Самопрезентация это в психологии: Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна? | Психология

Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна? | Психология

I. Понятие «самопрезентации».

Но, прежде чем подразделять понятие «самопрезентации» на виды, необходимо определиться с самим этим понятием. Так вот, «самопрезентация», не трудно догадаться, происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»). А чтобы понять значение «новоиспечённого» понятия, тоже не придётся много думать, так как оно вытекает из самого определения презентации.

«Самопрезентация» — вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города.

II. Виды «самопрезентации».

Как отмечалось выше, существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Я думаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.

Главное «антидостоинство» «природной самопрезентации» — это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».

Главная цель «искусственной самопрезентации» — завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. (Закрутила — завертела, но зато красиво!) По-другому — для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией». (Под «потенциальной аудиторией» в дальнейшем будем понимать тех людей, на которых мы направляем «самопрезентацию»).

Представим такую ситуацию — наша «природная самопрезентация» весьма не выигрышно выглядит в глазах значимых для нас персон. Спорить с природой бесполезно, или же очень трудно, а вот искусственно её завуалировать — реально. Для этого, и не только, существует «искусственная самопрезентация». Допустим, ваш темперамент заставляет плясать вокруг вас даже неодушевлённые предметы, а это как нельзя плохо сказывается на деловых и семейных отношениях и позиционирует вас как «психа», «неуравновешенного» и так далее. Нельзя не добавить, что плохая, отрицательная «самопрезентация» имеет свойство удваивать, а то и утраивать свой эффект, соответственно отрицательный.

Следовательно, для того, чтобы не упасть в глазах сотрудников или партнёров по бизнесу, необходимо создать себе имидж спокойного рационалиста, тактика и отчасти прагматика.

Это в большинстве случаев, в иных ситуациях или профессиональной деятельности может быть и необходим эмоциональный подход, главное, чтобы ваш «презентационный материал» был уместен и не вызывал критически отрицательного восприятия. В семье, например, чтобы заслужить высокую оценку (сейчас опустим семейные узы, любовь как таковую), зачастую необходимо быть понимающим членом семьи, отличаться самоотдачей ради своей семьи, чтобы наши родственники считали нас достойными и почитаемыми в кругу собственной же семьи. Конечно, на словах всё просто, а на деле куда трудней, ведь природная основа нашей личности так и рвётся наружу, а в особенности то, что, скорее всего, портит наш облик в глазах людей.

III. Критерии эффективности.

Для того чтобы «природная самопрезентация» не «высовывала голову» в неподходящий момент, мешая, тем самым, «искусственной», её необходимо реализовывать в какой-то отдельной области нашей жизни. Если же таковой области нет, то придумать её необходимо так, чтобы наша «сущностная» презентация играла нам на руку.

Например, вы — очень замкнутый человек, интроверт, а работаете в сфере, где нужно много общаться, быть коммуникабельным, предприимчивым, может даже весёлым. В семье — необходимо уделять много внимания родственникам, заботиться, делиться эмоциями, для того, чтобы не нарушить позитивную коммуникативную среду. А так хочется побыть наедине со своими мыслями, замкнуться, углубиться в себя. И это необходимо восполнять, для того, чтобы наша «искусственная самопрезентация», иначе говоря, маска, которую постоянно надо надевать для своего же успеха, не слетела с лица и не разрушила долго выстраиваемый нами же имидж.

Так вот, для интровертов необходимо выкраивать хотя бы час в день для уединения, можно ещё, к примеру, заняться йогой, основу которой составляет самопознание, обретение гармонии внутри себя и так далее. Для экстравертов же лучше заняться какой-либо соответствующей их темпераменту деятельностью, экстримом, например. Эти советы стары как мир, и поэтому не хочется много внимания акцентировать на этом. Больший интерес представляет само искусство «самопрезентации», как вы понимаете, «искусственной»…

Об этом — во второй части статьи.

Теги: самопрезентация, презентация, влияние, имидж, психология

12.3. Самопрезентация. Психология общения и межличностных отношений

12.3. Самопрезентация

Психологические установки, сформировавшиеся на первом этапе установления взаимопонимания, играют большую роль в общении и на последующих этапах. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Поэтому важным моментом в создании о себе первого впечатления является самопрезентация (самопредъявление, самоподача). Каждый человек, наверное, интересовался тем, какое впечатление он производит на других. Самопрезентация используется как средство достижения определенных целей. При этом одни люди заботятся о том, чтобы произвести нужное впечатление, а другие — нет. Естественно, первые чаще достигают своих целей при общении с другими людьми, чем вторые.

Для того, чтобы произвести на других нужное впечатление, необходимо учитывать законы социальной перцепции (восприятия людей). Тот или иной акцент в одежде, наличие того или иного значка, манера разговора и поведения и т. п. приводят воспринимающих к приписыванию человеку определенных личностных качеств и формированию и оценке его целостного образа. Поэтому и важно учитывать, какой образ себя мы хотим создать, делая акцент на той или иной детали нашего внешнего облика и поведения, с помощью которой будет направляться внимание нашего собеседника по определенному пути.

При этом важно учитывать, с каким партнером мы имеем дело и в какой ситуации. Например, модная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих только в том случае, если все остальные будут одеты одинаково немодно.

Одна фирма, специализирующаяся на финансовых расчетах, обратилась с просьбой помочь перспективной сотруднице. Женщина эта блестяще окончила университет и была ведущим налоговым консультантом фирмы. Она прекрасно справлялась с работой до тех пор, пока занималась непосредственно в офисах своей фирмы. Как только она перешла к консультациям в фирмах клиентов, дела резко ухудшились: служащие почти полностью игнорировали ее советы. «Когда я ее увидел, — пишет автор книги „Одежда для успеха“ Дж. Т. Моллой, — все стало ясно. Она была миловидной блондинкой ростом 1 м 50 см, весом 42 кг. В свои 26 лет она выглядела на 16. Я решил заставить ее выглядеть строго и серьезно, насколько это было возможно с ее миниатюрной фигурой. На службе она стала носить темный костюм и контрастирующую с ним белую блузку, легкий шелковый шарф и шляпку с полями.

Существенным дополнением были очки в темной оправе. Изменение гардероба принесло успех. Теперь клиенты слушали ее с уважением и вниманием, ее советы принимались как руководящие. Сейчас эта женщина занимает более высокое положение в фирме».

Однако не каждой женщине надо для успеха превращаться, перерождаться из лани в барракуду. Второй пример Дж. Т. Моллоя: «Женщина, занимающаяся заключением торговых контрактов. Рослая, крепкого телосложения, она начала свою карьеру на севере страны, после переезда в южные штаты продолжала носить темные костюмы и большой атташе-кейс. Ее дела на Юге стали идти хуже, хотя никаких изменений, кроме географических, как будто не произошло. После консультации она стала носить костюмы светлых тонов и легкие женские сумки. Этого было достаточно, чтобы она стала мягче, южнее и респектабельнее. В результате она достигла успеха, удовлетворяющего и ее фирму».

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 68.

Классификация стилей самопрезентации имеется у Е. Джонса (E.Jones, 1964, 1990). Он выделил запугивание, ориентацию на пример (образцовое поведение), просительство и инграциацию (заботу о привлекательности собственных личностных качеств с тем, чтобы оказать влияние на другого человека).

Для осуществления стратегии инграциации используются ряд тактик: позитивные высказывания субъекта о самом себе; превозношение персоны, выступающей в качестве цели, с помощью лести, комплиментов и других позитивных подкреплений; проявление к этому субъекту интереса; конформность по отношению к нему; оказание каких-либо услуг.

Использование запугивания присуще субъектам, обладающим определенной властью, полномочиями в лишении каких-либо благ, изменении условий жизни персоны, служащей целью. В данном случае человек, применяющий такой стиль самопрезентации, зачастую угрожает адресату воздействия, чтобы добиться от него требуемого поведения.

Стратегия образцового поведения предполагает демонстрацию моральных достоинств субъекта самопрезентации. Это реализуется благодаря следующим поведенческим тактикам: самоотречению, пренебрежению собственными интересами, борьбе за «правое дело», оказанию помощи.

«Просительство» — это стиль тех, кто не обладает большой властью и предполагает демонстрацию собственной беспомощности и обращение с просьбой к объекту самопрезентации.

Как отмечает Джонс, реализация каждого из данных стилей связана для субъекта с определенным риском. Например, человек, преимущественно демонстрирующий своим поведением стратегию запугивания, рискует прослыть «буйным, слабым, нерезультативным»; придерживающийся инграциации — «льстецом, угодливым конформистом»; стратегии образцового поведения — «лицемером», а просительства — «ленивым, слабым» (вспомните один из рассказов А. П. Чехова, в котором его героиня все время повторяла: «Я женщина слабая, беззащитная»).

Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков (1990) пишут о самоподаче превосходства, самоподаче привлекательности, самоподаче отношения, самоподаче актуального состояния и самоподаче причин поведения.

Самоподача превосходства. Она связана прежде всего с независимой манерой поведения, выражающейся в резком тоне, с видом человека, не терпящего возражений, не стесняющегося присутствия других людей, в пренебрежении к ним. В Древнем Риме, например, знатные женщины не стеснялись оставаться нагишом в присутствии мужчин-рабов.

Самоподача превосходства может проявляться в манере поведения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти — это тоже явная демонстрация своего превосходства, власти. Зависимые люди обычно внимательно смотрят на собеседника, «заглядывают в глаза». Если человек говорит непонятно, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т. е. не стремится к тому, чтобы его поняли, а, наоборот, демонстрирует свою ученость, то такое поведение может интерпретироваться как демонстрация интеллектуального превосходства (Argyle et al. , 1981). Неприлично громкий разговор, нередко сопровождаемый нецензурными словами, в общественном транспорте молодых компаний и вызывающее их поведение, доходящее до цинизма, — тоже стремление показать свое превосходство, независимость от социальных норм поведения.

Превосходство часто демонстрируется через стоимость, цвет и силуэт одежды («от Кардена», «от Юдашкина»), через пиджак красного цвета, как в недавнем прошлом у «новых русских», и т. д. Наконец, это может проявляться в обстановке общения, например: большие кабинеты начальников с длинной ковровой дорожкой к их столу (символ трудной их досягаемости), массивный стол, кресло с высокой спинкой, как бы подчеркивающие величие, значимость начальника, и т. д.

Что в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь — цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы можем судить о цене одежды.

С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения «строгой», «официальной» и т. п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. Наши исследования, проведенные на разнообразной выборке испытуемых, показывают, что «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару.

Действительно, с высоким статусом обычно несовместим, например, пиджак типа реглан, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы (нет стрелок) и т. д. И все эти особенности неосознанно фиксируются нами и влияют на оценку статуса.

Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда ахроматическая, черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщенней и чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус.

Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, но и во взаимодействии. Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то «носителя» скорее признают высокостатусным «деятелем искусства», чем человеком низкого статуса.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 24.

Самоподача превосходства имеет большое значение для руководителей, юристов, преподавателей.

Чтобы снять или по крайней мере уменьшить эффект стереотипизации, психологи рекомендуют использовать способ мысленного эксперимента. Надо быстро поменять в своем воображении все те признаки превосходства, которые вам демонстрируют, на противоположные. Например, представить себе этого человека стоящим дома у плиты в переднике и жарящим блины под аккомпанемент ценных указаний супруги. Такие воображаемые сцены помогают быстро сделать восприятие партнера адекватным, т.  е. увидеть действительное его превосходство либо его явное отсутствие.

Самоподача привлекательности. Это средство воздействия на партнеров по общению важно практически для каждого человека. Это не просто надевание модного костюма, но и соответствие его внешним данным человека. Это макияж женщин, их нарочитая небрежность в «слежении за собой» — легкая небрежность в одежде, выбившийся из прически локон и прочее.

Самоподача отношения. Очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему. Улыбка, кивок согласия и открытый прямой взгляд помогают наладить контакт с партнером по общению. Однако если на нас смотрят прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой «вызывающий» взгляд интерпретируется скорее как выражение враждебности. Такой взгляд вызывает реакцию избегания.

Подтверждением этому может служить следующий эксперимент. Когда водители автомобилей стояли перед перекрестком и ожидали зеленого сигнала светофора, они подвергались воздействию пристального взгляда либо от другого шофера из стоявшей рядом машины, либо от пешехода, либо на них вообще никто не смотрел. Затем была измерена скорость, с которой водители трогались с места и пересекали перекресток. Оказалось, что после пристального взгляда перекресток пересекался водителями быстрее.

Способы самоподачи отношения делятся на вербальные и невербальные. Вербальные хорошо известны по приемам, используемым подхалимами. Вспомним Чичикова: «В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников, а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза „ваше превосходительство“, что им очень понравилось» (Гоголь Н. В. Мертвые души // Избранное: В 2 т. — М.: Художественая литература, 1973. Т. 2. С. 266).

Главное в вербальных приемах самоподачи — это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Но для этого при первой встрече надо найти такую тему, по которой имеются сходные точки зрения. Наверное, не случайно люди начинают общение, говоря о погоде.

Невербальные средства, используемые при самоподаче отношения, разнообразны. Это и кивок головы, и прямой взгляд с легкой улыбкой на губах, и поза, расположение тела по отношению к собеседнику. Важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу, так как их расхождение изобличает неправдивую самоподачу говорящего.

Самоподача эмоционального состояния. Этот способ самопрезентации связан либо с намеренным акцентированием своего эмоционального состояния, либо, наоборот, его сокрытием. В первом случае мы надеемся, что наши партнеры адекватно поймут наше поведение. Во втором случае общение бывает затруднено, так как затрудняет понимание наших проблем, а это не способствует установлению взаимопонимания.

Самоподача причин поведения. Вербальными средствами такой самоподачи являются обороты типа «я не виноват, что…», «так сложились обстоятельства…», «я был вынужден…» и т.  п. Такая самоподача способствует пониманию нас партнерами.

Многие исследования показывают, что одной из причин ранних разводов является разочарование супругов друг в друге после некоторого периода совместной жизни, когда они обнаруживают, что те качества, которые они предполагали в партнере, на самом деле отсутствуют. Понятно, что это во многом связано с самоподачей. В период добрачного общения влюбленные осознанно или, что чаще, неосознанно пытаются показать себя с лучшей стороны, склонны некритически относиться друг к другу, не учитывают ошибки социальной перцепции и поэтому видят в любимом скорее то, что им хочется, чем то, что есть на самом деле.

«В нашем обществе люди чаще всего вступают в брак с романтическим туманом в голове; обычно они не обращают внимания на черты характера, потребности и цели своего избранника (избранницы). Они вступают в брак с образом, а не личностью. Образ этот частью составлен из их собственных желаний и фантазий (больше всего это похоже на интерпретацию пятен Роршаха), а частью получается в результате сознательной или неосознанной игры партнера. Человек может изображать себя перед другим иным такой личностью, какую, на его взгляд, можно принять и полюбить, однако очень редко это — настоящий образ личности» (JourardS. M., 1961).

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 76.

Заканчивая разговор о самопрезентации (самоподаче), следует указать на то, что в обыденном представлении людей она не очень хорошо оценивается. Это находит отражение в таких выражениях, как «пускать пыль в глаза», «вешать лапшу на уши». Однако Крижанская и Третьяков указывают на то, что самоподача не всегда является, во-первых, преднамеренной, сознательной, и во-вторых — не всегда имеет целью ввести партнера в заблуждение. Действительно, что плохого в том, что человек старается представить себя в наилучшем свете, если это соответствует его внутреннему содержанию как личности? Кроме того, Крижанская и Третьяков отмечают, что самоподача присутствует в любом случае, прилагает человек для этого старание или нет. «Если два приятеля собираются на важный разговор к начальству и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть „соответственно“, а другой презирает такое „подлаживание под ситуацию“ и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый „подает“ официальность, уважение, статус, респектабельность, другой „предъявляет“ независимость, наивность, самостоятельность. Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет» (с. 75).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Самопрезентация — IResearchNet

Самопрезентация Определение

Самопрезентация относится к тому, как люди пытаются представить себя, чтобы контролировать или формировать то, как их видят другие (называемые аудиторией). Это включает в себя выражение себя и поведение таким образом, чтобы создать желаемое впечатление. Самопрезентация является частью более широкого набора действий, называемых управлением впечатлением. Управление впечатлениями относится к контролируемому представлению информации обо всех видах вещей, включая информацию о других людях или событиях. Самопрезентация относится конкретно к информации о себе.

История самопрезентации и современное использование

Ранние работы по управлению впечатлением были сосредоточены на его манипулятивном, неаутентичном использовании, которое может быть типичным продавцом подержанных автомобилей, который лжет, чтобы продать автомобиль, или кем-то на собеседовании, который приукрашивает достижения, чтобы получить работу . Однако теперь исследователи рассматривают самопрезентацию в более широком смысле как неотъемлемый аспект жизни. Хотя некоторые аспекты самопрезентации являются преднамеренными и требующими усилий (а иногда и обманчивыми), другие аспекты являются автоматическими и осуществляются практически без сознательного размышления. Например, женщина может общаться со многими людьми в течение дня и производить на каждого из них разное впечатление. Когда она начинает свой день в своей квартире, она болтает с соседями по комнате и убирает после завтрака, тем самым создавая образ хорошего друга и ответственной соседки по комнате. Во время занятий она отвечает на вопросы своего преподавателя и тщательно делает заметки, создавая образ хорошей ученицы. Позже в тот же день она звонит своим родителям и рассказывает им о своих занятиях и других занятиях (хотя, вероятно, упуская информацию о некоторых занятиях), представляя образ любящей и ответственной дочери. Этой ночью она может пойти на вечеринку или потанцевать с друзьями, представляя образ веселой и беззаботной. Хотя некоторые аспекты этих самопрезентаций могут быть преднамеренными и сознательными, другие нет. Например, общение с ее соседями по комнате и уборка после завтрака могут быть привычным поведением, которое совершается без особых размышлений. Точно так же она может автоматически придержать дверь для знакомого или купить чашку кофе для друга. Такое поведение, хотя, возможно, и не совершается сознательно или с целью самопрезентации, тем не менее передает образ себя другим.

Хотя люди способны представлять ложные образы, самопрезентация часто бывает подлинной; они отражают попытку человека заставить других воспринимать его или ее точно или, по крайней мере, в соответствии с тем, как человек воспринимает себя. Самопрезентации могут варьироваться в зависимости от аудитории; люди представляют разные аспекты себя разной аудитории или в разных условиях. Мужчина, вероятно, представляет себя своим близким друзьям иначе, чем своей пожилой бабушке, а женщина может представлять своему супругу иной образ, чем своему работодателю. Это не означает, что эти разные образы ложны. Скорее, они представляют разные аспекты личности. Я очень похоже на драгоценный камень с множеством граней. Драгоценный камень, вероятно, выглядит по-разному в зависимости от угла, под которым на него смотрят. Тем не менее, все различные проявления являются подлинными. Даже если люди представляют представление о себе, которое, как им известно, является ложным, они могут начать усваивать представление о себе и, таким образом, в конце концов прийти к вере в представление о себе.0005

 

. Например, человек может сначала создать образ хорошего студента, не веря, что он подлинный, но после посещения всех его занятий в течение нескольких недель, посещения профессора в рабочее время и задавания вопросов во время занятий, он может прийти посмотреть себя как действительно хорошего ученика. Этот процесс интернализации, скорее всего, произойдет, когда люди публично заявляют о приверженности своему образу самого себя, когда поведение, по крайней мере, в некоторой степени соответствует их образу самого себя, и когда они получают положительную обратную связь или другое вознаграждение за представление собственного образа.

Самопрезентация часто направлена ​​на внешнюю аудиторию, такую ​​как друзья, любовники, работодатели, учителя, дети и даже незнакомцы. Самопрезентация, скорее всего, будет сознательной, когда выступающий зависит от аудитории в отношении некоторого вознаграждения, ожидает взаимодействия с аудиторией в будущем, хочет чего-то от аудитории или ценит одобрение аудитории. Тем не менее самопрезентация выходит за рамки аудитории, которая физически присутствует перед воображаемой аудиторией, и эта воображаемая аудитория может оказывать определенное влияние на поведение. Молодой человек на вечеринке может внезапно подумать о своих родителях и изменить свое поведение с буйного на сдержанное. Люди иногда даже делают самопрезентации только для себя. Например, люди хотят претендовать на определенную идентичность, например веселые, умные, добрые, нравственные, и они могут вести себя в соответствии с этой идентичностью даже наедине.

Цели самопрезентации

Самопрезентация по своей сути целенаправленна; люди представляют определенные образы, потому что они каким-то образом извлекают из них пользу. Наиболее очевидные выгоды межличностные, возникающие в результате того, что другие делают то, что вы хотите. Кандидат на работу может создавать образ трудолюбивого и надежного человека, чтобы получить работу; продавец может создать образ надежного и честного человека, чтобы добиться продажи. Люди также могут извлечь выгоду из своей самопрезентации, завоевав уважение, власть, расположение или другие желаемые социальные награды. Наконец, люди производят определенное впечатление на других, чтобы сохранить ощущение того, кто они есть, или свою самооценку. Например, мужчина, который хочет считать себя заядлым читателем, может вступить в книжный клуб или стать волонтером в библиотеке, а женщина, которая хочет считать себя щедрой, может щедро пожертвовать на благотворительность. Даже когда очевидных преимуществ от той или иной самопрезентации немного или они отсутствуют вовсе, люди могут просто представить образ, соответствующий тому, как им нравится думать о себе, или, по крайней мере, тому, как они привыкли думать о себе.

Большая часть самопрезентации направлена ​​на достижение одного из двух желаемых образов. Во-первых, люди хотят казаться привлекательными. Людям нравятся привлекательные, интересные и веселые люди. Таким образом, значительная часть самопрезентации вращается вокруг развития, поддержания и улучшения внешнего вида, а также передачи и подчеркивания характеристик, которые другие желают, которыми восхищаются и которыми наслаждаются. Во-вторых, люди хотят выглядеть компетентными. Людям нравятся опытные и способные люди, и, таким образом, еще одна значительная часть самопрезентации вращается вокруг создания образа компетентности. Тем не менее, самопрезентация заключается не столько в представлении желаемых образов, сколько в представлении желаемых образов, и некоторые желаемые образы не обязательно желательны. Например, хулиганы на школьном дворе могут выглядеть опасными или устрашающими, чтобы получить или сохранить власть над другими. Некоторые люди представляют себя слабыми или немощными (или преувеличивают свои слабости), чтобы получить помощь от других. Например, участник группового проекта может проявлять некомпетентность в надежде, что другие участники сделают больше работы, или ребенок может преувеличивать болезнь, чтобы не ходить в школу.

Проспекты самопрезентации

Люди представляют себя разными способами. Возможно, наиболее очевидно, что люди представляют себя в том, что они говорят. Эти вербализации могут быть прямыми заявлениями о конкретном образе, например, когда человек утверждает, что он альтруистичен. Они также могут быть косвенными, например, когда человек раскрывает личное поведение или стандарты (например, «Я работаю волонтером в больнице»). Другие вербальные представления возникают, когда люди выражают отношение или убеждения. Раскрытие информации о том, что кому-то нравится путешествовать по Европе с рюкзаком, создает образ путешественника по всему миру. Во-вторых, люди невербально представляют себя в своей внешности, языке тела и другом поведении. Улыбка, зрительный контакт и кивки согласия могут передать огромное количество информации. В-третьих, люди представляют себя через реквизит, которым они себя окружают, и через свои ассоциации. Вождение дорогого автомобиля или полет первым классом создает образ обладателя богатства, тогда как множество дипломов и сертификатов на стенах офиса создает образ образования и опыта. Точно так же люди судят о других, основываясь на их ассоциациях. Например, пребывание в компании политиков или кинозвезд создает имидж значимости, и неудивительно, что многие люди выставляют свои фотографии с известными людьми. В том же духе старшеклассники, обеспокоенные своим статусом, часто внимательно относятся к тому, с какими одноклассниками их можно увидеть на публике, а с кем нет. Если другие увидят вас в компании кого-то из членов сомнительной группы, это может вызвать вопросы о вашем собственном социальном положении.

Подводные камни самопрезентации

Самопрезентация наиболее успешна, когда представляемый образ соответствует тому, что аудитория думает или знает, что это правда. Чем больше представленный образ отличается от образа, в который верит или ожидает аудитория, тем менее охотно аудитория будет принимать этот образ. Например, чем ниже оценка студента на первом экзамене, тем труднее ему или ей будет убедить профессора, что он или она получит пятерку на следующем экзамене. Самопрезентация ограничена знаниями аудитории. Чем больше аудитория знает о человеке, тем меньше у него свободы в утверждении определенной идентичности. Аудитория, которая очень мало знает о человеке, будет более восприимчива к любой личности, которую он передает, тогда как аудитория, которая много знает о человеке, будет менее восприимчива.

Люди, занимающиеся самопрезентацией, иногда сталкиваются с трудностями, которые подрывают их способность передать желаемый образ. Во-первых, люди иногда сталкиваются с проблемой множественной аудитории, когда они должны одновременно представлять два противоречивых образа. Например, студентка во время прогулки с подругами, знающими только ее бунтарскую, порывистую сторону, может столкнуться со своим профессором, который знает только ее серьезную, совестливую сторону. Студент сталкивается с дилеммой передачи противоречивых образов мятежного друга и серьезного ученика. Когда присутствуют обе аудитории, студентка должна стараться вести себя так, как ее видят друзья, но также и так, как ее видит ее преподаватель. Во-вторых, люди иногда сталкиваются с трудностями при самопрезентации. Аудитория может не поверить образу, который представляет человек. Проблемы чаще всего возникают, когда люди управляют впечатлениями с помощью самоописаний, а самоописания не согласуются с другими свидетельствами. Например, человек, утверждающий, что он хороший водитель, сталкивается с дилеммой самопрезентации, если он получает штраф или попадает в автомобильную аварию. В-третьих, самопрезентация может потерпеть неудачу, когда людям не хватает когнитивных ресурсов для эффективной презентации, например, из-за усталости, беспокойства или рассеянности. Например, женщина может бесконтрольно зевать или рефлекторно смотреть на часы во время разговора со скучным одноклассником, непреднамеренно создавая образ незаинтересованности.

Некоторые из самых важных изображений для людей также труднее всего передать. Как отмечалось ранее, среди самых важных образов, которые люди хотят передать, — привлекательность и компетентность. Возможно, из-за того, что эти изображения так важны и часто вознаграждаются, зрители могут скептически относиться к прямым утверждениям о привлекательности и компетентности ведущих, думая, что человек ищет личной выгоды. Таким образом, люди должны прибегать к непрямым путям для создания этих образов, а косвенные пути могут быть неверно истолкованы. Например, ученик, который сидит в первом ряду в классе и задает много вопросов, может пытаться создать образ компетентного ученика, но однокурсники могут негативно воспринимать его как любимца учителя.

Наконец, у самопрезентации есть и темная сторона. В некоторых случаях приоритет, который люди придают своей внешности или изображениям, может угрожать их здоровью. Люди, которые чрезмерно загорают, уделяют больше внимания своей внешности (например, загару), чем своему здоровью (например, принимают меры предосторожности, чтобы избежать рака кожи). Точно так же, хотя презервативы помогают защитить от заболеваний, передающихся половым путем, и от нежелательной беременности, озабоченность по поводу самопрезентации может отговорить партнеров или потенциальных партнеров от обсуждения, ношения или использования презервативов. Женщины могут бояться, что ношение презервативов делает их беспорядочными или легкими, в то время как мужчины могут опасаться, что ношение презервативов делает их самонадеянными, как будто они ожидают секса. Проблемы самопрезентации также могут влиять на взаимодействие с поставщиками медицинских услуг и могут приводить к тому, что люди откладывают или избегают смущающих медицинских тестов и процедур или лечения состояний, которые смущают. Например, люди могут неохотно обращаться за тестами или лечением заболеваний, передающихся половым путем, потери контроля над мочевым пузырем, психических расстройств, умственного упадка или других состояний, связанных со слабостью или некомпетентностью. Наконец, опасения по поводу социальной приемлемости могут побудить молодых людей к рискованному поведению, такому как чрезмерное употребление алкоголя, беспорядочные половые связи или преступность среди несовершеннолетних.

Ссылки:

  1. Джонс, Э. Э., Питтман, Т. С. (1982). К общей теории стратегической самопрезентации. В J. Suls (Ed.), Психологические взгляды на себя (Том 1, стр. 231-260). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  2. Лири, М. Р. (1996). Самопрезентация: управление впечатлением и межличностное поведение. Боулдер, Колорадо: Westview Press.
  3. Лири, М. Р., Чивиджян, Л. Р., и Краксбергер, Б. Е. (1994). Самопрезентация может быть опасна для вашего здоровья: управление впечатлением и риск для здоровья. Психология здоровья, 13, 461-470.
  4. Шленкер, Б. Р. (1980). Управление впечатлением: самооценка, социальная идентичность и межличностные отношения. Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.

СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ — Careershodh

Home »fyba психология»СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Опубликовано АвторBalaji Niwlikar3 Комментарии

Содержание

  • 1 СТРАТЕГИИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
    • 1. 9 Самопрезентация0044
    • 1.2 Стратегии самопрезентации
      • 1.2.1 Ингратирование-
      • 1.2.2 Скромность-
      • 1.2.3 Самооплата-
      • 1.2.4. —
      • 1.2.7 7 Самохозяйственное управление-

Самооплата

‘Самоупользовательство и «самооценка .


Определения

«Я — это индивидуум, известный индивидууму». (Murphy, 1947)

Бернс (1980) определяет его как «набор установок человека по отношению к самому себе».

Согласно Лири (2004), самость — это когнитивная структура, которая позволяет саморефлексию и организует информацию о себе.

Щелкните здесь для практического теста MCQ

Самопрезентация

Самопрезентация — это то, как мы воспринимаем себя, независимо от того, находимся ли мы перед другими или в одиночестве.

Самопрезентация — это поведение, направленное на передачу некоторой информации о себе или своего образа другим людям.

Самопрезентация — это набор методов и стратегий, которые мы используем выборочно для применения в ситуации, чтобы сформировать и улучшить или изменить наше представление о себе в глазах других.

Может быть в сознании или без сознания.

Стратегии самопрезентации

Стратегическая самопрезентация — процесс построения и презентации себя для формирования впечатления других людей и достижения скрытых целей.

Пример. Изображение, которое мы размещаем на сайтах социальных сетей. мы выбираем его тщательно.

Самопрезентация может стать автоматической с практикой. Неспособность спроецировать должным образом представленное «я» вызывает смущение. Эти представленные самости редко судят так строго, как мы думаем.

Таким образом, социальное признание является очень сильным мотивом. Мы хотим казаться дружелюбными, симпатичными и честными. Мы меньше заботимся о том, чтобы выглядеть компетентными и умными.

Есть семь разных стратегий с разными целями.

  1. Заискивание

Эдвард Э. Джонс, Заискивание  – это психологическая техника, при которой человек пытается повлиять на другого человека, становясь более привлекательным для своей цели. Мы пытаемся сформировать впечатление о других с помощью лести. Это повышает самооценку получателя. Это самая распространенная стратегия самопрезентации.

Есть 3 типа –

    1. Приобретательное заискивание : Цель получить что-то от других.
    2. Защитное заигрывание : Для предотвращения возможных негативных последствий
    3. Значение Заискивание : Воспитывать уважение/одобрение со стороны других, а не явное вознаграждение.

Пример. По отношению к боссу продавец оценит наш выбор, чтобы получить чаевые.

  1. Скромность –

Недостаточно представлять свои положительные качества, вклад или достижения, чтобы быть скромнее. Умеренность в оценке собственных способностей, иногда воспринимаемая как самоуничижение.

Очень эффективно повышает привлекательность.

Сохраняет высокий уровень воспринимаемой компетентности и честности.

Женщины делают это чаще и с большим эффектом.

Ограничение — эффективно только тогда, когда другие знают о достижениях человека.

  1. Самореклама –

Самореклама Передача положительной информации через свое поведение или рассказ другим о некогда положительном активе и достижении.

Желание быть уважаемым за ум и компетентность.

Обычно во время общения по работе.

чаще используется мужчинами.

  1. Пример –

 Стратегия самопрезентации , которая включает в себя побуждение других людей считать себя высоконравственным, добродетельным человеком, действия которого согласуются с положительными, разделяемыми ценностями.

Эта стратегия используется для того, чтобы вызвать ощущение честности и морального достоинства, пробуждая в других чувство гильдии и боеприпасов.

Человек может выполнить пример  представив себя честным, дисциплинированным, самоотверженным, щедрым или принципиальным.

Кажется, что человек поглощен преданностью какому-то делу и страдает от благополучия других

Может способствовать сильной лояльности и групповой сплоченности.

Другие могут чувствовать себя неадекватными перед лицом собственных недостатков

Пример. Отправка коллеги домой во время выполнения работы в одиночку.

  1. Запугивание-

Человек вызывает страх и обретает силу, убеждая других в том, что они сильны и/или опасны.

Может быть явным или скрытым.

Пример – прямая угроза или скрытая угроза.

  1. Заявление –

Рекламируйте слабость или зависимость, надеясь на просьбу о сочувствии из чувства социального долга.

Пример бездомного, просящего денег у незнакомцев.

Ограничение — люди склонны обвинять жертву, полагая, что страдания причиняются им самим, или считать человека плохо функционирующим .

7 Самоограничение –

Человек создает препятствие для своей собственной деятельности.

        • для оправдания отказа
        • для повышения успеха

Скорее всего, используется при оценке навыков или качеств, центральных для самооценки.

2 типа –

    1. Самооценка инвалидности

Жалоба на болезнь или недомогание, вызванное стрессом, для участия в задании, работе, экзамене и т. д.

Это даст оправдание неудаче, не препятствуя работе. Это может повысить производительность за счет снижения ожиданий и снижения беспокойства.

Используют как мужчины, так и женщины.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts