Сдвг что делать родителям: Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Содержание

СДВГ: советы родителям — Мамарада

Если ребенок изо всех сил пытается справиться с Синдромом дефицита внимания и гиперподвижности (СДВГ), существует несколько способов, с помощью которых родители могут его поддержать.


Как помочь ребенку с СДВГ?

Примерно каждый третий человек, у которого в детстве был диагностирован СДВГ, вырастет из этого состояния, и не будет нуждаться в лечении во взрослом возрасте. Дети, получающие специализированное лечение с учетом их потребностей, часто могут успешно обучиться стратегиям совладения с существующими проблемами, улучшить результаты в учебе, в отношениях с окружающими, в жизненных навыках адаптации.

Диагностика СДВГ требует обследования у специалиста (детского психиатра или педиатра). Врач оценивает модели поведения ребенка путем наблюдения, тестирования, получения отчетов о его поведении дома и в школе. Полученная информация может послужить основой для составления эффективного плана лечения, чтобы ребенок смог полностью раскрыть свой жизненный потенциал.


Основные шаги, которые нужно предпринять родителям ребенка с СДВГ

Вот основные подходы, которые действительно могут иметь значение:

  1. Обратитесь к терапевту или в школу, если вы беспокоитесь, что у вашего ребенка может быть СДВГ. Установленный диагноз может помочь ребенку вовремя начать получать лечение и психологическую помощь.

  2. СДВГ — это проблема всей семьи. Убедитесь, что все члены семьи понимают, что происходит с ребенком, примут как это не как катастрофу, а как обычную болезнь, при которой ребенок нуждается в помощи, и постараются сохранять баланс внимания в семье.

  3. Избегайте создания у вашего ребенка с СДВГ «плохой репутации» в семье.

  4. Важно поддерживать свои личные границы и дисциплину и не мириться с плохим поведением, таким как непослушание, ругань или насилие.

  5. Убедитесь, что вы помогаете своему ребенку вести здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярной физической активности и режима сна.

  6. Давайте ребенку простые и понятные инструкции или просьбы — говорите с ним с небольшого расстояния, глядя в глаза, говорите медленно и спокойно.

  7. Хвалите своего ребенка, когда он сделал то, что требуется, пусть даже незначительный (но будьте осторожны, чтобы не перехвалить).

  8. Напишите списки полезных правил и разместите их где-нибудь на виду (холодильник).

  9. Разбейте необходимое время ребенка для сидения за столом, такое как приемы пищи и выполнение домашних заданий, на небольшие промежутки, скажем, по 15-20 минут.

  10. Избегайте кормить ребенка пищей с пищевыми добавками и красителями, так имеются научные данные, что дети с СДВГ особенно чувствительны к ним.

  11. Узнайте о местных программах для родителей и группах поддержки — они действительно могут помочь лучше справляться с проблемами.


Как решать проблемы с вызывающим поведением ребенка с СДВГ?

Дети в разное время ведут себя по-разному. Чувство расстройства, грусти, раздражения, разочарования и многих других эмоций — нормальная и здоровая часть их жизни. Многие дети проходят этапы установления и тестирования границ дозволенного и, вероятно, будут вести себя слишком вызывающе. Особенно это характерно для детей с СДВГ. Иногда у детей младшего возраста случаются истерики, в то время как дети старшего возраста могут иногда кричать, бушевать или даже набрасываться на родителей или любые препятствия, либо предметы.

Когда говорится о «вызывающем поведении», имеется в виду поведение, которое является постоянным и которым трудно управлять как родителям, так и самому ребенку. Сюда входят такие вещи, как:

  • Много вспышек гнева

  • Регулярные крики, ругань и споры

  • Агрессивные действия: удары, укусы или пинки

  • Повреждение вещей в доме или школе

  • Недоброжелательность или запугивание по отношению к другим членам семьи или детям

  • Постоянные неприятности в школе

Постоянное вызывающее поведение ребенка утомляет и деморализует. В семьях это часто приводит к тому, что все чувствуют себя менее позитивно и комфортно.

Поведение ребенка — это сообщение о том, что он чувствует. Когда ребенок переходит допустимые границы, чтобы понять причины происходящего, можно представить айсберг. Сложное поведение — это верхушка, но, вероятно, под поверхностью может скрываться целый ряд эмоций. Начав разговаривать с ребенком, родители смогут узнать больше о том, что он чувствует, и что с ним происходит.


Как разговаривать со сложным ребенком?
  1. Найдите подходящее время и место для разговора. Вашему ребенку будет легче говорить, если вы начнете разговор во время какого-нибудь занятия.

  2. Дайте понять ребенку, что проблема заключается в его поведении, а не в нем, как личности. Дайте понять ребенку, что нормально — чувствовать то, что он чувствуют, будь то грусть, злость, беспокойство или что-то еще, и что вы можете работать вместе, чтобы найти новые способы справиться с этими чувствами.

  3. Объясните, почему вызывающее поведение вас не устраивает, — так, чтобы он понял. Например, вы можете сказать, что, хотя злиться — это нормально, другим людям больно, когда они бьют.

  4. Будьте любопытными, чуткими и непредвзятыми. Сосредоточьтесь на том, чтобы слушать ребенка и пытаться понять вещи с его точки зрения.

  5. Используйте простые фразы, такие как «Я замечаю, что ты много кричишь», «Я думаю, что тебя что- то расстраивает», «Я волнуюсь, что ты недоволен» и «Мне нужно, чтобы ты знал, что можешь поговорить со мной, о том, что происходит».

  6. Заверьте ребенка, что вы его любите и хотите помочь ему почувствовать себя счастливее и научится получать удовольствие от жизни.


Как еще можно помочь ребенку с вызывающим поведением?
  1. Установите четкие границы и распорядок и придерживайтесь их как можно больше.

    Вы можете сделать это, заключив семейное соглашение, в котором будут оговорены такие вещи, как ограничение времени просмотра телевизора или игры в компьютер, время приема пищи, и время, когда нужно вставать из постели и ложиться спать.

  2. Предупреждение о последствиях. Ваш ребенок может лучше отреагировать, если вы предупредите о последствиях, чтобы у него была возможность изменить свое поведение. После объяснения последствий важно поговорить вместе о том, что произошло, и вернуться к позитивному взаимодействию.

  3. Поддерживайте желательное поведение. Обращайте внимание и поощряйте ребенка, когда он демонстрирует тип поведения, о котором вы его просили, и конкретно объясните, почему вы его хвалите.

  4. Обсудите вместе занятия, которые помогут ребенку выразить свои чувства и успокоиться. Это может быть рисование, занятия активным отдыхом, например бег, прыжки или любимый вид спорта, чтение книги, написание рассказа, выпечка или изготовление чего-нибудь из пластилина или Lego.

  5. Помогите ребенку понять свои чувства. Если вы демонстрируете интерес к чувствам и переживанием вашего ребенка, это поможет ему понять и найти слова, чтобы описать их. Вы также можете помочь им вовремя замечать признаки, которые дают им понять, что они могут «взорваться», — например, ощущение жара, сжимание мышц или более тяжелое дыхание.

  6. Постарайтесь сохранять спокойствие. Вы можете чувствовать разочарование, злость или подавленность, когда ваш ребенок ведет себя вызывающе — и это совершенно нормально. Старайтесь не реагировать и не возражать, когда дела обстоят именно так. Прежде, чем говорить об этом, дайте себе и своему ребенку немного времени остыть.

  7. Проводите время со своим ребенком. Найдите то, чем вы можете наслаждаться вместе, например, пойти в парк, поиграть в настольную игру, приготовить что-нибудь или посмотреть любимый фильм.

  8. Поговорите с преподавателями в школе вашего ребенка. Поделитесь своими опасениями с их учителем и узнайте, каков их опыт. Как ваш ребенок ведет себя в школе? Это похоже или отличается от того, как они ведут себя дома? Если учитель вашего ребенка нашел способ, который помогает нормализовать поведение, может быть полезно попробовать это и дома.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это поведенческое расстройство развития. Как правило, оно диагностируется у детей. Ребенок с СДВГ испытывает трудности с концентрацией внимания, он становится гиперактивным, плохо управляемым и импульсивным. К сожалению, многие родители и педагоги в школе не воспринимают это расстройство всерьез и связывают поведение ребенка с баловством и невоспитанностью. Дети с СДВГ зачастую подвергаются давлению, как со стороны родителей, так и со стороны других детей. Всё это — благоприятная почва для дальнейших психических заболеваний и формирования криминогенного поведения во взрослом возрасте.

Как вовремя определить, что ребенку нужна профессиональная помощь? Каковы причины появления синдрома? И как быть, если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ? Рассказывает ведущий научный сотрудник Уральского федерального университета Сергей Киселев.

Сергей Юрьевич Киселев – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Уральского федерального университета, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития.

— Я вспоминаю, как 13 лет назад моему двоюродному брату поставили диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Тогда в России почти никто не знал об этом диагнозе. Расскажите, что известно сегодня?

— На самом деле, мы до сих пор до конца не знаем, что это за расстройство. Существует определение в Международной классификации болезней, где отдельно выделяется синдром дефицита внимания и отдельно — синдром гиперактивности. Однако часто мы сталкиваемся с двумя наборами симптоматики. Такое проявление принято называть синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ.

При этом до сих пор не существует общепринятого представления о причинах возникновения СДВГ, о механизмах, которые обуславливают симптоматику синдрома. В нашем распоряжении лишь ряд разных моделей, которые пытаются объяснить внешние наблюдаемые симптомы. Я рассматриваю это расстройство с точки зрения нейропсихологии в рамках Луриевского подхода. Российский психолог и врач-невропатолог Александр Романович Лурия создал отечественную нейропсихологию, которая известна во всем мире именно как Луриевская нейропсихология. Его последователи и ученики разработали собственную концепцию природы нарушения поведения и психики у детей с СДВГ.

Речь идет не только о проблемах с вниманием или гиперактивностью. У этих детей есть целый набор симптомов, связанных с нарушением разных психических функций, например, у них часто наблюдаются специфические нарушения в памяти, повышенная истощаемость, трудности включения в задания, флуктуация активности и др. Перед современными специалистами стоит задача — объяснить причины и механизмы возникновения этого набора симптомов.

Почему это важно? Если мы будем знать механизм расстройства, то мы сможем эффективнее помогать детям бороться с ними. Это позволит нам правильно выстраивать коррекцию развития детей с диагнозом СДВГ, которая будет работать с механизмом расстройства, а не внешними симптомами. Подавление или снятие симптомов часто не означает, что мы воздействуем на механизм расстройства, поэтому такая коррекция имеет кратковременное действие. Например, если у человека кашель, который связан с туберкулёзом, то таблетки от кашля, естественно, не вылечат это заболевание. В этом случае надо лечить туберкулёз, тогда и кашель, как один из симптомов этого заболевания, исчезнет. Также с поведенческими расстройствами. Надо воздействовать на механизм расстройства, а не «снимать симптомы».  

Также, к сожалению, пока не существует общепринятого понимания того, какими могут быть варианты СДВГ.  Скорее всего, существуют различные виды и типы этого синдрома. Например, современные исследования показывают, что под такое расстройство как РАС (расстройства аутистического спектра) подпадает множество разных вариантов этого расстройства, включая синдром Аспергера, синдром Каннера, РДА (ранний детский аутизм) и др. Очевидно, что СДВГ также включает разные разновидности.

Также важно понимать, что существуют индивидуальные особенности протекания этого заболевания.

Специалисты должны не просто ставить диагноз СДВГ, тем самым вешая на ребенка своеобразный ярлык. Они должны четко понимать, с каким вариантом СДВГ нужно работать в конкретной ситуации. Необходимо понимать индивидуальные особенности протекания СДВГ у каждого ребенка.

Одна из серьезных задач современной детской нейропсихологии и неврологии — разработка алгоритма помощи детям с СДВГ с учетом вида расстройства, возраста, пола, индивидуальных и типологических особенностей ребенка.

— Опишите ключевые симптомы, которые могут указать на СДВГ на ранних стадиях?

— Если говорить о наиболее грубом варианте СДВГ, то здесь есть ряд основных наборов симптомов.

Первый набор симптомов связан с поведенческими особенностями. Один из ключевых симптомов — повышенная истощаемость. Такие дети, как правило, не могут заниматься какой-то одной деятельностью долгое время. В школе, например, дети с СДВГ не могут усидеть 40 минут урока, слушать учителя, выполнять задания. Они быстро истощаются и переключаются на другую деятельность. Истощаемость такого рода сильно мешает успешно учиться, а в более широком смысле, эффективно адаптироваться к миру.

Второй ключевой симптом связан с неспособностью быстро включаться в определенную деятельность. Простой пример: начало урока после перемены. Типичный ребенок быстро входит в соответствующий учебной деятельности темп активности, начинает слушать учителя, выполнять учебные задания. Ребенок с СДВГ не может быстро менять уровень активности мозга. На перемене, когда он бегал, прыгал, играл с другими детьми, у него была повышенная активность, но для учебной деятельности она не подходит. Повышенный уровень активности мозга никак не может снизиться до подходящего для учебной деятельности. Отсюда — серьезные проблемы с успешностью обучения, частые замечания со стороны учителя и т.д.

Третий симптом проявляется в виде своеобразных волн активности. У таких детей наблюдается эффект либо повышения активности, либо резкого её спада. Подобная волнообразная активность проявляется также и в школе во время урока. На фоне этих колебаний активности возникает специфический эффект — на пиках гипер- и гипоактивности дети с СДВГ не успешны в выполнении учебных заданий. В такие моменты активность их мозга не соответствует учебной деятельности. Но когда на короткий промежуток времени их активность мозга стабилизируется и входит в согласие с учебной деятельностью, они с легкостью отвечают на вопросы учителя, могут решить сложную задачу и т. д.

Именно поэтому многие учителя замечают, что дети с СДВГ часто непослушны, хаотичны, но при этом у них наблюдается нормальный интеллект. Действительно, когнитивные ресурсы таких детей часто достаточно хорошие. И на фоне оптимального уровня активности мозга они реализуют их по максимуму. А когда уровень активности не соответствует учебной деятельности, они, естественно, показывают плохие результаты.

На самом деле, у каждого из нас есть волны активности. В течение дня мы переживаем периоды ее роста и спада. Это характеризует нормальную особенность работы нашей нервной системы. Она требует периода покоя, отдыха и активности. Но у детей с СДВГ эта особенность проявляется в гипертрофированной форме. Волны активности сменяются чаще и заметнее.

Четвертый симптом — гиперактивность, которая проявляется в виде повышенной двигательной активности, неусидчивости, большого количества лишних движений, речевой несдержанности и т. д. Существует такое понятие как синкинезия —непроизвольные лишние движения во время выполнения какой-то деятельности или двигательной активности. Например, ребенок пишет что-то в тетради, а в это время у него шевелится язык, двигаются плечи или передвигаются ноги.

По таким ключевым симптомам в поведении ребенка специалисты идентифицируют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Хотя бывают ситуация, когда диагноз ставят при наличии только одного из этих симптомов. И это неправильно. Например, повышенная истощаемость может быть не в рамках СДВГ, а проявляться в следствии дистонии или другого заболевания. Поэтому нужно четко понимать, что СДВГ — это всегда совокупность симптомов.

Помимо группы поведенческих симптомов существует ряд вторичных проявлений. У детей с СДВГ часто наблюдаются когнитивные проблемы. Например, они плохо решают задачи на фоне колебаний активности. Опытный диагност сразу поймет, что причина кроется не в когнитивных способностях ребенка, а в наличии повышенного истощения во время решения задания. Поэтому часто таким детям, к сожалению, приписывают много лишних симптомов. В этом случае надо чётко разграничивать первичные и вторичные симптомы.

Другой интересный феномен связан с памятью. У детей с СДВГ часто наблюдается повышенная стираемость следов памяти в условиях интерференции, то есть мешающей деятельности. Как это проявляется? Представьте, что вам необходимо запомнить два текста. Сначала вы прочитали и, как вам кажется, запомнили первый текст. Затем вам дают второй текст. Запоминая второй материал, вы забываете первый. Это естественная особенность нашей памяти. Но у детей с СДВГ это проявляется в аномальной форме. Например, мы просим ребенка запомнить сначала первые 3 слова, а затем вторые 3 слова. Вторую группу слов он повторяет четко, а первые 3 никак не может вспомнить. Подобные проблемы с памятью также мешают детям в учебной деятельности.

Помимо этого, у таких детей наблюдаются проблемы с произвольным контролем. В рамках Луриевской модели за произвольный контроль отвечает так называемый «третий функциональный блок в работе мозга».

Расскажите подробнее об этой модели.

— Согласно Луриевской модели, существует три блока мозга. Первый функциональный блок отвечает за уровень активности мозга. Второй блок — когнитивный. Он связан с обработкой, восприятием и запоминанием информации, поступающей из внешнего мира. Третий блок называется «блоком программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности».

Часто у детей с СДВГ наблюдается вторичное отставание в развитии лобной коры. Это приводит к проблемам производного контроля и производного внимания. Например, такие дети не могут сосредоточиться на задании, не могут контролировать свое поведение. Эта симптоматика СДВГ особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Ясно, что в силу возрастных причин уровень производного контроля у этих детей очень незрелый. В старшем возрасте, ближе к 9 годам, у детей с СДВГ за счет улучшения произвольного контроля за своим поведением происходит уменьшение симптомов этого расстройства, то есть начинается проявляться компенсаторный эффект. Однако СДВГ не исчезает, а лишь переходит в латентную (скрытую) форму.

И, наконец, еще один вторичный симптом связан как раз с нарушением непроизвольного внимания. Это симптом по большей части относится к биологии и так называемому ориентировочному рефлексу на новые стимулы. Когда мы слышим неожиданный громкий звук, мы непроизвольно обращаем внимание на источник звука. Эта чисто биологическая реакция позволяет нам эффективно реагировать на потенциально опасные внешние воздействия.

У детей с СДВГ наблюдается своеобразная повышенная чувствительность ко всем внешним воздействиям, например, к различным негромким звукам. У ребенка с СДВГ возникает эффект ориентировочного рефлекса как на сильные стимулы, так и на слабые. Внешне это проявляется как повышенная отвлекаемость ребенка. Важно отметить, что ребенок в этом нисколько не виноват — отвлекаться его заставляют именно ориентировочные рефлексы.

Представьте, что вы идете по ночному лесу. Ваша нервная система в этой ситуации станет очень чувствительной. Вы будете обращать внимание на любые шорохи и звуки. При этом в обычных условиях, когда отсутствуют опасность, мы реагируем лишь на сильные стимулы. Ребенок с СДВГ постоянно чувствует себя так, будто он находится, образно говоря, в таком «темном и страшном лесу». Это приводит к большим проблемам в школе, в общении с учителями и одноклассниками.

Так что симптоматика СДВГ достаточно сложная и комплексная. Чтобы понять, что чувствует ребенок с СДВГ, представьте себе такую ситуацию. Вы находитесь на железнодорожном вокзале, вокруг вас разворачиваются разнообразные события, раздается множество звуков, перед вами мелькают люди, вас толкают и т.д. И в этих условиях вам предлагают решить какую-нибудь задачу. Ясно, что вас будет всё отвлекать и вы не сможете быстро и эффективно решить задачу. Разумеется, если бы вам предложили решить эту же задачу дома в спокойной обстановке, то вы бы справились с ней намного быстрее. Так вот, ребенок с СДВГ словно всё время находится в ситуации железнодорожного вокзала, где его все отвлекает.

Кроме того, ориентировочные рефлексы сопровождаются повышением тревожности ребенка.

Ситуация усугубляется еще и тем, что окружающие реагируют на поведение таких детей неадекватно. На них кричат учителя, родители, сверстники. Дети с СДВГ оказываются под сильным давлением со стороны внешнего мира. А это лишь увеличивает их тревожность.

Таким детям действительно очень тяжело. В жизни они постоянно сталкиваются с проблемами адаптации, даже тогда, когда становятся взрослыми. С возрастом синдром никуда не пропадает. Он лишь переходит в латентную форму, при которой внешние симптомы проявляются не ярко, но при этом такому человеку сложно сосредоточиться на какой-то работе, его одолевает рой мыслей, его постоянно отвлекают различные внешние и внутренние события.

— Известны ли причины возникновения синдрома у детей?

— Почти все поведенческие расстройства детей связаны с генетикой. Однако мы не можем точно сказать, действительно ли у ребенка с генетической предрасположенностью сформируется СДВГ. Дело в том, что любой фенотипический признак, включая поведение, развивается под воздействием двух факторов — генотипа и среды. В определенных средовых условиях генетическая предрасположенность к СДВГ может привести к развитию этого расстройства, а в других условиях — нет.

В качестве факторов риска, которые могут привести к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности, традиционно относят родовые травмы, гипоксию во время родов, недоношенность. Однако не всегда эти факторы приводят к развитию СДВГ. Тем более, если у ребенка нет генетической предрасположенности к этому расстройству.

СДВГ всегда связан с комбинацией факторов генетической предрасположенности и внешних неблагоприятных воздействий, особенно в первый год жизни. В это время активно формируется механизм нейродинамики в мозге, и внешние факторы риска могут привести к развитию этого расстройства. Например, эмоционально негативные переживания ребенка, связанные с отсутствием мамы, могут стать таким фактором риска.

Помимо этого, дети в первый год жизни должны развиваться в условиях адекватной сенсорной нагрузки. Нарушение уровня сенсорной информации приводит к неблагоприятным воздействиям на ретикулярную формацию мозга, что может привести к нарушению нейродинамики и формированию СДВГ.

— Если не уделять расстройству должного внимания, к чему это может привести в будущем?

— Представьте, в каком мире живет ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В школе он чаще всего не успешен, на него давят учителя, родители. Такой ребенок пытается защищаться, часто за счет агрессивных реакций. Это, в конце концов, может вылиться в криминогенное поведение. А повышенная тревожность в дальнейшем может спровоцировать развитие серьезных психических заболеваний, например, патологической  депрессии. То есть у таких детей есть риск развития неблагоприятных сценариев в жизни.

Поэтому необходимо правильно к ним относиться уже в раннем детстве, выстраивать вокруг таких детей правильную атмосферу, адекватно реагировать на проявление тех или иных особенностей, быть более толерантными к ним. Это позволит снизить риск развития девиантного поведения.

— Какие практики применяются для помощи таких детям? Существуют ли лекарственные препараты?

— Если говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности в его грубой форме, то здесь необходима комплексная поддержка. Она предполагает три элемента вмешательства.

Во-первых, необходима медикаментозная поддержка, особенно при грубой форме СДВГ.

Второй элемент — поведенческая коррекция. Существует множество разных техник. Но одна из наиболее эффективных связана с обучением так называемому глубокому диафрагмальному дыханию. Дело в том, что ретикулярная формация, которая отвечает за общий уровень активности нашего мозга, чувствительна к недостатку кислорода. Каждый из нас сталкивался с резким истощением и неэффективной работой, когда находился в душной комнате. Если мы улучшим снабжение ретикулярной формации кислородом, то мозг будет работать лучше. У ребенка с СДВГ дыхание зачастую неравномерное и неглубокое. Это ухудшает снабжение мозга кислородом. Ситуацию можно улучшить, если обучить ребенка технике правильного диафрагмального дыхания.

Кстати, детям с СДВГ хорошо помогают виды спорта, где отрабатывается глубокое дыхание, например, плавание. Майкл Фелпс — 23-кратный олимпийский чемпион по плаванию — тоже в действе страдал от СДВГ. Фелпс справился с этим расстройством во многом благодаря занятию плаванием.

Подобные истории вдохновляют родителей, которые обращаются ко мне за консультацией по поводу СДВГ. Таким детям помогает не только плавание, а любой другой спорт, где дыхание играет важную роль — занятия байдаркой, каноэ, лыжный спорт, бег и другие ритмические и аэробные виды спорта. Правильное дыхание, доведенное до автоматизма,— одно из важнейших помощников детям с СДВГ.

Третье направление нацелено на работу с семьей. Речь идет о семейной терапии и создании правильной атмосферы, в которой живет ребенок. Как правило, дети с СДВГ демонстрируют неадекватные формы поведения, с точки зрения самих родителей. Мамы, папы, бабушки, братья и сестры могут проявлять агрессию, наказывать ребенка за неадекватное поведение. А это, как я уже говорил выше, только ухудшает и без того проблему с тревожностью у этих детей. Поэтому важно, чтобы внутри семьи у ребенка с СДВГ складывались гармоничные и терпимые отношения. В таких условиях выше вероятность того, что у него сформируется механизм произвольной регуляции и контроля, и он постепенно избавится от ярких проявлений симптомов СДВГ.

Наиболее неблагоприятная родительская стратегия, которая приводит к усугублению симптомов СДВГ — это авторитарное воспитание. В дошкольном возрасте оно порождает у ребенка повышенный инфантилизм, перекладывание ответственности на взрослого. Зрелая стратегия воспитания заключается в том, чтобы мама постепенно передавала ответственность ребенку в условиях совместной деятельности.

— Расскажите над чем вы работаете сегодня?

— Наша лаборатория мозга и нейрокогнитивного развития работает в нескольких направлениях. Одно из важных направлений исследований сотрудников нашей лаборатории связано с влиянием детско-родительского взаимодействия на развитие детей младшего и дошкольного возраста. Мы пытаемся понять, какие стратегии и стили воспитания наиболее благоприятно сказываются на развитии ребенка, а какие могут повышать  риск развития различных расстройств, например, СДВГ.

Другое важное направление посвящено изучению цифровизации, влиянию виртуального пространства и компьютерной зависимости на развитие детей. В международной классификации болезней уже введен диагноз под названием digital addiction или цифровая зависимость. К сожалению, так устроена современная среда — она провоцирует ситуацию, при которой ребенок рано погружается в виртуальное пространство и становится зависимым от нее. Некоторые исследования показывают, что раннее взаимодействие ребенка с цифровой средой негативно сказывается на развитии многих базовых механизмов мозга. Ясно, что цифровизация — это реальность, от которой сейчас никуда не деться. Однако очень важно правильно и своевременно знакомить ребенка с цифровой средой, адаптировать его к этой новой реальности.

Третий аспект исследований посвящен формированию единой системы диагностики детей дошкольного возраста, которой в России пока нет. К сожалению, у нас нет общепринятого стандарта, по которому мы можем оценивать развитие детей в дошкольном возрасте, чтобы вовремя выявлять атипичные проявления и риск отклоняющегося поведения. Дело в том, что дошкольный возраст — это период, во время которого формируется большинство базовых мозговых механизмов. Поэтому любые ошибки чреваты серьезными последствиями в будущем. Мы должны научиться быстро выявлять причины девиантного поведения и отклоняющегося развития детей, что будет основой для разработки эффективных методов коррекции. Необходимо вовремя менять среду ребенка с риском развития девиантного поведения, корректировать параметры его развития, чтобы нивелировать риски возникновения различных расстройств. Поэтому нам нужна единая система чувствительной диагностики, которая позволит выявлять не только грубые нарушения в развитии, но и минимальные отклонения, чтобы вовремя помочь ребенку.

Дошкольный возраст очень важный период в развитии, поскольку детский мозг чувствителен как к неблагоприятным внешним воздействиям, так и к благоприятным. Быстро заметив отклонение, специалист может изменить окружающую среду ребенка, что приведет к быстрому восстановлению механизмов развития.

Поэтому в этом возрасте так важно создавать для ребенка наиболее благоприятную среду для развития базовых мозговых механизмов.

Сегодня, к сожалению, многие родители делают упор на формирование школьных навыков в дошкольном возрасте — чтения, письма, счета. Это неправильно. Таким образом, родители опережают события. Образно говоря, они строят крышу дома, не доделав фундамент и стены. Мы должны четко следовать определенной последовательности развития мозга, учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе психологические.

Базовые механизмы мозга необходимо формировать в дошкольном возрасте с помощью разнообразной двигательной активности: гимнастики, танцев, спорта, рисования, занятия музыкой и так далее. И только потом, когда создана основа, можно легко переходить на формирование разнообразных школьных навыков — письма, чтения, счета и т.д.

Сегодня совместно с Томским государственным университетом мы работаем над созданием единой системы диагностики, которая легко впишется в систему дошкольного образования. Необходимо, чтобы она позволяла эффективно выявлять риски на ранних этапах и давала возможность быстро скорректировать развитие ребенка.

— Что бы вы посоветовали родителям, чьим детям поставили диагноз СДВГ?

— К сожалению, иногда случается так, что ребенку ставят диагноз СДВГ, но у него, на самом деле, нет этого синдрома. Я часто сталкиваюсь с таким явлением гипердиагностики.

Поэтому важно не опираться на мнение только одного специалиста. Необходимо провести повторную диагностику у другого врача, чтобы убедиться — действительно ли у ребенка есть синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Если синдром подтвердят, как минимум, два специалиста, то ребенку потребуется комплексная поддержка. К сожалению, родители часто уповают на лекарства. Конечно, эффект от препаратов есть, но он кратковременный. Если ребенок перестанет их употреблять, то симптоматика вернется, а в некоторых случаях даже усилится. Поэтому важно решать проблему комплексно. Вместе с правильно выстроенной медикаментозной поддержкой обязательно проводить поведенческую терапию, в частности, используя технику выработки диафрагмального дыхания.

И, конечно, родители не должны забывать, что часто их собственное неправильное поведение усугубляет ситуацию. В некоторых случаях родителям нужно даже больше работать над собой и собственным поведением. Иногда показана и личная терапия, которая предполагает смену позиций по отношению к ребенку. Порой, подобные изменения дают более сильный эффект, нежели другие воздействия или вмешательства.

 

Как правильно вести себя с ребенком с СДВГ

Детки с гиперактивностью часто доставляют немало хлопот, и требуют особого подхода. И тут очень важно помнить, в чем же истинная причина такого поведения. Ведь гиперактивность – это не дурной характер, не капризы и не следствие плохого воспитания (хотя последнее и может значительно усугубить ситуацию), а неврологическо-поведенческое расстройство развития.

А это значит, что ребенку нужна будет ваша помощь, чтобы справиться с недугом, который может нанести вред ему как в социуме, так и личной жизни.

Как общаться с ребенком с СДВГ и что нужно учесть при его воспитании, рассмотрим ниже.

Как распознать гиперактивность

Расстройство не возникает само по себе. Причиной может быть наследственность, травмы головного мозга, вредные привычки матери во время беременности. Также сильно усугубляет состояние отсутствие какого-либо воспитания, упреки, акцентирование внимания на недостатках и т.д.

Поставить диагноз может только врач. Однако если вы отмечаете следующие симптомы, то можете сразу же принимать меры по борьбе с ними.

Во-первых, обратитесь к психологу или психиатру для уточнения диагноза. Во-вторых, примите состояние своего ребенка и начинайте вести работу над собой.

Гиперактивный ребенок:

  • находится в тревожном состоянии даже тогда, когда основательных причин для этого нет;
  • отличается ранимостью, переменчивостью настроения, плаксивостью;
  • может иметь проблемы со сном, бессонницу;
  • игнорирует запреты, правила и установленные нормы;
  • может быть агрессивным;
  • имеет проблемы в общении, а иногда и затруднения в развитии речи.

Такой малыш постоянно хочет куда-то идти, что-то делать и разговаривать. Его трудно назвать усидчивым и послушным.

Если вышеперечисленное относиться к вашему малышу, то сразу отправляйтесь к врачу. Своевременное лечение позволит устранить гиперактивность уже к школьному возрасту. Вы получите указания, как вести себя с ребенком СДВГ, чтобы коррекция расстройства прошла максимально успешно, и малыш не стал еще неуправляемее.

Общие рекомендации родителям ребенка с СДВГ: что учесть при воспитании

Нельзя закрывать глаза на существующую проблему. Расстройство необходимо лечить, так как его проявления могут негативно сказаться на дальнейшей жизни ребенка. Он будет испытывать трудности в общении, плохо уживаться в коллективе. Пускать заболевание на самотек нельзя.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ заключаются в реализации трех основных правил:

  • нужно установить четкие, понятные и ярко очерченные рамки поведения;
  • необходимо всегда сохранять спокойствие и уверенность в своих действиях для поддержания авторитета в глазах ребенка и предотвращения проявления еще большей агрессивности и нервозности;
  • общение с малышом должно происходить в комфортной для него атмосфере.

Родитель всегда должен знать, как наказывать ребенка с СДВГ так, чтобы это было мягко, но объясняло причину нанесения санкций. Если сегодня вы за что-то ругали ребенка, то и завтра ему нельзя будет это делать. Последовательность в действиях очень важна.

Создайте свод правил касательно гигиены и поведения. Но не стоит вводить слишком много запретов. Помните, что не все действия вашего чада умышленные.

Родителям нужно:

  • самим стать примером. Если вы что-то пытаетесь донести ребенку, то продемонстрируйте лично, чего вы хотите от него добиться;
  • придерживаться распорядка дня. Прием пищи, медикаментов, развивающие занятия и прогулки должны проходить по графику;
  • отдать малыша в спортивные секции. Хорошо, если это будет бокс или силовая борьба;
  • наказывать ребенка меньше, чем поощрять и хвалить.

Это позволит самим мамам и папам понять, как жить с СДВГ у ребенка, и выработать в себе навыки общение с чадом до автоматизма. Также помните, что у детей должны быть свои домашние обязанности. Переусердствовать не стоит, дабы не вызвать переутомление. Но вот привить привычку к уборке своих игрушек можно.

Дайте ребенку понять, что у него есть таланты. Найдите для него увлекательное хобби. Важно, чтобы у него действительно получалось это делать.

Что делать, если началась истерика?

Даже если вы все делаете правильно, малыш не всегда будет находиться в спокойном состоянии. Он может сорваться, начать кричать, истерить и агрессивничать. Помните о том, что это не его прихоть и не проявление дурного характера. Действуйте в таких ситуациях разумно.

Если вы находитесь в комнате, и ребенок начинает плакать, то просто выйдите с помещения. Это лишит его зрительного контакта с вами, и его эмоциональное напряжение может несколько снизиться. Кричать при этом не рекомендуется, так как это приведет к еще более бурной реакции.

Тактика родителей с ребенком с СДВГ при нахождении на улице должна быть следующей:

  • не пытайтесь одернуть, заставить ребенка замолчать;
  • примените прием переключения внимания. Дайте ему конфету, покажите что-то на телефоне, отвлеките игрушкой.

Как себя вести с гиперактивным школьником

Все понимают, как сложно обучать ребенка с СДВГ, ведь он просто не может усидеть на месте длительно время,  мало воспринимает правила и нормы поведения. Но нет ничего невозможного.  Важно подойти к решению проблемы основательно.

  1. Регулярно посещайте психолога или психотерапевта.
  2. Всегда проверяйте выполнение домашнего задания.
  3. Придерживайтесь распорядка дня.
  4. Давайте время на отдых. Для гиперактивных детей это неотъемлемая часть лечения, ведь необходимо убрать нервное напряжение и не вызвать ощущения, что учеба приносит только дискомфорт.

Памятка для родителей:

Не стоит давить на ребенка и заставлять его круглосуточно заниматься, если он отстает в успеваемости от других учеников. Будьте спокойными и рассудительными.

Отзывы родителей гиперактивных детей о лечении синдрома

Бороться с расстройством сложно. Но очень важно, чтобы вступив во взрослую жизнь, ребенок мог стать полноценным членом общества и был успешным в учебе и карьере.

Не у всех получается полностью избавиться от симптоматики. Порой коррекция проходит с осложнениями и не дает быстрых результатов.влены отзывы мам, которые воспитывают гиперактивных деток.

Главное – это вера в то, что вы сможете помочь малышу. Ниже представлены отзывы мам, которые воспитывают гиперактивных деток.

Опыт родителей в лечении гиперактивности

Успешное лечение Отсутствие результата
Гость

 

Мы с мужем рано отвели малыша на обследование и сразу же после постановки диагноза начали принимать меры. Никогда на него не кричим, кстати. Очень тяжело себя сдерживать, но оно того стоит.

Гость

 

Водим сына к психологу. Также записали его на курс терапии в клинику. Но что-то полгода прошло, а никаких результатов не видно.

Кира

 

Я верю в то, что если пару лет постараться, то результаты обязательно будут. Мы вот только три месяца занимаемся с психологом, а малыш уже стал спокойнее.

Гость

 

Ничего не могу с собой сделать. Стесняюсь с сыном вообще из дома выходить. Он постоянно плачет, истерит.

Гость

 

У нас дома есть четкие правила. Это нам психотерапевт посоветовала. Поначалу сын на них вообще не реагировал. А сейчас как-то втянулся.

 

Вывод

Не опускайте руки, придерживайтесь рекомендаций, как вести себя с ребенком с СДВГ, и ведите активную борьбу с расстройством. Как показывает опыт, усилия всегда вознаграждаются.

Помните, что ваш малыш особенный и требует соответствующего отношения. Не нужно наказывать его за то, в чем не виноват.

Будьте последовательными, внимательными и лояльными. И спустя некоторое время вы заметите изменения в состоянии ребенка.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

СДВГ Советы для родителей — HelpGuide.org

СДВГ

Страдает ли ваш ребенок синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Узнайте, что вы можете сделать, чтобы управлять их поведением и справляться с распространенными проблемами СДВГ.

Как помочь ребенку с СДВГ

Жизнь с ребенком или подростком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ) может быть неприятной и даже подавляющей. Но как родитель вы можете помочь своему ребенку преодолеть повседневные трудности, направить его энергию в позитивное русло и принести больше спокойствия в вашу семью. И чем раньше и более последовательно вы будете решать проблемы вашего ребенка, тем больше у него шансов на успех в жизни.

Дети с СДВГ обычно имеют дефицит управляющей функции : способность думать и планировать заранее, организовывать, контролировать импульсы и выполнять задачи. Это означает, что вы должны взять на себя роль руководителя, обеспечивая дополнительное руководство, в то время как ваш ребенок постепенно приобретает собственные исполнительные навыки.

Хотя симптомы СДВГ могут быть не чем иным, как раздражающими, важно помнить, что ребенок, который игнорирует, раздражает или смущает вас, не действует преднамеренно. Дети с СДВГ хотят сидеть тихо; они хотят, чтобы их комнаты были чистыми и организованными; они хотят делать все, что говорят их родители, но они не знают, как это сделать.

Если вы помните, что СДВГ так же расстраивает вашего ребенка, вам будет намного легче реагировать позитивно и поддерживать его. При наличии терпения, сострадания и большой поддержки вы сможете справиться с детским СДВГ, наслаждаясь стабильным и счастливым домом.

СДВГ и ваша семья

Прежде чем вы сможете успешно воспитывать ребенка с СДВГ, важно понять влияние симптомов вашего ребенка на семью в целом. Дети с СДВГ демонстрируют множество моделей поведения, которые могут разрушить семейную жизнь. Они часто не «слышат» родительских указаний, поэтому не подчиняются им. Они дезорганизованы и легко отвлекаются, заставляя других членов семьи ждать. Или они начинают проекты и забывают их закончить, не говоря уже о том, чтобы убрать за ними. Дети с проблемами импульсивности часто прерывают разговор, требуют внимания в неподходящее время и говорят, прежде чем подумать, говоря бестактные или смущающие вещи. Часто бывает трудно уложить их в постель и уснуть. Гиперактивные дети могут носиться по дому или даже подвергать себя физической опасности.

Из-за такого поведения братья и сестры детей с СДВГ сталкиваются с рядом проблем. Их потребности часто получают меньше внимания, чем потребности ребенка с СДВГ. Их могут более резко упрекать, когда они ошибаются, а их успехи могут меньше прославлять или воспринимать как должное. Их могут привлечь в качестве помощников родителей и обвинить, если брат или сестра с СДВГ плохо себя ведет под их присмотром. В результате любовь братьев и сестер к брату или сестре с СДВГ может быть смешана с ревностью и негодованием.

Требования наблюдения за ребенком с СДВГ могут быть физически и умственно изнурительными. Неспособность вашего ребенка «слушать» может привести к разочарованию, а это разочарование — к гневу, за которым следует чувство вины за то, что он злится на вашего ребенка. Поведение вашего ребенка может вызвать у вас беспокойство и стресс. Если между вашей личностью и личностью вашего ребенка с СДВГ есть принципиальная разница, их поведение может быть особенно трудно принять.

Чтобы справиться с трудностями воспитания ребенка с СДВГ, вы должны освоить комбинацию из сострадание и последовательность . Жизнь в доме, в котором есть и любовь, и порядок, — лучший вариант для ребенка или подростка, который учится справляться с СДВГ.

Совет для родителей с СДВГ 1: Будьте позитивными и здоровыми сами

Как родитель, вы создаете условия для эмоционального и физического здоровья вашего ребенка. Вы можете контролировать многие факторы, которые могут положительно повлиять на симптомы расстройства у вашего ребенка.

Сохраняйте позитивный настрой. Ваши лучшие качества, помогающие ребенку справиться с проблемами СДВГ, — это ваше позитивное отношение и здравый смысл. Когда вы спокойны и сосредоточены, вы, скорее всего, сможете установить контакт со своим ребенком, помогая ему или ей быть спокойным и сосредоточенным.

Держите вещи в перспективе. Помните, что поведение вашего ребенка связано с расстройством. В большинстве случаев это не преднамеренно. Держитесь за свое чувство юмора. То, что смущает сегодня, через десять лет может стать забавной семейной историей.

Не парьтесь по мелочам и будьте готовы идти на компромиссы. Одно невыполненное задание не имеет большого значения, когда ваш ребенок выполнил еще два задания плюс домашнее задание за день. Если вы перфекционист, вы не только будете постоянно неудовлетворены, но и создадите невыполнимые ожидания для своего ребенка с СДВГ.

Верьте в своего ребенка. Подумайте или составьте письменный список всего положительного, ценного и уникального в вашем ребенке. Поверьте, что ваш ребенок может учиться, меняться, взрослеть и добиваться успеха. Подтверждайте это доверие каждый день, когда чистите зубы или готовите кофе.

Уход за собой

Будучи образцом для подражания и самым важным источником силы для вашего ребенка, вы должны вести здоровый образ жизни. Если вы переутомились или у вас просто не хватило терпения, вы рискуете упустить из виду структуру и поддержку, которые вы так тщательно создали для своего ребенка с СДВГ.

Обратитесь за поддержкой. Одна из самых важных вещей, которую нужно помнить при воспитании ребенка с СДВГ, это то, что вам не нужно делать это в одиночку. Поговорите с врачами вашего ребенка, терапевтами и учителями. Присоединяйтесь к организованной группе поддержки для родителей детей с СДВГ. Эти группы предлагают форум для предоставления и получения советов, а также обеспечивают безопасное место для выражения чувств и обмена опытом.

Делайте перерывы. Друзья и члены семьи могут быть замечательными, предлагая посидеть с детьми, но вы можете чувствовать себя виноватым, оставляя своего ребенка или оставляя волонтера с ребенком с СДВГ. В следующий раз примите их предложение и честно обсудите, как лучше обращаться с ребенком.

Берегите себя. Правильно питайтесь, занимайтесь спортом и найдите способы уменьшить стресс, будь то вечерняя ванна или утренняя медитация. Если вы заболели, признайте это и обратитесь за помощью.

Доступная онлайн-терапия для помощи и поддержки

Получите профессиональную помощь от сети лицензированных терапевтов BetterHelp.

НАЙТИ ТЕРАПЕВТА СЕЙЧАС

HelpGuide поддерживается считывателем. Мы можем получить комиссию, если вы зарегистрируетесь в BetterHelp по предоставленной ссылке. Учить больше.

Совет 2. Создайте структуру и придерживайтесь ее

Дети с СДВГ с большей вероятностью преуспеют в выполнении задач, если задачи выполняются по предсказуемой схеме и в предсказуемых местах. Ваша задача состоит в том, чтобы создать и поддерживать структуру в вашем доме, чтобы ваш ребенок знал, чего ожидать и что он должен делать.

Советы, как помочь ребенку с СДВГ оставаться сосредоточенным и организованным:

Следуйте распорядку дня. Важно определить время и место для всего, чтобы помочь ребенку с СДВГ понять ожидания и оправдать их. Установите простые и предсказуемые ритуалы для еды, домашних заданий, игр и сна. Попросите вашего ребенка разложить одежду на следующее утро перед сном и убедитесь, что все, что ему или ей нужно взять в школу, находится в специальном месте, чтобы его можно было взять.

Используйте часы и таймеры. Рассмотрите возможность размещения часов по всему дому, а также больших часов в спальне вашего ребенка. Выделите достаточно времени для того, что нужно сделать вашему ребенку, например, для выполнения домашних заданий или подготовки по утрам. Используйте таймер для домашней работы или переходного времени, например, между окончанием игры и подготовкой ко сну.

Упростите расписание вашего ребенка. Хорошо избегать простоев, но ребенок с СДВГ может стать более рассеянным и «заведенным», если будет много внеклассных занятий. Возможно, вам придется внести коррективы в обязанности ребенка после школы, исходя из индивидуальных способностей ребенка и требований конкретных видов деятельности.

Создайте тихое место. Убедитесь, что у вашего ребенка есть личное тихое место. Веранда или спальня подойдут, если это , а не то же место, куда ребенок ходит на перерыв.

Старайтесь быть аккуратным и организованным. Наведите порядок в своем доме. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что все имеет свое место. Будьте примером аккуратности и организованности, насколько это возможно.

Совет 3. Поощряйте движение и сон

Детям с СДВГ часто не хватает энергии. Организованные виды спорта и другие виды физической активности могут помочь им высвободить свою энергию здоровым образом и сосредоточить свое внимание на определенных движениях и навыках. Преимущества физической активности безграничны: она улучшает концентрацию, уменьшает депрессию и тревогу и способствует росту мозга. Однако наиболее важным для детей с дефицитом внимания является тот факт, что физические упражнения улучшают сон, что, в свою очередь, также может уменьшить симптомы СДВГ.

Найдите вид спорта, который понравится вашему ребенку и который соответствует его силе. Например, такие виды спорта, как софтбол, требующие большого «времени простоя», не подходят для детей с проблемами внимания. Индивидуальные или командные виды спорта, такие как баскетбол и хоккей, которые требуют постоянного движения, являются лучшими вариантами. Детям с СДВГ также могут быть полезны занятия боевыми искусствами (например, тхэквондо) или йогой, которые улучшают умственный контроль при работе с телом.

СДВГ и сон

Недостаток сна может сделать любого человека менее внимательным, но это может быть очень вредным для детей с СДВГ. Детям с СДВГ нужно по крайней мере столько же сна, сколько их здоровым сверстникам, но, как правило, они не получают того, что им нужно. Их проблемы с вниманием могут привести к перевозбуждению и проблемам с засыпанием. Постоянный ранний отход ко сну — наиболее полезная стратегия борьбы с этой проблемой, но она может не решить ее полностью.

Помогите своему ребенку лучше отдохнуть, попробовав одну или несколько из следующих стратегий:

Сократите время просмотра телевизора и увеличьте активность и уровень физической активности вашего ребенка в течение дня.

Исключите кофеин из рациона вашего ребенка.

Создайте буферное время, чтобы снизить уровень активности примерно за час до сна. Найдите более спокойные занятия, такие как раскрашивание, чтение или игра в тишине.

Проведите десять минут, обнимаясь со своим ребенком. Это создаст чувство любви и безопасности, а также даст время, чтобы успокоиться.

Используйте лаванду или другие ароматы в комнате вашего ребенка. Запах может помочь успокоить вашего ребенка.

Используйте релаксационные ленты в качестве фонового шума для вашего ребенка, когда он засыпает. Доступно множество вариантов, включая звуки природы и успокаивающую музыку. Дети с СДВГ часто считают, что «белый шум» успокаивает. Вы можете создать белый шум, включив статическое радио или включив электрический вентилятор.

РЕКЛАМА

Совет 4: Установите четкие ожидания и правила

Детям с СДВГ нужны четкие правила, которые они могут понять и соблюдать. Сделайте правила поведения для семьи простыми и понятными. Запишите правила и повесьте их там, где ваш ребенок сможет легко их прочитать.

Дети с СДВГ особенно хорошо реагируют на организованные системы вознаграждений и последствий. Важно объяснить, что произойдет, когда правила будут соблюдаться и когда они нарушаются. Наконец, придерживайтесь своей системы: выполняйте каждый раз с вознаграждением или следствием.

Создавая эти последовательные структуры, помните, что дети с СДВГ часто подвергаются критике. Следите за хорошим поведением и хвалите его. Похвала особенно важна для детей с СДВГ, потому что они обычно получают ее очень мало. Эти дети получают исправления, исправления и жалобы на свое поведение, но мало положительного подкрепления.

Улыбка, положительный комментарий или другая награда от вас могут улучшить внимание, концентрацию и импульсивность вашего ребенка с СДВГ. Делайте все возможное, чтобы сосредоточиться на положительной похвале за соответствующее поведение и выполнение задачи, и как можно меньше негативных ответов на неподобающее поведение или плохое выполнение задачи. Вознаграждайте ребенка за небольшие достижения, которые вы могли бы принять как должное в другом ребенке.

Использование поощрений и последствий
Поощрения
  • Вознаграждайте ребенка привилегиями, похвалой или игрушками, а не едой или игрушками.
  • Часто меняйте награды. Детям с СДВГ становится скучно, если награда всегда одна и та же.
  • Сделайте таблицу с баллами или звездами, присуждаемыми за хорошее поведение, чтобы у вашего ребенка было визуальное напоминание о его успехах.
  • Немедленное вознаграждение работает лучше, чем обещание вознаграждения в будущем, но маленькие вознаграждения, ведущие к большому, также могут работать.
  • Всегда получайте вознаграждение.
Последствия
  • Последствия должны быть оговорены заранее и действовать сразу же после того, как ваш ребенок плохо себя вел.
  • Попробуйте тайм-ауты и удаление привилегий в качестве последствий неправильного поведения.
  • Избавьте ребенка от ситуаций и сред, вызывающих ненадлежащее поведение.
  • Если ваш ребенок плохо себя ведет, спросите, что он мог бы сделать вместо этого. Затем пусть ваш ребенок продемонстрирует это.
  • Всегда доводить дело до конца.

Совет 5. Помогите ребенку правильно питаться

Диета не является прямой причиной синдрома дефицита внимания, но пища может влиять и действительно влияет на психическое состояние вашего ребенка, которое, в свою очередь, влияет на поведение. Мониторинг и изменение того, что, когда и сколько ест ваш ребенок, может помочь уменьшить симптомы СДВГ.

Все дети из получают пользу от свежих продуктов, регулярного приема пищи и отказа от нездоровой пищи. Эти принципы особенно верны для детей с СДВГ, чья импульсивность и рассеянность могут привести к пропуску приема пищи, нарушению питания и перееданию.

Дети с СДВГ печально известны тем, что не едят регулярно. Без родительского контроля эти дети могут не есть часами, а затем объедаться всем, что находится вокруг. Результатом такого поведения может быть разрушительное воздействие на физическое и эмоциональное здоровье ребенка.

Предотвращайте нездоровое питание, планируя регулярные питательные приемы пищи или легкие закуски для вашего ребенка с интервалом не более трех часов. Физически ребенок с СДВГ нуждается в регулярном приеме здоровой пищи; мысленно время приема пищи является необходимым перерывом и запланированным ритмом дня.

  • Избавьтесь от нездоровой пищи в вашем доме.
  • Запретите употребление жирной и сладкой пищи во время еды вне дома.
  • Выключите телешоу, изобилующие рекламой нездоровой пищи.
  • Давайте ребенку ежедневную витаминно-минеральную добавку.

Совет 6. Научите ребенка заводить друзей

Дети с СДВГ часто испытывают трудности с простыми социальными взаимодействиями. Им может быть трудно читать социальные сигналы, они могут слишком много говорить, часто перебивать или казаться агрессивными или «слишком напряженными». Их относительная эмоциональная незрелость может выделить их среди детей своего возраста и сделать их мишенью для недружелюбных насмешек.

Не забывайте, однако, что многие дети с СДВГ исключительно умны и креативны и в конечном итоге сами поймут, как ладить с другими и замечать людей, которые не подходят в качестве друзей. Более того, черты характера, которые могут раздражать родителей и учителей, могут показаться сверстникам забавными и очаровательными.

Помощь ребенку с СДВГ в улучшении социальных навыков

Детям с СДВГ трудно освоить социальные навыки и социальные правила. Вы можете помочь своему ребенку с СДВГ стать лучшим слушателем, научиться читать лица людей и язык тела, а также более плавно взаимодействовать в группах.

  • Мягко, но честно говорите с ребенком о его проблемах и о том, как измениться.
  • Разыграйте с ребенком различные социальные сценарии. Чаще меняйтесь ролями и старайтесь, чтобы это было весело.
  • Будьте внимательны при выборе товарищей по играм для вашего ребенка со схожими языковыми и физическими навыками.
  • Сначала пригласите только одного или двух друзей за раз. Внимательно следите за ними, пока они играют, и придерживайтесь политики абсолютной нетерпимости к ударам, толканиям и крикам.
  • Выделяйте время и пространство для игр вашего ребенка и часто вознаграждайте его за хорошее игровое поведение.

Авторы: Мелинда Смит, магистр искусств и Жанна Сигал, доктор философии.

  • Ссылки

    Нарушения развития нервной системы. (2013). В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам . Американская психиатрическая ассоциация. https://doi.org/10.1176/appi.books.97808787.x01_Neurodevelopmental_Disorders

    Ciesielski, HA, Loren, REA, & Tamm, L. (2020). Поведенческое обучение родителей при СДВГ снижает ситуационную тяжесть несоблюдения правил ребенком и связанный с этим родительский стресс. Journal of Attention Disorders, 24 (5), 758–767. https://doi.org/10.1177/1087054719843181

    Харпин В. А. (2005). Влияние СДВГ на жизнь человека, его семьи и общества от дошкольного возраста до взрослой жизни. Архив болезней детского возраста, (дополнение 1), i2–i7. https://doi.org/10.1136/adc.2004.059006

Воспитание ребенка с СДВГ – Советы и стратегии для родителей. (KidsHealth)

Воспитание подростка с СДВГ – советы и стратегии. (Здоровье подростков)

СДВГ: советы для родителей. Включает стратегии модификации поведения. (Центр информации и ресурсов для родителей)

Воспитание ребенка с СДВГ (PDF) – Советы и ресурсы. (Национальный ресурсный центр по СДВГ)

В Интернете

Последнее обновление: 14 октября 2022 г.

Воспитание ребенка с СДВГ (для родителей)

Как СДВГ влияет на детей

СДВГ делает детей более невнимательными, гиперактивными, и импульсивны, чем обычно для их возраста. СДВГ мешает детям развивать навыки, которые контролируют внимание, поведение, эмоции и активность. В результате они часто ведут себя так, что родителям трудно с ними справиться.

Например, из-за того, что они невнимательны , дети с СДВГ могут:

  • казаться рассеянными
  • кажется, не слушаю
  • плохо обращаю внимание
  • плохо следовать указаниям
  • нужно много напоминаний, чтобы сделать что-то
  • показать плохие результаты в учебе
  • есть проблемы с организацией

Поскольку они гиперактивны , дети с СДВГ могут:

  • карабкаться, прыгать или хулиганить, когда пришло время тихо поиграть
  • ерзать и, кажется, не может усидеть на месте
  • спешить вместо того, чтобы не торопиться
  • делать ошибки по невнимательности
  • быть в движении (постоянно в движении)

Поскольку они импульсивны , дети с СДВГ могут: 

  • много прерывать
  • выболтать
  • делать что-то не думая
  • делают то, чего не должны делать, хотя знают лучше
  • имеют проблемы с ожиданием, чередованием или обменом
  • имеют эмоциональные всплески, выходят из себя или теряют самообладание

Сначала родители могут не осознавать, что такое поведение является частью СДВГ. Может показаться, что ребенок просто плохо себя ведет. СДВГ может вызвать у родителей чувство стресса, разочарования или неуважения.

Родители могут стесняться того, что другие думают о поведении их ребенка. Они могут задаться вопросом, сделали ли они что-то, чтобы вызвать это. Но у детей с СДВГ навыки, контролирующие внимание, поведение и активность, не появляются естественным образом.

Когда родители узнают о СДВГ и о том, какие подходы к воспитанию работают лучше всего, они могут помочь детям развиваться и добиваться успехов.

Чем могут помочь родители?

Воспитание так же важно, как и любая другая часть лечения СДВГ. То, как реагируют родители, может улучшить или ухудшить СДВГ.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ:

Примите участие. Узнайте все, что сможете, о СДВГ. Следуйте лечению, которое рекомендует лечащий врач вашего ребенка. Посетите все рекомендуемые посещения терапии. Если ваш ребенок принимает лекарства от СДВГ, давайте их в рекомендованное время. Не изменяйте дозу без консультации с врачом. Держите лекарства вашего ребенка в безопасном месте, где другие не смогут до них добраться.

Знайте, как СДВГ влияет на вашего ребенка. Все дети разные. Определите проблемы, которые возникают у вашего ребенка из-за СДВГ. Некоторым детям нужно научиться обращать внимание и слушать. Другим нужно научиться замедляться. Спросите у терапевта вашего ребенка советы и способы, которыми вы можете помочь своему ребенку практиковаться и совершенствоваться.

Сосредоточьтесь на том, чтобы учить ребенка одному предмету за раз. Не пытайтесь работать над всем сразу. Начните с малого. Выберите что-то одно, на чем нужно сосредоточиться. Похвалите усилия вашего ребенка.

Сотрудничайте со школой вашего ребенка. Поговорите с учителем вашего ребенка, чтобы узнать, должен ли ваш ребенок иметь IEP или план 504. Чаще встречайтесь с учителями, чтобы узнать, как дела у вашего ребенка. Работайте с учителем, чтобы помочь вашему ребенку хорошо учиться.

Общайтесь с другими для поддержки и информирования. Присоединяйтесь к организации поддержки для СДВГ, такой как CHADD, чтобы получать обновления о лечении, информацию и т. д.

Узнайте, есть ли у вас СДВГ. СДВГ часто передается по наследству. Родители (или другие родственники) детей с СДВГ могут не знать, что он у них тоже есть. Когда родителей с СДВГ диагностируют и лечат, это помогает им быть лучшими родителями.

Дисциплина с целью и теплотой. Узнайте, какие подходы к дисциплине лучше всего подходят для ребенка с СДВГ, а какие могут усугубить СДВГ. Проконсультируйтесь с терапевтом вашего ребенка о том, как реагировать на поведение вашего ребенка. Дети с СДВГ могут быть чувствительны к критике. Лучше всего исправлять их поведение, поощряя и поддерживая, а не наказывая.

Установите четкие ожидания. Прежде чем куда-то пойти, поговорите с ребенком, чтобы объяснить, как вы хотите, чтобы он вел себя. Сосредоточьте больше энергии на том, чтобы научить ребенка тому, что нужно делать, а не реагировать на то, что не следует делать.

Расскажите об этом. Не стесняйтесь говорить с ребенком о СДВГ. Помогите детям понять, что СДВГ — это не их вина, и что они могут научиться решать проблемы, которые он вызывает.

Каждый день проводите особое время вместе. Найдите время, чтобы поговорить и насладиться расслабляющими и веселыми занятиями с ребенком, даже если это всего на несколько минут. Уделите ребенку все свое внимание. Хвалите позитивное поведение. Не перехваливайте, а комментируйте, когда ваш ребенок делает что-то хорошее. Например, когда ваш ребенок ждет своей очереди, скажите: «Ты так хорошо меняешься».

Ваши отношения с ребенком имеют самое большое значение. Дети с СДВГ часто чувствуют, что подводят других, делают что-то неправильно или ведут себя «нехорошо». Защитите самооценку вашего ребенка, проявляя терпение, понимание и принятие. Пусть ваш ребенок знает, что вы верите в него и видите в нем все хорошее. Повышайте устойчивость, сохраняя отношения с ребенком позитивными и любящими.

Проверил: Ширин Хасан, доктор медицинских наук

Дата проверки: май 2022 г.

Обучение и поддержка родителей с СДВГ

Родитель-родитель (P2P): семейный тренинг по СДВГ

Карен Сэмпсон Хоффман, Массачусетс отдельных лиц, создавая суматоху и нанося ущерб детско-родительским и супружеским отношениям. Уникальное семейное обучение CHADD решает эту проблему и помогает семьям двигаться вперед в позитивном и здоровом направлении.

Родитель для родителей: семейный тренинг по СДВГ, сокращенно называемый P2P, начинался как небольшой проект в штате Юта. Линда Смит из отделения CHADD в Юте запустила программу, направленную на удовлетворение потребностей семей, когда члену семьи поставили новый диагноз. Бет Капланек из Нью-Йорка и Мэри Дархейм из Техаса работали над похожими проектами. Три женщины объединили усилия в 2005 году. В течение следующих двух лет при финансовой поддержке Совета президента CHADD они создали P2P, используя программу Национального альянса по борьбе с психическими заболеваниями «От семьи к семье» в качестве шаблона заземления.

Курс представляет собой серию двухчасовых занятий, проводимых в течение семи недель, и охватывает множество тем, по которым родители ищут информацию. Сертифицированные учителя P2P, которые сами являются родителями, представляют обзор СДВГ и доступные варианты оценки и лечения. Учебная программа включает в себя информацию об управлении влиянием СДВГ на семью, эффективные поведенческие вмешательства и эффективные стратегии воспитания. Охвачены школьные вопросы, такие как специальное образование и IDEA, приспособления в классах и Раздел 504, а также способы работы со школьной администрацией. Проблемы, связанные со старением, в том числе влияние расстройства в подростковом возрасте и во взрослом возрасте, рассматриваются как СДВГ на протяжении всей жизни.

Общий опыт

Толчком к созданию программы послужил личный опыт Смита как родителя ребенка с СДВГ. «Это было неприятно, потому что мне нужна была помощь», — объяснила она. «Лучшая информация, которую я мог получить, это поговорить с другими родителями и услышать, через что им пришлось пройти».

От родителей к основателям (слева направо) Бет Капланек, Линда Смит и Мэри Дерхейм с Терри Иллесом, доктором философии, членом совета директоров и редакционного консультативного совета из 9 человек.0406 Внимание журнал.

«Информация передается родителям родителями, которые были там и находятся там», — сказала Рут Хьюз, доктор философии, заместитель генерального директора CHADD по государственной политике и общественным службам. «Это имеет огромное значение, потому что происходит связь. Это кто-то, кто был на их месте. Это еще один родитель, который прожил свой опыт».

Родители жаждут практической информации, сказал Дюрхейм. «Как мы можем использовать то, что говорит нам врач, и то, что, по мнению школ, необходимо сделать, и заставить это работать для наших семей?»

По словам Хьюза, заполнение этого пробела информацией, полученной от другого родителя, оказывает особое и более глубокое влияние, чем информация от эксперта или книга, посвященная СДВГ. Информация имеет большую достоверность, исходящая от другого родителя.

Хьюз сказал: «Это возможность говорить об использовании этой информации. Это обмен между группой людей, которые используют эту информацию, общий опыт других родителей в классе. Каждый из них увеличивает силу другого».

Курс P2P рассматривает СДВГ как расстройство, влияющее на семью, а не как проблему мотивации или дисциплины. В дополнение к образовательным проблемам, которые семьи и родители должны решить со школами своих детей, курс обучает жизненным навыкам, необходимым для создания более счастливых семей. Родители получают инструменты и навыки, чтобы помочь своим детям с СДВГ или лучше управлять своей жизнью, когда они имеют дело с СДВГ. Идея состоит в том, чтобы помочь изменить отношение родителей к СДВГ своих детей.

«Это помогает родителям снова полюбить своих детей, а также помогает родителям исцелить любое нарушение их отношений с детьми, вызванное СДВГ», — сказал Хьюз. «Родитель, который записывается в этот класс, в этот момент раздражен и не знает, как справиться с проблемами и поведением своего ребенка», — говорит Капланек. «Они хотят понять, что происходит с их детьми и как им помочь. Большую часть времени мы слышим от людей, которые говорят, что это спасло им жизнь».

Расширение прав и возможностей и практическая информация

Основанная на науке о СДВГ и жизненном опыте СДВГ, программа обучения предоставляет семьям практическую информацию. Участникам предоставляется поддающаяся проверке информация обо всех аспектах расстройства и проверенные инструменты для решения ситуаций, возникающих из-за СДВГ.

«Это действительно отвечает на их вопросы о том, почему СДВГ оказывает такое влияние на семью, и почему их ребенок отличается и не реагирует, как другие дети», — сказал Капланек.

«Это дает родителям невероятное количество практических, ежедневных методов, чтобы поддержать их ребенка и справиться с его/ее расстройством», — объяснил Хьюз. «Это помогает изменить отношение родителей к СДВГ их ребенка. Это не вопрос дисциплины; СДВГ — это расстройство, инвалидность. Вместо этого это помогает им сосредоточиться на том, что они могут сделать как родители, чтобы помочь своему ребенку с СДВГ».

Координатор между родителями Том Монтегю — сертифицированный учитель P2P и отец сына-подростка с СДВГ. Курс, по его словам, во многом помог его семье.

«Как родитель, я должен быть в тонусе и проявлять инициативу», — сказал он. «Это помогло мне выявить и принять превентивные меры против некоторых из этих импульсов, которые бросают вызов его повседневной жизни».

Монтегю использовал контрольные списки, один из методов, предлагаемых в курсе, чтобы помочь своему сыну пройти через день. Контрольные списки для семейных дел, подготовки к школе и повседневных дел в сочетании с четким пониманием действий и последствий помогли снизить напряженность в доме его семьи.

— Если этого не сделать, он может рассчитывать на разговор, — сказал Монтегю. «Родитель к родителю также помог мне определить, как он может участвовать [в управлении своим СДВГ]».

Курс изменил отношение Монтегю к СДВГ своего сына и то, как он может лучше всего помочь своему сыну. «Это дает вам лучшее понимание того, что происходит», — продолжил он. «Это дает мне возможность чувствовать себя более успешным родителем в будущем».

Изучение и обновление программы

Хьюз отметил, что другие подобные программы обучения родителей оказывают большое влияние на улучшение качества жизни участников. P2P оказался настолько успешным, что привлек внимание Сьюзен Пикетт-Шенк, доктора философии из Иллинойского университета в Чикаго, которая вскоре будет изучать P2P.

Пикетт-Шенк провел исследование других программ обучения родителей, включая рандомизированное клиническое испытание, финансируемое Национальным институтом психического здоровья на пути надежды, программу семейного образования, аналогичную программе NAMI «От семьи к семье». «Мы рассматриваем аналогичное предложение для исследования эффективности CHADD Parent to Parent», — сказал Хьюз, добавив, что исследование Пикетт-Шенка будет сосредоточено исключительно на P2P. «Она очень опытный исследователь в такого рода программах».

Тем временем CHADD проводит собственное исследование с оценкой участников до и после курса.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts