15. Самоконтроль и самооценка
В процессе обучения иностранному языку, как детям, так и взрослым постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. И если взрослый, при желании, самостоятельно может решить свои проблемы, возникающие в период обучения, то ребенка нужно научить этому.
Для того чтобы решить поставленную перед нами задачу мы должны сами хорошо разбираться в этом вопросе, а начать следует с того, что самоконтроль – это не совсем то, что мы с вами себе представляем. Очень часто мы путаем понятия самоконтроль и самооценка и что из них важнее. Самоконтроль – это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, а самооценка – это всего лишь результат самоконтроля.
И все же, что такое самоконтроль!
Начнем с того, что человек наделен уникальной способностью, управлять своей деятельностью, т. е. совершать действия и контролировать их. Поэтому действия человека скоординированы и рациональны.
На бытовом уровне такие действия, начиная с младенческого возраста, осваиваются через собственный опыт, через общение со средой, через воздействие семейного окружения. Так, каждый из нас не раз наблюдал как ребенок, будучи еще маленьким, но, уже приобретя определенный опыт взаимодействия со средой, сознательно не сунет руку в огонь, обойдет или перешагнет через предмет, о который он может споткнуться. Это значит, он научился внутренне контролировать свои внешние действия.
В определенной степени таким же образом ребенок овладевает и речевой деятельностью. Так, четырехлетний малыш, например, еще не знает правил грамматики на родном языке, но достаточно правильно грамматически оформляет свою речь. Хотя ребенок специально и не заучивает слова, его речь обогащается день ото дня.
Говоря языком науки, у него формируется внутренний механизм, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Этот внутренний механизм называется самоконтролем, и он формируется стихийно до определенного момента.
Так часто происходит в реальной человеческой деятельности, особенно бытовой. Однако стихийное становление этой способности требует больших затрат времени и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым, целенаправленным, это задача, которую ставит перед собой учитель на каждом уроке.Развитие самоконтроля как универсальной интеллектуальной способности, осуществляется средствами всех учебных предметов, в том числе и иностранным языком. Иностранный язык, как учебный предмет, пользуется своими специфическими приемами обучения самоконтролю. Это тренировочные упражнения: лексические и грамматические, рецептивные и продуктивные.
Некоторые методисты, так, например М.Е.Брейгина в своей статье «Самоконтроль» журнале ИЯШ №2 2002., утверждают, что плохое владение иностраннымязыком после окончания школы или другого учебного заведения, обусловлено несформированностью механизма самоконтроля. Конечно, с этим мнением можно поспорить. У каждого из нас, практикующего учителя, есть своя точка зрения о причине низких результатов в изучении иностранных языков.
А поскольку, самоконтроль — это внутренний механизм речемыслительной деятельности, регулирующий овладение внешней речевой деятельностью, он формируется при овладении коммуникативными умениями (говорением, чтением, письмом), и языковым материалом (грамматикой, лексикой, произношением, интонацией, орфографией).
Стоит так же отметить что, самоконтроль в своем развитии имеет две формы реализации —непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная формахарактеризуется тем, что в момент актуализации механизма самоконтроля сознательный компонент деятельности уходит на фоновый ypoвень, находясь как бы на страже, готовый в случае нарушения корректности речевой деятельности вступить в активную зону мыслительной деятельности учащегося.
В то же время, самоконтроль в непроизвольной форме, менее совершенен, чем в произвольной, поскольку в учебной деятельности имеют место колебания, некоторая нестабильность в выполнении учебных действий и иногда происходит переключение на произвольный самоконтроль.
Произвольная формасамоконтроля становится главной тогда, когда происходит первоначальное овладение правилами выполнения действий либо когда нарушается правилосообразность действий с учебным материалом.
Произвольный самоконтроль связан с осознанностью, произвольностью внимания. Непроизвольный самоконтроль — это подсознательная деятельность.
Для обучения иностранному языку из высказанных положений вытекает следующее: обучение самоконтролю следует начинать с опоры на произвольное внимание, ведущее к произвольному самоконтролю. Переход на уровень непроизвольного самоконтроля будет совершаться по мере свертывания внутренних умственных действий учащихся в учебной деятельности. По существу можно утверждать, что произвольный самоконтроль готовит учащихся к автоматизированным речевым действиям. Непроизвольный самоконтроль актуализирует речевые действия учащихся, когда уже имеется в наличии коммуникативная компетенция. Перед овладением следующим речевым действием опять вступает произвольный самоконтроль.
Соотношение произвольного и непроизвольного самоконтроля регулируется сложностью учебного материала, трудностями, которые он вызывает у обучаемых, степенью адекватности приемов обучения.
Здесь уместно напомнить, что сложность и трудность имеют разную психолингвистическую природу. Сложность материала — это объективное явление, она определяется количеством и характером состава действий, которые должен выполнить учащийся при усвоении той или иной языковой единицы. Трудность — категория субъективная, ее появление зависит от индивидуальных знаний и умений учащихся. Как правило, одна и та же языковая единица, у некоторых учащихся вызывает трудности, а другие без труда справляются с заданием.
Учитель должен различать названные категории и научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых, опираясь при этом на свой опыт и наблюдения. Они позволяют ему отметить, моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у школьников и ведущие к ошибочным действиям. Что касается определения степени сложности языковой или речевой единицы, то преподаватель должен научиться разлагать ее на составляющие действия, тем самым, облегчая усвоение.
Покажем на конкретном примере, как следует вычленять действия в речевой единице, предназначенной для овладения.
Практически учителя иностранного языка постоянно делают это на уроках, просто не всегда мы осознаем, что это и есть формирование самоконтроля у обучающихся.Практическое владение иностранным языком — одна из важнейших характеристик специалиста любого профиля. Роль языка возрастает особенно в нынешних условиях. Россия становится надежным партнером на международной арене. В системе отношений особое значение имеют связи между российскими университетами и вузами зарубежных стран. Возникают различного рода совместные проекты, программы, в процессе которых приобретаются новые теоретические знания и практический опыт.
Успешное усвоение иностранного языка необходимо не только для установления и развития контактов между людьми и народами, но и для овладения разноплановой информацией, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека.
В бурный век развития науки, быстрого обновления информации и знаний не представляется возможным передать обучаемому все знания, умения и навыки, которыми он будет пользоваться всю оставшуюся жизнь.
Овладение иностранным языком требует постоянной, систематической работы обучаемых и требует не столько знаний, сколько умений. При сокращении часов, отведенных на аудиторную работу, большую значимость и необходимость для становления учебно-познавательной мотивации приобретает целенаправленная самостоятельная работа студентов во внеурочное время. Поэтому постоянной заботой преподавателя должно быть формирование и поддержание интереса студента к познанию материала, как действенного мотива его деятельности.
Постоянный контроль со стороны преподавателя приучает студента к безответственности: его ошибки обнаруживает преподаватель, а не он сам. Изменения в проведении контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и самооценки студентов. Необходимо дать студенту возможность не только усваивать содержание учебного материала, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность.
Изучение языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как чтобы изучить что-нибудь, надо оценить уже имеющиеся знания и понять, как их можно обогатить. По мнению многих исследователей (А.Г. Ковалев, П.И. Пи-дкасистый, А.К. Осницкий) самоконтроль является составной частью всех видов учебной и трудовой деятельности. Неумение контролировать свою деятельность, оценить уровень своих возможностей и роста — типичный барьер, встречающийся на пути даже у успешно занимающихся учащихся.Самоконтроль является неотъемлемой частью самостоятельной работы. Во время самоконтроля происходит изменение позиции студента: увеличивается доля его самостоятельности в процессе овладения знаниями по дисциплине, а также изменяются формы сотрудничества преподавателя с обучаемым. Образовательная деятельность студента становится полностью саморегулируемой.
Формирование самоконтроля у студентов будет способствовать становлению у них адекватной самооценки своей учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, тесно связаны друг с другом.
При самооценке студент дает самому себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, производит анализ своих достоинств и недостатков и пытается найти пути их устранения, а также решает, необходимо ли ему вносить коррективы в свой образовательный процесс.
Для развития самоконтроля большое значение имеет осуществление проектной деятельности во время подготовки к олимпиаде, ежегодно проводимой кафедрой. Работа над проектом полностью активизирует творческую деятельность учащихся: студент анализирует и оценивает все этапы своей работы, развивает критическое и творческое мышление и профессиональный интерес.
Тема 7.5. Основы самоконтроля и самооценки
Главная страница > Тема 7.3. Понятие «обучаемость» и «обученность», «отметка» и «оценка» > Тема 7.4. Практическая работа. Эффективность использования методов контроля > Тема 7.5. Основы самоконтроля и самооценки
|
Шокирующая правда о высокой самооценке — Сила воли
«Можем ли мы помочь учащимся, испытывающим трудности в классе, изменить ситуацию, помогая повысить их самооценку?»
Теоретически это казалось хорошей идеей. В конце концов, есть связь между хорошими оценками и высокой самооценкой. [1]
Но что на первом месте?
Учащиеся с высокой самооценкой естественно стараются усерднее, потому что они верят в себя? Или это просто естественно, что те, кто много работает и получает хорошие оценки, имеют высокую самооценку от достижения больших результатов?
ЭКСПЕРИМЕНТЧтобы ответить на этот вопрос, исследователи взяли группу студентов, которые недавно получили оценку C или ниже на последнем промежуточном экзамене, и разделили их на 2 группы.
1 группа получала ободряющее сообщение от профессора каждую неделю до следующего экзамена, в то время как другая группа получала нейтральное сообщение. [2]
Конечно, те, кто получает похвалу и поддержку от профессора, будут использовать это повышение своей самооценки, чтобы мотивировать себя. Они будут учиться усерднее и получат лучшую оценку на следующем экзамене!
Нет.
К удивлению исследователей, студенты, получившие ободряющее сообщение от профессора , на самом деле хуже сдали следующий экзамен , чем те, кто получил нейтральное сообщение!
И это было не самое худшее. Те, кого профессор похвалил и поощрил, на самом деле сдали следующий экзамен хуже, чем на промежуточном!
Их баллы на самом деле снизились с 59 до 39 в среднем.!
Так почему же это произошло? Как ученики могли на самом деле работать хуже после повышения их самооценки?
По словам Роя Баумайстера, социального психолога и одного из ведущих исследователей науки о силе воли, отправив эти ободряющие сообщения, профессор помог студентам лучше понять свои природные способности.
Они начали считать себя умнее, чем были на самом деле. Это привело к тому, что на подготовку к следующему экзамену ушло еще меньше времени, потому что они посчитали, что в этом нет необходимости. [3]
«Ведь я умный, мне не надо учиться! Профессор даже так думает!
ТЕМНАЯ СТОРОНА ВЫСОКОЙ САМОУВАЖЕНИЯВ западном обществе мы провели последние полвека, проповедуя важность воспитания детей с высоким уровнем самооценки. Это было не без причины. Психологи всей страны пришли ко многим теоретическим выводам о ценности воспитания детей с высоким уровнем самооценки.
Поэтому родителей поощряли говорить своим детям, что они исключительные. Тренерам было предложено раздать каждому по кубку, а учителям было приказано предлагать «неполные», а не «неудовлетворительные».
К сожалению, изучив это поколение уверенных в себе личностей, мы можем увидеть изъяны в этой практике. Исследования показали, что самооценка не приводит к улучшению оценок. Это также не приводит к уменьшению курения сигарет, употребления алкоголя/наркотиков или ожирения. [4]
Но это коррелирует с одной чертой, которую люди не предвидели, — нарциссизмом. Вера в то, что человек имеет право на все награды, которые, по его мнению, он заслуживает, не прилагая для этого усилий.
Нарциссизм резко возрос за последние десятилетия, поскольку студенты колледжей ожидают более высоких оценок, не прикладывая усилий, а молодые специалисты ожидают, что их сделают генеральными директорами, не платя взносов. [5]
Это тревожная тенденция, но ее можно исправить с другой точки зрения.
ПЕРЕХОД ОТ САМОУВАЖЕНИЯ К САМОКОНТРОЛЮСамоуважение — это в конечном счете просто образ. Это то, чего человек считает себя достойным. Но мы можем немного изменить нашу точку зрения, чтобы увидеть гораздо более ценную концепцию — самоконтроль.
Самоконтроль — это заземленная реальность . Это не грандиозный образ, созданный из слов и мнений, как самоуважение. Самоконтроль заключается в совершении реальных действий, которые должен предпринять тот, кто заслуживает высокой самооценки. [6]
Кто-то с высокой самооценкой считает, что заслуживает исключительных оценок в школе. Кто-то с самоконтролем имеет решимость учиться долгие часы и зарабатывать их.
Кто-то с высокой самооценкой считает, что он заслуживает иметь тело, как у Брэда Питта. Кто-то с самоконтролем имеет дисциплину, чтобы рано вставать, ходить в спортзал, есть здоровую пищу и зарабатывать это тело.
Кто-то с завышенной самооценкой считает, что не получит повышения, потому что босс хочет ее заполучить. Кто-то с самообладанием готов пройти лишнюю милю, приложить дополнительные усилия и заслужить право на это продвижение по службе.
ВЫ ГОВОРИТЕ, ЧТО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОЗИТИВНЫМИ?Абсолютно нет.
В конце концов, исследователи обнаружили, что люди с высокими оценками действительно обладают высоким уровнем самооценки! Разница в том, что они заработали высокие оценки, что привело к хорошему самочувствию.
Они заработали высокий уровень самооценки благодаря своим усилиям и дисциплине. Они не верили, что имеют право на высокие оценки просто потому, что они особенные.
Настоящее счастье не приходит от нас, когда мы верим, что заслуживаем всех наград, которые может предложить жизнь. Это происходит из осознания того, что у нас действительно есть все необходимое, чтобы их заработать. Это происходит не от видения нашего будущего успеха, а от того, что мы прилагаем усилия для его реального достижения.
Высокий уровень самооценки — это то, ради чего мы все должны работать. Но должно быть заработано, а не отдано.
ЗАКЛЮЧЕНИЕЛюди, добившиеся успеха в жизни, обладают высоким уровнем самооценки. Но это потому, что они упорно трудились, заработали свои результаты и доказали себе, что успех возможен. Не потому, что они с самого начала чувствовали себя прекрасно.
Гораздо более важным инструментом в достижении успеха, чем высокий уровень самооценки, является высокий уровень самоконтроля. Самоконтроль заключается в том, чтобы иметь стремление и дисциплину делать то, что нужно для получения желаемых результатов, а не чувствовать, что вы имеете право на них.
Позитивные мысли ничего не значат без позитивных действий.
Связь между самодисциплиной и самооценкой
Существует прямая связь между самодисциплиной и самооценкой.
- Чем больше вы практикуете самообладание и самоконтроль, тем больше вы любите и цените себя.
- Чем больше вы дисциплинируете себя, тем выше ваше чувство собственного достоинства и личной гордости.
- Чем больше вы практикуете самодисциплину, тем лучше ваша самооценка. Вы видите себя и думаете о себе в более позитивном ключе. Вы чувствуете себя счастливее и сильнее как личность.
Наполеон Хилл сказал, что «Самодисциплина — главный ключ к богатству».
Ваша способность дисциплинировать себя… ставить перед собой четкие цели, а затем работать над их достижением каждый день сделает для вашего успеха больше, чем любой другой отдельный фактор.
Давайте посмотрим на определение Дисциплины—
- Обучение, которое исправляет, формирует или совершенствует.
- Контроль, полученный путем принуждения к повиновению или приказу; упорядоченный образец поведения; самоконтроль.
Неудивительно, что мы избегаем дисциплины… мы независимые подрядчики, и поэтому нам не нужно делать то, чего мы не хотим.
Верно? Скажи да…………..
Кто-нибудь из корпоративного прошлого?
Дисциплина в корпоративной среде навязана нашей жизни, верно?
Мы должны быть вовремя. У нас есть квота на продажу. Мы должны выучить сценарии или то, что наши боссы хотят, чтобы мы сказали… даже как это сказать.
Как независимые подрядчики, мы должны сами привнести дисциплину в свою жизнь, а затем взять на себя ответственность.
Запишите это…
Что такое дисциплина?
- Делать то, что вы не хотите делать.
- Делать то, что нужно сделать, хочешь ты этого или нет.
- Это означает, что вы должны ежедневно выполнять задачи, которые нужно делать!
- Тот, кто придерживается своего и продолжает идти к нему, несмотря на препятствия, стоящие перед ним.
Выполнение взятых на себя обязательств — вот что помогает вам идти к своим целям.
Я ежедневно занимаюсь дисциплиной.
Откуда такая способность к самодисциплине?
Оно исходит изнутри; это внутри каждого. Это внутри каждого из вас.
Это происходит из практики
Это происходит из вашего окружения. Помните, мы сами создаем среду.
Дисциплина — это всего лишь решение, которое начинается с детских шагов.
Он есть у всех. Это в наших сердцах и в наших головах.
Это рождается из желания.
Как нам сохранить его, когда мы его получим?
- Общайтесь с теми, кто дисциплинирован и становится таким, как они.