооценки у детей-дошкольников.
Главная \ Информация \ Родителям \ Советы психолога \ Формирование адекватной самооценки у детей-дошкольников.
Формирование адекватной самооценки у детей-дошкольников.
Наблюдая за группой детей, можно сразу же вычленить активных детей, которые всегда находятся в центре внимания, и тех, которые застенчивы и боязливы. Обычно «дети-звезды» становятся взрослыми людьми с завышенной самооценкой. Вместе с этим чересчур спокойные и незаметные ребята превращаются в «серых мышек». Однако достоинств у них не меньше, чем у их сверстников-лидеров. Все это следствие дошкольного воспитания. Как же научить ребенка адекватно оценивать свои силы, сформировать у него правильную оценку себя и своего поведения? Давайте находить решения вместе.
Когда же начинается становление самооценки? Становление самооценки начинается уже в конце первого года жизни малыша. Это происходит в результате того, что ребенок узнает себя в отражающихся поверхностях (зеркале, стекле), выделяет части собственного тела в ответ на просьбу со стороны взрослого. На третьем году жизни малыш начинает осознавать свои действия, знает, что именно он хочет, сравнивает свои действия с действиями окружающих людей, стремится действовать самостоятельно, но все же зависит от оценки со стороны взрослых. Именно к концу раннего возраста у ребенка формируется феномен «Я сам», являющийся составляющим компонентом самооценки и самосознания. После трех лет, в дошкольный период детства, происходит постепенное осознание ребенком своих действий и поступков, формируется адекватное отношение к себе. Данный возрастной период является самым «острым» для становления самооценки. Направления работы по формированию адекватного отношения к себе. Для формирования правильного отношения ребенка раннего возраста к самому себе особую роль играет знакомство со строением собственного тела. Для этого следует рассматривать вместе с малышом и называть его части тела, сравнивать их со строением тела кукол, окружающих людей, людей, изображенных на картинках. Обучение можно выполнять в игровой форме во время выполнения ежедневных процедур: умывания, одевания и т.д. Развитие представлений о себе осуществляется в результате отождествления ребенком себя со своим именем, а также с осознания своей половой принадлежности. С этой целью можно провести такие развивающие игры, как «Одежда для мальчика», «В чем ошибка?» (на мальчике надета юбка и др.), «Придумай имена детям» и т. д. Дети раннего возраста очень зависят от взрослого. Не забывайте воспитывать в ребенке уверенность в себе. Адекватно оценивайте поступки малыша и поступки окружающих, акцентируйте внимание на достижениях, развивайте его самостоятельность и активность, сопровождайте действия подбадривающими словами и выражениями: «Делай сам», «Ты все умеешь», «У тебя все получится» и др. Нужно заметить, что одобрение могут получить лишь те действия и поступки ребенка, которые на самом деле этого заслуживают, например, сам покушал, убрал игрушки. Становлению образа «Я» и адекватного отношения к себе зачастую мешают завышенные или заниженные требования к ребенку, постоянная негативная оценка его действий, предъявление заданий и поручений, которые не соответствуют его уровню развития, частые замечания. Такие отрицательные проявления со стороны взрослого приводят к неуверенности ребенка в себе, замкнутости, а иногда и агрессивности. Вместе с этим излишнее потакание ребенку, наличие только положительной оценки его поступков приводят к высокомерию и завышенной самооценке. По отношению к ребенку дошкольного возраста (особенно старшего дошкольного) необходимо формировать оценку его собственных поступков с позиции их последствий для него самого и других людей. Например, не хочет одеваться на улицу — меньше времени останется на прогулку и т.д. И помните, если вы сказали: «Нет!», то своей позиции нужно следовать до конца. Ребенок очень быстро чувствует слабину. Многие дети знают, как манипулировать взрослыми. Этого не должно быть. В старшем дошкольном возрасте наиболее динамично происходит отождествление ребенком себя с полом. На этом этапе развития следует учитывать гендерные (половые) различия между детьми, привлекая ребенка к различным видам деятельности, свойственным определенному гендеру, формировать способы поведения, типичные для мальчиков и девочек. Так, следует привлекать внимание ребенка к деятельности женщин и мужчин, а затем закреплять полученные знания в игре (девочки гладят одежду, мальчики строят дом и др.) В процессе разыгрывания сюжетов ваши дети накапливают житейский опыт, у них формируются определенные черты характера: у мальчиков — смелость и уверенность, у девочек — заботливость и нежность. И в заключение хочется отметить, что только при правильном семейном воспитании можно вырастить морально здорового и адекватно оценивающего себя и свои поступки человека.
Детская самооценка уже сформировалась к 5 годам, новое исследование показало, что
Пресс-релизы | Исследования | Наука
2 ноября 2015 г.
К 5 годам у детей чувство собственного достоинства сравнимо по силе с чувством собственного достоинства у взрослых, согласно новому исследованию, проведенному учеными Вашингтонского университета.
Поскольку самооценка имеет тенденцию оставаться относительно стабильной на протяжении всей жизни, исследование предполагает, что эта важная черта личности уже присутствует у детей до того, как они пойдут в детский сад.
«Наша работа дает самое раннее представление о том, как дошкольники ощущают себя», — сказал ведущий автор Дарио Квенсек, научный сотрудник Института обучения и наук о мозге Университета Вашингтона (I-LABS).
«Мы обнаружили, что уже в возрасте 5 лет самооценка устанавливается достаточно сильно, чтобы ее можно было измерить, — сказал Квенчек, — и мы можем измерить ее с помощью чувствительных методов».
В новых результатах, опубликованных в январском выпуске журнала Experimental Social Psychology за 2016 год, использовался недавно разработанный тест для оценки имплицитной самооценки более чем у 200 5-летних детей — самого раннего возраста, который еще предстоит измерить.
«Некоторые ученые считают дошкольников слишком маленькими, чтобы у них сложилось положительное или отрицательное представление о себе. Наши результаты показывают, что самооценка, хорошее или плохое отношение к себе, имеет фундаментальное значение», — сказал соавтор Эндрю Мельцофф, содиректор I-LABS. «Это социальное мышление, которое дети приносят с собой в школу, а не то, что они развивают в школе».
Мельцофф продолжил: «Какие аспекты взаимодействия родителей и детей способствуют и воспитывают дошкольную самооценку? Это существенный вопрос. Мы надеемся, что сможем выяснить это, изучая даже детей младшего возраста».
До сих пор ни один инструмент измерения не мог определить самооценку детей дошкольного возраста.
Это связано с тем, что существующие тесты самооценки требуют когнитивной или вербальной сложности, чтобы говорить о таком понятии, как «я», когда взрослые экспериментаторы задают наводящие вопросы.«Дошкольники могут устно сообщать о том, в чем они хороши, если речь идет об узком, конкретном навыке, таком как «Я хорошо бегу» или «Я хорошо пишу буквы», но они трудности с предоставлением надежных устных ответов на вопросы о том, хороший он человек или плохой», — сказал Цвенчек.
Чтобы попробовать другой подход, Квенчек, Мельцофф и их соавтор Энтони Гринвальд создали задание на самооценку для дошкольников. Названный дошкольным тестом на неявные ассоциации (PSIAT), он измеряет, насколько дети положительно относятся к себе.
Версии IAT для взрослых, впервые разработанные Гринвальдом, могут выявить взгляды и убеждения, о которых люди не подозревают, например, предубеждения, связанные с расой, полом, возрастом и другими темами.
«Раньше мы понимали, что дошкольники знают о некоторых своих специфических хороших качествах. Теперь мы понимаем, что, кроме того, у них есть глобальное, общее знание о своей доброте как личности», — сказал Гринвальд.
Задание для взрослых основано на измерении того, как быстро люди реагируют на слова в разных категориях. Например, задание имплицитной самооценки для взрослых измеряет ассоциации между такими словами, как «я» и «приятный» или «другой» и «неприятный».
Чтобы сделать задание подходящим для дошкольников, которые не умеют читать, исследователи заменили слова, относящиеся к себе («я», «не я») предметами. Использовали маленькие незнакомые флажки, и детям говорили, какой из флагов «твой», а какой «не твой».
Пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, в котором приняли участие 234 мальчика и девочки из Сиэтла, сначала научились отличать свой набор флажков («я») от другого набора флажков («не я» ).
Взгляд ребенка на аппарат, использованный в тесте. Вашингтонский университет
С помощью кнопок на компьютере они реагировали на серию флажков «я» и «не я» и на серию «хороших» слов из громкоговорителя (веселые, счастливые, хорошие, приятные) и «плохие» слова (плохой, безумный, злой, противный). Затем, чтобы измерить самооценку, дети должны были комбинировать слова и нажимать кнопки, чтобы указать, связаны ли «хорошие» слова больше с флажками «я» или нет.
Результаты показали, что 5-летние дети больше ассоциируют себя с «хорошим», чем с «плохим», причем это одинаково выражено как у девочек, так и у мальчиков.
Исследователи также провели еще два неявных теста, чтобы изучить различные аспекты личности. В задании на гендерную идентичность оценивалось ощущение детьми того, мальчик они или девочка, а задание на гендерное отношение измеряло предпочтения детей в отношении других детей своего пола, что называется «гендерным предпочтением внутри группы».
Дети с высокой самооценкой и сильной гендерной идентичностью также демонстрировали более сильные предпочтения в отношении представителей своего пола.
В совокупности результаты показывают, что самооценка не только неожиданно сильна у детей в этом возрасте, но также систематически связана с другими фундаментальными частями детской личности, такими как групповые предпочтения и гендерная идентичность.
«Самоуважение играет решающую роль в том, как дети формируют различные социальные идентичности. Наши результаты подчеркивают важность первых пяти лет как основы жизни», — сказал Цвенчек.
Исследователи наблюдают за детьми, участвовавшими в исследовании, чтобы выяснить, может ли самооценка, измеренная в дошкольном возрасте, предсказывать результаты в более позднем детстве, такие как здоровье и успехи в школе. Их также интересует податливость детской самооценки и то, как она меняется с опытом.
Гранты от проекта Ready Mind Университета Вашингтона и Фонда исследования имплицитного познания поддержали исследование.
###
Для получения дополнительной информации свяжитесь с Cvencek по телефону 206-543-8029или [email protected], Greenwald по телефону 206-543-7227 или [email protected], Meltzoff по телефону 206-685-2045 или [email protected]. Имеющееся изображение аппарата, использованного в эксперименте.
Теги: Эндрю Мельцофф • Энтони Гринвальд • Колледж искусств и наук • Дарио Квенчек • Факультет психологии • I-LABS
Самооценка у детей | Беременность Роды и младенец
Самоуважение — это общее чувство собственного достоинства или личной ценности ребенка.
Важно помочь детям развить чувство собственного достоинства. Если дети большую часть времени чувствуют себя нормально, они с большей вероятностью будут пробовать что-то новое, заводить друзей и решать проблемы, с которыми они сталкиваются в своей жизни.
Чтобы иметь здоровую самооценку, дети должны чувствовать, что они:
- принадлежат
- безопасны и надежны
- знают, что их любят и принимают
- может делать что-то успешно и быть полезным
- независимые, уникальные и особенные
- счастливы
Самооценка ребенка формируется тем, как он видит себя, а также тем, как другие относятся к нему. То, как вы думаете о них и относитесь к ним, очень важно, чтобы помочь им чувствовать себя хорошо.
Взрослым требуется терпение и настойчивость, чтобы помочь своим детям развить высокую самооценку, но награда замечательная: дети, которые имеют уверенность в себе, чтобы пробовать новые вещи, которые верят, что они достойные люди и могут добиться успеха в жизни.
Повышение самооценки детей
Как только дети рождаются, они начинают познавать мир. Именно из этого раннего опыта и из того, что они видят, слышат и чувствуют в семье, они начинают формировать представления о себе. Они узнают, любят ли их, ценят и принадлежат ли они, и в порядке ли они.
Маленькие дети рассматривают себя с точки зрения того, что они могут делать, например, бегать, строить что-то или играть. Чем увереннее они в своих действиях, тем больше растет их самооценка. Они также смогут лучше вписаться в игровую группу, дошкольное учреждение, а затем в школу и клубы.
По мере того, как дети растут, они бросают себе вызов, чтобы научиться новым навыкам. Это их собственная внутренняя мотивация к успеху. Переживание как успеха, так и неудачи в жизни влияет на самооценку детей.
Дети, добившиеся успеха (самостоятельно или с помощью), попытаются снова, добившись большего успеха, удовлетворения и высокой самооценки. Повторяющаяся неудача может означать, что дети теряют уверенность в себе, отказываются от попыток и могут иметь низкое мнение о себе.
Важно, чтобы вы не сделали что-то для них, чтобы сэкономить время и ваше терпение. Ваши дети привыкнут к тому, что вы делаете это за них, и не будут испытывать чувство достижения, делая что-то самостоятельно.
Хвалите и подбадривайте своего ребенка
Важно помочь ребенку развить чувство собственного достоинства, поощряя его. Детство — это обучение новому, поэтому очень важно хвалить ребенка не только за завершение того, что он делает хорошо, но и за то, что он делает маленькие шаги на этом пути. Поощряйте своих детей попробовать еще раз, если у них не получается с первого раза.
Учителя, семья и друзья также должны хвалить детские достижения и успехи, какими бы незначительными они ни казались.
Принижение детей и критика их могут серьезно повредить их самооценке.
Способы повысить самооценку вашего ребенка
Повышение уверенности вашего ребенка повысит его самооценку. Как родитель, вы можете повысить самооценку вашего ребенка, уделяя ему свое время и показывая, что вы заинтересованы в том, что он делает.
Вы можете ставить перед ребенком реалистичные цели и поощрять их попытки. Примите, если они делают ошибки, а затем отпразднуйте, когда они исправятся. Поощряйте их интересы и дружбу и убедитесь, что они чувствуют, что их слышат и что они могут принимать решения самостоятельно.
Вы также можете много обнимать их, много улыбаться им и позволять им выражать свои чувства.
Поощряйте ребенка верить, что он может добиться успеха, разбивайте большие задачи на более мелкие шаги, которые он может выполнить, и знайте, что он может попросить о помощи, если она ему понадобится.
Как справиться с разочарованием
Изучение позитивных способов справиться с разочарованием, когда они что-то не понимают или не могут добиться своего, также важно для развития самооценки детей.
Проведение малышей и дошкольников через эти эмоции может быть трудным, но, научившись справляться со своими эмоциями, они повышают свою самооценку.
Уверенность в школе
Когда они в школе, покажите своему ребенку, что вы цените его индивидуальные способности, а не только оценки.