Самопознание | это… Что такое Самопознание?
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Содержание
|
Сферы и области самопознания
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми). [1]
К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]
Я-концепция
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]
Способы и средства самопознания
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[4]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. [5]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя. [5]
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].
Литература
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
- Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.
Примечания
- ↑ 1 2 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ. § 3. Сферы и области самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. § 2. Структура самосознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 1. Общая характеристика самопознания как процесса.
- ↑ См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
- ↑ 1 2 3 Маралов В.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 4. Результаты самопознания.
См. также
- Психология личности
- Рефлексия
Ссылки
- Справочник направлений самопознания и саморазвития
Самопознание | это… Что такое Самопознание?
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Содержание
|
Сферы и области самопознания
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).[1]
К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]
Я-концепция
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]
Способы и средства самопознания
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера. [3]
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[4]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[5]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя.[5]
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].
Литература
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
- Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.
Примечания
- ↑ 1 2 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ. § 3. Сферы и области самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. § 2. Структура самосознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 1. Общая характеристика самопознания как процесса.
- ↑ См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
- ↑ 1 2 3 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 3. Способы и средства самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 4. Результаты самопознания.
См. также
- Психология личности
- Рефлексия
Ссылки
- Справочник направлений самопознания и саморазвития
Самопознание | это… Что такое Самопознание?
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Содержание
|
Сферы и области самопознания
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми). [1]
К областям самопознания относят сознание и бессознательное.[1]
Я-концепция
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.[2]
Способы и средства самопознания
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.[3]
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[4]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.[5]
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами.
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. [5]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процесов познания других и себя.[5]
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[6].
Литература
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
- Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. — СПб. : Питер, 2001.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.
Примечания
- ↑ 1 2 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОПОЗНАНИЯ. § 3. Сферы и области самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 2. САМОПОЗНАНИЕ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. § 2. Структура самосознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 1. Общая характеристика самопознания как процесса.
- ↑ См.: Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
- ↑ 1 2 3 Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 3. Способы и средства самопознания.
- ↑ Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ. Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ САМОПОЗНАНИЯ. Глава 3. САМОПОЗНАНИЕ КАК ПРОЦЕСС: ЦЕЛИ, МОТИВЫ, СПОСОБЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ. § 4. Результаты самопознания.
См. также
- Психология личности
- Рефлексия
Ссылки
- Справочник направлений самопознания и саморазвития
Самопознание | НАВЫКИ — Университет Макгилла
Развивайте самосознание (сильные и слабые стороны, интересы, ценности, предпочтения) и самоэффективность (уверенность), чтобы жить более значимой для вас жизнью. Определите факторы, которые способствуют вашему счастью.
Перейти к разделу: Понимание самопознания | Развитие самопознания | Краткое руководство по самопознанию | Краткое руководство по управлению стрессом и тревогой | Принятие мер | Ресурсы | Ссылки
Понимание самопознания
Самопознание — это широкий термин, который подразумевает осознание своих чувств, качеств, мотиваций и способностей. Важно отметить, что самопознание — это не статичный тип информации, который нужно приобретать, а такой же динамичный и постоянно меняющийся, как и вы. По мере того, как вы учитесь и растете на протяжении всей жизни, ваша способность познавать себя и осознавать, кто вы есть, постоянно меняется.
Хотя познание самого себя само по себе является просветляющим путешествием, оно не обязательно должно быть простым. Наш разум умело создает механизмы, позволяющие удерживать неприятные или вызывающие тревогу мысли и чувства вне нашего сознания. [1] Эти механизмы, такие как преднамеренное забывание или бессознательное вытеснение, могут заставить нас избегать размышлений, необходимых для получения самопознания. Это потому, что у нас есть более сильное желание поддерживать определенный внутренний образ самих себя, чем узнать о том, кто мы есть на самом деле. [2] Конечным результатом является то, что нам часто не хватает самопознания и мы остаемся в неведении о его достоинствах в нашей личной и профессиональной жизни. С самопознанием связана концепция самоэффективности. Представлен психологом Альбертом Бандурой в 1977, самоэффективность относится к вашей вере в собственную способность добиться успеха в конкретной ситуации. [3] Высокий уровень самоэффективности был связан с улучшением достижения целей, [4][5] снижением стресса и улучшением самообслуживания. [6]
Почему это важно?
В McGill приходят аспиранты из разных слоев общества со своими уникальными достоинствами и проблемами. Развитие осознания сильных сторон и проблем, характерных для вас, позволяет вам вносить коррективы, необходимые для достижения успеха. Например, осознание того, что вы лучше всего работаете в тихом месте, где вас ничто не отвлекает, поможет вам сделать мудрый выбор в отношении того, когда и где решать задачи, требующие полного внимания. Развитие осознания своего неадекватного поведения или проблемных мыслительных процессов — это первый шаг к более здоровому выбору, потому что вы не можете изменить то, чего не знаете. Кроме того, знание своих ценностей и навыков поможет вам достичь значимых для вас целей и построить жизнь, полную вещей, которые вы любите больше всего.
В профессиональном контексте самосознание и самоэффективность являются ценными качествами и важными факторами индивидуального роста и лидерства, позволяя лидерам расширять возможности себя и своей организации в целом. [7] На вопрос о самой важной способности, которую должны развивать лидеры, семьдесят пять членов Делового консультативного совета Стэнфорда почти единогласно ответили: самосознание. [8] Существует также значительная связь между самосознанием и производительностью на рабочем месте. Мета-анализ более 300 000 сотрудников показал, что сотрудники, которым разрешалось ежедневно использовать свои сильные стороны, имели на 38% более высокую производительность и на 44% более высокие показатели лояльности клиентов и удержания сотрудников. [9] Таким образом, развитие осознания своих сильных сторон может позволить вам использовать их в профессиональном контексте и компенсировать их дополнительные слабости.
Развитие самопознания
Запись своих мыслей и чувств в личном дневнике – это мощный инструмент, который поможет вам лучше узнать себя. Выразительное письмо имеет много преимуществ для психического и эмоционального здоровья, включая улучшение навыков критического мышления, [10][11] расстановку приоритетов целей, [12][13] и уменьшил депрессию и тревогу. [14] Он также служит архивным отражением того, кто вы есть, и позволяет отслеживать ваш личностный рост с течением времени.
Развитие практики медитации, основанной на осознанности, может позволить вам обрести глубокое осознание своих моделей мышления, эмоций и переживаний стресса и счастья. [15] Однако практика осознанности не ограничивается контекстом медитации. Любую деятельность можно выполнять осознанно, от мытья посуды до посещения совещания на работе. Суть в том, что вы участвуете во всем, что вы делаете, внимательно и непредвзято наблюдая за элементами настоящего момента. Когда ваш разум начинает блуждать, просто верните его к задаче с добротой по отношению к себе и вуаля! Вы практикуете внимательность. Обратите внимание, что практики медитации и осознанности подходят не всем. Тем, у кого в анамнезе были травмы, посттравматическое стрессовое расстройство и/или суицидальные мысли, рекомендуется действовать с осторожностью. [16]
Поскольку ваш разум создает препятствия на пути к самопознанию, вам нужно найти способы их обойти. Один из способов сделать это — получить обратную связь от коллеги или руководителя, которому вы доверяете, чтобы он предоставил вам честный вариант. Это может быть отличным способом получить точку зрения, свободную от ваших личных предубеждений.
Наконец, важно отметить, что в процессе развития самопознания вам может не всегда нравиться то, что вы видите. Однако для того, чтобы культивировать подлинное знание себя, важно принимать негативное вместе с положительным. Отрицательные эмоции естественны и служат важной цели, помогая вам лучше осознавать свое окружение. Например, страх может помочь вам реагировать на опасность, тревога обостряет ваши чувства, а чувство вины может помочь вам пересмотреть прошлые действия, которые могли быть вредными для других. [17][18] Кроме того, негативные эмоции, такие как гнев, могут быть отличными мотиваторами, поскольку они побуждают нас действовать в соответствии с текущими обстоятельствами и генерировать позитивные изменения. [19]
Краткое руководство по самопознанию
Узнайте о своих сильных сторонах
- Примите участие в опросах, таких как The VIA Survey. Глядя на свои 5 сильных сторон, спросите себя: настоящий ли это я? Нравится ли мне использовать эту силу? Нахожу ли я это энергичным и захватывающим? Как только вы обдумаете свои сильные стороны, попробуйте использовать одну из них по-новому каждый день в течение недели 9.0017 [20][21]
- Напишите «позитивное представление» о себе, в котором вы расскажете конкретную историю, иллюстрирующую ваши сильные стороны.
- Расскажите коллеге, которому доверяете, или своему руководителю о ситуации, в которой эти сильные стороны помогли вам. [22][23] Попросите их оставить отзыв, чтобы продвигать более осязаемую форму самопознания, такую как навыки и способности.
Изучите свои жизненные цели
- Определите самые важные жизненные события и поворотные моменты.
- Подумайте, каковы ваши самые важные жизненные цели прямо сейчас. Какие основные действия или действия вам необходимо выполнить для их достижения?
- Планируйте путь к достижению своих целей, учитывая при этом альтернативы и потенциальные проблемы.
- Поделитесь с кем-нибудь своими мыслями и спросите, не поделится ли он своими.
- Напишите «прощальную речь». Что бы вы хотели запомнить больше всего? Нужно ли вам делать больше или меньше определенных вещей в своей жизни, чтобы сделать ее более удовлетворительной и плодотворной? [24][25]
Чаще проверяйте себя
- Исследуйте свои ценности, используя такие упражнения, как сортировка по карточкам ценности на myPath
- Изучите свои интересы и предпочтения, используя упражнение по оценке навыков на myPath
- Изучите свои предпочтения, спросив себя: Когда у меня есть свободное время, что я трачу на чтение или поиск в Интернете? Какими причинами или проблемами я увлечен?
Практикуйте сострадание к себе
- Чем больше вы узнаете о себе, тем больше у вас может возникнуть искушение критически осудить себя или стать озабоченным изменением своих предполагаемых слабостей. Помните, что есть ценность в том, чтобы быть именно тем, кто вы есть прямо сейчас. Уравновешивайте свое стремление к самосовершенствованию самосостраданием и самопринятием. Найдите время, чтобы оценить, сколько тяжелой работы вам потребовалось, чтобы добраться сюда, и отпраздновать свои достижения, большие и маленькие.
Повысьте собственную эффективность
- , устанавливая небольшие цели и признавая свой прогресс в их достижении, спрашивая совета у профессионала или наблюдая за тем, как кто-то, кем вы восхищаетесь, выполняет задачу, аналогичную той, с которой вы боретесь, а также размышляя и отмечая свои прошлые достижения [26]
Обратитесь за помощью
- Если вы испытываете трудности, может быть трудно провести различие между периодом времени, который вы можете вынести, и ситуацией, в которой вам было бы полезно поговорить с консультантом или специалистом в области психического здоровья. [27] Студентам McGill доступно множество ресурсов по психологическому и эмоциональному благополучию, и специалисты, которые там работают, будут так же рады ответить на ваши вопросы, как и назначить для вас встречу. Проявите любопытство! Ознакомьтесь с разделом «Принятие мер» для получения ресурсов.
Принятие мер
Профессиональное развитие и обучение
- Проверьте мое участие, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах в разделе «Будь здоров: самопознание».
- Семинар — серия «Наборы навыков» для лидеров — Навигация по эмоциональному интеллекту: участники узнают об основах эмоционального интеллекта и фундаментальных эмоциональных навыках Курсы
- — McGill Executive Institute — Обеспечение роста с помощью EQ: эта программа помогает участникам развивать навыки межличностного общения с помощью самосознания и навыков эмоционального интеллекта.
- McGill Wellness Hub Семинары по оздоровлению и жизненным навыкам — 1 или 2 семинара на такие темы, как «Управление стрессом в неопределенные времена» и «Управление стрессом на основе осознанности»
Веб-сайты и приложения
- Посетите McGill Wellness Hub Wellness and Life Skills Workshops, чтобы узнать о предстоящих семинарах и программах
- Ресурсы программы позитивной психологии
- Сила уязвимости – выступление доктора Брене Браун на конференции TED
Группы и ассоциации
- McGill Wellness Hub – группа поддержки PhD
- Группы поддержки McGill
Ресурсы
Книги, статьи и отчеты
- Харрис, Д. (2014). На 10% счастливее: как я приручил голос в своей голове, уменьшил стресс, не теряя при этом остроты, и нашел способ самопомощи, который действительно работает: реальная история. http://mcgill.worldcat.org/oclc/858355317
- Букингем, Маркус и Клифтон, Дональд О. (2001) Теперь откройте для себя свои сильные стороны. Нью-Йорк: Свободная пресса. http://mcgill.worldcat.org/oclc/45305112
- Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект. Нью-Йорк: Bantam Books. http://mcgill.worldcat.org/oclc/32430189
- Грин, Р. (2013). Мастерство. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Penguin Books. http://mcgill.worldcat.org/oclc/934814015
- 10 обязательных пунктов HBR: Управление собой. (2010). Бостон, Массачусетс: Harvard Business Review Press. http://mcgill.worldcat.org/oclc/606783872
- Кабат-Зинн, Дж. (2013). Полная катастрофа жизни: использование мудрости вашего тела и разума, чтобы противостоять стрессу, боли и болезни. http://mcgill.worldcat.org/oclc/829446137
- Кабат-Зинн, Дж. (2012). Внимательность для начинающих: восстановление настоящего момента и вашей жизни. http://mcgill.worldcat.org/oclc/747533622
- Тан, К.-М. (2012). Поиск внутри себя: неожиданный путь к успеху, счастью (и миру во всем мире). http://mcgill.worldcat.org/oclc/956350588
Ссылки
[1], [2] Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения. Уилсон, Т. Д. и Данн, Э. В. (2003).
[3], [5] Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Бандура, А. (1978).
[4] Самоэффективность и развитие образования. Циммерман, Б. Дж. (1995).
[6] Забота о себе, преодоление самоэффективности и стресса среди аспирантов, работающих в сфере помощи. Кларк, EW (2017).
[7] Самоэффективность и самосознание: моральные идеи для повышения эффективности лидера. Колдуэлл, Кэм. (2016).
[8] Истинный север: откройте для себя свое подлинное лидерство. Джордж, Б. (2007).
[9] Благополучие на рабочем месте и его связь с результатами бизнеса: обзор исследований Гэллапа. Хартер, Дж.К. (2002).
[10] Интеграция рефлексии и оценивания для фиксации и улучшения обучения учащихся. Эш, С.Л. (2005).
[11] Проблемное обучение и самоэффективность: как завершающий курс готовит студентов к профессии. Данлэп, Дж. К. (2005).
[12] Построение практически полезной теории постановки целей и мотивации задач. Локк, Э.А. (2002).
[13] Постановка, проработка и размышление над личными целями улучшает академическую успеваемость. Морисано, Д. (2010).
[14] Оксфордский справочник по психологии здоровья. Фридман, Х.С. (2011).
[15] Wildmind: пошаговое руководство по медитации. Бодхипаска. (2010).
[16] Проект «Разновидности созерцательного опыта». (2018).
[17] Розен. (2008).
[18] Тиббетс (2003).
[19] Положительная сторона вашей темной стороны: почему быть полностью собой, а не только своим «хорошим» собой, ведет к успеху и самореализации. Кашдан, Т. (2014).
[20], [22], [24] Вмешательства позитивной психологии: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Больер, Л. (2013).
[21], [23], [25] Улучшение самочувствия и облегчение депрессивных симптомов с помощью вмешательств позитивной психологии: удобный для практики метаанализ. Син, Н.Л. (2009 г.).
[26] 3 способа повысить самоэффективность и устойчивость. Нвиран, Ю. (2017).
[27] Ресурсы. Джек.орг. (2018).
Примеры самопознания, которые помогут вам повысить уровень
Перейти к разделу
Что такое самопознание?
Почему важно самопознание?
14 примеров самопознания
12 инструментов для лучшего познания себя
Самопознание против самосознания
Суть
Философы и психологи со всего мира изучали самосознание человечества. Но для многих из нас понятие «я» остается неуловимым.
К счастью, вам не нужно быть Декартом или Сократом, чтобы копнуть глубже. Потратив немного времени и усилий, вы сможете узнать о себе больше.
И процесс самопознания того стоит. Это делает нас лучшими руководителями, членами семьи и друзьями. Когда мы знаем, что движет нами, мы можем улучшить свое психическое здоровье и вести настоящую жизнь.
От юности до взрослой жизни вы шли своим путем к самопознанию. Итак, вот несколько примеров и теорий самопознания, которые помогут вам познать себя.
Что такое самопознание?
Вы, наверное, уже знаете свой любимый цвет или вкус мороженого. Но самопознание сложнее.
По сути, это исследование ваших мыслительных процессов, убеждений, ценностей и поведения.
Первый шаг к самопознанию — самоосознание. Повышение самосознания сделает вас более честным, уверенным и творческим.
Это позволит вам начать жить более аутентично. Вы можете выбрать карьеру, более соответствующую вашим ценностям, установить границы в ваших значимых отношениях и стать более уверенным в себе человеком. Исследования показывают, что развитие самосознания может помочь вам стать лучшим сотрудником и более удовлетворенным своей работой.
6 теорий самопознания
Конечно, как и все философские вещи, это быстро усложняется. На протяжении всей истории мыслители предлагали теории о том, как настроиться на свое внутреннее психическое состояние.
Это разные, но равные способы попытаться понять источники самопознания. Подумайте об этом, и вы будете лучше подготовлены к самоанализу.
1. Модель восприятия. Философы Джон Локк и Иммануил Кант представляли саморефлексию как чувственный опыт. Точно так же, как вы обратили бы свое внимание на покалывание на нашей коже, вы можете сделать то же самое для своего самоощущения.
Эта модель предполагает, что вы можете «видеть» вещи, которые заставляют вас тикать, и, таким образом, пытаться понять их, обращая внимание внутрь себя.
2. Модель вывода. Этот подход основан на идее, что «я» — это не то, что мы можем увидеть. Скорее, это то, что вы можете обнаружить с помощью умозаключений, логики и анализа.
Предполагается, что все люди разумны (хотя и несовершенно). Это означает, что вы можете понять и изменить себя, основываясь только на рассуждениях.
Когда вы обнаруживаете чувство или эмоцию, вы можете использовать модель логического вывода, чтобы спросить: «Имеет ли смысл для меня чувствовать себя таким образом?» Цель состоит не в том, чтобы обесценить ваши чувства, а в том, чтобы определить причину. Это может уменьшить чувство власти над вами.
3. Тривиальное против существенного самопознания. Некоторые мыслители различают типы самопознания. На одном уровне у вас есть тривиальное самопознание. Примером этого может быть: «Я осознаю, что ношу рубашку».
На другом уровне у вас есть существенное самопознание. Это относится к вашим более глубоким чувствам, эмоциям и ценностям. Например: «Я ценю лояльность в других людях».
Оба включают тип самосознания, но действуют на разных уровнях сознания.
4. Понимание эмоций. Эмоции могут колебаться между тривиальными и существенными категориями. Например, на тривиальном уровне понять свои чувства относительно просто — вам не нужно долго думать, чтобы понять: «Мне грустно».
Но с некоторыми другими чувствами и эмоциями дело обстоит сложнее. Они существуют на более глубоком уровне и не так доступны вашему высшему осознанию. Вы можете подсознательно обижаться на человека или вещь.
5. Понимание «почему?» Есть разница между определением собственных мыслей, убеждений и ценностей и пониманием того, почему они существуют. Исследование «почему» может раскрыть глубокую правду о вас самих.
6. Самоневедение и самообман. Эта теория относится к вашей способности игнорировать свои чувства и эмоции. Но если на них не обращать внимания, это не значит, что их нет. Вот почему вам нужно сознательно размышлять о своей внутренней работе.
Почему важно самопознание?
Самосознание — фундаментальная часть человека. Когда вы используете свои внутренние мысли и сознание, вы проявляете умение, которое пришло из 200 миллионов лет эволюции.
Если вы не активируете эту часть себя, вы оставляете фундаментальную человеческую черту на столе. И ваше психическое здоровье пострадает. Хронически низкая самооценка может нанести вред вашему психическому здоровью и вызвать враждебность, социальную изоляцию, депрессию, беспокойство или расстройство пищевых привычек. Неспособность признать свои сильные стороны снизит качество вашей жизни.
Когда это происходит, вы отдаете себя внешним силам, влияющим на ваше поведение, вместо того, чтобы делать выбор самостоятельно. Вы позволяете эмоциям взять верх над вами. И вы можете впасть в модели поведения, которые мешают вам быть счастливыми.
Преимущества самосознания и самопознания
Самоосознание и самопознание помогают раскрыть эмоции, воздействующие на вас каждый день. Затем, как только вы узнаете о них, вы сможете вернуть контроль. Вы можете внести изменения, которые больше соответствуют вашему подлинному «я».
Вот некоторые из многих преимуществ самопонимания:
- Принятие себя: Когда вы узнаете себя, вы можете предпринять шаги, чтобы принять свои личностные качества и проявить большее сострадание к себе.
- Повышение самооценки: Когда вы учитесь любить себя, вы лучше относитесь к себе и ожидаете того же от других.
- Меньше неуверенности в себе : Принимать решения будет легче, потому что вы знаете, что вам нужно в любой момент
- Лучшее принятие решений: Вы будете принимать более эффективные решения, соответствующие вашим основным ценностям и убеждениям, что приблизит вас к вашей жизненной цели.
- Улучшение самочувствия: Познание себя — это форма заботы о себе. Выполнение этой работы улучшит ваше общее здоровье — социальное, умственное, физическое и многое другое.
- Повышенный эмоциональный интеллект : Сопереживать другим становится легче, когда вы понимаете свои собственные эмоции.
- Позитивное самовосприятие: Самоосознание заключается не только в том, чтобы подчеркивать свои недостатки. Это также о знании того, что делает вас великим человеком.
- Лучшее самоуправление : Импульсивность проигрывает, когда вы осознаете себя. Вы поймете свои триггеры и научитесь не реагировать негативно.
- Живите целенаправленно: Самопознание дает вам возможность принимать решения о своей жизни, а не зависеть от внешних факторов.
14 примеров самопознания
Вот несколько примеров самопознания. Вот некоторые из результатов, которые вы можете ожидать от своих внутренних исследований.
- Вы понимаете свои эмоции и то, что чувствуете
- Вы знаете свою неуверенность и механизмы преодоления
- Вы знаете свои убеждения, независимые от других
- Вы знаете, что доставляет вам радость, и находите для этого время
- Вы знаете свои сильные и слабые стороны
- Вы знаете, что вам нужно в межличностных отношениях
- Вы понимаете, когда доверять себе (а когда нет)
- Вы распознаете свои шаблоны и пытаетесь сломать их
- Вы знаете свои пределы и когда устанавливать границы
- Вы знаете, что цените в себе и других
- Вы лучше держите себя в руках в трудные времена
- Вы принимаете себя без каких-либо суждений — причуд, недостатков и всего
- Вы можете отпустить негативные мысли и негативные эмоции
- Вы избегаете оборонительных действий и принимаете критику
Пример реального мира с самопознанием
Некоторые люди обладают уровнем самосознания, достойным восхищения. Вот реальный пример, который вдохновит вас в вашем путешествии.
В 2021 году автогонщик Льюис Хэмилтон продемонстрировал образцовое спортивное мастерство и самопознание во время спорного чемпионата. Он был на пути к победе в последней гонке сезона, что принесло бы ему титул чемпиона мира.
Но спорное решение организаторов гонки поставило его в невыгодное положение. В последних поворотах последнего круга его обогнал соперник. Льюис проиграл чемпионат.
Он мог рассердиться и оспорить результаты. Вместо этого он поздравил своего соперника и тихо ушел после церемонии закрытия. Затем он взял время вдали от средств массовой информации, чтобы позаботиться о себе, чтобы исцелиться от эмоциональной потери.
Как профессиональный спортсмен, он, несомненно, осознает свой соревновательный характер — черта, которая могла привести к опрометчивым решениям. Но поскольку он понимал эту часть себя, он контролировал ее. Это прекрасная демонстрация самопознания.
12 инструментов, которые помогут лучше узнать себя
Есть много инструментов, которые вы можете использовать, чтобы лучше узнать себя. Вот некоторые из них, о которых следует помнить, отправляясь в путь самопознания:
- Ведите дневник
- Медитировать
- Замечайте повторяющиеся эмоции и конфликты
- Проверяйте себя ежедневно
- Обсудите это с другом или членом семьи
- Запросить отзыв о своем поведении
- Запишите свои цели, планы и мечты
- Опиши себя в третьем лице
- Посмотрите на свою историю и превратите ее в историю
- Всегда спрашивайте себя: «Почему я так себя чувствую или веду себя?»
- Перечислите свои сильные и слабые стороны
- Задайте себе вопросы для самооценки
Самопознание против самосознания
Эти два термина часто взаимозаменяемы. Хотя самопознание и самосознание связаны, это разные понятия. Вот некоторые различия, которые вы должны знать:
1. Самосознание — это ступенька на пути к самопознанию
Самосознание — это отслеживание ваших эмоциональных состояний, поведения и паттернов. Самопознание является результатом этого процесса.
2. Самосознание касается того, что мы делаем; самопознание касается того, кто мы есть
Благодаря самосознанию мы понимаем свое поведение, эмоции, убеждения и ценности. Мы используем их для построения самооценки — истории, которую мы рассказываем себе о том, кто мы есть.
3. Самосознание — это наблюдение, а самопознание — вмешательство.
Мы можем обнаружить ограничивающие убеждения, модели поведения и шаблоны, которые мешают вам реализовать свой потенциал. Самопознание позволит вам справиться с этими чертами и внести здоровые изменения.
Суть
Понимание примеров самосознания и самопознания, которые мы выделили, направит вас на путь личностного роста и самосовершенствования. Они дадут вам возможность внести позитивные изменения в свою жизнь, приблизив вас к своему истинному я.
Самопознание требует терпения и самодисциплины. Если вам нужна помощь в сохранении ответственности, попробуйте поработать с одним из профессиональных коучей BetterUp. Вместе вы можете мобилизовать эти примеры самопомощи, установить вехи и жить лучше.
Что такое самосознание и почему оно важно?
Назад к блогу
14 сентября 2022 г. — 18 минут чтения
Поделитесь этой статьей
Перейти к разделу
Что такое самосознание?
Два состояния самосознания
Почему самосознание важно?
Преимущества самосознания
В чем недостаток самосознания?
Как узнать, что я знающий себя человек?
Как стать более самосознательным
Вы хотите быть счастливее, иметь больше влияния, лучше принимать решения и быть более эффективным лидером? Таким образом, самосознание — это самая важная мышца, которую вам нужно развивать. Это то, что будет держать вас на пути к тому, чтобы стать лучшей версией себя и лучшим лидером, которым вы можете быть.
Преимущества самосознания столь же различны, как и каждый человек, и примеры включают усиление влияния, более широкое видение и более крепкие отношения. Давайте углубимся в то, что такое самосознание и способы его развития.
Что такое самосознание?
Психологи Шелли Дюваль и Роберт Виклунд предложили следующее определение:
«Самосознание — это способность сосредоточиться на себе и на том, как ваши действия, мысли или эмоции соответствуют или не соответствуют вашим внутренним стандартам. обладая самосознанием, вы можете объективно оценивать себя, управлять своими эмоциями, согласовывать свое поведение со своими ценностями и правильно понимать, как вас воспринимают другие».
Проще говоря, обладающие высоким самосознанием могут объективно интерпретировать свои действия, чувства и мысли.
Это редкий навык, поскольку многие из нас склонны интерпретировать свои обстоятельства под влиянием эмоций. Развитие самосознания важно, потому что оно позволяет руководителям оценивать свой рост и эффективность и при необходимости менять курс.
Два состояния самосознания
Существует два различных вида самосознания: публичное и личное.
Публичное самосознание: Осознание того, как мы можем казаться другим. Из-за этого сознания мы с большей вероятностью будем придерживаться социальных норм и вести себя социально приемлемым образом.
Хотя у этого типа осознания есть преимущества, существует также опасность скатиться в самосознание. Те, у кого эта черта особенно высока, могут проводить слишком много времени, беспокоясь о том, что другие думают о них.
Частное самосознание: Способность замечать и размышлять о своем внутреннем состоянии. Те, у кого есть личное самосознание, интроспективны, с любопытством подходят к своим чувствам и реакциям.
Например, вы можете заметить, что напрягаетесь, готовясь к важной встрече. Замечать физические ощущения и правильно приписывать их своему беспокойству по поводу встречи было бы примером личного самосознания.
Когда самосознание переходит в самосознание, мы не хотим делиться некоторыми аспектами себя. Мы развиваем личность, которой не хватает аутентичности.
Почему самосознание важно?
Группа Eurich исследовала природу самосознания. Их исследования показывают, что, когда мы смотрим внутрь себя, мы можем прояснить наши ценности, мысли, чувства, поведение, сильные и слабые стороны. Мы способны распознавать влияние, которое мы оказываем на других. Исследование Эйриха показывает, что люди с самосознанием счастливее и имеют лучшие отношения. Они также испытывают чувство личного и социального контроля, а также более высокую удовлетворенность работой.
Когда мы смотрим вовне, мы понимаем, как люди нас видят. Люди, которые знают, как люди их видят, с большей вероятностью будут чуткими к людям с разными точками зрения. Лидеры, чье самовосприятие совпадает с восприятием других, с большей вероятностью будут расширять возможности, включать и признавать других.
Зарегистрируйтесь, чтобы получать последние материалы, инструменты и ресурсы от BetterUp.
*
Адрес электронной почты:
Преимущества самосознания
Как мы упоминали ранее, усиление самосознания имеет ряд преимуществ. Специфика каждого из них зависит от человека.
Вот несколько примеров общих преимуществ самосознания:
- Оно дает нам возможность влиять на результаты
- Это помогает нам лучше принимать решения. Это дает нам больше уверенности в себе, поэтому в результате мы общаемся с ясностью и намерением .
- Это позволяет нам понимать вещи с разных точек зрения
- Это освобождает нас от наших предположений и предубеждений
- Это помогает нам строить лучшие отношения
- Это дает нам большую способность регулировать наши эмоции
- Уменьшает стресс
- Это делает нас счастливее
Что такое пробел в самосознании?
Самосознание является одним из основных элементов современного лидерского жаргона. Хотя многие лидеры будут хвастаться своим самосознанием, только 10–15 процентов населения соответствуют этим критериям.
Многие из нас выросли с идеей, что нельзя показывать свои эмоции, поэтому мы пытаемся их игнорировать или подавлять. С негативными эмоциями это не очень хорошо для нас. Мы либо усваиваем их (приводя к гневу, обиде, депрессии и смирению), либо экстернализируем их и обвиняем, недооцениваем или запугиваем других.
Недостаток самосознания может стать серьезным препятствием в лидерстве. Исследование, проведенное Адамом Д. Галински и его коллегами из школы менеджмента Келлогг на Северо-Западе, показало, что часто, когда руководители поднимаются по корпоративной лестнице, они становятся более уверенными в себе и в себе. С другой стороны, они, как правило, становятся более поглощенными собой и менее склонны учитывать точку зрения других.
В отдельном исследовании канадские исследователи изучили активность мозга у людей, занимающих руководящие должности. Они нашли физиологические доказательства того, что по мере увеличения силы способность сопереживать другим снижается. Они становятся менее способными учитывать потребности и точки зрения других. По сути, эти лидеры не думают, что им нужно меняться, а вместо этого требуют изменений от всех остальных.
Как узнать, знаю ли я себя?
Не отчаивайтесь, если вам не удастся сократить уровень самосознания на 10-15 процентов. Если вы хотите узнать, насколько вы самосознательны, в Центре iNLP есть 12 вопросов с несколькими вариантами ответов, которые расскажут вам об уровне вашего самосознания и о том, что вы можете сделать, чтобы его улучшить. Оценка основана на исследованиях и разработана Майком Бундрантом, нейролингвистическим тренером и лайф-коучем.
Перечень сильных сторон «Ценности в действии» (VIA-IS) — это отличный инструмент для определения ваших доминирующих сильных сторон, который можно бесплатно найти на веб-сайте VIA. Он измеряет ваши ответы по шести широким категориям с 24 сильными сторонами. Пройдите оценку, и вы создадите отчет, в котором будут указаны ваши 5 сильных сторон и способы их оптимизации.
Как стать более осознанным человеком
Представьте себяВизуализируйте лучшую версию себя. «Идеальные Я отражают наши надежды, мечты, стремления и говорят о наших навыках, способностях, достижениях и достижениях, которых мы хотим достичь». (Хиггинс, 19 лет87; Маркус и Нуриус, 1986.) Когда вы опираетесь на свои сильные стороны, чтобы стать лучшей версией себя, вы можете использовать это идеализированное «я», чтобы продолжать двигаться в правильном направлении и не отвлекаться на неудачи и другие препятствия.
Задавайте вопросы «что»В основе самосознания лежит способность к самоанализу. Однако группа Эйриха утверждает, что большинство людей неправильно подходят к размышлениям. Проблема в том, что мы задаем себе неправильные вопросы. Пытаясь разрешить внутренний конфликт, мы спрашиваем: «Почему?» Тем не менее, нет никакого способа ответить на этот вопрос, поскольку у нас нет доступа к нашему бессознательному. Вместо этого мы придумываем ответы, которые могут быть неточными.
Опасность вопроса «почему» заключается в том, что он загоняет нас в кроличью нору наших негативных мыслей. Мы концентрируемся на своих слабостях и неуверенности. Возьмем Эми, нового младшего руководителя, которому трудно выступать на собраниях. Она может объяснить свой опыт самой себе, подумав: «Я не высказываюсь на собраниях, потому что опустилась слишком низко в корпоративной пищевой цепочке. Никто не собирается меня слушать».
Задавая вопрос «какой», мы попадаем в объективное и открытое пространство для рассмотрения всех факторов, влияющих на конкретный результат. Например, вместо «Почему я молчу на собраниях?» мы могли бы спросить:
- «Какова была межличностная динамика в комнате?»
- «Что я испытывал в это время в своем теле?»
- «Что случилось, что заставило меня вернуться к моей старой истории о том, что я недостаточно хорош?»
- «Что я могу сделать, чтобы побороть страх говорить открыто?»
Этот вид самоанализа позволяет нам смотреть на поведение и убеждения такими, какие они есть. Благодаря самосознанию мы можем исследовать старые шаблоны и истории, которые нам не служат, и тогда мы можем двигаться дальше. Задавание правильных вопросов дает нам возможность делать разные выборы, которые приносят разные результаты.
Эми решает составить план, потому что теперь она понимает, что у нее есть шанс решить свою проблему.
- Она узнает больше о содержании и целях предстоящей встречи, чтобы обрести уверенность в том, какой вклад она может внести.
- Вместо того, чтобы думать о том, что другие думают о ней, она будет активно прислушиваться к сигналам, чтобы задавать содержательные вопросы, которые продвигают разговор.
- С повышенным вниманием к сигналам, которые ее тело подает ей, сигнализируя о страхе и беспокойстве, она назовет эмоцию в данный момент и решит не поддаваться ей — один гигантский шаг к самосознанию.
Миндалевидное тело, также называемое примитивным мозгом, было первой частью мозга, развившейся у людей. Он функционировал как своего рода радар, сигнализирующий о необходимости бежать или дать отпор. Эта часть мозга умеет предвидеть опасность и реагирует еще до того, как мы успеваем назвать отрицательную эмоцию. Наше сердце колотится, желудок сжимается, а мышцы шеи напрягаются.
Реакция вашего тела — это растяжка, сигнализирующая префронтальной коре зарегистрировать или назвать отрицательную эмоцию. Если вы привнесете осознанность в свое физическое состояние, вы сможете в данный момент распознать эмоцию, когда она возникает. Становление искусным в этом перепрограммирует ваш мозг.
Обозначение своих чувств имеет решающее значение при принятии решений. Когда мы позволяем своим чувствам захлестнуть нас, мы можем принимать плохие решения с непредвиденными последствиями. Называя свои эмоции, мы можем взглянуть на них с точки зрения «третьего лица», чтобы отойти в сторону и более объективно оценить происходящее.
Давайте рассмотрим это на примере. Вы, самосознательный человек, разговариваете с кем-то и получаете негативную обратную связь. Ваше сердце начинает биться быстрее, и вы чувствуете угрозу. Вы говорите себе: «Я чувствую, что этот человек нападает на меня». Но прежде чем плакать или впадать в ярость, вы останавливаетесь и выслушиваете человека. Вы обнаруживаете, что у этого человека есть по крайней мере одно хорошее замечание, и начинаете другой разговор, который приносит взаимное удовлетворение и является продуктивным.
Спросите других об их восприятии васТеперь, когда вы узнали, что обратная связь не обязательно должна быть пугающей, спросите других людей, как они воспринимают вас в определенных ситуациях. Конкретизация поможет вам получить наиболее конкретную обратную связь. Наберитесь смелости и спросите их, как бы они хотели, чтобы вы себя вели.
Упражнение: Выберите сценарии, по которым вы хотели бы получить отзыв, и перечислите их.
Сделайте два столбца.
Столбец A: Каким я себя вижу
Столбец B: Каким меня видят другие
В столбце A составьте список слов, описывающих ваше отношение и поведение в данный момент.
Затем попросите вашего партнера по обратной связи сделать то же самое и записать эти ответы в столбец B.
Обращайте внимание на расхождения. У вас могут быть некоторые слепые пятна, которые требуют внимания.
Ведите дневникВедение дневника — отличный способ обратить внимание на то, что происходит в вашей личной и общественной жизни. Это также поможет вам распознавать шаблоны, которые либо служат вам, либо нет. Вы можете использовать эти подсказки:
- Что я сегодня сделал хорошо?
- С какими проблемами я столкнулся?
- Что я чувствовал?
- Что я ответил? Оглядываясь назад, ответил бы я по-другому?
- Какие сильные стороны я использовал, чтобы сосредоточиться на лучшей версии себя?
- Какие у меня планы на завтра?
Внимательность — это практика. Это помогает вам быть в курсе того, что происходит в вашем уме, теле и окружающей среде. Медитация — одна из немногих практик, которые вы можете внедрить в свою повседневную жизнь, а практика осознанности — прекрасный инструмент для развития большего самоконтроля.
Вот несколько идей упражнений на осознанность, которые помогут вам начать:
- Практика глубокого дыхания
- Назовите свое окружение
- Организуйте свое пространство
- Нарисуй или раскрась
Путь к самосознанию — это путешествие. Наиболее осознающие себя люди видят себя в поисках мастерства, а не в определенном месте назначения. По мере того, как вы продвигаетесь вперед в развитии своего самосознания, регулярно спрашивайте себя: «Как вы будете двигаться к лучшей версии себя сегодня?»
Опубликовано 14 сентября 2022 г.
Товарищ-тренер Betterup, MSEd, M.S.O.D.
Читать Далее
Благополучие
21 мин чтения | 24 сентября 2021 г.
Что такое умственная работоспособность? Как тренировать мозг
Что такое психологическая подготовка и почему так важно быть в хорошей психологической форме? Мы исследуем, что это такое, как это приносит пользу нашему здоровью, и несколько примеров умственной подготовки. Читать далее
Благополучие
Чтение через 4 мин. | 11 марта 2021 г.
Застрял посередине: что теряется с рабочей силой, которая не больна, но нездорова
Человеческий кризис психического здоровья сотрудников сегодня представляет собой бизнес-риск. Компании рискуют быть ослепленными сотрудниками, которые не находятся в кризисе или не в лучшей форме. Читать далее
Благополучие
6 минут чтения | 23 марта 2021 г.
Принц Гарри, герцог Сассекский, присоединяется к BetterUp в качестве главного сотрудника по вопросам воздействия
Соучредитель и генеральный директор BetterUp Алекси Робишо представляет принца Гарри, герцога Сассекского, в качестве нового главного директора компании. Читать далее
Благополучие
9 минут чтения | 21 октября 2020 г.
Почему ваше психическое здоровье находится под угрозой во время выборов и 5 советов, как сохранить здоровье
Почему этот сезон выборов кажется более сложным? Наше психическое и эмоциональное состояние перед падением не помогает. Мы не в лучшей форме. Еще до COVID-19, больше половины… Читать далее
Благополучие
16 минут чтения | 8 апреля 2021 г.
Как говорить о благополучии с командой
Исследования показывают, что поддержка менеджера является наиболее эффективным способом стимулировать улучшение самочувствия на рабочем месте. Вот как вести этот разговор. Читать далее
Благополучие
10 минут чтения | 5 мая 2021 г.
Контроль над своей работой
Чувство беспомощности — одна из основных причин эмоционального выгорания. Часто есть 5 вещей, которые мы можем контролировать в нашей рабочей среде, которые позволяют нам формировать нашу работу. Читать далее
Благополучие
14 минут чтения | 13 мая 2021 г.
Как сбалансировать работу и личную жизнь (подсказка: дело не только во времени)
Баланс между работой и личной жизнью — это больше, чем время на работе и время дома. Узнайте, как создать баланс, который позволит вам процветать как в рабочее, так и в нерабочее время. Читать далее
Благополучие
14 минут чтения | 16 июля 2021 г.
Приложить все усилия к работе — стоит ли?
Узнайте, как и почему, привнося на работу всю свою подлинную сущность, вы и ваша организация процветаете. Читать далее
Благополучие
12 минут чтения | 8 июля 2022 г.
Как улучшить свой эмоциональный интеллект, чтобы улучшить свою жизнь
Развитие эмоционального интеллекта может изменить вашу жизнь к лучшему.