Понятие самовоспитания
Теоретические положения о понятии самовоспитания.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Основные труды по проблемам самовоспитания.
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания
школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.
Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “
Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.
Движущие силы и механизм самовоспитания.
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие — “личность”.
О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них — существенный и главный признак личности.
А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.
Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность — в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.
Взгляд на феномен воли.
Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
В этом солидарны практически все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения — это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка.
Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.Не смотря на все исследования в этой области, очевидна научная не разработанность этой проблемы, что отражается на практике воспитания детей. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка.
К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.
Я считаю, что развитие волевых качеств закладывается ещё в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Также, я считаю, что развивать волевые качества у дошкольников надо с подключением их сознания, т.е. чтобы они осознавали, что они делают.
Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.
Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.
Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.
В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.
Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» — значит сказать «против желания». Желание бывает разной силы. Соответственно. В этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Желания. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.
Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается прежде всего как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и не волевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.
Но если волевая регуляция и волевое поведение связаны только с преодолением трудностей, то как назвать сознательную регуляцию и сознательное поведение, которые не связаны с обязательными трудностями? Почему тогда эту регуляцию тоже называют волевой, произвольной?
Неразбериха в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна и у ряда авторов: с одной стороны, воля не сводится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием.
Путаница в использовании терминов «произвольный» и «волевой» видна и в наименовании так называемых вторичных видах внимания. Так, говоря о послепроизвольном внимании, имея в виду, что при возникновении интереса к деятельности (например, к чтению) уже не требуется того напряжения внимания, которое было необходимо в начале, пока деятельность не вызвала интереса. Но разве при этом сознательный, преднамеренный характер привлечения внимания к этой деятельности исчезает? Очевидно, лучше бы говорить о послеволевом, но всё равно произвольном внимании.
Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе — практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).
Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие «волевые качества» является производным от слова «воля», а не наоборот.
Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.
Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.
Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.
Волевые качества и их развитие
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,—это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.
Абулия—это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.
Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять. Наиболее характерно для него полевое поведение.
Апраксия—сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга — наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.
Абулия и апраксия—сравнительно редкие явления, присущие людям с тяжелым расстройством психики. Слабоволие, с которым педагог сталкивается в повседневной работе, обусловлено,-как правило, не мозговой патологией, а неправильным воспитанием, вполне устранимо в результате направленного формирования личности детей и подростков. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень — стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Примечательно, что многие люди, во всех других случаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. “Ленив я, это верно”, — с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека.
Между тем это иллюзия. Лень—свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответствен. Лень— черта человека, которая была особенно ненавистна В. И. Ленину. Не случайно множество раз на страницах его произведений встречаются имя Обломова и слово “обломовщина”. Ленин пишет о “свободном халате и туфлях” Обломова, о “проклятой привычке российских обломовых усыплять всех, все и вся”. Лень, а также другие проявления слабости—трусость, нерешительность, несдержанность и т. д. являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной работы, и прежде всего организации самовоспитания.
Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, решительность—это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей, проявляет конформность. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении.
Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой “сила — слабость”. Существенное, если не решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта. Человек, обладающий морально воспитанной волей, это прежде всего коллективист, подчиняющий свои индивидуальные устремления воле и авторитету коллектива, интересам социалистического общества.
Педагогу, работающему со школьниками, подросткового и раннего юношеского возраста, не воли приходится доказывать им значимость волевых качеств, наличия сильной воли, опасность слабоволия. Для них это аксиома. Кинофильмы и книги, повествующие о героях революции, гражданской и Великой Отечественной войн, о трудовых подвигах советских людей, содержат эталоны смелости, настойчивости, мужества, решительности. Однако в художественной литературе и особенно в кинофильмах отображен скорее результат формирования воли, чем сам процесс. Задача педагога—не только очертить круг волевых качеств, раскрыть их внутреннюю связь с важнейшими моральными принципами, но помочь школьнику, стремящемуся к самовоспитанию воли, показав, какие приемы развития волевых качеств наиболее эффективны, а какие не приносят существенной пользы. Это тем более важно, если принять во внимание описанные в педагогической литературе наивные и надуманные приемы, к которым прибегают подростки, занимаясь самовоспитанием воли. Один школьник для “развития выдержки” старался не смеяться во время кинокомедии, а кто-то резал руку перочинным ножом или путешествовал по карнизу и т. д. Неэффективность этих приемов самовоспитания воли состоит прежде всего в том, что подросток, осуществив одномоментно подобный “волевой поступок”, утверждает себя в мнении о своей сильной воле, тогда как основную проблему самовоспитания воли составляет систематическое преодоление трудностей в повседневной жизни, в учебе и труде в первую очередь. Тем более каждый момент трудовой, учебной, спортивной деятельности создает условия для закалки воли, состоящие в преодолении сиюминутных желаний, мешающих осуществлению учебной, трудовой и иной деятельности.
что это такое, суть понятия с точки зрения психологии, что значит и для чего человеку нужно заниматься самосовершенствованием, пути развития личности и ее возможности в жизни – nenumerolog
Людей с давних времен отличало непоколебимое стремление к познанию себя, желание понять устройство не только внешнего мира, но и внутреннего, а также поиск раскрытия собсвенного потенциала. Все народы всегда с особым трепетом относились к трудам, созданным своими руками, благодаря настойчивости, трудолюбию и упорству. Таланты и способности великих восхищали и вдохновляли их учеников, вызывая в умах один лишь вопрос: почему им удалось, а я так не могу? А ответ — это все результат самовоспитания. Именно данной теме посвящена наша статья.
Что такое саморазвитие
Большинство людей хотят успешно реализоваться в этой жизни, улучшить ее уровень и качество, стать уверенными в себе, удовлетворенными и просто счастливыми. Без работы над собой и своими особенностями все это практически невозможно. Конечно, многие способности даны нам от рождения, но при сильном желании мы можем сформировать в себе практически любую черту характера. Безусловно, описываемая задача не из легких, но ее решение приводит к головокружительным изменениям во всех областях.
Итак, самовоспитание и развитие личности в психологии — это сознательный процесс, направленный на самосовершенствование.
Цели этой деятельности формально можно разделить на два типа:
- Общие, когда некто решает раскрыть свой потенциал, получить профессиональный опыт и умения.
- Частные, когда лицо хочет привить такие конкретные качества, как аккуратность, усердие, чуткость, внимательность, побороть склонность к унынию, лени, зависти, тщеславию и другим отрицательным сторонам.
Мотивом обратиться к саморазвитию может стать, к примеру, желание исполнить заветную мечту или стремление быть похожим на свой идеал.
Понятие — самовоспитание
Чтобы процесс развития индивида проходил максимально эффективно, для начала следует разобраться с самим термином. Под рассматриваемым концептом психологи имеют в виду осмысленное желание людей собственными силами обнаружить свои врожденные способности, развить положительные черты, а также превратить свои минусы в плюсы. Опыт показывает, что воспитать в себе такое благоприятное качество, как самоорганизация, покончить с тенденцией оправдывать себя, уже может привести к глобальным переменам.
В чем проявляется саморазвитие
Мы узнали, что означает понятие самовоспитание, разобрались с его сутью, теперь поговорим о том, как этот процесс выражается. Мужчина или женщина, которые занимаются самосовершенствованием, стараются:
- Найти и показать свой внутренний стержень, преодолевая жизненные неурядицы и сложные обстоятельства.
- Проработать свои негативные черты вместо того, чтобы их отрицать.
- Сформировать и усилить свои положительные стороны.
- Замечать свои эмоции и контролировать их, то есть, работают над своим эмоциональным интеллектом.
- Следовать своей жизненной миссии.
Всему этому вы можете научиться в школе неНумерологии.
Принципы
Главное в самовоспитании это следование следующим правилам:
- Деловитость. Если вы решили самосовершенствоваться, то ваша рутина должна включать определенные действия.
- Осознанность. Для достижения желаемого следует держать в голове конкретную картинку: что индивид хочет получить по итогу, и как к этому прийти. Без продуманного плана цель осуществить невозможно.
- Упорство. На пути к поставленной задаче будет много сложностей и препятствий, к этому стоит заранее подготовиться. Важно помнить, что трудности нас закаляют и делают лучше, поэтому в минуты слабости необходимо проявлять всю свою напористость и силу воли.
- Постоянство. Чтобы привить себе новую привычку, ее нужно выполнять на регулярной основе. Отсутствие систематичности в работе над собой вряд ли приведет к тому самому результату.
- Гармоничность. Меняя себя, человек должен учитывать все сферы жизни. Например, если вы стали активно заниматься спортом, не забывайте и об упражнениях для ума. Важно стремиться к равновесию во всем, чтобы не было перекосов. Здесь может помочь техника «Колесо баланса».
- Учет времени. Тайм-менеджмент — система, без которой невозможно представить жизнь современных людей. Четкая организация своего дня поможет стать дисциплинированным и осуществить свое намерение.
Роль в социализации
По мнению психологов, самовоспитание оказывает огромное влияние как на профессиональную реализацию человека, так и на его возможности в целом. Лицо, занимающееся развитием своего характера, может:
- С легкостью решать проблемы и преодолевать трудности, а также помогать близким с их вопросами.
- Контролировать свои эмоции, не зависеть от них, когда ситуация требует максимальной ясности ума.
- Воспитать в себе множество положительных качеств, которые впоследствии помогут ему преуспеть в разных областях.
- Без труда устанавливать контакт с новыми знакомыми и выстраивать гармоничные отношения с окружением.
- Достичь любых поставленных задач.
Для чего нужно самовоспитание
Саморазвитие влияет на человека следующим образом:
- Индивид становится счастливым и помогает окружающим найти свой источник радости и удовольствия.
- Появляется восторг, вызванный достижением поставленной задачи.
- Лицо находит способы креативного самовыражения, добивается успеха, его самооценка повышается, а вместе с ней и растет уверенность в собственных силах.
Основные этапы совершенствования
Процесс состоит из ряда взаимосвязанных шагов:
- Принятие решения. Для начала рекомендуется ответить для себя на следующие вопросы: что значит самовоспитание, с чего оно начинается и как им заниматься. Если вы уверенно решили, что готовы к изменениям, необходимо сформировать своего рода идеал, к которому вы будете стремиться. Им может быть как конкретный индивид, так и абстрактный образ.
- Самопознание. Следующей стадией является самоанализ. Здесь вы определяете уровень тех или иных качеств. Оценивайте себя и свои возможности максимально честно, не пытайтесь никого обмануть.
- Планирование. Далее требуется выбрать методы саморазвития. Постарайтесь приспособить их к своим отличительным чертам. Составьте список правил, которым следует ваше новое «я». Сформулируйте алгоритм действий, который позволит проработать желаемые навыки.
- Выполнение планов. Самый важный шаг состоит в практике. Его нужно совершать регулярно. К долгосрочным результатам приведет исключительно систематический подход. Но есть приятный бонус: встав на путь саморазвития, скорее всего, вам уже не захочется с него сойти. А все потому, что даже небольшие ежедневные действия могут приводить к позитивным переменам в жизни.
Используемые методы
Согласно психологам, существуют конкретные способы самовоспитания, благодаря которым можно контролировать работу над собой.
Перечислим их ниже:
- Самообязательство — частое напоминание обещаний, данных самому себе, формирует привычку непременно им следовать.
- Эмпатия — способность сопереживать, ставить себя на место других позволяет увидеть себя глазами окружения.
- Самопринуждение — способствует развитию железной воли и твердости характера.
- Самонаказание — этот метод, как и самообязательство, помогает придерживаться новых принципов. Например, если вы пропустили тренировку, то можете назначить себе «штраф» в виде дополнительных 15 минут на велотренажере на следующий день или вечера без телефона и любимого развлечения.
- Критика — дает возможность направлять силы на улучшение неидеальных моментов, здесь важно соблюдение меры, не переходите на самобичевание, оценивайте себя объективно, словно беспристрастный эксперт.
- Самоубеждение — все действия нужно произносить вслух или прописывать, так вы заметите то, что нуждается в вашей проработке.
- Самоанализ — может проводиться в форме ведения дневника, в котором вы фиксируете свой прогресс и то, что требуется подкорректировать.
Виды самовоспитания
Саморазвитие — это сложный и многогранный процесс. Люди не могут и не должны обогащать свои знания исключительно в одной сфере. Если эксперт самосовершенствуется только в своей профессии, но при этом игнорирует другие области, например, не развивает социальные навыки, то он вряд ли сможет успешно реализоваться в обществе. Такой индивид автоматически лишает себя возможности найти перспективную работу и принести пользу команде, а все потому, что не знает, как вести себя в социуме и как выстраивать гармоничные отношения.
Перед тем как заняться самовоспитанием, нужно рассмотреть его виды:
- Интеллектуальное.
- Психологическое.
- Этическое.
- Физическое.
Первое состоит в желании получать новые знания, расширять свой кругозор, улучшать свои умственные способности, развивать память и логическое мышление. Второе учит управлять своими эмоциями и не давать им выходить из-под контроля, помогает преодолевать стресс и другие неприятные состояния. Третий тип связан с коммуникативными навыками, умением установить и поддержать контакт с собеседником, налаживать связи. Последний заключается в работе над общим состоянием, тонусом, здоровьем и спортивной формой.
Учитывая все эти направления, индивид может стать всесторонне образованным и гармоничным членом общества.
С чего начать саморазвитие и работу над собой
Взрослые должны задумываться о вопросе, что такое самовоспитанность, еще в раннем детстве. Педагогика включает в себя следующие элементы: воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Последний требуется тогда, когда у детей сформированы неверные представления относительно окружающего мира. В этом случае психолог помогает ребенку трансформировать отрицательные черты в положительные.
Поскольку самосовершенствование — сознательный процесс, к нему школьник может прийти только в подростковом возрасте. Для него развитие личности начинается со следующих этапов:
- понимание того, что перемены в себе и своем характере необходимы;
- готовность к ежедневной работе;
- мотивация и самоубеждение;
- выбор подходящих методов.
Здесь задачей родителей будет наблюдать за реакцией ребенка на те или иные виды воспитательного процесса. Если она негативная или вовсе отсутствует, следует произвести некоторые изменения, иначе их сын или дочь рискует потерять интерес к формированию новых привычек.
В чем заключается проблема самовоспитания
Саморазвитие волновало ученых еще во времена античности. Идея самосовершенствования зародилась тысячелетия назад, за этот период она прошла через множество трансформаций, однако ее суть сохранилась прежней. Аристотель, Сократ и Платон и другие философы говорили в своих работах о важности становления индивида как личности. Сложность данного процесса состоит в том, что людям присуще создавать в своих головах неверные идеалы и следовать им. Поэтому общество нуждается в одаренных лицах, которые сумели бы показать окружающим подлинные, высокие ценности.
Известные люди, преуспевшие в самосовершенствовании
Многие знаменитости считали личностный рост неотъемлемой частью своей жизни, что еще раз доказывает, что саморазвитие помогает справиться со сложностями разной степени и добиться успеха в любой области.
- Так, Лев Николаевич Толстой в молодости вел дневник и фиксировал в нем свои недостатки, писал, что нужно делать, чтобы их исправить, описывал процесс работы над собой, отмечал ошибки. Писатель верил, что глобальные изменения начинаются с отдельного человека. Он говорил: «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».
- Петр I называл себя «царем с мозолями на руках», он вставал еще до рассвета, много времени проводил в мастерских. Император владел 14 ремеслами, всегда стремился быть примером для других.
- Томас Эдисон, по мнению своего преподавателя, был бестолковым учеником. А его первое изобретение было провальным. Однако постоянное самообучение позволило ему прославиться на весь мир.
- Авраам Линкольн вырос в семье бедного фермера, с малых лет он занимался физическим трудом. По причине тяжелого финансового положения он посещал школу всего лишь год, но этого было достаточно, чтобы полюбить грамоту и книги. В будущем он продолжил самообучение, сдал необходимые экзамены, чтобы получить разрешение на адвокатскую практику, а затем и вовсе стал президентом США.
- Альберт Эйнштейн вырос до великого ученого, благодаря огромной работе над собой. Мало кто знает, что учителя жаловались на его рассеянность и медлительность. А родители вообще думали, что у мальчика задержка в развитии, потому что он не говорил, по разным источникам, до 3−5 лет.
- Дмитрий Менделеев также не мог похвастаться хорошей успеваемостью, в институте он был оставлен на второй год. Но это не помешало ему стать одним из величайших ученых и оставить свой след в истории человечества. За всю свою жизнь он опубликовал 431 труд.
- Великого русского полководца А. В. Суворова можно считать настоящим образцом для подражания. В детстве он был очень слабым, часто болел, не подавал никаких надежд. Но его не покидали мысли о военной карьере. Ради своей мечты юноша воспитал себе упорство, силу воли и мужественность. И это привело его к блистательным достижениям.
- Константин Циолковский научился читать и писать, благодаря своей матери. Он был самоучкой. Без самообразования и упорства с его стороны мы бы лишились настоящего гения, который внес колоссальный вклад в развитие авиации и космоса.
- Другим примером может стать известный русский ученый, физик, химик и поэт — Михаил Ломоносов. Его отличала любознательность, жадность к знаниям и невероятное трудолюбие. Данные качества позволили ему преуспеть в науке, несмотря на то, что он родился в очень бедной семье, которая не могла дать сыну хорошее образование.
И подобных историй существует великое множество. Их можно встретить в биографиях прославленных ученых, художников, деятелей искусств, современных звезд. Все учат тому, что все в наших руках. Ради своей мечты люди способны пойти на многое, поскольку их внутренние ресурсы не знают границ.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое самовоспитание, каково его значение и зачем оно нужно в жизни человека. Осталось лишь запомнить, что успешными не рождаются, а становятся. Очень многое зависит от наших усилий и упорства. Читайте вдохновляющие книги, смотрите мотивирующие фильмы, слушайте наставников, следуйте примеру великих — все это поможет стать лучше и добиться больших высот.
образование — определение самообразования в The Free Dictionary
Самообразование — определение самообразования в The Free Dictionary
https://www.thefreedictionary.com/self-education
: Тезаурус, Энциклопедия, Википедия.
(sĕlf′ĕj′ə-kā′tĭd)прил.
Получил образование собственными усилиями, а не формальным обучением.
самообразование сущ.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
TheSaurusantonynymssReleted WordsSynonyms Легенда:
Переключение на новый тезаурус
существительное | 1. | SelfEduction — The Processing — The Resecting 006 самосовершенствование образование — постепенный процесс приобретения знаний; «образование – это подготовка к жизни»; «образование девочки менее важно, чем образование мальчика» |
На основе WordNet 3. 0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.
Упоминается в ?
- автодидактизм
- биософия
- образование
- самосовершенствование
- самосовершенствование
Ссылки в архиве периодических изданий ?
Тут же возникла щекотливая ситуация, настоящая пороховая бочка эмоций, включающая семейную динамику, родительско-детский конфликт и обязательное для каждого мыслящего человека самообразование.
Шизофрения и реальность
Попутно она нашла новые способы справиться со своей инвалидностью с помощью технологий, командной работы и самообразования, включая «учебный лагерь для слепых». Сегодня Гирма выступает с глобальной арены, выступая за улучшение доступа к образованию и услугам для людей с ограниченными возможностями.
Haben
Наима Махмуди, менеджер по коммуникациям и маркетингу зоопарка Эмирейтс Парк, прокомментировала: «Зоопарк Эмирейтс Парк и Курорт рады принять участие в этом ежегодном мероприятии, которое поощряет обучение и самообразование с самого раннего возраста.
Зоопарк Эмирейтс Парк и Курорт принимает участие в Фестивале детского чтения в Шардже
Награжденные получили образование и опыт работы в лабораториях PAAET и прошли практику на рынке труда Кувейта, отметил он, подтвердив свою компетентность в усилиях и решениях, основанных на самообразовании и самосознании.
PAAET имеет право реформировать рабочую силу в Кувейте — официальный
Для Джона и Мэрилин Дэвис еще в 1974 году начался процесс самообразования в области резьбы по дереву и живописи.
Изделия из дерева и пейзажи
Создатель бренда, международный ди-джей кенийского происхождения Fully Focus, сказал: «Я твердо верю, что самообразование является ключом к долговременному успеху, поэтому идея состоит в том, чтобы иметь три перспективы в этот разговор».
В Кении пройдет крупная конференция по искусству и технологиям
20 лет музыкального режиссуры, школьное образование, самообразование, ежедневное чтение и регулярное изучение способов решения проблем певца
«Создание музыки не для отчисленных или неудачников, для этого требуется очень высокий уровень IQ»
Директор Сирийской научной олимпиады Али Абу Хедр сказал, что с момента ее создания олимпиада оказалась передовым проектом для построения новой методологии мышления и развития навыков самообразования, исследований и позитивной конкуренции.
Под покровительством миссис Асмы аль-Асад чествовали победителей Сирийской научной олимпиады
После окончания средней школы у Болдуина начался беспокойный период низкооплачиваемой работы, самообразования. В 1948 году он уехал в Париж, чтобы избежать расовой проблемы дома.
Прошлое в перспективе
Он подчеркнул важность саморегулирования и самообразования, добавив, что надеется, что совет сможет справиться с некоторыми проблемами, которые часто возникают в медиасообществе.
Кадир Джасин: Путраджайя поддерживает совет СМИ и обещает невмешательство
Может быть трудно перейти от контроля за образованием ребенка к созданию условий для самообразования. Но больше родителей, похоже, стараются.
НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, ОТ ИХ В ШКОЛУ
Браузер словарей ?
- ▲
- самоопределение
- саморазвитие
- Самостоятельное изобретение
- Self-devoted
- Self-devotement
- self-devotion
- Self-devouring
- Self-diffusive
- self-digestion
- self-directed
- self-direction
- self-discipline
- self-disciplined
- самопознание
- отвращение к себе
- самоуничижение
- самодиссоциация
- недоверие к себе
- самодовольство
- неуверенность в себе
- самоуверенность 9005
0
- self-drive
- self-drive hire
- self-educated
- self-education
- self-effacement
- self-effacing
- self-elected
- Self-elective
- self-employed
- self- работающий человек
- самозанятость
- самозамкнутый
- самодостаточный
- самоудовлетворение
- самообогащение
- самозанятый
- самооценка 0060
- Самооценка
- Самовиденность
- Самооценка
- Самоочевидная истина
- Самоизображение
- Самоэффективные
- 9999999999999999999999999999999999999999999999999999999. Самоэлексный осмотр
- Самовозбуждение
- ▼
Полный браузер ?
Сайт: Следовать:
Делиться:
Открыть / Закрыть
Что такое самообучение? Преимущества для учащихся
Благодаря такому большому объему информации, доступному учащимся, им как никогда легко учиться самостоятельно.
Самостоятельное обучение становится все более и более популярным способом вовлечения учащихся в то, что они изучают в классе. Учащиеся имеют доступ к такому количеству ресурсов, что теперь обучение может происходить где угодно и когда угодно, а не только в классе.
Что такое самообучение?
Самообучение — это метод обучения, при котором учащиеся сами руководят своим обучением вне классной комнаты и без непосредственного надзора. Поскольку студенты могут контролировать то, что (и как) они изучают, самообучение может быть очень ценным способом обучения для многих студентов.
Самостоятельное обучение и традиционное обучение в классе можно использовать вместе, чтобы помочь вашему ребенку получить максимальную отдачу от своего учебного опыта. Вместе эти методы помогают учащимся лучше усваивать и запоминать информацию, улучшая понимание, оценки и мотивацию.
Важность самообучения
Самостоятельное обучение — отличный метод, который студенты могут использовать для улучшения своего учебного опыта, независимо от того, готовятся ли они к курсу или изучают тему для развлечения.
Используя самообучение, учащиеся могут выйти за рамки простого изучения того, чему их учат учебники и преподаватели. Практикуя самообучение, они поощряются к дальнейшему изучению интересующих их тем, в результате чего развиваются более сильные навыки обучения.
Одним из основных преимуществ самостоятельного обучения является то, что учащиеся могут контролировать свое обучение. А когда учащиеся получают контроль, они становятся еще более заинтересованными в учебе.
Хорошая новость для всех!
Преимущества самостоятельного обучения для студентов
1. Студенты учатся более эффективно. Самостоятельное изучение темы поощряет вашего ребенка к активному взаимодействию с информацией. Самостоятельно изучающие могут глубже размышлять над темами и устанавливать связи между тем, что они изучают. И когда студенты увлечены (и увлечены) тем, что они изучают, они могут лучше запомнить это.
Самостоятельное обучение также помогает развивать учебные навыки, которые ваш ребенок может использовать для изучения новых тем или выполнения сложных школьных заданий.
2. Учащиеся узнают больше о темах, которые они изучают. Самостоятельная работа заключается в поиске новой информации по интересующей вашего ребенка теме. Самостоятельный поиск этой информации дает учащимся возможность узнать больше об этой теме (а не только о том, чему их учат в классе).
3. Повышает самооценку учащихся. По мере того, как учащиеся больше занимаются самостоятельным изучением, многие из них становятся более уверенными в себе учениками. Они способны видеть себя независимым человеком, способным учиться новому без чьей-либо помощи. Это может стать серьезным стимулом для студентов.
4. Студенты могут учиться в своем собственном темпе. Самообучение позволяет учащимся учиться в своем собственном темпе, сосредоточив внимание на областях, которые им наиболее интересны (или которые они хотят понять немного лучше). Это помогает уменьшить чувство разочарования, беспокойства или скуки, с которыми учащиеся могут бороться в классе.
5. Поощряет любопытство. Любопытство — один из главных (и часто упускаемых из виду) элементов мотивации учащихся к учебе. Когда студенты не вовлечены в то, что они изучают, они усваивают меньше информации. Они учатся запоминать, а не понимать. Самообучение позволяет учащимся выбирать то, что им интересно и интересно узнать, что ведет к более эффективному обучению
Помогите своему ребенку стать эффективным самоучителем
1. Найдите ресурсы по этой теме. Помогите своему ребенку найти ресурсы, которые предоставляют больше информации по теме, которую он изучает. Книги, статьи и образовательные видеоролики — все это очень эффективные способы расширить его или ее понимание новых концепций.
2. Расскажите о том, что изучает ваш ребенок. Поговорите со своим ребенком о том, что он изучает и какие темы его больше всего интересуют. Разговор о том, что он или она изучает, — отличный способ для вашего ребенка улучшить понимание и мотивацию учиться (и делиться!) больше.
3. Используйте разные методы обучения. У каждого учащегося есть свой предпочтительный метод обучения, и это не является исключением при самостоятельном обучении. Самое замечательное в самообучении то, что ваш ребенок может выбрать то, что лучше всего подходит для него или нее. Поощряйте вашего ребенка пробовать различные методы обучения, такие как чтение книг, просмотр видео, создание ментальных карт или другие действия, которые помогают вашему ребенку обрабатывать информацию.