Самовоспитание в сфере нравственности: Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел
Содержание
Нравственное воспитание(этика и культура)
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
1.2. Содержание
нравственного воспитания. Сущность
нравственности личности. Осмысливая
сущность нравственности личности,
следует иметь в виду, что в
качестве синонима этого понятия
зачастую употребляется термин
мораль.
1.3. Нравственное
воспитание как процесс организации
разнообразной деятельности учащихся
и формирования у них нравственных
качеств.
САМОВОСПИТАНИЕ
Работа над
собой – это работа над мыслью
Самовоспитание
личности
Самосознание
личности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .
ВВЕДЕНИЕ
Сущность
воспитания заключается в таком
взаимодействии, что воспитатель
намеренно стремится повлиять на
воспитуемого: «чем человек как
человек может и должен быть».
То
есть воспитание является одним из видов
деятельности по преобразованию человека
или группы людей. Это практико-преобразующая
деятельность, направленная на изменение
психического состояния, мировоззрения
и сознания, знания и способа деятельности,
личности и ценностных ориентации воспитуемого.
Свою специфику воспитание обнаруживает
в определении цели и позиции воспитателя
по отношению к воспитаннику. При этом
воспитатель учитывает единство природной,
генетической, психологической и социальной
сути воспитуемого, а также его возраст
и условия жизни. Как показывает практика,
функция воспитательного воздействия
может реализовываться разными способами,
на различных уровнях, с множественными
целями.
Сам человек
может целенаправленно оказывать на себя
воспитательное влияние, управляя своим
психологическим состоянием, поведением
и активностью. В таком случае можно говорить
о самовоспитании. При этом от позиции
человека в отношении себя (кем бы он хотел
быть в настоящем и стать в будущем) зависит
выбор воспитательной цели и способов
ее достижения.
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
1.
1. Формирование нравственности
– важнейшая задача.
Мораль как регулятор
поведения личности.
В процессе
воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование ее
нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, подчинятся
определенным нормам, правилам и требованиям.
Вот почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией
которых является регуляция поведения
человека во всех сферах его жизни и деятельности
– в труде и в быту, в семье и в отношениях
с другими людьми, в политике и науке, в
гражданских проявлениях, играх и т.д.
такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления государственных органов,
производственно -административные правила
на предприятиях и в учреждениях, уставы
и инструкции, указания и приказы служебных
лиц и, наконец, нравственность.
Есть
существенное отличия в том, как
влияют на поведение людей различные
правовые нормы, законы, административные
правила и указания служебных
лиц, с одной стороны, и нравственность
– с другой. Правовые и административные
нормы и правила имеют обязательный
характер, и за их нарушение личность
несет юридическую или административную
ответственность. Нарушил, например, человек
тот или иной закон, опоздал на
работу или не выполнил соответствующих
служебных инструкций – неси правовую
или административную ответственность.
В обществе созданы даже специальные
органы (суд, прокуратура, милиция, различные
инспекции, комиссии и т.д.), которые
наблюдают за выполнением законов,
разных постановлений и обязательных
указаний и применяют соответствующие
санкции (от лат. строжайшее постановление)
к тем, кто их нарушает.
Иное
дело нравственность, или мораль. Нормы
и правила, которые относятся
к ее сфере, такого обязательного
характера не имеют, и практически
их соблюдение зависит от самой личности.
Когда
же тот или иной человек их нарушает,
общество, знакомые и незнакомые люди
имеют только одно средство воздействия
на него – силу общественного мнения:
упреки, моральное порицание и, наконец,
общественное осуждение, если аморальные
действия и поступки приобретают
еже более серьезный характер.
Возьмем
тот же пример с опозданием. Если
человек опоздал на работу, на него
может быть наложено административное
взыскание (предупреждение, выговор
и т.д.). Но если тот же человек опоздал
на встречу со своим знакомым и последний
был вынужден долго ждать его, никаких
санкций не бывает, а значит может его
только упрекнуть или сделать товарищеское
замечание. Как видим, соблюдение моральных
норм и правил базируется не на предупреждении,
а главным образом на сознательности самой
личности, на понимании ею этих норм и
правил и необходимости их соблюдения.
В этике – философской науке о морали
— существуют две основные нравственные
категории – добро и зло. Соблюдение моральных
требований, их поддержка личностью обычно
ассоциируется с добром.
Нарушение же
моральных норм и правил, отступление
от них характеризуется как нравственное
зло. Понимание этого и побуждает личность
общества, совершенствовать свое поведение,
что одновременно означает и ее моральное
развитие. Правда, немаловажную роль здесь
играет сам характер нравственности и
ее содержание. Нравственность фашистского
тоталитарного государства, например,
развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество
и вела к деградации личности. Только мораль
гуманного и демократического общества,
которая сама носит прогрессивный характер,
содействует действительному прогрессивному
развитию и совершенствованию личности.
Но
моральные усовершенствования поддерживаются
не только силой общественного мнения,
большую роль в этом играют нравственные
обычаи, привычки и традиции, которые культивируются
в обществе. Люди давно заметили, что нравственность
личности не может основываться только
на ее моральной сознательности, что она
становится более прочной, когда соблюдение
нравственных норм и правил приобретает
характер привычных способов поведения
и деятельности.
Поскольку соблюдение
нравственных требований общества в конечном
итоге зависит от самой личности, поскольку
она выступает в качестве хранительницы
и субъекта морального прогресса, вполне
понятно, какое огромное значение приобретает
нравственное воспитание, повышение его
содержательности и педагогической действительности.
Многие общественные деятели, писатели
и педагоги с давних времен считали, что
нравственное воспитание не только оказывает
решающее влияние на формирование положительных
качеств личности, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре ее
воспитательной деятельности.
Содержание
нравственного воспитания.
Сущность нравственности
личности. Осмысливая
сущность нравственности
личности, следует
иметь в виду, что
в качестве синонима
этого понятия
зачастую употребляется
термин мораль.
Между
тем эти понятия необходимо различать.
Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в
обществе норм, правил и требований,
которые предъявляются к личности
в различных сферах жизни и
деятельности. Нравственность человека
трактуется как совокупность его
сознания, навыков и привычек, связанных
с соблюдением этих норм, правил
и требований. Указанные трактовки
весьма важны для педагогики. Формирование
нравственности, или нравственной воспитанности
есть не что иное, как перевод моральных
норм, правил и требований в знания, навыки
и привычки поведения личности и как неуклонное
соблюдение.
Но
что означают моральные (нравственные)
нормы, правила и требования к
поведению личности? Они есть не
что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью
общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной
и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Мораль
общества охватывает большое многообразие
этих отношений. Если их сгруппировать,
то можно четко представить содержание
воспитательной работы по формированию
нравственности учащихся. В целом
эта работа должна включать в себя
формирование следующих моральных
отношений:
отношение
к политике нашего государства: понимание
хода и перспектив мирового развития ;
правильная оценка событий внутри страны
и на международной арене; понимание моральных
и духовных ценностей; стремление к справедливости,
демократии и свободе народов;
отношение
к родине, другим странам и народам: любовь
и преданность родине; нетерпимость к
национальной и расовой неприязни; доброжелательность
ко всем странам и народам; культура межнациональных
отношений;
отношение
к труду: добросовестный труд на общее
и личное благо; соблюдение дисциплины
труда;
отношение
к общественному достоянию и материальным
ценностям: забота о сохранении и умножении
общественного достояния, бережливость,
охрана природы;
отношения
к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь,
гуманность, взаимное уважение, забота
о семье и воспитании детей;
отношение
к себе: высокое сознание общественного
долга; чувство собственного достоинства,
принципиальность.
Каждое
из перечисленных отношений включает
в себя целый ряд норм, правил
и требований, которых должна придерживаться
личность и которые составляют основу
ее жизни и поведения. Именно эти
правила и требования не только детализируют
содержание нравственного воспитания,
но и указывают на его исключительно
большую многогранность.
Но
для нравственного воспитания необходимо
хорошо ориентироваться не только в
его содержании. Не менее важно детально
осмыслить, какого человека можно считать
нравственным и в чем, собственно говоря,
проявляется настоящая сущность нравственности
вообще. При ответе на эти вопросы, на первый
взгляд, напрашивается вывод: нравственным
является тот человек, который в своем
поведении и жизни придерживается моральных
норм и правил и выполняет их. Но можно
выполнять их под влиянием внешнего принуждения
или стремясь показать свою “нравственность”
в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность”
есть не что иное, как лицемерие. При малейшем
изменений обстоятельств и жизненных
условий такой человек, как, хамелеон,
быстро меняет свою нравственную окраску
и начинает отрицать и ругать то, что раньше
хвалил.
В условиях
обновляющихся в стране социальных обстоятельств,
демократизации и свободы общества исключительно
важно, чтобы сама личность стремилась
быть нравственной, чтобы она выполняла
нравственные нормы правила не благодаря
внешним общественным стимулам или принуждению,
а в силу внутреннего влечения к добру,
справедливости, благородству и глубокого
понимания их необходимости. Именно это
имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать
каждому руки, а не связывать; нужно напирать
на то, чтобы каждый сам себя держал в руках,
а не на то, чтобы его держали другие: чтобы
он был строже к себе в несколько раз самого
закона”.
Нравственным
нужно считать такого человека, для
которого нормы правила и требования
морали выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как глубоко
осмысленные и привычные формы
поведения. Говоря точнее, в своем
истинном значении нравственность не
имеет ничего общего с послушно-механическим,
вынуждаемым только внешними обстоятельствами
и требованиями выполнением установленных
в обществе моральных норм и правил.
Она есть не что иное, как внутренний
категорический императив личности,
в качестве побудительных сил
которого выступают ее здоровые общественные
потребности и связанные с
ними знания, взгляды, убеждения и
идеалы. О нравственности можно судить
только тогда, когда он правильно
ведет себя в силу внутреннего
побуждения (потребности), когда в
качестве контроля выступают его
собственные взгляды и убеждения.
Выработка таких взглядов и убеждений
и соответствующих им привычек поведения
и составляет глубинную сущность
нравственного воспитания.
В этом
смысле нравственность личности органически
связана с ее моральными чувствами,
с ее совестью, с постоянной оценкой
своего поведения и стремлением
к искреннему раскаянию в тех
случаях, когда допущены нарушения
моральных принципов. Совесть и
раскаяние личности в своих аморальных
поступках – сильнейшие стимулы
ее нравственного развития и самосовершенствования.
К сожалению, формированию этих личностных
чувств не всегда придается должное
значение. “Раскаяние — одно из великих
достижений человеческого духа –
в наши дни дискредитировано. Оно,
можно сказать, полностью ушло из
нравственного мира современного человека.
Но как же может человек быть человеком
без раскаяния, без того потрясения
и презрения, которые достигаются
через осознание вины – в действиях
ли, через порывы самобичевания или
самоосуждения”. Все это показывает,
что нравственное развитие личности
невозможно без формирования ее моральной
сознательности, моральной совести
и глубокого внутреннего стремления
к моральному благородству.
Воспитание нравственных качеств у детей старшего школьного возраста в школе
Дэвид Могк, факультет наук о Земле, Университет штата Монтана, частично основанный на материалах, разработанных участниками семинара «Преподавание геоэтики в рамках учебной программы» 2014 года.
Я отличаю правильное от неправильного Я отличаю правильное от неправильного Если я умру и моя душа потеряется Никто не виноват, кроме меня.
—Дэвид Бромберг, легендарный исполнитель фолка и блюза
Как студенты учатся отличать правильное от неправильного в ходе предпрофессиональной подготовки в области наук о Земле? Системы личных ценностей разрабатываются в контексте ценностей и ожиданий профессии, но в конечном итоге люди несут ответственность за свои собственные системы ценностей и поведение. Цели обучения ученых-геологов геоэтике включают: 1) развитие способности распознавать этические дилеммы и их последствия и 2) предоставление «инструментария» стратегий и практик для использования этического принятия решений для решения этих проблем. Частью этого важного обучения является:
Самоконтроль и саморегулирующееся поведение : как и при развитии метапознания (учащиеся должны осознавать свое собственное обучение), геоэтика требует, чтобы учащиеся осознавали возникающие этические проблемы и принимали соответствующие меры реагировать на эти ситуации. Это особенно важно, поскольку учащиеся готовятся к проведению своих научных исследований и взаимодействию с учеными. Эти уроки нельзя усвоить за один раз, их необходимо регулярно практиковать на протяжении всей учебной программы с разных точек зрения; и
Обращение к спорным вопросам : это важный аспект области аффективной сферы, в котором рассматриваются конфликтующие ценности, которые могут быть основаны на устоявшихся убеждениях, предубеждениях, стереотипах, суждениях и сложных проблемах, которые нелегко свести к «черным или белые» представления. Учащиеся должны знать и чувствовать себя комфортно со своими собственными системами ценностей (например, четкое и точное представление доказательств, признание пределов понимания, устранение неопределенности), поскольку они призваны решать спорные вопросы, такие как эволюция и изменение климата, по мере того, как они взаимодействовать с публикой.
Критическое мышление : существует тесное соответствие между принципами этического мышления и критического мышления (см. ресурсы Фонда критического мышления. Элементы мышления, представленные в Миниатюрном руководстве по концепциям и инструментам критического мышления, 7-е издание, Ричарда Пола и Линды Элдер (см. стр. 3), хорошо сочетаются с элементами этического принятия решений, представленными на следующей веб-странице.
Спорный вопрос — в чем проблема или вопрос?
Информация — данные, факты, причины, наблюдения, опыт, доказательства
Интерпретация и вывод – выводы, решения
Концепции — теории, определения, законы, принципы, модели
Предположения — предпосылки, аксиомы, само собой разумеющееся
Значение и последствия
Точка обзора — рамки опорных перспектив, ориентации
Цель — цели, задачи.
См. также презентации на осеннем собрании AGU 2015 г., посвященном геоэтике и критическому мышлению на курсах бакалавриата по геонаукам.
Личные ценности, на которые можно обратить внимание при обучении этике
Существуют некоторые руководящие этические принципы, которые могут помочь в разработке систем личных ценностей для молодых геологов: Шон Тейлор предоставил этот список ценностей, которые могут быть частью этического обучения (из семинара 2014 ):
Автономия – личная свобода
Благотворительность — делать добро для человека и общества
Утилита — самая полезная для большинства людей
Без вреда — не навреди
Справедливость — равный доступ
Конфиденциальность и конфиденциальность
Устойчивое развитие — обеспечение потребностей сегодняшнего дня без ущерба для будущих поколений
Геонаследие — Сохранение природы для будущих поколений
Принципы — разнообразие, предвидение, интеграция, расширение возможностей, обратимость
Существует богатая литература по исследованию нравственного развития личности. Вот несколько примеров:
Kohlberg, L. (1977). Значение нравственных стадий для образования взрослых. Религиозное образование, 72 (2), 183–201.
Кольберг, Л. (1984). Психология нравственного развития: Природа и обоснованность нравственных стадий. В Очерки нравственного развития (Том 2). Сан-Франциско, Калифорния: Harper & Row.
См. также:
Поддержка успехов студентов в колледже. Роль оценки внутриличностных и межличностных компетенций — National Academy Press (2017). «… исследователи высшего образования и политики изучают роль внутриличностных и межличностных компетенций в поддержке успеха студентов». (Скачать PDF).
Некоторые размышления об этике и себе
Уделите немного времени и просмотрите следующие короткие видеоролики, вопросы для обсуждения и тематические исследования из Школы бизнеса Маккомбса, «Этика без упаковки», Техасский университет в Остине:
Быть лучшим «Я», Часть 1: Моральное осознание — «Нравственное осознание — это способность обнаруживать и оценивать этические аспекты решения, которое необходимо принять».
Быть лучшим в себе Часть 2, Принятие моральных решений — «Принятие моральных решений — это способность дать разумный и обоснованный ответ на этический вопрос».
Быть лучшим в себе, часть 3, моральное намерение — «Нравственное намерение — это желание действовать этично, когда сталкиваешься с решением, и преодолеть рационализацию, чтобы не быть этичным «на этот раз».»
Быть лучшим «я», Часть 4: Нравственное действие — «Нравственное действие включает в себя принятие необходимых шагов для преобразования намерения поступать правильно в реальность. Это включает в себя моральную ответственность, моральную эффективность и моральное мужество».
Введение в поведенческую этику; Поведенческая этика исследует, почему люди принимают этические (и неэтичные) решения, чтобы понять, как люди могут улучшить свои этические решения и поведение.
Все не относительно — «Релятивизм — это вера в то, что вредоносное действие является «правильным», если преступник утверждает, что оно «правильное», но что правильно, а что неправильно, не всегда относительно».
Моральный агент и субъект моральной ценности — «Моральный агент способен действовать в соответствии с правильным и неправильным и имеет право умышленно причинять вред другому. Моральный субъект — это все, чему можно причинить вред».
Знак «Остановись и подумай»
Пример:
Аллан Макдональд, инженер компании Morton Thiokol, отказался одобрить запуск космического корабля «Челленджер» до катастрофы 1986 года и разоблачил следующее связанное сокрытие (см. его прохождения в этом отчете от NPR). Несмотря на значительное политическое давление и последствия для его карьеры, он поступил правильно. Два его личных девиза дают руководство по этике и самому себе:
«Всегда поступай правильно по правильной причине в нужное время с правильными людьми . [И] у тебя будет никаких сожалений до конца твоей жизни . »
«Сожаление о том, что мы сделали, со временем смягчается. Но сожаление о том, что мы не сделали, безутешно.»
Слова, которыми нужно жить.
Остановись и подумай!
«Познай самого себя» было начертано на портале храма Аполлона в Дельфах , были приняты в качестве максимы 7 греческими мудрецами и составляют важную часть фундамента западной философии. Сократ расширил это изречение, заявив : «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Даже в наше время, возможно, это хороший совет: притормозить, задуматься об истинном самопознании и прийти к соглашению со своими личными системами ценностей. Каждый из нас должен задаться вопросом: каковы основы моей личной этики? Узнаю ли я «красные флажки», когда возникнут этические проблемы, услышу ли я тот «внутренний голос», который предупредит меня о грядущих неприятностях? Как я отреагирую, когда столкнусь с этическими вызовами? Хватит ли у меня мужества ответить и быть моральным агентом?
Благодаря развитию технологий человечества, способности использовать энергию и попыткам контролировать природу, ученые-геологи часто имеют возможность сказать: «Мы можем это сделать». Но, возможно, наш внутренний голос должен заговорить и спросить: «А должны ли мы? Хватит ли нам мудрости пойти по этому пути?»
При распознавании конфликтов с системами личных ценностей наша цель состоит в том, чтобы помочь учащимся (да и всем гражданам) распознавать этические дилеммы по мере их возникновения, чтобы вовремя предотвратить ситуацию и, при необходимости, смягчить обстоятельства и последствия. Осознание и признание существования этических дилемм является первым шагом.
В следующем разделе приведены некоторые рекомендации по этичному принятию решений.
Исследование противодействия нравственному самовоспитанию студентов обычных колледжей
Исследование контрмер нравственного самовоспитания студентов обычных колледжей
Авторы
Хань Вэй Китайский западный педагогический университет, Китай
DOI:
https://doi.org/10.31686/ijier.vol3.iss11.465
Ключевые слова:
Студенты колледжа, нравственность, самовоспитание, меры противодействия
Аннотация
В этой статье, основанной на концепции нравственного самовоспитания студентов обычных колледжей, анализируются четыре основные характеристики нравственного воспитания студентов колледжей: интроверсия, автономия, социальность и участие на протяжении всей жизни. А также изучается контрмеры нравственного воспитания студентов колледжа, направленные на повышение их нравственности на основе самовоспитания.
Загрузки
Данные для загрузки пока недоступны.
Биография автора
Хань Вэй, Западно-китайский педагогический университет, Китай
Организационный отдел
Рекомендации
[1] Цзин Ченг, Идеологическое и политическое воспитание Поле зрения самообразования студентов [J]. База данных China Journal Net, 2010.03. [2] Антология Маркса и Энгельса (том 1) [M], Пекин: Народная пресса, 1972. [3] Чжиюнь Джин, Самообразование: исследование метода и модели [J]. Академический журнал Университета Янчжоу (Higher Education Research Press), 2000 (1). [4] Юнсян Ма, Менталитет, знание и мораль [M]. Шанхай: Объединенная издательская корпорация, 2006:18. [5] Кешуи Цзя, Возможность самообразования и самоуправления студентов [J]. Исследование политических мыслей, 1995:5. [6] Маолинь Чен, Пять вопросов о нравственном воспитании [N].