понятие, виды, уровни и функции
Мы часто слышим, как важна самооценка. Низкую самооценку принято винить во всех проблемах, а без высокой, кажется, ничего хорошего в жизни добиться нельзя. Разбираемся, почему так важно позитивно воспринимать себя, что это вообще значит, и как понять, нужно ли вам что-то делать с самооценкой.
- Что такое самооценка в психологии
- Что влияет на самооценку
- Занятия и социальные роли
- Возраст и опыт
- Убеждения о себе
- Оценка со стороны других
- Для чего оценивать себя?
- Почему самооценка — это так важно?
- «Темная сторона» высокой самооценки
- Чем опасна низкая самооценка
- Проверь свою самооценку
- Как начать думать о себе лучше
- Совет 1. Практикуйте сочувствие к себе
- Совет 2. Правильно используйте аффирмации
- Совет 3. Помогайте себе и другим
Что такое самооценка в психологии
Самооценка — одна из самых часто изучаемых переменных в психологии. Несмотря на это, споры о ее психологической природе, значении и механизмах не прекращаются до сих пор. Большинство исследователей могли бы подписаться под определением: «Я не могу сказать, что это, но я измеряю это, и это работает».
Определять самооценку в психологии пытались по-разному. Впервые этот термин стал использовать в 1890 году Уильям Джеймс, которого часто называют отцом современной психологии. Он считал, что самооценка — это результат достижений личности, поделенных на ее ожидания от себя. Создатель гуманистической психологии Карл Роджерс считал: чем ближе то, каким себя хотел бы видеть человек (состояние идеального Я), тем выше самооценка. Абрахам Маслоу включил самооценку в свою «иерархию потребностей человека». По его мнению, она предшествует самоактуализации — реализации всех талантов в жизни.
Сейчас самооценка воспринимается как важнейший психологический ресурс личности. В самом общем виде это субъективная оценка собственной ценности. В психологии есть множество классификаций. Чаще всего встречается деление по уровню — высокая и низкая самооценка. Также различают адекватную (здоровую) и неадекватную самооценку — в зависимости от того, насколько реалистично себя оценивает человек.
Что влияет на самооценку
В целом в психологии ученые сходятся в том, что это нестабильная величина, ее уровень меняется день от дня (а у некоторых — едва ли не каждый час).
Исследования показывают, что примерно 50% нашей личности и чувства собственной значимости — результат наследственных факторов. Вторая половина — влияние среды. Сюда входят и стили воспитания в семье, и то, как складываются наши отношения с другими людьми, а также образование, доход, карьерный путь.
Сильнее всего влияют:
Занятия и социальные роли
Самооценка в психологии включает в себя как наше общее представление о себе, так и частное — то, как мы проявляемся в конкретной сфере или деятельности, например, в семье или на работе. Чем важнее для нас эта сфера, тем сильнее успехи или неудачи в ней влияют на общую оценку себя. Так, для отличника провалить экзамен будет более болезненно, чем для того, кто не придает учебе большого значения.
Возраст и опыт
Также в психологии есть точка зрения, что изменения зависят от возраста. Она наименее стабильна у детей, но наибольшие колебания замечены в подростковом возрасте — когда личность переживает разнообразные драматические перемены, но еще не выработал психологическую устойчивость, чтобы успешно с ними справляться. Например, дети, которые быстрее развиваются, могут получить «буст» к самооценке, а те, кто входят в пубертат медленнее сверстников — наоборот. Во взрослом возрасте самооценка достигает стабильного состояния и устойчивого уровня, как и другие черты личности.
Убеждения о себе
С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии, низкая самооценка — результат негативных убеждений о себе, например, таких: «Я неудачник», «Я не заслуживаю ничего хорошего». В психологии считается, что с такими убеждениями не рождаются — они развиваются в зависимости от жизненного опыта. Как правило, такое психологическое состояние связано с тем, как другие люди с нами обращаются, особенно в период, когда мы взрослеем. На представление личности о себе влияют отношения в семье и со сверстниками.
Чаще всего к низкой самооценке приводит следующий опыт:
- Физические наказания или пренебрежение в семье. Мы писали о том, как телесные наказания влияют на детей. Дети в результате такого опыта могут усвоить, что они «плохие» и заслуживают такого обращения.
- Недостаток похвалы, тепла и любви в семье. Негативное мнение о себе у детей может развиться и без какого-то конкретного травматичного опыта. Это становится результатом дефицита. Когда ребенку не хватает уверенности, что его любят, ценят и принимают в семье, несмотря ни на что, возникает чувство, что он недостаточно хорош.
- Несоответствие ожиданиям других. Чувство, что он недостаточно хорош, также может возникнуть, если ребенок не «дотягивает» до стандартов родителей или других значимых людей. При этом не имеет значения, насколько эти требования реалистичны или справедливы — у детей «застревает» именно факт несоответствия.
- Неспособность «вписаться». Принадлежность к какой-то группе очень важна — это заложено в нас эволюцией. Если ты «другой», особенно в подростковом возрасте, когда идентичность формируется и особенно уязвима, это способно мощно повлиять на чувство собственной ценности.
Оценка со стороны других
В психологии считается, что наше состояние в большой мере зависит от того, что о нас думают другие люди. Уровень самооценки растет, если нас ценят, и падает, когда нас отвергают. Ученые исследовали, как мозг воспринимает социальный фидбек, и выяснили что для нас важнее, какого отношения мы ожидаем, а не сама оценка со стороны других.
Для исследования 40 участников получали социальный фидбек, находясь в МРТ-сканере. Они могли видеть, как 184 незнакомца оценивают их онлайн-профиль с помощью лайков и дизлайков. Участники не знали, что на самом деле оценивает их алгоритм, разработанный учеными. «Незнакомцы» были разделены на группы, так что участники ожидали позитивной оценки от одних, и негативной — от других. После получения оценки участники сообщали об уровне своей самооценки.
Когда участник ожидал от «незнакомца» лайка, но вместо этого получал дизлайк, самооценка страдала сильнее всего. Такая ошибка прогнозирования — разница между ожидаемым и реальным фидбеком — влияла сильнее всего.
Для чего оценивать себя?
До недавнего времени было не очень понятно, зачем эволюции понадобилось развить в людях фундаментальную потребность придерживаться позитивного взгляда на себя.
С точки зрения эволюционной психологии, ответ лежит в базовой человеческой потребности — формировать устойчивые связи и быть частью группы, что увеличивает шансы на выживание. И самооценка здесь — критический индикатор социального принятия. Низкая самооценка — предупреждение о проблеме: есть риск социальной изоляции, и нужно восстановить отношения. Бездействие может увеличить отвержение со стороны других и привести к ухудшению отношений, а затем и самооценки. Активные действия, напротив, могут повысить шансы найти потенциального партнера или социальный статус, а следом и мнение о себе. Эта теория эволюционной психологии объясняет, почему социальный фидбек, который говорит о том, принимают нас или отвергают, так значительно влияет на наше состояние.
Еще одна теория возникновения самооценки — почти философская. Здесь она рассматривается как один из психологических защитных механизмов, противостоящих страху смерти. Мы выстраиваем картину мира, чтобы обеспечить себе стабильность и смысл. И самооценка человека на индивидуальном уровне защищает его от тревоги. Она зависит от ощущения того, что его мироощущение и ценности — правильные. Эта теория в психологии объясняет, почему люди с высоким мнением о себе, как правило, меньше страдают от тревожности.
Почему самооценка — это так важно?
Во многих исследований по психологии утверждается, что самооценка влияет на процесс принятия решений, отношения, эмоциональное состояние, общее качество жизни человека. А также на мотивацию: от мнения о своих способностях зависит желание развиваться и пробовать новое. Если с самооценкой проблемы, страх неудачи может проявляться сильнее.
Также есть версия, что самооценка защищает наше ментальное состояние от сбоев. От ее уровня зависит запас психологической прочности. Исследования подтверждают, что люди с более высокой самооценкой легче переживают ошибки или отвержение со стороны других, и быстрее приходят в себя. Низкая самооценка является фактором риска для развития депрессии, тревожности, расстройств пищевого поведения и суицидальных мыслей.
Многочисленные исследования в области психологии подтверждают, что высокая самооценка помогает преуспевать в самых разных сферах жизни. Люди, которые высоко оценивают себя, лучше проявляют себя, более удовлетворены своими отношениями. Кроме того, у них, как правило, ментальное и физическое здоровье в лучшем состоянии. Также высокая самооценка предупреждает антисоциальное поведение. Эти результаты подтверждаются для разных возрастных и этнических групп, а также для мужчин и женщин.
С чем еще ассоциируется высокая самооценка в психологии:
- профессиональный успех
- отсутствие проблем в социальных отношениях
- позитивное восприятие со стороны сверстников
- достижения в учебе у детей
- настойчивость перед лицом неудач
- улучшенные навыки саморегуляции и преодоления стресса
«Темная сторона» высокой самооценки
Некоторые исследователи отмечают, что в психологии высокую самооценку необходимо отличать от завышенной. Люди с завышенной самооценкой могут переоценивать свои способности и считать, что успех им обеспечен по определению. Их вера в себя иногда не подкреплена реальными навыками или возможностями. Также люди с завышенной самооценкой могут считать себя идеальными и отказываться менять свое поведение, признавать ошибки. Это часто вызывает проблемы в отношениях с людьми.
Ряд ученых считают нарциссизм крайним проявлением самооценки. Они описывают нарциссизм как «темную сторону» высокой самооценки. Однако в психологии существует другое мнение: ведь в таком случае нарциссов с низкой самооценкой не должно существовать в природе. Исследования показывают, что у таких людей встречается с одинаковой вероятностью как заниженная, так и завышенная самооценка. Неуверенный в себе нарцисс может справляться с этим через гиперкомпенсацию, демонстрируя собственное превосходство.
Согласно исследованиям, у людей с нарциссизмом и обладателей высокой самооценки есть различия в психологии: например, при восприятии себя и в отношениях с другими. То есть это разные психологические черты личности, которые практически не пересекаются.
Высокая самооценка | Нарциссизм |
принятие себя самоуважение чувство собственного достоинства меньше опасных событий (серьезных болезней, аварий, потери работы) | чувство превосходства претенциозность эгоцентризм, зацикленность на себе высокомерие проблемы в отношениях с людьми больше стрессовых событий в жизни |
Чем опасна низкая самооценка
Люди с низкой самооценкой склонны преуменьшать свои способности, сомневаться в своих решениях. Могут бояться пробовать новое в жизни, потому что не верят, что способны добиться своих целей. Также у них бывают проблемы в отношениях: им сложно говорить, в чем они нуждаются, и отстаивать свои границы. Такие люди не уверены в себе и чувствуют себя недостойными любви.
Чек-лист проблем с самооценкой:
- недоверие к собственному мнению (другие всегда лучше разбираются)
- боязнь озвучивать свое мнение или идеи, неуверенность в них
- страх трудностей — кажется, что их ни за что не удастся преодолеть
- ощущение провала из-за того, что не удается достичь желаемого (даже если это нереалистичная цель)
- чрезмерная строгость к себе, часто — нездоровый перфекционизм
- эмоциональная истощенность
- склонность к крайностям: либо работа на износ, либо едва прилагать усилия
- избегание взаимодействия с людьми
- болезненное отношение к критике
Проверь свою самооценку
Для определения уровня самооценки в психологии чаще всего используется шкала Розенберга (Rosenberg Self-Esteem Scale, RSES). Она была разработана в 1965 году американским социологом Моррисом Розенбергом. Несмотря на солидный возраст шкалы, она до сих пор является наиболее распространенным психологическим инструментом для определения самооценки.
Ключевые элементы здоровой самооценки в психологии:
- уверенность в себе, своих качествах и способностях.
- ощущение безопасности
- идентичность
- чувство сопричастности
- ощущение своей компетентности
- забота о себе и своих интересах
- чувство собственного достоинства
- самоуважение
- понимание своих способностей и ограничений
- способность строить отношения с собой и другими
- реалистичность ожиданий
- понимание своих потребностей и способность их выражать
Пройдите тест и узнайте, какой у вас уровень самооценки.
Как начать думать о себе лучше
Уверенности в себе нельзя достичь раз и навсегда. Нормально, что в какие-то дни мы лучше думаем о себе, а в другие испытываем трудности. Также временные колебания могут вызвать проблемы в отношениях с людьми или неприятности на работе. Одним людям достаточно быстро удается оправиться от ударов по самооценке, а другим для этого может понадобиться работа со специалистом в области психологии.
У изменчивости самооценки есть и светлая сторона — уверенность в себе способна не только падать, но и расти. В том числе, бережно «растить» ее можно самостоятельно, но универсального рецепта здесь нет. Для кого-то эффективнее всего будет возможность проявить себя в любимом деле или добиться каких-то значимых результатов. Например, если вы любите бегать, возможно, улучшить мнение о себе вам помогут регулярные тренировки или участие в соревнованиях. Других людей могут слишком сильно беспокоить негативные убеждения о себе — например, «Я никчемная личность» или «Я не заслуживаю ничего хорошего». Тогда начинать нужно с того, чтобы отслеживать их и учиться заменять на более реалистичные, например: «У меня в жизни было несколько неудач, но это не приговор».
Приведем еще несколько научных советов, как можно работать со своей самооценкой.
Совет 1. Практикуйте сочувствие к себе
К сожалению, когда самооценка занижена, мы часто вредим себе еще больше. Мы подключаем самокритику и «пинаем» себя за малейшие промахи.
- Когда что-то сломалось, думаем: «Ну конечно, у меня же руки не из того места растут».
- Не сложились отношения, вздыхаем: «Ну понятно, что все так кончилось, я же ужасно скучный».
- Допустили ошибку на работе и накручиваем себя: «Ну все, я точно худший сотрудник месяца, и вообще меня скоро уволят».
Критические мысли не только не помогают, но и заставляют чувствовать себя еще хуже. Необходимо отслеживать их и заменять самокритику на сострадание к себе — внимательное и заботливое отношение. В психологии это означает постараться отнестись к себе так же, как к самому близкому человеку. Как только удалось поймать себя на критических мыслях, подумайте, как бы вы поддержали близкого — и адресуйте слова поддержки самому себе.
Когда мы с собой на ты, то как будто получаем совет и одобрение от кого-то близкого — и похоже, это придает нам больше сил.
Имеет значение не только то, как мы думаем о себе, но и то, как мы говорим с собой. В исследовании 2014 года ученые попросили половину участников позитивно говорить с собой в первом лице (используя местоимение «я»), а вторую половину — быть с собой на ты. Последние сообщили о том, что чувствовали себя более уверенными и мотивированными. Исследователи предполагают, что это связано с тем, что когда мы с собой на ты, то как будто получаем совет и одобрение от кого-то близкого — и похоже, это придает нам больше сил. Так что если вы когда-нибудь перед серьезным собеседованием говорили себе: «У тебя получится» или «Ты сможешь!», вы на верном пути.
Совет 2. Правильно используйте аффирмации
Позитивные аффирмации вроде «Меня ждет огромный успех!» сейчас невероятно популярны. Но по иронии судьбы, они работают для тех, у кого самооценка и так на уровне. А тех, у кого с самооценкой не очень, это заставляет думать о себе еще хуже. В психологии это связывают с тем, что эти утверждения слишком сильно противоречат тому, что такие люди думают о себе. Чтобы аффирмации действительно мотивировали, нужно следить за формулировками. Главное, чтобы вам было легче в них поверить. Например, «Меня ждет огромный успех!» можно заменить на «Я не сдамся, пока не добьюсь успеха!».
Также полезны более «углубленные» аффирмации — размышления о ключевых ценностях, которые влияют на наше чувство собственной значимости. Так, в одном из исследований ученые предложили участникам поразмышлять о том, что для них первостепенно. Можно было выбрать из восьми ценностей — креативность, отношения с семьей и друзьями, чувство юмора, независимость, зарабатывание денег, политика, религиозные ценности и спонтанность. Участники размышляли о прошлом опыте, связанном с этими ценностями — и представляли себе будущее. Выяснилось, что размышления о ценностях в контексте будущего сильнее активирует систему вознаграждения в мозге. То есть представлять себе будущие посиделки с близкими может поддерживать сильнее, чем вспоминать о прошлых.
Многие из нас рады помогать другим, но сами с трудом обращаются за помощью. Мы боимся, что нас отвергнут или сочтут слабыми, неспособными справляться с жизнью.
Совет 3. Помогайте себе и другим
Помогать другим полезно — это повышает уровень самооценки и даже укрепляет физическое здоровье. По крайней мере, так утверждает американский психолог Стивен Пост, который больше двадцати лет изучает связь между состраданием, альтруизмом и счастьем. «хорошо быть хорошим»: проявление милосердия, участие в жизни других дает человеку ощущение значимости, удовлетворенности. Этот эффект подтверждается, например, в исследованиях, посвященных лечению депрессии и алкоголизма, а также волонтерству.
Многие из нас рады помогать другим, но сами с трудом обращаются за помощью. Мы боимся, что нас отвергнут или сочтут слабыми, неспособными справляться с жизнью. Культ самодостаточности часто встает на пути наших отношений, несмотря на то, что взаимодействие с людьми, согласно психологии, — необходимая часть жизни. Чувство принадлежности, включенность в социальную систему фундаментальны для человека, а устойчивая уверенность в себе невозможна без положительной оценки со стороны окружающих.
При этом, согласно недавней серии исследований, люди склонны сильно недооценивать готовность других помочь им. Участники исследований должны были просить о помощи незнакомцев, и в среднем на 50% недооценивали количество людей, которые согласятся это сделать. Кроме того, они часто избегали прямой просьбы о помощи — что снижало вероятность ее получить.
Трудности с самооценкой — хороший запрос для терапии. Не бойтесь обращаться за помощью: в работе на терапии можно разобраться, что стоит за неуверенностью в себе и обрести внутреннюю опору.
Оцените статью
[Всего: 20 Рейтинг: 4.6]
Поделиться постом
Ссылка скопирована в буфер обмена!
завышенная или низкая в психологии
Что такое самооценка? Ее основные функции. Как связаны самооценка и самосознание? Уровни самооценки и их признаки. Как соотносятся представления человека о себе с мнением о нем окружающих? В чем опасность неадекватной самооценки и как с ней бороться? Все эти вопросы мы затронули в интервью с Главным врачом медицинского центра «Гармония здоровья», врачом-психиатром, психиатром-наркологом и психотерапевтом Владиславом Сиповичем.
Самооценка – что это такое и каковы ее основные функции?
Самооценка – это представления человека о собственной личности, ее важности для окружающих, результатах деятельности, своих профессиональных, творческих и интеллектуальных способностей, моральных качеств, недостатков и достоинств. Фактически самооценка – это оценивание самого себя, причем основаны все эти оценочные представления о своей личности на системе ценностей индивида. Индивид в процессе самонаблюдения сам определяет свою личностную значимость и ценность в целом и отдельных ее сторон. На этот процесс также влияют и внешние факторы, а именно:
• мнение социокультурного окружения как позитивное, так и негативное;
• реальные успешные достижения или, наоборот, провалы;
• реакция социума на действия, поведение и психологические качества индивида;
• просчеты в воспитании и т. п.
Основными функциями самооценки являются такие:
1. Регуляторная, позволяющая принимать решения и выбирать целевые задачи, в конечном итоге приводящая к стремлению изменить себя в лучшую сторону, развивать и совершенствовать свои способности. Разновидностями регулирующей функции в зависимости от этапа конкретной деятельности являются:
• Прогностическая функция, которая важна на начальном этапе решения задачи.
• Корригирующая, или контролирующая, регулирующая процесс выполнения работы.
• Ретроспективная, связанная с оценкой результатов своей деятельности на ее заключительном этапе.
• Терминальная, обеспечивающая прерывание собственной деятельности в случае появления оснований для самокритики и негативной оценки ее результатов. Примером может служить отказ от неподтвержденных гипотез и вариантов.
2. Защитная, отвечающая за стабильность психики индивида и ее относительную независимость от мнения окружающих.
3. Развивающая и мотивационная, обеспечивающие возможность личности к развитию за счет желания самоусовершенствования и получения одобрения со стороны общества.
4. Эмоциональная, позволяющая получать нравственное удовлетворение от своих качеств, результатов деятельности и одобрительных характеристик, что крайне важно для поддержания достоинства человека.
5. Адаптационная, обеспечивающая лучшие приспособительные возможности в социуме.
Самооценка является природным свойством человека и основной составной частью самосознания (познания себя). Без нее невозможно определить свое место в жизни, ставить реальные задачи, взвешивать все «за» и «против», адекватно соотносить свои желания и возможности, а также правильно интерпретировать их соответствие требованиям общества.
В психологии самооценке уделяется особое внимание, как центральному ядру личности и главному компоненту Я-концепции.
Какие существуют виды самооценки и как происходит ее формирование?
В психологии дифференцируют 3 уровня самооценки, а именно:
• Низкая самооценка, психология которой проявляется в стеснительности, неуверенности в собственных силах, отсутствии реальной оценки своей роли и возможностей, затруднениях в принятии решений и т. п.
• Адекватная самооценка – основа разумного отношения к себе, реальному соотношению своих желаний с потребностями, способностей с амбициями, возможностей со ставящимися перед собой задачами. Адекватность в самооценке обеспечивает гармонию внутреннего духовного мира человека, его органичное функционирование в социуме и достижение жизненного успеха.
• Завышенная самооценка – это прежде всего высокомерность, безапелляционность, отсутствие самокритичности, пренебрежительное отношение к мнению окружающих, хвастовство и зазнайство.
Уровень самооценки в психологии определяют по формуле: уровень притязаний/уровень возможностей. Причем, притязания включают в себя желания, цели, требований к себе и окружающим, возможности – способности, талант, образование и интеллект, социальное положение, полученное воспитание, силу воли, физическое состояние и др.
На формирование того или иного уровня самооценки значительно влияет мнение окружающих и их внимание к индивиду и его действиям. Ради этого внимания человек иногда готов пойти на самые неадекватные поступки, включая преступление и даже суицид. Кроме того, следует помнить, что развитие самооценки начинается еще в детстве, поэтому во многом она зависит от грамотного семейного воспитания. Самооценка не является константным образованием человеческой личности. Она меняется в зависимости от этапа становления личности, ее самосознания и уровня развития.
Важными для формирования самооценки являются такие моменты:
• Основополагающее влияние опыта взаимодействия с окружающим миром на формирование психики, в том числе и самооценку личности. В психологии это явление получило название интериоризации и обозначает развитие основных психических функций человека в процессе взросления и социальной адаптации с переходом внешнего взаимодействия во внутреннюю психическую деятельность.
• Реальные успехи человека в различных сферах деятельности. Чем значительнее достижения, тем выше самооценка личности.
• Сопоставимость реального Я с идеальным Я, т. е. того, каким человек является на самом деле с тем образом, каким он хотел бы быть. Значительное совпадение реального и идеального Я свидетельствует о психическом здоровье. Чем меньше расстояние между ними, тем адекватнее самооценка.
Исходя из этого, можно утверждать, что самооценка — это довольно субъективное психическое образование, которое не всегда может совпадать с объективной оценкой личности ее окружением. Адекватность и логичность самооценки проверяются реальными достижениями, конкретными поступками и тенденциями поведения личности в социуме.
Какие основные проблемы с самооценкой вы можете назвать, как проявляется низкая самооценка?
Я уже рассказывал об уровнях самооценки, которая может быть адекватной и неадекватной. Проблемы возникают, когда человек оценивает себя неадекватно – или с повышением самооценки, или с ее занижением. Какой вариант худший, сказать трудно. Обе неадекватные самооценки опасны как для самой личности, так и для ее окружения, т.к. такие люди ставят под угрозу себя и других своими не соответствующими реальному положению дел действиями или наоборот бездействием.
Давайте сначала разберемся с заниженной самооценкой. Чем она опасна? Во-первых, человек, недооценивающий себя, не уверен в себе, в своих решениях и действиях. Во-вторых, он даже свои реальные успехи склонен считать чистой случайностью, не делает из них выводов и не включает в свой позитивный опыт. В-третьих, обрекает себя на недооценку окружающих, т.к. людям импонируют сильные личности, уверенные в себе и трезво оценивающие свои возможности.
Человек с заниженной самооценкой постоянно находится в атмосфере сомнений и тревожности, что явно не способствует достижению поставленных целей и адаптации в обществе. Его прежде всего волнуют вопросы о том, что о нем подумают соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и другие представители его социума. А это ограничивает поле его деятельности и количество поведенческих актов, которые необходимы для решения задач, но вызывают сомнения в оценке окружающих. Например, «Можно ли мне курить в собственной квартире, а вдруг сигаретный дым через вентиляцию проникнет к соседям, и они будут недовольны», «Как мне поступить, чтобы коллега не подумал, что я карьерист и подсиживаю его?» и т. п.
Даже в обычной кассовой очереди человек с низкой самооценкой всегда склонен уступать, пропускать и не возмущаться. Чтобы он заявил о своих правах, несправедливость должна быть уж слишком явной. Неспособность оценивать себя адекватно, приводит к преувеличенной зависимости от внешней оценки по типу: «Что подумают и скажут обо мне люди», причем не важно, что большинство из них никак не могут повлиять на его жизнь и с которыми он может больше никогда не встретиться. Тем более, что такие оценки в основном не бывают объективны и часто являются следствием плохого настроения собеседника. Мало того, негативные выводы о мнении окружающих субъект с пониженной самооценкой просто додумывает, оценивая себя как бы глазами посторонних и «читая» их мысли. Даже взгляд, отражающий негативные мысли другого человека по поводу его личной ситуации, особа с низкой самооценкой относит к себе.
Чрезмерная зависимость от чужого мнения приводит к тому, что человек постоянно испытывает сильное эмоциональное напряжение, находится в состоянии повышенной тревожности и страха осуждения. Его Я-образ остается недостаточно сформированным и базируется не столько на реальных личностных характеристиках, сколько на соответствии набору правил поведения и отношений с окружающим миром, а также общепринятым морально-этическим нормам. Например, человек старается всем помогать, уступать свое место в транспорте и очереди пожилым, беременным и людям с маленькими детьми. Все это, конечно, неплохо, если не доходит до абсурда, когда, например, пенсионер уступает место другому такому же пенсионеру, которому по мнению первого, еще хуже или который на несколько лет старше. Такая постоянная уничижительность не проходит бесследно и разрушительно действует на психику. Рано или поздно она может вызвать нервный срыв (подробнее о неврозе) и бурное возмущение тем, что другие не соблюдают свод негласных законов. На самом деле подоплекой таких страстей является обыкновенная зависть к тем, кто может позволить себе нарушать правила или действовать по ситуации, невзирая на уместность поступков.
Человек с низкой самооценкой несамостоятелен в принятии решений, он зависим от советов и подсказок окружения – семьи, соседей, сослуживцев, друзей и даже просто знакомых. Хотя не раз мог удостовериться, что, действуя согласно своим личным побуждениям, он смог бы добиться более ощутимых результатов.
Для заниженной самооценки свойственна чрезмерная самокритичность. Человек фактически занимается самоедством, когда внутренне негативно относится ко всем своим поступкам. А это формирует комплекс некомпетентности и пораженчества. Низкая самооценка особенно громко заявляет о себе при публичных выступлениях, независимо от численности аудитории. Это может быть ответ у доски перед классом, провозглашение тоста, вступление в дискуссию и т.п. Боязнь стать посмешищем буквально парализует такого человека, он не может четко изложить свою позицию и отстоять собственное мнение. Единственное, что может помочь в этом случае – это поднятие самооценки с помощью психотерапевта, который поможет критичный оценочный уровень Родителя, характерный для низкой самооценки, перевести на уровень Взрослого, который объективно и с самоуважением относится к собственной персоне.
Подытоживая информацию о низкой самооценке, еще раз напомню о ее основных признаках. Это такие, как:
• Неуверенность в себе, своих действиях и высказываниях.
• Несамостоятельность и стойкая зависимость от мнения и внимания других людей.
• Стереотипность поступков и поведенческих реакций.
• Показушность благовидных поступков, услужливость, желание нравиться всем и всегда.
• Страх общения с большим количеством людей и боязнь публичных выступлений.
• Постоянное присутствие тревоги и навязчивых мыслей о своей несостоятельности.
Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить?
При завышенной самооценке индивид склонен переоценивать свои возможности и соответственно имеет повышенный уровень притязаний. Он самоуверен, берется за самые сложные дела, даже превышающие его реальные возможности, безапелляционен в оценках и по ослиному упрям в своих утверждениях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с мнением других, а собственную персону склонен идеализировать.
Основные признаки завышенной самооценки – это такие проявления:
• Высокомерие и надменность.
• Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики от других.
• Беспредельная самоуверенность, отсутствие авторитетов, игнорирование чужого мнения.
• Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первым, зависть и враждебность к более успешным людям.
• В случае неудачи прожектов непризнание своей вины и некомпетентности, проявление агрессии к конкурентам, сбрасывание ответственности на других.
• Навязывание своего мнения, советов и опыта, даже если ими никто и не интересовался.
• Превалирование собственного Я в любом разговоре, который он в любом случае переведет на обсуждение себя любимого и на обыкновенное бахвальство.
• Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, ибо скорее доведет до нервного срыва свое окружение, чем себя, т.к. он независим от чужого мнения и совершенно не тревожится по этому поводу. Подробнее о токсичных отношениях.
Чаще всего истоки чересчур высокой самооценки лежат в детстве, когда избалованное дитя привыкло быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать требуемое. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потворствуют всем его прихотям и исполняют желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями входит во взрослую жизнь. Кстати, завышение самооценки может сформироваться и во взрослом состоянии при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в сугубо мужском коллективе или отличается незаурядными внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание.
Как бороться с неадекватной самооценкой?
Самостоятельно изменить свою самооценку в сторону большей адекватности довольно сложно и проблематично, потому что у лиц с неадекватной самооценкой способность к самоконтролю и сила воли практически отсутствуют. При низкой самооценке трудно рассчитывать на силу воли вечно сомневающегося человека, а при завышенной невозможен самоконтроль из-за полного отсутствия самокритики. Поэтому, если неадекватная самооценка мешает вам жить, наладить отношения в семье и коллективе, добиться профессиональных и творческих успехов, и вы все это осознаете, то без помощи психотерапевта не обойтись. Возможно, он направит вас на курсы повышения самооценки, тренинги и коучинги принятия решений, ассертивного поведения, а возможно разработает индивидуальную программу когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии и т.п. Но в любом случае он установит и объяснит первопричину неадекватной оценки пациентом самого себя, а это уже первый значительный шаг на пути ее коррекции и при необходимости более глубокого изменения.
Почему важна самооценка и ее параметры
Почему важна самооценка?
Самоуважение относится к убеждениям человека относительно собственного достоинства и ценности. Это также связано с чувствами, которые люди испытывают, вытекающими из их чувства достоинства или недостойности. Самооценка важна, потому что она сильно влияет на выбор и решения людей. Другими словами, самооценка выполняет мотивационную функцию, увеличивая или уменьшая вероятность того, что люди будут заботиться о себе и полностью раскрывать свой потенциал. Люди с высокой самооценкой — это также люди, которые мотивированы заботиться о себе и настойчиво стремиться к выполнению личных целей и стремлений. Люди с более низкой самооценкой не склонны считать себя достойными счастливых результатов или способными их достичь, поэтому склонны упускать важные вещи из виду и менее настойчивы и устойчивы в плане преодоления невзгод. У них могут быть те же цели, что и у людей с более высокой самооценкой, но они, как правило, менее мотивированы следовать им до конца.
Самоуважение — несколько абстрактное понятие; тому, у кого его еще нет, трудно понять, каково это иметь. Один из способов для людей с более низкой самооценкой начать понимать, что значит иметь более высокую самооценку, — это подумать о том, как они могут относиться к вещам в своей жизни, которые они ценят. Например, некоторым людям очень нравятся автомобили. Поскольку машины для них важны, эти люди очень хорошо заботятся о своих машинах. Они принимают правильные решения о том, где припарковать машину, как часто ее обслуживать и как они будут ею управлять. Они могут украсить машину, а затем с гордостью показать ее другим людям. Самоуважение похоже на это, за исключением того, что вы любите, заботитесь и гордитесь собой. Когда дети верят, что они ценны и важны, они хорошо заботятся о себе. Они принимают правильные решения о себе, которые повышают их ценность, а не разрушают ее.
Измерения самооценки
Изучите свои варианты сегодня
Высокая и низкая самооценка . Считается, что самооценка возникает в континууме, а это означает, что считается, что она плавно варьируется по величине или величине от низкой до высокой у разных людей. У одних людей самооценка выше, у других ниже. Различия между этими людьми не очевидны, а становятся очевидными только при сравнении их мыслей и чувств о своей ценности.
Соразмерность самооценки . Также считается, что самооценка изменяется другим образом, который мы можем описать как пропорциональность или разумность. Оказывается, не все случаи высокой самооценки одинаковы. Некоторые люди с высокой самооценкой достигли этого уровня благодаря ряду реальных достижений. Они отдают себе должное за способность решать новые задачи, потому что они смогли справиться с предыдущими проблемами. Их хорошее мнение о себе пропорционально реальным испытаниям, которые они преодолели в жизни.
Напротив, есть люди, чья высокая самооценка кажется чрезмерной и несоразмерной их реальным достижениям и действиям. Эти люди думают о себе хорошо, но не могут указать на какие-либо существенные прошлые достижения, действия или сделанный ими выбор, которые могли бы оправдать такое высокое мнение беспристрастного наблюдателя. Их более высокая самооценка основана больше на чувстве собственного достоинства, чем на каких-либо достижениях. Эта озаглавленная версия высокой самооценки считается психологически менее здоровой, чем более пропорциональная разновидность самооценки, в основном из-за эгоистичного и эгоцентричного поведения, которое, как правило, сопровождает чувство права. Эту разновидность высокой самооценки иногда называют «чрезмерно завышенной», указывая на то, что она чрезмерна и непропорциональна реальным достижениям и действиям. У взрослых этот тип самооценки может быть связан с нарциссизмом.
Точно так же, как самооценка может быть слишком высокой или «чрезмерно завышенной» по отношению к достижениям и действиям человека, она также может быть слишком низкой или «недооцененной». Во многих случаях люди, которые в конечном итоге имеют низкую самооценку, на самом деле сталкивались с невзгодами и проблемами и хорошо относились к другим, и у них действительно есть основания чувствовать себя хорошо. Однако по разным причинам, включая склонность к депрессии, тревоге или навязчивому перфекционизму, привычку к когнитивным искажениям или из-за жестокого обращения или эксплуатации, они могут не признать эти достижения и действия значимыми. Они считают себя несоответствующими внутреннему и необоснованно высокому стандарту добра и, таким образом, демонстрируют очень низкую самооценку и соответствующий эмоциональный стресс, когда не могут соответствовать этому внутреннему стандарту. Однако сторонний наблюдатель увидит их достойными на основании достижений и поступков и с трудом поймет, почему именно они так плохо относятся к себе.
Самоуважение, таким образом, является более сложным, чем можно описать простым измерением высокого и низкого уровня. Она различается как по величине, так и по своей разумности по сравнению с достижениями и действиями. Родители, стремящиеся воспитать в своих детях здоровую самооценку, должны воспитывать и культивировать оба этих аспекта. Основная часть этого документа будет посвящена описанию способов, с помощью которых родители могут воспитывать у своих детей здоровую самооценку. Однако, прежде чем описывать эти методы, мы хотим уточнить, почему желательна здоровая самооценка, пропорциональная фактическим достижениям и поведению, а не завышенная или заниженная.
Myndfance App
, разработанный, чтобы помочь вам почувствовать себя лучше ежедневно
Скачать сейчас бесплатно
Узнайте больше>
CMHC Self Sucke Excret
CMHC Worce Wras 5:00 вечера
Телефон: (512) 471-3515 — 5-й этаж здания службы поддержки студентов
Что такое самооценка?
Плохая и здоровая самооценка
Откуда берется самооценка?
Что говорит ваш внутренний голос?
Три стороны низкой самооценки
Последствия низкой самооценки
Три шага к повышению самооценки
Дополнительные ресурсы для повышения самооценки
Что такое самооценка?
Мысли и чувства большинства людей о себе несколько колеблются в зависимости от их повседневного опыта.
Оценка, которую вы получаете на экзамене, то, как ваши друзья относятся к вам, взлеты и падения в романтических отношениях — все это может временно повлиять на то, как вы относитесь к себе.Ваша самооценка, однако, является чем-то более фундаментальным, чем обычные взлеты и падения, связанные с изменениями ситуации. Для людей с хорошей самооценкой нормальные взлеты и падения могут привести к временным колебаниям их отношения к себе, но только в ограниченной степени. Напротив, для людей с низкой самооценкой эти взлеты и падения резко влияют на то, как они видят себя.
Плохая и здоровая самооценка
Люди с низкой самооценкой часто полагаются на то, как они себя чувствуют в настоящем, чтобы определить, как они относятся к себе. Им нужен положительный внешний опыт (например, комплименты от друзей), чтобы противодействовать негативным чувствам и мыслям, которые их постоянно преследуют. Даже в этом случае приятное чувство (например, от хорошей оценки или комплимента) обычно носит временный характер.
Здоровая самооценка основана на нашей способности точно оценивать себя и при этом принимать себя такими, какие мы есть. Это означает способность признать свои сильные и слабые стороны (они есть у всех нас!) и в то же время признать, что мы достойны и достойны.
Откуда берется самооценка?
Наша самооценка развивается на протяжении всей жизни по мере того, как мы формируем представление о самих себе благодаря нашему опыту общения с разными людьми и занятиями. Опыт детства играет особенно большую роль в формировании самооценки. Когда мы росли, наши успехи, неудачи и то, как к нам относились члены семьи, учителя, тренеры, религиозные авторитеты и сверстники, — все это способствовало формированию нашей самооценки.
Детский опыт, способствующий здоровой самооценке, включает:
- Подслушивают
- Уважительное обращение
- Получение должного внимания и привязанности
- Признание достижений, признание и принятие ошибок или неудач
Детский опыт, который может привести к низкой самооценке, включает:
- Резкую критику
- Физическое, сексуальное или эмоциональное насилие
- Игнорирование, высмеивание или дразнение
- Все время ожидать совершенства. Людям с низкой самооценкой часто сообщали — от родителей, учителей, сверстников или других людей — что неудачный опыт (проигрыш в игре, плохая оценка и т. д.) был неудачей всего их собственного «я»
Что говорит ваш внутренний голос?
Наш прошлый опыт, даже то, о чем мы обычно не задумываемся, продолжает влиять на нашу повседневную жизнь в виде «внутреннего голоса». Хотя большинство людей не слышат этот голос так же, как разговорный, он действует аналогичным образом, постоянно повторяя нам детские сообщения.
Для людей со здоровой самооценкой сообщения внутреннего голоса обычно принимают и обнадеживают. Для людей с низкой самооценкой внутренний голос становится суровым критиком, наказывающим за ошибки и принижающим заслуги.
Три грани низкой самооценки
Низкую самооценку не всегда легко распознать. Вот три распространенных лица, которые может носить низкая самооценка:
- Самозванец: действует счастливо и успешно, но на самом деле боится неудачи. Живет в постоянном страхе, что ее или его узнают. Нуждается в постоянных успехах, чтобы поддерживать маску положительной самооценки, что может привести к проблемам с перфекционизмом, прокрастинацией, конкуренцией и выгоранием.
- Мятежник: действует как мнение или добрая воля других — особенно людей, которые важны или сильны — не имеет значения. Живет с постоянным гневом из-за того, что чувствует себя недостаточно хорошо. Постоянно нуждается в доказательстве того, что чужие суждения и критика не причиняют вреда, что может привести к таким проблемам, как чрезмерное обвинение других, нарушение правил или законов или противодействие авторитету.
- Жертва: ведет себя беспомощно и не в состоянии справиться с миром и ждет, пока кто-нибудь придет на помощь. Использует жалость к себе или безразличие в качестве щита от страха взять на себя ответственность за изменение своей жизни. Постоянно обращается к другим за руководством, что может привести к таким проблемам, как неуверенность в себе, неудовлетворенность и чрезмерная зависимость от других в отношениях.
Последствия низкой самооценки
Низкая самооценка может иметь разрушительные последствия. Он может:
- вызывают тревогу, стресс, одиночество и повышают вероятность депрессии
- вызывают проблемы с дружбой и романтическими отношениями
- серьезно ухудшает успеваемость и производительность труда
- ведут к повышенной уязвимости к злоупотреблению наркотиками и алкоголем
Хуже всего то, что эти негативные последствия сами по себе усиливают негативное представление о себе и могут вовлечь человека в нисходящую спираль все более и более низкой самооценки и все более непродуктивного или даже активно саморазрушающего поведения.
Три шага к повышению самооценки
Изменения не обязательно происходят быстро или легко, но они могут произойти. Вы не бессильны! После того, как вы приняли или, по крайней мере, готовы принять возможность того, что вы можете измениться, вы можете предпринять три шага, чтобы начать улучшать свое отношение к себе:
Шаг 1.
Опровержение внутреннего критикаПервый важный шаг в повышении самооценки — начать бросать вызов негативным сообщениям критического внутреннего голоса. Вот несколько типичных примеров внутреннего критика и несколько стратегий, позволяющих опровергнуть этот критический голос.
- Несправедливо суровый внутренний критик: «Люди говорили, что им понравилась моя презентация, но она была далеко не так хороша, как должна была быть. Не могу поверить, что никто не заметил, где я накосячил. такой самозванец». Признайте сильные стороны: «Вау, им очень понравилось! Может быть, это было не идеально, но я усердно работал над этой презентацией и сделал хорошую работу. Я горжусь собой».
- Внутренний голос, который нереально обобщает: «Я получил пятерку за контрольную. Я ничего не понимаю в этом классе. Я такой идиот. Кого я обманываю? Я не должен ходить на этот курс. Я глуп, и мне не место в колледже».
Будьте конкретны: «Я плохо справился с этим тестом, но хорошо справился со всеми домашними заданиями.
- Внутренний критик, делающий нелогичные скачки: «Он хмурится. Он ничего не сказал, но я знаю, что это значит, что я ему не нравлюсь!»
Вызов нелогичный: «Хорошо, он хмурится, но я не знаю, почему. Это не может иметь никакого отношения ко мне. Может быть, я должен спросить.» - Внутренний голос, который катастрофизирует: «Она отказала мне в свидании! Я так смущен и унижен. Никто не любит и не заботится обо мне. Я никогда не найду девушку. Я всегда буду один.» Будьте объективны: «Ой! Это больно. Хорошо, она не хочет встречаться со мной. Это не значит, что никто не хочет. Я знаю, что я хороший человек. найди кого-нибудь, кто так же заинтересован во мне, как я в ней».
Шаг 2.
Практика самосостраданияОпровержение своего критического внутреннего голоса — важный первый шаг, но этого недостаточно. Практика самосострадания (гиперссылка на http://www.self-compassion.org/) означает относиться к себе с таким же сочувствием, как и к другим. Если бы у друга были трудные времена, вы, вероятно, проявили бы дополнительную заботу и поддержку. Вы заслуживаете такого же обращения! Вместо того, чтобы сосредотачиваться на оценке себя, вместо этого вы можете признать, что вам трудно, и постараться заботиться о себе, особенно в эти времена. Например:
- Простите себя, если не сделаете все, на что рассчитывали. Старайтесь относиться к себе снисходительно, а не критиковать себя, когда дела идут не так, как вы надеялись. Это может быть на удивление сложно, если вы к этому не привыкли, но осознание того, что такие переживания неизбежны, может помочь.
- Признай свою человечность. Мы все совершаем ошибки, и на всех нас влияют внешние факторы, которые мы не можем контролировать. Принятие нашей «человечности» помогает нам чувствовать себя более связанными с другими, а не чувствовать, что мы переживаем подобные переживания в полном одиночестве. Признание того, что ошибки — неизбежная часть человеческого бытия, помогает нам быть более сострадательными к себе и другим.
- Будьте внимательны к своим эмоциям. Если вы расстроены какой-то ситуацией, постарайтесь позволить себе испытать эту эмоцию сбалансированным образом, не подавляя ее и не полностью растворяясь в чувстве. Практикуя осознанность, старайтесь не осуждать себя за негативные эмоции. Если вы сможете помнить, что эмоции приходят, уходят и в конце концов проходят, это поможет вам не поддаваться эмоциям.
Шаг 3. Получите помощь от других
Получение помощи от других часто является самым важным шагом, который человек может сделать для повышения своей самооценки, но он также может быть и самым трудным. Люди с низкой самооценкой часто не обращаются за помощью, потому что считают, что не заслуживают ее, но другие люди могут помочь бросить вызов критическим сообщениям, исходящим из негативного прошлого опыта. Вот несколько способов связаться с другими:
- Попросите поддержки у друзей. Попросите друзей рассказать, что им в вас нравится или что вы думаете о них хорошо. Попросите кого-нибудь, кто заботится о вас, просто немного послушать, как вы говорите, не пытаясь что-то исправить. Попроси обнять. Попросите кого-нибудь, кто любит вас, напомнить вам, что они любят.
- Получите помощь от учителей и других помощников. Обратитесь к профессорам, консультантам или репетиторам, чтобы попросить помощи на занятиях, если она вам понадобится. Помните: они здесь, чтобы помочь вам учиться! Если вам не хватает уверенности в себе в определенных областях, посещайте курсы или пробуйте новые виды деятельности, чтобы повысить чувство компетентности. Например, пойти на урок математики, вступить в танцевальный клуб, взять уроки плавания и т. д.
- Поговорите с терапевтом или консультантом. Иногда низкая самооценка может быть настолько болезненной или трудной для преодоления, что необходима профессиональная помощь терапевта или консультанта. Разговор с консультантом — хороший способ исследовать эти чувства и начать повышать свою самооценку.
Материалы для чтения
Самооценка: проверенная программа когнитивных методов оценки, улучшения и поддержания самооценки Маккей, Мэтью и Патрик Фаннинг. Окленд, Калифорния: Публикации New Harbinger, 2000.
Рожденные побеждать: трансактный анализ с гештальт-экспериментами Джеймс, Мюриэль и Дороти Джонгворд. Персей Пресс, 1996.
Наученный оптимизм: как изменить свое мышление и свою жизнь Мартин Селигман. Нью-Йорк: Карманные книги, 1998.
Осознанный путь к состраданию к себе: освобождение от деструктивных мыслей и эмоций C.K. Гермер. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 2009.
Сострадание к себе: перестаньте корить себя и оставьте неуверенность позади Кристен Нефф. Харпер Коллинз, 2011 г.