Самосознание человека это: Самосознание — Психологос

Самосознание личности

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение личности — это  не только изучение ее психических свойств — темперамента, мотивов, способностей, характера. Также это — изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

Самосознание является необходимым условием существования  личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в  своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности». Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности.

В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

Цель развития самосознания состоит в осознании личностью  своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Самосознание личности — это совокупность ее представлений  о себе, выражающейся в «концепции -«Я» и оценка личностью этих представлений -самооценка.

 

 

 

 

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ

 

Живя в человеческом обществе и взаимодействуя с людьми и окружающей предметной средой, человек  выделяет сам себя из окружающего  мира, ощущает себя субъектом своих  физических и психических состояний, действий и процессов, начинает воспринимать себя как «Я», противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Переживание наличия собственного «Я» субъективно выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

«Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания взглядов и установок, — это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день.

Переживание наличия  собственного «Я» появляется в результате длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как «открытие ,,Я”». В возрасте одного года ребёнок  начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Впоследствии, к 2-3 годам, ребёнок начинает отделять процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, заявляя последним о своих требованиях: «Я сам!» Он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребёнка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя остальным («Это моё, это не твоё!»).

На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и др.), пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач («У меня все “пятерки”, а по арифметике — “три”, потому что я неправильно списываю с доски. Анна Петровна мне за невнимательность столько раз “двойки” ставила»). Наконец, в подростковом и юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я».

Степень адекватности «Я-образа»  выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМООЦЕНКА

 

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

К. Марксу принадлежит  справедливая мысль: человек сначала  смотрится, как в зеркало, в другого  человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на некую референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которой являются ее идеалами, интересы — ее интересами и т.д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном и в зависимости от результатов проверки оказывается довольной собой или недовольной.

Психология располагает рядом  экспериментальных методов выявления  самооценки человека, ее количественной и качественной характеристики. Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быть сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т.е. определено его «Я идеальное») с его «Я текущим», т.е. рядом качеств, расположенных в той последовательности, в какой они данному человеку представляются выраженными у него самого.

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном  «Я», а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков «Я-образ» в количественном выражении.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет.

Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется, эта конфликтность может проявляться по-разному.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен  переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения  и тревожности.

Тот факт, что самооценка есть результат, далеко не всегда отчетливо  осознаваемый личностью, позволяет  понять сложный, составной характер самооценки, выяснить, что оценка самого себя осуществляется не непосредственно, а с помощью эталона, который  составлен из ценностных ориентаций, идеалов личности.

Однако для характеристики позиции личности, видимо, недостаточно знать одну лишь самооценку. Важно  иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую  личность заслужила в данной группе, которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи (ожидаемая оценка). Она выявляется с помощью аналогичной экспериментальной процедуры и также может быть высокой, средней, низкой, может больше приближаться к уровню самооценки или меньше, наконец, может быть разной по отношению к различным референтным группам. Замечено, что, являясь устойчивой по отношению к своему коллективу, ожидаемая оценка существенно изменяется, становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив, образует новые коммуникации.

Установив факт возврата личности, находящейся в новых  жизненных обстоятельствах, к первоначально  ожидаемой оценке, мы тем самым  выясним степень вхождения личности в новую группу, уровень ее взаимопонимания  с группой, а вместе с тем и характер ее самочувствия в группе. Были получены экспериментальные данные, демонстрирующие действие системы оценок как регулятора групповых взаимоотношений. Так, значительное повышение самооценки личности сопряжено с уменьшением показателя ожидаемой оценки. Индивид, убедившись на опыте в несоответствии самооценки и фактического отношения к нему окружающих, не ждет уже от них высокой оценки. Кроме того, выяснилось, что повышение оценки, которую дает личность окружающим, ведет к повышению реальной оценки со стороны других, т.е. оценки личности группой. Было высказано вполне обоснованное предположение, что высокая оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид действительно контактен, живет ее интересами, уважает ее ценности. В свою очередь, коллектив как бы аккумулирует хорошее отношение к нему одного из его членов и возвращает ему эту высокую оценку преумноженной.

Рассмотрим другие соотношения  в системе оценок личности. Вот  перед нами человек с высокой  самооценкой, низкой оценкой окружающих и низкой ожидаемой оценкой — личность заведомо конфликтная в отношениях с другими людьми, склонная приписывать окружающим душевную черствость или другие негативные черты. Другой человек отличается неоправданно высокой ожидаемой оценкой. У него может наблюдаться снисходительное отношение к окружающим, самоуверенность. Во всяком случае, даже если все эти качества не проявляются в поведении, они складываются потенциально, исподволь и при удобном случае могут обнаружиться в общем строе поведения личности, поскольку для них существует благоприятная почва.

Три показателя — самооценка, ожидаемая оценка окружающих, оценка личностью группы — входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или не успешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм социальных контактов, ориентаций и ценностей. С его показаниями человек сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам поведения, определяемым этими индикаторами.

Бессознательно — не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности. Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно формировали, например, у ребенка его «Я идеальное» и в то же время «Я реальное», учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало, всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь своей личности.

Для того чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе действие этих бессознательно складывающихся форм управления личностью своим  поведением, обращать внимание на всю  систему оценок, которыми человек  характеризует себя и других, видеть динамику изменений этих оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 Сознание человека  возникло и развивалось в общественный  период его существования, и  история становления сознания не выходит за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы.

Эта цель должна быть определена и выражена в слове. Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия.

Субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становиться средством мышления. Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание.

Сознание и самосознание личности.

Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Итак, сознание как самосознание — это такое состояние человека, в котором он, зная о содержании своего сознания, одновременно связывает его не только со своим Я, но и с некими предметами и событиями, находящимися вне него.

Конспект по философии

Создает ли реальность человеческое сознание?

Существует ли независимая от нас физическая реальность? Существует ли вообще объективная реальность? Или структура всего, включая время и пространство, создается восприятием тех, кто ее наблюдает? Таково новаторское утверждение новой статьи, опубликованной в Журнале космологии и физики астрочастиц .

Среди авторов статьи Роберт Ланца, специалист по стволовым клеткам и регенеративной медицине, известный своей теорией биоцентризма, согласно которой сознание является движущей силой существования Вселенной. Он считает, что физический мир, который мы воспринимаем, не является чем-то отдельным от нас, а скорее создан нашим разумом, когда мы его наблюдаем. Согласно его биоцентрической точке зрения, пространство и время являются побочным продуктом «вихря информации» в нашей голове, который наш разум сплетает воедино в связный опыт.

Его новая статья, написанная в соавторстве с Дмитрием Подольским и Андреем Барвинским, теоретиками квантовой гравитации и квантовой космологии, показывает, как наблюдатели влияют на структуру нашей реальности.

Согласно Ланце и его коллегам, наблюдатели могут сильно влиять на «поведение наблюдаемых величин» как в микроскопическом, так и в массивном пространственно-временном масштабе. На самом деле необходим «глубокий сдвиг в нашем обычном повседневном мировоззрении», писал Ланца в интервью Big Think. Мир — это не то, что формируется вне нас, а просто существует сам по себе. «Наблюдатели в конечном итоге определяют структуру самой физической реальности», — заявил он.

Как наблюдатели могут создавать реальность?

Как это работает? Ланца утверждает, что сеть наблюдателей необходима и «присуща структуре реальности». Как он объясняет, наблюдатели — вы, я и любой другой — живут в квантовой гравитационной вселенной и создают «согласованную на глобальном уровне когнитивную модель» реальности, обмениваясь информацией о свойствах пространства-времени. «Ибо, как только вы что-то измеряете, — пишет Ланца, — волна вероятности измерить то же самое значение уже измеренной физической величины становится «локализованной» или просто «коллапсирует»». Именно так реальность становится неизменно реальной для всех нас. . Как только вы продолжите измерять количество снова и снова, зная результат первого измерения, вы увидите, что результат будет одним и тем же.

«Точно так же, если вы узнаете от кого-то результаты их измерений физической величины, ваши измерения и измерения других наблюдателей влияют друг на друга — замораживая реальность в соответствии с этим консенсусом», — добавил Ланца, пояснив далее, что «консенсус различных мнений относительно структуры реальности определяет саму ее форму, формируя лежащую в ее основе квантовую пену», — пояснил Ланца.

В квантовых терминах наблюдатель влияет на реальность посредством декогеренции , который обеспечивает основу для коллапсирующих волн вероятности, «в значительной степени локализованных вблизи когнитивной модели, которую наблюдатель строит в своем уме на протяжении всей своей жизни», — добавил он.

Ланца говорит: «Наблюдатель — это первопричина, жизненная сила, разрушающая не только настоящее, но и каскад пространственно-временных событий, которые мы называем прошлым. Стивен Хокинг был прав, когда сказал: «Прошлое, как и будущее, неопределенно и существует только как спектр возможностей» 9.0007

Может ли Вселенная быть симуляцией?

Может ли искусственный разум без сознания выдумывать наш мир? Ланца считает, что биология играет важную роль, как он объясняет в своей книге «Великий биоцентрический замысел: как жизнь создает реальность », которую он написал в соавторстве с физиком Матеем Павшичем.

Хотя бот вполне может быть наблюдателем, Ланца считает, что для установления стрелы времени необходимо живое существо с сознанием и памятью. «Безмозглый» наблюдатель не ощущает время и/или декогерентность с какой-либо степенью свободы, — пишет Ланца. Это приводит к причинно-следственным связям, которые мы можем заметить вокруг себя. Ланца считает, что «мы можем только сказать наверняка, что сознательный наблюдатель действительно коллапсирует квантовую волновую функцию».

Уравнение Бога

Как Роберт Ланца также написал в Big Think, еще одним ключевым аспектом их работы является то, что она разрешает «раздражающую несовместимость между квантовой механикой и общей теорией относительности», что было камнем преткновения даже для Альберта Эйнштейна. (См. видео ниже, в котором Мичио Каку объясняет несовместимость и его предложение, теорию струн, объединить две теории.)

Величайшая загадка физики: Митио Каку объясняет уравнение Бога | Большие мысли www.youtube.com

Кажущееся несоответствие этих двух объяснений нашего физического мира — с квантовой механикой, рассматривающей молекулярный и субатомный уровни, и общей теорией относительности взаимодействия между массивными космическими структурами, такими как галактики и черные дыры, — исчезает, как только учитываются свойства наблюдателей.

    Хотя все это может показаться спекулятивным, Ланца говорит, что их идеи проверяются с помощью моделирования методом Монте-Карло на мощных компьютерных кластерах Массачусетского технологического института и вскоре будут проверены экспериментально.

    Откуда берется сознание? И как наш мозг его создает? Взгляд на одну из самых больших тайн жизни |

    Наука 7 декабря 2021 г. / Анил Сет PhD

    Stocksy

    Пять лет назад, в третий раз в жизни, я перестал существовать.

    У меня была небольшая операция, и мой мозг заполнялся анестетиком. Помню ощущения черноты, отстраненности и распада… 

    Общая анестезия сильно отличается от сна. Должно быть; если бы вы спали, нож хирурга быстро разбудил бы вас. Состояния глубокой анестезии имеют больше общего с катастрофическими состояниями вроде комы и вегетативного состояния, при котором сознание полностью отсутствует.

    Это акт трансформации, своего рода магия: Анестезия — это искусство превращения людей в объекты.

    При глубокой анестезии электрическая активность мозга почти полностью утихает, чего никогда не происходит в обычной жизни, в бодрствующем состоянии или во сне. Одним из чудес современной медицины является то, что анестезиологи могут регулярно изменять мозг людей, чтобы они входили и возвращались из таких глубоко бессознательных состояний. Это акт трансформации, своего рода магия: анестезия — это искусство превращения людей в объекты.

    Предметы, разумеется, снова превращаются в людей. Так что я вернулся, сонный и дезориентированный, но определенно там. Казалось, что времени не прошло. Просыпаясь от глубокого сна, я иногда путаюсь во времени, но всегда остается впечатление, что прошло хоть какое-то время, неразрывность между моим сознанием потом и мое сознание теперь .

    Но под общим наркозом все по-другому. Я мог пролежать пять минут, пять часов, пять лет — даже пятьдесят. И «под» не совсем это выражает. Меня просто не было, предчувствие полного забвения смерти, и при отсутствии чего бы то ни было, странное утешение.

    Меня просто не было, предчувствие полного забвения смерти, и при отсутствии чего бы то ни было, странное утешение.

    Общая анестезия воздействует не только на ваш мозг или разум. Он работает с вашим сознанием. Путем изменения тонкого электрохимического баланса в нейронных схемах внутри вашей головы базовое основное состояние того, что значит «быть», временно упраздняется. В этом процессе кроется одна из величайших загадок науки, а также философии.

    Каким-то образом в каждом из наших мозгов объединенная активность миллиардов нейронов, каждый из которых представляет собой крошечную биологическую машину, порождает сознательный опыт. И не просто любой сознательный опыт, ваш сознательный опыт, прямо здесь и прямо сейчас.

    Как это происходит? Почему мы воспринимаем жизнь от первого лица?

    Представьте себе, что будущая версия меня, возможно, не так далеко, предлагает вам сделку на всю жизнь. Я могу заменить твой мозг машиной, равной ему во всех отношениях, чтобы снаружи никто не заметил разницы. Эта новая машина имеет много преимуществ: она невосприимчива к гниению и, возможно, позволит вам жить вечно.

    Но есть загвоздка . Поскольку даже «я-будущее» не уверено, как настоящий мозг порождает сознание, я не могу гарантировать, что у вас вообще будет какой-либо сознательный опыт, если вы примете это предложение.

    Может быть, да, если сознание зависит только от функциональных возможностей, от мощности и сложности схемы мозга. Но, может быть, и нет, если сознание зависит от определенного биологического материала — нейронов, например.

    Без сознания вряд ли имеет значение, проживете ли вы еще 5 лет или еще 500.

    Конечно, поскольку ваш машинный мозг ведет себя одинаково во всех отношениях, когда я спрошу нового — вас, сознательны ли вы, новый — вы ответите «да». Но что, если, несмотря на этот ответ, жизнь — или вы —   больше не от первого лица?

    Я подозреваю, что вы не согласитесь на сделку. Без сознания вряд ли будет иметь значение, проживете ли вы еще 5 лет или еще 500. За все это время не было бы ничего, на что было бы похоже быть вами.

    Помимо философских игр, практическую важность понимания мозговой основы сознания легко оценить. Общая анестезия считается одним из величайших изобретений всех времен. Менее радостно, что тревожные расстройства сознания могут сопровождать черепно-мозговые травмы и психические заболевания у все большего числа из нас, включая меня, которые сталкиваются с этими состояниями. И для каждого из нас сознательный опыт меняется на протяжении всей жизни, от цветущей и жужжащей путаницы ранней жизни через кажущуюся, хотя, вероятно, иллюзорную и уж точно не всеобщую ясность взрослой жизни, и далее к нашему окончательному дрейфу в постепенное — и для некоторых , дезориентирующе быстрое — растворение личности по мере того, как начинается нейродегенеративный распад.

    Возможно ли сознание без само -сознания? И если да, то будет ли это иметь такое большое значение?

    На каждом этапе этого процесса вы существуете, но представление о том, что существует единственное уникальное сознательное я (душа?), которое сохраняется с течением времени, может быть грубо ошибочным. В самом деле, одним из наиболее важных аспектов тайны сознания является природа личности. Возможно ли сознание без само- -сознания? И если да, то будет ли это иметь такое большое значение?

    Ответы на подобные трудные вопросы во многом влияют на то, как мы думаем о мире и жизни в нем. Когда сознание начинает развиваться? Появляется ли он при рождении или присутствует еще в утробе матери? А как насчет сознания у нечеловеческих животных — и не только у приматов и других млекопитающих, но и у потусторонних существ, таких как осьминоги, и, возможно, даже у простых организмов, таких как черви-нематоды или бактерии? Есть ли что-то похожее на кишечную палочку  или морской окунь?

    А машины будущего? Здесь нас должно волновать не только влияние, которое приобретают над нами новые формы искусственного интеллекта, но и то, нужно ли и когда нам занимать этическую позицию по отношению к ним. У меня эти вопросы вызывают сверхъестественное сочувствие, которое я испытал, наблюдая за тем, как Дейв Боумен разрушает личность HAL простым актом удаления его банков памяти, один за другим, в фильме 2001: Космическая одиссея . Как и в случае большего сочувствия, вызванного судьбой репликантов Ридли Скотта в оригинальных «Бегущий по лезвию », есть ключ к разгадке важности нашей природы как живых машин для опыта осознания себя.

    Несмотря на свою уже запятнанную репутацию среди нейробиологов, Зигмунд Фрейд во многом был прав. Оглядываясь назад на историю науки, он определил три «удара» по воспринятому человеческому роду самомнению, каждый из которых знаменовал собой крупное научное достижение, которому в то время оказывалось сильное сопротивление.

    Первым был Коперник, который своей гелиоцентрической теорией показал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. С этим пришло осознание того, что мы не в центре вселенной; мы всего лишь пятнышко где-то там, на просторах, бледно-голубая точка, подвешенная в бездне.

    Затем появился Дарвин, который открыл, что у нас есть общие предки со всеми другими живыми существами, осознание, которому, как это ни удивительно, сопротивляются в некоторых частях мира даже сегодня.

    Нескромно, но третьим ударом Фрейда по человеческой исключительности стала его собственная теория бессознательного, которая бросила вызов идее о том, что наша психическая жизнь находится под нашим сознательным, рациональным контролем. Хотя он мог ошибиться в деталях, он был абсолютно прав, указав, что натуралистическое объяснение разума и сознания будет дальнейшим и, возможно, окончательным свержением человечества.

    С каждым новым шагом в нашем понимании приходит новое чувство удивления и новая способность видеть себя менее кроме — и более часть — остальная природа.

    Эти изменения в том, как мы видим себя, следует только приветствовать. С каждым новым шагом в нашем понимании приходит новое чувство удивления и новая способность видеть себя менее отдельно от —  и более частью  — остальной природы.

    Наш сознательный опыт является частью природы, как и наши тела, как и наш мир. А когда жизнь закончится, кончится и сознание. Когда я думаю об этом, я возвращаюсь к своему опыту — моим нон -опыт — анестезии. К своему забвению, возможно, утешительному, но тем не менее забвению.

    Писатель Джулиан Барнс в своих размышлениях о смертности прекрасно выразил это.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts