Ловушка шаблонного мышления – как не попасться? / Хабр
Человек мыслит шаблонами. Это не хорошо и не плохо. Это факт. Так работает мозг. По-научному это называется – использовать нейронные сети.
Когда человек чему-то учится, он создает новую нейронную сеть, она закрепляется, и в следующий раз в похожей ситуации мозг просто переиспользует её в том же виде, экономя организму энергию. Когда же «шаблон» признается мозгом неверным – нейронная сеть разрушается и на её место приходит новый паттерн.
В современном мире – обязательным качеством успешного человека является «креативное мышление», то есть способность мозга создавать новые и разрушать старые нейронные сети.
Мы – Лидеры, мы – основа всех процессов повышения эффективности, от нас зависит то, насколько будут удовлетворены пользователи наших продуктов и услуг, а компания заработает денег. И креативность – один из основных наших навыков. Но, как ни странно, это и основной Бич!
Мы тратим очень много сил на то, чтобы угнаться за новыми подходами, мониторим изменения в стандартах, изучаем подходы других организаций, и часто, чтобы критически посмотреть на то, как именно мы применяем наши знания, энергии, увы, не остаётся.
И тут к нам на помощь приходит наш любимый Мозг! «Не бойся», говорит: «Я знаю, как сэкономить тебе пару сотен килокаллорий! Лови шаблон! Ты же его прочитал? Прочитал! Так вот! Вот она – серебряная пуля!»
И мы начинаем прогибать ситуацию под нашу нейронную сеть. А как это проявляется на деле?
Например, в классической ситуации, когда руководитель видит, что его люди перегружены и работают на износ – мозг первым делом шепчет: «Надо еще ресурсов!». А после увеличения штата мы видим, что ничего не меняется – ведь, чтобы устранить реальную причину перегруза, нужно выйти за рамки текущей картины мира, расширить видение – а на это нужны силы.
Или если, к примеру, консультант с ходу советует тот или иной инструмент, то стоит насторожиться – возможно, шаблонное мышление уже взяло над ним верх и он хочет сэкономить собственный ресурс.
«Что же делать?!», воскликните вы: «Как не попасть в ловушку шаблонного мышления?». Я порекомендую такой ответ:
Отдыхать. Усталость, нехватка энергии – основной стимул шаблонного мышления.
Избегать перегруза. Использовать принципы тайм-менеджмента или ограничений для того, чтобы у вас всегда был резерв сил на то, чтобы подумать.
Всегда держать в уме – первая мысль обычно шаблонная – мозг хочет сэкономить силы. И, если вам важен результат – подождите делать выводы, соберите побольше информации.
Задавать открытые вопросы. Так вы расширите свое знание контекста для подбора более точного инструмента.
Корректировать подход при получении новой информации. Не «внедрять Agile», а «быть Agile».
И тогда наша работа будет приносить максимум пользы!
Нешаблонное (нестандартное) Мышление в Реальной Жизни
- Главная
- Статьи
28-04-2022
Мы только и слышим вокруг:
«Нужно мыслить нестандартно, нешаблонно, широко, выходить за рамки шаблонного мышления».
Но никто толком не говорит, как это делать, как мыслить нешаблонно.
Дело в том, что человек по-другому думать не умеет.
Точнее не сам человек — так работает его мозг, он мыслит шаблонами, а выражаясь по-научному нейронными сетями.
Я на каждой лекции, семинаре или тренинге акцентирую внимание слушателей на этом главном инструменте работы мозга – шаблонное мышление.
На образовании и распаде нейронных сетей строится основная концепция школы креативного мышления.
Суть её заключается в том, что креативные способности можно и нужно развивать, практикуясь в решении реальных творческих задач.
Другими словами, при креативной работе в мозгу образуются нейронные сети под конкретную задачу. И чем чаще вы выполняете подобные действия, тем мощнее становится нейронная сеть.
На этом строится и обучаемость человека определенным навыкам.
Так и образуются в нашей голове мыслительные шаблоны.
С одной стороны, это хорошо, потому что они позволяют быстро добиваться результата в типичных ситуациях, и при выполнении стандартных операций.
Но с другой стороны шаблоны мешают нам генерировать оригинальные идеи.
Но шаблоны шаблонам – рознь.
Те, о которых шла речь выше — полезные рабочие шаблоны, или шаблончики.
Нас интересуют шаблоны глобальные, которые мешают развиваться как отдельному человеку, так и крупным компаниям.
Что касается компаний и бизнеса в целом, то проблема заключается в том, что эти тотальные шаблоны очень заразны и поражают всех членов команды.
Так вот.
Единственная возможность выйти за рамки шаблонного мышления — это старые шаблоны заменить на новые.
Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
Альберт Эйнштейн.
Если внимательно изучить успешные компании, то так и происходит их развитие.
Ярчайший пример Apple и Стив Джобс, который заменил старые шаблоны мышления, на новые.
Но эти новые шаблоны не появились неоткуда, он их сначала создал в своем мозгу в виде мощнейших нейронных сетей.
Новаторское лидерство — это ещё одна важная концепция Креативного мозга.
Я не верю в коллективный разум.
Но это тема отдельного разговора.
Заменить старые шаблоны на новые гораздо проще, чем с пустого места создать новые.
Уже анализ действующих догм, установок, правил, «железобетонных путей» приведёт к значительным структурным изменениям в мышлении и оценки ситуации в целом.
Такой подход эффективен, потому что он облегчает работу мозгу.
Мозг видит цель, понимает, что и как нужно делать и начинает создавать новые шаблоны (нейронные сети).
Важный момент.
Чтобы добиться существенного результата нужно поставить цель создать новое, а не внести изменения.
На практике это выглядит так:
- Нужно тщательно проанализировать креативную задачу или проблему в бизнесе, разложить всё на составляющие.
- Выявить и составить список тех шаблонов, с использованием которых вы пытаетесь или пытались долгое время решить задачу.
- Заменить старые шаблоны на новые. Но делать это нужно поэтапно. Если сразу работать со всеми шаблонами очень трудно будет понять какая замена дала эффект.
При замене одних шаблонов на другие нужна определённая творческая смелость и твёрдость в принятии решений.
Мозг всеми силами будет сопротивляться любым нововведениям, да и мозги ваших сослуживцев тут же вступят в борьбу за привычные способы думанья.
Еще один эффективный способ борьбы с шаблонным мышлением человека и коллектива в целом это разработка новых ментальных моделей.
В контексте данной статьи ментальная модель – это мыслительная структура из новых шаблонов, которая создается на время решения задачи или на определенный период деятельности компании.
Разработка и создание ментальных моделей – это тема отдельной статьи и специальной практики.
Математик Джордж Данциг – пример нешаблонного мышления.
Еще один пример нестандартного мышления.
Изыскивайте шаблоны в своем мышлении и мышлении своих сотрудников и заменяйте их на другие, и креативный прорыв гарантирован.
«Ломать – не строить» – это не про шаблонное мышление.
Однажды Учитель, показал учениками чистый лист бумаги, где в середине стояла черная точка и спросил:
— Что вы видите?
Первый ученик: Точку.
Второй: Черную точку.
Третий: Жирную точку.
Тогда Учитель ответил:
Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа!
Тема статьи: Как мыслить нешаблонно в реальных условиях.
Или:
- как мыслить по-другому
- что такое нестандартное мышление.
А здесь практические советы «Как придумывать идеи» поэтапно.
Автор: Евгений Вагнер.
КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Чтобы генерировать новые интересные нестандартные идеи и преодолеть шаблонное мышление купите мою книгу «Авторские креативные методы для решения творческих и бизнес-задач».
Чек-лист 99 принципов креативности.
Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой. ▼
#креативность #креативные #творчество
Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:
Взгляните на эти публикации, там много интересного:
Что такое шаблонное мышление и какое отношение оно имеет к системам проектирования?
Каждый менеджер по персоналу сталкивается с одной общей проблемой: как создать и поддерживать эффективную команду. Согласование людей и процессов для достижения максимальных результатов — одна из важнейших функций и задач руководителей организаций.
Эта проблема только усугубилась COVID-19 и его влиянием на рабочую силу. Внезапный переход к удаленной работе привел к неотъемлемым изменениям в процессах и управлении командой. То, как мы собираемся на встречи, создаем продукты и работаем над проблемами, резко изменилось, и спустя год после пандемии мы все еще пытаемся понять, как адаптировать наши процессы, чтобы получить максимальную отдачу от наших команд.
Лидеры перепробовали множество стратегий, призванных изменить подходы их команд к работе, и различные социальные технологии проделали долгий путь. Тем не менее, команды все еще пытаются выявлять и решать проблемы в цифровом ландшафте. Чтобы помочь, у нас есть предложение: начните мыслить шаблонами.
В этом посте мы познакомим вас с концепцией мышления, основанного на шаблонах, и рассмотрим его практические преимущества для деловой практики.
Что такое шаблонное мышление?
Шаблоны являются фундаментальной частью человеческого опыта, и все, от построения речи до распознавания лиц, построено на шаблонах. Подход к решению проблем таким же образом позволяет вам обойти множество отраслевых терминов и сразу перейти к разработке решения.
Когда мы говорим о шаблонном мышлении, мы имеем в виду распознавание общих проблем или сценариев: шаблонов, которые возникают в повседневном разговоре. Когда вы ищете закономерности, вы применяете свой прошлый опыт и то, что вы знаете, к новым обстоятельствам, даже если эти обстоятельства не выглядят такими же. Подумайте, например, о макетах ваших любимых кафе, и вы поймете, как мыслить на основе шаблонов: найти работающий шаблон (кассир впереди, столы сзади) и придерживаться его, чтобы вы могли проявить творческий подход. то, как магазин оформлен вместо этого.
Слово «шаблон» применительно к цифровому опыту описывает многократно используемых решений для стандартных наборов задач . Ряд паттернов превращается в рассказы о том, как эти проблемы решаются и чему мы можем научиться из них.
Итак, когда мы говорим о дизайне и культуре, мышление, основанное на шаблонах, — это практика подхода к проблеме путем ее анализа, сравнения ее со стандартным или подобным опытом и применения решений этого опыта к нашему текущему набору обстоятельства.
Краткая история мышления, основанного на шаблонах
Хотя мы рассматриваем основанное на шаблонах мышление через призму цифровых продуктов, его происхождение предшествует современному технологическому ландшафту.
В опубликованной в 1977 году книге под названием «Язык шаблонов: города, здания, строительство » инженер-строитель по имени Кристофер Александер впервые высказал мысль, основанную на шаблонах. Александер писал: «Каждый паттерн описывает проблему, которая снова и снова возникает в нашей среде, а затем описывает суть решения этой проблемы таким образом, что вы можете использовать это решение миллион раз, никогда не повторяя его. так же дважды.»
То, что истоки мышления, основанного на шаблонах, не связаны с технологиями, является, возможно, самым большим свидетельством его силы. Использование паттернов для решения проблем подходит как для решения задач цифрового проектирования и разработки программного обеспечения, так и для решения проблем конструирования.
Как мышление, основанное на шаблонах, выглядит на практике
Перенос мышления, основанного на шаблонах, от теории к практике меняет наше мышление, и мы начинаем относиться к каждому вопросу и проблеме как к части шаблона, решение которого можно скорректировать и применить к аналогичным ситуациям. Вместо того, чтобы иметь библиотеку с визуальными компонентами и их соответствующим кодом, но без контекста, вы также будете иметь обоснование того, почему этот конкретный компонент существует и какие проблемы он решает на основе его использования в аналогичных обстоятельствах.
Образцовое мышление основано на двух вопросах:
- Что можно использовать повторно?
- Как сделать наше решение многоразовым?
В дизайне эта концепция использования шаблонов относится не к **карточкам, кнопкам или другим визуальным компонентам, а скорее к руководству и обоснованию того, почему мы их реализуем. Думая шаблонами, вы сможете быстро и эффективно реализовать свою библиотеку компонентов для решения проблем.
Бизнес-приложения шаблонного мышления
Мышление на основе шаблонов выходит за рамки продуктовых команд. То, как мы структурируем команды, планируем проекты и переходим от идеи к минимально жизнеспособному продукту (MVP), может и должно зависеть от подхода, основанного на шаблонах.
Поскольку шаблонное мышление помогает командам избавиться от профессионального жаргона, это позволяет лучше сотрудничать между командами. Когда команды в вашей организации начинают говорить о проблемах и подходить к ним так, как их могут понять другие команды, это демократизирует ваши процессы и помогает командам учиться на опыте друг друга.
Вы также сможете разблокировать инновации в своей организации, так как команды смогут делиться своими знаниями и опытом в общей базе шаблонов, чтобы другие могли применять эти шаблоны к своему набору проблем.
Циклы продукта будут выглядеть по-другому. Вместо того, чтобы достичь конца своего производственного цикла только с конечным продуктом, это также означает, что вы выйдете с банком проблем, решенных на этом пути. Таким образом, в следующий раз, когда ваша команда возьмется за аналогичный продукт, вы сможете использовать решения, которые вы уже создали.
Заключение
Образцовое мышление рассматривает вопросы и ответы как повторяющиеся, повторно используемые элементы.
Повторное использование элементов всегда и везде, где это возможно, освобождает время для реализации уникальных характеристик инициативы. Применяя подход к решению проблем, основанный на шаблонах, вы позволите своей команде более четко видеть проблемы и решать их более эффективно, используя решения, которые вы уже создали для подобных проблем.
Самое время взглянуть на свою структуру и свой подход к работе и спросить себя, как вы можете начать использовать шаблоны для создания более инновационных решений. Что вы можете начать использовать уже сегодня?
Модели мышления | Успех в колледже
Отличительной чертой образованного ума является способность развлекать мысль, не принимая ее. — Аристотель, греческий философ
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Определять различные модели мышления, такие как найденные в таксономии Блума
- Обсудите связь каждой модели мышления с образованием
Что такое мысль?
« Cogito ergo sum ». Эта знаменитая латинская фраза принадлежит французскому философу Рене Декарту в начале 1600-х годов. В переводе на английский это означает «Я мыслю, следовательно, существую». На самом деле это глубокая философская идея, и о ней веками спорили: мы существуем и осознаем, что существуем, потому что мыслим. Без мысли или способности мыслить мы не существуем. Вы согласны? Даже если вы думаете, что Декарт ошибался, большинство скажет, что мышление тесно связано с тем, чтобы быть человеком, и что все мы, люди, мыслящие существа.
Что же такое мышление и мышление? Ниже приведены некоторые основные рабочие определения:
- Мышление — это умственный процесс, который вы используете для формирования ассоциаций и моделей мира. Когда вы думаете, вы манипулируете информацией, чтобы формировать концепции, участвовать в решении проблем, рассуждать и принимать решения.
- Мысль можно описать как акт мышления, порождающий мысли, которые возникают в виде идей, образов, звуков или даже эмоций.
Многие великие мыслители и теоретики посвятили свою жизнь изучению мысли, пытаясь точно понять, как люди получают, усваивают, генерируют и передают мысли, а также как они учатся. Одним из таких мыслителей был Бенджамин Блум, американский педагог-психолог, которого особенно интересовало, как люди учатся. В 1956 году д-р Блум возглавил комитет преподавателей, который разработал и классифицировал набор целей обучения, который стал известен как таксономия Блума. Эта система классификации была немного обновлена с тех пор, как она была впервые разработана, но она по-прежнему важна как для учащихся, так и для учителей, помогая понять навыки и структуры, связанные с обучением.
Что такое цели обучения?
Каковы цели обучения? Возможно, вы уже заметили их — например, те, что вверху этой страницы — на протяжении всего курса. Цели обучения — это целей , которые определяют, что кто-то будет знать, о чем заботиться или сможет делать в результате обучения. Эти навыки обучения можно разделить на три основные категории или «области»: когнитивная область (что вам следует знать), аффективная область (что вас должно волновать) и психомоторный домен (что вы должны уметь делать).
Поскольку этот раздел курса посвящен моделям мышления, мы начнем с когнитивной области обучения.
Когнитивная область обучения
Когнитивная область обучения разделена на шесть основных уровней навыков обучения или стадий навыков обучения, которые организованы иерархически — от простейших функций, таких как запоминание и понимание, к более сложному обучению. навыков, таких как применение и анализ, до самых сложных навыков — оценки и создания. Нижние уровни более просты и фундаментальны, а более высокие уровни более сложны.
Рисунок 1
В следующей таблице описаны шесть основных наборов навыков в когнитивной области.
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ НАВЫКОВ В КОГНИТИВНОЙ ОБЛАСТИ | ОПИСАНИЕ | ПРИМЕРЫ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НАВЫКОВ ОБУЧЕНИЯ (конкретные действия, связанные с набором навыков) |
---|---|---|
Воспоминания | Когда вы умеете запоминать, вы можете распознавать или вспоминать уже полученные знания и использовать их для создания, извлечения или повторения определений, фактов и списков. Возможно, вы помните, как вы учились в начальной или старшей школе, но колледж потребует от вас большего внимания к информации. | идентифицировать · соотносить · перечислять · определять · вспоминать · запоминать · повторять · записывать · называть |
Понимание | Понимание — это способность улавливать или создавать смысл из устных, письменных и графических сообщений. Каждый курс колледжа знакомит вас с новыми концепциями, терминами, процессами и функциями. Как только вы получите твердое понимание новой информации, вам будет легче, возможно, позже, понять, как и почему что-то работает. | переформулировать · найти · сообщить · распознать · объяснить · выразить · идентифицировать · обсудить · описать · обсудить · просмотреть · сделать вывод · проиллюстрировать · интерпретировать · нарисовать · представить · дифференцировать · сделать вывод |
Применение | Когда вы подаете заявку, вы используете изученный материал (или применяете материал) в новых и конкретных ситуациях. В колледже вы будете проверены или оценены на предмет того, что вы узнали на предыдущих уровнях. Вам будет предложено решать проблемы в новых ситуациях, применяя понимание по-новому. Вам может понадобиться связать абстрактные идеи с практическими ситуациями. | применять · связывать · разрабатывать · переводить · использовать · эксплуатировать · организовывать · использовать · реструктурировать · интерпретировать · демонстрировать · иллюстрировать · практиковать · вычислять · показывать · выставлять · драматизировать |
Анализ | Когда вы анализируете, у вас есть возможность разбить или разделить части материала на его компоненты, чтобы лучше понять его организационную структуру. На этом уровне у вас будет более четкое ощущение, что вы хорошо понимаете содержание. Вы сможете ответить на такие вопросы, как что, если, или почему, или как что-то будет работать. | анализировать · сравнивать · исследовать · исследовать · исследовать · сопоставлять · категоризировать · различать · сопоставлять · исследовать · обнаруживать · исследовать · классифицировать · делать вывод · экспериментировать · тщательно изучать · обнаруживать · инспектировать · препарировать · различать · разделять |
Оценка | Обладая навыками оценки, вы можете судить, проверять и даже критиковать ценность материала для данной цели. На этом уровне обучения в колледже вы сможете критически мыслить. Ваше понимание концепции или дисциплины будет глубоким. Возможно, вам придется представить и защитить свое мнение. | судить · оценивать · сравнивать · оценивать · делать вывод · измерять · делать вывод · рассуждать · решать · выбирать · оценивать · отбирать · оценивать · подтверждать · рассматривать · оценивать · ценить · критиковать · делать вывод |
Создание | Обладая навыками творчества, вы сможете соединять части вместе, чтобы сформировать связное или уникальное новое целое. Вы можете реорганизовать элементы в новый шаблон или структуру путем создания, планирования или производства. Создание требует оригинальности и изобретательности. Он объединяет все уровни обучения для теоретического обоснования, проектирования и тестирования новых продуктов, концепций или функций. | составлять · производить · проектировать · собирать · создавать · готовить · прогнозировать · модифицировать · планировать · изобретать · формулировать · собирать · обобщать · документировать · объединять · связывать · предлагать · разрабатывать · упорядочивать · конструировать · организовывать · исходить · выводить · писать · предлагать |
Вы можете подробнее изучить эти концепции в двух видеороликах ниже. Первый из Центра успеха в обучении Университета штата Луизиана. В нем обсуждаются уровни изучения таксономии Блума в отношении успехов учащихся в колледже.
Следующее видео, Таксономия Блума с участием фильмов о Гарри Поттере , представляет собой основанный на культуре способ понимания и применения таксономии Блума.