Что такое саморазвитие личности. Как человеку самосовершенствоваться и саморазвиваться?
27 июля 2022
27.07
7 минут
7 мин.
32689
20
1
Обновлено: 27 июля 2022
Обновлено 27.07
Базовые социальные группы (детский сад, школа, институт) научили нас взаимодействовать с другими людьми, понимать их мотивы, использовать свои навыки и знания, понимать себя и свои желания.
После «обязательной» программы и получения государственного образования, многие люди продолжают учиться и совершенствоваться. Некоторые испытывают потребность в самореализации и саморазвитии всю жизнь — заканчивая одно обучение, они начинают другое, освоив одну профессию, они стремятся реализоваться в другой.
В этой статье мы поговорим о том, что такое стремление к самосовершенствованию, почему оно возникает, почему человек останавливается в процессе саморазвития личности и как заставить себя начать саморазвиваться.
Содержание статьи
- Что такое самосовершенствование личности
- Что дает постоянное саморазвитие
- Почему человек перестает заниматься саморазвитием
- Этапы саморазвития
- Заключение эксперта
Что такое самосовершенствование личности
В психологии процесс самосовершенствования можно назвать одной из базовых потребностей человека. Но эта потребность проявляется только после того, как человек «закрыл» основные личностные потребности: в еде, сне, безопасности, общении и т.д.
Самосовершенствоваться — значит находить пути и возможности для реализации своего потенциала, «строить» себя как личность, проявлять себя в общении, понимании окружающих процессов, понимать свои желания, потребности, формировать свои цели и идти к их реализации.
Саморазвитие человека можно разделить на несколько направлений:
Направления саморазвития |
Характеристика |
Физическое развитие |
Включает в себя развитие физической выносливости, силы, мышечной массы, уменьшение жира и пр. |
Физиологическое саморазвитие |
Цель физиологического развития человека— улучшение всех процессов и систем в организме — сердечно-сосудистой, нервной, репродуктивной и т. д. |
Психическое развитие |
Самосовершенствование человека в сфере развития эмоций, ощущений, чувств и пр. |
Социальное развитие |
Совершенствование навыков и умений работать в команде, взаимодействовать с другими людьми, избегать конфликтов и т.д. |
Духовное развитие |
Главные шаги в этом направлении —- познать себя, найти смысл жизни, обрести главную цель, определиться, как вы будете саморазвиваться по нравственному и моральному пути |
Интеллектуальное развитие |
Возможность изучать новую информацию, повышать свои знания, расширять кругозор, развивать себя другими интеллектуальными методами. |
Профессиональное саморазвитие |
В качестве примера саморазвития можно привести такие виды деятельности, как получение дополнительного образования, прохождение курсов профессиональной переподготовки, |
Что дает постоянное саморазвитие
Все люди от природы имеют «набор» психических чувств и процессов, таких как мышление, внимание, воображение, ощущение, память и др. Но каждый из нас формирует познание и совершенствует те или иные качества исходя из личного опыта, внешних обстоятельств, личных умений и навыков.
Самосовершенствование с точки зрения психологии дает нам возможность приспособиться и адаптироваться к новым обстоятельствам, комфортно себя ощущать при смене психологических ролей, понимать свою мотивацию, уметь анализировать события и явления, а также возможность преодолевать трудности.
Принцип саморазвития заключается в осознанности, умении воспринимать информацию, запоминать и анализировать ее, совершенствовать свои навыки и умения, в умении ставить перед собой цели и достигать их, брать на себя ответственность и понимать результат своих поступков.
Важно! Каждый человек проявляет стремление к саморазвитию в разных направлениях — кому-то важнее совершенствоваться в сфере межличностных отношений, а кто-то нацелен на профессиональное саморазвитие.
Почему человек перестает заниматься саморазвитием
Причин, по которым человек перестает развиваться, «замирает» и осознанно выбирает остановиться, много. Приведем лишь несколько из них. Чаще всего в качестве преграды выступает:
- Страх неудачи. Нами движет боязнь того, что достигнуть желаемого не получится. Поэтому психика заранее выбирает отказ, потому что так легче. Работает негативная установка «Зачем что-то делать, ведь все равно не получится».
- Незнание дальнейших действий. Зачастую мы не можем достичь цели, потому что не знаем, что будем делать дальше. Предположим, что цель достигнута, а что дальше — неизвестность? Неизвестность пугает, поэтому цель все время будет недостижима.
- Страх перемен. Для подсознания и психики перемены — это всегда стресс. Мозг всеми силами «говорит» нам оставаться на месте и довольствоваться тем, что мы имеем.
- Низкая самооценка. Неуверенность в себе мешает саморазвитию. Если мы не знаем себя, свои навыки, свои способности, свой потенциал, то мы не сможем двигаться вперед.
- Негативный прошлый опыт. Никто не застрахован от ошибок и неудач. Но не все люди умеют извлекать из ошибок пользу, анализировать действия и составлять запасной план.
- Внешнее влияние. В это понятие входит влияние близкого окружения (родители, семья, друзья и т.д.) и влияние социальных сетей, телевидения, СМИ и пр.
Пример
Анна обратилась к психологу, чтобы понять путь своего дальнейшего развития, найти глобальную цель в жизни и научится техникам самосовершенствования.
В ходе беседы со специалистом выяснилось, что Анна с подросткового возраста имела негативную установку, что в ее неудачах виноваты другие люди и внешние обстоятельства, она избрала для себя позицию жертвы и не могла взять на себя ответственность за свои поступки.Этапы саморазвития
Как мы уже сказали выше, наша психика с трудом «принимает» различные изменения — у многих людей процесс адаптации вызывает стресс, негативные эмоции и даже физический дискомфорт (головную боль, повышение пульса и давления, трудности с дыханием и пр). Но чтобы двигаться вперед, нужно преодолеть этот этап дискомфорта, поверить в собственные силы, перебороть свою лень и перестать искать отговорки.
Ниже мы приведем действия, которые составляют основу процесса самосовершенствования:
1. Поймите и осознайте необходимость перемен. Очень часто люди бывают неудовлетворены собственной жизнью, но продолжают жить «по накатанной».
2. Проанализируйте свои недостатки и оцените достоинства. Это нужно для того, чтобы определить направления саморазвития. Если вас не устраивает какая-либо сфера жизни, то именно ее и нужно менять.
3. Поставьте цель, составьте план и обозначьте сроки. Разбейте цели на задачи (промежуточные этапы), составьте план на квартал, месяц и неделю. Не взваливайте на себя все сразу, распишите маленькие шаги, которые легко будет выполнить.
«Понимание того, чего вы хотите достичь, каких показателей добиться, какую сферу «прокачать» — важный этап в саморазвитии. Это главный ориентир для формирования желаемой цели.»
4. Уделяйте внимание финансовой грамотности. Саморазвитие требует дополнительных финансовых вложений (особенно это касается получения образования и дополнительного обучения). Если вы умеете грамотно распоряжаться своими деньгами, то вы можете оценить свои ресурсы (включая время и деньги), а от этого зависит адекватная постановка цели.
5. Поддерживайте свое здоровье. Если ваше здоровье оставляет «желать лучшего», то вам будет трудно заниматься саморазвитием. Следите за питанием, сном, проводите профилактику болезней, занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.
6. Найдите новое хобби — оно поможет вам испытать забытые эмоции радости, удовлетворения, повысить собственную значимость, придаст силы.
7. Не забывайте про правильный отдых. Если вы поставили себе глобальные цели по саморазвитию, то не стремитесь их покорить в минимальный срок. Так у вас быстро наступит выгорание. Отдыхайте еще до того, как почувствуете сильную усталость и истощение.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы не знаете с чего начать процесс самосовершенствования, сомневаетесь в выбранной цели, испытываете страх и неуверенность. Наши психологи в телефонном разговоре помогут вам понять ваши истинные желания, определить направления развития, составят план и порядок действий. Получить консультацию вы можете в любое удобное для вас время.
Частые вопросы
Саморазвитие человека — это только духовная практика?
+
Нет, человек может развиваться в любых направлениях и областях. Кто-то хочет улучшить отношения с окружающими, поэтому самосовершенствуется в социальной сфере, кто-то хочет построить крепкие отношения, поэтому он изучает сферу личных и любовных отношений.
Какие есть способы саморазвития?
+
Помимо обучающих программ, курсов, тренингов, индивидуальных и групповых занятий вы можете использовать и другие способы саморазвития, например, расширять свои социальные связи и перенимать положительный опыт других людей, изучать профессиональную литературу и другие достоверные источники информации, использовать различные самоучители, проходить тесты и пр.
Зависит ли личностный рост от окружения?
+
Да, безусловно. Если окружающие вас люди заставляют вас чувствовать неуверенность, страх, сомнение, то вы не сможете развиваться, а, наоборот, вы будете деградировать. Если вы получаете такие деструктивные эмоции, то вам для собственного роста нужно сменить окружение. Общайтесь с теми людьми, которые поддерживают вас и сами нацелены на саморазвитие.
Как наглядно определить направление для саморазвития?
+
Есть одно хорошее упражнение — на листе бумаги в левой колонке выпишите все, что вас не устраивает в жизни, а в правой — те же самые сферы, но только так, как вам бы хотелось это видеть. Так у вас будет наглядная картина, что нужно изменить и какой результат должен получиться.
Заключение эксперта
Саморазвитие человека – это осознанная работа над собой, развитие определенных качеств, навыков, умений, понимание своего характера, личностных качеств, постановка и достижение определенных целей. Стремление к саморазвитию дано нам с детства и всю жизнь мы развиваемся, улучшаем себя, видоизменяем свое отношение к происходящему, становимся мудрее, успешнее, сильнее. Наши цели могут меняться — это нормально. Уметь анализировать, принимать решения, корректировать цель — это важный навык, который позволяет нам идти дальше, а не «откатываться» назад.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Источники
- … Хэл Элрод «Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех» — МИФ, 2014
- . .. Даниэль Канеман Думай медленно. Решай быстро — Издательство АСТ, 2011
- … Максим Батырев 45 татуировок личности. Правила моей жизни — МИФ, 2019
Поделиться:
Категория: Психология
Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАДПредыдущая статья
Межличностная аттракция
Следующая статья
Целеполагание: как ставить цели в жизни
Другие статьи по теме
Монахова Альбина Петровна
15. 04.22
Как перестать бояться всего
Психология
Агишев Дамир Адгемович
27.07.22
Гипертоническая энцефалопатия
Неврология
Монахова Альбина Петровна
15.04.22
Взаимоотношения родителей и детей
Психология
Психология саморазвития
Психология саморазвитияПод руководством профессора Цыганкова Б.Д.
8 (985) 987 67 01
8 (499) 744 34 63
Москва, м. Академическая,ул. Дмитрия Ульянова, д. 7Б
Пн-Пт 9:30-21:00
Сб-Вс 10:00-19:00
Схема проезда
Если человек хочет быть доволен собой, своим окружением, работой и социальной ролью – ему просто необходимо развиваться как личность. Психология саморазвития охватывает огромное количество аспектов. Главное, что нужно знать каждому: универсальной формулы «как стать успешным, интересным, умным и богатым» нет, каждый сам выбирает, в каком направлении ему двигаться и какие черты характера развивать.
Первое, в чем следует разобраться с самого начала: вы сознательно хотите измениться или же это обычное «навязывание со стороны»? Поймите простую вещь: ваш личностный рост – это ваше видение себя идеального. Это то самое «золотое сечение» вашей личности, уравновешивающее ваши представления и желания с действительность. И тут бессмысленно «подражать» окружающим: в 99-ти случаях из 100 путь, который помог вашему другу или знакомому, не подойдет вам, а лишь усугубит ваше недовольство собой. Только при условии самостоятельно выработанной стратегии вы сможете яснее представить то направление, в котором вас нужно двигаться.
Личностный рост и саморазвитие должны быть в приоритете у каждого из нас, поскольку мы не имеем права попусту растрачивать бесценный человеческий потенциал. Люди, применяющие знания, которые они почерпнули из психологии саморазвития, сейчас стоят, как минимум, на голову выше тех, кто этими знаниями не владеет. Последние, как правило, разочаровываются в самосовершенствовании из-за изначально неправильного подхода к процессу и ложных представлений о нем. Они ожидают, что работа над собой ограничивается посещением тренингов и выполнением «домашних» заданий. Проще говоря, они, наслушавшись советов и наставлений псевдо-гуру, а также начитавшись неправильной литературы, двигаются в заведомо неправильном направлении, ожидая при этом отличных результатов.
Вы однозначно добьетесь успехов на этом поприще, определив для себя приоритеты, проанализировав все то, что вам не нравится и от чего вы хотели бы избавиться, а что хотели бы приобрести, признать свои слабости и недостатки, и начать гордиться своими сильными сторонами.Обращаясь за помощью к компетентным и хорошо зарекомендовавшим себя психологам, работающим в клиниках, вы не повторите участь вышеописанных бедолаг и не пойдете по ложному пути. Специалисты поэтапно введут вас в курс дела, расскажут все о том, что такое психология личностного роста, для чего она необходима, какую выгоду вы получите, овладев ее азами и навыками, где ее можно использовать и каким образом можно углублять знания в данной области. Вы приобретете навыки, которым не учат в школе: правильную самоподачу и позиционирование в социуме, основы убеждения собеседника, умение слушать, умение разбираться в людях, умение заводить полезные знакомства, умение нестандартно мыслить, умение правильно использовать все полученные знания (и необязательно по психологии саморазвития), и т. д.
Возврат к списку
Заказать звонок
оставьте свои контакты, мы вам перезвоним
Ваша заявка отправлена!
На главную
Саморазвитие: 9 навыков, необходимых для улучшения вашей жизни
Саморазвитие: 9 навыков, необходимых для улучшения вашей жизниЧики Дэвис, Массачусетс, доктор философии Саморазвитие — это просто процесс изучения новых вещей и приобретения новых навыков — навыков, которые помогают нам увеличить наши шансы на успех, достижение наших целей и воплощение наших мечтаний. Хотите улучшить свою жизнь? Вот навыки, которые вам нужно начать развивать сегодня. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов. Я одержим саморазвитием, потому что я видел влияние саморазвития. На самом деле всего 10 лет назад у меня не было ни связей, ни денег, и я работал в рознице с минимальной оплатой труда. 10 лет спустя у меня есть докторская степень. из Беркли, я автор книги о том, как обрести счастье в век технологий, и создал программы о том, как начать свой собственный целеустремленный бизнес, как избавиться от стресса и как увеличить свое личное счастье. Как я это сделал? Я узнал о личном саморазвитии. Что такое саморазвитие?Саморазвитие — это процесс изучения новых вещей и приобретения новых навыков — навыков, которые помогают нам увеличить наши шансы на успех, достичь наших целей и реализовать наши мечты. Когда мы работаем над саморазвитием, мы приобретаем хорошие социальные, эмоциональные и практические навыки, необходимые нам для достижения того, что мы намереваемся сделать. Так проще, и у нас больше успехов. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Итак, каковы самые важные навыки личного саморазвития? Вот 9 навыков, которые я считаю необходимыми для любого плана саморазвития. Вот несколько «здоровых» советов по быстрому личному развитию: 1. Развивайте мышление ростаЕсли у нас «фиксированное мышление», мы можем уклоняться от вызовов, потому что не хотим чувствовать себя смущенными или униженными перед другими — кто хочет, верно?! Но это может быть проблематично, потому что наш боязнь совершить ошибку может привести к тому, что мы будем избегать испытаний и нового опыта – опыта, который поможет нам расти, улучшать себя во многих важных аспектах и создавать жизнь, которую мы желаем. Если у нас есть «мышление о росте», нам нравятся трудности, несмотря на риск, обычно потому, что мы ценим обучение и рост больше, чем другие, думая, что мы знаем, что делаем. Вот почему люди с установкой на рост часто легче приобретают новые навыки, потому что они верят, что могут, и поэтому действительно работают над этим. 2. Развивайте свою способность мыслить как предпринимательКаждому может быть полезно научиться мыслить как предприниматель, независимо от того, есть ли у него собственный бизнес. Почему? Поскольку предприниматели должны быть новаторами, уметь планировать все возможные результаты и уметь убеждать других поверить в их видение или мечту, они, как правило, легко адаптируются и способны преуспевать в самых разных ситуациях. Научившись быть предприимчивым, вы узнаете, как достичь своих целей, будь то начать бизнес, который окажет положительное влияние на мир, подготовиться к досрочному выходу на пенсию или покорить Эверест. 3. Успокойтесь и снимите стрессВысокий уровень стресса не только вреден для нашего здоровья и благополучия, но и может помешать нам эффективно преследовать и достигать наших целей саморазвития. Изучив некоторые стратегии снижения стресса, ваше тело и разум будут лучше подготовлены к решению проблем , которые неизбежно возникнут. 4. Развивайте свой позитивный рефлексЖизнь иногда тяжела. Все мы переживаем взлеты и падения. Но мы не все одинаково реагируем на эти взлеты и падения. Некоторые люди позволяют трудным временам победить их. Другие люди, которые думают позитивно, не воспринимают вещи так тяжело. Вот почему так важно развивать свой позитивный рефлекс. Если вы сможете быть хоть немного более позитивным, плохие времена не будут выглядеть такими мрачными. 5. Развивайте более здоровые отношения со своим телефономТак много людей просто погружаются в свои телефоны или другие устройства, позволяя этому объекту завладеть их временем, пространством и даже эмоциями. Неудивительно, что в наши дни нам так трудно развивать новые навыки, когда наше внимание поглощено технологиями. Вот почему так важно перехитрить свой смартфон — научиться использовать свои технологии так, чтобы это было хорошо для вас, а не плохо для вас. 6. Развивайте себя, чтобы стать более устойчивымУстойчивость — это очень важный навык, который поможет вам быстро прийти в себя после того, как вас сбили с ног. Это один из самых важных навыков для достижения успеха, потому что никто из нас никогда ничего не добьется, если мы не будем продолжать попытки, когда терпят неудачу. Так что развивайте некоторые навыки устойчивости. 7. Не забывайте о настоящем моментеКогда мы осознанны и остаемся в настоящем моменте, мы принимаем каждый день таким, какой он есть. Несмотря на то, что у нас есть цель или мечта, к которой мы стремимся, мы можем лучше наслаждаться процессом и получать удовольствие от простых и замечательных частей просто жизни. Признаюсь, с этим умением я борюсь, но я вижу, как борьба с внимательностью ограничивает мой успех, поэтому я продолжаю попытки. Вы тоже можете попробовать и развить некоторые навыки внимательности. 8. Берегите свое здоровьеЯ совершил большую ошибку, недостаточно заботясь о своем психическом и физическом здоровье, и в результате я заболел плесенью, паразитами и избыточным бактериальным ростом в тонком кишечнике. Он украл год моей жизни. Очевидно, это удерживало меня от того, где я хотел быть. Так что позаботьтесь о своем здоровье — начните с улучшения здоровья кишечника и ограничения воздействия токсинов, а затем продолжайте. 9. Продолжайте развиваться по-новомуНаука ясна: чем больше способов мы развиваем, тем шире набор наших навыков и тем большего успеха мы добиваемся. Поэтому попробуйте освоить некоторые новые эмоциональные навыки или попробуйте какие-то действия, чтобы развить эти навыки. Вы просто можете узнать что-то, что изменит всю вашу жизнь. Узнайте больше о личном развитии: Статьи, связанные с саморазвитием
Итого: Личное саморазвитие – ключ к успехуНаше личное саморазвитие является ключом к достижению всего, чего мы желаем. Мы можем не всегда добиваться успеха в 100% случаев, но чем больше инструментов в нашем наборе инструментов, тем больше шансов на успех. Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какЭкспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! | Ключевые статьи:
|
5.1 Теории саморазвития – Введение в социологию 3e
Цели обучения
К концу этого раздела вы должны уметь:
- Дифференцировать психологические и социологические теории саморазвития
- Объясните процесс морального развития
Когда мы рождаемся, у нас есть генетическая структура и биологические черты. Однако то, кем мы являемся как человеческие существа, развивается через социальное взаимодействие. Многие ученые, как в области психологии, так и в области социологии, описывали процесс саморазвития как предшествующий пониманию того, как это «я» становится социализированным.
Психологические аспекты саморазвития
Психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856–1939) был одним из самых влиятельных современных ученых, выдвинувших теорию о том, как люди развивают чувство собственного достоинства. Он разделил процесс взросления на стадии и утверждал, что саморазвитие людей тесно связано с их ранними стадиями развития.
Согласно Фрейду, неспособность должным образом участвовать в определенной стадии или выйти из нее приводит к эмоциональным и психологическим последствиям на протяжении всей взрослой жизни.
Психолог Эрик Эриксон (1902–1994) создал теорию развития личности, частично основанную на работах Фрейда. Однако Эриксон считал, что личность продолжала меняться с течением времени и так и не была закончена. Его теория включает восемь стадий развития, начиная с рождения и заканчивая смертью. Согласно Эриксону, люди проходят эти этапы на протяжении всей своей жизни. В отличие от внимания Фрейда к психосексуальным стадиям и основным человеческим побуждениям, взгляд Эриксона на саморазвитие отдавал должное более социальным аспектам, таким как то, как мы договариваемся между нашими собственными базовыми желаниями и тем, что принимается обществом (Erikson 19).82).
Жан Пиаже (1896–1980) был психологом, который сосредоточился на роли социальных взаимодействий в развитии ребенка. Он признавал, что развитие личности происходило в результате переговоров между миром, существующим в нашем сознании, и миром, существующим в том виде, в каком он переживается в обществе (Piaget, 1954). Все трое этих мыслителей внесли свой вклад в наше современное понимание саморазвития.
Психолог Гарри Харлоу (1905–1981) известен тем, что изучал роль социальных отношений в развитии человека, наблюдая за влиянием изоляции и материнской депривации на развитие молодых макак-резусов. Харлоу обнаружил, что обезьяны, подвергаясь изоляции, демонстрируют нарушенное поведение, включая членовредительство, и им трудно интегрироваться, когда они воссоединяются с другими обезьянами. Харлоу также познакомил изолированных обезьян с имитацией суррогатных матерей, некоторые из которых были покрыты тканью, а другие были сделаны из проволоки. Основываясь на наблюдаемом поведении, молодые обезьяны, по-видимому, привязывались к тканевым матерям и опирались на них в поисках эмоциональной поддержки. Спустя более семи десятилетий этот эксперимент продолжает информировать психологов, социологов и тех, кто интересуется человеческим развитием.
Социологическое исследование
Социология или психология: в чем разница?
Вам может быть интересно: если и социологи, и психологи интересуются людьми и их поведением, чем отличаются эти две дисциплины? В чем они согласны, а в чем их идеи расходятся? Ответы сложны, но различие важно для ученых в обеих областях.
В качестве общей разницы можно сказать, что, хотя обе дисциплины интересуются человеческим поведением, психологи сосредоточены на том, как разум влияет на это поведение, а социологи изучают роль общества в формировании поведения. Психологов интересует умственное развитие людей и то, как их разум обрабатывает окружающий мир. Социологи, скорее всего, сосредоточатся на том, как различные аспекты общества влияют на отношения человека с его миром. Другой способ представить разницу состоит в том, что психологи склонны смотреть внутрь себя (психическое здоровье, эмоциональные процессы), в то время как социологи склонны смотреть вовне (социальные институты, культурные нормы, взаимодействие с другими), чтобы понять человеческое поведение.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917) был первым, кто провел это различие в исследованиях, когда он объяснил различия в уровне самоубийств среди людей социальными причинами (религиозными различиями), а не психологическими причинами (такими как их психическое благополучие) (Durkheim 1897). . Сегодня мы видим то же различие. Например, социолог, изучающий, как пара доходит до первого поцелуя на свидании, может сосредоточить свое исследование на культурных нормах свиданий, социальных моделях сексуальной активности с течением времени или на том, чем этот процесс отличается для пожилых людей от подростков. Психолог, скорее всего, будет интересоваться самым ранним сексуальным осознанием человека или мысленной обработкой сексуального желания.
Иногда социологи и психологи сотрудничали для расширения знаний. Однако в последние десятилетия их области стали более четко разделены, поскольку социологи все больше сосредотачиваются на крупных социальных проблемах и закономерностях, в то время как психологи по-прежнему сосредоточены на человеческом разуме. Обе дисциплины вносят ценный вклад благодаря различным подходам, которые дают нам разные типы полезных идей.
Социологические теории саморазвития
Одним из пионеров социологических исследований был Чарльз Кули (1864–1819 гг.).29). Он утверждал, что самопонимание людей частично строится на их восприятии того, как другие видят их — процесс, названный «я-зазеркалье» (Cooley 1902).
Позже Джордж Герберт Мид (1863–1931) изучал самость, особую идентичность человека, которая развивается в процессе социального взаимодействия. Для того, чтобы участвовать в этом процессе «я», человек должен иметь возможность смотреть на себя глазами других. Это не та способность, с которой мы рождаемся (Mead 1934). Благодаря социализации мы учимся ставить себя на место другого человека и смотреть на мир с его точки зрения. Это помогает нам осознать себя, поскольку мы смотрим на себя с точки зрения «другого».
Как мы превращаемся из новорожденных в людей с «я»? Мид считал, что существует определенный путь развития, который проходят все люди. На подготовительном этапе дети способны только к подражанию: у них нет возможности представить, как видят вещи другие. Они копируют действия людей, с которыми регулярно взаимодействуют, например, тех, кто за ними ухаживает. Затем следует стадия игры, во время которой дети начинают брать на себя роль, которую мог бы сыграть другой человек. Таким образом, дети могут примерить на себя точку зрения родителей, разыгрывая «взрослое» поведение, например, переодеваясь и разыгрывая роль «мамочки», или разговаривая по игрушечному телефону так, как это делают взрослые.
На этапе игры дети учатся учитывать несколько ролей одновременно и то, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Они учатся понимать взаимодействия с участием разных людей с различными целями. Например, ребенок на этом этапе, скорее всего, будет знать о различных обязанностях людей в ресторане, которые вместе обеспечивают комфортную трапезу (кто-то усаживает вас, другой принимает ваш заказ, кто-то готовит еду, а третий убирает). убрать грязную посуду).
Наконец, дети развивают, понимают и усваивают идею обобщенного другого, общие поведенческие ожидания общества в целом. На этой стадии развития человек способен представить, как его или ее видят один или многие другие, и, таким образом, с социологической точки зрения, иметь «я» (Mead 1934; Mead 1964).
Теория морального развития Кольберга
Нравственное развитие является важной частью процесса социализации. Этот термин относится к тому, как люди узнают, что общество считает «хорошим» и «плохим», что важно для нормально функционирующего общества. Нравственное развитие не позволяет людям действовать по неконтролируемым побуждениям, вместо этого рассматривая то, что правильно для общества и хорошо для других. Лоуренс Кольберг (1927–1987) интересовался тем, как люди учатся решать, что правильно, а что неправильно. Чтобы разобраться в этой теме, он разработал теорию морального развития, включающую три уровня: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.
На доконвенциональной стадии маленькие дети, которым не хватает более высокого уровня когнитивных способностей, познают окружающий мир только посредством органов чувств. Только в подростковом возрасте развивается традиционная теория, когда подростки все больше осознают чувства других и принимают их во внимание при определении того, что «хорошо» и что «плохо». На заключительном этапе, называемом постконвенциональным, люди начинают думать о морали в абстрактных терминах, как, например, американцы, считающие, что каждый имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. На этом этапе люди также осознают, что законность и мораль не всегда совпадают в равной степени (Kohlberg 19).81). Когда в 2011 году сотни тысяч египтян вышли протестовать против коррупции в правительстве, они использовали постконвенциональную мораль. Они понимали, что хотя их правительство и было законным, оно не было нравственно правильным.
Теория морального развития и гендера Гиллигана
Другой социолог, Кэрол Гиллиган (1936 г. р.), признал, что теория Кольберга может свидетельствовать о гендерной предвзятости, поскольку его исследования проводились только на мужчинах. Реагировали бы испытуемые женского пола по-другому? Заметит ли женщина-социолог другие закономерности при анализе исследования? Чтобы ответить на первый вопрос, она решила изучить различия в развитии морали у мальчиков и девочек. Исследование Гиллиган показало, что мальчики и девочки по-разному понимают мораль. Мальчики, казалось, смотрели на справедливость, делая упор на правила и законы. С другой стороны, девочки, кажется, заботятся и несут ответственность; они рассматривают причины поведения людей, которые кажутся морально неправильными.
Хотя Гиллиган права в том, что исследование Колберг должно было включать как мужчин, так и женщин, ее исследование было дискредитировано с научной точки зрения из-за небольшого размера выборки. Результаты, отмеченные Гиллиганом в этом исследовании, также не были воспроизведены последующими исследователями. Различия, которые наблюдал Гиллиган, были не вопросом развития морали, а вопросом социализации. Различия в поведении между мужчинами и женщинами являются результатом гендерной социализации, которая учит мальчиков и девочек социальным нормам и поведению, ожидаемым от них в зависимости от их пола (см. «Какая хорошенькая маленькая леди»).
Гиллиган также признал, что теория Кольберга основывалась на предположении, что точка зрения справедливости была правильной или лучшей точкой зрения. Гиллиган, напротив, предположил, что ни одна из точек зрения не является «лучшей»: две нормы справедливости служат разным целям. В конечном счете, она объяснила, что мальчики социализируются для рабочей среды, где правила обеспечивают бесперебойную работу, в то время как девочки социализируются для домашней среды, где гибкость обеспечивает гармонию в уходе и воспитании (Гиллиган 19).82; Гиллиган 1990).
Социология в реальном мире
Какая хорошенькая маленькая леди!
«Какое милое платье!» — Мне нравятся ленты в твоих волосах. — Вау, ты выглядишь так красиво сегодня.
По словам Лизы Блум, автора книги Думай: откровенный разговор для женщин, чтобы оставаться умными в тупом мире , большинство из нас использует подобные любезности, когда впервые встречает маленьких девочек. «Ну и что?» Вы можете спросить.
Блум утверждает, что мы слишком сосредоточены на внешности молодых девушек, и в результате наше общество социализирует их, полагая, что то, как они выглядят, имеет жизненно важное значение. И Блум, возможно, что-то задумал. Как часто вы говорите маленькому мальчику, какой привлекательный у него наряд, какая красивая у него обувь или какой красивый он сегодня выглядит? В подтверждение своих утверждений Блум приводит в качестве примера тот факт, что около 50% девочек в возрасте от трех до шести лет беспокоятся о том, что они толстые (Bloom 2011). Мы говорим о детсадовцах, которые озабочены своим телосложением. Социологи остро интересуются этим типом гендерной социализации, благодаря которому общественные ожидания относительно того, как мальчики и девочки должны be — как они должны себя вести, какие игрушки и цвета им нравиться, и насколько важна их одежда — подкрепляются.