Схема структура деятельности в психологии: Структура деятельности по А.П. Леонтьеву

Структура деятельности – специфика в поведении, познавательная деятельность (обществознание, 10 класс)

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 317.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 317.

Особенность человека состоит в том, что он, планируя какую-либо деятельность, может предвидеть результат своего труда, ставит цели, ищет средства ее достижения. То есть, деятельность человека состоит из разных компонентов, составляющих ее структуру. Узнаем подробнее, что такое структура деятельности человека.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Цель

Одним из самых важных элементов деятельности является цель, то есть то, на что направлен труд, мысленный образ.

Цель можно проиллюстрировать примером. Скульптор решил создать памятник героям Великой Отечественной войны. Сначала он представляет, как будет выглядеть будущая скульптура, и только потом осуществляет свои замыслы, создавая то, что нарисовало его воображение.

В этом случае памятник, представляемый мысленно – это цель мастера, а готовая работа – результат.

Средства

Для для того, чтобы достичь цели, человеку необходимо применять какие-либо средства, то есть то, что помогает реализовывать деятельность. Например, строитель, возводя здание, использует кирпич, цемент, разные инструменты. Есть свои средства и в познавательной деятельности: ученик для получения знаний использует учебники, карты, энциклопедии.

Результат

Поставив цель, используя специальные средства, человек получает результат. Это то, чего он хотел достичь: вещи, отношения, знания.

Результатом деятельности человека на протяжении всего исторического развития является культура. Все, что мы видим вокруг себя – дома, автомобили, предметы быта, одежду – все это появилось благодаря осознанной деятельности людей.

Мотивы

Те или иные условия побуждают человека ставить цели и достигать их. То, почему мы стремимся заняться какой-либо деятельностью, называют мотивом.

Для одного и того же действия могут быть разные мотивы. К примеру, двое писателей пишут книгу. Один из них хочет заработать, продавая свой труд, стать известным. Другому просто хочется выложить свои мысли на бумаге. Другой случай: решив порадовать родителей, ученик начал активно проявлять себя в учебной, творческой и спортивной деятельности.

Действия

Деятельность выражается в каких-либо действиях. Учебная – в чтении, решении задач, написании сочинений и так далее, художественная – в написании картин, музыки, выполнении танцевальных движений и другое.

Деятельность может осуществляться осознанно (когда поставлена цель, намечены средства) и неосознанно (в результате импульсивных, необдуманных действий, но неосознанность не является нарушением действия).

В этом состоят структура и специфика деятельности.

В науке понятие деятельности часто соотносят с поведением. Попробуем понять, в чем сходство и различие данных понятий.

Поведение и деятельность человека отличаются осознанностью и целенаправленностью. Поэтому стоит строго различать понятия поведения человека и животного. Деятельность человека носит преобразовательный характер. У животных же активность обусловлена инстинктами.

Разница этих терминов в том, что деятельность – более полное и обширное понятие. Оно охватывает все виды действий, совершаемых человеком. Поведение отражает отношение человека к обществу, в котором он живет, принятие, либо непринятие им общепринятых норм и законов, степень усвоения личностью общественно важных качеств.

Что мы узнали?

Изучив тему обществознания 10 класса, мы выяснили, что осознанная деятельность имеет свою структуру. К ее элементам относятся цель, средства, действия и результат. Также важным компонентом деятельности, без которого она невозможна – мотив, то есть, то, что побуждает выполнять те или иные действия. Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, также как один мотив может являться причиной разных видов деятельности.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Андрей Куренков

    10/10

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 317.


А какая ваша оценка?

Структура деятельности в психологии

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………….3

 Глава 1 Теоретические аспекты изучения категории «деятельность» в психологии………………………………………5

1.1. Анализ категории  «деятельность»…………………………..5

1.2. Структура деятельности………………………………………17

Глава 2. Анализ   текста  «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология» …………………….…23

Заключение……………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………….27

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

                          

                            Введение

В последние  годы исследования, связанные с изучением  категории   деятельность, являются актуальными.

Интенсивное развитие исследований о деятельности имеет значение для решения таких важных проблем, как проблема сознания человека, его исторического и онтогенетического развития, проблема его внутреннего строения. Сегодня можно констатировать, что категория деятельности открывает возможность создать единую научную систему психологических знаний. Введение категории деятельности в психологии меняет точку отсчёта, с которой начинается построение общей теории и динамики поведения личности.

К настоящему времени в науке накоплены  определённые знания, необходимые для  того, чтобы на смену традиционному  пониманию человеческого «Я»  пришли представления о рождении человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемых в деятельности и общении.

Проблема  деятельности активно и всесторонне  разрабатывается учёными различных  областей научного знания. В ряде теоретических исследований рассматриваются различные аспекты этой категории, в частности рассмотрена их сущность и особенности, дана их философская оценка, разработаны основные положения теории деятельности.

В конкретно-научной методологии изучения личности общепсихологические направления принимают принципы деятельностного подхода. Это направление развивается в исследованиях таких психологов, как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн.

Цель исследования: изучение структуры деятельности в психологии

Объект исследования: деятельность в психологии

Предмет исследования: структура деятельности в психологии

Задачи:

1. Проанализировать категорию «деятельности»

2. Изучить структуру деятельности

3. Проанализировать статью «Психика и деятельность» из книги С.Л. Рубинштейна «Общая психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты  изучения категории «деятельность» в психологии

1.1. Анализ категории «

деятельность»

Последние годы в советской психологии происходило ускоренное развитие отдельных ее ветвей и прикладных исследований. Однако теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология, формируясь  на  марксистско-ленинской философской  основе, выдвинула принципиально новый подход к психике и впервые внесла  в  психологию  ряд  важнейших  категорий,  которые  нуждаются  в дальнейшей разработке. Среди этих категорий важнейшее значение имеет категория деятельности.

Мы  согласны с тезисами К. Маркса о Фейербахе, в которых говорится, что главный недостаток прежнего метафизического материализма  состоял в том, что он рассматривал чувственность только в форме созерцания,  а не как человеческую деятельность, практику; что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась  идеализмом,  который,  однако, понимал ее абстрактно, а не как действительную чувственную  деятельность человека [11,с.1]. Именно так обстояло дело и во всей домарксистской  психологии.  Впрочем, и в современной психологии, которая развивается вне марксизма,  ситуация остается прежней [7].

Деятельность  интерпретируется либо в  рамках  идеалистических концепций, либо в  естественнонаучных, материалистических по своей  общей тенденции направлениях — как ответ на  внешние воздействия пассивного субъекта, обусловленный его врожденной  организацией  и научением. Но именно это и раскалывает психологию на естественнонаучную  и психологию как науку о духе, на психологию бихевиоральную и «менталистскую». Возникающие в связи с этим в психологии кризисные явления сохраняются и  сейчас; они только «ушли в глубину», стали выражаться в менее явных формах [10].

Характерное для наших  дней  интенсивное  развитие междисциплинарных исследований, связывающих психологию с нейрофизиологией, с  кибернетикой и логико-математическими дисциплинами, с социологией и историей  культуры, — само по себе еще не может привести к решению фундаментальных методологических проблем психологической науки. Оставляя их нерешенными, оно лишь усиливает тенденцию к опасному физиологическому,  кибернетическому, логическому или социологическому редукционизму,  угрожающему  психологии утратой своего предмета, своей специфики. субъективное переживание»[10, c.93].

Следует отметить, схема «раздражитель — субъективное переживание» с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиологической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая заключалась в том, чтобы изучить зависимость  элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т.е. применительно к изучению поведения, эта двучленная схема  нашла свое прямое выражение в формуле S-R. Неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот  содержательный  процесс,  в  котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его  предметную деятельность.  Такая абстракция от деятельности субъекта оправдана лишь в узких границах  лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность.  Это и вынуждало прежних исследователей допускать при объяснении  психологических  фактов вмешательство особых сил, таких, как активация  апперцепция,  внутренняя интенция и т.

п., т.е. все же апеллировать к  деятельности  субъекта,  но только в ее мистифицированной идеализмом форме [6, c.28].

Таким образом, в психологии сложилась следующая альтернатива: либо сохранить в качестве основной двучленную схему: воздействие объекта — изменение текущих состояний субъекта (или, что принципиально  то  же  самое,  схему S-R), либо исходить из  трехчленной схемы,  включающей  среднее  звено  — деятельность субъекта и соответственно ее  условия, цели и средства, — звено, которое опосредствует связи между ними. С точки зрения проблемы детерминации психики эта  альтернатива  может быть сформулирована так: либо мы встаем на позицию, что сознание определяется окружающими вещами, явлениями, либо — на  позицию,  утверждающую, что сознание определяется общественным бытием людей, которое, по определению Маркса и Энгельса, есть не что иное, как реальный процесс их  жизни [11, c.25].

          В современной психолого-педагогической  литературе имеется множество  определений понятия «деятельность». В более узком смысле,  т.е.  на психологическом уровне, деятельность — это единица жизни, опосредованная  психическим  отражением,  реальная функция которой состоит в том, что она  ориентирует  субъекта  в предметном мире. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние  переходы и превращения, свое развитие [6, с.30].

          Следует отметить, что понятие  деятельности так же рассматривается  как поведение человека, направленное  на удовлетворение его потребностей (Л. А. Вайнштейн). Однако, более  точным и ёмким, на наш взгляд,  является следующее понятие: деятельность – это сложная  иерархическая динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с окружающим миром, в результате которой происходит формирование психического образа, воплощение его в объекте, взаимодействие его с объектом и изменение самого субъекта. Это понятие ввёл А. Н. Леонтьев [9,c. 122].

Впервые категорию деятельность, как предельный объяснительный принцип предложил  немецкий философ Г.-В.-Ф. Гегель. Применил этот принцип в психологии С.Л. Рубинштейн, который опубликовал в 1922г. статью «Проблемы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики» [3,с.12]. С этого момента начала складываться теория деятельности. Главная идея этой теории в том, что человек и его психика формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Причём эта деятельность понимается как изначально практическая. В ходе деятельности люди преобразуют и познают природу и общество, тем самым формируя и развивая свои сущностные силы [3].

Мы  согласны с мнением А. Н. Леонтьева  о том, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Уже в самом понятии  деятельности  содержится понятие  ее  предмета. Выражение  «беспредметная  деятельность»  лишено  всякого  смысла.  Деятельность может казаться беспредметной,  но  научное  исследование  деятельности необходимо требует открытия ее предмета. При этом предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем  независимом  существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и  иначе  осуществиться не может [6, c.31].

Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения  обнаруживается их предметная природа. Так, было показано, что жизнь организмов в гомогенной, хотя и изменчивой среде может развиваться лишь в форме усложнения той системы элементарных отправлений, которая  поддерживает  их существование. Только при переходе к жизни в дискретной  среде,  т.е.  к жизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям,  имеющим прямое биотическое значение,  надстраиваются  процессы,  вызываемые воздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными,  абиотическими, но которые ориентируют его по отношению к воздействиям первого рода [7].

Всякая  деятельность имеет кольцевую структуру: исходная  афферентация — эффекторные процессы, реализующие контакты  с  предметной  средой  — коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа. Сейчас кольцевой характер процессов, осуществляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и достаточно хорошо описан. Однако главное заключается  не  в  самой  по  себе  кольцевой структуре, а в том, что психическое отражение предметного мира  порождается не непосредственно внешними  воздействиями, а теми процессами, с  помощью  которых  субъект вступает в практические контакты с предметным миром  и  которые  поэтому необходимо подчиняются его независимым  свойствам,  связям,  отношениям. Последнее означает, что «афферентатором»,  управляющим  процессами  деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично — его образ как субъективный продукт деятельности, который  фиксирует,  стабилизирует  и несет в себе ее  предметное  содержание. Таким образом,  осуществляется двойной переход: переход предмет — процесс деятельности и переход  деятельность — ее субъективный продукт. Более явно переход процесса в форму продукта происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в «покоящееся свойство» ее объективного продукта [6, c.32-33]. 

Еще в тридцатых годах С.Л.Рубинштейн указывал на важное теоретическое значение для психологии мысли Маркса о том, что в обыкновенной материальной промышленности мы имеем перед собой раскрытую книгу человеческих сущностных сил и что психология, для которой эта книга остается закрытой, не может стать содержательной и реальной наукой,  что психология не должна игнорировать богатство человеческой деятельности [6, c.34]. Вместе с тем в своих последующих публикациях С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что, хотя в сферу психологии входит и та практическая деятельность, посредством которой люди изменяют природу и общество, предметом психологического изучения «является только их специфически психологическое  содержание, их мотивация и регуляция, посредством которой действия  приводятся в соответствие с  отраженными  в  ощущении,  восприятии,  сознании объективными условиями, в которых они совершаются» [13, c. 40]. Таким образом, практическая деятельность, по мысли автора, входит в предмет изучения психологии, но лишь тем особым своим содержанием, которое выступает в форме ощущения, восприятия, мышления и вообще в форме внутренних психических процессов и состояний субъекта. Но это утверждение является по меньшей мере односторонним, так как оно абстрагируется  от  того капитального факта, что деятельность — в той или иной ее форме —  входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого  процесса, его порождение [6, c.34].

Установлено, что начало переориентации  психологии  было  положено  постановкой проблемы о происхождении внутренних психических  процессов. Решающий  шаг в том  отношении был сделан И.М.Сеченовым, который еще сто лет тому назад указывал, что психология  незаконно  вырывает  из  целостного  процесса, звенья которого связаны самой природой, его  середину  —  «психическое», противопоставляя его «материальному». Так  как  психология  родилась  из этой, по выражению Сеченова, противоестественной операции, то потом уже «никакие уловки не могли склеить эти разорванные его звенья». Такой подход к делу, писал далее Сеченов, должен измениться. «Научная  психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений  о происхождении психических деятельностей» [14].

Психологи установили, что главную роль в  развитии конкретно-психологических  взглядов  на происхождение внутренних мыслительных операция сыграло введение в психологию понятия об интериоризации. Интериоризацией называют переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными  предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане,  в  плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации —  обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся  способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, если воспользоваться краткой формулировкой Ж.Пиаже,  — переход, «ведущий от сенсомоторного плана к мысли» [6, c.35].

Теория деятельности | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Педагогическая психология: Оценка · Проблемы · Теория и исследования · Методы · Техника X предмет · Специальное изд. · Пастораль


Теория деятельности (АТ) — советская психологическая метатеория, парадигма или структура, уходящая своими корнями в социокультурный подход. Его основателями были Алексей Николаевич Леонтьев и С. Л. Рубинштейн (1889-1960). Он стал одним из основных психологических подходов в бывшем СССР, получив широкое распространение как в теоретической, так и в прикладной психологии, в таких областях, как образование, обучение, эргономика и психология труда.

Содержание

  • 1 История теории деятельности
    • 1.1 Выготский
    • 1.2 Леонтьев
    • 1.3 Запад
    • 1.4 Теория деятельности и информационные системы
  • 2 Объяснение теории деятельности
    • 2.1 Деятельность
    • 2.2 Уровни теории деятельности
    • 2.3 Внутренняя плоскость действия
    • 2.4 Творчество человека
    • 2.5 Обучение и неявные знания
  • 3 приложения
    • 3.1 Разработка программного обеспечения
  • 4 Каталожные номера
  • 5 См. также

История теории деятельности

Истоки теории деятельности можно проследить до нескольких источников, которые впоследствии дали начало различным взаимодополняющим и переплетающимся направлениям развития. В этом отчете основное внимание будет уделено двум наиболее важным из этих направлений. Первая связана с Московским институтом психологии и, в частности, с тройкой молодых и одаренных исследователей Льва Семеновича Выготского (1896–1934), Александр Романович Лурия (1902–77) и Алексей Николаевич Леонтьев (1903–79). Выготский основал культурно-историческую психологию, важное направление деятельностного подхода; Леонтьев, один из основных основоположников теории деятельности, как продолжил, так и выступил против работы Выготского. Леонтьевская формулировка общей теории деятельности в настоящее время является наиболее влиятельной в постсоветских разработках в области АТ, которые в большей степени касались социально-научных и организационных, а не психологических исследований.

Второе крупное направление развития АТ связано с такими учеными, как П. К. Анохин (1898-1974) и Н. А. Бернштейн (1896-1966), более непосредственно занимающимися нейрофизиологическими основами деятельности; его основание связано с советским философом психологии С. Л. Рубинштейном (1889-1960). Эта работа впоследствии была развита такими исследователями, как Пушкин, Зинченко и Гордеева, Пономаренко, Зараковский и др., а в настоящее время наиболее известна благодаря работам по системно-структурной теории деятельности, проводимым Г. З. Бедным и его сотрудниками.

Выготский

Вереникина обсуждает вклад Выготского, начиная с замечания, что «жизненной целью Выготского было создание психологии, адекватной исследованию сознания. Он заявил, что сознание конструируется через взаимодействие субъекта с миром и является атрибутом отношения между субъектом и объектом». (естественные) психические процессы с помощью психологических средств (искусственных устройств для овладения психическими процессами) и интернализации». понятие инструмент как форма «опосредованного действия», которое «внешне ориентировано [и] должно привести к изменению объектов». Лурия объясняет это так: «Выготский полагал, что высшие психические процессы имеют социальное происхождение… он предположил, что простейшая форма [сознательного] поведения человека может быть найдена в использовании орудий или знаков, где орудие (или знак) может Взамен элементарной схемы S R S » для раздражителя, « R » для рефлекса) он предложил новую схему S x R ), где S означает стимул, x средство (орудие или знак) и R рефлекс.

Таким образом, продолжает Лурия, объяснение сложных явлений, таких как человеческая деятельность, «должно лежать не в ее сведении к отдельным элементам, а, скорее, в ее включении в богатую сеть существенных связи.»

Леонтьев

После ранней смерти Выготского Леонтьев стал руководителем исследовательской группы по теории деятельности и значительно расширил рамки. В этой статье можно лишь кратко рассмотреть Леонтьева. взносы. Многие из изложенных ниже особенностей теории деятельности восходят, по крайней мере, в первоначальном виде, к работам Леонтьева. Леонтьев впервые исследовал психологию животных, рассматривая различные степени, в которых можно сказать, что животные обладают психическими процессами. Он пришел к выводу, что рефлексионизм Павлова не является достаточным объяснением поведения животных и что животные имеют активное отношение к действительности, которое он назвал деятельность . В частности, поведение высших приматов, таких как шимпанзе, можно было объяснить только формированием у них многофазных планов с помощью орудий.

Затем Леонтьев перешел к людям и указал, что люди совершают «действия», которые сами по себе не удовлетворяют потребность, но способствуют конечному удовлетворению потребности. Часто эти действия имеют смысл только в социальном контексте совместной трудовой деятельности. Это привело его к различию между видами деятельности , которые удовлетворяют потребность, и действий , составляющих деятельность.

Леонтьев также утверждал, что деятельность, которой занимается человек, отражается в его психической деятельности, т. е. (по его выражению) материальная реальность «представляется» сознанию, но только в ее жизненный смысл или значение.

Запад

Теория деятельности, за исключением нескольких публикаций в западных журналах, оставалась неизвестной за пределами Советского Союза до середины 1980-х годов, когда ее подхватили скандинавские исследователи. (Первая международная конференция по теории деятельности состоялась только в 1986. Самая ранняя несоветская статья, на которую ссылается Нарди, — это статья Юрье Энгестрёма 1987 года: «Обучение путем расширения»). Это привело к переформулировке теории деятельности. Куутти отмечает, что термин «теория деятельности» «может использоваться в двух смыслах: относящийся к исходной советской традиции… или относящийся к международному, многоголосому сообществу, применяющему оригинальные идеи и развивающему их дальше».

Некоторые изменения являются систематизацией работ Леонтьева. Хотя изложение Леонтьева ясно и хорошо структурировано, оно не так хорошо структурировано, как формулировка Юрьё Энгестрёма. Каптелинин замечает, что Энгестрём «предложил схему деятельности, отличную от схемы [Леонтьева]. содержит три взаимодействующих сущности — индивидуума, предмета и общности — вместо двух компонентов — индивидуума и предмета — в исходной схеме [Леонтьева]».

Были внесены некоторые изменения, очевидно, путем импорта понятий из теории взаимодействия человека и компьютера. Например, введено понятие правил , которого нет у Леонтьева. Так же понятие коллективного субъекта было введено в 1970-х и 1980-х годах (Леонтьев ссылается на «совместную трудовую деятельность», но имеет в качестве субъектов деятельности только отдельных лиц, а не группы).

Теория деятельности и информационные системы

Применение теории деятельности к информационным системам основано на работах Бонни Нарди и Кари Куутти. Работа Куутти рассматривается ниже. Подход Нарди вкратце сводится к следующему: Нарди увидел Теория деятельности как «. .. мощный и проясняющий описательный инструмент, а не сильно предсказательная теория. Объект теории деятельности состоит в том, чтобы понять единство сознания и деятельности… Теоретики деятельности утверждают, что сознание не является набором дискретных бестелесных когнитивных действия (принятие решений, классификация, запоминание), и уж точно не мозг; скорее, сознание находится в повседневной практике: ты есть то, что ты делаешь». Нарди также утверждал, что «теория деятельности предлагает сильное понятие опосредование — весь человеческий опыт формируется инструментами и знаковыми системами, которые мы используем». Кроме того, она определяет «некоторые из основных проблем теории деятельности: [как] сознание, асимметричные отношения между людьми и вещами и роль артефактов в повседневной жизни». Она объяснила, что «основной принцип теории деятельности состоит в том, что понятие сознания является центральным для описания деятельности. Выготский описывал сознание как явление, объединяющее внимание, намерение, память, рассуждение и речь. ..» и «Теория деятельности с ее акцент на важности мотива и сознания, которые принадлежат только людям, рассматривает людей и вещи как принципиально разные. Люди не сводятся к «узлам» или «агентам» в системе; «обработка информации» не рассматривается как нечто, что можно моделировать одинаково для людей и машин».

Нарди утверждал, что область взаимодействия человека с компьютером «в значительной степени игнорировала изучение артефактов, настаивая на мысленных представлениях как на надлежащем месте изучения», а теория деятельности рассматривается как способ устранения этого дефицита.

В более поздней работе Нарди и др. , сравнивая теорию деятельности с когнитивной наукой, утверждают, что «теория деятельности — это, прежде всего, социальная теория сознания» и, следовательно, «… теория деятельности хочет определить сознание, т. е. все психические функции, включая воспоминание, решение, классификация, обобщение, абстрагирование и т. д. как продукт нашего социального взаимодействия с другими людьми и использования нами инструментов». психология отличает сознательные функции от бессознательных.

Объяснение теории деятельности

В этом разделе представлено краткое введение в теорию деятельности и некоторые краткие комментарии о человеческом творчестве в теории деятельности и последствиях теории деятельности для неявного знания и обучения.

Деятельность

Теория деятельности начинается с понятия деятельности. Деятельность рассматривается как система человеческого «действия», посредством которой субъект работает над объектом для получения желаемого результата. Для этого субъект использует инструменты, которые могут быть внешними (например, топор, компьютер) или внутренними (например, план). Например, деятельностью может быть работа автоматизированного колл-центра. Как мы увидим позже, в деятельность могут быть вовлечены многие субъекты, и каждый субъект может иметь один или несколько мотивов (например, улучшение управления поставками, карьерный рост или получение контроля над жизненно важным источником организационной власти). Простым примером действия в колл-центре может быть телефонный оператор (субъект), который изменяет платежную запись клиента (объект) таким образом, чтобы платежные данные были правильными (результат), используя графический интерфейс к базе данных (инструмент).

Куутти формулирует теорию деятельности в терминах структуры деятельности. «Деятельность есть форма деятельности, направленная на объект, и деятельности отличаются друг от друга по к своим объектам. Превращение объекта в результат мотивирует существование деятельности. Объект может быть материальным, но может быть и менее материальным».

Затем Куутти добавляет третий термин, орудие, которое «посредничает» между деятельностью и объектом. «Инструмент одновременно и разрешает, и ограничивает: он расширяет возможности субъекта в процесс трансформации с «кристаллизованным» в нем исторически накопленным опытом и навыками, но он также ограничивает взаимодействие с точки зрения этого конкретного инструмента или инструмента; другие потенциальные признаки объекта остаются невидимыми для субъекта. ..».

Орудия, как замечает Вереникина, — это «социальные объекты с определенными способами действия, выработанные общественно в процессе труда и возможны только потому, что они соответствуют целям практические действия».

Уровни теории деятельности

Деятельность моделируется как трехуровневая иерархия. Куутти схематизирует процессы в теории деятельности как трехуровневую систему.

Вереникина, перефразируя Леонтьева, поясняет, что «несовпадение действия и операции… проявляется в действиях орудиями, т. е. материальными предметами, которые кристаллизуются операции, а не действия или цели. Если перед человеком стоит конкретная цель, скажем, разобрать машину, то он должен использовать различные операции; не имеет значения, как человек операции были изучены, потому что формулировка операции происходит иначе, чем формулировка цели, которая инициировала действие».

Уровни деятельности также характеризуются по своему назначению: «Деятельность ориентирована на мотивы, т. е. на объекты, побуждающие сами по себе. Каждый мотив есть предмет, материальный или идеальный, удовлетворяющий потребность. Действия — это процессы, функционально подчиненные действиям; они направлены на конкретные осознанные цели. Действия реализуются через операции, которые определяется реальными условиями деятельности».

Энгестрём разработал расширенную модель деятельности, которая добавляет еще один компонент, сообщество («те, кто разделяет один и тот же объект»), а затем добавляет правила для посредничества между субъектом и сообществом, а также разделение труда для посредничества между объектом и сообществом .

Куутти утверждает, что «Эти три класса следует понимать широко. Инструментом может быть все, что используется в процессе трансформации, включая как материальные инструменты, так и инструменты мышления. Правила охватывают как явные, так и неявные нормы, условности и социальные отношения внутри сообщества. Разделение труда относится к явной и неявной организации сообщества по отношению к процесс превращения объекта в результат».

Теория деятельности, таким образом, включает понятие о том, что деятельность осуществляется в социальном контексте или, в частности, в сообществе. Таким образом, способ, которым действие вписывается в контекст, устанавливается двумя результирующими понятиями:

  • правила: они являются как явными, так и неявными и определяют, как субъекты должны вписываться в сообщество;
  • разделение труда: это описывает, как объект деятельности относится к сообществу.

Внутренний план действий

Теория деятельности предоставляет ряд полезных концепций, которые можно использовать для устранения недостатка выражения для «мягких» факторов, которые неадекватно представлены в большинстве структур моделирования процессов. Одним из таких понятий является внутренний план действия. Теория деятельности признает, что каждая деятельность имеет место в двух плоскостях: внешнем плане и внутреннем плане. Внешний план представляет объективные компоненты действия, а внутренний план представляет субъективные компоненты действия. Каптелинин определяет внутренний план действий как «Способность человека производить манипуляции над внутренним представлением внешних объектов до начала действий с этими объектами в реальности».

Подробнее см. Вереникина.

Рассмотренные выше концепции мотивов, целей и условий также способствуют моделированию мягких факторов. Один из принципов теории деятельности состоит в том, что многие виды деятельности имеют множественную мотивацию («полимотивация»). Например, программист при написании программы может решать задачи, связанные с несколькими мотивами, такими как увеличение его или ее годового бонуса, получение соответствующего карьерного опыта и содействие достижению целей организации.

Теория деятельности далее утверждает, что субъекты сгруппированы в сообщества, с правилами, опосредующими отношения между субъектом и сообществом, и разделением труда между объектом и сообществом. Предмет может быть частью нескольких сообществ, а само сообщество может быть частью других сообществ.

Человеческое творчество

Человеческое творчество играет важную роль в теории деятельности, согласно которой «люди… по существу являются творческими существами» в «творческом, непредсказуемом характере». Тихомиров также анализирует важность творческая деятельность , противопоставляя ее рутинной деятельности , и отмечает важный сдвиг, вызванный компьютеризацией баланса в сторону творческой деятельности.

Обучение и неявное знание

Теория деятельности имеет интересный подход к сложным проблемам обучения и, в частности, неявного знания . Обучение было излюбленной темой теоретиков менеджмента, но его часто представляли абстрактно, отдельно от рабочих процессов, к которым должно применяться обучение. Теория деятельности предлагает потенциальную корректировку этой тенденции. Например, обзор Энгестрёма работы Нонаки о создание знаний предлагает усовершенствования, основанные на теории деятельности, в частности, предполагая, что процесс организационного обучения включает в себя предварительные этапы формирования целей и проблем, которых нет в Нонаке. Ломпшер, вместо того чтобы рассматривать обучение как передачу , видит формирование целей обучения и понимание учащимися того, что им необходимо усвоить, как ключ к формированию учебной деятельности.

Особое значение для изучения обучения в организациях имеет проблема неявное знание , которое, по словам Нонаки, «является очень личным и трудно формализуемым, что затрудняет общение с другими или обмен ими с другими». Леонтьева концепция операция дает важное представление об этой проблеме. Кроме того, ключевая идея интернализации первоначально была введена Выготским как «внутренняя реконструкция внешней операции». Впоследствии интернализация стала ключевым термином теории неявного знания и была определена как «процесс воплощения явного знания в неявное знание». Интернализация была описана Энгестрём как «ключевой психологический процесс». механизм», открытый Выготским и далее обсуждаемый Вереникиной.

Приложения

Разработка программного обеспечения

Теория деятельности применяется для решения сложных неуловимых проблем проектирования. Подробности и дополнительную информацию см. в специальном выпуске «Совместная работа с компьютерной поддержкой» по теме «Теория деятельности и практика проектирования» .

Список литературы

  • Леонтьев А. Проблемы развития психики . Английский перевод, Прогресс Пресс, 1981, Москва. (Русский оригинал 1947).
  • Нарди, Бонни А. (ред.) . Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека с компьютером. MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1996.
  • Вереникина И. «Культурно-историческая психология и теория деятельности». В Hasan, H., Gould, E. and Hyland, P. (Eds) Информационные системы и теория деятельности: инструменты в контексте , 7–18. University of Wollongong Press, 1998, Вуллонгонг.
  • Дэвид Ф. Редмилес (редактор). Совместная работа с компьютерной поддержкой (CSCW), специальный выпуск Теория деятельности и практика проектирования . 11(1-2), 2002. См. также Теория деятельности и практика проектирования.

См. также

  • Распределенное познание
  • Расположенное познание

de:Tätigkeitstheorie fr: Теория активности

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Когнитивное развитие | Психология развития

Раннее детство — это время притворяться, смешивать факты и вымысел и учиться думать о мире с помощью языка. По мере того, как маленькие дети переходят от необходимости прикасаться, чувствовать и слышать о мире к изучению некоторых основных принципов того, как устроен мир, у них возникают довольно интересные первоначальные идеи. Например, сколько из вас боятся, что вы упадете в канализацию? Надеюсь, никто из вас этого не сделает! Но трехлетний ребенок может сильно переживать по этому поводу, сидя перед ванной. Ребенок может возразить, если ему скажут, что что-то произойдет «завтра», но будет готов принять объяснение, что событие произойдет «сегодня, после того, как мы уснем». Или маленький ребенок может спросить: «Надолго ли мы остаемся? Отсюда сюда?» указывая на две точки на столе. В этом юном возрасте нелегко понять такие понятия, как завтрашний день, время, размер и расстояние. Понимание размера, времени, расстояния, реальности и вымысла — все это задачи, которые являются частью когнитивного развития в дошкольном возрасте.

Предоперационный интеллект

Стадия Пиаже, совпадающая с ранним детством, называется дооперациональной стадией .  Слово «операционный» означает «логичный», поэтому этих детей считали нелогичными. Однако они учились использовать язык или думать о мире символически. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.

Игра в притворство:  В настоящее время любимое занятие — притворяться. У игрушки есть качества, выходящие за рамки того, для чего она была разработана, и теперь ее можно использовать для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально задумывалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!

Пиаже считал, что детские ролевые игры помогают детям закреплять новые схемы, которые они развивают когнитивно. Таким образом, эта игра отражала изменения в их представлениях или мыслях. Однако дети также учатся, притворяясь и экспериментируя. Их игра не просто представляет то, чему они научились (Berk, 2007).

Эгоцентризм:  Эгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок. Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, чтобы показать детям трехмерную модель горы и попросить их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом. Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственное, а не кукольное видение. Однако, когда дети разговаривают с другими, они, как правило, используют разные структуры предложений и словарный запас при обращении к ребенку младшего возраста или взрослому пожилому человеку. Это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других.

Синкретизм: Синкретизм относится к склонности думать, что если два события происходят одновременно, одно является причиной другого. Я помню, как моя дочь спрашивала, если она наденет купальник, станет ли лето!

Анимизм:  Анимизм относится к приписыванию жизненных качеств объектам. Чашка жива, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, подлый, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Посмотрите этот фрагмент, в котором актер Робин Уильямс поет песню, чтобы показать детям разницу между живым и неживым. (Интересно, куклы на заднем плане поют и танцуют фразу «это не живое». Это может немного сбить зрителей с толку!). Мультфильмы часто показывают объекты, которые кажутся живыми и приобретают реалистичные качества. Маленькие дети, кажется, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после 3 лет они редко называют объекты живыми (Berk, 2007).

Ошибки классификации:  Детям дооперационного возраста трудно понять, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, если показать три белые пуговицы и четыре черные пуговицы и спросить, черных пуговиц или пуговиц больше, ребенок, скорее всего, ответит, что черных пуговиц больше. По мере расширения словарного запаса ребенка и развития большего количества схем улучшается способность классифицировать объекты.

Консервация жидкости. Наливание жидкости в высокий узкий сосуд делает ее больше?

Ошибки сохранения:  Сохранение относится к способности распознавать, что перемещение или перестановка материи не меняет количества. Представьте себе 2-летнего и 4-летнего детей, обедающих. У 4-летнего ребенка есть бутерброд с цельным арахисовым маслом и желе. Однако он замечает, что бутерброд его младшей сестры разрезан пополам, и возражает: «У нее есть еще!» Посмотрите следующие примеры ошибок в разговоре по количеству и объему:

Theory of Mind 

Представьте, что вы показываете трехлетнему ребенку коробку с пластырем и спрашиваете его, что в ней. Скорее всего, ребенок ответит: «бинты». А теперь представьте, что вы открываете коробку и высыпаете мелки. Если вы спросите ребенка, что, по его мнению, было в коробке до того, как ее открыли, он может ответить «мелки». Если вы спросите, что, по мнению вашего друга, было в коробке, ответ все равно будет «мелки». Почему? Примерно до 4 лет ребенок не осознает, что в уме могут храниться неточные идеи. Итак, этот 3-летний ребенок меняет свою реакцию, когда ему показывают, что в коробке лежат мелки. Теория разума – это понимание того, что разум можно обмануть или что разум не всегда точен. Примерно в 4 года ребенок отвечал: «Карандаши» и понимал, что мысли и реальность не всегда совпадают.

Это осознание существования разума является частью социального интеллекта или способности распознавать, что другие могут иначе думать о ситуациях. Это помогает нам быть самосознательными или осознавать, что другие могут думать о нас по-разному, и помогает нам понимать или сопереживать другим. Эта способность читать мысли помогает нам предвидеть и предсказывать действия других (даже если эти предсказания иногда неточны).

Понимание психического состояния других важно для общения и социальных навыков. Ребенок, демонстрирующий этот навык, способен предвидеть потребности других. В этом видео рассказывается об исследовании, в котором теория разума связана с популярностью.

Развитие речи

Увеличение словарного запаса:  Словарный запас ребенка увеличивается в возрасте от 2 до 6 лет примерно с 200 слов до более 10 000 слов благодаря процессу, называемому быстрым картографированием. Слова легко усваиваются путем установления связей между новыми словами и уже известными понятиями. Части речи, которые изучаются, зависят от языка и того, на что делается ударение. Дети, говорящие на языках, подходящих для глаголов, таких как китайский и японский, а также те, кто говорит по-английски, с большей готовностью усваивают существительные. Но тем, кто изучает менее дружественные к глаголам языки, такие как английский, похоже, нужна помощь в грамматике, чтобы научиться использовать глаголы (Imai, et al., 2008). Дети также очень изобретательны в создании своих собственных слов, чтобы использовать их в качестве ярлыков, таких как «заботьтесь о» при обращении к Джону, персонажу мультфильма Гарфилду, который заботится о коте.

Буквальные значения:  Дети могут повторять слова и фразы после того, как услышали их только один или два раза. Но они не всегда понимают смысл слов или фраз. Это особенно верно в отношении выражений или фигур речи, которые воспринимаются буквально. Например, две девочки дошкольного возраста начали громко смеяться, слушая магнитофонную запись «Спящей красавицы» Диснея, когда рассказчик сообщает: «Принц Филипп потерял голову!» Они представляют, как его голова отрывается и катится вниз по холму, когда он бежит и ищет ее. Или класс, полный дошкольников, слышит, как учитель говорит: «Вау! Это было пустяком!» Дети начали спрашивать: «Торт? Где мой торт? Я хочу торт!»

Чрезмерная регуляризация:  Дети усваивают правила грамматики по мере изучения языка, но поначалу могут применять эти правила ненадлежащим образом. Например, ребенок учится добавлять «ed» в конце слова, чтобы указать прошедшее время. Затем составьте предложение, например: «Я был там. Я сделал это». Это типично в возрасте 2 и 3 лет. Вскоре они выучат новые слова, такие как пошел и сделал, чтобы использовать их в таких ситуациях.

Влияние обучения:  Помните Выготского и зону ближайшего развития? Детям могут помочь в изучении языка другие люди, которые внимательно слушают, моделируют более точное произношение и поощряют разработку. Ребенок восклицает: «Я пошел туда!» а взрослый отвечает: «Ты ходил туда? Скажи: «Я ходил туда». Куда ты ходил?» Дети могут быть созрели для языка, как предполагает Хомский, но активное участие в обучении также важно для языкового развития. Процесс возведения строительных лесов – это процесс, в котором гид оказывает необходимую помощь ребенку по мере того, как он осваивает новый навык.

Приватная речь:  Вы когда-нибудь разговаривали сами с собой? Почему? Скорее всего, это происходит, когда вы боретесь с проблемой, пытаетесь что-то вспомнить или очень эмоционально относитесь к ситуации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts