Школы психологии. Кратко
Психоанализ — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно успешный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Это едва ли не самая известная школа.
История возникновения психоанализа началась с того, что Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют бессознательную структуру.
Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и норма, по Фрейду, не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.
Швейцарский психиатр К. Юнг, ученик Фрейда, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, которое присуще всему человечеству. В таком коллективном, или социальном, бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом архетипами (т. е. первичными образами). Например, один из архетипов — анима, персонификация идеала женственности в сознании мужчины — определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола.
Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из них. Задержка ответа, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании так называемого комплекса — совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.
Другой последователь Фрейда, А. Адлер, рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.
Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования. Эта психологическая школа была основана в 1940-х гг. В. Франклом. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия.
Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фру- стрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука. Подчеркивалось, что внесение в человеческую жизнь смысла само по себе производит психотерапевтический эффект, а утрата его ведет к экзистенциальным неврозам с характерным для них чувством тоски и бессмысленности существования. Главное в лечении неврозов — убедить пациента в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, и если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.
Гуманистическая психология — направление в западной (главным образом американской) психологии, признающее своим важнейшим предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К. Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр X. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение из социума. Основоположник гуманистической психологии Э. Фромм утверждал, что v человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
К 1960-м гг. среди представителей школы гуманистической психологии были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации как условия становления личности. Другой важный принцип — необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т. е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример — сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Гештальтпсихология — школа психологии начала XX в. Основана Максом Вертгеймером в 1912 г. Сторонники гештальтпсихологии взяли на вооружение целостный (холистический) подход задолго до того, как гуманистическая психология заявила о себе как о новом направлении. История гештальтпсихологии (нем. «Gestalt» — «структура, форма») берет начало в Германии в 1912 г., когда М. Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект движущейся картинки создает, например, последовательное включение/ выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки.
Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В. Кёлер и К. Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии. К. Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф. Перлз — к психотерапии, А. Маслоу — к теории личности. К. Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.
Бихевиоризм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале XX в. , радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
В США психология с самого своего возникновения (в 1880-х гг.) имела в основном функционалистскую и поведенческую ориентацию — в отличие от Германии, где преобладающим направлением был структурализм. Если последний уделял главное внимание осознаваемому внутреннему опыту (например, ощущениям), то функционализм интересовался не структурой психики, а ее функционированием. Бихевиоризм пошел дальше функционализма и уничтожил все упоминания о психике и механизмах ее функционирования.
В 1913 г. один из основателей бихевиоризма Д. Уотсон заявлял, что может взять любого человека и, используя лишь метод обусловливания, сделать его врачом, адвокатом, художником, нищим или вором независимо от его талантов, склонностей, способностей, образования, а также этнической принадлежности. Такие последовательные бихевиористы, как К. Халл, Б. Скиннер и Н. Миллер, утверждали, что нет принципиальных различий между процессом обучения у крыс и людей: и те и другие находятся под влиянием процесса обусловливания — подкрепления поведения с помощью награды или наказания.
Когнитивизм — направление в психологии, изучающее процессы познания, работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. Когнитивизм в наибольшей степени подорвал позиции бихевиоризма. К 1930 г. психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э. Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе когнитивных карт, т. е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие промежуточных переменных.
Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым они психологически подготовлены и которые соответствуют уровню их психической организации. Другими словами, речь идет о значении видоспецифичных свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма — ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.
Поделиться ссылкой
Психологические школы. История современной психологии
Психологические школы
В первые годы развития психологии как отдельной научной дисциплины — а точнее, в последней четверти XIX столетия — огромное влияние на нее оказал Вильгельм Вундт, немецкий физиолог, у которого были четкие представления о том, какую форму эта новая наука — его новая наука — должна обрести (см. главу 4). Он определил цели, предмет, методы и темы исследований — естественно, под воздействием своего времени и господствующих в ту пору течений в философии и психологии. Но как бы то ни было, именно Вундт, как провозвестник духа того времени, объединил различные философские и научные направления мысли. В течение некоторого времени психология формировалась, главным образом, под его влиянием.
Вскоре ситуация изменилась. Среди все возрастающего числа психологов возникли противоречия. В других науках и культуре в целом выдвигались новые идеи. Как отражение этих новых веяний, некоторые психологи выразили несогласие с концепцией Вундта и предложили собственное видение психологии.
Термин психологическая школа[5] в рамках психологии подразумевает группу психологов, связанных идейно, а иногда и территориально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами. Появление различных психологических школ, их последующий упадок и замена другими — одна из поразительных черт истории психологии.
Та стадия в развитии науки, когда она еще разделена на отдельные школы, называется допарадигматической (Kuhn. 1970). (Парадигма, то есть модель или образец, является общепринятым — в рамках научной дисциплины — способом размышления, который в течение некоторого времени для исследователей данной области определяет и основные вопросы, и основные ответы.) Наука достигает зрелости, то есть высокой стадии развития, когда она больше не делится на различные школы: когда большинство ученых едины в вопросах принятия основных теорий и методов.
На этой стадии развитие научной области определяется некой моделью, общей парадигмой — больше нет соперничающих фракций.Действие парадигмы можно увидеть на примере истории физики. В течение примерно 300 лет физика носила имя Галилея и Ньютона, все физические изыскания того времени проводились фактически в рамках созданной ими системы. Но парадигмы могут меняться, как только большинство теоретиков и практиков принимает новый взгляд на предмет и методы изучения. В физике это случилось, когда система Эйнштейна заменила модель Галилея/Ньютона. Эту смену одной парадигмы другой можно назвать <научной революцией> (Kuhn. 1970).
Психология еще не достигла парадигматической стадии. На протяжении всей истории психологии исследователи находятся в поиске — ищут, анализируют, отвергают разные научные определения. Ни одна из систем или точек зрения не смогла объединить все существующие платформы. Пионер когнитивной психологии Джордж Миллер (см. главу 15) заметил, что «в этой сфере нет ни единых приемов, ни стандартных методов. И при этом, по всей видимости, нет никакого фундаментального научного принципа, сопоставимого с законами Ньютона или эволюционной теорией Дарвина» (Miller. 1985. P. 42).
Если психологи и могут быть в чем — то единодушны, так это в том, что «сегодня психология еще более неоднородна, чем сто лет назад, и кажется, будто мы как никогда далеки от того, что хоть сколько — нибудь напоминало бы согласие относительно характера психологии» (Evans, Sexton, Gadwallader. 1992. P. XVI). Такую точку зрения разделяют многие психологи. «В конце [XX] столетия, нет никакой единой системы, никаких единых принципов для определения психологической дисциплины и ведения исследований» (Chiesa. 1992. P. 1287). «Психология… представляет собой не единую дисциплину, но собрание нескольких различных ветвей» (Koch. 1993. P. 902). «Американская психология разделена на враждующие фракции» (Leahey. 1992. P. 308). Психологическая наука состоит из групп, каждая из которых «цепляется» за собственную теоретическую и методологическую платформу, и подходит к изучению человеческой природы, вооружившись собственными методами, пользуясь собственной терминологией, журналами и прочими атрибутами своей школы.
Каждая из ранних психологических школ была движением протеста, восстанием против господствующей системы взглядов. Представители каждого течения громко заявляли об очевидной слабости старой системы и предлагали исправить ситуацию с помощью новых определений, концепций и стратегий исследования. Когда новой школе мышления удавалось завладеть вниманием научного сообщества, предыдущая платформа тут же отвергалась. Обе стороны яростно отстаивали свои позиции: то и дело возникали конфликты между старой и новой школой.
Ведущие теоретики старшей школы редко становились убежденными сторонниками новой системы. Обычно это были седовласые мужи, умом и сердцем глубоко преданные своим взглядам; им было непросто, а то и поздно меняться. Более молодые и менее горячие сторонники старшей школы, напротив, часто увлекались новыми идеями и становились последователями нового учения, оставляя «стариков» с их традициями и работой в почти полном забвении.
Немецкий физик Макс Планк писал, что «новая истина в науке одерживает победу не потому, что ее оппоненты «прозревают», а скорее потому, что все они в конечном счете умирают, а новому поколению знакома только новая система» (Planck.
1949. P. 33). «Как было бы хорошо, — говорит Чарльз Дарвин в письме к другу, — если бы каждый, кто имеет отношение к науке, умирал в возрасте шестидесяти лет, ведь потом уже приходится только отбиваться ото всех новых доктрин» (цит. по: Boorstin. 1983. P. 468).В истории психологии существовали самые разные школы, и каждая из них выступала против предшествующей. Новые течения использовали старших оппонентов как объекты для критики и импульс для собственного развития. Представители каждой школы громогласно отмежевывались от предыдущей теоретической системы. По мере того, как новое течение крепло, обретало сторонников и влияние, уже вдохновлялась новая оппозиция, и процесс противостояния начинался заново. Что некогда было просто изысканиями, становилось агрессивной революцией, венчалось успехом, устанавливало традиции — и затем отступало под энергичным напором следующего молодого движения. Успех, состояние покоя ослабляют. Прогресс питает противоборство. Как только оппозиция повержена, страсть и рвение некогда нового движения умирают.
Господство по крайней мере некоторых из психологических школ было лишь временным, но важную роль в развитии психологии сыграли практически они все. Это влияние прослеживается и в современной психологии, хотя сегодня раскол в ней мало напоминает предыдущие, так как новые доктрины вновь заменили старые. Функцию психологической школы можно сравнить со строительными лесами (Heidbreder.1933). Нельзя возвести высокое здание без лесов, и все же по окончании строительства их разрушают — за ненадобностью. Точно так же структура сегодняшней психологии была построена в рамках структуры и на основе руководящих принципов (лесов) предшествующих психологических школ.
Именно с точки зрения исторического развития различных психологических школ можно лучше всего понять прогресс психологии. Огромный вклад в нее внесли великие ученые — мужчины и женщины, — но значение их трудов более явственно, когда рассматривается в контексте идей, которые им предшествовали, их корней и тех исследований, которые за ними последовали.
План книги
В главах 2 и 5 рассказывается о философских и психологических системах, предшествующих экспериментальной психологии. На основе этих философских и психологических традиций были разработаны психология Вильгельма Вундта (глава 4) и так называемый структурализм[6] (глава 5). За структурализмом последовали функционализм[7] (главы 6, 7 и 8),
Психоанализ и бихевиоризм вдохновили на создание множества подшкол. В 50–х годах нынешнего столетия в качестве ответа на бихевиоризм и психоанализ появилось такое направление, как гуманистическая психология[11]; она включала в себя и принципы гештальтпсихологии. Около 1960 года бихевиоризму бросило вызов движение когнитивной психологии[12], и определение психологии было пересмотрено еще раз. Важная особенность новейших преобразований — это возврат к изучению сознания и психических, или когнитивных, процессов. «Потеряв сознание» в ходе бихевиористской революции, психология теперь вновь смогла вернуться к этой теме. Эти процессы описаны в главе 15.
Рассмотрение истории развития психологии мы продолжим в главе 16: попытаемся положить конец дискриминационным методам в психологии, а также подчеркнем вклад в психологию не столь широко известных ученых.
Вопросы для обсуждения
1. Что дает право утверждать, что психология — одна из старейших академических дисциплин, но одновременно и одна из самых молодых? Объясните, почему современная психология принадлежит XIX, и XX векам.
2. В чем ценность изучения истории психологии?
3. Чем данные истории отличаются от научных данных? Приведите примеры искажения исторических данных.
4. Расскажите о контекстных силах, которые повлияли на развитие современной психологии?
5. Опишите различия между персоналистической и натуралистической концепциями научной истории. Какой подход подтверждается случаями одновременного открытия?
6. Что такое Zeitgeist? Как Zeitgeist влияет на развитие науки? Сравните развитие науки с эволюцией видов.
7. Что понимают под термином «психологическая школа»? достигла ли психологическая наука парадигматической стадии развития? Почему «да» или «нет»?
Рекомендуемая литература
Boorstin, D. (1983) The Discoverers. New York: Random House, увлекательная книга о великих открытиях в истории человеческих знаний. Рассказ о том, как первооткрыватели и их сторонники борются за место в науке с догмами и мифами.
Buxton, C.E. (Ed.) (1985) Points of view in the modern history of psychology. Orlando, FL: Academic Press. Вопросы историографии (принципы и методы исторического исследования). О философских биологических и религиозных взглядах на силу контекстного воздействия (см. главу 14).
Cadwallader, T.C. (1975) Unique values of archival research. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 11,27–33. статья о роли архивных исследований (неизданные документы, дневники, переписка и записные книжки), раскрывающих воздействие личности ученого на его идеи.
Furumoto, L, (1989) The new history of psychology/ In S.Cohen (Ed.),The G. Stanley Hall lecture series (vol.9, pp,5–34). Washington DC: American Psychological Association. Основываясь на анализе исторических фактов, автор обосновывает влияние конкретных факторов и показывает, как такой подход ведет к новому пониманию роли психологов — женщин в развитии науки.
Психологические школы в исторической перспективе
Психологические школы в исторической перспективе Мы уже видели в предыдущих главах, как вновь возникающие школы появлялись, переживали период расцвета и затем вливались в основное русло современной психологической мысли. Каждая из таких школ первоначально черпала
ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы
ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским
Школы терапии
Школы терапии Между двумя терапевтами, один из которых помещает пациента на кушетку, погружая его в поток свободных ассоциаций, а другой приглашает на сессию всю семью, скорбя в ее кругу по поводу безвременной кончины дедушки, надо признать, не очень много общего. И столь
Тема 20. Психологические школы
Тема 20. Психологические школы Общие факторы психотерапии для всех школ Психотерапевтические изменения могут затрагивать отдельные психические функции или систему личности в целом. Методы коррекции нарушенных функций различаются по механизмам и средствам научения. 1.
53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ
53 ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ ФункционализмВильям Джемс (1842–1910) утверждал, что внутренний опыт человека – это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор). Он предложил концепцию, в соответствии с
Экологические школы
Экологические школы В идеале школьные экологические программы не будут ограничиваться учебным расписанием или походами; они затронут и изначальный внешний вид новой школы, и переоборудование старой с игровыми площадками, основным принципом дизайна которых станет
РЕБЕНОК БОИТСЯ ШКОЛЫ
РЕБЕНОК БОИТСЯ ШКОЛЫ Мой ребенок осенью пойдет в школу. Уже сейчас он настроен негативно. Говорит, что там он будет уставать и долго сидеть за партой. Как убрать такой настрой? Яна Миргородова, Оренбург Прежде всего вам необходимо выяснить — откуда такая информация
Ученики начальной школы (6–9 лет)
Ученики начальной школы (6–9 лет)
Ученики средней школы (9–12 лет)
Ученики средней школы (9–12 лет)
Базис школы
Базис школы Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих предметов, – мы это называем интуитивным чтением. Заметим, что он их может прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным
Истина школы
Истина школы Что умеет и чего не умеет Школа?Школа умеет любить и воспитывать любовь. Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.Школа умеет созидать и
Различные школы психологии
Существуют разные школы изучения психологии, а именно; структурализм, функционализм, гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ, гуманизм и когнитивная психология.
Структурализм занимается изучением структуры разума, а также элементов, которые с ним связаны. Сторонники структурализма использовали метод интроспекции, эту школу психологии возглавляют Вундт и Титченер.
Функционализм предполагает изучение функций сознания, а не изучение структуры разума. Сторонники функционализма также включают интеллект, личность и другие практические проблемы, особенно в
сфере образования.
По их мнению, изучение процесса обучения важно, поскольку обучение — это средство, с помощью которого человек приспосабливается к своей среде. Школа функционализма начала свое развитие в Чикагском университете под руководством Джона Дьюи и Джеймса Энджелла и в Гарвардском университете под руководством Уильяма Джеймса.
Гештальт-психология — это школа психологии, которая анализирует опыт по конфигурации в целом или по шаблону. Гештальт-психолог подчеркивает важность того, что они называют целостностью в процессе обучения. По мнению сторонников гештальт-психологии, целое больше, чем сумма его частей. Более того, они подчеркивают важность того, что они называют формой восприятия.
Они считали, что формы, а также формы должны описываться организацией всего поля восприятия.
Гештальт-психологию представили Макс Вертгеймер, Вольфганг Колер и Коффха; это группа немецких психологов.
Бихевиоризм — это школа, которая считает, что наука психология должна заниматься поведением, а не сознательным опытом. Они подчеркнули, что поведение можно наблюдать, в то время как сознательный опыт субъективен, и это известно только вовлеченному в него человеку. Школа бихевиоризма была разработана в Университете Джона Хопкинса и возглавлялась профессором Джоном Б. Уотсоном.
Психоанализ был разработан доктором Зигмундом Фрейдом. Психоанализ объясняет физические, а также нервные и эмоциональные расстройства в отношении органических объяснений. Теория психоанализа занимается анализом подсознания и его влиянием на сознание.
Гуманизм — это школа, которая считает, что у каждого человека есть стремление к добру. По мнению гуманиста, на действия человека, такие как преступность или правонарушение, влияет фактор окружающей среды, который в конечном итоге влияет на правильное развитие человека.
Когнитивная психология работает над пониманием человеческого мозга, его основных функций и работы. Его можно рассматривать как смесь гуманизма и бихевиоризма. Это придает акцент и важность в процессах мышления, решения проблем, а также рассуждений.
Последнее обновление: 30 июля 2016 г. 13К 0
Основы, резюме и лучшие экспертные ресурсы
Человеческий разум так огромен. Нет двух одинаковых мозгов. Вот почему психологи посвятили свою жизнь изучению того, что движет человеком. Почему мы такие, какие мы есть? Почему мы так себя чувствуем? Почему мы действуем и реагируем именно так, а не иначе? Почему, почему, действительно.
Психологи посвящены пониманию того, как кто-то думает и ведет себя, и после многих лет совместных исследований родились основные школы мысли в психологии.
В психологии есть семь школ: структурализм, функционализм, гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ, гуманизм и когнитивная психология. (Примечание: это отличается от семи подходов к психологии, еще одной темы, которую стоит исследовать.)
Эти «школы» представляют собой точки зрения групп экспертов, которые разделяют общие характеристики мнений или взглядов на дисциплину, убеждения, социальные, культурные, или художественное движение. Семь школ психологии предлагают различные точки зрения, необходимые для понимания человеческой жизни. Вот разбивка всех семи школ и их отдельных путей к пониманию того, что движет всеми нами.
Структурализм
Что такое структурализм?
Структурализм фокусируется на отношениях контраста между элементами в концептуальной системе, которые отражают закономерности, лежащие в основе поверхностного разнообразия. Немецкий физиолог, философ и профессор Вильгельм Вундт посвятил свою жизнь экспериментальной психологии [1]. Сегодня это известно как структурализм. В 1800-х годах Вундт основал исследовательскую лабораторию с целью разбить сознание на управляемые части, которые можно было бы измерить. Понимая структурные компоненты сознания, Вундт надеялся понять, как работает разум в целом.
Ключевым принципом структурализма Вундта был самоанализ. Самоанализ — это процесс попытки изолировать отдельные компоненты восприятия, чтобы понять сознание.
Например, участников лаборатории могут попросить описать опыт наблюдения за одноцветной плиткой или черным пятном на листе бумаги. В конце концов, структурализм уступил место функционализму, который на очереди.
Лучшие ресурсы по структурализму
Ознакомьтесь с этими ресурсами:
Магистр вводной психологии
Вильгельм Вундт в истории: Создание научной психологии
Систематическая психология: пролегомены
Что такое Функционализм?
Функционалисты считают, что процессу обучения способствовало сознание. Изучение функционализма также касается личности, интеллекта и других практических проблем, связанных со сферой образования. Функционалиста интересует процесс обучения, поскольку процесс обучения является одним из средств приспособления человека к среде, в которой он живет.
Основным сторонником функционализма был Уильям Джеймс, профессор Гарварда в 1800-х годах, который считал, что сознание нельзя понять, разбивая его на части [2]. Вместо этого он считал, что психологи должны понимать функцию своих умственных способностей и опыта, чтобы понять, как работает разум. Возьмем, к примеру, эмоциональное переживание страха. Джеймс хотел бы понять, как страх служит адаптивной цели (например, мотивируя человека избегать определенной ситуации), а не сосредотачиваться на самом переживании страха (как это сделал бы структуралист).
Лучшие ресурсы по функционализму
Ознакомьтесь со следующими ресурсами:
Функционализм — Стэнфордская энциклопедия философии
Уильям Джеймс Биография психолога
- 900 Введение в психологию
- 900 060
Гештальт-психология
Что такое гештальт Психология?
Гештальт-психолог анализирует опыт по конфигурации, целостной или структурированной. Эти психологи придают большое значение целостности в процессе обучения. Они подчеркивают, что целое больше, чем сумма его частей. Это означает, что для того, чтобы понять восприятие, мы должны думать не с точки зрения отдельных частей, а с точки зрения того, как эти части объединяются.
Гештальт-терапия была первоначально разработана Фредериком Перлзом, более известным как Фриц, в ответ на психоаналитическую теорию Фрейда. В гештальт-терапии человек рассматривается как имеющий естественную тенденцию регулировать себя: то есть расти и развиваться, люди стремятся поддерживать баланс между удовлетворением потребностей и устранением напряжения. Этот процесс называется саморегуляцией организма. В любой момент времени человек сталкивается с дисбалансом либо из-за внутренних, либо из-за внешних требований, так что баланс никогда не поддерживается.
Лучшие ресурсы по гештальт-психологии
Ознакомьтесь со следующими ресурсами:
Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности
Гештальт-терапия: краткое введение
- 0 9 Мастер психологии
Бихевиоризм
Что такое бихевиоризм?
Поведенческая психология фокусируется на процессе обучения и поведении, а также на том, как окружающая среда контролирует людей. Он вращается вокруг идеи о том, как наше наблюдаемое поведение (реакция) является результатом факторов окружающей среды (стимулов). Есть надежда, что если психологи смогут использовать поведенческую психологию, чтобы помочь нам предсказать, как люди будут себя вести, человечество сможет выработать лучшие привычки как личности, создавать лучшие продукты как компании и улучшать жизненные условия как сообщества [3].
Джон Б. Уотсон обычно считается основателем бихевиоризма, а его публикация «Бихевиоризма» в 1925 году стала поворотным моментом в этой области и одной из первых книг по поведенческой психологии [4]. Уотсон считал, что классическая обусловленность необходима и достаточна для описания и объяснения всех случаев обучения у всех видов. Около 25 лет спустя Б. Ф. Скиннер разработал теорию и принципы оперантного состояния. Оперантное обусловливание утверждает, что поведение, которое подкрепляется, более вероятно, но подкрепление может стать сложным предложением.
В конечном счете, поведенческий подход к психологии отвергает идею о том, что люди обладают свободой воли и что окружающая среда определяет все наше поведение. Его величайшей силой является способность четко наблюдать и измерять поведение.
Лучшие ресурсы по бихевиоризму
Ознакомьтесь с этими ресурсами:
Изучение поведенческой психологии
https://nobaproject.com/modules/conditioning-and-learning 906003 9002 логика Б. Ф. Скиннера
Психоанализ
Что такое психоанализ?
Психоанализ был разработан доктором Зигмундом Фрейдом. Он разработал эту теорию, объясняющую физические, нервные и эмоциональные расстройства органическими объяснениями. Зигмунд Фрейд интересуется подсознанием [5]. По его словам, на наше поведение и чувства сильно влияют бессознательные мотивы. Бессознательное включает психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства или поведение. Согласно Фрейду, подсознание является основным источником человеческого поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть. Наши чувства, мотивы и решения на самом деле сильно зависят от нашего прошлого опыта и хранятся в подсознании.
Бессознательные мысли и чувства могут переходить в сознание в форме парапраксов, широко известных как оговорки по Фрейду. Мы раскрываем то, что на самом деле у нас на уме, говоря то, что не хотели говорить.
Лучшие ресурсы по психоанализу
Ознакомьтесь со следующими ресурсами:
Основные труды Зигмунда Фрейда
Психодинамический подход
7
Психодинамическая терапия
Гуманизм
Что такое гуманизм?
Гуманистическая психология фокусируется на идее о том, что люди стремятся расти, делать все возможное и совершенствоваться. Это точка зрения, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. В то время как бихевиоризм фокусируется на том, как окружающая среда влияет на человека, гуманистическая психология понимает истинную природу человека [6]. Этот подход предполагает, что мы, как личности, обладаем некоторой степенью самоконтроля и способны определять свое собственное поведение, обладаем свободой воли и в конечном итоге несем ответственность за свои действия и поведение. Покойный Карл Роджерс, основатель движения гуманистической психологии, произвел революцию в психотерапии своей концепцией «клиент-центрированной терапии». Его влияние длилось десятилетия, но это влияние настолько стало частью господствующей психологии, что гениальный характер его работы был почти забыт.
Лучшие ресурсы по гуманизму
Ознакомьтесь со следующими ресурсами:
Стать личностью: взгляд терапевта на психотерапию
Прикладная психология: практическое руководство по психологии: приложения и исследования
9002 Естественная психологияЧто такое когнитивная психология?
Эта область психологии фокусируется на психических процессах, таких как память, мышление, решение проблем, речь и принятие решений. Он сравнивает человеческий разум с компьютером в том, как он получает и обрабатывает информацию, а также как эта информация хранится и используется. Когнитивных психологов интересуют ментальные планы и мысли, которые направляют и вызывают поведение и влияют на чувства людей. Теории тестирования интеллекта и обработки информации являются примерами когнитивной метатеории [7].
Он основан на идее, что если мы хотим узнать, что вызывает реакцию людей и почему они ведут себя так, а не иначе, нужно выяснить, какие процессы на самом деле происходят в их сознании. Подумайте о том, когда кто-то говорит вам смотреть на светлую сторону. Они исходят из когнитивной точки зрения. А когда случается что-то плохое, большинство людей чувствуют себя лучше, если проблема решена. Но что вы должны чувствовать, если ничего не меняется? Вы должны чувствовать себя плохо навсегда? Когнитивные психологи говорят, что нет. В большинстве случаев люди могут изменить свое отношение к ситуации.
Лучшие ресурсы по когнитивной психологии
Ознакомьтесь со следующими ресурсами:
Психология для чайников
Когнитивная психология
Нитивная поведенческая терапия и промывание Негативные мысли, депрессия и тревога без использования вредных лекарств
4 Функционализм 30003
Руководство для покупателей
Если вы хотите узнать больше о психологии, подумайте о том, чтобы пройти курсы от Coursera.