Кризис отрочества: предподростковые бури у детей 9 лет
Наталия Шопен: Какой невероятный оказался этот возраст — 9 лет. Временами мне кажется, что мой невинный и нежный ребенок вдруг на глазах — резко и жестко — превратился в подростка. Она грубит, обижается, заводится с пол-oборота, утверждает, что никто ее не любит. Следом — с той же бешеной скоростью — несется обниматься и признаваться в вечной любви, а вечером лежит в кровати и заливается крокодильими слезами: Мама, я не хочу взрослеть! Я хочу, чтобы мне снова было семь.
Раздражение и спор по любому поводу
Она вступает в спор по каждому поводу, легко раздражается, с интересом доводит до белого каления младших сестер, врываясь и разрушая игру, дико хохочет и через пять минут уже рыдает. Ведет себя как всезнающий и всемогущий подросток, а вслед за этим ссориться с 5-летней сестрой из-за куклы, крадет сладости, забывает сказать спокойной ночи и, о боже, таит секреты.
Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства. Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности, одиночества и — смертности. Первое в жизни полное погружение.
Нам очень повезло оказаться в вальдорфской школе, где все — и родители и учителя — в курсе того, что происходит с человеком в 9 лет. Раз в неделю в течение прошлого года (моей старшей как раз исполнилось девять) мы собирались, чтобы поделиться наблюдениями, обсудить сложные ситуации и послушать точные и очень простые советы учителя, как с этим всем быть.
Позже я с удивлением обнаружила, что вне антропорсофской среды об этом периоде мало что известно. В российском пространстве особенно. При этом есть немало прекрасных книг на английском, посвященных именно этому периоду.
Кризис девяти лет невероятно глубокий, но при этом один из самых незаметных, очень внутренних. Этот ребенок уже не орет лежа на полу как трехлетка, который не получил желаемое, и не выкрикивает жесткие слова, хлопая дверью, как подросток. Он еще нежный, очень беззащитный и действует осторожно. Этот кризис переживается глубоко внутри, в нем много наблюдения и медленного осознавания. Ребенок как бы просыпается в этот мир, мир взрослых, в структуру этой жизни.
Самое мощное осознание — есть я и есть мир. И этот мир это не я.
Детское чуство сказочности, волшебности, единения с миром постепенно исчезает. Сквозь пение птиц и зеленые деревья постепенно прступают очертания “взрослого” мира — он структурированный, жесткий, в нем есть добро и зло, и ему нет до меня никакого дела. Я маленький, а он такой огромный. Кто я для этого мира? Кто он для меня? Какая между нами связь? И есть ли она?
В этом возрасте у многих детей возникают необъяснимые страхи — темноты, смерти, того что под кроватью. Если мир отдельный, то у него, возможно, есть много всего, о чем я не знаю. Что там, за этим углом? Мама, ты ведь однажды умрешь? Что делать если будет война или землетрясение? Зачем на свете смерть?
Деда Мороза не существует…
Многие осознают именно в этом возрасте, что Деда Мороза не существует, или что родители далеко не боги, а ведут себя часто странно, или что у подружкиной мамы есть любовник и это некая норма жизни. Процесс зачатия и деторождения у многих получает конкретные образы.
Чудесные защиты мира детства, когда все немножко не по-настоящему, и все в игре и легкости, истончаются. На ребенка бесшумно обрушивается взрослый мир. В котором очень много всего. Слишком много.
Внутренняя работа, об-ра-ботка информации идет постоянно. Внешне кажется, что ничего не происходит, а внутрь нас никто пустить не может, даже если бы и хотел. Это несоответствие внутреннего и внешнего (я же ребенок, от меня ждут привычных реакций) выливается в резкие перепады настроения, агрессию, обвинения, отказ выполнять обязанности, нежелание помогать, бездействие, раздражительность. Часто все домашние воспринимаются как враги. Кроме домашних животных, конечно — эти ребята как раз становятся самыми близкими и понимающими друзьями. Буря на пустом месте может произойти в любой момент.
Да, от этого не сбежать, внутри идет мощнейшая работа — ребенок рождается в самого себя. На это требуются силы и время. И то что необходимо — качественное торможение всего, что происходит вокруг. Не хочет ходить на кружки — не надо, не хочет помогать — можно мягко обойти этот момент и сделать самой. Девятилетнему человеку требуется много свободы и тишины. Сидеть и рисовать часами, копаться в какой-то фигне, миллион раз кинуть мяч в корзину, долго идти в полном молчании. Тишина, рутина, скука, минимум внешних раздражителей.
Ребенок познает себя. Но самое главное он познает ответ на вопрос: если я это не ты, то кто я? Любишь ли ты меня, если я — отдельный? Этот вопрос ключевой, и все поступки 9-летнего человека необходимо рассматривать с этой позиции. Любишь ли ты меня, когда я такой? Любишь ли ты меня, когда я знаю о сексе? Когда я своровал? Сделал что-то недоброе? Когда я грублю тебе? А сейчас?
Стоит ли говорить, что ответ должен быть всегда одним и тем же. Этот ответ может даже не быть озвучен, но важно, чтобы он звучал в сердце. Этот ответ единственное, что позволяет вытащить себя из ситуации и смотреть как бы немножко со стороны, на этого человека, который сейчас тяжело борется с этими ветрянными мельницами, с которыми мы, порой, боремся всю жизнь. Чтобы он прошел эту борьбу и чтобы эти мысли не парили его дальше — чувство поддержки, приятия, собственной ценности — нужно дать это сейчас, в эти маленькие большие девять лет.
С ним все в порядке, он справляется, он нормально воспитан, мы достаточно хорошие родители, нет, он не растет эгоистом, это просто такой период. Пусть вырыдается, выкричится, выскажет претензии — вечером можно залезть к нему в кровать и мирно поговорить.
Люблю.
P.S. Кстати, не волнуйтесь, к 10-ти годам все нормализуется, и вы получите обратно своего замечательного ребенка. Правда, ненадолго. Лет эдак до 12-ти. Но это уже совсем другая история 🙂
Вот на этом ресурсе можно найти много полезной информации о кризисе 9-ти лет
Подростковый кризис у девочек и мальчиков
Содержание статьи
- Физиологические причины
- Психология подросткового кризиса
- Фазы подросткового кризиса
- Проявления в подростковом возрасте
- Особенности протекания у девочек и мальчиков
- Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
- скачки артериального давления – зачастую наблюдается гипертония, однако вариантом нормы является и гипотония;
- головокружения, головные боли;
- слабая концентрация, рассеянное внимание;
- учащенное сердцебиение (тахикардия), ощущение сдавленности в области сердца;
- одышка;
- обморочные состояния;
- быстрая утомляемость;
- повышенная возбудимость, расстройства сна.
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
- проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
- принимает свою внешность со всеми изменениями;
- меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
- принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
- развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
- Негативная, или предкризисная. Самый ранний этап, который может проявлять первые признаки уже в 9-10 лет. Характеризуется началом перехода к новому типу взаимодействия с окружающими. Ребенок начинает отказываться от старой системы ценностей, ломает стереотипы, меняет отношение к себе и окружающим. Детские отношения с родителями больше его не устраивают, но ко взрослой системе взаимодействия он еще не готов. У ребенка появляются новые интересы, другие взгляды, начинает меняться окружение.
- Непосредственно кризисная стадия. Зачастую этот этап достигает пика в 13-15 лет. Проявляться может по-разному: от максимального протеста, конфликтности и раздражительности во всех жизненных сферах, до поэтапного перехода к новым ролям, отношениям и самовосприятию. Развиваются новые способы мышления, появляются другие возможности, интересы. Подросток отстаивает свое мнение и возможность самостоятельно принимать решения, отделяется от родительского влияния, контроля.
- Позитивная, или посткризисная. Считается завершающим этапом пубертатного кризиса. В этом периоде подросток уже формирует ценности и приоритеты, определяет вектор дальнейшего развития, интересов. Половое созревание практически окончено, место в социуме среди сверстников – определено. Подросток укрепляет ядро интересов и в дальнейшем продолжает его развивать.
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
- Снижение успеваемости в школе, работоспособности. Физиологические и психические перемены, смена типа мышления напрямую влияют на обучение ребенка. Он плохо справляется с творческими заданиями, теряет концентрацию, заинтересованность в обучении. Даже незначительная критика может отбить желание углубляться в определенную сферу или тему.
- Негативные реакции. Даже самые покладистые дети стремятся сепарироваться от родителей, в связи с чем часто проявляют вспыльчивые реакции даже в привычных ситуациях. Естественными проявлениями негативизма являются пессимистичные настроения, повышенная раздражительность, неудовлетворенность собой, капризы, нервозность.
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
- Реакции эмансипации. Ребенок хочет самостоятельности, и эта реакция выражается в избегании контроля родителей, отрицании привычных ценностей, уходе к общению с ровесниками. Подросток демонстрирует независимость и самостоятельность, требует признавать его равность и считаться с его мнением.
-
Реакции самоутверждения. Преимущественно выражается в общении со сверстниками и проявлении интереса к противоположному полу.
- Реакции поиска новых интересов. В переходном возрасте интересы подростка распыляются на множество направлений: поиск себя, стремление к неизвестному и новизне, погружение в информативно-коммуникативные сферы. Подросток глубоко увлекается каким-либо интеллектуально-эстетическим направлением (музыкой, кино, философией и др.), ищет телесно-мануальные практики (занимается своим телом, повышает выносливость, силу), развивает лидерские качества (пытается занять достойную позицию среди сверстников), погружается в информационное поле (проводит много времени в Интернете, социальных сетях).
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
- Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
- Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
- Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров. Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
- Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь. Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
- Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
- Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
- Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию. Участие в жизненных ситуациях, общие интересы позволят ненавязчиво помогать ребенку решать проблемы по мере необходимости.
- Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
- Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
- Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату. Следует сдерживать свое желание контролировать его действия, увлечения, эмоции.
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
- Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию. Уже через несколько минут его внимание переключится на что-то другое.
- Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
- Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются. Но осторожная беседа во время совместной деятельности принесет результаты.
- Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
- Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
- Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Дети много времени проводят в смартфонах, планшетах. Переписки в мессенджерах для них привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Записаться на прием
Запись через сайт является предварительной.
Наш сотрудник свяжется с вами для подтверждения записи к специалисту.
Указать время
Время9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:3018:0018:3019:0019:3020:0020:3021:0021:30
Указать специалиста
Cпециалист— не знаю —ПедиатрНеонатологДетский аллергологДетский гастроэнтерологДетский гинекологДетский дерматологДетский иммунологДетский кардиологДетский логопедДетский ЛОРДетский неврологДетский нефрологДетский онкологДетский ортопедДетский офтальмологДетский проктологДетский пульмонологДетский ревматологДетский урологДетский эндокринологДетский эндоскопистДетский хирург
Подробнее о гарантии качества медицинских услуг
Наши преимущества
Комплексный подход
В детском медцентре ведётся прием детей с первых дней жизни до совершеннолетия более чем по 25 направлениям.
Собственная лаборатория
На базе медцентров работает собственная лаборатория, поэтому мы делаем анализы и исследования качественно и в срок.
Современное оборудование
Все клиники оснащены передовым оборудованием, в работе используются только проверенные методики
Акции и скидочная система
Регулярные акции и скидки, комплексные программы и обследования в рамках профилактических осмотров.
Понимание детской травмы — что такое детская травма?
Краткие факты
По крайней мере 1 из 7 детей сталкивался с жестоким обращением с детьми и/или безнадзорностью в прошлом году, и это, вероятно, заниженная оценка. В 2019 году в США от жестокого обращения и безнадзорности умерло 1840 детей.
Каждый день более 1000 молодых людей проходят лечение в отделениях неотложной помощи от травм, связанных с физическим насилием.
В 2019 году примерно каждый пятый старшеклассник сообщил, что за последний год подвергался издевательствам на школьной территории.
8% старшеклассников участвовали в драках на школьной территории один или несколько раз в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу.
Каждый день около 14 молодых людей умирают в результате убийств, и более 1300 человек проходят лечение в отделениях неотложной помощи от травм, связанных с насилием.
Важно распознавать признаки травматического стресса и его краткосрочные и долгосрочные последствия.
Признаки травматического стресса у каждого ребенка могут быть разными. Маленькие дети могут реагировать иначе, чем дети старшего возраста.
Дети дошкольного возраста
- Страх разлуки с родителем/опекуном
- Много плакать или кричать
- Плохо питайся или похудей
- Видеть кошмары
Дети начальной школы
- Становятся тревожными или испуганными
- Чувство вины или стыда
- Трудно сосредоточиться
- Проблемы со сном
Дети среднего и старшего школьного возраста
- Чувствую себя подавленным или одиноким
- Развитие расстройств пищевого поведения или самоповреждающего поведения
- Начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками
- Вовлечься в рискованное сексуальное поведение
Система сигнализации тела
У каждого человека есть система сигнализации в теле, предназначенная для защиты от вреда. При активации этот инструмент подготавливает тело к борьбе или бегству. Будильник может быть активирован при любом предполагаемом признаке проблемы и заставить детей чувствовать себя напуганными, злыми, раздражительными или даже замкнутыми.
Здоровые шаги, которые дети могут предпринять, чтобы отреагировать на сигнал тревоги
- Распознать, что активирует сигнал тревоги и как реагирует их тело
- Решите, есть ли реальная проблема, и обратитесь за помощью к взрослому, которому доверяете
- Практикуйте глубокое дыхание и другие методы релаксации
Воздействие травмы
Воздействие детского травматического стресса может продолжаться далеко за пределами детства. На самом деле, исследования показали, что пережившие травму дети могут испытывать:
- Проблемы с обучением, в том числе более низкие оценки и более частое отстранение от занятий и исключение из школы
- Увеличение использования медицинских и психиатрических услуг
- Расширение участия в системах защиты детей и ювенальной юстиции
- Длительные проблемы со здоровьем (например, диабет и болезни сердца)
Травма является фактором риска почти всех нарушений психического здоровья и злоупотребления психоактивными веществами.
Есть надежда. Дети могут и восстанавливаются после травмирующих событий, и вы можете сыграть важную роль в их выздоровлении.
Важнейшей частью выздоровления детей является наличие системы поддерживающего ухода , доступ к эффективным методам лечения и системам обслуживания, основанным на информации о травмах.
Получите помощь прямо сейчас
SAMHSA Behavioral Health Treatment Services Locator
Национальная сеть помощи детям, страдающим от травматического стресса: получите помощь сейчас
Healthcare Toolbox: Basics of Trauma-Informed Care
Не все дети переживают детский травматический стресс после травматического события . При поддержке многие дети могут выздороветь и развиваться.
Будучи заботливым взрослым и/или членом семьи, вы играете важную роль.
Запомнить:
- Убедите ребенка, что он или она в безопасности.
- Объясните, что он или она не несет ответственности. Дети часто винят себя за события, которые полностью находятся вне их контроля.
- Будьте терпеливы. Некоторые дети выздоравливают быстро, в то время как другие восстанавливаются медленнее. Убедите их, что им не нужно чувствовать себя виноватыми или плохо относиться к каким-либо чувствам или мыслям.
- Обратитесь за помощью к обученному специалисту. При необходимости специалист в области психического здоровья, обученный научно обоснованному лечению травм, может помочь детям и семьям справиться с ситуацией и двигаться к выздоровлению. Попросите направление к педиатру, семейному врачу, школьному консультанту или члену духовенства.
Посетите следующие веб-сайты для получения дополнительной информации:
- Травмы и насилие
- Национальная сеть детского травматического стресса
Что делать, если ваш ребенок находится в кризисной ситуации
Признать, что ваш ребенок переживает кризис психического здоровья, может быть непросто. Вы можете не знать, что представляет собой кризисная ситуация, а не «плохой день» или «фаза». Вы можете испугаться — возможно, вы не знаете, как защитить своего ребенка. Добавьте к этому сложную систему школьного образования и здравоохранения, а также нехватку ресурсов для людей, борющихся с кризисом психического здоровья, и легко впасть в уныние.
Не забывайте доверять своим инстинктам. Вы эксперт по своему ребенку. Даже в этой сложной ситуации можно быть уверенным, что вы любите их больше всего, знаете их лучше всех и сделаете все необходимое, чтобы обезопасить своего ребенка.
Что такое кризис?
Кризис психического здоровья возникает, когда ваш ребенок рискует причинить вред себе или другим, или если его эмоции и поведение кажутся чрезмерными и неконтролируемыми.
Предупреждающие признаки кризиса психического здоровья могут включать:
- Выражение суицидальных мыслей либо посредством явных заявлений, таких как «Я хочу умереть», либо более расплывчатых заявлений, таких как «Я не хочу больше здесь находиться»
- Угрозы причинить вред другим или себе
- Самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов или ожогов
- Выражение сильного возбуждения и агрессии, в том числе физической агрессии, порчи имущества, враждебности и т. п.
- Галлюцинации или бред
- Изоляция от друзей и семьи
Как действовать
Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в кризисной ситуации, вам нужно будет принять некоторые решения. Как вы поступите, зависит от того, находятся ли они в непосредственной опасности, и от ресурсов, доступных в вашем сообществе.
Непосредственная опасность
Если вы чувствуете, что жизнь вашего ребенка или чья-либо жизнь находится в опасности, это чрезвычайная ситуация — вы должны принять немедленные меры для обеспечения безопасности всех. Позвоните 911 (или на местную экстренную линию) или обратитесь в ближайшее отделение неотложной помощи. Ни в коем случае нельзя оставлять их одних.
Советы по телефону 911
- Сообщите операторам службы экстренной помощи, что у вашего ребенка кризис психического здоровья. Во многих сообществах есть специалисты по оказанию помощи, обученные оказывать поддержку молодежи, переживающей кризис психического здоровья, поэтому важно, чтобы у них была эта информация.
- В частности, спросите, есть ли детская кризисная команда. Эти специалисты обучены вмешиваться в такие ситуации.
- Предоставьте как можно больше подробностей о ситуации.
Нет непосредственной опасности
Если вы уверены, что ваш ребенок не подвергается непосредственной опасности и что вы можете справиться с ситуацией, рассмотрите следующие шаги. Имейте в виду, что даже если это не физическая «чрезвычайная ситуация», это все же срочная ситуация, которую следует решать как можно быстрее.
- Создайте для них безопасное пространство, чтобы они могли говорить о своих чувствах и активно слушать. Задавать вопросы — это нормально, но самое главное — убедите их, что вы здесь, чтобы поддержать и помочь им.
- Если ваш ребенок уже получает психиатрическую помощь, обратитесь к его психиатру или терапевту. Они могут подсказать, что делать дальше, включив свои знания о вашем ребенке и текущей ситуации.
- Если ваш ребенок в настоящее время не получает лечения, ему потребуется оценка психического здоровья. Связь со службами охраны психического здоровья для детей может быть сложной задачей, но врачи первичной медико-санитарной помощи часто могут проводить обследования и направления.
- Свяжитесь с горячей линией или текстовой линией, которая предоставляет услуги и ресурсы кризисного вмешательства, например, «Кризисная текстовая линия» или «Национальная линия спасения от самоубийств».
- Заблаговременно разработайте план действий в кризисной ситуации, чтобы определить план действий, если психическое здоровье вашего ребенка когда-либо обострится до чрезвычайной ситуации. Частью создания этого антикризисного плана является определение того, как обеспечить безопасность других детей в вашем доме во время такого рода чрезвычайной ситуации.
Ресурсы
- Национальная горячая линия по предотвращению самоубийств
Национальная горячая линия по предотвращению самоубийств (The Lifeline) по телефону 1-800-273-TALK (8255) имеет кризисных специалистов, которые помогут вам и доступны круглосуточно и без выходных. - Кризисная текстовая линия
Вы можете отправить текстовое сообщение кризисному консультанту, который доступен круглосуточно и без выходных - Горячая линия лечения SAMHSA 800-662-HELP (24/7)
- Онлайн-поиск лечения SAMHSA
- Руководство по преодолению кризиса психического здоровья
Предоставляет важную, потенциально спасительную информацию для людей, переживающих кризис психического здоровья, и их близких. В этом руководстве описывается, что может способствовать кризису, предупреждающие признаки того, что кризис зарождается, стратегии, помогающие снизить эскалацию кризиса, доступные ресурсы и многое другое. - NAMI Basics OnDemand
NAMI Basics OnDemand — это бесплатная онлайн-образовательная программа, состоящая из шести занятий, для родителей, опекунов и других членов семьи, которые ухаживают за молодежью, испытывающей симптомы психического заболевания. Основы NAMI OnDemand — это адаптация очного курса, предлагаемого в 43 штатах филиалами NAMI.