Самосознание в философии это: Самосознание

Самосознание

Понятие самосознания

Определение 1

Самосознание – это представление человека о самом себе как обладающем мышлением, могущим чувствовать и действовать. При этом самосознание, одновременно, является проявлением индивидуальности человека и устанавливает связь с общественным сознанием.

Самосознание обладает своей структурой, которая включает в себя ряд элементов: во-первых, ментальный элемент, обеспечивающий познание человеком самого себя, во-вторых, эмоциональный элемент, формирующий самооценку, в-третьих, поведенческий элемент, отвечающий за саморегуляцию, линию поведения.

Самосознание имеет ряд этапов развития:

  1. Самочувствие – самый первый рубеж самосознания. Оно выражает способность ощущать наличие себя и своего тела в рамках мира. Это дает возможность соотносить себя с предметами и явлениями мира. Чтобы понять объективность предмета нужно осознать себя как независимую от мира сущность. Человек на этом этапе параллельно формирует схему своего тела и схему мира.
  2. Осознание себя частью сообщества и присущей ему культуры.
  3. Формирование «Я» — с одной стороны, концепт «Я» отражает нечто индивидуальное в человеке, с другой стороны, он помогает наладить контакт с другим человеком и обществом в целом.

Самосознание напрямую связано с контролем себя и самооценкой. Оно вырабатывает идеал, которого стремится достичь, что рождает ощущение удовлетворения или разочарования.

Самосознание может иметь разные уровни предметной проявленности, доступной для восприятия. Таковым проявлением самосознания многие исследователи считают рефлексию.

Рефлексия при этом является осознанием своего я как индивидуального явления, которое может быть отражено и на общность. Иными словами, предмет рефлексии включает в себя непосредственно самосознание каждого человека, самосознание других и, как итог, общественное сознание.

Функции самосознания

Самосознание обладает рядом функций:

  • формирование человеком себя как неповторимой индивидуальности.
  • осмысление места человеческого «Я» в структуре мира, род самозащиты и вхождения в него.

Концепт самосознания в истории философии

В рамках истории европейской философии понятие самосознание имеет богатую историю. Впервые о самосознании заговорил древнегреческий философ Сократ. Всем известен его призыв: «познай самого себя». Самосознание по Сократу, как видно из этого, представляет собой самопознание.

В рамках средневековой философии понятие самосознания исследовалось совместно с категорией души и производных от нее понятий духовное и идеальное.

В Новое время разработку концепта самосознания продолжает Рене Декарт. Раскрытию темы самосознания служит его выражение: «Я мыслю, следовательно, существую». В своей философии Декарта доходит до утверждения, что человеку реально и с достоверностью точно дано только его «Я», способность это осознавать и мыслить. Самосознание здесь есть непосредственная наличность психических процессов. Человек способен понять и познать механизмы своей внутренней, духовной жизни.

В разрешение вопроса о сути самосознания свой вклад вносит и немецкая классическая философия. Так И. Кант учил о связи, которая присутствует между познанием и самосознанием, с одной стороны, и априорными основаниями разума, которые даны человеку вне опыта. Ключевая роль в трактовках самосознания И. Канта отводится разуму. В философии Ф. Гегеля характеристика самосознания как разумного явления остается, но к нему добавляется понимание самосознания как проявления Абсолютного Духа.

Замечание 1

Со второй половины XIX века в анализе понятия самосознание появляется иррационалистическая традиция мысли. Здесь самосознание понимается наполненным предрассудками, субъективными мнениями, желаниями и пристрастиями. Разум перестает занимать ключевое место в трактовках самосознания.

что это такое в психологии и философии

Обновлено 9 октября 2022 Просмотров: 72 381 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Как вы отличаете себя от других людей и предметов, понимаете, что вы это вы? Что ваши эмоции и поведение именно ваши, а не чьи-то и т. д.? Все это происходит, благодаря самосознанию. Что это такое и зачем оно нам – узнаете ниже.


Что такое самосознание

Простыми словами самосознание – это ясное понимание того, что я являюсь отдельной личностью. Для этого мне приходится постоянно направлять свое внимание внутрь себя, благодаря чему я знаю свои потребности, мечты, желания. Осознаю собственные привычки, черты характера, способы реагирования на окружающий мир. Слышу свои ощущения и эмоции. Я – это я, и никто вместо меня мной быть не может.

Например, это у меня сейчас чешется нос и урчит в животе. Это я радуюсь первому снегу и терпеть не могу осень. И это я люблю пирожки с картошкой и черешню. Также я изучаю, контролирую, оцениваю, трансформирую свою деятельность посредством индивидуальных мотивов. И все это бесконечный процесс, так как человеческая психика находится в постоянном движении.

Итак, самосознание – это сознание себя как личности с уникальным мировоззрением, ценностями, стремлениями, самооценкой и т. д. В этом процессе формируется «Я-образ» или «Я-концепция» – представление человека о себе, конкретный образ себя.

Понятие индивидуального самосознания применяемо к каждому индивиду. Однако этот же феномен можно наблюдать в рамках целой общности, этнической группы.

В социальных науках его называют национальное самосознание – это совокупность традиций, история, идеологический характер, культура, стереотипы, представления нации. Основная функция явления – создание единства между людьми, живущими бок о бок.

В философии

Исследование самосознания в философии началось со времен Сократа, для которого этот процесс был тесно связан с самопознанием (он ставил между ними равенство). Кант считал, что самосознание определяется доопытными структурами (априорно).

На сегодняшний день совокупность старых и новых взглядов в отношении самосознания можно условно разделились на два лагеря:

  1. одни определяют это явление как часть сознания, рождающееся вместе с человеком и с ним умирающее. Это любое самоотражение индивида в виде эмоций, ощущений, мыслей и т.д.
  2. вторые утверждают, что основой самосознания является рефлексия, обусловленная способностью мыслить и получать продукты своего мышления – знания. С этой точки зрения, способность сознавать себя есть высшая форма проявления сознания и существует она только у взрослых.

Самосознание в психологии

С точки зрения психологии способность осознавать себя не является врожденной. Она формируется вместе с физическим и психическим развитием ребенка. Этот процесс тесно связан с воспитанием, влиянием авторитетных взрослых, взаимодействием со сверстниками, обучением и т.д…

Другими словами, самосознание развивается в контакте с миром. Ведь именно через соприкосновение с ним индивид получает знание о том, кто он есть в данный момент времени и в общем. Мы считываем реакции окружающих и свои на них.

Представьте ребенка, который постоянно что-то рисует. Его хвалят, говорят, какой он молодец. Если подобная реакция на его творчество повторяется многократно, в голове юного художника формируется знание о себе «я люблю рисовать, у меня замечательно это выходит. А еще мне приятно получать похвалу». А кем будет осознавать себя взрослый человек, которому все детство твердили, что руки у него ни с того места растут и голова дырявая?

Развитие самосознания

Итак, рассмотрим 4 этапа развития самосознания:

  1. до 1 года у ребенка формируется его телесное «Я». Он активно изучает свои части тела, а примерно с 9 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, улыбаться собственному отражению;
  2. к трем годам малыш осознает себя деятелем. Этот период еще называют «Я сам» (кризис 3-х лет). Дети активно капризничают и хотят все делать самостоятельно. Важно не мешать им, так как именно в этом возрасте в самосознание должна заложиться установка «Я могу, я делаю, я справляюсь», уверенность в собственных силах;
  3. считается, что к 7-ми годам формируется самооценка;
  4. подросток – активно ищет себя, свои индивидуальные стили общения. Этот этап оканчивается формированием личных ценностей, опираясь на которые человек будет оценивать мир в дальнейшем.

Функции

Для чего человеку нужно самосознание? Оно выполняет 3 важных функции:

  1. с его помощью мы познаем себя – кто я, что я, какой я, зачем я делаю это и т.д.;
  2. в свою очередь, самопознание дает нам возможность управлять своим поведением;
  3. формируется эмоционально-ценностное отношение к себе.

Если объединить эти 3 пункта, можно сказать, что способность осознавать себя нужна нам для понимания своей внутренней деятельности и того, как она влияет на внешнее взаимодействие.

Опираясь на эти знания, мы можем делать свое существование максимально комфортным и развиваться как вид (здесь мне мерещится природный умысел).

Критерии

Что конкретно из психической деятельности есть самосознание? В психологии это явление подтверждается следующими критериями:

  1. выделение себя из среды как отдельной единицы – я автономный субъект;
  2. я активен и могу управлять своей активностью;
  3. рефлексия – я могу замечать и анализировать внутренние переживания;
  4. я могу осознавать себя через другого человека. В других я замечаю все то, что есть во мне (осознаю я это или нет).

Самосознание в подростковом периоде

Большое количество внешних и внутренних трансформаций происходит именно в подростковом возрасте. Эти изменения активно влияют на становление «Я-концепции» личности (представления о себе). Особенности самосознания личности в подростковом возрасте отражают два пункта:

  1. заметно меняется физиология – перестройка гормонального фона приводит к тому, что девочки «округляются», становясь женственными. Мальчики резко идут в рост, ломается голос, появляется растительность на теле. Дети внешне вдруг становятся похожими на взрослых. А как это осознать и принять еще «вчерашнему ребенку»? Это огромный стресс для всего организма;
  2. первый пункт влечет за собой ментальные изменения. С точки зрения психологии подростковый возраст нужен ребенку, чтобы психически отделиться от родителей, почувствовать себя взрослым и автономным (сепарация). Это сложно и часто больно, так как процесс отделения вынуждает искать понимания кто я такой, каково мое место под солнцем, по каким правилам я хочу жить и на какие ценности опираться (помните блок «Развитие»?) И все это в рамках национального самосознания. Подросток вынужден формировать свою внутреннюю опору, как птенец, вылетающий из гнезда, должен научиться использовать собственные крылья.

Огромную роль в этот период играет самооценка, которая, как уже было сказано, формируется до 7 лет.

Дети с негативным самовосприятием не верят в свои силы, не хотят взрослеть (неосознанно, конечно). Им страшнее других. Отсюда часто вытекает неприятие себя, своего нового тела, подростковая депрессия, проблемы с учебой, знакомство с химическими веществами в плохих компаниях и другие трудности.

И, наоборот. Адекватная позитивная самооценка дает ребенку возможность быть активным, заинтересованным в жизни, увлекающимся и стремящимся познавать себя и мир. Он не боится пробовать что-то новое, не разрушается от ошибок. Он старается самоутвердиться.

Нарушение самосознания

В основе нарушений самосознания лежат психологические и/или физиологические причины (психические расстройства, травмы головного мозга врожденные или приобретенные). Выделяют 4 вида нарушений:

  1. деперсонализация (от лат. «отсутствие личности») – человек как будто теряет себя, свое «Я». Воспринимает происходящее с ним как происходящее с кем-то другим. Ощущения, мысли, эмоции становятся «чужими», а потому недоступными и неконтролируемыми. Люди с деперсонализацией наблюдают за своей психической деятельностью со стороны, ощущая внутри себя лишь пустоту;
  2. расщепление личностного ядра на две и более персоны, отрицающих друг друга. Посмотрите «Сплит» – фильм, снятый на реальных событиях о человеке, в голове которого существовали 23 разных личности;
  3. нарушение телесной идентификации – человек не узнает свое отражение в зеркале, а части тела кажутся чужими. Например, люди жалуются, что руки или ноги как будто живут своей жизнью;
  4. дереализация – нарушается не только самосознание личности, но и ощущение реальности. Например, трава кажется искусственной, а дома из пластилина, искажаются запахи, время течет нереально быстро или медленно и т.д. Все вокруг ненастоящее, ненатуральное.

И напоследок. Самосознание имеет разные степени проявления. Чем более явно осознает себя индивид, тем больше у него возможностей меняться, заодно меняя свою реальность.


Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Краткий обзор философии самосознания

  • Альбахари, М. 2006. Аналитический буддизм: двухуровневая иллюзия самосознания . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Армстронг Д.М. 1968. Материалистическая теория разума . Нью-Йорк: Гуманитарная пресса.

    Google ученый

  • ———. 1978. Что такое Сознание? Труды Расселовского общества 3: 65–76.

    Google ученый

  • ———. 1984. В защиту внутреннего смысла. В

    Сознание и причинность , изд. Д.М. Армстронг и Н. Малкольм, 108–137. Оксфорд: Блэквелл.

    Google ученый

  • Бар-Он, Д. 2004. Высказывание мыслей: самовыражение и самопознание . Оксфорд: Кларендон Пресс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Бермудес, Дж. Л. 1998. Парадокс самосознания . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Билграми, А. 2006. Самопознание и обида . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Блок, д. 1995. О заблуждении относительно функции сознания. Науки о поведении и мозге 182: 227–247.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2007. Сознание, функция и представление , Сборник статей. Том. 1. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2011а. Подход высшего порядка к сознанию больше не существует. Анализ 71 (3): 419–431.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Бердж, Т. 1997. Два вида сознания. В Природа сознания , изд. Н. Блок, О. Фланаган и Д.М. Гюзельдере, 427–434. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • ———. 2007. Размышления о двух видах сознания. В философских очерках. Том II: Основы разума , изд. Т. Бердж, 392–419. Оксфорд: Кларендон Пресс.

    Google ученый

  • Бирн, А. 2004. На что похоже феноменальное сознание. В Теории сознания высшего порядка , изд. Р. Дженнаро, 203–225. Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Carruthers, P. 1996. Язык, мысль и сознание . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2000. Феноменальное сознание. Натуралистическая теория . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2005. Сознание: очерки с точки зрения высшего порядка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2011а. Теории сознания высшего порядка. Стэнфордская философская энциклопедия. http://plato.stanford.edu/archives/fall2011/entries/knowledge-higher/. Дата обращения: 27 июля 2017 г.

  • ———. 2011б. Непрозрачность разума: интегративная теория самопознания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Cassam, Q. 2014. Самопознание для людей . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Кастанеда, Х.-Н. 1966. Он: Исследование логики самосознания. Соотношение 8: 130–157.

    Google ученый

  • Чисхолм Р. 1981. Первое лицо. Эссе о референции и интенциональности

    . Брайтон: Harvester Press.

    Google ученый

  • Дамасио, А. 1994. Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг . Нью-Йорк: Патнэм.

    Google ученый

  • ———. 1999. Ощущение происходящего: тело и эмоции в формировании сознания . Нью-Йорк: Харкорт Брейс.

    Google ученый

  • ———. 2003. В поисках Спинозы: радость, печаль и чувствующий мозг . Орландо: Харкорт Брейс.

    Google ученый

  • ———. 2010. Я приходит на ум: создание сознательного мозга . Нью-Йорк: Пантеон.

    Google ученый

  • Evans, G. 1982. Разновидности ссылок

    . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Фернандес, Дж. 2013. Прозрачные умы: исследование самопознания. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Frank, M. 1986. Die Unhintergehbarkeit von Individualität. Reflexionen über Subjekt, Person und Individuum aus Anlaß ihrer «postmodernen» Toterklärung . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп.

    Google ученый

  • ———. 1991а. Selbstbewusstsein und Selbsterkenntnis. Эссе zur analytischen Philosophie der Subjektivität . Штутгарт: Реклам.

    Google ученый

  • ———. 1991б. Selbstbewusstseinstheorien von Fichte bis Sartre

    . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google ученый

  • ———. 1994. Analytische Theorien des Selbstbewusstseins . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google ученый

  • ———. 2007. Auswege aus dem Deutschen Idealismus . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google ученый

  • ———. 2012. Ansichten der Subjektivität . Зуркамп: Франкфурт-на-Майне.

    Google ученый

  • ———. 2015. Präreflexives Selbstbewusstsein . Штутгарт: Реклам.

    Google ученый

  • Галлахер, С. 2005. Как тело формирует разум . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2010. Определение сознания: важность нерефлексивного самосознания. Прагматика и познание 18 (3): 561–569.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2011. «Я» в декартовом мозгу. Анналы Нью-Йоркской академии наук 12341: 100–103.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Галлуа, А. 1996. Разум внутри, внешний мир . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Гич, П.Т. 1957/1958. О представлениях о себе. Анализ 18: 23–24.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Дженнаро, Р. 1996. Сознание и самосознание . Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2008. Репрезентативность, периферийное осознание и прозрачность опыта. Философские исследования 139 (1): 39–56.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2012. Парадокс сознания: сознание, концепции и мысли высшего порядка . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Гурвич, А. 1941. Неэгоологическая концепция сознания. Философия и феноменологические исследования 1: 325–338.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Генрих Д. 1966. Fichtes ursprüngliche Einsicht. В Subjektivität und Metaphysik. Festschrift für Wolfgang Cramer , изд. Д. Хенрих и Х. Вагнер, 188–233. Франкфурт-на-Майне: Клостерманн.

    Google ученый

  • ———. 1970. Селбстбевусстейн. Kritishe Einleitung в eine Theorie. В Герменевтика и Диалектика. Группа I , изд. Р. Бубнер, К. Крамер и Р. Виль, 257–284. Тюбинген: Мор.

    Google ученый

  • Хьюм, Д. 1967 [1739]. Трактат о человеческой природе. Попытка внедрить экспериментальный метод рассуждения в моральные предметы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Kriegel, U. 2009. Субъективное сознание. Теория саморепрезентации . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Кригель У. и К. Уиллифорд. 2006. Саморепрезентативные подходы к сознанию . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    перекрестная ссылка Google ученый

  • Lenzen, W. 2004. Damasios Theorie der Emotionen. Facta Philosophica 6: 269–309.

    Google ученый

  • Левин, Дж. 2001. Фиолетовый туман: загадка сознания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2006. Сознательное осознание и представление (Самости). В Саморепрезентативные подходы к сознанию , изд. У. Кригель и К. Уиллифорд, 173–197. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Льюис, Д. 1979. Отношения De Dicto и De Se. Philosophical Review 88: 513–543.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Лихтенберг Г.К. 2000 [1764]. Книги отходов. изд. Р. Дж. Холлингдейл. Нью-Йорк: Нью-Йоркское обозрение книг.

    Google ученый

  • Lycan, WG 1987. Сознание . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • ———. 1996. Сознание и опыт . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • ———. 2004. Превосходство HOP над HOT. В теориях сознания высшего порядка , изд. Р. Дженнаро, 93–114. Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Маккензи, М. 2007. Просветление сознания: подходы к самосознанию в индийских и западных традициях. Философия Востока и Запада 57 (1): 40–62.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2008. Воплощенное восприятие других как условие самости: эмпирические и феноменологические соображения. Журнал исследований сознания 15 (8): 63–93.

    Google ученый

  • Метцингер, Т. 2003. Быть никем. Я-модель теории субъективности . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2009. Эго-туннель. Наука о разуме и миф о себе . Нью-Йорк: Основные книги.

    Google ученый

  • ———. 2011. Альтернатива без «Я». В The Oxford Handbook of the Self , изд. С. Галлахер, 279–296. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Моран, Р. 2001. Авторитет и отчуждение: очерк самопознания . Принстон: Издательство Принстонского университета.

    Google ученый

  • Мушольт К. 2015. Думая о себе. От неконцептуального содержания к концепции Я . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Пикок, К. 2014. Зеркало мира: субъекты, сознание и самосознание . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Перри, Дж. 1979. Проблема существенного индекса. 13 (1): 3–21.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Рёдль, С. 2007. Самосознание . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

    Google ученый

  • Розенталь, Д.М. 1986. Две концепции сознания. Философские исследования 94: 329–359.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 1993б. Мысль о том, что думают. В Сознание: психологические и философские очерки , изд. М. Дэвис и Г.В. Хамфрис, 197–223. Оксфорд: Блэквелл.

    Google ученый

  • ———. 1997. Теория сознания. В Природа сознания: философские дебаты , изд. Н. Блок, О. Фланаган, Д.М. Гюзельдере и Д.М. Розенталь, 729–753. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • ———. 2004. Осознавая себя. Монист 87: 159–181.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2005. Сознание и разум . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Сартр, Ж.-П. 1997 [1936/1937]. Die Transzendenz des Ego. Skizze einer phänomenologischen Beschreibung. Райнбек в Гамбурге: Rowohlt.

    Google ученый

  • Шумейкер, С. 1968. Самореференция и самосознание. Философский журнал 65 (19): 555–567.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 1984. Личность, причина и разум. Философские очерки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google ученый

  • ———. 1996. Перспектива от первого лица и другие очерки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Сидеритс, М. 2011. Буддийское Не-Я: Руководство Не-Владельца. В The Oxford Handbook of the Self , изд. С. Галлахер, 297–315. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google ученый

  • Ван Гулик, Р. 2001. Внутрь и вверх – отражение, самоанализ и самосознание. Философские темы 28: 275–305.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2004. Глобальные состояния высшего порядка (HOGS): альтернативная модель сознания высшего порядка. В Теории сознания высшего порядка: Антология , изд. Р. Дженнаро, 67–92. Амстердам: Джон Бенджаминс.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • ———. 2006. Зеркало Зеркало – это все? В Саморепрезентативные подходы к сознанию , изд. У. Кригель и К. Уиллифорд, 11–39. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • Захави, Д. 1999. Самосознание и инаковость. Феноменологическое исследование . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.

    Google ученый

  • ———. 2005. Субъективность и самость . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

    Google ученый

  • ———. 2014. «Я и другие: изучение субъективности, сочувствия и стыда» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Перекрёстная ссылка Google ученый

  • Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: Форма поиска

     Дом  Поиск Просмотр
     
     Книжная сумка  О нас  Справка

    Ключевое слово SearchAdvanced Поиск

    Поисковые книги для:

    Советы по поиску

    .

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts