какие основные в современном обществе, их характеристика
Содержание:
- Развитие психологии в мире — основные направления
-
Научные школы в России, содержание и современные теории
- Характеристика школы Выготского
- Школа Леонтьева А.Н.
- Школа С.Л. Рубинштейна
- Школа Б.Г. Ананьева
- Какие подходы применяются к изучению психологии
Содержание
- Развитие психологии в мире — основные направления
-
Научные школы в России, содержание и современные теории
- Характеристика школы Выготского
- Школа Леонтьева А. Н.
- Школа С.Л. Рубинштейна
- Школа Б.Г. Ананьева
- Какие подходы применяются к изучению психологии
- Мировая психологическая школа
Развитие психологии в мире — основные направления
Изучение психологии и изложение ее закономерностей – цель существования многих течений, концепций. Так называемые психологические школы, включая классические, рассматривают особенности психологических реакций человека с разных углов зрения, по-своему определяют предмет и схемы функционирования.
Психологическое осмысление окружающего мира происходило людьми постоянно. Параллельно с этим появлялись люди, которые изучали особенности влияние житейского опыта на формирование мировоззрения людей. Ученые выделяют три этапа формирования и развития психологической науки:
- донаучный;
- философский;
- научный.
Синоним термина «донаучный» — «житейский». На этом этапе наука формировалась естественным образом, по мере концентрации в человеке новых знаний и практик. Человек наблюдал за окружающей средой, создавал художественные ценности, накапливал философские суждения. Такой этап называют донаучным, так как в его содержании отсутствуют базовые теоретические подходы.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Философская психология начала свое существование с деятельности греческих философов: Гераклита, Демокрита, Фалеса и других. Времена их деятельности характеризовались античностью и научно рассматриваются с позиций материализма, идеализма, дуализма.
Так, Гераклит считал, что душа имеет отношение к космосу:
«Душа – искорка космоса, космос – вечно живой огонь все окружающее человека и он сам подвержены вечному изменению».
Во взглядах Демокрита лежало утверждение, что основополагающим является атомарное строение:
«Все сущее состоит из атомов, атомы – мельчайшие субстанции, которые неделимы и недоступны чувствам, различаются по форме, величине и подвижности».
Фалес отдавал роль первоосновы воде, Анаксимен – воздуху, а идеей Платона было то, что мир существует независимо от материи и человеческого сознания.
Донаучный период характеризовался отсутствием исследований, он базировался лишь на наблюдениях и последующих размышлениях.
Начало следующего века было отмечено возрастанием роли религии. Идеи греческих философов сменились богословскими. Были признаны мысли Аристотеля о душе как основе церковных догм.
Дуалистический период совпал с эпохой Просвещения. Для изучения процессов психологии начали использоваться научные подходы. Декарт отождествлял душу и ум, определял равнозначность духа и тела. В его трудах отражены положения о рефлекторной природе поведения человека. Декарт настаивал, что личность способна контролировать свое психическое поведение.
На основании этих взглядов претерпела изменения собственно методология, получив дуалистическое направление. К самонаблюдению добавились научные принципы, пути изучения сознания и тела стали различными.
Научный этап имеет не столь давнюю историю. Его начало (вторая половина XIX века) связано с внедрением экспериментальных методов. «Отец психологии» В. Вундт стал основоположником первой лаборатории психологии, занимающейся профильными экспериментами.
С его руки появилась интернациональная школа психологов, суть работы которой была отражена в известном труде «Основы физиологической психологии».
Научные школы в России, содержание и современные теории
Ведущие ученые проводили психологические исследования под различным углом зрения. В результате этого сформировались отдельные парадигмы, определились научные школы, проводящие теоретические и эмпирические исследования.
Некоторое время содержание отечественной психологии сводилось к принципу «творческой самодеятельности», выдвинутому С.Л. Рубинштейном. Кроме него, основополагающая роль отводилась теории Выготского. Согласно ей, психическая деятельность не является изолированной, а осуществляется в определенной внешней среде, которая может вызвать существенные изменения.
В российской психологии понятие личности определяется двояко:
- Исходя из личностного принципа. Это означает, что характер психических процессов человека зависит от его личных качеств и состояния в определенный момент.
- С позиции познания личности самой себя. Учитывается характер формирования, развития, собственной индивидуальной оценки.
Характеристика школы Выготского
Основателем данного направления была сформулирована идея, что развитие высших функций психики происходит в ходе онтогенеза, под влиянием общения со взрослыми.
Подход к формированию психики ребенка сводится к тому, что слово является самым действенным орудием.
Категорией, которую Выготский определял первостепенной, является сознание. Психические функции могут иметь врожденную или непосредственную природу, а развитие идет филогенетически: биологически и исторически.
У Л.С. Выготского имеется две формулировки психологических реакций человека. В первой говорится, что они опосредованы, во вторых – что развитие внутренней деятельности происходит из внешней с помощью интериоризации.
Определение
Интериоризация – появление и развитие особенностей психики в зависимости от внешней общественной жизни, получения определенного опыта, комплексного формирования личности.
По Выготскому в онтогенезе происходит два процесса: природный и культурный. Иногда они сливаются в один, взаимно проникая друг в друга. К природным (натуральным) характеристикам относят память, внимание (непроизвольное), воображение, образное мышление и другие. Культурное взросление происходит в тесном единстве с органическим. Его основа – развивающийся организм.
К функциям психического свойства относят:
- логическую память;
- творческое воображение;
- мышление;
- внимание произвольное.
В первом случае психическая реакция идет по принципу «появился стимул – развилась реакция», во втором – через знаки.
Выготский представлял неотделимыми процессы формирования личностей и их культурное развитие. Показатель эффективности этого процесса определяется соотношением натуральных и психических параметров.
Школа Леонтьева А.Н.
В концепции Леонтьева присутствует продолжение теории Выготского о наличии влияния социального окружения в формировании и развитии личности.
Вначале ученого заинтересовало, как на психике человека отражается конкретная деятельность, определяют ли действия сознание? Работая над этим вопросом теоретически и практически, Леонтьев сделал следующие выводы:
- изучая действия человека, можно понять особенности его психики;
- управление практикой может происходить параллельно с управлением психикой.
А.Н. Леонтьев разработал классификацию периодов развития психики. Она по сей день находится в практическом пользовании теоретиков и гласит, что психика здорового человека обязательно проходит определенные фазы и этапы развития.
На первых порах у человека проявляется обычная сенсорная психика, позднее она становится более сложной, а после этого вступает в высшую фазу своего развития – интеллектуальную.
Кроме этого, у Леонтьева существовала система анализа сознания человека. Его оценка психики подразумевала анализ личностного смысла, изучение предметного значения происходящего.
Школа С.Л. Рубинштейна
Следующий представитель отечественных психологических школ – С.Л. Рубинштейн. Его методология была связана с идеями К. Маркса. Для него познание было не чем иным, как активная деятельность. Такой подход лег в основу принципа общности сознания и деятельности. Это значит, что психика – не пассивный процесс, а деятельный. Поведение индивидуума поясняет его психологические особенности.
Согласно трактовке Рубинштейна личность демонстрирует:
- что человеку хочется, какие у него потребности;
- что человек может, какие у него имеются таланты;
- что он сам собой представляет.
Понятию человеческой сущности ученый дает следующее определение:
«Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю».
Ученый делает акцент на том, что действия оказывают влияние на личность, но и сама личность может занимать заметную позицию, выбирая сферу своей деятельности.
Обращал внимание Рубинштейн на термины «сознание» и «самосознание». Он не согласен, что самосознание замкнуто на самом себе. Оно включает взаимоотношение с окружающим миром посредством определенных событий.
Школа Б.Г. Ананьева
Выдающийся психолог XX века – Б.Г. Ананьев максимально изучал вопрос индивидуального развития человека. Он выделял термины: индивид, личность, субъект, человек. Индивид – более раннее формирование, чем личность. В обществе постоянно образуются социальные связи, которые регулируют правила и нормы, облегчают приемы общения. Начало личности – сложный процесс вхождения индивидуума в социум. Наиболее заметно это протекает на втором-третьем году жизни малыша.
Ананьев применял антропологический метод исследования, включая в него многолетние генетические испытания. Согласно его теории, развитие представляет собой развивающуюся интеграцию, появление психофизиологических действий.
Именно исследования интеграции дали возможность Ананьеву рассматривать психическое развитие в ходе онтогенеза, персоногенеза и социогенеза.
Какие подходы применяются к изучению психологии
В изучении психологии существует несколько типов подходов. Среди них:
- биологический;
- когнитивный;
- бихевиористский;
- психоаналитический;
- феноменологический.
Список начинает биологический метод, сторонники которого рассматривают нейробиологические процессы, обуславливающие особенности поведения и психические характеристики человека.
В коре головного мозга существуют определенные участки, благодаря которым человек узнает знакомые предметы, понимает слова, сохраняет события в памяти.
В сравнении с предыдущим способом, когнитивизм предполагает первичными восприятие, мышление, запоминание, после которых происходит принятие решения.
Психологи – сторонники бихевиористского подхода – изучают не поведение человека, а его сознание. С их точки зрения, формирование поведенческих реакций происходит по инициативе определенных сигналов.
Различие психоаналитического метода с описанными выше заключается в том, что поведение человека, как и его самопознание, зависит от иррациональных, внутренних влечений (например, агрессия или сексуальность). Эти стремления не видны внешне, они «спрятаны» в подсознании. Однако при определенных условиях они могут спровоцировать депрессию, психологическую конфликтную ситуацию.
Феноменологический метод утверждает, что природа заложила в человеке желание самореализоваться. На практике это означает, что психолог, придерживающийся такого подхода, будет работать с человеком по принципу: не нужно бороться с проблемой, а нужно по-иному ее оценить.
Мировая психологическая школа
Во взглядах мировых психологических школ также есть определенные отличия. Так, Освальд Кюльпе – создатель Вюрцбургской школы и ученик Вундта – приветствовал экспериментальные методы работы. Разрабатывались экспериментальные схемы для изучения высших психических процессов. Акцент ставился на процессы, происходящие в сознании человека при решении определенных задач.
Результаты исследований позволили сделать вывод: для сознания характерны не только сенсорная, но и несенсорная реакции. Психологи зарубежной Вюрцбургской школы создали метод «систематической экспериментальной интроспекции».
Ф. Бретано представил отличную от взглядов Вундта программу, которой была посвящена «Психология с эмпирической точки зрения». Будучи католическим священником и философом, он воспринимал в качестве предмета психологии активность психической деятельности.
Рассмотрению подвергался не человек, а его психические характеристики. Структура теории сводится к тому, что не отдельные ощущения формируют психику, а результат воздействия определенного предмета.
Среди разных психологических течений важная роль отводится австрийской школе, представителем которой является А. Мейнонг. Его «теория предметов» исключала содержательный компонент сознания.
Х. Эренфельс – еще один австрийский психолог – в течение своих исследований установил ряд гештальтов, которые определил как результат деятельности человеческого сознания.
Определение функции дал Карл Штумпф – основатель института психологии при университетах Мюнхена и Берлина. Штумпф вместе с коллегами в понятии «функция» выделял:
- феномены – явления сознания;
- функции психики;
- собственно отношения;
- эйдосы.
Э. Титченер – основатель психологической школы Корнуэльского университета – руководил «структурной школой». В ее понимании элементы сознания, свойственные человеку в период самонаблюдения, являются предметом психологии.
Насколько полезной была для вас статья?
У этой статьи пока нет оценок.
Таблица по школам и основным направлениям в психологии
Справочник
- формат docx
- размер 94.09 КБ
- добавлен 15 июня 2011 г.
Основные направления и школы психологической науки, основатели и деятели, их описание и основные идеи, развитие и нынешнее состояние
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Исторические дисциплины
- История науки и техники
- Академическая и специальная литература
- Концепции современного естествознания (КСЕ)
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Культурно-историческая психология
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Методология и история психологии
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Периодика по психологии
- Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования
- Академическая и специальная литература
- Философские дисциплины
- История философии
- Академическая и специальная литература
- Философские дисциплины
- Философия науки и техники
- Документальная литература
- Жизнь выдающихся людей
- Ученые, изобретатели, деятели науки
Смотрите также
- формат doc
- размер 339.45 КБ
- добавлен 12 ноября 2009 г.
М. : Институт психологии РАН, 1997, — 576 с. В книге дана общая характеристика психологической науки в России XX века и на этом фоне проанализированы некоторые основные линии развития в психологии личности, в социальной психологии и психологии познания. Особое внимание уделяется психологии субъекта, которая становится все более актуальной проблемой для наук о человеке. Для психологов, философов, социологов, педагогов и студентов соответствующих с…
- формат doc
- размер 83.76 КБ
- добавлен 15 июля 2011 г.
Конспект лекций / Е.Г. Ефремов, Ю.Т. Новиков. – Омск: Изд-во ОмГТУ. – 68 с. Методологические основания исторического анализа. История психологии как наука . Развитие психологии в рамках учения о душе и сознании. Донаучное развитие психологии. Античная философская психология. Психология средневековья и эпохи возрождения. Психологическая мысль нового времени. Сенсуализм в психологии нового времени. Психологическая мысль в эпоху просвещения. Ассо…
Статья
- формат doc
- размер 139 КБ
- добавлен 03 января 2010 г.
Предмет и задачи истории психологии как научной дисциплины. Периодизация истории психологии. Методы и принципы ист. психологии. Античная психология. Учение о душе в период средневековья. Психологические взгляды в эпоху Возрождения. Развитие психологии в 17 веке. Развитие психологии в 18 веке. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Ассоциативная психология. Причины возникновения кризиса в мировой психологии в 10-30г 20 века. Пси…
Статья
- формат rtf
- размер 111. 74 КБ
- добавлен 30 апреля 2010 г.
Историческое преобразование определений предмета психологии. Предмет изучения психологии. Естественнонаучные основы психологии. Методы исследования в психологии. Общие и специальные отрасли психологии. Методы изучения психологических явлений.
Реферат
- формат docx
- размер 56.72 КБ
- добавлен 16 февраля 2010 г.
УГАТУ, история психологии, 18 страниц Специальность психология История античной психологии. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения. Развитие психологии в Новое время. Зарождение психологии как науки. Основные достижения отечественной психологии начала XX века. Использованная литература.
- формат docx
- размер 191.56 КБ
- добавлен 15 июня 2011 г.
Краткая биография личностей, принимавших активное участие в развии психологии как науки, основные труды, идеи, влияние на развитие психологии как науки
Словарь
- формат doc
- размер 6.96 КБ
- добавлен 21 июня 2010 г.
Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них. таблица составлена по учебнику Ждан А. Н. «История психологии: от античности к современности», М.: Педагогическое общество России, 1999. хронология от VI в. до н. э. – V в. до 60-е гг. XX в…
- формат doc
- размер 117 КБ
- добавлен 10 января 2011 г.
Описание временных периодов, развитие науки психологии на протяжении развития человечества, общая характеристика, перечень деятелей и основные идеи временного периода, от первобытности до современности.
- формат doc
- размер 8.15 МБ
- добавлен 23 апреля 2009 г.
/ Пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. — 532с., ил. Книга посвящена истории современной психологии – с конца XIX столетия и до наших дней. История психологии изложена здесь в виде очерков по сформировавшимся направлениям и научным школам мышления. Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независи…
- формат pdf
- размер 53.37 МБ
- добавлен 21 мая 2011 г.
Издательство «Евразия», Санкт-Петербург, 2002 — 533 с. Книга посвящена истории современной психологии — с конца XIX столетия и до наших дней. История психологии изложена здесь в виде очерков по сформировавшимся направлениям и научным школам мышления. Каждая из психологических школ рассматривается как течение, вырастающее из исторического контекста, а не как нечто независимое или изолированное, а каждое направление рассматривается с точки зрения…
Основные психологические школы
«Психология имеет долгое прошлое, но короткую историю». В этих нескольких словах Герман Эббингауз, один из великих мыслителей в психологии, точно уловил суть развития этой области. С незапамятных времен мужчины и женщины размышляли над вопросами психологического характера. От ранних египтян до древнегреческих философов не прекращались попытки понять человеческое мышление и поведение. Если бы вам дали домашнюю работу по психологии, чтобы задокументировать всю историю этой области, вы, вероятно, трудились бы над ней целую вечность. Тем не менее, несмотря на свое давнее прошлое, формальная история психологии восходит к 1879 г., всего 133 года назад.– год, когда Вильгельм Вундт открыл двери первой психологической лаборатории в Лейпциге, Германия. В результате этого важного шага Вундт широко известен как основатель психологии. Он также был первым, кто назвал себя психологом. Тем не менее, это было только начало вклада Вундта в эту область. Он стал первым из нескольких энергичных ораторов, участвовавших в непрекращающихся дебатах о том, что должно быть в центре внимания психологии. История психологии действительно коротка, но она никогда не была лишена драмы. С учетом сказанного, пусть разворачивается драма…
Структурализм
Идеи Вундта легли в основу первой школы мысли (или точки зрения) в психологии, известной как структурализм. Однако в действительности именно один из учеников Вундта, Эдвард Б. Тиченер, формально основал эту психологическую школу мысли. Структурализм, как следует из названия, был сосредоточен на исследовании структуры разума. Вундт считал, что психология должна сосредоточиться на разложении сознания на его основные элементы, примерно так же, как ребенок разбирает игрушку, чтобы открыть ее составные части. Идея определения специфической структуры чего-то столь абстрактного и динамичного, как разум, сегодня многим может показаться абсурдной. Тем не менее, структуралисты были уверены, что они не только могут достичь этой цели, но и могут сделать это с научной точки зрения.
Вундт разработал технику самоанализа как «научный» инструмент, который позволит исследователям раскрыть структуру разума. Самоанализ включает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения. При использовании этой методики обученным испытуемым предъявлялись различные формы стимулов и просили как можно яснее и «объективнее» описать то, что они испытали. Затем отчеты будут изучены, чтобы определить основные элементы сознания. Например, если вам подарили кусок торта, было бы недостаточно просто определить тип еды перед вами. Вам также нужно будет объяснить основные элементы торта, которые вы можете почувствовать. Например, вы можете максимально подробно описать вкус, запах, текстуру, цвет и форму торта.
Структурализм сыграл значительную роль в формировании области психологии в годы ее становления. Вундт и его последователи помогли утвердить психологию как независимую экспериментальную науку, и их упор на научные методы исследования остается ключевым аспектом дисциплины и сегодня. Тем не менее структуралисты не могли избежать критики. Несмотря на их благородную попытку научного исследования, интроспекция была далека от идеала, потому что нет двух людей, воспринимающих одно и то же совершенно одинаково. Поэтому отчеты испытуемых, как правило, были субъективными и противоречивыми. Одна из самых яростных критических замечаний в адрес структурализма исходила от Уильяма Джеймса, одного из ведущих сторонников функционалистской точки зрения.
Функционализм
С точки зрения американского ученого Уильяма Джеймса, структуралисты сильно ошибались. Ум подвижен, нестабилен; сознание непрерывно, а не статично. Таким образом, попытки изучить структуру ума будут в худшем случае бесполезными, а в лучшем — разочаровывающими. Они утверждали, что более плодотворным было бы изучение функции в отличие от структуры разума. Функция в этом смысле может означать одно из двух: во-первых, как работает разум, то есть как элементы разума работают вместе, и, во-вторых, как психические процессы способствуют адаптации. Находясь под явным влиянием учения Чарльза Дарвина и принципа естественного отбора (выживание наиболее приспособленных), Джеймс считал, что психические процессы выполняют жизненно важные функции, позволяющие нам адаптироваться и выживать в меняющемся мире. Таким образом, в то время как структуралисты спрашивали, «что происходит», когда мы занимаемся умственной деятельностью, функционалисты больше интересовались тем, «как это происходит» и «почему».
Функционализм внес большой вклад в развитие психологии. Это расширило как предмет психологии, так и диапазон методов, используемых для получения данных. Например, упор функционалистов на адаптацию побудил их продвигать изучение обучения, поскольку считается, что это улучшает нашу приспособляемость и шансы на выживание. Их забота о том, «почему» происходят определенные психические процессы, также означала, что они проделали обширную работу над мотивацией. Функционалистам также приписывают привнесение в психологию изучения животных, детей и аномального поведения, а также акцент на индивидуальных различиях (Hergenhahn, 2009). ). Кроме того, в то время как структуралисты установили психологию как чистую науку, функционалисты расширили эту узкую направленность, также сосредоточив внимание на практическом применении психологии к проблемам реального мира. Что касается методов исследования, функционалисты дополнили существующий репертуар, используя ментальные тесты, опросники и физиологические меры в дополнение к самоанализу (Schultz & Schultz, 2011).
Тем не менее, у функционалистов были свои недостатки. Как и структуралисты, они в значительной степени полагались на технику интроспекции со всеми ранее упомянутыми недостатками и подвергались критике только за то, что давали расплывчатое определение термина «функция». Несмотря на неоднократные словесные нападки, направленные друг на друга, ни структурализм, ни функционализм не оставались на переднем крае психологии очень долго. Оба внесли значительный вклад в психологию, но пренебрегли одним важным фактором, влияющим на человеческое мышление и поведение, – бессознательным. Здесь Зигмунд Фрейд дебютировал.
Психоанализ
Упомяните слово психология, и мало кто не вспомнит Зигмунда Фрейда. Подобно структуралистам и функционалистам до него, Фрейд верил в изучение скрытого поведения, но, в отличие от своих предшественников, Фрейд не довольствовался изучением только сознательной мысли; он нырнул с головой в бессознательное. Фрейд сравнил человеческую психику с айсбергом: лишь небольшая его часть видна другим, а большая часть лежит под поверхностью. Фрейд также считал, что многие факторы, влияющие на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном. Поэтому психологии необходимо было изучить эти бессознательные влечения, мотивы и импульсы, чтобы прийти к более полному пониманию личности.
Не все современные психологи согласны с психоаналитической теорией Фрейда, но никто не может отрицать значительное влияние, которое этот человек оказал на психологию. Он открыл совершенно новые горизонты в психологии и предложил одну из самых всеобъемлющих теорий личности, когда-либо написанных, с объяснениями того, как работает бессознательное и как развивается личность в первые годы жизни. Многие более поздние теоретики испытали прямое или косвенное влияние Фрейда, поскольку они либо основывались на его иногда противоречивых взглядах, либо модифицировали их, либо реагировали на них. Работа Фрейда привела к развитию первой формы психотерапии, которая модифицировалась и использовалась бесчисленным количеством терапевтов на протяжении всей истории психологии. Даже все это, если использовать аналогию Фрейда, является лишь самой «верхушкой айсберга» в том, что касается его вклада.
Никакая другая психологическая школа не получила столько внимания, восхищения и критики, как психоаналитическая теория Фрейда. Одна из самых больших критических замечаний заключается в том, что его теория не является научной, поскольку многие из его концепций не поддаются проверке. Фрейд также не смог понять, как переживания после детства способствуют развитию личности, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах, а не на более позитивном, адаптивном поведении (Burger, 2011).
Бихевиоризм
Несмотря на различия, структурализм, функционализм и психоанализ уделяли особое внимание психическим процессам — событиям, невидимым невооруженным глазом. Джон Б. Уотсон, стойкий сторонник бихевиоризма, резко возражал против такого подхода и совершил революцию в психологии. Уотсон был сторонником научного изучения, но для него скрытое поведение, включая психические процессы, не могло быть изучено с научной точки зрения. Акцент, с его точки зрения, должен делаться только на явном или наблюдаемом поведении. Бихевиористы считали, что человеческое поведение можно понять, исследуя взаимосвязь между стимулами (событиями в окружающей среде) и реакциями (наблюдаемое поведение). Они не видели необходимости использовать субъективные методы, такие как самоанализ, для вывода о психических процессах, с которыми не могли прийти к согласию даже обученные испытуемые и исследователи. То, что когда-то было изучением разума, стало изучением наблюдаемого поведения.
Б. Ф. Скиннер, другой известный бихевиорист, поддержал точку зрения Уотсона, выдвинув идею о том, что человеческое поведение можно объяснить подкреплением и наказанием — наблюдаемыми факторами окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы. Более поздние бихевиористы приняли более сбалансированный взгляд на вещи, охватив изучение как открытого, так и скрытого поведения. Они стали известны как когнитивные бихевиористы.
Призыв Уотсона к большей объективности, каким бы радикальным он ни был, значительно продвинул психологию по пути превращения в науку, а не просто в совокупность философских мыслей (Benjafield, 2004, цитируется по Coon & Mitterer, 2010). Многие из теорий обучения, используемых сегодня психологами, также родились из бихевиористской школы мысли и часто применяются для модификации поведения и лечения некоторых психологических расстройств (например, фобий). Тем не менее строгий бихевиористский взгляд Уотсона никоим образом не превосходил узкого акцента структуралистов и функционалистов только на психической жизни. Действительно, «многие аспекты человеческого опыта (например, мышление, внутренняя мотивация, творчество)… лежат за пределами строгого поведенческого определения психологии» (Уолтерс, 2002, стр. 29).). Они также должны быть изучены, чтобы получить более полное представление об индивидууме. Это был один из ключевых аргументов другой зарождающейся школы мысли, известной как гештальт-психология.
Гештальт-психология
Слово «гештальт» означает «форма, образец или целое». Гештальт-психологи считали, что психология должна изучать человеческий опыт как «целое», а не с точки зрения отдельных элементов, как утверждали структуралисты. Их лозунг «целое больше, чем сумма его частей» передал идею о том, что смысл часто теряется, когда психологические события разбиваются на части; только когда эти части анализируются вместе и видна вся закономерность, мы находим истинный смысл в наших переживаниях. В качестве примера представьте, что слова, которые вы сейчас читаете, разбиты на отдельные буквы и разбросаны по странице по вашему желанию. Сможете ли вы разглядеть в них что-то значимое? Вполне вероятно, что нет. Только когда буквы правильно объединены в слова, а затем структурированы в предложения, вы улавливаете истинный смысл. Тогда «целое» становится чем-то другим, чем-то большим, чем совокупность его «частей».
Гештальт-психологи, такие как Макс Вертхаймер, проделали обширную работу по различным аспектам познания, включая восприятие, решение проблем и мышление. Кроме того, их настойчивость в изучении отдельных лиц и переживаний в целом до сих пор сохраняется в психологии. Их работа также привела к появлению формы психотерапии, широко практикуемой современными психологами.
Гуманистическая психология
С появлением каждой школы мысли, упомянутой ранее, лицо психологии постепенно обретало форму. Однако не все были довольны ходом событий. В первую очередь среди них были психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс, которых не устраивал в высшей степени детерминистский взгляд на две основные силы в психологии — психоанализ и бихевиоризм. Детерминизм — это идея о том, что наши действия контролируются силами, находящимися вне нашего контроля. Для психоаналитиков эти силы бессознательны; для бихевиористов они существуют в нашем окружении. Однако психологи-гуманисты рассматривали людей как свободных агентов, способных контролировать свою жизнь (в отличие от того, чтобы их контролировали), делать собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения. Гуманизм утверждал положительный взгляд на человеческую природу, подчеркивая, что люди по своей природе хороши. Из этой школы мысли также возникла уникальная форма терапии, с акцентом на помощь людям в полной реализации их потенциала. Это сильно отличалось от психоанализа, который был сосредоточен только на уменьшении неадекватного поведения.
Заключение
За те несколько лет, что психология стала отдельной наукой, она росла и менялась бесчисленными способами. Каждая крупная школа мысли боролась за господство, но, в конце концов, ни одна из них не вышла явным победителем. При этом проигравших не было. Как так? Что ж, каждая школа мысли оставила неизгладимый след в психологии, помогая превратить ее в уважаемую дисциплину, которой она является сейчас. Кроме того, многие психологи сегодня придерживаются эклектичного подхода: вместо того, чтобы цепляться за одну конкретную точку зрения, они тщательно выбирают из каждой школы мысли те идеи и методы, которые, по их мнению, наиболее подходят для достижения их целей. Психология никогда не была и не будет статичной областью изучения. Даже сейчас пишутся новые теории, изучаются новые темы и новые идеи, которые еще предстоит изучить.
Ссылки
Burger, JM (2011). Личность . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Кун, Д., и Миттерер, Дж. О. (2010). Введение в психологию: шлюзы к разуму и поведению (12-е изд.). Белмонт, Калифорния: Wadsworth
Hergenhahn, BR (2009). Введение в историю психологии (6 -е -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Шульц, Д.П., и Шульц, С.Е. (2011). История современной психологии (10 -е -е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
Уолтерс, Г. Д. (2002). Психология как наука о сознании и поведении. В С. П. Шохов (ред.), Успехи психологических исследований, Том 15 (стр. 27-50) . Нью-Йорк: Nova Science Publishers Inc.
- Основная задача гуманистической психологии (psychologytoday.com)
- 5 подходов; Бихевиоризм; биологический; познавательный; эволюционный; Психодинамика. (arthurmellowspsych.wordpress.com)
- 10 бесплатных онлайн-курсов и лекций по психологии (whatispsychology.biz)
- Общество медиа-психологии и технологий (psychologytoday.com)
Анализ различных психологических школ | by Valentina Solci
Описание 6 школ психологии
Photo by John Rodenn Castillo on UnsplashКак и любая другая академическая область, психология, изучение разума, имеет сотни школ мысли (или теорий). Эти школы мысли предлагают разные точки зрения для изучения предмета и, в свою очередь, могут повлиять на то, как вы воспринимаете данную тему.
Начиная с первых египтян и до древнегреческих философов, людей всегда интересовало понимание человеческого мышления и поведения (WIP). Происходя из биологии и философии, психология официально превратилась в самостоятельную науку, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия, в 1879 году. Из-за этого Вундт широко известен как основатель психологии и положил начало первой школе мысли, известной как структурализм.
После этого многие ученые и академики спорили и критиковали друг друга за свою работу, что неизбежно привело к созданию других теорий. На данный момент существует шесть основных направлений, на которые ссылаются и изучают больше всего.
Фото Андрея Александру Попеску на UnsplashСтруктурализм
Как упоминалось ранее, структурализм является первой официальной психологической школой. Вундт получил большую часть признания за то, что основал эту школу, однако на самом деле многие мысли и исследования исходили от его ученика Эдварда Б. Титченера (WIP). Структурализм направлен на исследование структуры разума. Психологи этой школы хотели определить и понять основные элементы сознательного разума и сделать это с научной точки зрения. Вундт приблизился к этой цели, используя инструмент самоанализа, который «предполагает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения» (WIP). Хотя у самоанализа есть свои преимущества, многие критики отмечали, что этот научный инструмент менее идеален, поскольку «две личности не воспринимают одно и то же совершенно одинаково» (WIP). В результате экспериментальные отчеты субъектов часто были субъективными и противоречивыми.
Функционализм
Ведущим ученым этой школы мысли был Уильям Джеймс, американский психолог и ученый, который верил в изучение функции разума, а не его структуры. Для этой теории функция относится к тому, как работает разум и как психические процессы способствуют адаптации (WIP). Функционалисты были сосредоточены на том, почему происходят определенные психические процессы, что привело их к изучению адаптации, мотивации, животных и детей. Эти психологи подошли к своим экспериментам, используя самоанализ в сочетании с ментальными тестами, опросниками и физиологическими показателями. (НЗП)
Психоанализ
Чтобы полностью понять человека, психологи психоаналитической школы верили в изучение бессознательного. Лидером этой школы мысли был Зигмунд Фрейд. Один из наиболее упоминаемых психологов, Фрейд определенно оставил свой след в психологии, поскольку он беззастенчиво погрузился в изучение всех элементов бессознательного, что контрастировало с работой, которую структуралисты и функционалисты проделали для сознательной части разума. Фрейд считал, что большинство «факторов, влияющих на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном» (WIP). Он сравнил человеческий разум с айсбергом, только часть которого видна другим, а остальная часть живет и процветает под поверхностью сознания.
Важно помнить, что не все психологи следуют открытиям Фрейда и сосредотачиваются на бессознательном, однако большинство специалистов в области психологии признают его крупномасштабное влияние на эту область. Его работа над бессознательным и ранним развитием личности привела к тому, что более поздние психоаналитики использовали, например, психотерапию. Хотя исследования Фрейда в области бессознательного проложили путь к современной психологии, многие скептически отнеслись к его работе, поскольку его концепции не всегда можно было проверить. Кроме того, он не смог понять, как жизнь после детства повлияла на личность, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах. (НЗП)
Бихевиоризм
Отказавшись от акцента на психических процессах, Джон Б. Уотсон внес новшества в психологию, основав бихевиоризм, школу мысли, сосредоточенную на объективном изучении разума посредством изучения стимулов (событий в окружающей среде) и реакций ( наблюдаемое поведение) (WIP). В своей простейшей форме бихевиоризм — это изучение наблюдаемого поведения.
Дополняя работу Уотсона, бихевиорист Б. Ф. Скиннер продвигал идею изучения человеческого поведения с помощью «поощрения и наказания — наблюдаемых факторов окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы» (WIP). Позже появились когнитивные бихевиористы, объединившие исследования явного и скрытого поведения.
Желание Уотсона изучать разум сквозь призму объектива помогло психологии стать более «научной» областью, а не философией. Однако, как и во всех теориях, критики этой школы считали, что большинство психических влияний имеют внутреннее происхождение, поэтому изучения объективного поведения недостаточно для понимания разума в целом.
Гештальт
Термин «гештальт» означает «форма, образец или целое». Эти психологи верили в изучение разума и человеческого опыта в целом, а не в разбивку на отдельные элементы. Гештальт-психологи известны своей поговоркой: «Целое больше, чем сумма его частей». Это подчеркивает их взгляд на то, как смысл теряется, когда идеи разбиты на части; только когда части анализируются как единое целое, можно понять истинный смысл человеческих переживаний. Макс Вертхаймер — пример гештальт-психолога, изучавшего познание, восприятие, решение проблем и мышление. (НЗП)
Гуманистическая
В результате неудовлетворенности взглядами и работой ранее упомянутых школ мысли возникла гуманистическая психология. Гуманисты рассматривали людей как «свободных агентов, способных контролировать свою жизнь (в отличие от того, чтобы их контролировали), делать собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения» (WIP). Визуализируя таким образом человечество, эти психологи более позитивно подходили к человеческой природе и считали, что люди по своей природе хороши.
Карл Роджерс — один из самых известных психологов-гуманистов, который не согласился с детерминистским подходом (идеей о том, что наши действия контролируются силами, находящимися вне нашего контроля), который лежал в основе психоанализа и бихевиоризма.