Самопознание начинается с того: Самопознание начинается с того что

Содержание

Тема 11. Самопознание. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других . Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов.

Этот процесс называется самоузнавание . С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

Самооценка

•  Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

•  Нереалистическая : завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения . Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения . На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция)  – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем . Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты .

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей

Ответ: 3.

Самопознание — ЧЕЛОВЕК

В мировоззрении каждого человека главным является осмысление самого себя, т. е. самопознание. Это процесс осмысления нами своих собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Эти вопросы и поиск ответов на них составляют основу самопознания. Изучая себя, люди как бы наблюдают за собой со стороны, осмысливают отношение к себе других людей. Если, к примеру, меня сторонится друг, он сух в общении, отводит взгляд, значит, я совершил что-то плохое, подвел его. Мне нужно «покопаться в себе», чтобы понять причину, или спросить друга, что изменило его отношение ко мне.

Важным элементом самопознания является профессиональный выбор личности, осознание своего интереса к определенной сфере науки, искусства, производства.

Познание человеком своей сущности лежит в основе большинства наук. Даже познавая законы Вселенной, внешнего мира, законы строения и движения физических тел, протекания химических процессов, люди в конечном счете познают себя. Познавая, определяя свои интересы, склонности, мы самоопределяемся, реализовываемся и как самодеятельная активная личность формируем отношения с другими людьми и внешней средой.

Самопознание начинается с самоузнавания, отличения себя от других людей, от внешнего мира. Подобное самоузнавание, по мнению психологов, начинается у ребенка с трех-восьмимесячного возраста. На основе ощущений и восприятий у каждого человека начинает формироваться образ собственного «я». Человек внимательно изучает свой внешний облик. Действительно, то, как ты выглядишь, важно не только для тебя, но и для других людей. Вспомните поговорку: «Встречают по одежке…».

Стараясь выглядеть привлекательно для других людей, мы рассчитываем на доброжелательное отношение к себе.

Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к нам других людей складывается в самооценку. Под самооценкойпсихологи понимают эмоциональное отношение человека к собственному образу, оценку им самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. со степенью сложности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

В работах психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — преобразования путем воспитательного воздействия на личность. В психологии выделяется несколько типов самооценки: адекватная, т. е. соответствующая реальным возможностям человека; завышенная, когда человек представляет себя более значительным и способным, чем есть на самом деле, и заниженная, когда человек явно недооценивает себя, не уверен в собственных силах и способностях. У людей с завышенной или заниженной самооценкой часто возникают серьезные проблемы в общении, во взаимодействии с другими людьми.

Многие современные психологи говорят о позитивности высокой самооценки человека. С точки зрения этих ученых, люди, обладающие высокой самооценкой, имеют четкое представление о том, какими личностными качествами они обладают, думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, используют обратную связь для повышения самооценки и успешно справляются с трудными ситуациями.

И, напротив, люди с низкой самооценкой думают о себе плохо, часто останавливают свой выбор на нереальных целях или вообще избегают каких-либо целей, склонны к пессимизму, им также свойственны более неблагоприятные эмоциональные реакции на критику или иные виды негативной обратной связи, они больше обеспокоены собственным социальным влиянием на других людей.

Важную роль в процессе самопознания играет самоисповедь — способ призвать в судьи собственных действий, поступков, побуждений и результатов того, что задумано и осуществлено, самого себя. Исповедь человека перед самим собой помогает лучше осмыслить свои качества, поступки, определить причины своих ошибок и неудач. Ведь перед собой человеку трудно лукавить.

О сложности и напряженности этого процесса говорится в стихотворении поэтессы Е. Шаламоновой «Самоисповедь»:

Самоисповедь — вечным допросом,

Вечной тайной — познанье себя.

За уверенность новым вопросом

Эта ночь разбудила тебя.

На портрете — лица отраженье,

А душа не вмещает границ

Этой гонки, где чьим-то решеньем

Рвутся с места ряды колесниц,

Где богатству поклонится бедность,

И хоть совести голос сорви,

Одинакова, равна потребность

И богатых и бедных — в любви.

Разный путь, но финал очевиден.

Все прошел, но узнал ли себя?

Был твой грех для других безобиден?

Свои годы не прожил ли зря?

И по тем ли бродил ты дорогам,

Все мечтая на каждой заре

Стать любовью, стать маленьким богом

На цветущей, счастливой Земле.

В качестве определенной результирующей процесса самопознания психологи выделяют Я-концепцию. «Я-концепция» — это устойчивое, осознанное и выраженное в словесной форме представление человека о самом себе. Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Ее описательную составляющую часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Она определяет не только то, что индивид собой представляет, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки выделяются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным.

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению.

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении.

Изучение, познание человеком самого себя осуществляется через деятельность, взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми. Можно сказать, что мнение о нас и то, как на нас смотрят, как нас воспринимают другие люди — это важный источник информации для формирования образа собственного «Я».

что это такое и с чего его начать?

Хотя мы изучаем себя с момента рождения, часто не можем ответить на простые вопросы: что любим в себе, в чем наша сила, чего хотим от жизни? Но дело даже не в самих ответах, а в поиске и исследовании внутреннего «Я». Самопознание – насколько оно возможно? Это модный тренд или жизненная необходимость? Что нас мотивирует или отбирает энергию? Делимся ответами и списком из 44 вопросов, которые помогут узнать себя.

Что такое самопознание?

Самопознание — это изучение самого себя, своих проявленных и затаившихся психических, эмоциональных, интеллектуальных и физических особенностей, мотивов поведения, талантов, действий и результатов размышлений. Это поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Это не пассивное самосозерцание, а активный поиск общих тонкостей внутреннего «Я» и своего места в жизни. Это неспешный, но необычайно занятный процесс, который длится всю жизнь.

Но если самопознание требует так много времени и сил, зачем вообще познавать себя? Начнем с простого примера. Чтобы понять, как работает компьютер, нужно изучить его составляющие и принцип действия. Зная компьютер досконально, можно использовать его на полную мощность. Так и с самопознанием. Чтобы извлекать максимальную пользу из своих черт личности, решать внутренние конфликты, строить свою систему ценностей и взаимоотношений, нужно узнать себя как можно лучше.

Вообще самопознание очень нужная вещь. Не зная себя, невозможно найти любимую работу и подходящего человека, воспитывать детей, дружить, адекватно реагировать на происходящее в обществе и внутри себя. Если сказать коротко: самопознание дает возможность подружиться с самим собой и с миром.

Осмысление внутреннего «Я» интересно тем, что личность одновременно выступает объектом и субъектом изучения. Более того, внутренний мир каждого человека поистине неисчерпаем и ни одно определение не может всесторонне охватить всего того, что отражается во время самопознания. Самопознание происходит и формируется на разных уровнях:

Чувственное (эмпирическое).

Опирается на возникающие в сознании целостные образы, которые формируются в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Это начальная ступень знакомства с окружающим миром, поскольку человек получает первичную информацию именно через органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.

Рациональное.

Свойственно только человеку, поскольку включает размышление о времени, пространстве, опирается на математические, философские, религиозные представления. Методы изучения и знания о мире основаны на абстрактном мышлении: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Социальное.

Оценивает личность через взаимодействие с социумом. Общение с окружающими дает возможность получить обратную связь об адекватности своих поступков, намерений, высказываний, поведения, учит корректировать свои действия.

Самопознание невозможно абстрагировать от того, кто Я? Потому что самое ценное в формировании собственной идентичности – внутренняя работа и личные находки. Самопознание – не шаблон, не попытка подстроиться под чужие стандарты. Оно проходит исключительно по желанию самого человека – никого нельзя заставить познавать себя. Желание быть «в тренде» или соответствовать моде тоже не бывает сильным мотиватором. Изменится мода, уйдет желание. Поэтому самопознание возможно настолько, настолько человек к этому готов.

Пройти тест на тип личности

История.

Философы Античности первыми увидели в Само-Познании начало философии. Согласно преданию заповедь «узнай самого себя» – плод совместных умозаключений семи великих мудрецов Древней Греции. Эта же проблема стала ядром сократовского учения. По мнению Сократа, постоянное обращение внутрь собственного «Я» – способ поддержать гармоничное равновесия души и тела. А тот, кто не знает себя, не способен вести дела, стать счастливым, сделать счастливыми других.

Разные аспекты самопознания и взаимодействия личности с миром развивали представители разных философских школ. Средневековый Отец Церкви Блаженный Августин считал, что погружение в себя необходимо для поиска следов Бога, а не индивидуальных черт своей личности. Вообще в религиозной философии самопознание признавалось невозможным без практики многочисленных религиозных учений, аскетичного подвижничества, мистического опыта духовной молитвы.

Тема самопознания рассматривалась и обсуждалась в трудах родоначальника даосской традиции Лао-Дзы, буддийских мудрецов, конфуцианских и арабских философов. Но представители западных и восточных философских школ подходили к изучению вопроса с разных точек зрения. С позиции обеих традиций «Я» познает себя как бы со стороны, выходя за собственные пределы. Но Восток рассматривает человека как часть мира, а Запад связывает самопознание с автономностью «Я» от окружения.

Представитель западной прикладной философии Нового времени Рене Декарт рассматривал проблему самопознания как задачу, которая может научно ставиться и решаться. Английский философ-теоретик Дж. Локк трактовал самопонимание как наблюдение собственного опыта. Но никакая философская школа не уделяла такого внимания вопросу самопознания, как немецкая классическая философия. Самыми цитируемыми и уважаемыми признаются труды Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга.

Несмотря на почтенный возраст, проблема самопознания актуальна и в современной философии. Российский физиолог И. М. Сеченов считал основой для всех актов познания рефлекторную деятельность мозга. Французский психолог Жане признавал невозможность познания своего «Я» без социального взаимодействия. Родоначальник психоанализа З. Фрейд больше внимания уделял вопросу познания бессознательного.

В 50-х годах XX века А. Маслоу и К. Роджерс сформулировали Я-концепцию личности, которая в 80-90 годах стала основой для психологической науки. Фокус самопознания постепенно сместился с вопросов сознания на управление собственным поведением, понимание и прогнозирование собственной жизни.

В XX-XXI веках актуальными стали две взаимосвязанные науки, изучающие самопознание: психология и философия. А осознание человеком своего бытия признано составляющей его существования и развития.

Мотиваторы и этапы самопознания.

Ученые из Колумбийского Университета доказали, что существует два типа мотивации к самопознанию:

Желание избежать неудачи (неудовлетворенность).

Происходит в момент, когда человеку перестает нравиться невозможность управлять своей жизнью так, как он хочет. Тогда приходит готовность разобраться в себе и навести в жизни порядок.

Жажда успеха (любопытство).

Это то, что заставляет изучать себя так же активно, как люди изучают космос. Потому что внутри каждого скрыто не меньше тайн, чем в космосе, а каждый человек – новая вселенная для возможностей. Это завораживает и добавляет энтузиазма.

Познание самого себя вырабатывается постепенно, его нет в человеке в готовом виде

. Но если в раннем возрасте оно происходит инстинктивно, то для взрослого – это продукт усилий и жизненного опыта. Выделяют разное количество этапов самопознания, но основных есть три:

  • Первичное (конструкция): начинается в момент рождения. Его еще называют пассивным или конструирующим, поскольку ребенок знакомится с самим собой через других, окружающих его людей. Я-концепция полностью формируется через доверчивое восприятие мнения окружения.
  • Кризис первичного самопознания (деструкция): происходит в момент, когда ребенок впервые отделяет себя от внешнего мира. Он постепенно формирует собственное мнение, поскольку понимает, что суждения других могут отличаться и быть противоречивыми.
  • Вторичное (реконструкция): начинается с момента психологической зрелости. Это уже осознанное изучение самого себя. Этап еще называют реконструирующим, поскольку человек сам «перекраивает» и формирует свою личность, а форматирование Я-концепции происходит уже по собственному плану.

Самопознание всегда построено на конфликте. Но именно через него человек выходит из мира иллюзий в реальность и обретает свободу.

Пройти тест на характер человека

Стратегии самопознания.

Главная цель самопознания – превращать знания о самом себе в реальный жизненный опыт, в часть практики. Этот путь достаточно сложный, пройти его без духовности невозможно. Но в процессе самоизучения можно узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому лучше заранее настроиться на то, чтобы оценивать себя объективно.

Стандартный метод самопознания – наблюдение за своим окружением. Изучая стандартные, созданные другими нормы, человек познает себя через «иное», через всеобщее. Это как сравнение себя с какой-то меркой: чужими качествами, идеалами, моральными принципами. Такое сравнение происходит по жесткой шкале соотношений: умный-дурак, красивый-некрасивый, везунчик-неудачник и делает человека беззащитным перед оценкой окружающих.

Этот шаблонный способ имеет свои плюсы: личность идеально вписывается в существующие социокультурные координаты. То есть адаптируется, становится удобной для окружающих. Недостатки метода в том, что индивидуальные и уникальные качества затираются. Постепенно формируется ложное «Я», которое приводит к кризису идентичности.

Творческое самопознание – это моделирование своей личности, самобытного внутреннего мира, который становится источником познания для других людей. Человек способен сам себя создать, сам себя придумать и стать таким, каким хочет быть.

Творческое самопознание еще называют психотерапевтическим, поскольку оно использует приемы психотерапии. По мнению психологов к компонентам этого метода относятся:

  • Рефлексия – умение перенаправлять свои мысли на внутреннюю работу сознания, анализ чувств, состояний, поведения, поступков, которые происходили в прошлом.
  • Самонаблюдение – наблюдение за внутренним планом психической жизни, которое помогает отслеживать ее проявления (мысли, ощущения, интересы).
  • Самоанализ – анализ полученных во время наблюдения данных (суждений, переживаний, выводов), поиск причинно-следственных связей, концентрация на телесных ощущениях и эмоциональной сфере.
  • Самооценка – оценка человеком своих способностей, талантов, поведения, положения в обществе.
  • Самоосознание
    – осознание себя как индивидуальности во время изучения, контроля, оценки своих действий и поступков.
  • Самопринятие – понимание своих слабых и сильных сторон, ценностей, мотивации или ее отсутствия.
  • Самосовершенствование – осознанное развитие у себя необходимых навыков и качеств, продиктованных требованиями жизни.

В любом случае познавать свое «Я» можно любыми доступными методами. Но самопознание в одиночку ограничено. Успешно познать себя можно в присутствии человека, которому доверяешь. Это может быть партнер, родственник, наставник. Если же человек имеет заниженную самооценку, чувствует неудовлетворенность, неуверенность в себе, лучше обратиться к психотерапевту.

Пройти тест на самооценку

Техники самопознания.

Погружение во внутреннее «Я» полезно, если не превращается в самоедство, самокопание, самобичевание. Чтобы пойти правильным путем и узнать о себе больше, нужно задать себе правильные вопросы.

Техника 1. 44 вопроса о себе

Большинство людей не задают себе таких вопросов или не стараются ответить правдиво. А зря. Поиск ответа заставляет искать ключики, открывающие двери внутреннего «Я».

Порядок вопросов-ответов значения не имеет. Более того, некоторые вопросы могут быть неприятными, наводить на безрадостные мысли. Но задать их себе придется, потому что некоторые проблемы игнорировать не получится.

Подсказка: лучше отвечать письменно, чтобы потом вернуться к записям, перечитать, дополнить и поразмышлять.

Итак, вопросы самому себе:

  1. Чего я хочу от жизни?
  2. Почему мои замыслы не выполняются?
  3. Что я чувствую, когда делаю то, что мне не нравится?
  4. Что хуже: потерпеть неудачу или упустить шанс?
  5. Насколько для меня важно контролировать события моей жизни?
  6. Что важнее: быть или казаться?
  7. В какое время я продуктивнее всего работаю?
  8. Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать успешным?
  9. Какой своей чертой я горжусь?
  10. Какая моя черта наиболее нежелательная?
  11. Какие у меня планы на следующий месяц/год?
  12. Кто или что меня мотивирует?
  13. Как я могу сделать мои мечты реальными?
  14. Почему у меня часто плохое настроение?
  15. Кто ответственный за мое настроение?
  16. Что бы я делал, если бы имел достаточно денег?
  17. Кто меня действительно любит? За что?
  18. Кого я люблю по-настоящему? За что?
  19. Когда я выражал свою любовь?
  20. Что в моей жизни происходит правильно/не правильно?
  21. Какие книги я бы взял с собой на необитаемый остров?
  22. О чем я больше всего жалею?
  23. Какое воспоминание вызывает искреннюю радость?
  24. Я нравлюсь себе внешне?
  25. Я достаточно образован и эрудирован?
  26. Как часто я обижаюсь? Как долго помню обиды?
  27. Умею ли я слушать?
  28. Как часто смеюсь?
  29. Как я себя балую?
  30. Какие дела я регулярно откладываю? Почему?
  31. Что я обычно загадываю на Новый Год?
  32. Кому я помог?
  33. Какое мое главное достижение на сегодня?
  34. Сколько у меня вредных привычек? Как я от них избавляюсь?
  35. Меня волнует, что думают обо мне другие?
  36. Что я чувствую, когда остаюсь один?
  37. Я увлечен своей работой?
  38. Мой доход меня устраивает?
  39. Я довожу задуманное до конца?
  40. Какие у меня жизненные принципы? Они помогают или мешают развиваться?
  41. Если не сейчас, то когда?
  42. Какой момент жизни я бы хотел пережить заново?
  43. Какой момент жизни я бы хотел исправить?
  44. Счастлив ли я?

Возможно, при первом прочтении некоторые вопросы кажутся банальными или некорректными. Это нормально. Нельзя заранее предсказать, какой из них привлечет внимание, а к какому захочется вернуться через день или месяц.

Техника 2. Письменная практика.

В детстве многие вели дневник. Но это были всего лишь разрозненные заметки о себе. Сегодня есть достаточно книг, которые учат использовать записи в дневнике для самопознания.

Вот некоторые советы:

  • Писать лучше от руки. Что бы ни было написано, перенос мыслей на бумагу уже считается психотерапией.
  • Писать лучше утром. Ловить дельные мысли удобней сразу после пробуждения, когда мозг отдохнул, а внутренний критик еще не проснулся.
  • Писать не менее 15 минут. Вообще-то советуют писать не менее трех страниц, а это занимает 40-50 минут. Если такого времени нет, пятнадцати минут для важных мыслей вполне хватает.
  • Записывать тезисы. Если подробно описать рассуждения не получается, можно набросать список. Он поможет развить умную мысль позже.
  • Освоить фрирайтинг. Не отрываясь писать на протяжении 20-30 минут сложно. Но именно фрирайтинг помогает докопаться до тайных желаний и вытащить на поверхность все инсайты.
  • Не перечитывать все подряд. Написанное слово – мощный инструмент. Оно помогает перенести негативные эмоции на бумагу и очистить сознание. Но если есть воспоминания о травмирующих событиях, написанное в состоянии депрессии или после тяжелой ссоры, такие записи лучше не перечитывать.
  • Размышлять над цитатами. Цепляющие цитаты встречаются не часто, поэтому стоит перенести их в дневник. А позже – проанализировать их или поспорить с автором.
  • Писать что угодно. Писать о разговоре с начальником, ссоре с подругой, симпатичном незнакомце в кафе? Да, начинать писать можно о чем угодно. Первая фраза может стать отправной точкой для серьезных размышлений.

Письменная практика – не слишком романтичное название для такого приятного занятия, как ведение дневника. Но дневниковое путешествие действительно помогает найти путь к себе.

Выводы:

  • Самопознание – это постижение внутреннего «Я» в его своеобразных качествах, и всех тонкостях личности.
  • Для самопознания нужна внутренняя работа над собой, теоретический и практический интерес к своей личности.
  • Познание самого себя интересно и полезно, в этом есть смысл.
  • Определение Я-концепции не бывает точным или окончательным. Это всегда недоопределение.
  • Узнать, что человек уже знает о себе и что ему предстоит узнать, помогает психотерапия.

Пройти тест на уверенность в себе

Что такое самопознание в психологии? 8 примеров и теорий

«Кто я?» Простой, но глубокий вопрос.

Еще один провокационный вопрос: «Почему я веду себя так, а не иначе?»

Если вы задавали себе подобные вопросы, вы не одиноки.

Когда мы не знаем себя или действуем так, как мы не понимаем или не любим, это может быть сигналом того, что перемены нужны. Но как мы меняемся и что нужно изменить?

Эйнштейн однажды подумал: «Сколько людей застряли в ловушке своих повседневных привычек: частично оцепенелых, частично напуганных, частично равнодушных? Чтобы жить лучше, мы должны продолжать выбирать, как нам жить» (Купер, 2001, стр. 131).

Невежество, страх и равнодушие не дают толчка к самопознанию или позитивным изменениям.

И наоборот, самоанализ ведет к самопознанию, что является необходимым первым шагом на пути к позитивным изменениям (Schaffner, 2020).

Давайте посмотрим, как самопознание способствует самосовершенствованию и дает другие преимущества.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.

Эта статья содержит:

  • Что такое самопознание в психологии?
  • Почему важно самопознание?
  • Как самопознание может привести к самообладанию?
  • Самопознание против самосознания
  • Самопознание, самоидентификация и самооценка
  • 2 реальных примера самопознания
  • 6 теорий о самопознании
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое самопознание в психологии?

Самопознание в психологии — это «действительная подлинная информация о себе, которой человек обладает» (Morin & Racy, 2021, стр. 373). Сюда входит информация о нашем эмоциональном состоянии, личностных чертах, отношениях, моделях поведения, мнениях, убеждениях, ценностях, потребностях, целях, предпочтениях и социальной идентичности (Morin & Racy, 2021).

Самопознание является результатом саморефлексивных и социальных процессов (Morin & Racy, 2021).

Однако самопознание происходит не только от самоанализа. Согласно Брауну (1998), есть пять источников, которые вносят свой вклад в резервуар самопознания.

1. Физический мир

Эта категория информации ограничивается физической информацией, такой как рост, вес и цвет глаз.

2. Социальные сравнения

Этот источник самопознания возникает при сравнении себя с другими. Подкатегории включают восходящие и нисходящие сравнения, в которых мы сравниваем себя с кем-то лучше и хуже, соответственно (Браун, 19 лет). 98).

3. Отраженные оценки

Этот источник самопознания проистекает из оценок нас другими. Этот термин обозначает тот факт, что мы видим свое отражение глазами других (Браун, 1998).

4. Самоанализ

Этот источник самопознания извлекается из внутреннего наблюдения за мыслями, чувствами, мотивами и желаниями. Самоанализ переплетается с самопознанием и неразрывно связан с ним.

5. Самовосприятие

В этой категории самопознания мы узнаем о себе, наблюдая и исследуя собственное поведение.

Schaffner (2020) включает два дополнительных источника самопознания:

6. Подходы в стиле когнитивно-поведенческой терапии

Другой источник самопознания проистекает из рационального анализа наших негативных мыслительных процессов с помощью подходов, аналогичных когнитивно-поведенческим Терапия (КПТ).

7. Методы осознанности

Методы осознанности помогают нам оценить и улучшить наши навыки эмоционального интеллекта, развивая самопознание (Schaffner, 2020).

В общем, самопознание достигается через сочетание физического, социального и психологического мира.

Почему важно самопознание?

Самопознание «необходимо для здорового функционирования, потому что хорошее знание себя ведет к реалистичному принятию решений, касающихся ключевых аспектов жизни» (Morin & Racy, 2021, стр. 374).

Действительно, «Люди, которые не видят себя точно, скорее всего, испортят свою жизнь» (Бегли, 2020).

Ключевые аспекты, подверженные риску из-за отсутствия самопознания, включают выбор партнера по жизни, выбор образования и карьеры, а также где и как жить (Morin & Racy, 2021).

Дефицит самопознания приводит к переоценке субъективных сильных сторон, что может привести к снижению удовлетворенности жизнью и плохой успеваемости (Morin & Racy, 2021).

Schaffner (2020) перечисляет пять причин, по которым самопознание необходимо для психологического роста.

  1. Удовлетворяет желание учиться и осмысливать опыт.
  2. Предотвращает расхождение между самовосприятием и восприятием нас другими.
  3. Он освобождает нас от иррациональных прихотей нашего бессознательного.
  4. Способствует проактивному реагированию, а не реактивности.
  5. Это необходимый первый шаг к положительным изменениям.

Хусейн (2017) предполагает, что самопознание требует от нас сбалансированного подозрения в своих чувствах.

Другие преимущества включают в себя меньше разочарований в работе, меньше неуверенности и зависти, а также меньше стресса по поводу денег. Кроме того, мы обретаем способность брать на себя ответственность за свои эмоции и проявлять больше сочувствия и сострадания (Хусейн, 2017).

Наконец, самопознание помогает формировать наше понимание других и используется в качестве отправной точки для оценки других (Brown, 1998).

Как самопознание может привести к самообладанию?

Поскольку самопознание включает в себя честную самооценку и другую полученную информацию, мы можем использовать его для позитивных изменений и улучшения аспектов своей жизни.

Самопознание необходимо для «придания осмысленного повествования нашим прошлым, настоящим и будущим действиям, ощущения преемственности во времени, ощущения уникальности и сходства с другими» (Bukowski, 2019).).

Знание себя повышает нашу способность жить последовательной и полноценной жизнью. Кроме того, это позволяет нам понять наши основные мотивы и страхи и усиливает контроль над своими эмоциями (Schaffner, 2020).

И наоборот, неспособность распознать свои чувства делает нас уязвимыми и отдает их на милость (Schaffner, 2020).

Звездное самопознание мотивирует нас на амбициозные проекты, отношения и другие задачи. Отсутствие понимания может сдерживать большие устремления (Begley, 2020).

Психосоциальные области, созревшие для изменений

Три области, созревшие для изменений, включают слепые зоны, самообман и триггеры конфликтов.

1. Слепые пятна

Слепые пятна — это бессознательные процессы, которые «обычно искажают доступ к самопознанию и его формирование» (Bukowski, 2019).

В этом видео мы узнаем, что Брайан Вагнер смотрит на мир не так, как большинство, и использует свой дар, чтобы помочь другим определить свои личные слепые зоны и преодолеть свои ограничивающие убеждения.

2. Самообман

Baumeister (2010) описывает самообман как разновидность принятия желаемого за действительное. В этом состоянии мы верим в то, во что хотим верить, лишенные строгих обоснований. Различные предубеждения служат средством самообмана.

3. Триггеры конфликта

Триггеры конфликта — это слова или действия другого человека, которые воспринимаются как оскорбительные и создают конфликт (Wilmot & Hocker, 2011). Тайбби (2019) предполагает, что эти триггеры связаны с незаживающими ранами нашего прошлого.

Почему все больше людей не стремятся к самопознанию

  1. Изучение неизвестных аспектов самих себя рискованно, так как может раскрыть информацию, противоречащую нашим нынешним представлениям о себе.
  2. Наша культура больше заинтересована в успехе и продвижении, чем в самоанализе (Huseyin, 2017).
  3. Разнообразие тесно связанных терминов отвлекает искателей информации, создавая барьеры для самопознания (Bukowski, 2019). Такие термины, как самосознание, я-концепция и самоидентификация, разбавляют поле самопознания.

Давайте проанализируем некоторые из этих терминов для большей ясности.

Самопознание против самоосознания

Мы обсудили, насколько полезно самопознание для навигации по жизни, но чем оно отличается от самоосознания?

Самопознание относится к информации о субъективных тенденциях, таких как наше эмоциональное состояние, черты личности и модели поведения (Morin & Racy, 2021).

Психологи рассматривают самосознание как ступеньку на пути к самопознанию (Alicke, Zhang, & Stephenson, 2020).

Гоулман (1997) утверждает, что при самосознании разум исследует переживания и соответствующие эмоции. Это исследование может быть как нереактивным, так и непредвзятым.

Гоулман (1997, стр. 47) упрощает концепцию самосознания, определяя его как «осознание как нашего настроения, так и наших мыслей об этом настроении».

Некоторые преимущества самосознания включают улучшенный эмоциональный интеллект, эмпатию и навыки слушания (Berger, 2018).

Сильная эмпатия и навыки слушания играют важную роль в общении и для построения прочных и обогащающих межличностных отношений.

Кроме того, самосознание способствует критическому мышлению и принятию решений. Эти навыки часто ассоциируются с эффективными лидерами (Бергер, 2018).

Самопознание, самоидентификация и самооценка

Согласно Шелдону Страйкеру, идентичность — это «часть» самого себя, которая «вызывается» при взаимодействии с другими» (Appelrough & Desfor-Edles, 2008). , стр. 478).

Количество идентичностей, связанных с человеком, соответствует ролям, в которых он участвует, например ребенок, родитель, сотрудник, друг и супруг (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).

Выраженность идентичности относится к тому, как человек организует свою идентичность иерархически, поскольку не каждая идентичность имеет одинаковое значение или статус (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).

Я-концепция — это образ, который мы создаем о себе, который, в отличие от самопознания, может быть или не быть основанным на реальности (Morin & Racy, 2021). Я-концепцию можно установить с помощью таких оценок, как опросник самооценки. Этот инструмент задает 48 вопросов, оценивающих области личности, такие как моральная, интеллектуальная, социальная, физическая, образовательная и темпераментная.

Я-концепция развивается на основе убеждений о себе, тогда как самопознание происходит из различных источников информации, включая внешние свидетельства (Morin & Racy, 2021).

Отсутствие ясности, стабильности и последовательности в представлении о себе связано с низкой самооценкой, хроническим самоанализом, высоким уровнем невротизма, низкой уступчивостью и низкой добросовестностью (Morin & Racy, 2021).

2 Примеры самопознания из реальной жизни

Самопознание может привести к источнику информации, необходимой для принятия важных решений и необходимых действий для здоровья и благополучия.

Наоми Осака

Смелые действия звезды тенниса Наоми Осака демонстрируют самопознание. Осака неоднократно выигрывала турниры Большого шлема и входит в число самых высокооплачиваемых спортсменок в мире (Келли, 2021 г.).

Осака приняла трудное решение поставить свое психическое здоровье выше своей карьеры и общественного имиджа, отказавшись от участия в пресс-конференциях Открытого чемпионата Франции по теннису 2021 года (Kelly, 2021).

По мере роста общественного энтузиазма Осака отказалась от участия в турнире и впоследствии была оштрафована на 15 000 долларов и прочитала строгую лекцию о нарушениях турнирного кодекса (Kelly, 2021).

Судя по всему, Осака знала себя физически, умственно, социально и профессионально. В социальных сетях она рассказала о затяжных приступах депрессии после своей первой победы на турнирах Большого шлема в 2018 году (Келли, 2021).

Она взяла на себя инициативу отдать предпочтение заботе о себе, а не карьере, несмотря на общественный контроль. Осака — редкий пример того, как самопознание можно использовать для принятия важных, иногда судьбоносных решений.

Виктор Франкл

Виктор Франкл был психиатром и психотерапевтом 20-го века, который, пережив Холокост, вышел из ужасных обстоятельств, чтобы создать логотерапию и написать множество книг (Frankl, 2006).

Он родился в Вене, Австрия, в 1905 году. Получил степень доктора медицины и доктора философии в Венском университете. Ранние работы Франкла (2006) были посвящены депрессии и самоубийству.

После долгих лет ожидания Франкл получил визу, позволяющую эмигрировать в США. Однако это решение потребовало, чтобы он оставил своих родителей, жену, братьев и сестер. Поразмыслив, Франкл позволил сроку действия визы (Schatzman, 2011).

В 1942 году Франкла вместе с семьей отправили в концлагерь Терезиенштадт. Он был единственным членом семьи, вышедшим из заключения (Schatzman, 2011).

Работа Франкла, ранние достижения и решения, изменившие жизнь, означают мастерство самопознания и отражают его цели, ценности, убеждения и социальную идентичность.

6 Теории о самопознании

Различные модели и теории пытаются объяснить самопознание. Ниже приведены концепции, объясняющие, как приобретается самопознание.

1. Модель непосредственного наблюдения

Модель непосредственного наблюдения, в первую очередь связанная с Декартом, постулирует, что мы достигаем самопознания через наши собственные непосредственные мысли, отделенные от внешних входных данных или источников. Эта модель обычно используется для сравнения других философских моделей (Gertler, 2003).

2. Модель прозрачности

Модель прозрачности включает в себя принятие решения, рациональное осмысление и вывод о состоянии мира.

Используя эту модель, мы получаем знания не только о наших убеждениях, но и о любом отношении, чувствительном к суждениям. Одним из привлекательных моментов прозрачности является тесная связь между самопознанием и деятельностью (Jongepier, 2021).

3. Социальный конструктивизм

Социальный конструктивизм — это способ познания себя и нашего мира посредством использования языка для создания общей реальности (Gergen, 2009).). Конструкционисты предполагают, что смысл создается по отношению к другим.

4. «Я-зеркало»

Эта модель, предложенная социологом Чарльзом Хортоном Кули, утверждает, что наше ощущение себя развивается посредством взаимодействия с другими.

В этой теории наша внешность отражается через другого человека. Затем мы выдвигаем гипотезу об их суждении о нас и в результате испытываем эмоцию в отношении этого суждения (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).

5. Нарративное Я

Нарративное Я необходимо для интроспективных рассуждений и реконструкции автобиографической памяти. Он включает в себя две ветви мышления:

  1. Парадигматический способ, который обращается к логическим объяснениям для построения рационального объяснения реальности
  2. Режим повествования, в котором используются осмысленные интерпретации самих себя для создания связного объяснения нашей идентичности

Эти нарративы объединяют прошлые, настоящие и будущие события в связную последовательность (Bukowski, 2019).

6. Теория самовосприятия

Эта теория, предложенная Дэрилом Бемом, предполагает, что люди узнают о себе, наблюдая за поведением и делая выводы (Baumeister, 2010).

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

У нас есть множество ресурсов, которые помогут вам и вашим клиентам повысить самопознание. Ниже приведен список рекомендуемых курсов, статей и бесплатных рабочих листов со всего нашего сайта.

Курс Mindfulness X©

Этот курс был разработан для повышения внимательности посредством анализа лежащих в основе работы привычных моделей мышления. Сочетание психологии, исследований и практики, лежащих в основе осознанности, помогает участникам лучше понять работу разума, что способствует самопознанию.

Мастер-класс по эмоциональному интеллекту©

Эмоциональный интеллект — это способность управлять эмоциональными переживаниями и интерпретировать их. Люди с высокими навыками эмоционального интеллекта, как правило, лучше справляются с повседневным стрессом (Gohm, Corser, & Dalsky, 2005), имеют значимые и близкие отношения (Schutte et al., 2001) и более высокий уровень благополучия (Fernandez-Berrocal, Alcaide, Extremera). и Писарро, 2006).

Эмоциональный интеллект обеспечивает глубокое понимание субъективных эмоциональных тенденций, что способствует самопознанию. Этот мастер-класс является бесценным курсом для практиков, поскольку он включает в себя высококачественные материалы для практиков для проведения научно-обоснованных учебных занятий.

Кто я?

Этот рабочий лист предлагает клиентам узнать, кто они, рассматривая, как другие и различные временные версии самих себя могут реагировать на вопросы об их личности.

Например, клиенты будут думать о том, как их ближайшие друзья и семья, скорее всего, воспринимают их. Они также обдумают, что они могли бы сообщить о своей сегодняшней идентичности прошлой и будущей версиям самих себя.

Рабочий лист личных ценностей

Личные ценности относятся к убеждениям, принципам и идеям, которые отражают сущность каждого человека. Они придают смысл нашим действиям и формируют наши предпочтения, поведение и решения.

Этот рабочий лист помогает клиентам исследовать то, что они считают значимым и важным, и служит основой для определения того, как они могут сосредоточить свою энергию и время.

Замена негативного внутреннего диалога

В этом упражнении признается роль внутреннего диалога в осмыслении нашей жизни. Участникам предлагается переформулировать негативный разговор с самим собой в позитивный, внося позитивные изменения в свой повседневный рассказ.

Отслеживание и оценка успеха

Поскольку мы помним неудачи лучше, чем наши успехи, полезно отслеживать победы, чтобы дополнить свою личную историю успеха. Этот рабочий лист помогает отслеживать успехи, пополняя базу самопознания.

Самооценка самоуверенности Самопознание

Одно из многочисленных преимуществ самопознания заключается в том, что оно помогает обогатить навыки уверенности в себе. Этот рабочий лист побуждает участников исследовать различные положительные стороны себя, чтобы укрепить уверенность и самоэффективность.

87 Вопросы для самоанализа

В этой статье для самоанализа представлены определения, вопросы и упражнения, которые позволяют нам более целостно познать себя.

17 Упражнения для развития силы

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, эта коллекция содержит 17 практических инструментов для развития силы. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.

Сообщение на память

В этом сообщении блога мы обсудили несколько преимуществ и оправданий самопознания.

Самопознание необходимо для личностного роста, принятия решений и точной самооценки. Это противоположно невежеству и помогает нам осмыслить наш опыт.

Важно отметить, что самопознание является важным инструментом, помогающим в процессе изменений. Меняться тяжело. Это требует преднамеренности и мужества.

Мы, люди, проводим большую часть жизни, избегая боли и дискомфорта, связанных с переменами.

Путешествие к самопознанию направлено на то, чтобы вывести нас из зоны комфорта и исследовать те аспекты самих себя, которые обычно игнорируются или избегаются.

Я задаю себе вопрос: «Как я буду себя чувствовать через десять лет, если решу не смотреть на все аспекты себя?»

Нельсон Мандела заявил,

«Нет страсти, которую можно найти, играя по мелочи — соглашаясь на жизнь, которая меньше той, на которую вы способны жить».

Купер, 2001, с. xvii

Хотя изменения могут быть трудными, исцеление, творчество, устойчивость и страсть выкованы через изменения.

Я верю, что ожидание под нашей самозащитой — это скрытая целостность.

Итак, кто ты и на что ты способен? Вам сейчас не интересно?

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.

  • Алике М., Чжан Ю. и Стивенсон Н. (2020). Самосознание и самопознание. Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии . Получено 29 июня 2021 г. с https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801

    557.001.0001/acrefore-97801

    557-e-743

  • .
  • Аппельроу, С., и Десфор-Эдлес, Л. (2008). Классическая и современная социологическая теория . Пайн Фордж Пресс.
  • Баумайстер, РФ (2010). Я. В RF Baumeister & EJ Finkel (Eds.), Передовая социальная психология: состояние науки (стр. 143–175). Издательство Оксфордского университета.
  • Бегли, С. (2020, 18 мая). Сколько самопознания слишком много? Внимательный. Получено 9 июня 2021 г. с https://www.mindful. org/how-much-self-knowledge-is-too-much/
  • .
  • Бергер, Б. (2018, 22 мая). Познай себя: Изучение преимуществ саморефлексии. Институт по связям с общественностью. Получено 7 июня 2021 г. с https://instituteforpr.org/know-thyself-examining-the-benefits-of-self-reflection/
  • .
  • Браун, JD (1998). Сам. Рутледж.
  • Буковски, Х. (2019). Самопознание. В V. Zeigler-Hill & TK Shackelford (Eds.) Энциклопедия личности и индивидуальных различий (стр. 61–76). Спрингер.
  • Купер, РК (2001). Остальные 90% . Три реки Пресс.
  • Фернандес-Беррокаль, П., Алькайде, Р., Экстрира, Н., и Писарро, Д. (2006). Роль эмоционального интеллекта в тревоге и депрессии у подростков. Исследование индивидуальных различий 4 , 16–27.
  • Франкл, В. Е. (2006). Человек в поисках смысла . Маяк Пресс.
  • Герген, К. Дж. (2009). Приглашение к социальному конструктивизму (2-е изд.) Sage.
  • Гертлер, Б. (2003). Самопознание. В Э. Н. Залта (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весна 2020 г.). Получено 19 июля 2021 г. с https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/self-knowledge/
  • .
  • Гом, К.Л., Корсер, Г.К., и Дальский, Д.Дж. (2005). Эмоциональный интеллект в условиях стресса: полезный, ненужный или неуместный? Личность и индивидуальные различия 39 (6), 1017–1028.
  • Гоулман, Д. (1997). Эмоциональный интеллект. Бентам.
  • Гусейн Р. (2017, 29 августа). Почему трудно обрести самопознание и что с этим делать . Искусство благополучия с Реззаном Хусейном. Получено 31 мая 2021 г. с https://www.artofwellbeing.com/2017/08/29/self-knowledge/
  • .
  • Йонгепьер, Ф. (2021). Ценность прозрачного самопознания. Этическая теория и моральная практика , 24 , 65–86.
  • Келли, Дж. (2021, 1 июня). Звезда тенниса Наоми Осака постояла за себя, смело поделилась своими проблемами с психическим здоровьем и ушла с Открытого чемпионата Франции. Форбс. Получено 21 июня 2021 г. с https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2021/06/01/tennis-star-naomi-osaka-stood-up-for-herself-bravely–shared-her- психические проблемы-и-уходи-из-французского-открытого/
  • Морин, А., и Рейси, Ф. (2021). Динамические самопроцессы. В J. Rauthmann (Ed.), Справочник по личностной динамике и процессам (стр. 336–386). Эльзевир.
  • Шаффнер, А. К. (2020, 25 мая). Что хорошего в самопознании? Психология сегодня. Получено 31 мая 2021 г. с https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-art-self-improvement/202005/whats-so-great-about-self-knowledge
  • .
  • Шацман, М. (2011, 23 октября). Некролог: Виктор Франкл. Независимый . Получено 22 июня 2021 г. с https://www.independent.co.uk/news/people/obituary-viktor-frankl-1237506
  • .
  • Шютте, Н.С., Малуфф, Дж.М., Бобик, К., Костон, Т.Д., Грисон, К., Джедлика, К., … Вендорф, Г. (2001). Эмоциональный интеллект и межличностные отношения. Журнал социальной психологии , 141 (4), 523–536.
  • Тайбби, Р.Л. (2019). Исцеление прошлого в настоящем. Психология сегодня. Получено 1 июля 2021 г. с https://www.psychologytoday.com/us/blog/fixing-families/201907/healing-the-past-in-the-present
  • .
  • Уилмот, В.В., и Хокер, Дж.Л. (2011). Межличностный конфликт . Макгроу-Хилл.

Познай себя: философия самопознания

Философ Университета Коннектикута Митчелл С. Грин ведет массовый открытый онлайн-курс (МООК) под названием «Познай себя: ценность и пределы самопознания» на платформе онлайн-обучения Coursera. Курс основан на его одноименной книге 2018 года (опубликованной Routledge). Недавно он говорил с Кеном Бестом из UConn Today о философии и понимании самопознания. Это отредактированная стенограмма их обсуждения.

Древнегреческое предписание «Познай самого себя» высечено на переднем дворе храма Аполлона в Дельфах. (из Cyprus Today на Twitter.com)

В. Согласно легенде, фраза «Познай себя» была высечена на камне у входа в храм Аполлона в Дельфах в Греции. Ученые, философы и цивилизации уже давно обсуждают этот вопрос. Почему мы не смогли найти ответ?

A. Я не уверен, что каждая цивилизация или даже большинство цивилизаций считали достижение самопознания одной из самых важных целей. Он приходит и уходит. Он имел известность в Греции 300-400 гг. до н.э. Имело ли оно такое же значение 200 лет спустя или имело какое-то культурное значение в период расцвета римской цивилизации — это другой вопрос. Конечно, некоторые философы предписывали бы людям заняться поиском самопознания; некоторые не очень. Точно так же подумайте о Средневековье. Есть случай, когда мы не уделяем особого внимания познанию себя, вместо этого основное внимание уделяется познанию Бога. Только когда столетия спустя на сцену выходит Декарт, мы начинаем уделять больше внимания самоанализу и пониманию самих себя, глядя внутрь себя. Кроме того, указание «познай самого себя» не является вопросом, и его нужно каким-то образом изменить, чтобы поставить вопрос. Однако предположим, что вопрос звучит так: «Возможно ли познать себя частично или полностью». В таком случае я бы предположил, что мы добились значительного прогресса в ответе на этот вопрос за последние два тысячелетия, и в книге «Познай себя» и в одноименном МООК я пытаюсь провести читателей и студентов через некоторые того, что мы узнали.

В. Вы отмечаете, что сдвиг, который произвел Декарт, является поворотным моментом в западной философии.

А. Справа. По разным культурным, политическим, экономическим и идеологическим причинам норма самопознания пришла и ушла вместе с течениями в западной истории. Даже если бы нам постоянно предписывалось достичь самопознания в течение 2300 лет с тех пор, как говорил Сократ, как Зигмунд Фрейд сказал о цивилизации, — что цивилизация постоянно создается заново, и каждый рождающийся должен прокладывать себе путь к тому, чтобы стать цивилизованным. бытие — так же и проект достижения самопознания — это проект для каждого отдельного нового члена нашего вида. Никто не может получить его при рождении. Это не достижение, которое вы получаете бесплатно, как высокий IQ или выдающийся подбородок. Продолжать бить в барабан, напоминая людям о важности этого, — это то, чем мы всегда будем заниматься. Я сомневаюсь, что мы когда-нибудь достигнем точки, в которой мы все сможем сказать: да, мы хороши в этом. У нас это прикрыто, у нас есть самопознание. Это вызов для каждого из нас, каждый раз, когда кто-то рождается. Я бы также сказал, что, учитывая окружающие факторы, факторы окружающей среды, а также пристрастия, с которыми мы рождаемся как часть нашей когнитивной и генетической природы, вероятно, существует давление, которое также препятствует самопознанию. Например, в книге я рассказываю о когнитивной иммунной системе, которая заставляет нас использовать информацию в свою пользу. Когда что-то идет не так, какая-то часть нас, надеюсь, в определенных пределах, склонна видеть стакан наполовину полным, а не наполовину пустым. Вероятно, это хороший способ подняться с пола после того, как вас сбили с ног.

В. Специалисты по пенсионному планированию говорят нам, что вы должны знать себя достаточно хорошо, чтобы понимать, в чем будут заключаться ваши потребности — заниматься искусством, музыкой или путешествовать — когда у вас есть все свободное время. В какой момент должен начаться этот момент лучшего познания себя?

A. Я бы не стал поощрять 9-летнего ребенка к самоанализу, но я бы сказал, что даже когда вы молоды, некоторые из этих косвенных, особенно дистанцирующихся, типов деятельности, может иметь значение. Представьте себе 9-летний ребенок подрался на детской площадке, и учитель спрашивает его: Учитывая то, что вы сказали другому ребенку, что спровоцировало драку, если бы он сказал это вам, как бы вы себя чувствовали? Это может быть предназначено для того, чтобы спровоцировать подозрение на самопознание — если не в форме самоанализа, то в форме развития эмпатических навыков, которые, я думаю, являются частью самопознания, поскольку позволяют мне увидеть себя глазами другого. Ближе к концу жизни, по моему опыту, многие люди, находящиеся на пенсии или близкие к ней, думают, что перестанут работать и будут по-настоящему счастливы. Но в некоторых случаях я нахожу, что это ожидание нереалистично, потому что очень многие люди находят так много удовлетворения, и это правильно, в своей работе. Я хотел бы призвать людей задуматься о том, что доставляет им удовлетворение? Конечно, мы иногда ловим себя на том, что плюемся гвоздями, когда думаем о проблемах, которые ставит перед нами наша работа. Но в некотором смысле это частое ворчание, стресс, вызывающий выдергивание волос, и так далее могут быть частью того, что делает жизнь полноценной. Что еще более важно, долгосрочные проекты, будь то в рамках чьей-то карьеры или после нее, как мне кажется, дают больше интеллектуальной и эмоциональной поддержки, чем более эфемерные виды деятельности, такие как круизы, сафари и тому подобное.

В. Мы находимся в кампусе колледжа, где студенты стараются больше узнать о себе с помощью того, что они изучают. Они принимают решения о том, чем они могли бы заниматься до конца своей жизни, посещая такие занятия, как философия, которые побуждают их думать об этом. Является ли это оптимальным временем для этого?

A. Для многих студентов это оптимальное время. Я считаю, что одним из компонентов гуманитарного образования является самосовершенствование. Изучение многих вещей важно, но в некотором смысле это просто наполнение, которое может быть инертным, если мы не придадим ему форму или структуру. Этих вещей можно достичь посредством самосовершенствования, и если вы хотите сделать это, вы должны иметь некоторое представление о том, как вы хотите, чтобы оно росло и развивалось, что требует некоторого представления о том, каким человеком вы себя считаете и кем вы являетесь. думаю, вы можете быть. Это достижения, которых студенты могут достичь, только пробуя что-то и наблюдая, что происходит. Я не предлагаю, чтобы первокурсник пришел в колледж и планировал каким-то строгим и последовательным образом узнать о себе, самосовершенствоваться и реализовать себя как полностью сформированный взрослый после выпуска. Скорее, беспорядка гораздо больше; куда более непредсказуемое пробуй что-то, не получается, отбрасывай, пробуй что-то другое. Несмотря на весь этот беспорядок и окружающий хаос, я бы также сказал, что среди всего этого есть потенциал для изучения себя; принимая во внимание то, что пошло не так, что я могу извлечь из этого? Или это было действительно круто, я хотел бы развить этот опыт и сделать больше. Все это хорошие способы как узнать о себе, так и построить себя. Эти две вещи могут идти рука об руку. Самопознание, самореализация и самоанализ могут происходить, хотя для студентов зачастую запутанно и непредсказуемо. Для нас также иллюзорно думать, что в 22 года мы можем надеть нашу деловую одежду, пойти на работу и прекратить все эти легкомысленные самоанализы. Я бы призвал, чтобы приобретение знаний о себе, понимание себя — это задача на всю жизнь.

В. Есть мнение, что каждый день нужно узнавать что-то новое. Многие люди, окончившие колледж, понимают это, а некоторые думают, что после выпуска с этим покончено. В начале книги вы говорите о том, как Сократ защищал себя, когда его обвиняли в том, что он развращает студентов, уча их говорить: я знаю то, чего не знаю, поэтому я задаю вопросы.

Мне кажется, что начало мудрости любого рода, в том числе и познания себя, есть признание немощности наших убеждений и скудости наших знаний. — Митчелл С. Грин

А. Это очень важное понимание с его стороны. Это то, что я был бы склонен кричать с крыш, в том смысле, что одним из больших препятствий для достижения чего-либо в направлении самопознания является высокомерие, думая, что мы действительно знаем, часто путая нашу уверенность в наших мнениях с мыслью, что уверенность указание на степень моей правоты. Мы чувствуем уверенность и принимаем эту уверенность за свидетельство истинности того, что мы думаем. Сократ прав, говоря, что это когнитивная ошибка, ошибочное рассуждение. Мы должны спросить себя: знаю ли я то, что считаю своим знанием? Мне кажется, что начало всякой мудрости, в том числе и познания себя, есть признание немощности наших верований и скудости наших знаний; тот факт, что мнения, которые у нас есть, могут быть просто мнениями. Меня всегда поражало несоответствие между уверенностью, с которой люди выражают свое мнение, с одной стороны, и ничтожной способностью, которую они имеют, чтобы поддержать их, особенно те мнения, которые выходят за рамки того, голодны ли они или предпочитают шоколад ванили. Это вещи, по которым вы, вероятно, можете иметь довольно уверенное мнение. Но когда дело доходит до политики или науки, истории или человеческой психологии, меня удивляет, насколько доверчивы люди, не потому, что они верят, так сказать, тому, что говорят другие, а скорее они верят тому, что говорят сами. Обычно они просто говорят: вот что я думаю. Мне это кажется очевидным, и я не готов даже рассматривать скептические возражения против моей позиции.

В. Вы также раскрываете теорию адаптивного бессознательного, согласно которой мы наблюдаем и получаем информацию, но не осознаем ее в данный момент. Насколько это подпитывает людей, считающих, что они знают себя лучше, чем они есть на самом деле, и знают больше, чем они думают?

А. Он огромный. В книге есть глава о классическом психоанализе и Фрейде. Я утверждаю, что наследие Фрейда является сломанным, в том смысле, что, хотя его работа невероятно интересна — он сделал много провокационных и гениальных утверждений интересными — на удивление немногие из них были подтверждены эмпирическими данными. Это менее противоречивая точка зрения, чем в прошлом. Психологи-экспериментаторы XIX в.70-е и 80-е годы начали задаваться вопросом, сколько из этих фрейдистских утверждений о бессознательном можно установить строгим экспериментальным путем? Теория адаптивного бессознательного является попыткой сделать это; выяснить, какая часть бессознательного, постулируемая Фрейдом, реальна и на что она похожа. Один из основных выводов состоит в том, что бессознательный разум не так связан, одержим сексуальностью и насилием, как утверждал Фрейд. Это по-прежнему очень мощная система, но ее не обязательно держать в страхе, как сказал бы психоанализ. Согласно Фрейду, большая часть бессознательного представляет собой постоянную угрозу нормальному функционированию цивилизованного общества, в то время как для таких людей, как Тим Уилсон, Таня Чартран, Даниэль Гилберт, Джозеф Леду, Пол Экман и многие другие, мы имеем точка зрения, согласно которой во многих отношениях наличие адаптивного бессознательного является полезной вещью, аутсорсингом большого количества познания. Это позволяет нам обрабатывать информацию, интерпретировать ее, не прибегая к сознательным, кропотливым и преднамеренным расчетам. Во многих смыслах очень хорошо, что у нас есть адаптивное бессознательное. С другой стороны, оно предрасполагает нас, например, к таким вещам, как предрассудки. Сегодня идет дискуссия о так называемом неявном предубеждении, которое научило нас этому, поскольку мы выросли на голливудских фильмах, где главные герои были белыми или мужчинами, или и тем, и другим; видел стереотипы в распространенной рекламе — этот опыт, даже если у меня никогда в жизни не было сознательно фанатичных, расистских или сексистских мыслей, все равно может заставить меня делать предвзятый выбор. Это часть идеи теории адаптивного бессознательного, которую мы хотели бы принять очень серьезно и побеспокоиться, потому что она может повлиять на наш выбор способами, о которых мы даже не подозреваем.

В. После всего того, что мы обсудили, какой человек хорошо знает себя?

A. Хорошо познать себя, я подозреваю, было бы многогранным делом, только одна часть которого была бы связана с самоанализом в обычном понимании этого понятия. Один из этих аспектов включает в себя признание своих ограничений, «владение ими», как выразилась бы моя коллега по философскому факультету Хизер Бэттали. Эти ограничения могут быть когнитивными — моя паршивая память, которая искажает информацию, моя склонность приукрашивать любые плохие новости, которые я могу получить? Возьмем пример профессора, читающего оценки студентов. Легко забыть отрицательные и запомнить положительные — случай «предвзятости подтверждения», как этот термин используется в психологии. Знание того, что я склонен делать это, если это то, что я склонен делать, позволяет мне взглянуть еще раз, как бы болезненно это ни было. Опять же, не слишком ли я критичен по отношению к другим? Склонен ли я смотреть на стакан как наполовину полный или слишком наполовину пустой? Все это ограничения эмоционального характера или, по крайней мере, имеющие важное аффективное измерение. Я подозреваю, что человек, который хорошо знает себя, знает, как определить характерные способы, которыми он «раскручивает» или иным образом искажает положительную или отрицательную информацию, и может затем отступить от таких реакций, а не принять их как последнее слово.

Я бы также вернулся к эмпатии, зная, как смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Это не гарантировано, но часто позволяет мне увидеть себя более эффективно. Если я смогу в какой-то степени поставить себя на ваше место, то у меня также будет шанс увидеть себя вашими глазами, и это может заставить меня осознать вещи, которые трудно увидеть от первого лица. Сопереживание другим, кто меня знает, может, например, помочь понять, почему они иногда находят меня властным, приторным или быстрым в осуждении.

В. Что человек получит в самопознании, если будет слушать, как кто-то оценивает его и говорит ему, насколько хорошо он его знает? Как эта динамика помогает?

A. Это может помочь, но также может и шокировать. Эксперименты показали, что оценки других людей человека часто могут сильно расходиться с самооценкой этого человека. Неясно, оценки этих других людей менее точны — в некоторых случаях они более точны — как определено относительно устоявшимися объективными психологическими оценками. Оценки от третьего лица могут быть одновременно и трудными для восприятия — горьким лекарством, — и чрезвычайно ценными. Поскольку их трудно проглотить, я бы посоветовал принимать их небольшими дозами. Но они могут помочь нам узнать о себе такие вещи, как то, что мы можем быть необъяснимо заботливыми, или мелочными, или склонными превзойти других, или толстокожими. Иногда я ловил себя на том, что думаю, разговаривая с кем-то: «Если бы вы могли слышать себя, говорящего прямо сейчас, вы могли бы прийти к пониманию…». то, что они говорят, также может быть саморекламой.

Все это имеет значение для тех из нас, кто учит. В конце семестра я призываю своих ассистентов-выпускников прочитать оценки курса; не читать их все сразу, а вместо этого попытаться извлечь из этих оценок одно предложение, над которым они могут поработать в следующем семестре. Я стараюсь делать то же самое. Однако я не ожидал бы, что когда-нибудь наступит момент, когда можно будет сказать: «Ах! Теперь я полностью знаю себя». Наоборот, скорее всего, это процесс, которым мы можем заниматься и получать от него пользу всю свою жизнь.

 

Познание себя — начало всякой мудрости

Ваша жизнь — это отражение ваших взглядов, привычек, взглядов, убеждений, мыслей, страхов, беспокойств и восприятий. И независимо от того, осознаете вы это или нет, все эти вещи объединяются, чтобы сформировать ваше мышление, то, кто вы есть, и траекторию вашей жизни.

Аристотель был прав: «Познание себя — начало всякой мудрости».

Лао-цзы также сказал: «Знание других — это разум; познание себя — это истинная мудрость. Овладение другими — это сила; овладение собой — это истинная сила».

Отношения с самим собой — одни из самых важных отношений в вашей жизни. Большая идея здесь состоит в том, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и жить на своих условиях, вам сначала нужно узнать, кто вы на самом деле.

Счастливая и лучшая жизнь начинается с тебя. Но если вы не умеете смотреть на себя в зеркало — или отказываетесь смотреть — значит, вы не проделали фундаментальной работы, необходимой даже для того, чтобы начать строить жизнь, которую вы хотите.

Самопознание — это первая и главная составляющая жизни, которую вы хотите.

В своей книге «Понимание: почему мы не настолько самосознательны, как мы думаем, и как ясное видение себя помогает нам добиться успеха в работе и в жизни», Таша Эйрих утверждает, что люди, которые знают себя, имеют общие черты:

«Там является убедительным научным доказательством того, что люди, которые знают себя и то, как их видят другие, более счастливы. Они принимают более разумные решения. У них лучшие личные и профессиональные отношения. Они воспитывают более зрелых детей. быть более творческими, более уверенными и лучшими коммуникаторами».

Познание себя позволяет вам жить той жизнью, которой вы действительно хотите — вы знаете, кто вы, чего хотите и что пробуждает в вас лучшее.

Если у вас нет полного понимания того, кто вы есть, вы будете продолжать принимать решения против своего истинного «я».

Рост в жизни и карьере начинается с самопознания

Многие люди заняты пониманием других, чтобы достичь мудрости, но никто не удосуживается понять свой собственный ум.

Когда Сократа попросили подытожить, к чему можно свести все философские заповеди, он ответил: «Познай самого себя».0003

Фразе «Познай себя» уже много веков, но она актуальна и сегодня. Исследования психолога Дэниела Гоулмана показывают, что самосознание имеет решающее значение для успеха на всех уровнях.

Самопознание — это понимание ваших реальных (и истинных) потребностей, желаний, целей, слабостей и всего остального, что заставляет вас тикать. Это требует глубокого понимания себя в прошлом и настоящем.

Ваши личные теории (рассказы о себе) о том, кто вы есть, влияют на ваше поведение. Точное понимание того, кто вы есть, делает возможным самосовершенствование. Лао-цзы однажды сказал: «Мудр тот, кто знает других; тот, кто знает себя, просветлен».

«Подумайте об этом так: вы не можете по-настоящему позаботиться о себе, если не знаете своих потребностей, и вы не можете улучшить себя, если не знаете свои лучшие качества и те, которые эээ, сложнее, — говорит Терри Поус, .

Вместо того, чтобы заставлять что-то происходить за вас, сначала найдите себя. Следуйте за своим истинным севером и позвольте своей жизни течь. Пока вы живы, пока это в ваших силах, воспользуйтесь возможностью прямо сейчас и постройте лучшие отношения с самим собой.

Провести всестороннюю личную инвентаризацию  и/или взять на себя обязательство посмотреть на себя с точки зрения третьего лица и записать все, что вы знаете о себе.

Основная идея саморегистрации (если вы соберете достаточно данных о себе) состоит в том, чтобы внести улучшения или изменить траекторию своей жизни на основе этой информации. Знание себя даст вам чувство власти над собой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts